LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
(МГТУ им. Н.Э. Баумана)
УДК 681.3.06
ГРНТИ 20.01.29
№ регист.
Инв. №
СОГЛАСОВАНО
Директор Института дистантного образования Российского университета дружбы народов
____________________ Г.А. Краснова
"___"_______________2003 г.
М.П.
УТВЕРЖДАЮ
Ректор Московского государственного технического университета
имени Н.Э. Баумана
____________________И.Б. Федоров
"___" ______________ 2003 г.
М.П.

ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
Разработка, апробация и опытная эксплуатация сетевых учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам федерального компонента подготовки специалистов (в части специальностей, обеспечивающих развитие и широкое использование информационных технологий во всех сферах общественной жизни): специальности, относящиеся к направлению подготовки 654700, 654600 и др. (не менее 10 курсов ОПД и СД)

выполненной по научно-технической программе
"Создание системы открытого образования"
Раздел 4. Открытые образовательные информационные ресурсы ССО.
Подраздел 4.2. Сетевые учебно-методические комплексы ЭСПО по основным группам специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования
Код НИР: Проект 4.2.4.
Проректор научно-учебного комплекса
"Информатика и системы управление" В.А. Матвеев
Руководитель НИР В.М. Черненький

МОСКВА
2003


РЕФЕРАТ

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС, ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК, УЧЕБНЫЙ КОНТЕНТ, ИНТЕРНЕТ, ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ЭЛЕКТРОННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, ТЕСТИРОВАНИЕ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБОЛОЧКИ, МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.

Объектом НИР являются сетевые учебно-методические комплексы (УМК) по учебным дисциплинам федерального компонента подготовки специалистов.
Цель работы: повышение эффективности, качества и доступности образовательных ресурсов для изучения учебных дисциплин по группе технических специальностей, обеспечивающих развитие и широкое использование информационных технологий во всех сферах общественной жизни.
Сроки выполнения НИР: "1" марта 2003 г - "25" декабря 2004 г. В течение 2003 года полностью выполнены требования ТЗ на текущий год.
НИР предусматривает разработку 10 учебно-методических комплексов к концу 2004 года:
1. Учебно-методический комплекс по курсу "Проектирование баз данных"
2. Учебно-методический комплекс по курсу "Телекоммуникационные технологии и сети"
3. Учебно-методический комплекс по курсу: "Разработка САПР"
4. Учебно-методический комплекс по курсу: "Методы и средства защиты компьютерной информации"
5. Учебно-методический комплекс по курсу: "Статистическая теория радиосистем"
6. Учебно-методический комплекс по курсу: "Теория информационных процессов и систем"
7. Учебно-методический комплекс по курсу: "Архитектура ЭВМ и систем"
8. Учебно-методический комплекс по курсу: "Безопасность жизнедеятельности
9. Учебно-методический комплекс по курсу: " Электротехника и электроника"
10. Учебно-методический комплекс по курсу: "Метрология, стандартизация и сертификация".
При создании электронных учебных пособий, предназначенных для использования в системе открытого образования, необходимо учитывать специфику использования такого рода продуктов в сети Интернет: территориальную разнесенность участников учебного процесса, качество телекоммуникационных каналов, требования интерактивности при взаимодействии, возможность использования в рамках типового образовательного Интернет-портала и др. Поэтому при разработке программного обеспечения предпочтение было отдано Интернет-ориентированным информационным ресурсам.
Комплексный характер темы НИР позволил провести исследования в достаточно широкой проблемной области и получить ответы на целый ряд поставленных вопросов.
Так, в УМК "Статистическая теория радиосистем" предложена и реализована методика создания и включения в учебный материал интерактивных процедур в виде JAVA-аплетов.
В УМК "Архитектура ЭВМ и систем" выполнен анализ психолого-педагогические особенности организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в учебно-информационных гипермедиа средах и обосновано построение УМК по принципу гипермедиа сред.
Вариант электронного учебника размещен по адресу http://mme51.tstu.ru/apx.htm и доступен для использования.
В УМК "Проектирование баз данных" предложена технология создания flash-микрофильмов путем построения фильма в формате avi с помощью продукта HyperCam. Предложенная технология значительно облегчает создание фильмов в среде JAVA и позволяет создать средства взаимодействия студента с УМК.
В УМК "Методы и средства защиты компьютерной информации" выполнены исследования возможностей дистанционного обучения, основанные на применении программного продукта LearningSpace с использованием распределенного обучающего пространства. Учитывая отсутствие отечественного опыта работы в среде LearningSpace, материалы, содержащиеся в отчете, имеют важное значение для российских создателей обучающих оболочек.
В УМК "Разработка САПР" и "Телекоммуникационные технологии и сети" предложена объектно-ориентированная концепция построения учебного материала. По этой концепции учебник является модульным электронным изданием, созданным по технологии разделяемых единиц контента, что означает возможность расширения и адаптации содержания учебника к индивидуальным требованиям обучаемых. Имеющийся состав модулей задает базовую версию учебника. Однако пользователи могут составлять собственные версии учебника, отбирая нужные модули из базовой версии и/или дополняя пособие фрагментами собственной разработки или почерпнутыми из других источников. Подобная организация учебного материала называется "Электронной энциклопедией".
Таким образом, хотя состояние НИР соответствует промежуточной стадии, но уже можно оценить ее первые результаты. Появилась возможность:
* сравнить различные оболочки поддержки дистанционного образования по показателям удобства, универсальности, поддержки средств тестирования, взаимодействия с различными инструментальными пакетами;
* оценить эффективность включения интерактивных процедур в текст учебника;
* определить временные затраты при сетевых взаимодействиях комплексирования текста HTML с различными графическими пакетами;
* исследовать варианты организации учебного материала в форме "электронной энциклопедии".
Результаты по каждому комплексу, полученные на этой промежуточной стадии, представлены на компакт-дисках и магнитных носителях и включают: отчетные материалы, состав учебного контента, макет электронного учебника или его фрагментов, демонстрирующий используемые инструментальные средства разработки.
В целом по тематике НИР в течение 2003 года работали 8 аспирантов и 26 студентов.
Основные отчетные документы по теме в целом представлены на сайте http://iu5.bmstu.ru






СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ
"РАЗРАБОТКА САПР"
1.1. ВВЕДЕНИЕ 10
1.2. КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ 10
1.3. ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЙ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ 12
1.4. ЛИТЕРАТУРА 23
1.5. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 23
ГЛАВА 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СЕТИ"
2.1. ВВЕДЕНИЕ 24
2.2. СИСТЕМНАЯ ОБОЛОЧКА "СОТА" 25
2.3. ОПИСАНИЯ МОДУЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА 32
2.4. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 39
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ "АРХИТЕКТУРА ЭВМ И СИСТЕМ"
3.1. ВВЕДЕНИЕ 40
3.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И СТРУКТУРА УЧЕБНИКА 40
3.2.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ГИПЕРМЕДИА СРЕДАХ. 40
3.2.2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СЕТЕВЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ 42
3.2.3 МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНИК ПО ДИСЦИПЛИНЕ "АРХИТЕКТУРА ЭВМ И СИСТЕМ" 43
3.3. ЛИТЕРАТУРА 46
3.4. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 50
ГЛАВА 4. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО КУРСУ
"ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ"
4.1. ВВЕДЕНИЕ 51
4.2. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 51
4.3. РАЗРАБОТКА ОБОЛОЧКИ СИСТЕМЫ И МЕНЮ 54
4.4. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 54
4.5. РАЗРАБОТКА МИКРОФИЛЬМОВ 55
4.6. ИНСТАЛЛЯЦИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ И ЕЁ ЗАПУСК 56
4.7. ЛИТЕРАТУРА 57
4.8. ИСПОЛНИТЕЛИ 57
ГЛАВА 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
"СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАДИОСИСТЕМ"
5.1. ВВЕДЕНИЕ 58
5.2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОНТЕНТА УМК 58
5.2.1.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 58
5.2.2 СТРУКТУРА УЧЕБНИКА УМК 59
5.3. ТЕХНОЛОГИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА И СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА 62
5.3.1 МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙ ЧАСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ 62
5.3.2. ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-УЧЕБНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ JAVA-АПЛЕТОВ 64
5.3.3. ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ VRML И JAVA-АПЛЕТОВ 64
5.3. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ УЧЕБНИКА НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ 65
5.3.1. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ 65
5.3.2. КОНСТРУКТОР КОНТРОЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ УМК 66
5.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
5.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ГЛАВА 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ
"ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМ"
6.1. ВВЕДЕНИЕ 70
6.2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНИКА 70
6.2.1. ОБЩАЯ МЕТОДИКА СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНИКА 70
6.2.2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА 72
6.2.3. РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА 73
6.3. ВЫБОР СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА 74
6.3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ УЧЕБНИКА 74
6.3.2. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СРЕДСТВ 76
6.4. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЙ 77
6.4.1. ЯЗЫК HТМL 77
6.4.2. ТЕХНОЛОГИЯ МACROMEDIA FLASH 77
6.5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
6.6. ЛИТЕРАТУРА 80
ГЛАВА 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
"МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ"
7.1. ВВЕДЕНИЕ 81
7.2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА LOTUS LEARNINGSPACE 81
7.3. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 84
7.4. ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА "ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНИХ РАЗВЕДОК ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ" 84
7.4. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 92
ГЛАВА 8. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
8.1. ВВЕДЕНИЕ 93
8.2. ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕРЫ ПОСТРОЕНИЯ 95
8.2.1. СОСТАВ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ УМК 95
8.2.2. ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕРЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 96
8.2.3. ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА 97
8.3. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ 97
8.4. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА 98
8.5. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 98
ГЛАВА 9. УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС " МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ"
9.1. ВВЕДЕНИЕ 99
9.2. СОСТАВ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 99
9.3. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 102
ГЛАВА 10. КОМПЬЮТЕРНЫЙ УЧЕБНИК
"ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА".
10.1. ВВЕДЕНИЕ 103
10.2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОМПЬЮТЕРНОГО УЧЕБНИКА 104
10.3. ОПИСАНИЕ УЧЕБНИКА 108
10.3.1. КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНИКА 108
10.3.2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ КОМПЬЮТЕРНОГО УЧЕБНИКА 112
10.3.3. РЕКОМЕНДАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ 113
10.4. ЛИТЕРАТУРА 115
10.5. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117




























ВВЕДЕНИЕ

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения - одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.
Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специально организованной учебно-информационной среды. Организация учебно-информационной профессионально-ориентированной среды требует структурирования учебной информации на разных уровнях, систематизации процесса предъявления информации, специальной организации интерактивного общения.
Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством сетевых учебно-методических комплексов по различным дисциплинам, что и обуславливает выбор темы проекта.
НИР предусматривает разработку 10 учебно-методических комплексов к концу 2004 года:
1. Учебно-методический комплекс по курсу "Проектирование баз данных"
2. Учебно-методический комплекс по курсу "Телекоммуникационные технологии и сети"
3. Учебно-методический комплекс по курсу: "Разработка САПР"
4. Учебно-методический комплекс по курсу: "Методы и средства защиты компьютерной информации"
5. Учебно-методический комплекс по курсу: "Статистическая теория радиосистем"
6. Учебно-методический комплекс по курсу: "Теория информационных процессов и систем"
7. Учебно-методический комплекс по курсу: "Архитектура ЭВМ и систем"
8. Учебно-методический комплекс по курсу: "Безопасность жизнедеятельности
9. Учебно-методический комплекс по курсу: " Электротехника и электроника"
10. Учебно-методический комплекс по курсу: "Метрология, стандартизация и сертификация".
Разрабатываемые учебно-методические комплексы (УМК) соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки дипломированного специалиста.
Каждый УМК должен включать полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения данной учебной дисциплины при консультационной поддержке преподавателя соответствующего учебного заведения. В составе УМК должны быть предусмотрены средства для регистрации учащихся, изучения теоретических материалов, компьютерного моделирования, а также средства контроля знаний и умений учащихся.
Этап 2003 года предусматривал разработку состава и структуры УМК, выбор и обоснование используемых информационных технологий, а также создание ряда информационных, программных и технических образовательных ресурсов, включаемых в состав УМК.
При создании электронных учебных пособий, предназначенных для использования в системе открытого образования, необходимо учитывать специфику использования такого рода продуктов в сети Интернет: территориальную разнесенность участников учебного процесса, качество телекоммуникационных каналов, требования интерактивности при взаимодействии, возможность использования в рамках типового образовательного Интернет-портала и др. Поэтому при разработке программного обеспечения предпочтение отдается Интернет-ориентированным информационным технологиям.
Сроки выполнения НИР: "1" марта 2003 г - "25" декабря 2004 г.
Требования ТЗ на НИР, определенные на 2003 год, полностью выполнены.



ГЛАВА 1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ
"РАЗРАБОТКА САПР"
Руководитель работы д.т.н., проф. Норенков И.П.

1.1. ВВЕДЕНИЕ

В данной части отчета представлены результаты первого этапа разработки электронного учебника по дисциплине "Разработка САПР". Особенностью разработки является применение технологии разделяемых единиц контента (ТРЕК) [1]. Ниже после краткого пояснения варианта ТРЕК под названием "Прикладные электронные энциклопедии" дается список метаданных для разработанных в 2003 г. модулей содержательной части учебника.
Хотя объектные технологии создания баз учебных материалов развиваются уже на протяжении более десяти лет, они не привлекали к себе должного внимания. Сегодня ситуация изменилась, что в определенной мере обусловлено появлением международных образовательных стандартов, посвященных объектным технологиям, для которых в данном отчете используется общее название "Технологии разделяемых единиц контента".

1.2. КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Базы учебных материалов в информационно-образовательных средах (ИОС) насчитывают десятки тысяч документов. Очевидна потребность в средствах их структуризация, сертификации, комплексирования в маршруты обучения.
ИОС в целом и электронные учебники в частности являются сложными системами и потому их создание должно быть основано на системном подходе, подразумевающем применение принципов структурирования, иерархичности, модульности. Однако в настоящее время в большинстве случаев эти принципы соблюдаются не в полной мере. Очевидно, что модульность означает не просто выделение в структуре объекта некоторых частей. Необходимо придать этим частям свойства элементов, допускающих их объединение в различные структуры более высокого иерархического уровня.
Рассмотрим типичный состав современного электронного учебника. В него входят:
* лекции;
* семинары;
* лабораторные работы;
* тестирующая часть;
* типовые задания и примеры их выполнения;
* глоссарий.
Основная часть контента - лекции - представляет собой линейную фиксированную структуру, состоит из крупных модулей, при этом вносить изменения в учебник могут только его авторы. И хотя каждая из частей учебника может быть разделена на некоторые модули, возможность комбинирования модулей из разных электронных изданий (ЭИ) с целью создания новых пособий нужного содержания и объема на пользовательском уровне, как правило, не предусматривается.
Для устранения имеющихся недостатков нужен переход к использованию новых технологий создания электронных учебников и других ЭИ.
Такие технологии уже имеются. Они разрабатывались под разными названиями, но их объединяет общность ряда основных положений. Это технологии интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР или IETM - Interactive Electronic Technical Manuals) [2], модульных учебников и электронных энциклопедий [3], разделяемых объектных ресурсов (SCOR - Shareable Content Object Resources) [4].
В данной разработке использована концепция прикладных электронных энциклопедий (ПЭЭ).
Создание ПЭЭ рекомендуется начинать с разработки онтологии предметной области, т.е. с определения системы понятий (сущностей), атрибутов и отношений между ними. Результаты представляются в виде тезауруса, каждая строка которого имеет вид:
понятие, [список синонимов], [список возможных обозначений], краткое определение, список URL модулей.
Для каждого понятия должен быть написан разъясняющий его учебный модуль. Модуль имеет заголовок (метаданные) и тело (информационную часть). В заголовке указываются такие данные, как уникальное имя модуля, имя автора, дата создания, номер версии, тип, входы и выходы модуля.
Входы и выходы модуля характеризуют связи понятий, имеющиеся в приложении и отраженные в модуле. Выходом модуля называется понятие, определяемое в модуле, а входом - понятие, введенное в данном приложении и используемое в модуле для определения выхода. Модуль может не иметь входов, если используемые для пояснения термины определены вне данной предметной области, или иметь один, два или более входов. В общем случае число выходов модуля также может быть более одного.
Число модулей, относящихся к одному и тому же выходному понятию, может быть более одного. Эти модули классифицируются по ряду признаков. По назначению различают модули основные, тестирующие, исследовательские и справочные, излагающие основной учебный материал, выполняющие тестирование обучаемых, используемые для лабораторных и практических занятий и содержащие справочный материал соответственно. По уровню изложения материала применительно к высшему образованию модули можно подразделять на профессиональные, общеобразовательные, популярные. Классификационные признаки модуля составляют его тип.
Множество модулей, созданных для определенного приложения, вместе с системой управления составляет прикладную электронную энциклопедию (ЭЭ). Энциклопедия может постоянно пополняться новыми модулями.
Конкретные варианты электронных учебников и пособий создаются путем выбора из ЭЭ модулей, отвечающих данным потребностям пользователей, и образования из них линейной последовательности с введением гипертекста. Синтез ЭИ осуществляется пользователем (им может быть локальный преподаватель или индивидуальный обучаемый) в интерактивном режиме.
Система управления ЭЭ предназначена для поддержки процедур синтеза учебников и пособий и выполнения функций по сопровождению тезауруса и базы модулей.

1.3. ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЙ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Приводимый ниже список включает часть сведений о разработанных модулях и представлен в следующем формате:
#идентификатор модуля (Список выходов)
где (Список выходов) содержит пункты, каждый пункт имеет вид
Понятие и список его синонимов :: краткое определение.
#2.1
Проектировани[е], Разработк[а] :: процесс, заключающийся в получении и преобразовании исходного описания еще не существующего объекта в окончательное описание (проект) на основе выполнения комплекса работ исследовательского, расчетного и конструкторского характера.
Техническ[ое] задани[е], ТЗ :: исходное описание проектируемого объекта, содержащее требования к характеристикам и параметрам объекта, условия применения и эксплуатации будущего изделия.
Проект[] :: сведения, достаточные для изготовления изделия в заданных условиях и представленные в виде комплекта проектной документации.
Автоматизированн[ое] проектировани[е]
Систем[а] автоматизированного проектирования, САПР, CAE/CAD/CAM :: организационно-техническая система, представляющая собой комплекс средств автоматизированного проектирования, взаимосвязанный с подразделениями проектной организации и выполняющий автоматизированное проектирование.

#2.2
Системн[ый] подход[]
Теори[я] систем :: дисциплина, посвященная исследованию и проектированию сложных экономических, социальных, технических систем, на основе конкретизации положений системного подхода.
Системотехник[а] :: дисциплина, предметом которой являются, во-первых, организация процесса создания, использования и развития технических систем, во-вторых, методы и принципы их проектирования и исследования.
Блочно-иерархическ[ий] подход[], Блочно-иерархическ[ое] проектирован[ие] :: декомпозиционный подход к проектированию сложных систем, основанный на разделении описаний объектов и соответственно средств их создания на иерархические уровни и аспекты.
Объектно-ориентированн[ое] проектировани[е] :: методология проектирования, основанная на представлении проекта в виде совокупности объектов, каждый из которых является реализацией определенного класса, а классы образуют иерархию с использованием наследования.
Систем[а] :: множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой.
Сложн[ая] систем[а]:: система, характеризуемая большим числом элементов и, что наиболее важно, большим числом взаимосвязей элементов.
Подсистем[а] :: часть системы (подмножество элементов и их взаимосвязей), которая имеет свойства системы.
Надсистем[а] :: система, по отношению к которой рассматриваемая система является подсистемой.
Фазов[ая] переменн[ая] :: величина, характеризующая протекание физического процесса в некотором элементе физической системы.
Вектор[] переменных состояния :: вектор фазовых переменных, характеризующих состояние исследуемой системы.
Оптимизаци[я]:: синтез, выполняемый с целью получения экстремального значения некоторой функции, характеризующей качество проектного решения.

#2.3
Системн[ый] уров[ень] :: иерархический уровень проектирования, на котором проектируются сложные системы (например, производственное предприятие, вычислительная сеть, технологическая линия), состоящие из подсистем (производственных цехов и участков, серверов и терминалов, станков и робототехнических комплексов и т.п.).
Макроуров[ень] :: иерархический уровень проектирования, на котором для описания проектируемых объектов используются модели с сосредоточенными параметрами.
Микроуров[ень] :: иерархический уровень проектирования, на котором для описания проектируемых объектов используются модели с распределенными параметрами.
Схемотехническ[ий] уров[ень] :: иерархический уровень проектирования радиоэлектронных устройств, на котором проектируются принципиальные электрические схемы.
Функционально-логическ[ий] уров[ень] :: иерархический уровень проектирования радиоэлектронных устройств и СБИС, на котором проектируются функциональные и логические схемы.
Восходящ[ее] проектировани[е], Проектировани[е] снизу-вверх, Восходящ[ий] стил[ь] :: стиль проектирования в блочно-иерархическом подходе, характеризующийся выполнением проектных процедур, начиная с верхних иерархических уровней.
Нисходящ[ее] проектировани[е], Проектировани[е] сверху-вниз, Нисходящ[ий] стил[ь] :: стиль проектирования, при котором задачи на верхних иерархических уровнях проектирования решаются раньше, чем задачи на нижележащих уровнях.

#2.4
Стади[я] проектирования :: этап (или совокупность этапов) проектирования, заканчивающийся выпуском промежуточного проекта, по которому требуется принятие определенных согласительных и/или утверждающих решений для продолжения проектирования.
Научно-исследовательск[ая] работ[а], НИР, Предпроектн[ое] исследовани[е]
Проектн[ая] процедур[а] :: часть процесса проектирования, заканчивающаяся получением проектного решения, его оценкой или документальным представлением.
Проектн[ая] операци[я] :: часть проектной процедуры, декомпозируемой из соображений удобства изучения или обсуждения процессов проектирования.
Внешн[ее] проектировани[е] :: разработка и согласование технического задания.
Внутренн[ее] проектировани[е] :: проектирование объекта в соответствии с известным техническим заданием.
Маршрут[] проектирования :: последовательность проектных процедур при проектировании изделия.
Выходн[ой] параметр[] :: параметр, характеризующий свойства проектируемой системы.
Услови[е] работоспособности :: условие удовлетворения требований к определенному выходному параметру.
Внешн[ий] параметр[] :: параметр, характеризующий некоторое свойство или состояние внешней по отношению к проектируемому объекту среды.

#2.5
Модел[ь] :: квазиобъект, отображающий некоторые свойства реального объекта.
Математическ[ая] модел[ь]:: модель, представленная на языке математики.
Аналитическ[ая] модел[ь] :: математическая модель, представляющая собой явные зависимости искомых выходных параметров объекта от аргументов (параметров компонентов и внешней среды).
Алгоритмическ[ая] модел[ь] :: математическая модель, представляющая собой алгоритм, позволяющий вычислить выходные параметры объекта при заданных параметрах компонентов и внешних условий через посредство решения системы уравнений.
Имитационн[ая] модел[ь] :: математическая модель, предназначенная для отображения процессов, протекающих в моделируемом объекте при произвольных внешних воздействиях.
Полн[ая] модел[ь]:: модель, описывающая не только внешнее проявление свойств объекта, но и его внутреннюю структуру и/или процессы в этой структуре.
Макромодел[ь] :: упрощенная математическая модель, которая в отличие от полной модели некоторого объекта отражает процессы только на его внешних выводах, в то время как полная модель описывает также внутренние для объекта процессы.
Смешанн[ая] модел[ь] :: математическая модель устройства, в которой для моделирования разных частей устройства используют как аналоговые, так и дискретные модели.
Моделировани[е] :: проектная процедура, заключающаяся в формировании модели объекта (modeling) и ее использовании для получения нужной информации об объекте (simulation).

#2.6
Структурн[ый] синтез[] :: проектная процедура, заключающаяся в разработке структуры проектируемого изделия, т.е. совокупности составляющих изделие компонентов и системы их связей.
Параметрическ[ий] синтез[] :: задача проектирования, заключающаяся в определении числовых значений параметров элементов при заданной структуре объекта проектирования.
Одновариантн[ый] анализ[] :: проектная процедура, заключающаяся в определении вектора выходных параметров исследуемого объекта, и/или установившихся значений фазовых переменных, или их зависимостей от времени при заданных значениях внутренних и внешних параметров.
Многовариантн[ый] анализ[] :: проектная процедура, сводящаяся к многократному выполнению одновариантного анализа.
Анализ[] чувствительности :: вид анализа, заключающийся в расчете матрицы чувствительности. Элементами этой матрицы являются коэффициенты чувствительности (влияния).
Коэффициент[] чувствительности, Коэффициент[] влияния :: коэффициент, характеризующий степень влияния параметра-аргумента xi на выходной параметр yj.
Статистическ[ий] анализ[] :: проектная процедура, заключающаяся в расчете гистограмм и/или числовых характеристик распределений выходных параметров проектируемого изделия.
Формировани[е] модел[и], Modeling :: этап моделирования, на котором создается модель.
Исследовани[е] модели, Simulation :: этап моделирования, на котором исследуется созданная модель.
Верификаци[я] :: проектная процедура, целью которой является проверка соответствия параметров проектируемого объекта требованиям технического задания.
Внутренн[ий] параметр[] :: параметр, характеризующий определенное свойство некоторого элемента проектируемого объекта.

#2.7
Автоматизированн[ая] систем[а], АС :: система, в которой задачи решаются при взаимодействии человека и ЭВМ.
Систем[а] инженерных расчетов, Систем[а] CAE, CAE, Computer Aided Engineering :: система автоматизации функционального проектирования, называемая также автоматизированной системой инженерных расчетов и анализа.
Систем[а] конструкторского проектирования, Систем[а] CAD, CAD, Computer Aided Design :: система конструкторского проектирования.
Систем[а] CAM, CAM, Computer Aided Manufacturing :: автоматизированная система технологического проектирования.
Управлени[е] проектными данными, PDM, Product Data Management, Системн[ая] сред[а] :: управление данными о промышленных изделиях, разделяемыми разными системами и подсистемами автоматизированного проектирования.
Управлени[е] цепочками поставок, SCM, Supply Chain Management :: управление цепочками поставок.
Электронн[ый] бизнес[], E-Commerce :: электронный бизнес.
Совместн[ый] электронн[ый] бизнес[], CPC, Collaborative Product Commerce, Систем[а] управления данными в интегрированном информационном пространстве :: обеспечение информационного взаимодействия производителей, поставщиков и покупателей на различных этапах жизненного цикла изделий, направленное на оптимальное удовлетворение потребностей заказчиков в продукции и услугах..
Автоматизированн[ая] систем[а] управления предприятием, АСУП, ERP, Enterprise Resource Planning :: автоматизированная система, поддерживающая различные аспекты управления предприятием.
Автоматизированн[ая] систем[а] управления технологическими процессами, АСУТП :: компьютеризированная система промышленной автоматизации, предназначенная для управления технологическими процессами и технологическим оборудованием.
Систем[а] планирования ресурсов производства, Систем[а] MRP-2, MRP-2, Manufacturing Resource Planning, MRP II :: система управления бизнес-процессами, непосредственно связанными с производством, оперирующие информацией о материалах, оборудовании, контроле и т.п.
Производственн[ая] исполнительн[ая] систем[а], MES, Manufacturing Execution System[]:: производственная исполнительная система, ориентированная на решение оперативных задач управления проектированием, производством и маркетингом.
Числов[ое] компьютерн[ое] управлени[е], CNC, Computer Numerical Control :: компьютерное числовое управление.
Систем[а] диспетчерского управления и сбора данных, Систем[а] SCADA, SCADA, Supervisory Control and Data Acquisition :: система в АСУТП, основным назначением которой являются сбор и обработка данных о состоянии оборудования и протекании производственных процессов для принятия решений по загрузке станков и выполнению технологических маршрутов..
Управлени[е] взаимоотношениями с заказчиками, CRM, Customer Requirement Management :: управление взаимоотношениями с заказчиками.
Интерактивн[ое] электронн[ое] техническ[ое] руководств[о], ИЭТР, IETM, Interactive Electronic Technical Manual[] интерактивное электронное техническое руководство :: интерактивное электронное техническое руководство
Управлени[е] жизненным циклом, PLM, Product Lifecycle Management :: управление жизненным циклом промышленной продукции.

#2.8
Проектирующ[ая] подсистем[а] :: подсистема САПР, в которой непосредственно выполняются проектные процедуры.
Обслуживающ[ая] подсистем[а] :: подсистема САПР, обеспечивающая функционирование проектирующих подсистем.
Вид[] обеспечени[я]
Математическ[ое] обеспечени[е]:: (в САПР) методы и алгоритмы выполнения проектных процедур.
Техническ[ое] обеспечени[е]:: (в САПР) вычислительное, периферийное, констрольно-измерительное оборудования
Информационн[ое] обеспечени[е]] :: (в САПР) данные, используемые при проектировании.
Лингвистическ[ое] обеспечени[е]]:: (в САПР) языки и форматы данных,
Программн[ое] обеспечени[е]:: (в САПР) компьютерные программы, используемые при проектировании.
Методическ[ое] обеспечени[е] :: (в САПР) методики проектирования.
Организационн[ое] обеспечени[е]:: (в САПР) инструкции, штатное расписание, структура организации и т.п., относящиеся к САПР.
Машиностроительн[ая] САПР, САПР в области машиностроения, MCAD, Mechanical CAD :: система автоматизированного проектирования механических объектов.
САПР в области радиоэлектроники, ECAD, Electronic CAD :: система автоматизированного проектирования в электронной промышленности.
Программно-методичес[ий] комплекс[], ПМК :: совокупность программных компонентов, предназначенных для выполнения определенной проектной процедуры, вместе с соответствующей программной документацией.

#2.9
Информационн[ая] поддержк[а] изделий, ИПИ, CALS-технологи[я], CALS, Continuous Acquisition and Lifecycle Support :: информационная поддержка изделий на всех этапах их жизненного цикла.

#2.10
Модел[ь] As Is :: функциональная модель предприятия, отражающая его структуру и характер информационных процессов к моменту обследования предприятия с целью его реинжиниринга.
Модел[ь] To Be :: функциональная модель предприятия, отражающая его структуру и характер информационных процессов, получаемая в результате обследования предприятия и анализа его деятельности, проводимых с целью повышения эффективности функционирования предприятия на основе использования соответствующих информационных технологий.
Прототипировани[е] :: создание и исследование прототипа проектируемого объекта.
Функциональн[ая] модел[ь] :: модель, отображающая множество функций проектируемой системы с помощью иерархии взаимосвязанных блоков ICOM (в методике IDEF0).
Информационн[ая] модел[ь] :: модель приложения, описывающая структуры данных, т.е. элементы данных (сущности, атрибуты) и отношения между ними, характерные для приложения.
Поведенческ[ая] модел[ь] :: модель, отражающая динамические свойства объекта.
Структурн[ая] модел[ь] :: модель, отражающая структуру объекта.

#2.11
Рабоч[ая] станци[я], Автоматизированн[ое] рабоч[ее] мест[о], АРМ, Workstation :: вычислительная система, ориентированная на решение определенного круга проектных задач.

#2.12
Процессор[] :: центральное устройство компьютера, включающее арифметико-логическое устройство и устройство управления.

#2.13
Памят[ь] :: устройство для хранения данных.
Кэш-памят[ь] :: промежуточная память, характеризуемая меньшим объемом и большим быстродействием по сравнению с системной памятью.
Оперативн[ая] памят[ь] :: основная память компьютера.
Внешн[яя] памят[ь] :: память, характеризуемая большим объемом и меньшим быстродействием по сравнению с системной памятью.
Памят[ь] с произвольным доступом, RAM, Random Access Memory :: память с произвольным доступом, допускающая как чтение, так и запись данных.
Постоянн[ая] памят[ь], ROM, Read Only Memory :: память, предназначенная только для чтения данных из памяти.
Динамическ[ая] памят[ь], DRAM, Dynamic RAM :: память, требующая регенерации информации после операции чтения.
Синхронн[ая] памят[ь], SDRAM, Synchronous DRAM :: память, в которой такты работы засинхронизированы с тактами работы процессора.
Статическ[ая] памят[ь], SRAM, Static RAM :: статическая память на бистабильных ячейках, не требующая регенерации информации после операции чтения.
Перепрограммируем[ая] памят[ь] :: память типа ROM, допускающая перепрограммрование (перезапись) информации.
EPROM, Electrically Programmable ROM :: память типа ROM, в которой перепрограммирование осуществляется с помощью ультрафиолетового облучения.
EEPROM, Electrically Erasable Programmable ROM, Флеш-памят[ь] :: память типа ROM, в которой перепрограммирование осуществляется с помощью электрических импульсов.
Накопител[ь] на магнитн[ых] диск[ах], Памят[ь] на магнитных дисках, Дисков[ая] памят[ь] :: разновидность внешней памяти.
Накопител[ь] на жестк[их] магнитн[ых] диск[ах], НЖМД, Винчестер[], Памят[ь] на жестк[их] диск[ах]:: разновидность внешней памяти.
Накопител[ь] на гибк[их] магнитн[ых] диск[ах], НГМД :: разновидность внешней памяти.

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign