LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

o определение путей и создание научно-методической базы перехода на 12-летнее образование;
o совершенствование экологического образования в школах и других учебных заведениях.


3.2.3, 3.2.4. Меры по обеспечению равного доступа:
* молодежи и взрослых к соответствующим программам обучения и приобретению жизненных навыков;
* взрослого населения, особенно женщин, к базовому и непрерывному образованию?.

Реализация этих мер в наибольшей степени возможна через все уровни и виды организаций профессионального образования, включая его формальный и неформальный (обучение на производстве, в учебных центрах, на курсах, других структурах) секторы. Развитие данной системы является одним из приоритетов в стратегии общегосударственных действий до 2010 года. В соответствии с Государственными программами по снижению бедности и "Образование", дальнейшее реформирование профессионального образования намечено в следующих приоритетных направлениях:
* расширение сети профессиональных школ и колледжей; обеспечение доступности начального и среднего профессионального образования в сельской местности;
* улучшение профессиональной подготовки и переподготовки безработных;
* информатизация;
* разработка стандартов начального и среднего профессионального образования;
* увеличение социальной помощи учащимся.

В соответствующих целях ОДВ акцентируется необходимость решения проблемы расширения и диверсификации системы образования взрослых и непрерывного образования, включения ее в число ключевых вопросов национальных стратегий по образованию и снижению бедности. Особое значение придается превентивному образованию, внедрению разработанных неправительственными организациями учебных методик, имеющих практическую направленность, обеспечивающих причастность всех заинтересованных сторон и увязывающих ликвидацию неграмотности молодежи и взрослых с расширением возможностей человека и процессом развития на местном уровне. Поэтому в число приоритетных направлений Плана действий по данному разделу будет включено такое направление, как разработка политики и обеспечение поддержки программ формального и неформального образования молодежи и взрослых, способствующих улучшению качества жизни отдельного человека, местного сообщества, общества в целом.

Среднесрочные задачи:
o разработка законодательной основы, концепции и политики, определяющих роль и место формального и неформального профессионального образования (ПО) в процессе реформирования общества Казахстана; принятие Закона "О профессиональном образовании и подготовке кадров в Республике Казахстан";
o создание системы социального партнерства для обеспечения широкого и равного доступа молодежи и взрослых, особенно женщин, к программам профессионального обучения и приобретению жизненных навыков;
o совершенствование информационной системы рынка труда, анализа состояния спроса и предложения рабочей силы; создание в областях и районах информационных баз данных по спросу и предложению работы и обучения;
o ориентация учебных программ и технологий формального и неформального профессионального образования на развитие у обучаемых новых социальных, жизненно важных навыков и профессий;
o разработка и реализация специальных программ по обучению инвалидов;
o поддержка на региональном уровне центров обучения и социально-психологической адаптации для молодежи и взрослых, особенно женщин, населения районов с депрессивной экономикой, населения сельских районов;
o организация профессионально-технических курсов в малых городах в соответствии с потребностями рынка труда;
o пересмотр профилей начального и среднего ПО для приведения их в соответствие с
республиканским и региональными рынками труда;
o восстановление и обновление учебно-методического обеспечения ПО; подготовка нового комплекта (около 4 тысяч наименований) учебников и учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам, в том числе электронных;
o участие ПО в обучении и переобучении безработных требуемым на рынке труда профессиям, а также основам организации собственного дела, предпринимательства;
o развитие на новой основе системы повышения квалификации и непрерывного обучения; усиление взаимодействия частного и государственного секторов в процессе продолжающегося образования и повышения квалификации;
o повышение уровня технической оснащенности ПО с учетом развития современной и будущей индустрии;
o увеличение набора студентов инженерных и технических специальностей;
o развитие в структурах формального и неформального ПО информационной технологии, компьютерной грамотности и иных современных вспомогательных дисциплин;
o постепенное переориентирование большинства молодежи и нуждающихся в переобучении взрослых на получение рабочих профессий с высокой квалификацией;
o обновление системы стандартов ПО, с учетом экономических реалий Казахстана и
международного опыта;
o вовлечение крупных компаний, предприятий, ассоциаций работодателей в работу по восстановлению сети профессиональных учебных заведений, учебных центров, занимающихся подготовкой для них рабочих кадров и специалистов среднего звена;
o введение системы льгот для обучения в системе формального и неформального профессионального образования молодежи и взрослых с низким доходом, особенно женщин;
o обновление и развитие системы профориентационной работы;
o внедрение современной системы модульной подготовки, с возможностью ее адаптации к условиям дистанционного обучения.

3.2.5. Меры по:
* ликвидации к 2005 году разрыва между мальчиками и девочками в получении начального и среднего образования;
* обеспечению к 2015 году полного и равного доступа девочек к качественному базовому образованию и его завершению; равенства мужчин и женщин в получении образования

Ввиду того, что в Казахстане нет дискриминации в реализации права на образование по признаку пола (как отмечалось во введении, лишь отдельные проявления гендерного неравенства имеют место в обучении девочек из семей-беженцев, прибывших из стран Средней Азии), данная проблема не выделяется в стратегических документах как отдельный вопрос и решается в составе других мер, направленных на обеспечение равного доступа к образованию. В "Национальном плане действий по улучшению положения женщин" (1999 г.) этот вопрос - один из главных, в нем особо подчеркнута важность таких действий, как:
* нравственно-половое воспитание девочек, привитие им навыков здорового образа жизни;
* введение обязательной предшкольной подготовки девочек и мальчиков;
* внедрение гендерного (социально-полового) образования населения, включая гендерный подход при издании новых учебников для устранения половых стереотипов;
* повышение экономической, правовой и профессиональной грамотности женщин.

С учетом целей ОДВ этот перечень будет дополнен мерами, связанными с:
* поддержкой программ, способствующих воспитанию взаимного уважения между девочками и мальчиками, мужчинами и женщинами;
* созданием безопасной учебной среды, учитывающей гендерные факторы и помогающей устранить гендерные перекосы в поведении преподавателей и системе их подготовки.

Среднесрочные задачи:
o обновление содержания начального и среднего (общего и профессионального) образования в направлении демократизации, гуманизации и учета гендерных различий в обучении;
o разработка экспериментальных учебных программ начального и среднего образования, учитывающих особенности обучения и воспитания девочек и мальчиков;
o развитие сельской школы, разнообразной по содержанию, языкам, условиям и формам обучения;
o обеспечение высокой мотивации учащихся на приобретение качественных знаний, умений и навыков;
o реорганизация педагогического образования с учетом прогрессивных мировых тенденций в обучении детей, молодежи и взрослых, региональных, возрастных и гендерных особенностей;
o повышение экономической, правовой и профессиональной грамотности женщин;
o обучение и повышение квалификации преподавателей организаций формального и неформального образования всех типов и уровней по гендерной (социально-половой) проблематике и валеологии;
o подготовка женщин и их семей к самозанятости, предпринимательской деятельности;
o оказание содействия общественным объединениям и неправительственным организациям, способствующих активной социализации и образованию молодежи и взрослых, особенно женщин;
o обеспечение сотрудничества между местным сообществом и организациями образования;
o расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки преподавательских кадров.


3.2.6. Меры по повышению качества образования и обеспечению хорошей успеваемости всех обучаемых для достижения признанных и поддающихся оценке результатов обучения, особенно грамотности, счета и важнейших жизненных навыков.

Повышение качества образования и образовательных программ, предоставление выбора качественных образовательных услуг - один из приоритетов государственной программы "Образование". Основными направлениями достижения этой цели намечены следующие действия:
* разработка государственных стандартов для всех уровней системы образования;
* разработка учебников и учебно-методических пособий для школ;
* повышение квалификации педагогических кадров;
* совершенствование системы лицензирования аттестации и аккредитации учебных заведений;
* повышение эффективности управления, включая задачи совершенствования системы образовательной статистики и мониторинга.

В документах ДРД обеспечение высококачественного образования также связывается с рядом факторов, в том числе с наличием:
* учебной среды, характеризующейся благожелательностью, учетом гендерных факторов, обеспечением здоровья и защищенности;
* четко определенных и точно оцениваемых результатов обучения, включая знания, навыки, социальные установки и ценностные представления;
* системы управления и организации, обеспечивающей участие в этих процессах всех заинтересованных сторон.



Среднесрочные задачи:
o обновление содержания образования через обеспечение преемственности, гармонизации учебных программ для различных уровней образования (каждая предыдущая ступень полностью отвечает требованиям последующей по объему знаний и умений);
o постепенный переход от жесткой стандартизации содержания образования к гибким стандартам, ориентированным на конечные результаты образовательного процесса с учетом состояния социокультурной среды, потребностей и возможностей заинтересованных сторон;
o обеспечение более полного соответствия содержания всех уровней образования запросам общества, личности и экономики страны;
o установление нормативов стандартов успеваемости с учетом мировых тенденций;
o создание единой информационно - аналитической среды в системе формального и неформального образования;
o введение института независимой экспертной оценки и мониторинга знаний и умений обучаемых;
o завершение разработки государственных стандартов начального и среднего профессионального образования;
o совершенствование механизма лицензирования, аттестации и аккредитации организаций образования;
o введение законодательного регулирования неформального образования, как составной части единой системы образования, разработка процедуры их лицензирования и сертификации;
o предотвращение перегрузки учебных программ общего и среднего профессионального образования;
o развитие сельской школы, разнообразной по содержанию, языкам, условиям и формам обучения;
o осуществление уровневой и профильной дифференциации и индивидуализации обучения, в том числе в условиях малой наполняемости классов;
o обеспечение высокой мотивации учащихся на приобретение качественных знаний, умений и навыков;
o обеспечение сельских школ квалифицированными педагогическими кадрами;
o развитие на новой основе системы повышения квалификации и непрерывного обучения; усиление взаимодействия частного и государственного секторов в процессе продолжающегося образования, подготовки и переобучения кадров;
o создание новых учебников на альтернативной и конкурсной основе;
o обеспечение социального партнерства между местным сообществом и организациями образования;
o расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки преподавательских кадров.

3.3. Механизм реализации Национального плана

Национальный план действий по ОДВ предусматривает поэтапное его выполнение. Комплексный характер мероприятий позволит максимально скоординировать возможности государственных и негосударственных органов и организаций образования, труда и социальной защиты населения, общественных объединений и международных организаций в достижении шести целей Дакарских Рамок Действий.
Функции оперативного управления процессом реализации Плана и системного контроля за его выполнением обеспечиваются рабочей группой, созданной из числа представителей Министерства образования и науки, научных и учебных государственных и неправительственных организаций.
Конкретные меры и механизмы выполнения намеченных мероприятий по ОДВ найдут отражение в Региональных программах развития системы образования до 2005 года, которые разрабатываются местными органами управления образованием в целях совершенствования сети и деятельности организаций образования в областях. Они будут дополнены мероприятиями из национального Плана, актуальными для осуществления целей ОДВ на местах.
Эффективность механизма реализации Плана предполагается обеспечить целенаправленными и согласованными действиями всех ответственных организаций и лиц.

3.4.Финансовое обеспечение

Финансирование Национального плана действий по ОДВ будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете для выполнения Государственных программ "Образование", снижения бедности, улучшения положения женщин, борьбы с наркоманией и других. Предполагается привлечение технической и грантовой помощи международных организаций, спонсорской помощи организаций и населения.
Минимальная расчетная потребность в бюджетных средствах на реализацию программы "Образование" на 2001-2005 годы составляет 380 млрд. тенге. В показателях 2000 года определены следующие объемы финансирования этой программы на 2001-2005 годы.


2001
2002
2003
2004
2005
ИТОГО,
Млрд. тенге
Республиканский бюджет
14,9
11,3
12,6
13,9
14,5
67,2
Местный бюджет
61,1
64,7
63,4
62,1
61,5
312,8
ИТОГО
76,0
76,0
76,0
76,0
76,0
380



4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как следует из общего содержания Национального плана действий Казахстана по ОДВ, его создание не означает ни полного отказа от того, что уже имеется в сфере казахстанского образования, ни выработки отдельного "изолированного" плана для базового образования. Очевидно, что более тесная интеграция образовательной сферы с национальными программами по снижению бедности и улучшению социально-экономической ситуации страны в целом будет иметь далеко идущие прогрессивные последствия. Именно в этом состоит смысл одного из категорических утверждений, содержащихся в Дакарских Рамках Действий о том, что образование является ключом к устойчивому развитию, миру и стабильности внутри стран и в отношениях между ними.
Понятие базового образования, составляющего одну из главных позиций ДРД, означает не период обязательного школьного образования, а те знания и навыки, которые способствуют развитию личности, интеллектуальной автономии, интеграции подрастающего человека в профессиональную жизнь и его участие в развитии общества в условиях демократии.
Осознание факта важного значения образования не является гарантией того, что этой системе будет обеспечен такой уровень политической поддержки, которая позволит добиться реализации всех целей ОДВ. Потребуется нечто большее, чем одобрение со стороны министров и руководителей гражданского общества. Реализация плана будет зависеть от его поддержки самыми широкими кругами общественности, включая родителей, представителей местных общин, НПО, работодателей, специалистов в области образования, исследовательских институтов и самих учащихся. Это будет также зависеть от структур, определяющих, формирующих и продвигающих общественное мнение: СМИ, творческой интеллигенции, ведущих общественных деятелей, представляющих разные области жизни казахстанского общества. В этой связи участники Всемирного форума по образованию в Дакаре обязались поддерживать стратегии, заключающиеся в:
* обеспечении заинтересованности и участия гражданского общества в формулировании, осуществлении и мониторинге стратегий развития образования;
* разработке системы руководства и управления образованием с учетом потребностей, широкого участия и подотчетности.

Реализация предусмотренных Национальным планом действий по ОДВ в Казахстане позволит:
* осуществлять политику ОДВ в рамках устойчивого и комплексного функционирования сектора образования, тесно увязанного со стратегиями, направленными на ликвидацию бедности и социально-экономического развития страны;
* повысить качество результатов образования;
* осуществлять руководство и управление образованием, основанные на учете потребностей, широком участии и подотчетности;
* внедрить меры, обеспечивающие равенство доступа к образованию;
* объединить усилия Правительства, гражданского общества, других национальных и международных партнеров в достижении и развитии высококачественного образования;
* содействовать снижению бедности за счет повышения уровня образованности и профессиональной подготовки;
* повысить эффективность системы финансирования, увеличить инвестиции в базовое образование;
* ускорить процесс интеграции образования Казахстана в мировое образовательное пространство;
* осуществлять образовательные программы в целях содействия взаимопониманию, миру и терпимости и оказания помощи в предотвращении насилия и конфликтов;
* осуществлять комплексные стратегии по обеспечению равенства мужчин и женщин в образовании на основе признания необходимости изменения подходов, ценностей и практики в этой области;
* осуществлять образовательные программы и мероприятия в целях борьбы с эпидемией ВИЧ/СПИД и наркозависимостью;
* развивать безопасную, здоровую, инклюзивную учебную среду, способствующую успешному обучению и достижению четко определенных уровней успеваемости для всех, при справедливом обеспечении ресурсами;
* повысить статус, моральный дух и профессионализм преподавателей;
* освоить новые информационные и коммуникационные технологии для содействия достижению целей ОДВ;
* систематически следить за прогрессом в деле реализации целей и стратегий ОДВ на национальном, региональном и международном уровнях;
* использовать существующие механизмы в качестве основы для ускорения прогресса на пути к обеспечению образования для всех;
* осуществить переход от Образования для всех к Образованию в течение всей жизни.
5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ШЕСТИ ЦЕЛЕЙ ОДВ в 2002-2005годах

№№ п/п
Мероприятия
Форма завершения
Ответственные исполнители
Сроки
исполнения
Источники финансирования
1
2
3
4
5
6
1.Разработка комплекса мер по улучшению воспитания и ухода за детьми младшего возраста, особенно обездоленных и социально незащищенных детей
1.
Разработать проект Закона Республики Казахстан "О социальной защите инвалидов"
Проект закона Республики Казахстан
МТСЗ, МЗ, МОН, АТурС (по согласованию)

4 квартал
2003
Республиканский бюджет
2.
Разработать проект Закона Республики Казахстан "О социальной поддержке материнства и детства"
Проект закона Республики Казахстан
МТСЗ, МЗ, АМД, МОН, НКДСЖ, МЭБП (по согласованию)

4 квартал
2003
Республиканский бюджет
3.
Разработать проект Закона Республики Казахстан "О репродуктивных правах и гарантиях их обеспечения"
Проект закона Республики Казахстан
МЗ (по согласованию)

4 квартал
2002
Республиканский бюджет
4.
Разработать проект Закона "Об охране здоровья граждан Республики Казахстан"
Проект закона Республики Казахстан
МЗ (по согласованию)

4 квартал
2003
Республиканский бюджет
5.
Разработать национальные стандарты потребления по необходимой номенклатуре продуктов питания
Проект постановления Правительства Республики Казахстан
МЗ, Казахская академия питания, МИТ(по согласованию)

2 квартал
2002
Республиканский бюджет
6.
Разработать и внедрить государственные общеобязательные стандарты дошкольного воспитания и обучения
Приказ
Решения акимов
МОН, МЗ, МИТ (по согласованию), областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования
Декабрь
2002-2003
Республиканский и местные бюджеты

7.
Организовать разработку и внедрение в практику работы организаций дошкольного воспитания и начального обучения учебно-методические пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста серии "Предшкольная подготовка и начальная школа - непрерывный процесс образования"
Приказ
Решения акимов



МОН, МКИОС (по согласованию),
Областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования

Ноябрь
2003-2004
Республиканский и местные бюджеты
8.
Разработать и внедрить специальные образовательные программы, дидактические пособия для развития детей с ограниченными возможностями в развитии
Отчет Правительству Республики Казахстан
Приказы
МОН, МЗ, МТСЗ (по согласованию), областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования

2002-2003
Республиканский и местные бюджеты
9.
Реализовать программу физического развития и укрепления здоровья детей раннего, среднего, старшего дошкольного возраста
Приказы
МОН, МЗ (по согласованию), областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования

2002-2003
Республиканский и местные бюджеты

10.
Принять меры по обеспечению государственных организаций образования, осуществляющих дошкольное воспитание и начальное обучение, учебниками и учебно-методическими пособиями, разрешенным центральным исполнительным органом в области образования
Приказы
Областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования
Декабрь
2002-2005.
Местные бюджеты
11.
Разработать и обеспечить учебниками и учебно-методическими комплексами обучающихся и воспитанников специальных коррекционных организаций всех уровней образования
Приказы
МОН,
областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования
Декабрь
2002-2005

В пределах республиканского бюджета
12.
Разработать механизм контроля над процессом усыновления детей-сирот
Нормативный правовой акт
Приказы
МОН, МЮ, МИД, МВД, НКДСЖ(по согласованию)

4 квартал
2002
Республиканский бюджет
13.
Организовывать и проводить республиканский конкурс "Лучший детский сад года"
Приказы
МОН (по согласованию), областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования

Ежегодно 2002-2005
Республиканский и местные бюджеты
14.
Реализовать проект программы "Уход, развитие и защита детей раннего возраста"
Включение проекта в программу сотрудничества
с ЮНИСЕФ
МОН, МЗ (по согласованию)


2002-2004
В пределах предусмотренных бюджетных средств, ЮНИСЕФ
15.
Разработать и осуществить программу совершенствования нравственно-полового воспитания девочек, привития им навыков здорового образа жизни
Нормативный правовой акт
Приказы
МОН, МЗ (по согласованию), областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования


2003
Республиканский и местные бюджеты
16.
Ввести в программы вузов и институтов повышения квалификации специалистов изучение комплексных программ развития детей дошкольного возраста и обучения родителей навыкам ухода и воспитания.
Приказы
МОН, МЗ(по согласованию), областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования


2003-2005
Республиканский и местные бюджеты
17.
Предложить апробацию и внедрение международной образовательной технологии воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста "Шаг за шагом" ("Step by step")
Приказы
МОН, областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования

Декабрь ежегодно
Местные бюджеты
Другие источники
18.
Оснастить коррекционные организации образования необходимым специальным оборудованием
Приказы
Областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования
1 квартал
2003-2005
Местные бюджеты
19.
Организовать пилотный проект "Модельный предшкольный класс" на базе 300 сельских общеобразовательных школ и дошкольных организаций
Приказы

МОН, областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования


Март
2002 -2005
Местные бюджеты
Другие источники

20.
Организовывать и развивать сеть предшкольных классов и групп в дошкольных организациях и общеобразовательных школах
Приказы
Областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования

Август ежегодно
Местные бюджеты

21.
Принять меры по сохранению и развитию сети дошкольных организаций, в том числе специальных коррекционных дошкольных организаций
Приказы
Областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования

Август ежегодно
Местные бюджеты
2. Обеспечение к 2015 году доступа всех детей, особенно девочек и детей из неблагополучной среды и этнических меньшинств, к бесплатному обязательному образованию и его завершению
22
Разработать Программу профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2003-2004 годы
Проект постановления Правительства Республики Казахстан
МВД, Генпрокуратура (по согласованию), КНБ (по согласованию), МЮ, МОН, МКИОС, МЭБП, АФП(по согласованию),
областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования
4 квартал
2002
Республиканский и местные бюджеты
23
Создать школы в исправительных учреждениях с общим профессиональным обучением
Проект нормативного правового акта
МЮ (по согласованию), МОН


2003-2004

Республиканский и местные бюджеты
24
Принять меры по обеспечению организаций среднего общего образования учебниками и учебно-методическими пособиями, разрешенными центральным исполнительным органом в области образования
Приказы

Областные, гг. Астаны, Алматы управления (департаменты) образования
Декабрь ежегодно
Местные бюджеты
25
Обеспечить сельские школы пакетом прикладных компьютерных программ для проведения лабораторных и практических занятий по основам естественных и гуманитарных наук
Приказы

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign