LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



"Первые шаги за гранью урока" 41

3.






Работ мастер-классов:
* лидерский
* книголюбы
* друзья природы
* друзья спорта
* затейники
* айболиты
* оформительский
* игровой практикум
* танцевальный
* военно-патриотический и др.
60-120






4.

Общий сбор, подведение итогов, закрытие школы

5-10


Содержание мастер-классов школ актива зависит от направлений работы школьного самоуправления. Открытие и закрытие школы актива может быть продумано в творческой форме. Для участия в работе школы приглашаются представители актива класса по определенной квоте.


4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Информационный стенд призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.
Стенд - это место, где собирается вся информация, касающаяся организации самоуправления. Стенд можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - лучше, чтобы он занимал всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл.
Помимо обязательного наполнения в стенд можно вешать абсолютно всё, что касается организации (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, карта сокровищ после поиска клада). Варианты исполнения могут быть самыми разными и ограниченными только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.
Советы по оформлению информационного стенда:
а) стенд должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны меняться.
б) стенд должен отражать различные стороны жизни школы (самообслуживание, спорт, участие в жизни школы, награды, дни рождения, перспективы).


5. СИСТЕМА ПОРУЧЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Поручение - определенное задание с перечнем обязанностей и требований, которые формируют определенные качества личности (самостоятельность, инициативность, ответственность и др.).
42 "Первые шаги за гранью урока"

Поручение в детском коллективе - это область практической деятельности ребенка. Поручение выступает действенным средством формирования организаторских и трудовых умений и навыков. Виды поручений:
1. Постоянные и временные.
2. Индивидуальные и коллективные.
3. Выбранные и назначенные.
4. По видам деятельности.
Поручения, которые школьник выполняет в течение года, называют постоянными. Это группа поручений, связанная с работой в органах самоуправления. Это поручения выборные (главнокомандующий эскадры, командир отряда, староста, президент республики и т.п.).
Временные поручения - это наиболее многообразная по характеру, содержанию, воспитательной значимости группа поручений, которые выполняются в сравнительно короткий срок (Совет дела, творческая группа, инициативная группа и др.).
Поручение может быть адресовано коллективу (коллективные) и одному ребенку (индивидуальные). Коллективные поручения:
* инициативная группа (проводит разведку дел);
* совет дела (руководит подготовкой дела);
* творческие микрогруппы (готовят отдельные части дела);
Индивидуальные поручения:
* оформители;
* танцоры;
* ведущие;
* кулинары;
* актеры;
* ди-джеи;
* хранители порядка;
* работники мастерской подарков и др.
Школьник может сам выбрать себе поручение (выбранные поручения). Поручение может быть дано старшим вожатым, организатором (назначенные). Возможно выделение видов поручений по направлениям деятельности:
* работа органов самоуправления;
* шефская помощь;
* трудовые десанты;
* организация досуговых мероприятий;
* оформительская работа;
* поиск новых знаний;
* оказание первой помощи;
* организация веселых перемен;
* организация военно-спортивных игр и др.
Необходимо различать поручения и задания. Если поручение - это система определенных заданий, обязанностей, то отдельное задание - это единичный акт поручения.
Примеры коллективных заданий:
* организуйте выпуск газеты гагаринцев;
* проведите веселые перемены у малышей;
* проведите выставку книг о Ю.А. Гагарине;
* организуйте в школе военно-патриотическую игру;
"Первые шаги за гранью урока" 43

* составьте путеводитель по микрорайону школы, по школе;
* отремонтируйте скамейки в своих дворах;
* приведите в порядок детские игровые площадки в ваших дворах и др.
Одним из приемов организации коллективной жизни является чередование творческих поручений (ЧТП). ЧТП - соединение постоянных дел, которые выполняются по очереди ребятами для окружающих. Такие поручения могут выполняться как постоянными (отрядами, экипажами), так и временными (совет дела) объединениями детей. Общий сбор коллектива решает, какие дела-поручения станут постоянными и на какой срок - например, на полгода или на год, когда будет происходить чередование, обмен постоянными делами-поручениями между микроколлективами - например, каждую неделю или раз в две недели, в каком порядке будут обмениваться микроколлективы этими делами-поручениями - например, по заранее составленному графику-календарю или каждый раз по жребию. Количество выбранных на год поручений должно совпадать с количеством микроколлективов, иначе будут оставаться лишние поручения или незадействованные микрогруппы.
Примеры дел-поручений, выполняемых по очереди первичными микроколлективами:
* дежурные (вахтенные, хозяева класса);
* санитары;
* библиотекари;
* цветоводы;
* физорги;
* затейники;
* "мудрейшие";
* журналисты;
* тимуровцы и др.
Оценивается деятельность по поручениям на общих сборах, собраниях. Критерии оценки поручений могут выбрать сами ребята, их может предложить и старший вожатый:
* своевременность выполнения;
* творческий подход;
* дружная работа;
* действовал каждый;
* дела принесли пользу и др.
Требования к поручениям:
1. Поручения должны быть четко определены и ясны ребенку.
2. Необходимо раскрывать перед детьми общественную значимость, цели данного поручения.
3. При выполнении поручения должна создаваться "ситуация успеха".
4. О выполнении поручения ребята должны отчитываться перед товарищами.
5. При определении поручения должны учитываться индивидуальные особенности, склонности ребенка, поручение должно нравиться.
6. Поручение должно даваться в соответствии с возможностями ребенка.
7. Поручение должно соответствовать возрасту ребенка.
8. Каждое поручение должно способствовать развитию личности, формированию положительных качеств характера, "росту", движению вперед.
Желательно, чтобы поручения давал не взрослый, а весь коллектив ребят, тогда у исполнителя возникает чувство большей ответственности, значимости данного
44 "Первые шаги за гранью урока"

поручения. Начинается работа всегда с несложных поручений, затем задания постепенно усложняются. Поручение в коллективе должно найтись для каждого ребенка, возможно и выполнение одним нескольких поручений. При выполнении поручения вожатый или другие ребята могут оказать помощь, но только если это необходимо. И, конечно, выполнению поручений надо учить и весь коллектив, и микрогруппы, и отдельных ребят. Только в этом случае система поручений оправдает свою воспитательную ценность.

"Первые шаги за гранью урока" 45

IV Раздел
СЦЕНАРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ


1. ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ СЦЕНАРИЯ
Что нужно учитывать при его написании:
1. Получить специальный заказ. Должна быть потребность в этом мероприятии. И это мероприятие должно финансироваться или в будущем окупить все затраты.
2. Определить события во имя чего будет ставиться мероприятие (определение темы и идеи).
3. Определить сценическую площадку (то место, где будет происходить мероприятие).
4. Население, с которым работаешь, нужно хорошо знать и планировать на конкретную аудиторию (класс, возраст).
5. Определить какими техническими средствами вы располагаете на данный момент и есть ли возможность где-то их достать (магнитофон, видео, кинопроектор).
6. Какими костюмами располагаешь.
7. Учитывать, какими творческими силами располагаешь.
8. Непосредственно приступить к написанию сценария.
Сценарий мероприятия - это основа, тот фундамент, на котором режиссер должен выстроить будущее мероприятие. В сценарии описывается абсолютно все, что происходит на сцене.

2. ОФОРМЛЕНИЕ СЦЕНАРИЯ
1. Пример оформления титульного листа:



















2. Если у вас театрализованное представление и есть персонажи сказочные, то следует оформлять вторую страничку действующих лиц.
46 "Первые шаги за гранью урока"

Пример:
Действующие лица:
- Баба Яга - ...
- Леший - ...
- Кащей Бессмертный - ...
3. Следующая страница: непосредственно идет написание сценария.
а) Сценарий следует писать на одной стороне листа, а оборотную - оставлять чистой.
б) Страницы пронумеровать.
в) С левой стороны оставить поля.
г) Краткое описание мероприятия.
д) Тот, кто произносит соответствующий текст, выделяется в сценарии следующим образом:
Пример: ВЕДУЩИЙ (идет текст ведущего).
* Если текст идет в прозе, то строчки текста заезжают на слово "ведущий".
* Если текст в стихах, то строчки идут строго в столбик, не заезжая под слово "ведущий".
е) По ходу написания сценария могут возникнуть разного рода примечания. Такие предложения называются ремаркой и обязательно пишутся в скобочках. Например: (Гаснет свет). (Ведущий уходит со сцены) и т.д.
4. После окончания написания сценария обязательно нужно указать список использованной литературы (чтобы вас не обвинили в воровстве).
5. Последняя страничка - реквизит - это все то, что потребуется в ходе вашего мероприятии.
Пример: Игра "Лебедь, рак и щука".
Реквизиты: обруч и кегли 3 штуки.
Написание сценария, после учета всех вычисленных факторов, начинается с рождения замысла. А замысел сценария начинается с выбора и определения темы. Слово тема происходит от греческого слова и буквально означает "то, что положено в основу". В большинстве советских энциклопедий слово тема трактуется, как предмет повествования, т.е. то о чем говорится в сочинении, докладе, мероприятии. Тема - это всегда круг жизненных явлений, которые затрагивает автор. Чтобы определить тему, нужно поставить для себя следующие вопросы:
- О чем это мероприятие?
- О чем этот сценарий?
- О чем говорит сценарист?
- О чем это мероприятие?
- О чем этот сценарий?
- О чем говорит сценарист?
Таким образом, определив тему будущего мероприятия, мы определяем его содержание. Но нельзя организовывать содержание, не выбрав подходящей формы (это "одежда" мероприятия). Форма - дискотека, вечер, театрализованное представление, диспут.
Темой для будущего мероприятия могут быть события и явления, происходившие много лет тому назад, происходящие в наши дни или предвидеть те события, которые произойдут со временем. После определения темы, необходимо обязательно определить идею будущего мероприятия.
Идея - это главная мысль, главный вывод из всего содержания. Если тема сценария понимается как проблема, то идея - это пути решения этой проблемы. Идея

"Первые шаги за гранью урока" 47

всегда главная мысль автора. Чтобы определить идею следует задать следующие вопросы:
- Что я хочу сказать в данном мероприятии?
- К чему я призываю?
- Что я хочу сказать в данном мероприятии?
- К чему я призываю?
Если для себя не определена идея, то не следует дальше приступать к написанию сценария.
Помимо определения темы и замысла, одним из важных этапов написания сценария является подбор материала. Материал бывает художественный и документальный.
1) К документальному подбору относятся зафиксированные на бумаге кино, фото, магнитофонные пленки, различные факты реальной жизни. Это могут быть документальное кино, журнальные и газетные статьи, очерки, дневники, письма. Документ - это официально зарегистрированный факт. К документальным материалам относятся все те события, которые реально происходили и зафиксированы. Чаще всего сценаристу приходится сталкиваться с местным материалом, т.е. с теми фактами и событиями, которые происходят в его конкретном населенном пункте. Чаще всего местный материал приходится брать в общественных организациях, в различных администрациях, в музеях, а также поддерживать связь с людьми, интересными своей биографией. Это всевозможные протоколы, отчеты, справки, вырезки газетных статей, архивные материалы и т.д. и т.п.
Разновидностью документального материала являются и планируемые выступления конкретных представителей коллектива, участников событий. Например: Вы даете участнику ВОВ слово или берете у него интервью. В личных семейных архивах можно получить документальный материал (фото, письма, грамоты, документы).
2) Художественный материал - это готовые художественные материалы профессионального или художественного характера, к ним относятся стихи, музыка, хоровые и вокальные произведения, репродукция с картин, фрагменты из художественных фильмов, пьес т.д. Сюда можно отнести готовые сценарии, написанные по заказу. Художественные материалы можно найти в библиотеках, фонотеках. Иногда выпускаются специальные тематические сборники, где по определенной теме печатают песни, стихи, отрывки из пьес, постановка танцев, ноты, т.е. все то, что можно использовать в предстоящем мероприятии.
Критерии отбора материала:
1. Соответствие материала теме и идее.
2. Иметь конкретного адресата, учитывать его интересы.
3. Материал должен быть новым, свежим, малоизвестным.
4. Материал должен быть простым, ясным, доходчивым по содержанию.
5. Нести в себе художественно-эстетическую ценность.
6. Возможность и податливость материала на сцене (т.е. то, что написано, можно было бы показать на сцене).

3. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СЦЕНАРИЯ
Композиция - это построение произведения, соотношение его отдельных частей образующие единое целое. Композиция состоит из следующих элементов:
1. Экспозиция (настрой).
2. Пролог (увертюра - краткая опера).
3. Завязка действия.
48 "Первые шаги за гранью урока"

4. Развитие действия.
5. Кульминация.
6. Развязка.
7. Финал.
Экспозиция - это вступительная исходная часть сценария, которая дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях, жизненных обстоятельствах. Экспозиция сообщает повод для проведения мероприятия, иногда и состав его участников. (Например: на проводы зимы приглашают скоморохи; 1) читают афишу; 2) мы получаем приглашение - все это экспозиция).
Пролог - это увертюра всего мероприятия, его визитная карточка. Пролог решается так, чтобы все присутствующие поняли характер, но не содержание начинающегося мероприятия, настроились на определенную волну. (Например: здороваются, знакомят с программой).
Завязка - это начало борьбы, событие, с которого начинается действие в сценарии, влекущее за собой все существенные последующие события. Завязка - это начало конфликта.
Конфликт (в переводе с латинского означает столкновение, борьба, на котором строится развитие сюжета). Это всегда противоречие двух борющихся сил.
Развитие действия - это самый основной кусок в вашем мероприятии. Он самый большой по временному разграничению, занимает 60% времени от общего количества.
Развитие действия должно происходить по нарастающей. (Например, одна серия должна быть интереснее другой). Эта нарастающая линия должна выстраиваться по принципу контрастности - это в концертных программах. Контрастная расцветка - белое и черное, веселое и грустное.
Кульминация - это наивысшая эмоциональная точка, момент борьбы или решающегося столкновения борющихся сил, перелом развития действия. Т.е. здесь заостряется идея всего мероприятия, это может быть самый сильный по эмоциональному воздействию художественный фрагмент или документальный материал, на конец - яркое церемониальное действие. (Например: вынос знамени, обращение с призывами, клятва молодежи и т.д.)
Развязка - очень часто сливается с кульминацией и тяготеет к финалу. Это исход борьбы, разрешение противоречий, здесь обнаруживается замысел автора и открывается идея. Развязка помогает понять идейное содержание мероприятия и окончательно определить отношение зрителя к нему.
Финал - это смысловая точка мероприятия, заключительный аккорд, и поэтому финал должен превратиться в общее коллективное действие, окончательно разрушить деление аудитории на зрителей и участников. Финалом может стать хоровое исполнение песни, скандирование (совместное произношение одного текста, коллективное подписание призыва или обращения, шествие к памятнику и т.д.)

4. СЦЕНАРНЫЙ ХОД
Сценарный ход - основной стержень, на который нанизывается весь материал.
Приемы сценических ходов:
а) Хроникальное построение материала совпадает с последовательностью событий в жизни.
б) Формы общественной деятельности трудящихся - это отчеты митинги, рапорт, диспут, собрание, суд.

"Первые шаги за гранью урока" 49

в) Прием персонификации идей - это отвлеченное понятие представляющее в человеческом образе, который ведется от его лица. Например, 1) "Родина - мать" (определенного человека нет); 2) смерть (в виде человека показывается на сцене); 3) время.
г) Жанр публицистики: репортажи, очерки, интервью - хроника событий.
д) Спортивные и игровые события: викторина, лотерея, дискотека, конкурсы, тренировки, олимпиада, спортлото.
е) Фольклорная форма: гулянья, посиделки, колядки, свадьба, балаганы (ярмарки), помолвки.
ж) Использование реальных и символических форм и техники и оптических приборов: машина времени, колесо времени, телеэкран). Например, биноклем можно увидеть то, что не увидишь простым глазом.
з) Приемом может стать свет, звук.
и) Бессистемные ходы:
* перекресток (колодец);
* сказка (сказочные герои, золотая рыбка, волшебная палочка, самобранка);
* спортивные соревнования (поднятие тяжести, стрельба по цели, преодоление препятствия);
* экскурсия по району, по музеям, по ДК, путешествие по карте;
* музей (экскурсовод рассматривает рисунки и ведет рассказ, разыгрывание сценки).
к) Вернисаж (выставка картин и плакатов, живые картины).
л) Концерт загадка (отвечаем на вопрос, что это? Прием, пародия, "Свадьба в Малиновке").
м) Совместный просмотр (кинофотоглаз), телецентр и т.д.
н) Прием, праздник (новоселье, встреча друзей и т.д.)
о) Игра в профессию (во врачей).
п) Выпускной бал (воспоминание о годах учебы, пожелания, мечты).
р) На побывку, в отпуск из армии (рассказ "Что произошло за 2 года", сценки).
с) Путешествия.
т) Баня (очищение души и тела).
у) "Что? Где? Когда?" и другие телевизионные передачи.

5. МЕТОД КОМПИЛЯЦИИ
Компиляция - (от лат. "компиляре" и условно означает "грабить").
Компиляция - это не самостоятельная литературная работа, а основанная на использовании чужих произведений. Выражение "компиляция", как несамостоятельная работа верна лишь по соотношению к художеству. В применении же к практике вообще, это выражение теряет свой первоначальный смысл. Например, создание таких книг, как "Крылатые слова", "В мире мудрых мыслей", содержащих афоризмы, изречения, пословицы, поговорки - есть работа по методу своему компилятивная, а по характеру и сути - творческая и самостоятельная. Творческий и самостоятельный характер такой работы проявляется, во-первых, в сборе материала для книги, во-вторых, в выработке принципов отбора материала и, в-третьих, в классификации и расположении собранного материала по тематическим разделам книги.
Плагиадство - выдавание списанного текста за свой. Плагиадство наказуемо в судебном порядке.

50 "Первые шаги за гранью урока"


V Раздел
СТАДИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
В любом цивилизованном обществе уделяется большое внимание подрастающему поколению, так как будущее поколение должно продолжить расцвет и благосостояние.
На стыке педагогики и практической деятельности выдвинули следующие принципы работы клуба с детьми и подростками.
Принципы:
* связь воспитательной работы с жизнью;
* самодеятельность и активность детей;
* индивидуальный подход к детям;
* занимательность и развлекательность мероприятий.

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одним из главных направлений является организация досуга школьников. Организовывая работу с детьми, необходимо классифицировать их по возрасту:
* младший школьный возраст - 6-10 лет;
* средняя возрастная группа - 10-15 лет;
* старший школьный возраст - 15-18 лет.
Прежде чем начать работать с детьми младшего школьного возраста, необходимо изучить их психофизиологические особенности, а также знать их интересы. В возрасте 6-7 лет дети приступают к систематической учебе. Поступление в школу коренным образом меняет их ритм и жизнь. Умение становится основой дальнейшего развития маленького человека. Для успешного обучения в школе необходимо, чтобы ребенок был в состоянии выполнять те требования, которые предъявляет ему школа. Кроме нормального физического развития, важна и психологическая подготовленность к учебе. Достаточный уровень умственного развития. Мы должны помочь ребенку психологически начать учиться.
Школа впервые ставит перед малышами проблемы взаимоотношений с учителем и рабочим коллективом. Возникают новые взаимоотношения в семье. Первокласснику предъявляют более взрослое требование родителей. Новые взаимоотношения появляются и с братьями, и с сестрами. Перед учреждениями и семьей стоит вопрос о приобретении детьми навыков быстрого и четкого выполнения порученных заданий и добросовестное отношение к учебе. Стержневой проблемой содержания воспитания является привитие любви к учебе, к школе. Все мероприятия как массовые, так и групповые должны иметь элементы, способствующие повышению интереса к учебе. Для учеников 1-ых классов полезно проводить утренники, встречи с "живыми": букварем, русским языком.
Со 2-3-им классами возрастает круг охватываемых вопросов и проблем, т.к. дети более глубоко изучают окружающий их мир. Лучше для них проводить такие как "Приходи сказка", встречи с музыкантами, "Праздник, леса", "День птиц".
При подготовке мероприятия надо помнить, что у детей внимание быстро переходит, они подвижны, они стремятся к игре и действию.
В младшем школьном возрасте очень сильно развито желание самовыражения, поэтому они очень активно принимают участие в конкурсах, где требуется участие 1-го человека.

"Первые шаги за гранью урока" 51

Работая с детьми младшего школьного возраста необходимо использовать ведущие педагогические методы:
* метод игры;
* метод практической работы;
* метод массового воздействия;
* метод наказания и поощрения.
Работая с детьми надо помнить, что у них быстро наступает перевозбуждение от избытка общения и слишком активной деятельности, готовое мероприятие надо чередовать: активные с пассивными. Нужно стараться, чтобы ребенок не переутомился.
Готовясь к мероприятию всегда нужно помнить о том, что у детей повышенное стремление к игре. Каждую встречу следует превращать в большую значительную для них игру. При подготовке к мероприятиям также необходимо помнить о психологическом моменте различных явлений.
У детей, как известно, преобладает действие одной системы над второй. Поэтому мероприятия ярко и красочно оформленные воспринимаются лучше, чем с глубоким содержанием.
У детей неустойчивое настроение, они могут быстро заплакать или быстро заулыбаться. Поэтому организатор должен умело поддерживать спокойный тон каждого мероприятия.

3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ
Говоря о подростковом возрасте, необходимо выделить следующие группы подростков: младшие подростки, которые ближе к ребятам начальной школы и старшие подростки, которые больше тянуться к взрослым, к молодежи.
К подростковому возрасту относятся дети с 9-14 лет. В подростковом возрасте происходит физическое созревание и закладывается нравственное сознание. Поэтому, работая с этим возрастом необходимо использовать дифференцированный подход (возраст, пол, социальное положение семьи, учет вероисповедания).
Подросток в отличие от ребенка младших классов начинает проявлять интерес к собственной личности, он стремится оценить себя и сравнить с другими. У подростка огромное желание общаться со своими сверстниками. Именно в подростковом возрасте уходят из семьи. В подростковом возрасте появляется интерес к противоположному полу. В этом возрасте взрослые должны контролировать чувства детей. В подростковом возрасте происходит дисгармония между физическим развитием и сознанием.
У подростков возникает потребность оценивать свои возможности с позиции отношения к ним окружающих.
Процесс становления личности очень противоречив. Оценка своих возможностей часто бывает неправильной. Отсюда и срывы подростков. Неустойчивая психика подростков сказывается отрицательно на поведение некоторых подростков, т.е. ссоры с родителями. Для успешной работы с подростками необходимо учитывать такие особенности:
* большую активность;
* стремление к ярким впечатлениям, героике, романтике.
У подростков велико желание играть. Есть потребность к тайне, но возникает желание в приобретении навыков, умений. Потребность что-то делать самому (девочки шьют, вяжут).
52 "Первые шаги за гранью урока"

Наиболее распространенными и эффективными формами работы с подростками являются групповые формы, т.к. в них дети удовлетворяют свою потребность в общении своего возраста, а также удовлетворяются потребности - научиться что-то делать, тяга к групповым формам работы (кружковая, клубная по интересам). Главное в работе кружка - обучение навыкам и умениям: игре на музыкальных инструментах, танцам, пению. Популярностью пользуются кружки технического и прикладного творчества. Мальчишки с удовольствием ходят моделировать, а девочки заниматься рукоделием. Подросткам нравятся кружки и секции спортивного направления. Среди клубов по интересам подростки предпочитают клубы научной направленности, коллекционные клубы.
Большое значение в работе с подростками играют игры. Игра может стать составной частью любого мероприятия для подростков. Во время игры ребята состязаются в физической силе, смекалке, находчивости. Игра вовлекает всех подростков в действие, что в конечном итоге развивает чувство товарищества. Наибольшей популярностью пользуются сюжетные игры. Выделяют несколько видов сюжетных игр.
1. поисковые игры;
2. военные игры и туристические походы (воображаемые путешествия); ребусы, шарады;
3. подвижные сюжетные игры (физкультурно-спортивные);
4. игры в форме КВН и конкурсов.

4. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ.
Старший школьный возраст - это ребята 14-17 лет, учащиеся 9-11 классов. Характерной чертой является то, что у ребят формируется мировоззрение, происходит становление личности. В этом возрасте они стремятся определить свое признание и место в жизни, пытаются философски подойти к вопросу о своем месте под солнцем и определить в чем смысл их жизни. Старшеклассника начинает интересовать не только мораль сверстников, друзей, но и мораль родителей и взрослых. Старшеклассники очень требовательно относятся к себе и к окружающим его людям. Становление личности в этом возрасте происходит очень противоречиво, иногда наблюдается срывы, недостаточная целеустремленность, неустойчивость и нервозность в ряде моральных вопросов, старшеклассники стремятся подражать моде, и они излишне высокомерны по отношению к своим сверстникам и взрослым. Высокомерие появляется у старшеклассников из-за того, что они неправильно оценивают материальные и духовные ценности, которых сохраняют:
* благополучно, хорошо одетые молодые люди;
* из-за большой физической силы;
* кто-то начинает лучше других учить тот или иной предмет.
Клубная работа со старшеклассниками должны быть систематической и целенаправленной. В ней следует различать несколько этапов: на первом этапе следует учитывать общие педагогические задачи, т.е. работа должна воспитывать в старшеклассниках любовь к искусству, бережное отношение к окружающей среде, доброжелательное отношение к окружающим людям (к взрослым, пенсионерам, детям), терпимое отношение к своим сверстникам, но и уважительное отношение к труду.
На втором этапе - это вовлечение старшеклассников в активную деятельность (занятие в клубах по интересам, а также оказание помощи в подготовке различных
"Первые шаги за гранью урока" 53

мероприятий). В работе со старшеклассниками определенное место отводится развлекательным мероприятиям, таким как дискотека, шоу-программа и телевизионным играм. На развлекательных мероприятиях старшеклассники удовлетворяют одно из главных потребностей - потребности в самоутверждении и самореализации.
Определенное место в работе занимают мероприятия типа тематического вечера научно-практической конференции, пресс-конференции, встречи с деятелями науки, искусства, культуры, обзоры книжных новинок, слушание музыки, презентации книги, организация и проведение выставок, экскурсий. На этих мероприятиях старшеклассники узнают что-то новое, углубляя свой интерес.

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ ВЕЧЕРА


Наименование мероприятия
Сроки
Ответственные
Примечания
I.Сценарно-постановочная работа
1.
Разработать сценарий вечера (подобрать художественный документальный материал)
Организаторы
2.
Обсудить сценарий на заседании
05.04
инициатор, председатель
3.
Договориться о выступлении на вечере ветеранов
15.04
Члены Совета,
4.
Отрепетировать номера худ. сам-ти
11-15.04

5.
Смонтировать фонограмму вечера
20.04
Члены Совета
6.
Провести сводные репетиции вечера
30.04-09.05

7.
Провести генеральную репетицию
05.05

8.
Подготовка ведущих

II. Оформительская работа
1.
Разработать текст сценария, эскиз пригласительного билета, афиши
14.04
Члены Совета,
2.
Оформить фотовыставку о ветеранах ВОВ
25.04

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign