LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

насыщенностью Я-образа описанием волевых характеристик личности, ак-
тивности, стеничности;
глубиной рефлексии;
точностью понимания того, каким образом собственное эмоциональное со-
стояние человека воспринимается его партнерами по общению, что является пока-
зателем конгруэнтности коммуникативного поведения, предпосылкой успешной
самопрезентации;
11
эмпатией и невербальной чувствительностью.

Субтест № 3. «Вербальная экспрессия»

Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувствительностью
к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и
правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в кон-
тексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способ-
ны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных си-
туациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют
ролевую пластичность).
Лица с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы,
которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от ха-
рактера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто
говорят невпопад и ошибаются в интерпретации слов собеседника.
Успешность выполнения субтеста также положительно коррелирует с точно-
стью описания личности незнакомого человека по фотографии, насыщенностью Я-
образа описанием духовных ценностей и шкалой эмпатии.

Субтест № 4. «Истории с дополнением»

Лица с высокими оценками по субтесту способны распознавать структуру
межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные си-
туации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изме-
нение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников.
Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недос-
тающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет
себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Например,
субтест позволяет прогнозировать успешность построения следователем целост-
ной картины преступления на основе неполных данных. Успешное выполнение
субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, по-
требности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения.
Кроме того, здесь необходимо умение ориентироваться в невербальных реакциях
человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.
Лица с низкими оценками по субтесту испытывают трудности в анализе ситуа-
ций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к раз-
ного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и
другим).
Субтест является наиболее комплексным и информативным по общему фак-
торному весу в структуре социального интеллекта.
Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует с точностью,
полнотой, дифференцированностью и гибкостью описания незнакомого человека
по фотографии, с дифференцированностью Я-концепции, глубиной рефлексии, с
принятием себя, чувством собственного достоинства, с интересом к социальным
проблемам, общественной активностью, с экзаменационной успешностью.

12
Интерпретация композитной оценки
социального интеллекта

Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора по-
знания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл композит-
ной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим об-
разом:
1 балл – низкий социальный интеллект;
2 балла – социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);
3 балла – средний социальный интеллект (средневыборочная норма);
4 балла – социальный интеллект выше среднего (среднесильный);
5 баллов – высокий социальный интеллект.
Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способ-
ностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению ав-
торов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки, веро-
ятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствительности, эм-
патии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной интуицией. Выпол-
няя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект
обеспечивает социальную адаптацию личности, гладкость в отношениях с людьми.
Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум инфор-
мации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать
быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в задан-
ных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что спо-
собствует их успешной социальной адаптации.
Такие люди, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свой-
ственна контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердеч-
ность, тенденция к психологической близости в общении.
Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным проблемам, на-
личием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми органи-
заторскими способностями. Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют
выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.
Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет
успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего
интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются
в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического кли-
мата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.
Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в пони-
мании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и
снижает возможности социальной адаптации.
Низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени ком-
пенсироваться другими психологическими характеристиками (например, развитой
эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными на-
выками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-
психологического обучения.
Социальный интеллект является профессионально важным качеством для про-
фессий типа «человек – человек» и позволяет прогнозировать успешность деятель-
13
ности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов,
следователей, врачей, политиков, бизнесменов.
Следует отметить, что способности к познанию поведения, измеряемые тестом
социального интеллекта, являются предметом целенаправленного развития в ряде
тренинговых и психотерапевтических техник. Поэтому с помощью данной методи-
ки можно диагностировать развивающий эффект тренинговых и психотерапевтиче-
ских воздействий.
Возможно избирательное использование субтестов с этой целью. Так, спо-
собность прогнозировать последствия поведения (субтест № 1) развивается в
процессе позитивной психотерапии, фокусированной на решении, гештальт-
терапии, психодрамы, на тренингах актерского мастерства, коммуникативной
компетентности, при реализации специальных программ, направленных на кор-
рекцию поведения подростков-правонарушителей. Способности понимать не-
вербальную экспрессию (субтест № 2) уделяют особое внимание в ходе телесно-
ориентированной терапии, НЛП, невербальной динамической терапии, арт-
терапии, гештальт-терапии, тренингов сенситивности. В трансактном анализе
делается акцент на адекватном понимании вербальных сообщений (субтест № 3).


Возможности уточнения интерпретации
по профилю социального интеллекта

В исследованиях, проведенных Е.С.Михайловой (Алешиной), получена ин-
формация, позволяющая уточнить и дифференцировать интерпретацию результатов
методики исследования социального интеллекта.
1. Если в профиле социального интеллекта доминируют по стандартным бал-
лам субтесты № 2 и 3, то обследуемому, как правило, присуща контактность, стрем-
ление проявлять теплоту и дружелюбие в общении, развитая эмпатия и социально-
перцептивные способности, а также восприимчивость к обратной связи.
2. Доминирование субтестов № 3 и 4 прежде всего связано с хорошим понима-
нием нормативов различных социальных ролей и ориентацией обследуемого на ро-
левое поведение, профессиональную самореализацию.
3. Доминирование субтестов № 3 и 4 при высоком уровне композитной оценки
часто связано с ориентацией личности на духовные ценности.
4. Доминирование субтестов № 1 и 2 часто сопровождается преобладанием ин-
тровертированности личности над экстравертированностью. Таким образом, не
только контактные экстравертированные люди могут обладать высоким социаль-
ным интеллектом, но и интровертированная установка может сопровождаться раз-
витой способностью прогнозировать последствия поведения и понимать невербаль-
ный язык общения.
5. Высокие оценки по всем субтестам (гармоничный профиль), как правило,
свойственны людям с высоким уровнем самосознания, эмоционально стабильным,
волевым, стеничным, активным в деятельности и коммуникации. С возрастом, по
мере достижения личностной зрелости, происходит гармонизация структуры со-
циального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по
14
уровневым характеристикам. При этом ведущими являются способности к рас-
шифровке невербальной экспрессии и пониманию структуры и логики развития
межличностной коммуникации (субтесты № 2 и 4). Поэтому структура социаль-
ного интеллекта позволяет судить о личностной зрелости обследуемого.
Во всех рассмотренных случаях подразумевается, что стандартная оценка по
указанным субтестам не ниже трех баллов.




15
3. АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Отделом психологических исследований Поволжского межрегионального
учебного центра было проведено научное исследование, в котором приняли участие
100 человек и целью которого являлся и анализ диагностических возможностей ме-
тодики исследования социального интеллекта.
Для определения прогностической валидности методики исследования со-
циального интеллекта целесообразно было сравнить результаты по этой методи-
ке с результатами по какой-либо другой психодиагностической методике, хоро-
шо известной, апробированной и широко используемой на практике сотрудни-
ками отдела. В качестве такой методики был выбран типологический опросник
Майерс-Бриггс (MBTI). Его прогностическая ценность уже изучена и представ-
лена в методическом пособии «Использование типологического опросника Май-
ерс-Бриггс в практике работников службы занятости». Опросник позволяет вы-
являть психологический тип человека в соответствии с индивидуальным спосо-
бом восприятия и оценки информации и предоставляет возможность спрогнози-
ровать его поведение в разнообразных жизненных сферах (в том числе в профес-
сиональной деятельности).
Испытуемые отвечали на вопросы типологического опросника и работали со
стимульным материалом к методике исследования социального интеллекта. Затем
проводилось сопоставление результатов, полученных по обеим методикам.
Был установлен ряд статистически значимых корреляций между субтестами
методики исследования социального интеллекта и индикаторами Майерс-Бриггс.
Наибольшее количество значимых корреляций теста социального интеллек-
та установлено со шкалой экстраверсия-интроверсия опросника Майерс-Бриггс.
Все субтесты и особенно композитная оценка обнаружили отрицательные корре-
ляции с показателем интроверсии. Причем наибольшая отрицательная корреля-
ция обнаружена между показателем интроверсии и композитной оценкой (r = –
0.962). Значительные отрицательные корреляции показателя интроверсии выяв-
лены также с субтестами № 1 (r = –0.708) и № 3 (r = –0.654), немного меньше – с
субтестами № 2 (r = –0.6) и № 4 (r = –0.595). Таким образом, представители ин-
тровертированного типа менее успешны в социальных взаимодействиях. В соот-
ветствии с теорией Юнга, положенной в основу опросника Майерс-Бриггс, это
можно объяснить тем, что интровертам в основном присуща позиция наблюда-
теля, а не активного участника событий, кроме того, они обращены больше на
собственный внутренний мир, чем на окружающую среду. Можно предполо-
жить, что в связи с такими психологическими особенностями интроверты име-
ют меньший опыт социального взаимодействия. Экстраверты же более соци-
ально адаптированы, так как они ориентированы на окружающую среду, прояв-
ляют интерес к социальным проблемам, испытывают потребность воздейство-
вать на окружающий мир и других людей.




16
Выявленные статистически значимые корреляции
по субтестам

Субтест № 1.«Истории с завершениями»

Выявляет умение предвидеть последствия поведения.
Имеет положительные корреляции с субтестами № 3 и 2.
Обнаружены отрицательные корреляции субтеста с такими индикаторами опрос-
ника Майерс-Бриггс как интроверсия – I (r = –0.708) и восприимчивость – Р (r = –
0.464). Таким образом, успешность выполнения данного субтеста обратно пропорцио-
нальна указанным психологическим характеристикам. Это объясняется тем, что пред-
ставители интровертированного типа обладают меньшим опытом социального взаимо-
действия, их внимание направлено больше на себя, они хуже ориентируются в обще-
принятых нормах и правилах поведения. А представители воспринимающего типа
склонны к импульсивности в поведении, они не просчитывают последствия как своих,
так и чужих поступков, не стремятся к предсказуемости поведения, поэтому и менее
успешны в предвидении последствий поведения.

Субтест № 2. «Группы экспрессии»

Выявляет умение правильно понимать и интерпретировать невербальное пове-
дение.
Имеет положительные корреляции с субтестами № 1 и 3.
Обнаружены отрицательные корреляции субтеста с такими индикаторами оп-
росника Майерс-Бриггс как интроверсия – I (r = –0.6) и склонность к принятию ре-
шений – J (r = –0.522). То есть успешность выполнения данного субтеста обратно
пропорциональна указанным психологическим характеристикам. Это объясняет-
ся тем, что представители интровертированного типа обращены больше на свой
внутренний мир и не всегда стремятся к пониманию поведения (в том числе не-
вербальных реакций) других участников общения. Представители же решающего
типа склонны к определенности и предпочитают быстро выносить свои оценки и
суждения по поводу окружающих. В отличие от них представители восприни-
мающего типа более успешно понимают и интерпретируют невербальное пове-
дение, так как они склонны к созерцательной позиции, предпочитают просто на-
блюдать и собирать информацию без вынесения оценок. Поэтому субтест обна-
руживает высокую положительную корреляцию с показателем восприимчивости
– Р (r = 0.967).

Субтест № 3. «Вербальная экспрессия»

Выявляет умение разбираться в речевой экспрессии.
Имеет положительные корреляции с субтестами № 1 и 2.
Обнаружена отрицательная корреляция субтеста с показателем интроверсии
– I (r = –0.654). То есть успешность выполнения данного субтеста обратно про-
порциональна указанной психологической характеристике. Это объясняется тем,
что интроверты не склонны к вербальному общению, не очень любят проговари-
17
вать вслух, поэтому не имеют достаточных навыков эффективного коммуника-
тивного общения. Также выявлена значимая положительная корреляция (r =
0.963) субтеста с таким индикатором опросника Майерс-Бриггс, как склонность
к принятию решений – J. То есть успешность выполнения данного субтеста выше
у представителей решающего типа, которые любят определенность, склонны
оценивать окружающих людей и события, как можно быстрее принимать реше-
ния, высказывают свое мнение. Они успешнее в коммуникативных ситуациях,
так как имеют конкретное мнение, четкую оценку и знают, как найти верный тон
общения с партнерами по общению.

Субтест № 4. «Истории с дополнением»

Выявляет способность распознавать структуру межличностных ситуаций в ди-
намике.
Имеет невысокие положительные корреляции с другими субтестами.
Обнаружена отрицательная корреляция субтеста с показателем интроверсии
– I (r = –0.595), что отражает малую информированность интровертов в вопросах
социального взаимодействия. Вместе с тем для представителей интровертиро-
ванного типа данный субтест является наиболее успешным, то есть при заинте-
ресованности в анализе динамики ситуаций межличностного общения они имеют
большие способности, чем в других аспектах познания поведения (в общей
структуре социального интеллекта). Обнаружена положительная корреляция
данного субтеста (r = –0.721) с таким индикатором опросника Майерс-Бриггс,
как чувствование – F. То есть успешность выполнения данного субтеста связана
с наличием у человека указанной психологической особенности. Представители
чувствующего типа обладают развитой эмпатией, способностью понимать друго-
го человека, умело разбираются в ситуациях межличностного взаимодействия.
Кроме того, обнаружены не столь высокие, но значимые корреляции субтес-
та с такими индикаторами опросника Майерс-Бриггс, как сенсорика – S (обрат-
ная пропорциональность) и интуиция – N (прямая пропорциональность). Это
противоположные полюса шкалы S-N опросника Майерс-Бриггс. Представители
интуитивного типа успешнее разбираются в динамике межличностного взаимо-
действия, так как они обладают способностью видеть картину в целом, находить
скрытый смысл явлений, что и позволяет им успешно предсказывать развитие
ситуации. А представители сенсорного типа успешнее действуют в такой ситуа-
ции, когда прослеживается последовательность событий, известны все детали
(как в субтесте № 1), и испытывают затруднения в ситуациях с неизвестными со-
ставляющими, как в данном субтесте.
Таким образом, успешность выполнения данного субтеста прямо пропорцио-
нальна наличию у человека таких психологических особенностей как интуиция и
чувствование (то есть выше у представителей темперамента NF) и обратно пропор-
циональна наличию таких качеств, как интроверсия и сенсорика.
Сравнение средних значений по субтестам показывает, что успешнее всего вы-
полняются субтесты № 1 (ср. знач. = 0.559) и № 3 (ср. знач. = 0.545). Менее успешно –
субтесты № 2 (ср. знач. = 0.465) и № 4 (ср. знач. = 0.336). Аналогичное распределе-
ние наблюдается и среди максимальных значений: в субтесте № 3 – 1.0, в субтесте
18
№ 1 – 0.929, в субтесте № 4 – 0.786 и в субтесте № 2 – 0.733. Таким образом, наибо-
лее сложными представляются такие способности в структуре социального интел-
лекта, как способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динами-
ке и умение адекватно отражать невербальное поведение.

Общая успешность (композитная оценка) прямо пропорциональна успешно-
сти в отдельных субтестах. Корреляции оценок по отдельным субтестам с компо-
зитной оценкой показывают, что наибольший вес в общей оценке социального ин-
теллекта имеют субтесты № 1 (r = 0.765), № 3 (r = 0.676), № 2 (r = 0.648); вес субтес-
та № 4 немного меньше (r = 0.551). Субтест № 4, выявляющий понимание структу-
ры межличностных ситуаций в динамике, является самым сложным для большинст-
ва людей. Таким образом, общий уровень развития социального интеллекта зависит
от степени развития умения предвидеть последствия поведения, способности пони-
мать как невербальную экспрессию, так и вербальное поведение, умения ориенти-
роваться в структуре межличностного поведения. Интерес к социальной действи-
тельности, опыт взаимодействия с ней повышают общую оценку по тесту.
Внутренняя валидность методики измерения социального интеллекта подтвер-
ждается наличием межсубтестовых корреляций. Коррелируют между собой суб-
тесты № 1 и 2 (r = 0.316, уровень значимости 1 %), субтесты № 1 и 3 (r = 0.342, уро-
вень значимости 1 %), субтесты № 2 и 3 (невербальная и вербальная экспрессия, r =
0.270, уровень значимости 1 %). Таким образом, прослеживается связь между уме-
нием предвидеть последствия поведения других людей и умением адекватно отра-
жать невербальное и вербальное поведение. Субтест № 4 не обнаруживает стати-
стически значимых взаимосвязей с другими субтестами.
Анализ психологических особенностей всех обследуемых показывает, что в
данной выборке преобладают представители интровертированного, сенсорного,
мыслительного, решающего типа, что в соответствии с приведенными выше
комментариями позволяет объяснить сравнительно невысокую среднюю по вы-
борке композитную оценку (0.474) и полученное распределение оценок по всем
субтестам.
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод, что
методика исследования социального интеллекта обладает высокой прогностической
ценностью и может использоваться в практической деятельности профконсультан-
тов и других работников службы занятости. Кроме того, выявлено, что прогности-
ческие возможности методики исследования социального интеллекта увеличивают-
ся при использовании ее совместно с типологическим опросником Майерс-Бриггс.




19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования подтвердили высокую диагностическую и про-
гностическую ценность методики исследования социального интеллекта. Мето-
дика обладает конструктивными возможностями в сфере измерения способно-
стей к прогнозированию поведения, анализу межличностных отношений, распо-
знаванию смысла вербальной и невербальной экспрессии. Ее применение наибо-
лее целесообразно в практике профессионального отбора на специальности типа
«человек – человек». Кроме того, методика позволяет прогнозировать успеш-
ность деятельности специалистов, работающих с людьми (профконсультантов,
сотрудников отделов кадров), и оценивать уровень их коммуникативной компе-
тентности. Ее можно также использовать в качестве косвенного индикатора со-
циальной зрелости, уровня самосознания личности, особенностей Я-концепции,
социально-перцептивных и эмотивных способностей.
Применение методики исследования социального интеллекта для решения
психодиагностических и психокоррекционных задач представляется перспек-
тивным именно сейчас, когда при внедрении прикладных психологических зна-
ний утверждается гуманистический, личностно-ориентированный подход и раз-
рабатываются новые технологии психотерапевтического взаимодействия, осно-
ванные на актуализации внутренних ресурсов человека и обращающиеся к его
позитивному социальному мышлению. Это особенно важно в практике профес-
сионального консультирования.
Определяя социальный интеллект как способность правильно понимать по-
ведение людей, следует обратить внимание на то, что она необходима для эф-
фективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
В связи с этим представляется перспективным использование методики исследо-
вания социального интеллекта при изучении проблемы социально-
психологической адаптации безработных.
Использование этой методики рекомендуется в комплексе с другими психоди-
агностическими методиками (например, с типологическим опросником Майерс-
Бриггс).




20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1992.
2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
3. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей. 16 типов личности, определяющих, как
мы живем, работаем и любим / Пер. с англ. М., 1995.
4. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип.
СПб., 1994.
5. Пиз А. Язык жестов. Минск, 1995.
6. Уатсайд Р. О чем говорят лица. М., 1996.
7. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта
// Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984. С. 63–67.
8. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y., 1967.
9. O'Sullivan M. et Guilford J.P. Les tests d'intelligence sociale // Editions du Cen-
tre de psychologie appliquee. Paris, 1977.
10. O'Sullivan M., Guilford J.P. et de Mille R. The measurement of social intelli-
gence / Reports from the psychological laboratory. Los Angeles: University of Southern
California, 1965. № 34.




21

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign