LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Кл. собрание

Февраль

Состояние воспитательной работы по рефлексивному воспитанию в 7 "Б" кл.

Аналитическая справка об эффективности методики

7 "Б"
кл.

Тематич.

Персо-нальн.

Наблюдение

Кл.собрание

Посещение кружка "Слово"

Анализ эффективности

5 "Б" кл.

Тематич.

Персональн.

Наблюдение, беседы

Совещание при директоре

Посещение "Исторического" кружка

Анализ эффективности

5-6-е кл.

Тематич.

Персо-нальн.

Наблюдение, беседы

Совещание при директоре


34 "Первые шаги за гранью урока"



Посещение кружка "Гитара" с трудными подростками

Анализ эффективности

8-11-е кл.

Тематич.

Персо-нальн.

Наблюдение, беседы

Совещание при директоре

Март

Посещение спортивных кружков

Анализ эффективности

3-7-е кл.

Тематич.

Персо-нальн.

Наблюдение

Совещание при директоре

Апрель

Состояние воспитательной работы в общеобразовательном классе (6 "Г")

Анализ эффективности

6 "Г" кл.

Тематич.

Персо-нальн.

Беседа с преподавателями и учащимися

Совещание при директоре

Май

Состояние воспитательной работы по школе в целом

Анализ эффективности выполненного плана

5-11-е кл.

Тематич.

Персо-нальн.

Докумен-тальн.

К педсовету



11. ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Схема 1

Календарные сроки

Направления деятельности
Сентябрь

3-9
10-16
17-23
24-31
1.
Изучение классного коллектива


2.
Работа с учителями, преподающими в данном классе


3.
Работа с родителями


4.
Индивидуальная работа с учителями


5.
Классные часы и классные собрания


6.
Дела класса


7.
Участие в общественных делах


8.
Методическая работа



Схема 2
1. Анализ воспитательной работы (за прошлый учебный год).
* Социальный паспорт класса.
* Цели и задачи коллектива (были ли они решены?).
* Уровень и особенности развития детского коллектива.
* Отношения в коллективе.
* Лидеры среди детей.
* Активные участники в жизни класса и школы.
* Активность родителей.
* Формы самоуправления в классе.
* Контроль за успеваемостью и дисциплиной.
"Первые шаги за гранью урока" 35

* Самые интересные дела с классом.
* Все использованные формы и методы воспитательной работы.
* Ваша индивидуальная тема самообразования.
* Уровень воспитанности учащихся.
* Ваши предложения, советы, рекомендации по улучшению воспитательной работы в школе.
2. Социальный паспорт и характеристика класса.
3. Актив класса.
4. Цели и задачи воспитательной работы.

Годовая циклограмма мероприятий по воспитательной работе:
Дата
Традицион-ные мероприятия
Нравственно-правовое воспитание
Военно-патриоти-ческое воспитание
Санитарно-гигиеничес-кое воспитание
Трудовое воспитание
Физическое воспитание
Экологи-ческое воспитание
Этико-эстетичес-кое воспитание
Работа с родите-лями
Разное






12. РАПОРТИЧКА КЛАССА

По итогам работы I четверти этого учебного года:
1. ученики класса, которые добросовестно учились и закончили четверть с хорошими и отличными оценками;
2. ученики класса, которые очень хорошо дежурили по классу;
3. внеурочные дела класса (самые интересные);
4. ученики класса, которые заслуживают благодарности за активное участие в делах класса в течение I четверти;
5. оценка работы старшего дежурного за I четверть;
6. фамилия, имя, домашний телефон старшего дежурного (для поощрения этого ученика со стороны администрации школы);
7. дело, которое класс может описать для летописи школы.
Число: ______

Подписи
Классный руководитель: _______________
Старший дежурный: _______________



36 "Первые шаги за гранью урока"

III Раздел
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ
Самоуправление - это участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. "Педагогическая энциклопедия"
В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в:
- планировании деятельности своих коллективов;
- организации этой деятельности;
- анализе своей работы;
- подведении итогов сделанного и принятии решений.
Цели и задачи самоуправления:
- воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;
- дать возможность учащимся участия в планировании, организации и анализе воспитательного процесса;
- развивать способности и интересы членов коллектива;
- воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
- формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.
Структура самоуправления:
Структура школьного самоуправления включает: законодательные органы, исполнительные органы, институт уполномоченных и систему поручений.
Высшим органом школьного коллектива является собрание (его можно, назвать по-разному в зависимости от обшей школьной структуры, содержания деятельности, традиций коллектива, типа школ и т.д. (сбор, вече, дума, конференция, большой совет, форум, слет и т.д.).
Через собрание каждому ученику обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.
Собрание проводится не реже 1 раза в год.
Функции собрания:
- разрабатывать и утверждать документы, определяющие деятельность ученического коллектива;
- определять взаимоотношения учеников в коллективе, заслушивать информации о решениях органов самоуправления;
- избирать исполнительные органы самоуправления;
- определить обязанность выборного актива:
- подводить итоги работы коллектива,
- давать оценку деятельности коллектива;
- награждать классы, отряды, отдельных учащихся и др.
Законодательный орган - собрание. Предполагается наличие исполнительных органов.
Это может быть совет, ученический комитет, совет министров, магистрат.
Названия исполнительных органов могут быть разными, но главные их функции одинаковые:
- организовать деятельность коллектива,
"Первые шаги за гранью урока" 37

- обеспечить его членам необходимые условия для выполнения соответствующих видов деятельности.
Законодательное собрание избирает главу исполнительных органов: председателя, президента, главнокомандующего, премьер-министра и т.д.
При исполнительных органах формируются постоянные подразделения по видам деятельности, например: "Досуг", "Забота", "Олимп", "Пресс-центр", "Общение" и т.д.
Они могут иметь следующие названия: сектора, штабы, центры, министерства, комиссии и т.д.
Для них совет школы определяет функции, т.е. то, чем данные подразделения будут заниматься.
Это могут быть памятки, инструкции, положения и т.д. Например, центр "Досуг".
Центр "Досуг" собирает своих представителей каждый вторник в 14 часов в кабинете №3.
Центр:
- руководит проведением массовых мероприятий среди учащихся: общешкольных вечеров, праздников, классных вечеров отдыха;
- распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий;
- организует оформление школы к вечерам и праздникам;
- несет ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений;
- выявляет пожелания учащихся по организации художественных кружков, записывает в них;
- организует работу библиотечного актива;
- организует ежегодный смотр художественной самодеятельности;
- отбирает участников на городские и районные конкурсы, организует игры на перемене (теннис, кроссворды, шашки и т.д.);
- и т.д.
При постоянных подразделениях создаются клубы, студии, группы, общества, школы и т.п.
Например, при центре "Забота" могут работать: штаб "Поиск", телефон "Доверие". "Бюро добрых услуг", клуб "Ветеран", клуб "Малышок" и т.п.
За всеми этими подразделениями закрепляются педагоги-наставники.
Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации различных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы, например: совет дела, инициативная группа и т.д.
Совет школы продумывает для них правила работы. Класс является основой школьного самоуправления. Исходя из общей школьной структуры самоуправления, классы могут превращаться в государства, города, отряды и т.п.
Внутри классов функционируют микроколлективы. Каждый микроколлектив объединяет 5-7 учащихся.
Микроколлективы - это главные рабочие коллективы класса. Как назвать эти микроколлективы?
Наши предложения: звенья, содружества, товарищества, общины, экипажи, бригады и т.п.
Микроколлективы формируются на принципах:
- дружбы (кто с кем дружит);
- места жительства (одна улица, один дом);
- интересов (кто чем увлекается);
38 "Первые шаги за гранью урока"

- характера деятельности (кто выполняет одинаковое поручение).
В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных.
В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности.
Например, у нас работает комиссия "Дисциплина и порядок". Одно из поручений в этой комиссии: ответственный за дежурство классов по школе.
Памятка:
Тебе поручили важное и ответственное дело. Комиссия "Дисциплина и порядок" собирается 1 раз в 2 недели, по вторникам в 13-30.
Ты должен обязательно в ней участвовать. В твои обязанности входит:
- организовать работу ответственных за дежурство в классах;
- совместно с завучем (Ф.И.О.) составить график дежурства классов с распределением мест дежурств;
- организовать контроль за проведением дежурств;
- подводить итоги дежурств классом.
Завершающим систему самоуправления и важным ее компонентом является поручение.
Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально-значимую деятельность.
Принципы, лежащие в основе системы поручений:
- преемственность (учет опыта ребенка);
- последовательность (от простого к сложному);
- массовость.
Структура самоуправления оформляется документально в форме положения, устава и т. п.
Возможно создание законов, правил жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексов чести, символов и атрибутов коллектива.
Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельной игре.
- коллективное планирование;
- собрание, особенно подготовка к нему;
- КТД.
Модель ученического самоуправления определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом школы и т.д., а не готовыми системами и структурами, позаимствованными у других школ (См. Приложение 1 на стр. 55).
Этапы создания модели школьного самоуправления
1. Формирование представлений о самоуправлении в школе (педсовет, МО классных руководителей, родительские собрания, ученические собрания, работа пресс-центра по пропаганде опыта).
2. Изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления (анкетирование, дискуссии, деловые игры и т.п.).
3. Разработка модели самоуправления на основе предложений (работает творческая группа).
4. Экспертная оценка собранных предложений. Утверждение.
5. Подготовка актива к реализации и совершенствованию ученического самоуправления.

"Первые шаги за гранью урока" 39

Школьное ученическое самоуправление
Школа - это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята научились быть самостоятельными, то уже в школе они должны стать самостоятельными. И эта задача выполнима только в школьной жизни. В законе "Об образовании" слово "воспитание" стоит на первом месте в образовательном процессе, а, следовательно, является одной из главных задач, поставленных обществом перед детьми. Школа должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Кроме получения знаний, учащийся в процессе обучения должен подготовиться к жизни. Ученическое самоуправление - это одна из первых общественных организаций в стенах школы, которая поможет ребятам стать активными гражданами общества и добиться успеха в жизни. Закон "Об образовании" даёт учащимся, педагогам и родителям право участвовать в управлении образовательным учреждением, а документом, регулирующим отношения школьной администрации и ученического самоуправления, является Устав или Положение о школьном ученическом самоуправлении.

2. ПРАВА УЧЕНИЧЕСКОГО СОВЕТА

* знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить в них свои поправки;
* направлять в администрацию школы письменные запросы и получать на них официальные ответы;
* представлять интересы учащихся на педагогических советах, собраниях, посвящённых решению вопросов жизни школы; направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;
* проводить регулярные встречи с директором и представителями администрации школы;
* проводить на территории школы собрания и иные мероприятия;
* создавать и использовать в работе школьных советов СМИ; размещать на территории школы информацию в отведённых для этого местах и в школьных источниках информации.
* организовывать работу общественной приёмной, ставить вопрос о решении школьных проблем перед администрацией, другими органами и организациями;
* принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать администрацию школы и другие органы о принятом решении;
* пользоваться поддержкой школьной администрации и лиц, отвечающих за воспитательную работу в школе при подготовке и проведении мероприятий школьного совета;
* вносить в школьную администрацию предложения по улучшению воспитательного процесса;
* вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании;
* опротестовывать решения администрации школы, если они противоречат Уставу школы и приняты без согласия совета;
* принимать участие в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя, в качестве школьного совета;
* развивать связи и сотрудничества между школьными советами;
40 "Первые шаги за гранью урока"

* участвовать в разрешении конфликтов между учениками, учителями и родителями;
* представлять интересы учащегося в органах и организациях вне школы;
* участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;
* осуществлять другие полномочия в соответствии с Уставом школы и законодательством РФ.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ АКТИВА
Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива. Школа актива, как правило, функционирует при общешкольных органах самоуправления или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров гагаринских отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.). Эти подразделения носят названия секции, но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:
* пресс-центр - собираются редакторы стенгазет;
* игротека - собираются массовики-затейники;
* штаб "Милосердия" - собираются организаторы шефской работы;
* клуб "Вожатый" - организаторы работы с младшими школьниками и т.д.
Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий (в среднем - 2 занятия в месяц для каждой секции), выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца (например, 1 и 3-я среда месяца). Начинать с общего церемониала (линейка, перекличка и т.п.), затем работа по секциям и окончание - линейка подведения итогов занятий. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дела.
Примерная программа проведения школы актива



Наименование мероприятия

Время проведения, мин.

1.

Общий сбор, открытие школы актива

5-10

2.

Распределение по группам

2-5


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign