LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

5.4. Обнаружение методом однократного отсчета
5.5. Корреляционный метод обнаружения
5.6. Синтез приемников непрерывных сигналов
5.7. Синтез приемников дискретных сигналов
5.8. Помехоустойчивость приемников бинарных сигналов
6. Модели и методы логико-вероятностного преобразования сообщений и сигналов
6.1. Классификация и кодирование информации
6.2. Методы оптимального кодирования сообщений
6.3. Модуляция сигналов
6.4. Цифровые методы передачи непрерывных сигналов
6.5. Вероятностная модель канала связи
6.6. Помехоустойчивое кодирование сообщений
7. Модели и методы теории массового обслуживания
7.1. Объекты коллективного использования в структуре ИС
7.2. Поток событий
7.3. Системы массового обслуживания (СМО) с потерями
7.4. СМО с ожиданием
7.5. СМО с приоритетами
7.6. Сети СМО
8. Методы анализа сетевых структур ИС
8.1. Особенности информационных сетей
8.2. Графовая модель сети
8.3. Методы анализа и синтеза сетей
8.4. управление информационными сетями

9. Модели преобразующих элементов ИС
9.1. Общая характеристика преобразующих элементов (ПЭ) и их моделей
9.2. Модели ПЭ, реализующих процесс переноса информации в пространстве
9.3. Модели ПЭ, реализующих процесс переноса информации во времени
9.4. Модели ПЭ, реализующих процесс переноса информации с одних носителей на другие


Как видно из таблицы, структура учебника не нарушает закономерностей и принципов построения информационных систем.
Кроме указанных выше разделов учебник должен иметь вопросы и задания к обучаемым после каждого параграфа, глоссарий и программу тестирования, которые на этом этапе работ не представлены.

6.2.2. Структурная организация электронного учебника
При создании пилотной версии интерактивного учебника к его структуре были предъявлены следующие требования:
1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео формате ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций должна быть линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.
4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).
5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.
6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.
7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

6.2.3. Режимы работы электронного учебника
Можно выделить 3 основных режима работы учебника:
- обучение без проверки;
- обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
- тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использование гипертекстовой технологии и технологии Macromedia .
Адаптация обучения определяет необходимость создания условий для самостоятельной работы обучаемого. Для этого применяются различные методы тестирования.
Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для этого нужно научиться строить математические модели изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав учебника будет включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их понимания, но и способствует развитию у студента интуиции и образного мышления.

6.3. ВЫБОР СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

6.3.1. Классификация средств создания учебника
Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:
* традиционные алгоритмические языки;
* инструментальные средства общего назначения;
* средства мультимедиа;
* гипертекстовые и гипермедиа средства;
Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и имеющиеся в распоряжении университета.
Традиционные алгоритмические языки
Характерные черты электронных учебников (ЭУ), созданных средствами прямого программирования:
* разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура электронного учебника, способ подачи материала и т.д.);
* сложность модификации и сопровождения;
* большие затраты времени и трудоемкость;
* отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания электронного учебника, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.
Инструментальные средства общего назначения
Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для создания ЭУ пользователями, не являющимися квалифицированными программистами. ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило, обеспечивают следующие возможности:
* формирование структуры ЭУ;
* ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый редактор);
* подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);
* подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);
* подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др.
К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует отнести:
* возможность создания ЭУ лицами, которые не являются
квалифицированными программистами;
* существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;
* невысокие требования к компьютерам и программному
обеспечению.
Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как:
* далеко не дружественный интерфейс;
* меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами,
возможности;
* отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.
В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис, АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.

Средства мультимедиа
Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема. Если информация была представлена визуально - около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.
Аудиоинформация включает речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй - фотографии и сканированные изображения.
Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12 фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана и количество цветов, а также объем информации.

Гипертекстовые и гипермедиа средства
Гипертекст - это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.
Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно "выложить" на любом сервере и его можно легко корректировать. В настоящее время существует множество различных гипертекстовых форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).

6.3.2. Критерии выбора средств
При выборе средств необходима оценка наличия:
* аппаратных средств определенной конфигурации;
* сертифицированных программных систем;
* специалистов требуемого уровня.
Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем памяти и др.
Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.

6.4. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЙ

6.4.1. Язык HТМL
HTML (Hypertext Markup Language). Первая спецификация этого универсального и общедоступного языка разметки - HTML была утверждена в 1991 году. HTML стал стандартом и одновременно "корнем" для всех разрабатываемых Web страничек.
На сегодняшний день HTML остается самым универсальным, даже незаменимым средством разметки гипертекста, а, следовательно, и публикации в Интернет. Написание Web страничек на HTML не требует интерпретации исходного кода в двоичный код. Язык разметки гипертекста по определению должен интерпретироваться броузером. Это, безусловно, накладывает некоторые ограничения на возможности языка и на совместимость новых конструкций со старыми версиями броузеров. Однако, именно эта особенность языков разметки оставляет прекрасную возможность генерировать HTML-код другими программами (CGI-скриптами). Современные Web-страницы уже не обходятся одним только HTML. Его гармонично дополняют средства динамического HTML: скрипт языки JavaScript и/или VBScript, каскадные таблицы стилей(CSS), иногда присутствуют Java-апплеты.

6.4.2. Технология Мacromedia Flash
При разработке We-сайта в Интернете его неотъемлемую часть составляет язык разметки HTML как единый стандарт разметки документа и передачи гипертекстовой информации. Сама Flash технология никогда не претендовала на место HTML, но, на данный момент, с помощью Flash можно сформировать полноценную страницу-ролик Такой подход можно действительно расценивать, как некое вытеснение HTML. На многих страницах, использующих Macromedia Flash, присутствует ощущение, как будто HTML нет вовсе. В данном случае HTML-код сведен к минимуму за счет Flash. Смысл этого кода - правильное расположение Flash-клипа.
В случаях, когда Flash использует Action Sript, эту формулу дополняет JavaScript.
Flash также имеет возможность передавать какие либо параметры при выполнении CGI. Также CGI может быть вызванным из Flash, выполнить какие-либо действия и выдать ответ в виде заранее подготовленного Flash-клипа. Сгенерировать Flash CGI-программой пока не представляется возможным. Если же того потребуется в связи с повсеместным использованием Flash, то Macromedia может разработать нечто наподобие библиотеки для генерации изображений CGI-программами. Пока самая разумная цель использования технологии Flash есть дополнение полноценного HTML-документа небольшими клипами. Многие популярные сайты, не желая отставать от моды, пошли по этому пути. Пользователь, заходя на такие страницы, либо любуется действиями Flash-ролика, либо видит на его месте просто фон и, не обращая внимания, продолжает знакомиться с содержанием HTML-страницы. Это значит, что Flash-клипы здесь используется скорее, как анимированные GIF и не несут в себе жизненно важного смысла для всего сайта.
Flash играет роль модного дополнения к дизайну Web-страницы. На данный момент многие технологии ориентированы на это, к примеру, - Metastream, которая позволяет демонстрировать векторную 3D графику на Web-страницах. Все они имеют существенный минус - необходимость наличия у пользователя специального модуля расширения (plug-in).
Использование векторной графики как графического режима по умолчанию делает Flash незаменимым средством разработки для Web . Векторная графика на сегодня - идеальное решение для разработки Web -сайтов, позволяющее с равной эффективностью воспроизводить изображения практически на всех типах компьютеров (Pc, Mac, NoteBook) и мониторов.
Обычно, растровое изображение состоит из тысяч или даже сотен тысяч точек, информация о цвете и расположении каждой содержится в файле, опираясь на эту информацию система создает изображение. Поэтому - качественные, многоцветные растровые изображения занимают очень много места.
По сути, вектор - это прямая, направленная от точки до точки, так как векторное изображение состоит их координат угловых точек, между которыми проходят прямые. Чтобы изобразить простую линию в растровом формате, потребуется указывать местоположение каждой точки этой линии, для изображения той же линии в векторе, необходимо лишь указать две точки и расстояние между ними, плюс - толщина линии и ее цвет. Естественно, что многие цифровые параметры неоднократно повторяются, именно они и позволяют легко сжимать векторные изображения в два, три раза.
В отличие от растровых форматов, таких как GIF и JPEG, используемых в сети повсеместно, векторные изображения - графика, тексты, схемы и анимация легко экспортируются в необычайно компактные файлы формата SWF (Shock Wave Flash), которые быстро грузятся и способны потоково проигрываться непосредственно в Сети при помощи обычного броузера.


6.5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным результатом проекта является создание пилотного варианта интерактивного учебного пособия по дисциплине "Теория информационных процессов и систем".
Рассмотрены вопросы создания интерактивного учебника по дисциплине "Теория информационных процессов и систем", в основе которого лежит решение следующих задач:
?Разработка структуры учебника.
?Формирование учебно-методической концепции, основных форм визуализации учебного материала и реализации интерактивных элементов.
? Сравнительный анализ интерактивных Web-технологий (HTML, Java, Flash), используемых для создания электронных учебных пособий.
?Определение на основе проведенных исследований, предпочтительных сфер применения различных технологий и выбор базовой технологии создания интерактивной версии учебника с учетом специфики материала.
Для создания интерактивной версии учебника базовой технологией был выбран язык HTML, а также использованы технологии Flash и Java.
Учебник, представляет из себя набор файлов HTML, где любой файл это либо введение, либо отдельная глава, либо литература. В каждом документе существуют объекты Macromedia, которые представляют собой динамические объекты (графики, алгоритмы и др.), или статические объекты. Последние имеют встроенные объяснения неизвестных терминов и сокращений. Все объекты написаны в Macromedia Flash MX.
В начале прочтения учебника открывается главное меню, из которого можно вызвать необходимый для изучения файл. В главном меню и файлах текста присутствуют эффекты Macromedia - динамические объекты и музыкальные мелодии, которые акцентируют внимание пользователя на изучение того или иного материала.
Все файлы электронного учебника открываются в двух-фреймовой структуре. При этом в левой части экрана (в "левом" фрейме) открывается дополнительное меню, которое служит для более быстрого просмотра учебника, что исключает необходимость возврата в главное меню. В правой части экрана (в "правом" фрейме) располагается текстовый файл. Фрагменты реализации вышеизложенных подходов применительно к данному учебнику размещены в электронном приложении к комплексу.

6.6. ЛИТЕРАТУРА

* Морозов Б.И. "Информационные системы как фактор совершенствования качества образования", Наукоемкие технологии образования, Межвузовский сборник научно-методических трудов №6, изд-во СПбГПУ, 2003.
* Морозов Б.И., Козлов В.Н. "Когнитивные технологии - потенциал повышения качества образования", Наукоемкие технологии образования, Межвузовский сборник научно-методических трудов №6, изд-во СПбГПУ, 2003.
* Морозов Б.И. "Теория информационных систем как междисциплинарная наука", Материалы X Международной научно-методической конференции "Высокие интеллектуальные технологии образования и науки", СПб: СПбГПУ, 2003.
* Волков А.А., Морозов Б.И. "Информационные технологии интенсивной подготовки специалистов", Наукоемкие технологии образования, Межвузовский сборник научно-методических трудов №6, изд-во СПбГПУ, 2003.
* Морозов Б.И., Ильюшко П.В. "Специализированная система интеллектуального поиска и обработки информации", Материалы X Международной научно-методической конференции "Высокие интеллектуальные технологии образования и науки", СПб: СПбГПУ, 2003.
* Учебное пособие "Теория информационных процессов и систем", авт. Козлов В.Н., Кисоржевский В.Ф., Морозов Б.И.. изд-во СПбГПУ, 2003, 209 с.





ГЛАВА 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
"МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ"
Руководитель работ д.т.н., проф. Медведев Н.В.

7.1. ВВЕДЕНИЕ

Цель защиты систем обработки информации автоматизированных систем заключается в противодействии угрозам безопасности. Поэтому систему можно считать безопасной или защищенной, если она способна успешно и эффективно противостоять угрозам безопасности.
С точки зрения угроз безопасности информации в настоящее время четко обозначились три аспекта ее уязвимости:
опасность несанкционированного (случайного или злоумышленного) получения и использования информации лицом, которому она не предназначалась;
возможность несанкционированной (случайной или злоумышленной) модификации;
подверженность физическому уничтожению или искажению.
Появилась новая отрасль компьютерной преступности - разработка и внедрение компьютерных вирусов, число типов и видов которых, по оценке отечественных и зарубежных экспертов, приближается к нескольким тысячам. Имеются сведения о том, что рядом государственных и военных научных центров зарубежных государств разрабатываются так называемые "боевые вирусы", предназначенные для поражения систем управления оружием, войсками и систем связи .
Цель защиты систем обработки информации автоматизированных систем заключается в противодействии угрозам безопасности. Поэтому систему можно считать безопасной или защищенной, если она способна успешно и эффективно противостоять угрозам безопасности.
Полный отчетный материал включает описание работы с системной оболочкой Lotus LearningSpace, а также состав и содержание учебного материала по рассматриваемой дисциплине. В отчет по теме в целом включены фрагменты этих описаний, дающие представление о содержании соответствующего раздела.
Полный отчетный материал приведен в электронном приложении.



7.2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА LOTUS LEARNINGSPACE
Как создать курс
Средства LearningSpace позволяют задать имена администраторов баз курса, имена инструкторов (преподавателей), проводящих обучение, а также имена студентов, обучающихся по данному курсу, и определить для всех них права доступа к элементам курса. Кроме того, возможно заполнение персональных данных для каждого студента. Специальные формы позволяют проанализировать все настройки курсовых баз данных перед тем, как они будут созданы и включены в систему.

Медиа Центр
MediaCenter (Медиа Центр) есть учебная библиотека, содержащая учебный материал для курса: лекции, статьи, образы, звуковые файлы, видео клипы, ссылки на Web-страницы и т.д. Содержание Медиа Центра структурировано в виде модулей - разделов, охватывающих в совокупности весь курс. Заполнение разделов может производиться с помощью встроенных средств, а также посредством таких программ как Word, Excel, различных графических редакторов, средств создания мультимедиа объектов.

Расписание
Schedule (Расписание) - выдаваемая обучаемому "дорожная карта" курса. Она показывает, где и когда предстоит выполнить тот или иной вид учебной деятельности (индивидуальной или групповой), назначенный преподавателем. Студент работает с Расписанием на протяжении всего курса, открывая находящиеся здесь документы последовательно и, делая то, что предписано преподавателем. Персональное обеспечение учебного процесса достигается рассылкой студентам, изучающим данный курс: расписания сессии, заданий, вопросников и др.. Расписание интерактивно связано с базами данных MediaCenter (Медиа Центр) и CourseRoom (Аудитория).

Аудитория
CourseRoom (Аудитория) - интерактивно организованная с помощью электронной коммуникации группа. Это место, где студенты участвуют во взаимных дискуссиях по обсуждению пройденного материала, где можно создать виртуальную команду для того, чтобы поработать совместно над заданиями. Студенты могут инициировать дискуссии, комментировать и делать соответствующие выводы. Аудитория интерактивно связана с базами данных MediaCenter (Медиа Центр) и Расписания.

Менеджер Оценки
Assessment Manager (Менеджер Оценки) - специализированное средство, позволяющее преподавателю (инструктору) создавать те элементы учебного процесса, которые осуществляют опросы студентов по мере изучения ими материалов курса. Типы проводимых опросов следующие:
· тестирование по принципу "да/нет"
· тестирование с несколькими вариантами ответа
· тестирование с развернутым подробным ответом
· самотестирование (вопросы для самопроверки).
Вопросы для самопроверки позволяют студенту оценивать свои знания. При этом можно сделать так, чтобы никто не смог видеть этот процесс - даже преподаватель. Самотестирование может занять у студента столько времени, сколько ему необходимо. Доступ к менеджеру оценки разрешен только преподавателю.

Профайлы
Profiles (Профайлы) - это документы, по которым обучаемые знакомятся друг с другом, обмениваясь контактной информацией об образовании, квалификации и интересах. Можно также вставить в профайл свою фотографию.

Права доступа
Автору курса доступна для работы в ней каждая из баз данных. Студентам организован ограниченный доступ к информации (только на чтение) к материалам баз Медиа Центр и Расписание. Доступ к информации в базах Аудитория и Профайлы управляется администратором. К базе Менеджер Оценки доступ студентам закрыт.

Модули
Преподавателю необходимо создать модули, соответствующие определенной заранее компоновке учебного курса. Это можно сделать, нажав кнопку Create New Entry (Создать новый вход). Заполнив поля появившейся формы, преподаватель создает модуль своего курса. Полезно снабдить модуль ключевыми словами, относящимися к изучаемому материалу модуля. Формулировка и определение ключевых слов происходит с помощью специальной формы. Формирование курса происходит в базе Медиа Центр. Информация может набираться непосредственно средствами Lotus Notes, а может предварительно готовиться в известных автору оболочках и затем уже переноситься в Медиа Центр.

7.3. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Часть 1 - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Анализ и оценка угроз утечки информации.
1.2. Защита государственной тайны как особого вида защищаемой информации.
1.3. Обеспечение безопасности информации электронных банков
1.4. Основные виды компьютерных преступлений
1.5. Анализ преступлений в области "краж" конфиденциальной информации за рубежом и в России
Часть 2 - ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Анализ и оценка угроз информационной безопасности объекта
2.2. Средства и методы физической защиты объектов
2.3. Служба безопасности объекта
Часть 3 - ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Законы и законодательные акты.
Приложение 2. Термины и определения по защите от несанкционированного доступа к информации.
Приложение 3. Краткий глоссарий иностранных терминов по информационной безопасности.
Приложение 4. Межведомственные документы.

7.4. ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА "ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНИХ РАЗВЕДОК ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ"

Модуль 1. Цели разведывательной деятельности
Основной целью иностранной разведки является обеспечение высшего военно-политического руководства своего государства своевременной информацией по разведываемым странам и их вооруженным силам.
Для достижения этой цели органы разведки осуществляют сбор и обработку сведений о военно-экономическом потенциале. При этом особое внимание уделяется добыванию информации о ракетно-космическом и ядерном потенциале, военно-промышленных предприятиях, испытательных полигонах, научно-исследовательских учреждениях, системах и средствах связи, транспорте, энергосистемах, дислокации и кадровом составе войсковых частей, кораблей, их вооружении, а также об организации охраны основных государственных и военных объектов.
В результате сбора, обработки и накопления разведывательных данных о перечисленных объектах иностранные разведки могут получить информацию о нашей стране, к примеру, по следующим вопросам:
* состояние военно-экономического потенциала и прогнозирование направления его развития;
* состав и дислокации группировок войск и сил флота;
* состояние боевой готовности Вооруженных Сил;
* размещение военно-промышленных объектов, их производственная мощность, характер и распределение выпускаемой продукции;
* новые разработки вооружения, военной техники и их тактико-технические характеристики;
* содержание и характер работ, ведущихся в области создания новых видов вооружения и военной техники и др.

Модуль 2. Основные направления деятельности внешних разведок иностранных государств по добыванию государственных секретов
По своим направлениям и устремлениям разведывательная деятельность подразделяется на: политическую разведку, экономическую разведку, научно-техническую разведку и военную разведку.
На этих направлениях действуют и специальные органы иностранных спецслужб, именуемых также политической, экономической, военной и научно-технической разведками.
Политическая разведка - это направление деятельности по добыванию сведений внутриполитического и внешнеполитического характера.
Военная разведка - как направление деятельности по добыванию государственных секретов является важной составляющей частью всей разведывательной деятельности и имеет своим объектом вооруженные силы, военную промышленность и военные ресурсы.
Особое внимание уделяется получению информации:
* о подготовке территории России к возможным боевым действиям;
* дислокации, составе и оснащении войск современными видами оружия;
* научно-технических достижений военного характера и т.п.
Для получения сведений военного характера широко используются возможности технической разведки.
Вид внешней разведки иностранных государств, объектом которой являются промышленность, транспорт, торговля, сельское хозяйство, финансы, кредитно-денежная система, называют экономической разведкой.
К выполнению разведывательных заданий в области экономической разведки активно подключаются разведчики и агенты, внедренные в международные экономические и научные организации, в промышленные и деловые фирмы, имеющие деловые связи с РФ.
Иностранные внешние разведки, добывая данные об экономическом потенциале, широко используют открытые источники, тщательно анализирующиеся в специально ими созданных для этого службах и экономических научных учреждениях.
Научно-техническая разведка, как направление добывания государственных секретов РФ, имеет своим объектом научно-технические учреждения и научно-технический потенциал.
Например, внешние разведки проявляли особый интерес к информации о достижениях в области лазерной техники, применению лазеров в бурении, сварке, машинной обработке, в химии, биологии, медицине, использование их в связи, радиоастрономии, в аппаратах для установки стандартов времени и частоты; к достижениям науки в области физики высоких энергий и плазмы, астрофизики; к данным, связанным с разработками ракетной и космической техники, и к многим другим вопросам.

Модуль 3. Формы и методы деятельности иностранных разведок по добыванию государственных секретов
Основными формами деятельности иностранных разведок по добыванию государственных секретов является: агентурная, легальная и техническая разведки.
Агентурная разведка - это использование специально подобранных, завербованных (давших согласие) и тщательно подготовленных агентов из числа граждан или иностранцев, а также лиц без гражданства. Агентурная разведка способна решать задачи по добыванию данных политического, экономического, научно-технического и военного характера об истинных мотивах и намерениях разведываемой стороны, эффективно решать задачи по проведению тайных операций.
Основой для агентурного сотрудничества служат, как правило, корыстные соображения, стимулируемые низменными качествами, моральной и нравственной распущенностью, различными пороками, алкоголизмом, наркоманией и др.
Иностранные спецслужбы путем провокаций сами пытаются создать основы вербовки граждан, шантажируя их "разоблачением" неблаговидных поступков и обещая помочь избежать возможных уголовных наказаний или других неблагоприятных последствий.
В разведывательном сообществе США агентурной разведкой, в основном, занимается Управление планирования ЦРУ. Весь состав Управления имеет официальные прикрытия.
Особенно удобны, по мнению ЦРУ, так называемые "свободные профессии" - журналисты, ученые, бизнесмены, спортсмены, которые, посещая другие страны, могут под предлогом сбора материалов для научной работы, книги, для ведения какого-либо дела, для частной консультации и т.д. решать разведывательные задачи.
ЦРУ часто использует для работы в зарубежных странах кадровых разведчиков, находящихся на нелегальном положении, которое заключается в незаконном присвоении ими правового статуса гражданина разведуемой страны. Первой задачей такого разведчика-нелегала является так называемая легализация, решая которую, он должен максимально "раствориться" в обществе, освоить роль гражданина страны пребывания.
Однако основная агентурная работа проводится группами действующих под прикрытием посольств и консульств сотрудников ЦРУ.
Чтобы вовлечь гражданина в шпионскую деятельность, иностранные разведки прежде всего его тщательно изучают. После изучения возможного кандидата в шпионы начинается его идеологическая и психологическая обработка различными отработанными приемами и способами. Среди них важное место занимает метод постепенного вовлечения в шпионскую деятельность.
Иностранные спецслужбы прочно взяли на вооружение примитивные и стандартные методы вербовки: если нет надежд на прямой подкуп и компрометацию исходя из поведения гражданина, то вначале организуется грубая провокация, связанная с ложными обвинениями в краже или в каком-либо другом нарушении закона, например, в перевозке наркотиков. Затем следует предложение "замять" скандал, если человек пойдет на сотрудничество и окажет самую малую услугу. В конечном итоге, как правило, вербовочное предложение.
В большей степени ЦРУ ориентируется на четыре категории платных агентов.
Первая - это такие люди, которых можно убедить в том, что в настоящее время интересы США и интересы его страны настолько близки, даже идентичны, что он ничего не потеряет, дав ЦРУ нужную информацию.
Вторая - это люди "второстепенного уровня", которые получают доступ к бумагам высокопоставленных лиц.
Третий уровень потенциальных агентов это те, которые имеют доступ в те места, где происходят секретные обсуждения, или имеют возможность вскрыть хранилища секретных документов, или снять копии с них.
Наконец, есть люди, которые могут помочь проведению операций, но сами прямого доступа к источникам информации не имеют. Это вспомогательные агенты, которые могут арендовать дом, квартиру, покупать автомашины, выполнять роль курьеров и бесчисленное множество других дополнительных, но существенных поручений.

Модуль 4. Легальная разведка.
Разведывательная деятельность иностранных спецслужб, использующая политические, торгово-экономические, научно-технические и культурные связи с разведуемой страной, в которой не прибегают к тайным операциям и не скрывают источников информации, а только цели и существо отношений, получила условное наименование легальной разведки.
Легальная разведка в современных условиях проводится в следующих основных формах:
* приобретение различных открытых публикаций в разведуемых странах;
* сбор информации при непосредственном общении сотрудников спецслужб и их агентуры с интересующими их людьми на разного рода приемах, симпозиумах, конференциях, конгрессах, а также путем направления им различных запросов;
* визуальное наблюдение, фотографирование, кино и видео съемка, производимые агентами при их поездках по стране, а также взятие проб и образцов воздуха, воды, почвы и производственных отходов.
О масштабах легальной разведки путем приобретения и анализа открытых публикаций можно судить по ее организации в США, где действует возглавляемая ЦРУ глобальная система обработки всей информации, из РФ и других стран.
Только обработкой открытых публикаций по РФ занято в ЦРУ около 2000 человек, а на приобретение этой литературы и других открытых материалов расходуется в год свыше 100 млн. долларов.
Анализ приобретаемой литературы показывает, что она приобретается, в основном, в интересах сбора разведывательной информации, так как ее характер во многих случаях не соответствует тем функциям, которые официально выполняются тем или иным отделом посольства. Так например, отдел печати и культуры постоянно выписывает все военно-периодические издания, в том числе газету "Красная звезда", журналы по космонавтике, ракетной технике, авиации, радиоэлектронике и др.
Утечка важной информации через открытые издания нередко происходит потому, что в ряде случаев нарушается установленный порядок подготовки материалов к опубликованию. Особенно на это следует обратить внимание, что в настоящее время в условиях полной открытости всех средств массовой информации, эйфории открытости, желании заработать любыми средствами в том числе на продаже интеллектуальной собственности, во многих случаях нанося этим самым ущерб в области безопасности нашего государства.
Для сбора разведывательной информации используются практически все каналы международных связей: дипломатические отношения, торгово-экономический обмен, культурные и спортивные связи, туризм, канал частного выезда и др.
Устанавливая контакты с людьми, разведчики и агенты спецслужб надеются путем выведывания, используя особенности характера, излишнюю болтливость и другие обстоятельства, получить разведывательную информацию.
Для завязывания контактов дипломатические представительства устраивают многочисленные приемы в посольствах и на квартирах дипломатов, на которые приглашается большое число должностных лиц, специалистов и общественных деятелей, часто не имеющих никакого отношения к устраиваемому приему. Во время приема интересующие разведку лица усиленно "опекаются" специально выделенными сотрудниками. Характер бесед с ними и постановка конкретных вопросов заранее продумывается с учетом всех достижений в области выведывания или так называемого "использования втемную".
Известны случаи получения разведывательной информации путем направления в наши научно-исследовательские учреждения и другие организации, а также отдельным ученым различных запросов под предлогом расширения научных связей, работы над диссертациями и др. Они делаются от имени различных фирм, научно-исследовательских центров и университетов, библиотек США, Англии, Франции, Японии и многих других стран в форме вопросников, анкет и просьб о направлении информации в порядке научно- технического сотрудничества и взаимного обмена студентами, аспирантами и научными сотрудниками.

Модуль 5. Техническая разведка
Техническая разведка - это такая деятельность, которую проводят разведывательные органы, специализирующиеся на применении технических средств разведки и имеющие определенную самостоятельность.
В ряде стран, и прежде всего в США, созданы на основе радиотехнических, лазерных, гидроакустических, химических, космических и других научно-технических средств новые высоко эффективные разведывательные системы.
Техническая разведка решает задачи постоянного наблюдения за территорией государства, за всеми военными, оборонными и военно-промышленными объектами, собирает разведывательную информацию, перехватывает различного рода сигналы и излучения, испускаемые просматриваемыми объектами, и фотографируя их с использованием космических средств.
По некоторым данным техническая разведка дает около 30-35% всей разведывательной информации, получаемой спецслужбами США о РФ в целом, и 80-90% наиболее важных сведений о стратегическом вооружении и объектах стратегического назначения.
Техническая разведка, которую ведут иностранные государства, подразделяются на космическую, наземную, воздушную и морскую.
Космическая разведка - это разведка с помощью космических аппаратов, оснащенных фотографической, радиолокационной, радио- и радиометрической, тепловой, радиационной и другой аппаратурой.
Начало космической технической разведке США было положено запуском первого ИСЗ типа "Самос" в январе 1961г. Он обеспечивал просмотр и фотографирование всей территории СССР. Снимки доставлялись парашютом на землю.
Также активно используются в целях космической разведки многоразовые космические аппараты по программе "Спейс Шатл".
Разведывательные спутники стали самым важным средством наблюдения. Такой спутник, постоянно наблюдающий за определенным участком земной поверхности, в состоянии не только обнаружить с помощью своих инфракрасных датчиков тепловые волны при запуске ракет, но и фотографировать все происходящее на стартовых площадках с помощью весьма сильных фотокамер. Еще одной важнейшей функцией такого спутника является перехват телеметрических данных передаваемых ракетой на наземные станции телеметрического контроля во время испытаний. Инфракрасные и радиолокационные датчики в сочетании с компьютерной обработкой получаемой информации еще больше увеличивают способность разведывательных спутников "видеть" сквозь облака и фиксировать радиацию и, следовательно, расположение объектов с ядерным оружием.
Все собираемые космической разведкой данные дополняются и перепроверяются с помощью возможностей агентурной и легальной разведки.
Наземная разведка - это разведка, ведущаяся с наземных постов, расположенных в основном на территории сопредельных с РФ государств с использованием радио-, радиотехнических, радиолокационных, акустических, сейсмических, электронно-оптических и других технических средств.
Наземная техническая разведка ведется иностранными спецслужбами также непосредственно на территории РФ, в частности, с территорий иностранных посольств.
С помощью этих постов ведется перехват информации по всем линиям связи, в том числе радиотелефонным и радиорелейным, на расстоянии многих десятков километров.
Иностранные спецслужбы имеют на вооружении малогабаритную аппаратуру, которая может быть незаметно оставлена в здании, где ведутся интересующие разведку переговоры. Подобная аппаратура может быть использована для снятия информации с различных типов слаботочного оборудования, систем звукоусиления, телефонной и селекторной связи.
Воздушная и морская разведка - это разведка с использованием технических средств, установленных на самолетах и кораблях, осуществляющих полеты и плавания вблизи государственных границ РФ и совершающие посадки в аэропорты и заходы в морские порты.
Особой секретностью окружено использование новейших средств гидроакустической разведки, представляющей собой различные системы гидрофонов, с помощью которых ведется наблюдение за подводными лодками.



Модуль 6. Аналитическая разведка
Аналитическую разведку в последнее время все чаще выделяют как самостоятельную форму разведывательной деятельности. Она заключается в получении разведывательных данных методом аналитической переработки по тщательно продуманным логическим программам первичной информации, собираемой агентурой, легальной и технической разведками, используя современную информационно-вычислительную технику.
С помощью мощных ЭВМ американская разведка выделяет имеющие смысл военные сообщения из огромного беспорядочного скопления электромагнитных сигналов, перехватываемых постами подслушивания в космосе и на земле. ЭВМ способны раскрывать шифры иностранных государств, их применение для преобразования и усиления фотоснимков, позволяющих разведке "видеть" сквозь маскировку и увеличивать изображения миниатюрных предметов и деталей на фотографиях. ЭВМ дают возможность создавать сложнейшие модели ракет, боеголовок, самолетов, позволяя специалистам по анализу разведывательных данных следить за многими деталями технических разработок новых видов этого оружия.
Большие возможности технической разведки по добыванию разведывательной информации, по мнению руководителей западных спецслужб, нисколько не умаляет особо важного значения агентурной разведки. В современных условиях агентура продолжает оставаться наиболее эффективным средством получения разведывательной информации. С этой целью иностранные спецслужбы постоянно совершенствуют методы ведения агентурной разведки, улучшают подготовку разведчиков и агентуры.

Примечание. Полный отчетный материал по комплексу приведен в электронном приложении.
7.4. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
1. Медведев Н.В. д.т.н., проф.
2. Горшков Ю.Г. к.т.н., доц.
3. Мальцев С.В. ст. преп.
4. Пирумов Р.Н. д.т.н., проф.
5. Пугачев И.Б. ассистент
6. Карташева Ж.К. ст. преп.
7. Смирнов Н.И. ст. преп.
8. Берент В.В. аспирант

ГЛАВА 8. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Руководитель работ к.т.н., доц. Новиков С.Г.

8.1. ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина "безопасность жизнедеятельности" является общепрофессиональной дисциплиной федерального компонента в соответствии с перечнем, установленным государственными образовательными стандартами бакалаврской подготовки. Она читается всем студентам, обучающимся по учебным планам подготовки бакалавров различных направлений. Поэтому разработка электронной версии учебно-методического комплекса (УМК) этой дисциплины для региональных центров системы открытого образования, соответствующей современным тенденциям развития образовательного процесса, является актуальной.
Состав частей, разделов, и тем изучения в разрабатываемом УМК соответствует типовой учебной программе, утвержденной учебно-методическим советом "безопасность жизнедеятельности" при Минобразовании РФ. В тоже время набор разделов, соответствующих типовой программе, может быть различным в зависимости от направления подготовки бакалавров.
УМК охватывает все виды учебных занятий, предусмотренных учебной программой: лекции (теоретическая часть); практические занятия; лабораторный практикум.
Структура УМК в целом включает обязательные части:
Часть 1 "Электробезопасность" посвящена вопросам воздействия электрического тока на человека, критериям электробезопасности, явлениям при растекании тока в земле, анализу электробезопасности различных типов сетей, техническим способам и средствам защиты от поражения электрическим током.
Часть 2 "Защита от шума" посвящена вопросам воздействия шума на человека, нормированию шума, шумовым характеристикам источников, способам и средствам защиты от шума на производстве.
Часть 3 "Защита от воздействия электромагнитных полей" посвящена вопросам воздействия электромагнитных полей различных диапазонов частот на человека, нормированию электромагнитных полей, защите человека от вредного воздействия электромагнитных полей. В этой части УМК делается акцент на электромагнитные поля создаваемые компьютерной техникой.
Часть 4 "Производственное освещение" посвящена вопросам организации освещения на рабочих местах. Рассматриваются виды освещения, принципы нормирования различных видов освещения, расчету освещения на рабочих местах.
Часть 5 "Микроклимат на рабочем месте" посвящена вопросам нормирования и контроля параметров микроклимата на рабочих местах в производственных помещениях.
Часть 6 "Эргономика" посвящена вопросам эргономического анализа отдельных технических систем и рабочих мест, в частности рабочих мест, оснащенных компьютерной техникой.
Часть 7 "Чрезвычайные ситуации" посвящена вопросам классификации чрезвычайных ситуаций на производстве, защите от воздействия особо опасных производственных факторов таких как, например, ионизирующие излучения, факторов, возникающих при пожарах, взрывах и других промышленных авариях.
В настоящем проекте детально разработана одна из частей приведенной структуры - часть "Электробезопасность".
Часть УМК "Электробезопасность" содержит разделы:
Раздел 1 "Действие электрического тока на человека" посвящен вопросам воздействия электрического тока на организм человека, видам электротравм, электрическому сопротивлению тела человека, факторам, влияющим на исход поражения человека электрическим током, критериям электробезопасности.
Раздел 2 "Явления при стекании тока в землю" посвящен явлениям при растекании тока в земле при электрическом замыкании на землю, расчетам сопротивлений растеканию тока с различных по форме заземлителей, расчетам напряжений прикосновения и шага в различных ситуациях.
Раздел 3 "Анализ электробезопасности различных сетей" посвящен классификации различных сетей, анализу электробезопасности сетей с изолированной и заземленной нейтралями при прямом прикосновении.
Раздел 4 "Технические способы защиты от поражения электрическим током" посвящен классификации и выбору технических способов и средств защиты от поражения электрическим током. В разделе подробно рассматриваются защитное заземление, зануление и защитное отключение.
Освоение учащимися материалов частей, разделов предполагает:
* Изучение теории;
* Практические занятия;
* Лабораторный практикум;
* Ответ на контрольные вопросы.
Изложенный подход к изучению материала определяет структуры каждого из разделов в разрабатываемой части "Электробезопасность".
Каждый раздел состоит из различных тем, каждая из которых имеет свою структуру.
Цель темы "Виды электротравм" - дать представление о механизмах действия электрического тока на организм человека и о последствиях этого воздействия для здоровья человека.
Основными объектами изучения в данной теме являются виды воздействий электрического тока на организм человека, и виды травм, которые может получить человек, оказавшийся под действием электрического тока.
Основные определения и краткая характеристика объектов, дающая общее представление о предмете изучения, приведены в основном тексте. Более подробное описание и статистические данные доступны через гипертекстовые ссылки .
Цель темы "Электрическое сопротивление тела человека" - дать представление об электрическом сопротивлении тела человека, о его составляющих и о влиянии различных факторов на величину этого сопротивления.
Основными объектами изучения в данной теме являются строение и электрическое сопротивление тела человека, его эквивалентная электрическая схема замещения.
Основные определения и краткая характеристика объектов, дающая общее представление о предмете изучения, приведены в основном тексте. Более подробное описание - через гипертекстовые ссылки .

8.2. ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕРЫ ПОСТРОЕНИЯ
8.2.1. Состав теоретической части УМК
Теоретическая часть разработанного УМК выполнена в виде электронного учебника с использованием гипертекста.
Материал, представленный в учебнике, базируется на современной нормативно-технической документации в области электробезопасности (государственные стандарты системы ГОСТ, Правила устройства электроустановок - седьмое издание, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, ПТЭЭП).
Основой теоретического материала учебника являются классические подходы к анализу электробезопасности, изложенные в учебниках профессора Долина П.А., основные выражения, применяемые для анализа электробезопасности сетей, выводятся с использованием методов теоретических основ электротехники.
Теоретический материал учебника сопровождается иллюстрациями и гипертекстовыми ссылками на используемые определения и список литературы: при выборе мышью термина (или номера литературного источника) автоматически появляется его определение из нормативно-технической документации (или название и выходные данные источника).
Движение по тексту осуществляется:
* По оглавлению;
* Последовательно от предыдущей к последующей теме и наоборот;
* Обращение из лабораторного практикума и практических занятий к теоретической части;
* Обращение к глоссарию и возвращение к основному тексту теоретической части;
* Возврат к соответствующей теме теоретической части при неправильном ответе на контрольные вопросы.
Реализованная структура электронного учебника позволяет учащемуся самостоятельно освоить теоретический материал в полном объеме.

8.2.2. Особенности и примеры построения практических занятий
Закрепление знаний, полученных учащимися при освоении теоретического материала, осуществляется при выполнении практических заданий.
В разделе "Электробезопасность" это предполагает решение ряда задач, например, по анализу электробезопасности в электрических сетях в конкретных ситуациях, описанных в общем виде в теоретической части: анализ условий поражения человека электрическим током в сетях типа IT и TN-C в нормальном и аварийном (при замыкании одного из фазных проводов на землю) режимах работы. В практических занятиях по разделу "Технические средства защиты от поражения электрическим током" учащимся предлагается оценить, по результатам расчетов, условия поражения электрическим током при применении тех или иных технических способов защиты от поражения электрическим током. В практических занятиях по разделу "Явления при стекании тока в землю" приводятся задачи, связанные с расчетом различных типов заземлителей, определением напряжений прикосновения и шага в различных случаях.
Практические занятия построены следующим образом. Для каждой ситуации (предусмотрен последовательный переход от ситуации к ситуации) рассматривается пример решения задачи. Затем учащимся предлагается самостоятельно решить аналогичные задачи (для заданной ситуации).
В случае неправильного решения задачи (ответ приведен в задании) учащемуся предлагается повторить соответствующий раздел теоретической части. При этом предполагается, что учащийся самостоятельно контролирует степень усвоения материала.

8.2.3. Особенности и примеры применения лабораторного практикума
Виртуальная лабораторная работа "Анализ электробезопасности сетей типа IT и TN-C", включенная в состав УМК, имеет демонстрационно-описательный характер. Ее назначение - иллюстрация основных положений теоретической части.
Лабораторная работа выполняется на специально созданной виртуальной копии аналогового стенда с элементами анимации.
На лицевой панели стенда в зависимости от того, какой тип сети в каком режиме исследуется, отображается схема этой сети и имитируется однофазное прямое прикосновение человека. На рисунке, представленном ниже, приведен один из вариантов лицевой панели с необходимыми пояснениями.
Условия выполнения экспериментальной части работы максимально приближены к реальным действиям, выполняемым учащимися при работе с аналоговым стендом. Результаты экспериментов автоматически фиксируются в протоколе, содержащем соответствующие таблицы и графики, который можно распечатать или записать в файл.
В завершение работы учащимся предлагается проанализировать полученные данные и ответить на ряд вопросов. Защита лабораторных работ в системе Открытого образования предполагает интерактивный обмен информацией с Куратором.

8.3. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

Контроль знаний, полученных учащимися при изучении разделов (освоение теоретического материала, выполнение практических заданий и лабораторного практикума) осуществляется с использованием специального блока УМК "Контрольные вопросы". Учащемуся предлагается решить ряд задач и ответить на вопросы по теме и выбрать правильный ответ из пяти возможных вариантов.
В случае неправильного ответа учащийся адресуется к соответствующему материалу.
Реализованная структура блока "Контрольные вопросы" позволяет учащемуся самостоятельно оценить степень усвоения материала.
В дальнейшем по мере разработки разделов УМК "Безопасность жизнедеятельности" предполагается создание блока "Зачет" с бальной оценкой знаний по дисциплине.

8.4. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

При разработке электронной версии УМК использовались два программных продукта: Microsoft FrontРage и Macromedia Flash. Это позволило реализовать УМК в виде гипертекстовой системы с элементами анимации. Доступ к созданному программному продукту осуществляется с помощью стандартного средства Microsoft Windows и сети Internet - Internet Explorer.
В электронном приложении помещены описания лабораторных работ и домашних заданий, а также фрагменты реализации электронного учебника.

8.5. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

к.т.н., доц. Новиков С.Г.
к.т.н., доце. Маслова Т.Н.
Ст. преп. Копылова Л.Н.









<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign