LINEBURG


страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Отдел образования и молодежной политики
Ядринской районной администрации
Ядринский районный Дом детского творчества


























г. Ядрин - 2005
"Первые шаги за гранью урока" - методические рекомендации, адресованные начинающим зам. директорам по ВР и старшим вожатым, классным руководителям содержат материалы, необходимые во внеучебной воспитательной деятельности школы.

Составитель: Семенова В.В. - методист ДДТ
Адрес: г. Ядрин, ул. 50 лет Октября, 64"в", МУДО "Дом детского творчества".
Телефон: 22-2-12.
"Первые шаги за гранью урока" 3


ПРОБЛЕМЫ НАЧИНАЮЩИХ ЗАМ. ДИРЕКТОРОВ ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ И СТАРШИХ ВОЖАТЫХ

Каждый человек, вступая в новую должность, испытывает затруднения, перед ним встает широкий спектр проблем. И однозначно дать ответы на возникающие вопросы просто невозможно. С чего начать работу? Как работать с классными руководителями? Что нужно сделать, чтобы дети поверили вам и пошли за вами?
В этом сборнике мы попытались собрать материалы, необходимые во внеучебной воспитательной деятельности школы, адресованные начинающим заместителям директора по ВР и старшим вожатым.
Данный сборник поможет организаторам сориентироваться, как целенаправленно, комплексно, интересно и полезно организовать детский досуг.
Сборник состоит из 5 разделов.
В первом разделе "Перечень необходимой документации зам. директорам по ВР и старшим вожатым", приведен список документов обобщающих состояние воспитания в школе. В разделе также представлены примерные формы планирования и оформления.
Второй раздел "Организация работы с классными руководителями" освещает основные вопросы деятельности МО классных руководителей. Раздел представляет не только инструктивно-методическую работу зам. директора по воспитательной работе с классными руководителями, но и современные воспитательные технологии и современные формы и методы работы классных руководителей.
Третий раздел "Организация ученического самоуправления" освещает опыт работы по организации детского самоуправления в школе и деятельности школьной детской организации.
Четвертый раздел "Сценарная композиция" содержит методические рекомендации по написанию и оформлению сценария.
В пятом разделе "Сценарии организации творческих дел" представлены содержания и методики работы с детьми младшего школьного возраста, с подростками, со старшеклассниками. В раздел включены примерные планы подготовки и проведения мероприятий.
Эта разработка не руководство к деятельности вообще, а лишь тот методический минимум, которым должны, с нашей точки зрения, владеть зам. директора по ВР и старшие вожатые.


4 "Первые шаги за гранью урока"


НАПУТСТВЕННЫЕ СЛОВА НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАМЕСТИТЕЛЮ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ И СТАРШЕМУ ВОЖАТОМУ

Обязательно попросите директора школы ознакомить вас с вашими функциональными обязанностями. Они должны быть конкретны, понятны вам, осуществимы; должны быть оформлены в виде приказа директора школы, под которым должна стоять его и ваша подпись об ознакомлении с приказом, а, следовательно, о согласии выполнять означенные в нем обязанности. Не стесняйтесь, просить директора о разъяснении, а если потребуется, и об изменении каких-либо пунктов приказа.
Познакомьтесь с каждым классным руководителем (воспитателем). А если вы уже работаете в данной школе не первый год учителем, представьтесь им в новом качестве. Узнайте у педагогов, какую помощь они от вас ожидают, какую помощь могут сами оказать вам в организации методической работы в школе. Будьте особо внимательны и тактичны в отношениях с наиболее опытными классными руководителями, именно они должны стать вашими сторонниками, главными вашими помощниками.
Не торопитесь вводить новые порядки, провозглашать новые правила, даже если они кажутся вам вполне разумными. Отнеситесь уважительно к уже имеющимся традициям в работе. Все новшества вводите постепенно, добиваясь их понимания и принятия большинством в педагогическом коллективе.
Постарайтесь сразу же не давать делать из вас "девочку на побегушках" или "в каждой бочке затычку". Покажите, что вы именно заместитель директора со своими обязанностями и правами. В то же время помните, что вы теперь - один из членов администрации, у вас всех одна цель, одни задачи в школе, поэтому вы - единая команда, члены которой всегда придут на помощь друг другу. Не отказывайте в помощи директору школы, своим коллегам - завучам, если она им нужна, даже если это идет вразрез с вашими планами на этот период.
Помните, что для педагогов школы вы не только администратор, но и методист, и психолог, и организатор. А значит, - не ленитесь учиться: посещайте занятия школы молодого завуча; читайте научно-педагогическую литературу; выписывайте методические журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников"; используйте свой опыт своих коллег - ЗВР из других школ и своих коллег - классных руководителей вашей школы.
Свои взаимоотношения с учительским коллективом выстраивайте на дружеских началах, на сотрудничестве, взаимопонимании и доверии. Старайтесь не только увидеть все, что они делают, но и отметить их работу, добиться их поощрения.
И хотя вы теперь администратор, главным для вас, конечно же, остаются ученики. А поэтому не отрывайтесь от них, старайтесь стать для них центром интересной школьной жизни. Собирайте вокруг себя ученический актив; создавайте благоприятные условия для развития, для самореализации детей. Как написали дети об одной своей учительнице, вы теперь,
"... сгусток энергии, буря страстей.
Впереди вы в походе, впереди на работе,
В общем, свой человек для больших и детей".
Этого вам и желаем. А еще, конечно, здоровья и сил - чтобы хватило на долгие годы.

"Первые шаги за гранью урока" 5

I Раздел

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ЗАМ. ДИРЕКТОРАМ ПО ВР И СТАРШИМ ВОЖАТЫМ



Перечень необходимых документов:
1. должностные обязанности (подпись директора, личная подпись);
2. план воспитательной работы (на год, полугодие);
3. воспитательная концепция, программа;
4. еженедельный личный план работы;
5. журнал учета массовых мероприятий;
6. журнал учета классных и внеклассных мероприятий (сводная ведомость);
7. журнал посещения кружковых занятий;
8. журнал учета и посещения классных часов;
9. дневник дежурства по школе;
10. дневник учета занятости детей в кружках и в секциях;
11. тематика и протоколы семинарских занятий с классными руководителями;
12. протоколы заседаний совета школы;
13. схема анализа мероприятий;
14. стенд "Методические рекомендации;
15. информационная карта (при наличии ДО);
16. по требованию классные руководители предъявляют планы воспитательных работ;
17. нормативные документы вышестоящих органов;
18. копилки сценариев;
19. устав ДО, программа школьной ДО;
20. уголок детской организации (план работы, список актива и т.п.);
21. протоколы заседаний;
22. инструкции по соблюдению техники безопасности во внеурочное время;
23. отчеты, информации.


1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Заместитель директора по воспитательной работе:
I. Должен знать:
1. общую теорию управления и особенности управления воспитательным процессом;
2. методы сбора, анализа и хранения информации по блокам:
* уровень воспитанности;
* контроль и диагностика;
* качество внеурочной деятельности;
* инновационная деятельность педагогов;
3. показатели эффективности воспитательного процесса;
4. сущность системного и исследовательского подходов в управлении школой;
5. современные подходы к воспитанию;
6. авторские, зарубежные и отечественные образовательные воспитательные системы;
7. современные педагогические технологии.
6 "Первые шаги за гранью урока"

II. Должен уметь:
1. собирать, систематизировать, анализировать информацию на основе использования методов прикладных исследований;
2. определять цели сбора информации;
3. отбирать объекты изучения и анализа итогов учебного года, определять цели и планировать воспитательную работу школы;
4. оценивать эффективность управленческой деятельности;
5. организовать исследования и эксперименты;
6. изучать и обобщать передовой опыт;
7. проводить инструктивно-методическую работу;
8. выявлять проблемы и конструировать систему мер для их решения;
9. оценивать эффективность воспитательного процесса;
10. стимулировать повышение эффективности педагогической деятельности;
11. решать конфликтные ситуации;
12. организовывать коллективные творческие дела.

III. Функциональные обязанности:
1. Организует сбор, обработку, анализ и хранение информации.
2. Организует планирование внеурочной работы с детьми и планирует собственную управленческую деятельность.
3. Участвует в управлении школой, в подготовке и принятии решений, в организации их выполнения, контроле, анализе, оценке и прогнозировании развития.
4. Проводит инструктивно-методическую работу с классными руководителями, воспитателями групп продленного дня, педагогами дополнительного образования и другими организаторами внеурочной деятельности детей.
5. Развивает систему дополнительного образования в школе, используя внутренние и внешние ресурсы.
6. Устанавливает связи с внешней социально-культурной, образовательной и природной средой.
7. Организует работу по социальной защите детей.
8. Принимает меры по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди школьников, ведет индивидуальную работу с детьми, имеющими отклонения в поведении, поддерживает связь с правоохранительными органами.
9. Руководит работой методического объединения классных руководителей.
10. Разрабатывает систему диагностики и анализа изменений в развитии личности школьника.
11. Формирует детские организации, органы самоуправления школьников.
12. Участвует в аттестации педагогов школы.
13. Организует изучение, обобщение и распространение опыта воспитательной работы, представляет учителей и воспитателей к поощрению по итогам работы или аттестации.
14. Осуществляет контроль за ходом выполнения планов воспитательной работы в школе, в классных коллективах, анализирует качество работы с установленной в школе документацией.
15. Организует работу с детьми, имеющими отклонения в здоровье.
16. Анализирует итоги воспитательной работы.
17. Вносит предложения о поощрении учащихся за активную общественную работу.
18. Участвует в организации учебной практики и летнего отдыха детей.
19. Организует общешкольные коллективные творческие дела.
20. Обеспечивает соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм при проведении воспитательных мероприятий.
"Первые шаги за гранью урока" 7

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ СТАРШЕГО ВОЖАТОГО ШКОЛЫ

1. Общие положения:
1.1. Старший вожатый назначается и освобождается от должности директором школы.
1.2. Старший вожатый должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку без предъявлений к стажу работы.
1.3. Старший вожатый подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе.
1.4. В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся: правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
2. Функции:
Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:
2.1. Содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений.
2.2. Организация досуга обучающихся.
3. Должностные обязанности:
Старший вожатый выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся;
3.2. Содействует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективную творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни;
3.3. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся о действующих детских и молодежных организациях, объединениях;
3.4. Организует наглядное оформление школы по тематике проводимой им работы,
3.5. Создает в школе благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой проводить свободное время;
3.6. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся; соблюдает нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности;
3.7. Организует каникулярный отдых обучающихся;
3.8. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками, повышает свою квалификацию;
3.9. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских организаций, объединений;
3.10. Планирует свою работу, ведет в установленном порядке документацию;
3.11. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах.
4. Права:
Старший вожатый имеет право:
4.1. Выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать ее исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности;
4.2. Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы, участвовать в работе педагогического совета школы;
8 "Первые шаги за гранью урока"

4.3. Защищать профессиональную честь и достоинства;
4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.5. Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
4.7. Повышать квалификацию;
4.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.9. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.
5. Ответственность:
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, совершение иного аморального поступка старший вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей старший вожатый несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности:
Старший вожатый:
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;
6.2. Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическими коллективами школ, образовательными учреждениями дополнительного образования детей и общественными организациями;
6.3. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе, не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.4. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности, объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;
6.5. Получает, от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.6. Обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы.

8 "Первые шаги за гранью урока"


3. СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Анализ внеучебной воспитательной деятельности педагогического коллектива и классных руководителей за прошедший учебный год.
2. Задачи внеучебной воспитательной работы за прошедший учебный год.
3. Работа с педагогическими кадрами, направленная на совершенствование педагогического мастерства учителя в осуществлении воспитательного процесса. (Вопросы, выносимые на педсоветы, совещания, планерки).
4. Внеурочная работа с детским коллективом:
4.1. традиционные общешкольные дела;
4.2. циклограмма школы;
4.3. организация деятельности органов ученического самоуправления;
4.4. работа факультативов и кружков;
4.5. основные дела во внеурочной деятельности по месяцам;
4.6. работа с родителями;
4.7. план спортивных мероприятий;
4.8. работа в социуме.

Приложение 1
Министерство образования Чувашской Республики
Отдел образования и молодежной политики
Ядринской районной администрации

Утверждаю
Директор _________________
/наименование школы/
"МП" ___________ _____________
/подпись/ /расшифровка/
"___"___________2005 г.



ПЛАН
воспитательной работы ________________________
средней общеобразовательной школы





Рассмотрен на заседании
педагогического совета
"__" ___________ 2005 г.



1.
10 "Первые шаги за гранью урока"

2. Цели и задачи воспитательной работы школы.
Цель: Развитие личности, способного к умственному, духовному и физическому саморазвитию и самосовершенствованию.
- формирование духовно - нравственных качеств личности;
- воспитание патриотов России, граждан правого демократического государства, уважающих права и свободы личности, толерантности;
- создание условий для самореализации личности;
- воспитание целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;
- формирование основ культуры здоровья;
- воспитание сознательного отношения к семейной жизни;
- формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построение профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.

3. Работа с педагогическими кадрами.
Возложить руководство классными коллективами на следующих учителей:
1. Захарова С.П. 1 класс
2. Владимирова В. В. 2 класс.
3. Дмитриева Л. А. З класс.
4. Федорова Л.Н. 4 класс.
5. Архипова И. В. 5а класс
6. Андреева Р. П. 56 класс.
7. Черлакова Н. К. 6 класс.
8. Захарова Е.Р. 7 класс.
9. Ершова Р.М. 8а класс.
10. Захаров Н. Г. 86 класс.
11. .Рахкошкина А.Г. 9а класс.
12. Паргеева М.А. 96 класс.
13. Александрова В.Л. 10 класс.
14. Рахкошкин Н. Г. 11 класс.
Выступления на педагогических советах в течение года.
Ноябрь:
Научное обоснование воспитательных, образовательных и оздоровительных возможностей физической культуры (отв. Сергеев А.Д.).
Январь:
Новые подходы к организации здорового образа жизни (отв. Леонтьев Г.П.).
Март:
Психологическая и педагогическая помощь учащимся, испытывающим трудности в учебе, в процессе занятия спортом, в общении с людьми (отв. Софронов Р.Г.).
Май:
Природные особенности детей и трудности обучения (отв. Александрова В.Л.).


План работы методического объединения классных руководителей.
Тема на год: Изучение методики обучения родителей
1. Сентябрь. Планирование работы классных руководителей.
Введение документации классных руководителей / отв. _______________/
2. Ноябрь. Итоги проверки состояния ученического самоуправления /отв. ___________/
"Первые шаги за гранью урока" 11

Учим и учимся делать вместе общие дела /отв. ___________/
3. Январь: Итоги проверки знаний учащихся по правовому воспитанию /отв. ________/
Как научить ребенка выбирать, принимать решения и отвечать за сделанный выбор /отв. ________/
4. Апрель: Итоги проверки состояния кружковой работы /отв. ____________/
Учим детей заботиться о других /отв. ___________/
5. Июнь: Круглый стол. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год.
Материалы выступлений и сценариев открытых классных часов и мероприятий собрать в "методическую копилку классного руководителя".
Каждую четверть проверять планы по воспитательной работе классных руководителей. Систематически осуществлять контроль над воспитательным процессом.

4. Внеучебная деятельность с детским коллективом.
4.1. Традиционные школьные дела:



Мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметки о выполнении
1.

День знаний

1 сентября

Зам. дир. по в/р, ст. вожатый


2.

День учителя (день самоуправления)
5 октября

Зам. дир. по в/р, ст. вожатый


3.

Осенний бал

9 октября

Зам. дир. по в/р ст. вожатый, 11 кл.


4.

Первый снег

20 ноября

Зам. дир. по в/р, ст. вожатый, 10 кл.


5.

Новогодние елки и бал - маскарад
29 декабря 30 декабря
Зам. дир. по в/р, ст. вожатый, кл. рук.


6.

Вечер встречи с выпускниками
5 февраль

Зам. дир. по в/р, ст. вожатый, 9 и 11классы


7.

"Смотр строя и песни"

21,22 февраля

Ст. вожатый, Сергеев А.Д., Леонтьев Г.П.


8.

"А ну-ка, девушки!"

7 марта

Зам. дир. По в/р, ст.вожатый


9.

страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign