LINEBURG


страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>








НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ПО ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ВСЕХ








Подготовлен Рабочей группой Казахстана по ОДВ
при поддержке ЮНЕСКО












Содержание

1.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .




2.
Цели и задачи Национального плана действий . . . . . . . . . . . . . . .




3.
Стратегия действий до 2015 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


4.
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .




5.
План мероприятий по достижению шести целей ОДВ в 2002-2005 годах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





6.
Список сокращенных терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .




7.
Глоссарий . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .. . . . . . . . .




























Образование является основным приоритетом и ключевым фактором развития Республики Казахстан.
Став независимым государством, мы получили возможность самим строить свою жизнь, определять свою дальнейшую судьбу. Государство связывает большие надежды с новым поколением казахстанцев, выросшим в первом десятилетии нашей независимости, воспитанном на ценностях открытого и демократического общества. Современный молодой гражданин Казахстана должен быть образованным, открытым мировым инновациям.
Сегодня в сфере образования республики происходят очень важные изменения, создаются благоприятные условия для эффективного развития национальной модели системы образования, обеспечивающей широкий доступ населения к качественному образованию на всех уровнях и ступенях обучения.
В Дакарских Рамках Действий подчеркивается, что образование вооружает человека возможностью размышлять, делать выбор и обеспечить себе достойную жизнь.
Именно с этой точки зрения разработан Национальный план действий Республики Казахстан по Образованию Для Всех, и это является свидетельством приверженности Республики Казахстан достижению целей и решению задач, провозглашенных Дакарским Форумом по образованию.
Полагаю, что комплексный характер мероприятий позволит максимально скоординировать возможности государственных и негосударственных органов и организаций, общественных объединений и представителей международных организаций в республике в достижении шести целей глобального движения за образование для всех.


Национальный координатор ОДВ
Вице-Министр образования и науки
Республики Казахстан К.Н.Шамшидинова


1.ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что только за счет своего духовного потенциала страна может войти в мировое пространство, заняв в нем соответствующее место. Поэтому сегодня, когда прогресс все больше зависит от интеллектуального потенциала общества, образование становится одной из ведущих сил будущего.
Новые общественно-политические и социально-экономические условия создали в Республике Казахстан принципиально новую ситуацию в сфере образования. Реформа образования, осуществляемая в республике с середины 90-х годов ХХ века, связана с целым комплексом мер, направленных на кардинальное изменение его организационно-экономических, правовых, структурных и содержательных компонентов. Объективными факторами, определяющими суть и направленность нововведений в образовании, выступают:
* становление Республики Казахстан в качестве суверенного государства;
* введение рыночных отношений в экономике;
* развитие различных форм собственности;
* вхождение национального образования в мировую образовательную систему.

После провозглашения суверенитета Казахстан вошел в состав ООН и многих международных экономических, политических и культурных организаций, продемонстрировав свое твердое стремление стать полноправным членом мирового сообщества.
Впервые Республика Казахстан активно включилась в работу по подготовке Национального отчета "Образование для всех. Оценка - 2000" в 1999 году. Данный отчет прошел экспертизу в Секретариате Форума ОДВ при Штаб-квартире ЮНЕСКО, получил высокую оценку, был обсужден на региональной конференции стран Азии и Тихого океана по оценке ОДВ-2000 в январе 2000 года в Бангкоке (Таиланд) и представлен на Всемирном форуме по образованию в апреле 2000 года в Дакаре (Сенегал).
Главными инициаторами Форума стали пять учреждений-спонсоров:
* Программа развития ООН (ПРООН),
* ЮНЕСКО,
* Фонд по народонаселению ООН (ЮНФПА),
* Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ),
* Всемирный банк.

Среди участников Форума были представлены делегаты 182 стран, в том числе из Казахстана. На заключительном пленарном заседании Всемирный форум по образованию принял Рамки действий, в соответствии с которыми правительства, участвующие в Форуме, взяли обязательство добиться достижения целей и решения задач ОДВ для каждого гражданина и для каждого общества. Они охарактеризовали Дакарские Рамки Действий (ДРД) как коллективное обязательство предпринять действия и уточнили механизмы для координации глобального движения за ОДВ на национальном, региональном и международном уровнях.
Основное содержание коллективных обязательств построено на достижении шести конкретных целей, связанных с осуществлением ОДВ в каждой из стран, подписавших документы ДРД. Это следующие цели:
1. Разработка комплекса мер по улучшению воспитания и ухода за детьми младшего возраста, особенно обездоленных и социально незащищенных детей.
2. Обеспечение к 2015 году доступа всех детей, особенно девочек и детей из неблагополучной среды и этнических меньшинств, к бесплатному обязательному образованию и его завершению.
3. Обеспечение равного и справедливого доступа молодежи и взрослых к соответствующим программам обучения и приобретению жизненных навыков.
4. Обеспечение справедливого и равного доступа к базовому и непрерывному образованию взрослого населения; повышение к 2015 году на 50 % уровня грамотности взрослых, особенно женщин.
5. Ликвидация к 2005 году разрыва между мальчиками и девочками в получении начального и среднего образования; обеспечение к 2015 году полного и равного доступа девочек к высококачественному базовому образованию и его завершения; равенства мужчин и женщин в получении образования.
6. Повышение качества образования и обеспечение хорошей успеваемости всех обучаемых для достижения признанных и поддающихся оценке результатов обучения, особенно грамотности, счета и важнейших жизненных навыков.

Как отмечено в ДРД, достижение этих целей требует широкого подхода, который выходит далеко за пределы системы формального образования. Особое внимание уделяется областям, вызывающим озабоченность во многих странах, в том числе таким, как образование детей младшего возраста, обеспечение здоровья школьников, профилактика и борьба с ВИЧ/СПИД заболеваниями, образование девочек и женщин, распространение грамотности среди взрослых и образование в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций.
Из содержания целей, стратегий и задач ОДВ следует, что основными целевыми группами ДРД являются:
* дети младшего возраста, особенно обездоленные и социально незащищенные;
* все дети школьного возраста, особенно девочки и дети из неблагополучной среды и этнических меньшинств;
* молодежь и взрослые, особенно женщины.

ДРД призывают все страны не позднее 2002 года подготовить комплексные национальные планы ОДВ, отражающие конкретные действия по достижению тех аспектов перечисленных целей, которые представляют наибольшую актуальность для конкретных стран. В документе предлагается основать национальные форумы и создать организационные механизмы для продвижения, оценки достижений и проблем в реализации общемировой программы Образования для всех.
Подписание Казахстаном ДРД обусловило необходимость разработки комплексного Национального плана действий по ОДВ до 2015 года.
В ДРД сделан акцент на интеграцию плана по ОДВ в общий национальный план в области образования, который, в свою очередь, вписывается в рамки национальных стратегий развития и программ снижения бедности. В Казахстане это, в первую очередь, Государственная программа "Образование", вытекающая из "Стратегии развития Казахстана до 2030 года" и связанная с Программой по борьбе с бедностью и другими социально-экономическими планами и программами. Включение плана по ОДВ в текущие процессы реформирования системы образования может дать дополнительный импульс социальным преобразованиям и улучшениям, тем самым способствовать достижению целей "синергии усилий по развитию людских ресурсов" в рамках страны.
При разработке плана, отвечающего конкретным условиям страны и вписывающегося в конкретные рамки ее образовательной стратегии и политики, рекомендуется учитывать несколько общих направлений совершенствования этой работы, в том числе:
* необходимость установления приоритетов финансирования базового образования на весь период, пока ОДВ не будет полностью обеспечено и закреплено;
* определение роли, которую должны играть международные учреждения и международное сообщество в целом;
* разработка в рамках плана четких стратегий решения конкретных проблем лиц, лишенных образовательных возможностей;
* необходимость обеспечения ясной поддержки плану со стороны политических руководителей и страны в целом.

Структура данного плана действий построена на последовательном освещении целей и задач разработки данного документа, стратегии его реализации (включая аналитический обзор, описание основных направлений и мер, рассчитанных на период 2002-2015 годы, механизма выполнения и источников финансирования плана), перечня среднесрочных (на 2002 -2005 годы) мероприятий выполнения целей ДРД.
При разработке Национального плана действий использованы законодательные и нормативные правовые акты Республики Казахстан в области образования, труда и занятости населения, информация Агентства по статистике Казахстана. Основными источниками, определившими содержание плана, стали следующие документы:
* Дакарские Рамки Действий. Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. ЮНЕСКО, 2000
* Всемирный форум по образованию. Заключительный доклад. Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000. ЮНЕСКО, 2000
* Образование для всех. Подготовка национальных планов действий. Руководящие принципы. ЮНЕСКО, 2000
* Закон Республики Казахстан "Об образовании", 7 июня 1999 года
* Стратегия развития образования в Республике Казахстан до 2030 года. Алматы, 1997
* Государственная программа "Образование". Алматы, 2000
* "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года". Указ Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 г. № 735. Раздел "Стратегия реформы образования"
* Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 июня 2000 г. № 833
* Программа по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2003 г. № 296
* Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан. Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июля 1999 г. № 999
* Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2002-2003 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2002 г. № 736
* Программа "Ауыл мектебi" на 2003-2005 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 февраля 2003 г. №128
* Национальный отчет "Образование для всех - 2000". Астана, 2000
* Образование для всех: от идеи до практики. Алматы, 2002














2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ

В соответствии с ДРД была проанализирована степень актуальности каждой из шести целей ОДВ для развития системы образования Республики Казахстан. В русле этих целей и определены собственные приоритеты, цели, промежуточные задачи и сроки в рамках уже существующих или новых национальных планов по образованию.
Как следует из содержания вышеперечисленных стратегических документов, наибольшую важность для образования Казахстана представляет первоочередное решение проблем, связанных с расширением доступа к образованию, особенно к программам дошкольного воспитания и обучения, а также профессионального образования. Не меньшее значение имеет развитие сельской школы, повышение качества образования, совершенствование систем управления и финансирования. В этой связи определены следующие ключевые цели и задачи настоящего плана действий:
Цели:
* создать стабильные условия для эффективного развития национальной модели системы образования, обеспечивающей широкий доступ к качественному образованию всех уровней и ступеней;
* обеспечить достижение шести целей, определенных ДРД.
Задачи:
1. расширение доступа детей раннего возраста к получению дошкольных образовательных программ, полный охват пяти (шести) - летних детей предшкольной подготовкой;
2. полный охват детей школьного возраста средним общим обязательным образованием;
3. разработка и реализация образовательных программ, обеспечивающих гендерное равенство и доступ к базовому образованию детей, подростков и молодежи из маргинальных групп;
4. совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в развитии;
5. разработка и принятие комплекса мер по повышению качества результатов образования; ориентация государственных стандартов, учебных планов и программ всех уровней на изменяющиеся потребности общества и личности;
6. расширение сети и развитие организаций начального, среднего и послевузовского профессионального (в том числе дополнительного) образования; совершенствование законодательного регулирования дополнительного неформального образования, как составной части непрерывного образования;
7. обновление методической системы, направленной на развитие самостоятельной деятельности учащихся, социально значимых качеств и творческих способностей;
8. укрепление кадрового потенциала организаций образования, обеспечение стабильности педагогических кадров в сельской местности; повышение уровня подготовки и переподготовки педагогических кадров, особенно для сельских малокомплектных школ; повышение социального статуса учителей;
9. укрепление материально-технической базы дошкольных организаций, школ и интернатных учреждений, в первую очередь, сельских и малокомплектных школ;
10. увеличение финансирования и повышение эффективности управления системой образования;
11. создание социального партнерства и взаимовыгодного сотрудничества между реальным сектором, гражданским обществом и сферой образования; усиление практической направленности образования всех уровней;
12. принятие действенных мер по защите психического и физического здоровья детей, молодежи и взрослых, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами.

Главным условием решения этих задач является продуктивное взаимодействие органов и организаций образования, социальной сферы, финансирования, гражданского общества и международных организаций.





















3. СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ДО 2015 ГОДА

3.1. Обзор существующей ситуации

Прошло более 10 лет, как Казахстан обрел государственную независимость, строит демократическое правовое государство, открытое гражданское общество, обеспечивающее соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, интеграцию в мировое сообщество и образовательное пространство.
В 90-ые годы, несмотря на сложные экономические и социальные условия, в Казахстане была достигнута макроэкономическая стабилизация: снижена инфляция, в 1996 году появились первые показатели реального роста валового внутреннего продукта (ВВП) на 0,5%. В 1997 году эта тенденция была закреплена - уровень ВВП возрос на 1,7%, в 2000 году он достиг 9,6%. Последние три года позитивные изменения происходят практически во всех сферах экономики - промышленности, транспорте и связи, торговле, сельском хозяйстве.
Тяжелые экономические условия начала и середины 90-х годов имели своим следствием обострение проблем в социальной сфере. Реальные денежные доходы населения в период с 1991 по 1996 годы снизились в пять раз. Уровень официально зарегистрированной безработицы составлял в 1996 году 4,1%. Численность безработных, состоящих на учете, в 25 раз превышала потребность в работниках, заявленную в службы занятости страны. В 1999 году в связи с относительной стабилизацией экономических процессов доход на душу населения в среднем по Казахстану по сравнению с 1994 годом увеличился в 1,2 раза. В настоящее время этот показатель постепенно возрастает.
За короткий исторический период Казахстану удалось провести крупные системные преобразования, включая целенаправленную государственную политику и реформы в социальной сфере и в области образования.
В числе социально ориентированных программ, принятых в последние годы и в полной мере соответствующих целям ОДВ, следует назвать Программу по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы, Программу по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы, Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан и Программу борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан.
В аналитических разделах этих документов приведены факты, свидетельствующие о необходимости принятия срочных действенных мер по улучшению положения детей, женщин и девочек, их образования, по защите психического и физического здоровья молодежи и взрослых от потребления наркотиков.
В особом внимании и помощи нуждаются дети из неблагополучных семей, сироты, дети-инвалиды, малолетние правонарушители. Создание условий для получения такими детьми образования - одна из ключевых задач и Национального плана действий.
Проблемы в положении женщин Казахстана не связаны только с вопросами получения образования, в значительной мере они обусловлены сложной социально-экономической ситуацией в стране. В целом, по данным статистики, казахстанские женщины более образованы, чем мужчины. Охват учащихся женского пола на всех ступенях образования (от 6 до 24 лет) составляет 81,1%, а мужского пола - 79,0%. Среди студентов и специалистов с высшим и средним специальным образованием доля девушек также заметно выше. Однако, несмотря на это превосходство, число безработных женщин значительно больше, чем безработных мужчин (62 % из общего числа безработных). Большие трудности в поиске найти работу по специальности испытывают женщины с высшим и средним профессиональным образованием старше 45 лет. Как правило, женский труд, сконцентрирован в секторах с низкой оплатой труда. В 2000 году средняя заработная плата женщин составляла 61,5% от зарплаты мужчин. Очевидно, что значительная часть женщин нуждается в переобучении и развитии современных, жизненно важных, в том числе предпринимательских навыков.
В отношении девочек действует законодательство, предоставляющее им равные с мальчиками права в образовании, получении медицинских услуг и в других сферах жизнедеятельности. Негативных национальных традиций в отношении девочек у всех этносов, проживающих в Казахстане, на практике не отмечается. Однако, отдельные проблемы гендерного (социально-полового) характера имеют место в южных регионах республики, включая места проживания беженцев, где не все девочки могут закончить школу.
Фактором, негативно влияющим на социальную ситуацию в Казахстане, является заметное увеличение в последние годы количества взрослых людей, молодежи и детей, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами. Согласно данным Генеральной прокуратуры РК, по состоянию на январь 2001 года состояло на профилактическом учете 38320 лиц, употребляющих наркотики, из них 1938 несовершеннолетних. Через год состояло на учете 45505 таких лиц и 1927 - несовершеннолетние. Из общего количества несовершеннолетних 1131 человек - учащиеся, 228 - несовершеннолетние в возрасте до 15 лет. Количество женщин, злоупотребляющих наркотиками, составило на начало 2002 года 4420 человек. Одной из мер привития социального наркотического иммунитета намечено издание специальной литературы и введение образовательных программ для детей, подростков и молодежи.
Таким образом, во всех вышеприведенных программах образование рассматривается в качестве важного и эффективного средства социальной адаптации людей, улучшения их экономического положения, профессионального и личностного развития. Такой вывод соотносится с результатами исследований по проблемам развития человеческого капитала. В них показано, что образование и обучение оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на экономический рост страны в целом и, следовательно, на улучшение социальной сферы. Аналогичные выводы составляют основы Дакарских Рамок Действий и международной программы "Образование в течение всей жизни".

Образование для всех - один из главных принципов политики Республики Казахстан. Государственная политика в области образования со дня обретения независимости строится на основе двух взаимосвязанных проблем. С одной стороны, - это сохранение всего положительного в этой сфере, накопленного в предыдущие десятилетия, с другой, - адаптация системы образования к новой политической и социально-экономической ситуации в стране, обеспечение ее качественного преобразования в условиях рыночной экономики.
В этих целях за последние годы создана и постоянно совершенствуется законодательная и нормативная база. Принят новый Закон Республики Казахстан "Об образовании"; для его реализации утверждены четыре Указа Президента Республики Казахстан, около 100 постановлений Правительства Республики Казахстан. Министерством образования и науки разработан пакет ведомственных нормативных правовых, инструктивно-методических документов, регламентирующих работу организаций образования. Принята и реализуется Государственная программа "Образование" на период 2000-2005 годы, в которой впервые рассматриваются в комплексе все аспекты целостной непрерывной системы образования, охвачены все ее уровни, начиная с дошкольного воспитания и обучения и завершая вузовским и послевузовским профессиональным образованием. Особое внимание уделено повышению уровня образовательных услуг в сельской местности.
Приняты Региональные программы развития системы образования до 2005 года, в целях реализации которых местные органы управления образованием проводят определенную работу по совершенствованию сети организаций образования, обновлению содержания образования, укреплению учебно-материальной базы, совершенствованию форм и методов работы органов образования, оказанию помощи малообеспеченным детям и т.п.
Общая цель образовательных реформ в Казахстане - адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Основные задачи преобразований направлены на обеспечение равенства прав всех граждан на получение образования, его бесплатности в пределах Государственных стандартов, разнообразия по формам, видам собственности, направлениям деятельности, преемственности всех ступеней образования, демократизма в системе управления, независимости образования от политического и идеологического воздействия.
Широкомасштабные инициативы, осуществленные в течение десятилетия, затронули все секторы образования, результаты которых неоднозначны. Разные команды реформаторов привносили в этот процесс свои подходы, и сегодня можно отметить как наиболее важные достижения, так и проблемы, которые остаются еще нерешенными. С учетом соответствия этих достижений целям "Образования для всех" текущую ситуацию в этой сфере можно охарактеризовать следующими фактами.
Система образования республики в целом в 2001/2002 учебном году включала в себя: 1167 дошкольных организаций, 8408 дневных, 48 вечерних общеобразовательных школ, 312 профессиональных школ и лицеев, 314 колледжей, 169 высших учебных заведений, 597 внешкольных организаций дополнительного образования.

Дошкольное образование. В новой национальной модели образования, как и во всем мире, большая роль отводится дошкольному воспитанию и обучению. Известно, что сложное экономическое положение Казахстана в 90-е годы негативно повлияло на сеть дошкольного образования. Закрылось более 82% детских садов. Число детей, получающих полноценное дошкольное развитие, в целом по республике сократилось до уровня 1961 года. Только 20% детей стали поступать в школу с соответствующей базовой подготовкой, что создало значительные трудности для первоклассников и их учителей.
Начиная с 1998 -1999 г.г., в результате специально принятых мер, стали происходить положительные изменения: процесс закрытия дошкольных организаций прекращается, постепенно открываются ранее закрытые дошкольные учреждения. Детский сад реально становится основной формой дошкольного воспитания и обучения детей, эффективной моделью первой ступени непрерывного образования и ранней социализации детей. Сейчас в дошкольных организациях воспитываются 146,4 тысяч детей или 15% от общего количества детей дошкольного возраста.
В настоящее время в качестве приоритета реализуется подход по обеспечению охвата всех детей дошкольного возраста (5-6 лет) обязательной и бесплатной предшкольной подготовкой. Для решения этой задачи было открыто более 12 тысяч одногодичных предшкольных классов в школах и групп в детских садах. В соответствии с официальной статистикой в 2000/2001 учебном году в школы пришли более 50% подготовленных первоклассников, против 20% в 1999 году. В настоящее время 82% будущих первоклассников получают программу предшколы.
Важным шагом стало введение в 2000 году специальности "Педагогика и методика дошкольного воспитания" в "Классификатор специальностей высшего образования", то есть, была восстановлена подготовка кадров с высшим образованием по дошкольным специальностям.
В последние годы разработаны и проходят апробацию 19 учебно-методических комплексов из 82 наименований на государственном и русском языках. В 2003/2004 учебном году более 220 тысяч воспитанников предшколы будут обеспечены первым поколением учебников предшколы.
Существенный вклад в развитие инновационных учебных и воспитательных программ для детей этого возраста, повышение квалификации воспитателей детских садов и учителей начальных классов, подготовку студентов педагогических специальностей вносят общественные и международные организации. В их числе ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Образовательный центр "Step by step", учрежденный Фондом "Сорос-Казахстан".

К проблемам дошкольного образования, требующим неотложного решения, относятся следующие факты:
* подавляющее большинство детей из малообеспеченных и многодетных семей не имеют доступа в детские сады, в сельской местности охват детей дошкольным воспитанием составляет всего 2,7%. В 43 сельских районах республики полностью закрыты детские сады;
* насчитывается более 600 тыс. детей от 3 до 7 лет, воспитывающихся в семьях, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить необходимое образование и развитие своих детей, особенно на селе;
* большая часть детей с ограниченными возможностями в развитии остается вне коррекционно-развивающих программ (специализированные дошкольные организации посещают только 24% таких детей). Они остро нуждаются в систематической коррекционной медико-психолого-педагогической помощи специалистов, а их родители - в консультировании по вопросам воспитания "проблемного" ребенка в семье;
* сохранение остаточного принципа финансирования дошкольных организаций исключает возможность не только дальнейшего расширения сети, но и ставит под угрозу существование действующих организаций.

Решение этих и многих других проблем по расширению и совершенствованию мер по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию, особенно в отношении социально незащищенных детей, будет осуществляться в процессе реализации Национального плана действий, в котором данному вопросу придается важное значение.

Общее среднее образование. В Казахстане создана определенная система по обеспечению полного охвата обучением детей школьного возраста. В общеобразовательных школах всех типов, форм обучения и форм собственности обучается около 3 млн.100 тысяч детей. Практически каждый пятый житель нашего государства обучается в школе.
В республике функционируют 103 специальных коррекционных организаций образования, где обучаются около 22,8 тысячи детей с ограниченными возможностями в развитии. Индивидуально на дому по специальным программам обучается около 4 тысяч детей, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в обычной школе.
Последние три года наблюдается постепенное расширение системы среднего общего образования. Только в течение 2001 года было открыто 107 общеобразовательных школ, 4 детских дома, 10 домов юношества, 41 интернат при сельских школах, построено 6 детских деревень семейного типа. Увеличивается число средних школ, в том числе на государственном языке обучения.
За последние пять лет на 6,7% вырос удельный вес малокомплектных школ в общем числе школ. Наибольшая их часть расположена в Северо-Казахстанской (632 или 83,7% от общего числа школ), Акмолинской (531 и 73,7%), Костанайской (542 и 71,6%), Павлодарской (321 и 68,4%) и Западно-Казахстанской (339 и 66,3%) областях.
В школах с учетом этнических потребностей населения обучение ведется на 8 языках. Функционируют 3677 школ с казахским, 2403 - с русским, 82 - с узбекским, 13 - с уйгурским, 3 - с таджикским, одна школа с украинским языками обучения. Кроме того, в 2125 школах обучение ведется на двух и более языках. В местах компактного проживания малочисленных национальностей организовано изучение 14 родных языков
В настоящее время на ступени общего среднего образования особое значение придается решению вопросов обеспечения качества: на основе новых Государственных стандартов ведется разработка и издание учебников и учебно-методических комплексов. Стандартами предусмотрены расширение вариативной части учебного плана, внедрение профильного обучения в старших классах средней школы (10-11 классы), возможность для введения новых школьных курсов (таких, например, как "Прикладная экономика", "Граждановедение", "Твои права", "Валеология" и др.). В 2001-2002 учебном году по новым учебникам обучались учащиеся 1-5 классов с казахским, русским, уйгурским языками обучения, 1-4 классов с узбекским языком обучения. С сентября 2002 года по новым учебникам занимаются учащиеся 6-х классов. Впервые за последние десять лет издаются учебники для специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии.
С 1997 года в системе общего среднего образования идет реализация Государственной программы Президента Республики Казахстан информатизации этой системы. К 10-летию независимости Республики Казахстан все общеобразовательные школы оснащены компьютерными классами различной модификации. Параллельно с компьютеризацией осуществляется процесс поэтапного подключения школ к сети Интернет. В рамках межведомственной программы "Интернет - школам" к данной сети на начало 2002/2003 учебного года подключено 1130 школ, из которых более 300 - сельские.
Принимаются меры по организации дистанционного обучения, которое позволит повысить качество знаний учащихся, особенно в малокомплектных и сельских школах. Разработаны и созданы электронные варианты 11 учебников по геометрии, физике, биологии, истории Казахстана, казахскому языку и другим предметам. В настоящее время они проходят апробацию в экспериментальных школах республики. В 2001/2002 учебном году Министерство образования и науки республики совместно с институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям г. Москвы приступили к реализации пилотного проекта "Дистанционное обучение для сельских школ Республики Казахстан".
В процессе реформирования среднего общего образования решены далеко не все проблемы, вызванные сложностями переходного периода. Из-за недостаточного бюджетного финансирования школьного образования имеет место снижение его доступности. В течение 2001 года из-за резкого снижения или отсутствия контингента учащихся было закрыто 75 школ. В 2002 году в республике насчитывалось 492 населенных пункта, в которых вообще нет школ, хотя там проживают около 13,7 тысяч детей школьного возраста.
В настоящее время более 30 тысяч сельских школьников подвозятся к школам. Детям ежедневно приходится проезжать немалое расстояние до школ и обратно, что отрицательно сказывается на их здоровье, уровне успеваемости и посещаемости, небезопасно для их жизни.
Имеющаяся сеть интернатных учреждений не удовлетворяет потребностям нуждающихся в них детей: 56% пришкольных интернатов находятся в приспособленных помещениях, 62% из них не имеют собственных столовых, 61% - водопровода, 69% - канализации, 46% - баню или душ, 39% - прачечную.
Увеличивается количество совмещенных классов на основной и старшей ступенях. На начало 2001/2002 учебного года в республике существовало 2134 совмещенных класса в основном звене и 65 - в старшем.
Расширение сети достигается в основном за счет открытия начальных школ в приспособленных помещениях. Из числа открытых в 2001 году школ только 21 является новостройкой. Имеется большая потребность в открытии школ в городах. Так, только в г. Астане дефицит посадочных мест составляет 15640 единиц. В целом по республике в 124 школах 25,3 тысяч детей занимаются в третью смену, больше всего таких школ в Южно-Казахстанской области (50 школ, 7,7 тысяч учащихся). Наблюдается тенденция увеличения числа трехсменных школ: в 1999 г. - 90, в 2000 г. - 120, в 2001 г. -124 единицы. Такая переуплотненность школ отрицательно влияет не только на качество учебно-воспитательного процесса, качество знаний учащихся, но, в первую очередь, на их здоровье.
Остро стоит вопрос о строительстве новых современных зданий для учебных заведений. Более 150 школ республики находятся в аварийных зданиях, 1568 - требуют капитального ремонта, 43% - расположены в приспособленных помещениях.
В последние годы имеет место рост детей с ограниченными возможностями в развитии. Сейчас число детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании составляет 86 тысяч. Имеющаяся сеть специальных коррекционных организаций образования удовлетворяет потребность населения лишь на 30 процентов. Необходимые учреждения имеются только в г. Алматы и Карагандинской области. В настоящее время более 56 тысяч детей с ограниченными возможностями в развитии вынуждены учиться в общеобразовательных школах, без квалифицированной помощи специалистов.
Только в 11 областях республики имеются школы-интернаты для тубконтактных и тубинфицированных детей, которые охватывают оздоровлением и лечением лишь 4,2% нуждающихся.
Не оказывается должная помощь нуждающимся детям из многодетных и малообеспеченных семей из средств Фонда всеобуча, так как в ряде областей предусмотренные бюджетные средства перечисляются не в полной мере. В 2001 году фактически выделено 95% от предусмотренного бюджетного финансирования.
Работа по обеспечению всеобуча усложняется растущим числом детей беженцев.
Свою остроту сохраняет и проблема повышения качества знаний выпускников школ. По итогам комплексного тестирования 2001 года в республике 30 процентов абитуриентов показали результаты ниже порогового уровня.
В настоящее время в республике действует в три раза меньше внешкольных организаций, чем в 1991 году. Лишь 8,1 % детей от их общего количества охвачены имеющимися внешкольными организациями. Резкое сокращение сети и снижение охвата школьников произошло из-за перевода внешкольных организаций в статус казенных предприятий. Отсутствие организованного досуга подростков, увеличение числа неблагополучных семей, как правило, ведет к росту правонарушений и преступлений.

Начальное, среднее, высшее профессиональное и дополнительное образование. Более 791 тысячи молодых людей получают рабочую квалификацию или специальность в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Анализ деятельности профессиональных школ (лицеев) показывает, что с 1991 по 2001год их сеть в государственном секторе уменьшилось с 446 до 275 или на 38,4%. В то же время развитие рыночных отношений привело к созданию системы негосударственных учебных заведений. Впервые, в 1996 году, открылось 9 частных профессиональных школ, в 2001 году их стало 37 единиц.
Уменьшение сети привело к сокращению приема учащихся и общего контингента профессиональных школ (лицеев). Если в 1991 году обучалось 203,1 тысяч человек, то в 2001 году - 88,1 тысяч человек. Фактически контингент учащихся за эти годы сократился на 56,7%.
Сегодня потребность на рынке труда на три четверти представлена рабочими профессиями. В предложениях преобладают менее квалифицированные рабочие и специалисты (профессионального мастерства, ряда ключевых и предпринимательских умений), а также невостребованные специалисты с высшим образованием.
Развитие рыночных отношений диктует свои условия, поэтому в некоторых регионах республики проводится целенаправленная работа по открытию новых профессиональных школ и перепрофилированию подготовки кадров по приоритетным профессиям (специальностям).
Следует признать, что ни Закон "Об образовании", ни Закон "О социальном партнерстве" не решили в достаточной степени задачи расширения сотрудничества между предприятиями и организациями профессионального образования. Превышение предложения рабочей силы над спросом снизило до минимально критического показателя заинтересованность предпринимателей и руководителей государственных предприятий в подготовке трудовых ресурсов.
В регионах республики не уделяется должного внимания вопросам трудоустройства выпускников. Одна из причин - отсутствие законодательных механизмов трудоустройства выпускников учебных заведений. Кроме того, отсутствует механизм мониторинга, прогнозирования и регулирования потребностей отечественного рынка труда на ближайшие годы.
В условиях сокращения финансирования и ликвидации социального института базовых предприятий в целом по республике ухудшается материально-техническое обеспечение профессиональных школ (лицеев), снижается качественный состав инженерно-педагогических кадров, обостряются проблемы организации обучения и производственной практики.
В настоящее время в соответствии с Государственной программой "Образование" сектор начального и среднего профессионального образования определен одним из приоритетов государственной политики. Система среднего профессионального образования осуществляет переход на новое содержание образования, повышение качества подготовки квалифицированных специалистов.
В 2000 году принято постановление Правительства Республики Казахстан "О мерах по дальнейшему развитию системы начального и среднего профессионального образования", в котором предусмотрены конкретные меры по стабилизации, сохранению и развитию данного сектора образования, его кадрового и материально-технического потенциала.
Принята программа информатизации системы начального и среднего профессионального образования, с 2002 года организации образования приступили к разработке казахстанских учебников по специальным дисциплинам для колледжей и профшкол. Согласно Программе, в течение 2002-2005 годов предусмотрено подготовить учебники 850 наименований и учебно-методические комплексы 2550 наименований, а также электронные учебники 311 наименований на сумму 735 млн. 200 тысяч тенге.
Для обеспечения гарантированного Конституцией права граждан Республики Казахстан на получение образования, соответствующего мировым требованиям, а также недопущения произвола в реализации государственной образовательной политики в Казахстане поэтапно вводятся государственные общеобязательные стандарты среднего профессионального образования.
Отрицательная тенденция передачи финансирования из областного бюджета в городские и районные бюджеты приводит к дальнейшему свертыванию объемов размещения государственного заказа на профессиональное обучение и подготовку кадров из числа обучающейся молодежи.
Сокращение количества высококвалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения (переход на другую работу из-за низкой и несвоевременной оплаты труда, миграция и т.д.) и государственного заказа на их подготовку снизило качественный состав педагогических работников, что неизменно приводит к ухудшению качества знаний обучающихся.

Наиболее кардинальные реформы были осуществлены в области высшего образования. Практически все базовые характеристики этого сектора: институциональная структура, формы собственности, принципы финансирования, номенклатура специальностей, в соответствии с которой осуществляется подготовка кадров, подверглись существенным преобразованиям. С 1999 года размещается государственный заказ на подготовку специалистов в высших учебных заведениях по государственным образовательным грантам и кредитам, внедряется новая система формирования студенческого контингента на основе комплексного тестирования.
В последние годы значительно возросла численность негосударственных вузов и студентов в целом. Сейчас это 234 частных вузов и колледжей (из их общего количества - 463), 180 тысяч студентов и учащихся (всего - более 560 тысяч) и около 13 тысяч преподавателей и сотрудников. Однако обучение в вузах из-за его сравнительно высокой стоимости доступно далеко не для всех желающих в них учиться.
Опыт многих стран показывает, что значительным резервом, а, следовательно, и возможностью для образования молодежи и взрослого населения является сектор дополнительного образования. Именно здесь успешно решаются задачи социализации и профессиональной и психологической адаптации людей к новым условиям. В Казахстане дополнительное образование осуществляется во внешкольных организациях (дворцах, домах, центрах, комплексах, студиях детского и юношеского творчества, школах искусств, спортивных и оздоровительных школах и центрах и т.д.), в общественных объединениях, неправительственных организациях, на курсах обучения, переподготовки и повышения квалификации, в форме частного репетиторства, на рабочих местах, в молодежных организациях, профсоюзах и политических партиях и др. На начало 2000 года количество внешкольных организаций в Казахстане составляло около 600.
К сожалению, при наличии таких широких возможностей они остаются недоступными для населения сельских и отдаленных регионах, что приводит к невозможности для большого числа молодежи и взрослого населения получения образовательных услуг, и, как следствие, их вынужденному социальному отторжению.

Гражданское общество

Одна из главных стратегий ОДВ заключается в обеспечении заинтересованности и участия гражданского общества в формулировании, осуществлении и мониторинге стратегий развития образования. В 1996 году в Казахстане был принят Закон "Об общественных объединениях", создавший правовые условия для развития третьего сектора. На сегодня в соответствии с официальной статистикой в Казахстане зарегистрировано около 3,5 тысяч неправительственных организаций, деятельность которых, как правило, направлена на развитие социальных проектов. Согласно оценке Конфедерации неправительственных организаций РК, лишь треть из них являются реально действующими и значительно меньше трети - устойчивыми и стабильно развивающимися. Наиболее активны организации, работающие в таких сферах, как защита прав человека, экология, женские неправительственные организации (НПО), образование, культура, защита прав инвалидов. Большинство из них расположены в г. Алматы и еще в нескольких крупных городах. Значительное число факторов (неадекватная система налогообложения, отсутствие культуры поддержки НПО в обществе и системной поддержки со стороны государства) сдерживают процесс их полноценного развития и ограничивают возможности уже существующих. Большинство НПО зависят от иностранных доноров и их финансовой поддержки. Поэтому участие НПО в осуществлении задач ОДВ являются проблемой, требующей анализа и решения.

3.2. Основные стратегические направления и меры по их реализации
Долгосрочное развитие Казахстана, сформулированное в программном политическом документе "Стратегия "Казахстан-2030" (1997), определила политические рамки для реформ в области образования. Последующие документы "Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года (раздел "Стратегия реформы образования)", Закон "Об образовании" и Государственная программа "Образование" создали качественно новую ситуацию для подготовки и проведения реформ, сфокусировав их на следующих долгосрочных приоритетах:
* Создание условий для эффективного развития национальной модели образования, обеспечивающей широкий доступ к качественному образованию на всех его уровнях и ступенях
* Повышение качества образования; создание эффективной системы его мониторинга и оценки. Разработка и внедрение преемственных государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней и их содержательно-методическое обеспечение
* Информатизация системы образования
* Модернизация деятельности сельских и малокомплектных школ
* Совершенствование системы управления и финансирования системы образования
Для достижения этих фундаментальных целей внутри каждого из уровней образования была определена своя система приоритетов и практических задач.

Как следует из содержания целей и задач Национального плана действий, в нем предусмотрена реализация не только вышеуказанных приоритетных направлений, но и решение тех проблем, которые содержатся в ДРД, но недостаточно полно отражены в перечисленных стратегических документах. Так, включены позиции, связанные с социальным и гендерным аспектами образования, усилено внимание к вопросам дошкольного образования и воспитанию детей из неблагополучных семей, семей беженцев, сирот, беспризорных детей, вынужденных работать, детей-инвалидов, малолетних правонарушителей и т.д. Предусмотрены мероприятия по развитию здорового образа жизни, защите психического и физического здоровья молодежи и взрослых от эпидемии ВИЧ/СПИД, незаконного потребления наркотиков и психотропных веществ средствами образования и воспитания.

3.2.1. Меры по улучшению воспитания и ухода за детьми младшего возраста, особенно социально незащищенных детей

Как уже отмечалось, развитие данной ступени является одним из ключевых направлений реализации целей ОДВ. В соответствии со стратегией развития дошкольного образования, его главными среднесрочными приоритетами (до 2005 г.) определены такие меры как:
* увеличение охвата детей дошкольного возраста разнообразными программами дошкольного воспитания и обучения;
* обеспечение обязательной и бесплатной предшкольной подготовки пяти (шести)-летних детей; преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования.
Целями второго (2005 -2010 г.г.) и третьего (2010 - 2015 г.г.) этапов являются действия соответственно по:
* обеспечению доступа всех детей дошкольного возраста, включая социально незащищенных детей, к различным программам дошкольного воспитания и обучения;
* дальнейшему развитию системы дошкольного образования, адекватной потребностям детей, семьи, общества, новой модели казахстанской школы.

На основании решений ДРД в число среднесрочных приоритетов будут включены еще два направления:
* расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за социально незащищенными детьми через взаимодействие органов образования, социальной защиты населения, финансирования, гражданского общества и международных организаций;
* обучение родителей, воспитателей и других, ухаживающих за детьми лиц эффективным методам ухода за ребенком, его воспитания.

Задачи первого этапа (до 2005 г.):
o стабилизация и расширение сети дошкольных организаций;
o разработка концептуальных и законодательных основ нормативно-правовой базы дошкольного воспитания и обучения, включая развитие детей раннего возраста в семье;
o создание условий в дошкольных организациях для удовлетворения основных потребностей ребенка, включая здоровье, питание и гигиену, а также когнитивное, психосоциальное и половое развитие;
o организация новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования, особенно для социально незащищенных детей и детей сельской местности; расширение семейных форм устройства этих детей; открытие современных интернатных организаций образования всех типов и видов;
o внедрение обязательной и бесплатной предшкольной подготовки пяти-шестилетних детей, преимущественно на базе дошкольных организаций; разработка и апробация государственных стандартов, первого поколения учебников и учебно-методических пособий для предшкольной подготовки;
o поддержка программ развития, охраны здоровья детей раннего возраста, в том числе социально незащищенных детей, программ по совершенствованию нравственно-полового воспитания девочек, привития им навыков здорового образа жизни;
o совершенствование способов выявления детей с особыми потребностями и улучшение мер по уходу за ними и их воспитанию; разработка основных положений государственного общеобязательного стандарта и программ специального дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями;
o учет международной практики по использованию показателей, характеризующих состояние дел в сфере развития и воспитания детей младшего возраста;
o установление партнерских отношений между правительством, НПО и обществом в обеспечении хорошего ухода за детьми, особенно социально незащищенными;
o обучение родителей, воспитателей и других, ухаживающих за детьми лиц более эффективным методам ухода за ребенком, его образования и воспитания; внедрение в программы вузов и институтов повышения квалификации изучение вопросов комплексных программ развития детей дошкольного возраста и обучения родителей навыкам ухода и воспитания;
o создание образовательных программ для семьи по пропаганде здорового образа жизни;
o введение в штаты дошкольных организаций психологов, валеологов, инструкторов по физической культуре и плаванию, социальных педагогов, координаторов по работе с семьей и других специалистов;
o расширение инвестирования государственного капитала на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий дошкольных организаций, оснащение учебно-воспитательного и оздоровительного процесса детских садов;
o оказание эффективной государственной поддержки развитию негосударственного сектора дошкольного воспитания за счет передачи им пустующих зданий дошкольных организаций на лизинговой основе;
o приоритетное финансирование детских домов, домов ребенка, дошкольных специализированных коррекционных учреждений с целью охвата детей с нарушениями и отставанием в развитии;
o внедрение нового механизма государственного финансирования, основанного на расчете расходов на одного воспитанника дошкольных организаций.


Задачи по второму и третьему этапам будут определяться после анализа итогов мониторинга реализации задач предыдущего этапа.


3.2.2. Меры по обеспечению к 2015 году доступа всех детей, особенно из неблагополучной среды, к бесплатному обязательному образованию и его завершению

Государственной программой "Образование" основной целью развития среднего общего образования намечены действия по обеспечению конституционного права граждан на получение среднего общего образования и повышения его качества. Особое значение придается модернизации образования в сельской местности. Приоритетами в достижении этих целей является решение задач, связанных с:
* охватом обучения всех детей школьного возраста;
* реализацией государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования;
* повышением качества образования в школах путем усовершенствования содержания и методов обучения, введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов;
* обеспечением мер по охране здоровья учащихся и педагогов;
* разработкой и поэтапным внедрением эффективной модели сельской и малокомплектной школы;
* совершенствованием управления и др.
К долгосрочным задачам развития данного уровня отнесены такие направления, как дальнейшая демократизация образования, улучшение планирования, финансирования, материально-технической базы, учебно-методического и кадрового обеспечения учебных заведений, повышение качества образования.

Цели ОДВ требуют дополнительного включения мер, направленных на:
* укрепление взаимодействия органов образования, социальной сферы и гражданского общества для обеспечения всеобщего охвата обязательным бесплатным средним общим образованием с фокусом на улучшение выявления и образования детей, особенно девочек, из неблагополучной среды и детей с особыми потребностями;
* развитие превентивного образования через разработку образовательных программ, способствующих внедрению здорового образа жизни, защите подростков от потребления наркотиков и психотропных веществ.

Среднесрочные задачи:
o обеспечение полного охвата детей школьного возраста всеобщим обязательным средним образованием; доступности и повышения качества образования;
o разработка механизма достоверного учета детей школьного возраста, не посещающих учебные заведения; обеспечение широкого привлечения общественности для выявления и возврата в школы детей школьного возраста, не охваченных образованием, особенно девочек;
o обеспечение условий для равного доступа к образованию детей из семей беженцев и репатриантов (оралманов);
o обеспечение обучения на дому детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения; внедрение дистанционного обучения детей, не имеющих возможности учиться в обычной или специализированной школе;
o расширение сети организаций дополнительного образования и интернатных организаций разных типов и видов;
o улучшение работы сельских организаций образования, повышение эффективности управления сельскими и малокомплектными школами, обеспечение их устойчивого развития;
o обеспечение развития негосударственных организаций образования;
o укрепление кадрового потенциала организаций среднего общего образования, обеспечение стабильности педагогических кадров в сельской местности; повышение уровня подготовки и переподготовки педагогических кадров для сельских, в т.ч. малокомплектных школ;
o совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в развитии, создания семейных форм устройства этих детей;
o создание межведомственного института социальных работников для работы с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями и девиантным поведением;
o укрепление системы социальной защиты учащихся и работников образования, обеспечение бесплатным питанием учащихся из малообеспеченных семей;
o укрепление учебно-материальной базы школ и интернатных организаций, сельских и малокомплектных школ в первую очередь;
o создание условий для реализации в школах и других учебных заведениях образовательных программ для детей и родителей по профилактике и предупреждению эпидемии ВИЧ/СПИД, заболеваний инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), незаконного употребления наркотических и психотропных веществ;
o обучение и повышение квалификации преподавателей организаций образования всех типов и уровней по вопросам здорового образа жизни, гендерной проблематике и валеологии;
o обновление методической системы, направленной на развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся, духовно-нравственных качеств, творческих способностей, социальных умений, жизненно важных навыков;
o создание системы диагностики результатов выполнения требований государственных общеобязательных стандартов среднего образования;
o разработка и внедрение учебников и учебно-методических комплексов нового поколения для 7-9 классов общеобразовательных школ, поэтапное переиздание учебников для 3-5 классов до 2005 г.;

страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign