LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
В ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИИ

СОСТАВИТЕЛЬ Т. И. Ш А Л А Е В А




ВВЕДЕНИЕ

К числу основных задач профконсультирования относится подбор для клиента
наиболее оптимального вида деятельности и конкретной профессии. Большое внима-
ние при этом уделяется определению внутреннего потенциала человека и его индиви-
дуальных особенностей. По сути профконсультант занимается прогнозированием того,
как человек поведет себя в той или иной ситуации, как его индивидуально-
психологические свойства проявятся в профессиональной деятельности, будут ли они
способствовать успешности этой деятельности. Чтобы эффективно решать подобные
задачи, профконсультанту необходимы надежные и удобные в применении измери-
тельные процедуры.
В настоящее время существует множество психодиагностических методик, по-
зволяющих выявлять устойчивые психологические особенности человека, в том
числе общие интеллектуальные способности. Однако для успешности в некоторых
видах профессиональной деятельности необходимо умение понимать личность дру-
гого человека (клиента, ученика, подчиненного) и разбираться в межличностных
отношениях. Поэтому встает вопрос об использовании в практике профконсульти-
рования методов диагностики способности к пониманию поведения других людей.
В США и многих европейских странах широко применяется методика исследо-
вания социального интеллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена, занимающая промежу-
точное положение между тестами общего интеллекта и тестами личности. Методика
позволяет диагностировать такой психический феномен как социальный интеллект,
под которым понимается способность понимать и прогнозировать поведение людей
в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные
состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии. Она определяет как
общий уровень социального интеллекта, так и отдельные составляющие социального
интеллекта (способности предвосхищать последствия поведения, понимать вербальное
и невербальное поведение, разбираться в общей картине межличностного взаимодей-
ствия). В нашей стране методика Дж.Гилфорда и М.Салливена еще не получила широ-
кого распространения, что вызывает потребность в ее изучении.
Методика исследования социального интеллекта имеет много достоинств, свя-
занных с ее прогностическими возможностями. Поэтому ее применение позволит
расширить и разнообразить диапазон психодиагностических методик, используемых в
практике профессионального отбора, особенно для профессий типа «человек – чело-
век».
3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Социальный интеллект – это интегральная интеллектуальная способность,
определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и
регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объек-
тов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его обра-
зующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная
память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождест-
вляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным
мышлением.
Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий, речи, а
также невербального поведения (жестов, мимики) людей. Он выступает как когни-
тивная составляющая коммуникативных способностей личности и как профессио-
нально важное качество для профессий типа «человек – человек» и некоторых про-
фессий типа «человек – художественный образ». В онтогенезе социальный интел-
лект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных спо-
собностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом обучения в школе,
когда с увеличением круга общения у ребенка развивается чувствительность, соци-
ально-перцептивные способности, способность сопереживать другому без непо-
средственного восприятия его чувств, умение принимать точку зрения другого че-
ловека, отстаивать свое мнение (все это и составляет основу социального интеллек-
та).
Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э.Торндайком в
1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях».
Г.Олпорт определял социальный интеллект как особый «социальный дар», обес-
печивающий гладкость в отношениях с людьми, продукт которого – социальное при-
способление, а не глубина понимания.
В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено
Ю.Н.Емельяновым: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида
можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основан-
ную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социально-
го опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотноше-
ния и прогнозировать межличностные события».
Благодаря исследованиям Дж.Гилфорда (1950–1967) термин «социальный ин-
теллект» перешел в разряд измеряемых конструктов, то есть вошел в арсенал пси-
хологической практики.
Возможность измерения социального интеллекта выводится из общей модели
структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Он понимал социальный интеллект как систе-
му интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и
связанных прежде всего с познанием поведенческой информации, которые как и
общеинтеллектуальные, можно описать в пространстве трех переменных: содержа-
ние, операции, результаты. Дж.Гилфорд выделил одну операцию – познание – и со-
средоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает
шесть факторов:
1. Познание элементов поведения – способность выделять из контекста вер-
бальную и невербальную экспрессию поведения.
4
2. Познание классов поведения – способность распознавать общие свойства в
некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
3. Познание отношений поведения – способность понимать отношения, сущест-
вующие между единицами информации о поведении.
4. Познание систем поведения – способность понимать логику развития цело-
стных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
5. Познание преобразований поведения – способность понимать изменение зна-
чения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуацион-
ных контекстах.
6. Познание результатов поведения – способность предвидеть последствия по-
ведения, исходя из имеющейся информации.
Модель Дж.Гилфорда открыла дорогу для построения тестовой батареи, диаг-
ностирующей социальный интеллект. Wedeck (1947) создал стимульный материал,
содержащий слуховые и рисуночные стимулы, который позволил выделить среди
факторов общего и вербального интеллекта фактор «психологической способно-
сти», послужившей прообразом социального интеллекта. Эти исследования доказа-
ли необходимость использования невербального материала для диагностики соци-
ального интеллекта. Было выявлено, что социальный интеллект значимо не корре-
лирует с развитием общего интеллекта и пространственных представлений, способ-
ностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способно-
стью манипулировать с комиксами.
Диагностическую батарею Дж.Гилфорда составили четыре теста, наиболее
адекватные (по результатам исследований) для измерения социального интеллекта.
Впоследствии она была адаптирована и стандартизована во Франции и России. Ре-
зультаты адаптаций теста позволили составить нормативные таблицы для опреде-
ления стандартных значений.




5
2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

2.1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

В отличие от других тестов измерения интеллекта, данная методика выявляет
способность к межличностному познанию.
Методика имеет следующие достоинства:
1) наличие стандартных нормативов;
2) высокие психометрические характеристики (надежность, валидность);
3) широкая сфера применения;
4) возможность использования в широком возрастном диапазоне, начиная с де-
вяти лет.
Методика включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном
стимульном материале и один – на вербальном. Субтесты диагностируют четыре
способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преоб-
разований и результатов поведения. Два субтеста имеют в своей факторной струк-
туре также второстепенные веса, касающиеся способности понимать элементы и
отношения поведения.
В данном пособии статистика представлена только для взрослой выборки. Ус-
пешность выполнения теста не зависит от пола обследуемого. Уровень образования
положительно влияет на результаты.
Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетра-
дей. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов
ограничено.

Краткое описание субтестов

Субтест № 1. «Истории с завершением»

В субтесте используются сцены с персонажем комиксов Барни и его близкими
(женой, сыном, друзьями). Каждая история основывается на первой картинке, изо-
бражающей действия персонажей в определенной ситуации. Испытуемый должен
найти среди трех других картинок ту, которая показывает, что должно произойти
после ситуации, изображенной на первой картинке, учитывая чувства и намерения
действующих лиц.
Субтест измеряет фактор познания результатов поведения, то есть способность
предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предска-
зать то, что произойдет в дальнейшем.

Субтест № 2. «Группы экспрессии»

Стимульный материал субтеста составляют картинки, изображающие невер-
бальную экспрессию: мимику, позы, жесты. Три картинки, расположенные слева,
всегда выражают одинаковые чувства, мысли, состояния человека. Испытуемый

6
должен среди четырех картинок, расположенных справа, найти ту, которая выража-
ет такие же мысли, чувства, состояния человека, что и картинки слева.
Субтест измеряет фактор познания классов поведения, а именно способность к ло-
гическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных не-
вербальных реакциях человека.

Субтест № 3. «Вербальная экспрессия»

В каждом задании субтеста предъявляется фраза, которую один человек гово-
рит другому в определенной ситуации. Испытуемый должен среди других трех за-
данных ситуаций общения найти ту, в которой данная фраза приобретет другое зна-
чение, будет произнесена с другим намерением.
Субтест измеряет фактор познания преобразований поведения, то есть способ-
ность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зави-
симости от контекста вызвавшей их ситуации.

Субтест № 4. «Истории с дополнением»

В данном субтесте появляются персонажи комикса «Фердинанд», включенные
в семейные, деловые и дружеские контакты. Каждая история состоит из четырех
картинок, причем одна из них всегда пропущена. Испытуемый должен понять логи-
ку развития, сюжет истории и среди четырех других картинок, предлагаемых для
ответа, найти пропущенную.
Субтест измеряет фактор познания систем поведения, а именно способность
понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в
этих ситуациях.



2.2. НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДИКИ

Исследования М.O'Sullivan (1965) и М.Tenopyr (1966) показали высокую на-
дежность всех субтестов.
Дискриминативная валидность методики исследования социального интеллек-
та (то есть независимость измерения социального интеллекта от измерения других
способностей) обеспечивалась уже самой процедурой построения тестовой батареи:
тесты, измеряющие факторы познания поведения и вошедшие в состав методики,
были выделены в результате факторных исследований с использованием более 40
тестов, диагностирующих различные семантические и символические способности.
Исследования М.Henricks, М.O'Sullivan и М.Tenopyr подтвердили существова-
ние способности к познанию поведения, отличной от других специальных способ-
ностей.
Для определения конструктной валидности устанавливались связи методики
исследования социального интеллекта с уже известными надежными тестами сход-
ного содержания.

7
Прогностическая валидность методики определялась путем установления связи
между успешностью выполнения теста и различными критериями повседневной
жизни, показателями реального поведения. В целом эти исследования показывают,
что методика измеряет способности, проявляющиеся в понимании других людей и,
следовательно, имеет связь с умением жить в обществе, социальной адаптированно-
стью.
Было установлено также, что методика исследования социального интеллекта
обладает высокой прогностической валидностью относительно предсказания ус-
пешности интерпретации личности человека по его внешности, а также точности
восприятия эмоционального состояния другого человека и своего собственного со-
стояния в процессе делового общения.
Исследования выявили, что представители типа «человек – человек» (квали-
фицированные фотографы, психологи-тренеры, психотерапевты, педагоги,
имиджмейкеры, менеджеры) имеют более высокие оценки по тесту, чем предста-
вители типа «человек – техника».
Таким образом, многочисленные исследования подтвердили, что тест соци-
ального интеллекта является хорошим индикатором коммуникативных способ-
ностей, проявляющихся в повседневной жизни и профессиональной деятельно-
сти. Он диагностирует преимущественно когнитивный компонент коммуника-
тивных способностей.


2.3. ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ

В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение полной
батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны индивидуальный и
групповой варианты тестирования.
При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в по-
рядке их нумерации. Вместе с тем эти рекомендации авторов методики не являются
непреложными.
Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет 6 минут (суб-
тест № 1 «Истории с завершением»), 7 минут (субтест № 2 «Группы экспрессии»), 5
минут (субтест № 3 «Вербальная экспрессия»), 10 минут (субтест № 4 «Истории с до-
полнениями»). Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30–35 ми-
нут.

Правила тестирования

Раздавать тестовые тетради только в момент проведения данного субтеста.
Всегда убеждаться, что обследуемые правильно поняли инструкцию к суб-
тестам.
Добиваться от обследуемых усвоения описанных в инструкциях сведений о
Барни и Фердинанде (действующие лица первого и последнего субтестов).



8
Ориентировать испытуемых на выбор ответов, отражающих наиболее ти-
пичное поведение персонажей в данной ситуации, исключая оригинальные и юмо-
ристические трактовки.
Предупреждать обследуемых, что в случае исправлений необходимо четко
вычеркивать в бланке неправильные ответы.
В целом не поощряя ответы наугад, следует указать обследуемым, что лучше
все же давать ответы, даже если они не совсем уверены в их правильности.
При возникновении вопросов по ходу тестирования необходимо адресовать
обследуемых к письменной инструкции, не допуская обсуждения вслух.
Точно измерять время и следить за тем, чтобы обследуемые не начинали ра-
ботать раньше времени.
Перед началом тестирования обследуемым выдаются бланки ответов, на кото-
рых они фиксируют некоторые сведения о себе. После этого они получают тестовые
тетради с первым субтестом и начинают знакомиться с инструкцией по ходу ее за-
читывания экспериментатором. В процессе чтения инструкции экспериментатор
делает паузу после знакомства с примером, чтобы убедиться, что обследуемые пра-
вильно его поняли. По окончании инструкции отводится время для ответов на вопросы.
После этого экспериментатор дает команду «Переверните страницу. Начали» и вклю-
чает секундомер.
За минуту до окончания работы над субтестом обследуемых предупреждают об
этом. По истечении времени работы дается команда «Стоп. Отложите ваши ручки»,
обследуемые отдыхают в течение нескольких минут и переходят к выполнению сле-
дующего субтеста.


2.4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Для обработки результатов используются бланк ответов, ключ к обработке и
нормативные таблицы для определения стандартных значений (см. Приложение 1–
4).
Бланки ответов обрабатываются с помощью специальных ключей. Результаты
подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в целом. Ре-
зультаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной (или несколь-
ких) способностей фактора познания поведения. Результат по тесту в целом называ-
ется композитной оценкой и отражает общий уровень развития социального интел-
лекта.
Суммы «сырых» баллов за каждый субтест, подсчитанные с помощью «клю-
чей», записываются в первую строку итоговой таблицы на бланке ответов. За каж-
дый правильный ответ обследуемому начисляется один балл. «Сырые» баллы пере-
водятся в стандартные с помощью нормативных таблиц и записываются во вторую
строку итоговой таблицы.
Композитная оценка представляет собой сумму «сырых» баллов по каждому
субтесту. Полученная сумма тоже переводится в стандартное значение.
Перевод «сырых» оценок в стандартную шкалу дает возможность сравнивать
степень выраженности отдельных способностей к познанию поведения (социально-
го поведения) у данного обследуемого (интраиндивидуальная диагностика с по-
9
строением профиля социального интеллекта), а также сравнивать уровень развития
способностей к познанию поведения у разных людей (интериндивидуальная диф-
ференциальная диагностика).


2.5. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

При интерпретации результатов необходимо помнить, что успешность выпол-
нения теста положительно коррелирует со скоростью мышления, образовательным
уровнем обследуемого и не зависит от его пола.


Интерпретация отдельных субтестов

После завершения процедуры обработки результатов получаются стандартные
баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих спо-
собностей к познанию поведения. При этом общий смысл стандартных баллов
можно определить следующим образом:
1 балл – низкие способности к познанию поведения;
2 балла – способности к познанию поведения ниже среднего (среднеслабые);
3 балла – средние способности к познанию поведения (средневыборочная нор-
ма);
4 балла – способности к познанию поведения выше среднего (среднесильные);
5 баллов – высокие способности к познанию поведения.
При получении стандартной оценки «1 балл» по какому-либо субтесту необхо-
димо прежде всего проверить, правильно ли обследуемый понял инструкцию.

Субтест № 1. «Истории с завершением»

Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия пове-
дения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анали-
за реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать
события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников комму-
никации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с
людьми, ведущими себя самым неожиданным, нетипичным образом. Такие люди
умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения по-
ставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориенти-
роваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-
ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей.
Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между поведени-
ем и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том числе и
противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные си-
туации, потому что неверно представляют себе результаты своих действий или по-
ступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах по-
ведения.

10
Успешность выполнения данного субтеста положительно коррелируют со сле-
дующими психологическими особенностями:
– способностью полно и точно описывать личность незнакомого человека по
фотографии;
– способностью к расшифровке невербальных сообщений;
– дифференцированностью Я-концепции, насыщенностью Я-образа понима-
нием интеллектуальных, волевых характеристик, а также описанием особенностей
духовной организации личности.

Субтест № 2. «Группы экспрессии»

Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать со-
стояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, по-
зам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному
общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников комму-
никации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает спо-
собность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого че-
ловека, осознавать их и сравнивать с вербальными, по мнению А.Пиза, лежит в ос-
нове «шестого чувства» – интуиции. В психологии широко известны исследования,
доказывающие большое значение невербальных средств общения. Так, Р.Бедсвилл
обнаружил, что в беседе словесное общение занимает менее 35 %, а более 65 % ин-
формации передается невербально.
Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодвижений,
взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше
доверия, чем вербальный язык. В общении такие люди в большей степени ориенти-
руются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании
смысла слов собеседника, потому что не учитывают (или неправильно учитывают)
сопровождающие их невербальные реакции.
Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует:
с точностью, полнотой, нестереотипностью и пластичностью при описании
личности незнакомого человека по фотографии;
чувствительностью к эмоциональным состояниям других в ситуациях дело-
вого общения;
разнообразием экспрессивного репертуара в общении;
открытостью и проявлением дружелюбия в общении;
эмоциональной стабильностью;
сенситивностью к обратной связи в общении, восприимчивостью к критике,
совестливостью;
высокой самооценкой и степенью принятия себя;

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign