LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

10. Совет.
11. Дискуссионное общение.
12. Утешение, соболезнование.
Тема курса
Основные аспекты изучения темы
Количество часов
1. Понятие об ЭРО как важной части общей культуры человека.



Культура речевого поведения. Речевой этикет и вежливость. Коммуникативные намерения, роли говорящих, ситуация общения. Речевой этикет и национальная культура.



1 ч.





2. Приветствие.






Роль приветствия в начальной ситуации общения. Основные единицы выражения приветствия в русском языке. Их этимология,
стилистическая характеристика. Роль жеста при приветствии. Приветствие у разных народов как отражение национально специфических особенностей жизни, быта.


1 ч.










3. Прощание.








Прощание как финальная реплика ситуации общения. Основные речевые единицы выражения прощания. Их соотносительность и антонимичность формулам выражения приветствия. Невербальные знаки прощания. Национально специфические особенности речевой ситуации прощания.







1 ч.








4. Обращение, привлечение внимания


Обращение в контактном, дистантном ( по телефону, в письме) положении. Обращение к незнакомому собеседнику. Способы адресации к незнакомому как отражение перемен в жизни общества. Актуальность проблемы обращения к незнакомому адресату в наши дни.
Обращение к знакомому собеседнику. Способы обращения на основе личного имени. Национально-культурная специфика русского обращения.





2 ч.
5.Знакомство.
Ситуация знакомства. Национально-культурная специфика речевой ситуации знакомства. Единицы речевого этикета, устанавливающие возможность дальнейшего общения. Их выбор в зависимости от ситуации, социальных ролей говорящих. Знакомство без посредника. Знакомство через посредника. Мимика и жест, сопровождающие вербальные реплики в данной речевой ситуации.






1 ч.
6.Поздравление. Пожелание.
Речевые действия, благоприятные для адресата. Ситуация поздравления, пожелания. Речевые формулы поздравления и пожелания. Эмоционально-экспрессивное, стилистически повышенное, официально-деловое поздравление. Ответ на поздравление, пожелание. Поздравительная открытка. Особенности ее оформления у разных народов.





1 ч.
7. Благодарность.
Речевые действия, благоприятные для адресата. Основные речевые единицы выражения благодарности. Эмоционально-экспрессивные, стилистически повышенные и официальные формы выражения благодарности. Ответ на благодарность.




1 ч.
8. Отказ. Извинение.
Ситуация отказа. Речевое оформление отказа. Извинение как словесное искупление вины, проступка. Способы извинения в русском речевом этикете. Национально-культурные особенности извинения. Ответ на извинение.


1 ч.
9.Просьба.
Побуждающие речевые действия. Речевое оформление просьбы. Стилистически повышенная и стилистически сниженная просьба. Категорическая просьба с оттенком необходимости. Ответные реплики на просьбу.


1ч.
10.Совет.
Побуждающие речевые действия. Речевое оформление совета. Национально-культурные особенности данного речевого акта. Ситуация непрошеного и "прошеного" совета. Ответные реплики принятия или неприятия совета. Совет в официально-деловом общении.


1ч.
11.Дискуссионное общение.
Ситуация спора. Конструктивный спор. Представление собственной позиции в ситуации спора (тезис, аргументация).Выражение согласия или несогласия с мнением собеседника.

3 ч.
12.Утешение, соболезнование.
Речевые действия, направленные на подбадривание собеседника. Ситуация реакции на жалобы или на другие огорчения адресата. Речевые формулы выражения утешения, соболезнования. Аргументативное утешение. Ответ на утешение, соболезнование.




1 ч.
13.Комплимент, одобрение, похвала.
Речевые действия, направленные на создание у собеседника хорошего настроения. Предмет комплимента. Речевые формулы выражения комплимента. Ответные реплики на комплимент. Ситуация реакции на успех адресата. Речевые формы выражения одобрения, похвалы. Национально-культурные особенности данных действий.




2 ч.
Итого 17 часов


Как иллюстративный материал к каждому разделу курса могут быть привлечены различные тексты из произведений художественной литературы, отобранные детьми и учителем. Подбирая тексты, мы исходим из того, что концентрическая система изучения литературы подразумевает возвращение к уже прочитанным и обращение к еще не изученным (не
входящим в школьную программу) текстам. Это предполагает не механическое повторение (знакомство с материалом), а обращение к нему учащихся, находящихся на новой возрастной ступени, когда психо-физические и интеллектуальные возможности детей позволяют глубокое рассмотрение проблематики произведения, в результате чего текст приобретает личностнообразующее значение, способствуя расширению и совершенствованию формирующейся в сознании ребенка картины мира.

Литература
1. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. - М.,1990.
2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков речевого этикета. - Л.,1990.
3. Балакай А.Д. Словарь русского речевого этикета. - М., 2001.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету. - М.,1999.
6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
7. Костомаров В.Г. Русский язык нужен этому миру// Русская речь - 2/1998.
8. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. - М., 1991.
9. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. - М.,1996.
10. Школьная риторика. Развитие речи. Серия учебных пособий для общеобразовательных учебных заведений. - М., 1996 - 1999.
11. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. - М., 2002.
12. Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М.,2002
13. Яковлева Д.С., Курицына Е.Д., Николаева Л.И. Дополнение к Концепции развития средней школы № 23 в учебное заведение гимназического типа "О включении школы в опытно-экспериментальную работу по проекту "билингвистическое развитие в средней школе (развитие российской модели Еврошколы)". - Владимир,1996.




















"Ораторское искусство"

Т.Д. Бурко, Л.В. Гордиенко,
учителя русского языка и литературы
СОШ № 14 г. Александров
Владимирская область

Пояснительная записка

Программа "Ораторское искусство" разработана с учетом основной задачи концепции развития школы № 14 - "формирование и развитие широко образованной, социально адаптированной, профессионально ориентированной личности".
Актуальность настоящего курса заключается в решении проблемы предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов в ключе гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.
Программа курса рассчитана на реализацию ее в течение 34 учебных часов.
Цель программы - дать учащимся наиболее общее представление о сущности ораторского искусства, познакомить их со спецификой устной речи, оказать помощь в овладении практическими знаниями, умениями и навыками в области красноречия, сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности, подготовить ученика к успешному обучению в профильных классах.
Содержание программы предполагает знакомство школьников с основами ораторского искусства, обучение их говорить по существу, аргументировано и убежденно излагать свои мысли, спорить, дискутировать, вести диалог с различными категориями собеседников; поддерживает интерес учащихся к профильному предмету, способствует выработке у них первоначальных навыков, которые могут им пригодиться при обучении в вузе и в будущей профессии.
Теоретический материал содержит сведения о различных моделях публичной речи, их логических построениях, технике речи и нормах литературного языка применительно к ораторскому искусству, системе функциональных стилей речевой выразительности, межличностным отношениям в процессе коммуникации, что не представлено или представлено односторонне в базовых курсах.

Практическое усвоение теоретических сведений по ораторскому искусству предполагает формирование у учащихся умений и навыков публичной речи, овладение ими мастерством устного выступления, культурой индивидуального и коллективного общения и правилами речевого этикета в процессе публичной речи; оказание школьникам помощи в выработке собственного стиля, определенной манеры общения с людьми, реализации своей индивидуальности в речи; развивает познавательную самостоятельность, исследовательские умения и навыки, обеспечивающие выпускнику школы возможность продолжать профессиональное образование.
Систематизация и обобщение знаний, закрепление умений и навыков проводится в конце изучения каждой темы через контрольные работы, тестирование, участие в семинарах или дискуссиях, самостоятельно подготовленные школьниками доклады и рефераты.
Форма итоговой отчетности - конференция с сопутствующей выставкой творческих работ учащихся, перечень которых предлагается в начале изучения курса.

Методика внедрения идей программы
* основана на традициях преподавания в русской школе,
* строится с учетом
* гуманной педагогики,
* педагогики сотрудничества,
* разрабатывается с ориентацией на развивающее обучение и деятельностный подход, предполагающий формирование широко образованной, социально, профессионально ориентированной творческой личности.

Программа курса
Тематическое планирование


Тема
Кол-во
час.
Выработка практических умений и навыков
Виды деятельности
1.

















2.


















3.




























4.
5.



























6.

















7.














8.
























9.












10.
1

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign