LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Специфические особенности устной и письменной речи.
Средства выразительности устной речи. Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи и ее компоненты: пауза (смысловая (логическая), психологическая, грамматическая, стихотворная); логическое ударение, мелодика тона, темп, тембр речи.
Средства выразительности письменной речи (графика, орфография, пунктуация, разрядка, курсив, абзацный отступ (красная строка), горизонтальная линия, отделяющая текст от сноски, и т.д.).
* Создание зрительных эффектов с помощью средств графики в поэтическом произведении: фигурное расположение текста, акростих, сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и т.д.

4. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ТИПЫ РЕЧИ. СТИЛИ РЕЧИ.
ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ.
Культура речи как лингвистическая дисциплина, ее предмет и задачи. Две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая.
Основное понятие правильной речи - нормы литературного языка.
Основной критерий хорошей речи - коммуникативная целесообразность речи. Коммуникативные качества хорошей речи: богатство, точность, ясность, выразительность, уместность.
Типичные речевые ошибки.
Типы речи: монологическая, диалогическая. Строение типов речи.
Стили речи. Зависимость речи от условий (сферы) общения. Характеристика стилей речи на всех уровнях языка. Проявление стилевых особенностей в текстах разных жанров (текст по выбору учителя).
Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. Микротема. Строение разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). Способы связи предложений в тексте (параллельный и цепной). Нормативный повтор, повтор - недочет и способы его исправления в тексте.

5. НОРМА ЯЗЫКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
Понятие нормы. Норма как социальное явление. Основные типы норм литературного языка, их черты и выразительные возможности.
Орфоэпические нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Ударение, его смыслоразличительная роль.

Лексические (словарные) нормы. Главное их назначение - умение пишущего и говорящего свободно распоряжаться своим активным словарным запасом.
Словообразовательные нормы. Словообразовательная модель как показатель культуры речи (одеть - надеть, работник - работяга - работящий и т.д.).
Морфологические нормы. Их вариативность.
Синтаксические нормы. Их вариативность и кодификация.
Орфографические нормы. Функционирование норм, проявляющееся в типах написания.
Пунктуационные нормы. Экспрессивно-стилистические возможности русской пунктуации. Интонация и пунктуация.
Стилистические нормы как средство наиболее точного и образно-эмоционального выражения мысли.
Историческая изменчивость норм литературного языка. Нарушение норм носителями языка. Экологический подход к процессу засорения языковой среды внелитературной лексикой.
Лингвистические словари (толковые, орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексикологические и др.) и справочная литература по культуре речи как средство формирования языкового чутья и речевого самоконтроля.

6. ОБОБЩЕНИЕ И ОТЧЕТ УЧАЩИХСЯ ОБ ИЗУЧЕНИИ КУРСА.
Возможные темы для реферирования и защиты проекта предложены в приложении "Справочный научно-методологический аппарат курса "Культура общения и речь".

П Р И М Е Ч А Н И Е : знаком * отмечены темы для ознакомления. Они могут быть предложены учащимся для индивидуального выступления.

Литература


АВАНЕСОВ Р.И. Русское литературное произношение и ударение.- М., 1984.

ВАЛГИНА Н.С. Трудные вопросы пунктуации. - М., 1983.

Владимирский государственный педагогический университет. Методическое пособие по культурологии. - Владимир, 1999.

ГОЛЬДИН В.Е. Речь и этикет. - М., 1983.

ГОЛОВИН Б.Н. Как говорить правильно. - М., 1988.

ГОЛОВИН Б.Н. Основы культуры речи. -М., 1980.

ЖИНКИН Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.

ИВАНОВА В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.

КЛУБКОВ П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. - СПб., 2000.

КОЛЕСОВ В.В. Культура речи - культура поведения. - Л.,1988.

ЛАДЫЖЕНСКАЯ Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.

ЛАДЫЖЕНСКАЯ Т.А. Сценарии компьютерных задач по речевому этикету // Русский язык в школе. - 1992 - N 3 - 6; 1993 - N 1 - 2.

ЛЕОНТЬЕВ А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. - М., 1974.

ЛЬВОВ В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. - М., 1989.

ЛЬВОВА С.И. Язык в речевом общении. - М., 1991.

ПЕТРЯНКИНА Е.И. Функционально-семантический аспект интонации. - М., 1988.

СКВОРЦОВ Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?-М.,1980.

СКВОРЦОВ Л.И. Теоретические основы культуры речи. - М., 1980.

СКВОРЦОВ Л.И. Что угрожает литературному языку?//Русский язык в школе. - 1994, N5.

СОЛГАНИК Г.Л., ДРОНЯЕВА Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. - М., 2002.

ФИЛИН Ф.П. Вопросы культуры речи. - М., 1986.

ФОРМАНОВСКАЯ Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

ФОРМАНОВСКАЯ Н.И. Употребление русского речевого этикета. - М., 1982.

ШУСТРОВА Л.В. Практическая стилистика русского языка. - М.,1994.

ЯЗОВИЦКИЙ Е.В. Говорите правильно. Этика речи. - Л., 1969.


СХЕМА СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА


Основные особенности каждого стиля необходимо воспринимать как своеобразные правила построения текстов, созданных в том или ином стиле. На этом основывается схема стилистического разбора текстов.

1. В каком стиле написан текст.
2. Сфера применения стиля, жанр текста.
3. Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.
4. Функция, которую выполняет текст (общение, сообщение, воздействие, возможно совмещение функций).
5. Основные стилевые черты текста и характерные языковые особенности (на всех уровнях языка: лексико-фразеологическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом, фонетическом (для разговорного стиля).
6. Форма реализации стиля (монолог, диалог).

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
А н к е т а

1. Дайте толкование слову "культура".
2. Разделяете ли вы мнение, что язык - основа культуры?
3. Какие функции в жизни общества выполняет язык?
4. Обоснуйте тезис: "Язык - это система".
5. Можно ли отождествлять язык и речь? Их назначение.
6. Какие значения приобретают слова "речь", "язык" в сочетаниях со словами "искусственный", "живой"?
7. Как вы считаете, надо ли поддерживать единообразие литературного языка? Аргументируйте ответ.
8. Как вы считаете: какие разделы языка связаны с нормами литературного языка?
9. Синонимичны ли слова "культура речи", "культура общения", "речевой этикет". Обоснуйте ответ.
10. Часто можно слышать фразу: "Экология языка". В чем, по вашему мнению, ее смысл?
11. Назовите максимы (афоризмы) речевого этикета.
12. Как вы считаете, какая тема - речевая, какая - языковая:
"Логическое ударение", "Умение выделять голосом слова, наиболее важные по смыслу". Обоснуйте взаимосвязь языка и речи.

Т е с т
(итоговый)

1. В каких словах ударение падает не на третий слог?
А обеспечение
Б ходатайство
В каталог
Г издавна

2. В каких словах ударение падает на последний слог?
А квартал
Б некролог
В облегчить
Г медикамент

3. В каких предложениях допущена речевая ошибка? Исправьте ее.
А. В образе Онегина изображено молодое поколение, ищущее смысл жизни.
Б. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика. (П.)
В. Обратно проливной дождь пошел.
Г. Птица порхнула крыльями и скрылась в облаках.

4. В каких предложениях допущена ошибка, связанная с употреблением частей речи?
А. В ихнем доме многое изменилось.
Б. На завтрак подали черный кофе.
В. Отдыхая в кресле, передо мной висит картина И. Левитана "Март".
Г. Голубые глаза хороши, ну а мне полюбилися карие.

5. В употреблении каких грамматических форм есть ошибка?
А много делов
Б пишет красивее, чем я
В прочитал о кенгуре
Г склад из копий и ружей

6. Найдите слова, строение которых соответствует схеме:
А бессловесный
Б безветренный
В рассказал
Г бессердечно

7. Найдите слова, в суффиксе которых пишется е.
А увид.л
Б раскле.ть
В прострел.нный
Г обстрел.нный

8. В Каких словах пишется а ?
А пап.ротник
Б б.скетбол
В ави.почта
Г ант.гонизм

9. В каких словах нет удвоенной согласной?
А ал.юминий
Б тер.аса
В балован.ый
Г ок.упация

10. Укажите предложения с ошибкой в постановке дефиса.
А. Цветок - ландыш расцвел в лесу.
Б. Брат по окончании института будет работать
инженером-строителем.
В. Красавица-зорька в небе загорелась.
Г. Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела.

11. Квалифицируйте структуру данного предложения. Сколько запятых необходимо поставить?
Еще одни другие сутки и под корой проснется сок. (А. Твардовский)

А. Сложносочиненное предложение, две запятые.
Б. Простое предложение осложнено однородными членами предложения; одна запятая.

12. Какое предложение соответствует схеме : " П, - а. - П ". ? Исправьте ошибки.
А. О чем грустишь, моя милая дочь, спрашивает король. (Н. Телешов).
Б. Очень хорошо отвечал министр Я думаю, что лошади уже оседланы (А.Погорельский).

13. Сколько запятых нужно поставить в сложном предложении?
Куда ни обращаю взор
Кругом синеет мрачный бор
И день права свои утратил.
(А.Фет).
А. Одна запятая.
Б. Две запятые.

14. Установите стиль текста.
А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно. И даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.
(По А. Чехову).
А. Публицистический
Б. Художественный
В. Деловой
Г. Научный


О т в е т ы

1 - Б,Г
2 - А,Б,В,Г
3 - А,В,Г
4 - А,В
5 - А,В
6 - А,В
7 - А,В
8 - Б,В,Г
9 - А
10- А,В
11- Б
12- Б
13- А
14- Б




ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ

1. Отредактировать предложения (из сочинений учеников).
* Хлестаков - заядлый игрун в карты.
* Тарас Бульба медленно встал и в таком же темпе посмотрел на
всех казаков.
* Когда Бульба увидел Остапа, у него поднялись нервы.
* В основу своих произведений Пушкин положил русский язык.
* Герасим зашел с Муму в маленький ресторанчик.
* Часто приходят к памятнику люди и любители произведений Лермонтова.
* Пушкин себя прикрывает именем греческого певца Ариона.
* Мери надеялась на любовь, но в ответ получила мучение.
* Печорин же в это время поскакал в поле проветрить мысли.
* Когда я пришла в школу первого сентября, то выстроилась возле нашего класса.
* Пробив девять часов, мы приступили к работе.

2. Найти стилистически неуместные слова. Заменить их более
подходящими по контексту. Вставить нужные буквы.

1) Самое трудное - уст.новить диагноз, определить характер хвори.
2) Над получением этих результатов уч.ный корпел несколько лет.
3) Тусклая лампочка озаряла н.большую комнату с грязными обоями.
4) Указали на н.допустимость дальнейшей волынки со строительством стадиона.
5) На грядущей недел. надо было запл.тить взносы.
6) Не люблю, когда в букете превалируют красные цветы.
7) - Доколе мы буд.м терпеть ваше хамство?
8) Около магазина слонялся пожилой страж в валенках и тулупе.
9) Прорва усилий была потрачена на то, чтобы от.скать ошибку в ра.четах.
10) - Скажите,баня (функционирует, работает, открыта)?
11) В нашей квартире несколько ( жителей, жильц.в).
12) У ребенка дурная пр.вычка (тормошить, теребить) свои волосы.
13) Еще один спутник (вертится, вращается, крутится) вокруг Земли.
14) Хозяйка (запросила, потребовала, заломила) сума.шедшую цену
за свою дачу.
15) Надо внести последние (поправки, коррективы) в работу о значении искусства в жизни общества.
3. Тексты для стилистического анализа.

О языке

1. Надобно помнить, что в словах заключены понятия, организованные долговечным трудовым опытом, и что одно дело - критическая проверка смысла слова, другое - искажение смысла, вызванное сознательным или бессознательным стремлением исказить смысл идеи, враждебность которой почувствована. Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие ,чем более точно направлено, тем оно победоносней. Именно поэтому одни всегда стремятся притуплять язык, другие - оттачивать его.
(М. Горький)

2. Озаглавьте текст.
У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, на зеленых широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов цветут одуванчики.
Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят в воздухе легкие, летучие семена. Потому и называют цветок "одуванчик". В солнечный летний день золотою кажется поляна, на которой растут и цветут одуванчики.
(И. Соколов-Микитов.)

3. Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких хозяйств, исчисляемый сотнями тысяч рублей.
(Служебная записка.)

4. Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально. Я уж собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал...
(Из частного письма.)

5. Гроза - атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды, или молнии. Эти разряды - молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.
(Из энциклопедического словаря.)

6. Озаглавьте текст.
Сочувствовать всему доброму и любить все доброе даже в дурных людях. Бороться со злом без уступок, но вместе с тем как можно больше прощать - вот настоящая трезвая философия жизни. Я говорю "прощать", но не мириться.
(По В. Короленко.)

7. Озаглавьте текст, взятый из словаря.
Эссе (фр. - попытка, проба, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендующее на исчерпывающую трактовку вопроса. Эссеистический стиль отличается образностью. Основатель жанра - М. Монтень. В русской литературе мастером эссе был Ф.М. Достоевский. В современной литературе - В.А. Чивилихин (роман-эссе "Память").















"ЭТИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ"

Горпинко Надежда Ивановна,
учитель русского языка и литературы
гимназии №23 г. Владимира

Пояснительная записка

То, что в школьной программе должен быть курс (а возможно, и учебный предмет) в дополнение или в рамках основного преподавания учебных дисциплин "литература" и "русский язык", который давал бы знания общекультурного плана о речи и помогал бы овладеть коммуникативно-речевыми умениями, вряд ли вызывает сомнения, поскольку сегодня, говоря словами В.Г. Костомарова, "новая роль русского языка в мировой языковой ситуации предполагает обучение ему не столько как таковому, сколько его применению в реальных жизненных контекстах и функциях"[7, с.11]. Существенными аргументами, обосновывающими необходимость введения такого курса, для нас явились следующие обстоятельства:
I. Ситуация, сложившаяся в современном обществе, когда нормальное общение (без нецензурной брани) уже считается культурным; когда вежливость и элементарное знание норм речевого этикета становятся отправной точкой общения в эмоционально положительной тональности;
II. Наблюдение за речью гимназистов, которые не владеют достаточными знаниями и навыками в области культуры речевого общения, но хотели бы их получить. О наличии подобного желания свидетельствуют результаты анкетирования учащихся и их родителей;
III. Возможности нашей гимназии, где учащиеся развиваются в условиях дидактической многоязычной среды, позволяющие отразить специфику национального речевого этикета
В Концепции развития средней школы № 23 г. Владимира в учебное заведение гимназического типа "О включении школы в опытно-экспериментальную работу по проекту "билингвистическое развитие в средней школе (развитие российской модели Еврошколы)" к числу основных целевых установок отнесено "воспитание у учащихся потребности в обмене культурными и нравственными ценностями между поколениями, этносами, странами и народами, совершенствование межличностных отношений, ориентация на профдеятельность типа "человек - человек" и развитие в этой связи социального интеллекта, эмпатии, рефлексии, речевой культуры, доброжелательности и др."[1С.3].
Важным условием в создании эмоционально-положительной тональности профобщения этого типа являются знания и практические навыки учащихся в области этикета речевого общения (ЭРО): умение учитывать специфику социальных ролей говорящих, официальность/неофициальность обстановки, национальные особенности речевого поведения. Это обеспечит успешное "вхождение" ребенка в любое трудовое сообщество и дальнейшее взаимодействие с его членами.
Нами предлагается программа элективного курса по выбору "Этика речевого общения", целью которой является обучение школьников правилам эффективного речевого поведения, формирование умения активно пользоваться различными речевыми формулами в устной и письменной речи с учетом конкретной речевой ситуации.
Говоря об ЭРО, мы принимаем за основу определение Н.И. Формановской, понимая под речевым этикетом "социально заданные и национально специфичные регулирующие правила речевого поведения в ситуациях установления, поддержания и размыкания контакта коммуникантов в соответствии с их социальными и психологическими ролями, статусно-ролевыми и личностными отношениями в официальной и неофициальной обстановке общения". [3C.12]
Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Поэтому особое значение приобретают именно практические формы воспитания у учащихся потребности в овладении ЭРО. В связи с этим большое значение мы придаем созданию на уроке обстановки диалогового общения, и ее основой становится художественный текст, реальная ситуация из повседневной жизни ребенка или ситуация, участником которой он может стать. Школьники предлагают различные варианты ее разрешения, становясь при этом активными участниками творческого поиска, в результате чего знание не получается ими извне, а вырабатывается в процессе коллективного взаимодействия. Данный курс является частью работы по развитию речи и строится с опорой на тексты художественных произведений. Поэтому курс будет, несомненно, полезен всем учащимся, а углубленная работа с текстом станет особенно актуальной для филологически ориентированных школьников.
Кроме того, изучение РЭ способствует развитию лингвистического мышления, дает представление о языковой картине мира и о языке как нацонально-культурном феномене.
Данный курс предполагает минимальное "внешнее" присутствие учителя на уроке в качестве его руководителя. Система занятий целенаправленно организована таким образом, чтобы ученик был ведущим, а не ведомым участником педагогического процесса. Чтобы он не просто выполнял задания (и тем более команды) учителя, а принимал непосредственное и заинтересованное участие как в их разработке, так и в оценивании результатов своей деятельности.
При разработке курса мы решали следующие задачи:

Задачи: Пути их решения:
Построить курс на содержательном материале, соответствующем цели курса и уровню подготовки учащихся.
Курс строится на материале художественных текстов и личного речевого опыта учащихся.
Отобрать формы работы, наиболее продуктивно реализующие задачи предпрофильной подготовки
Использовать для достижения положительного результата следующие формы работы:
* коллективные (работа в парах, группах и т.п.), формирующие коммуникативную компетенцию;
* индивидуальные, способствующие выявлению собственного потенциала и созданию положительной мотивации в рамках данного курса предпрофильного обучения.
Определить качественные отличия содержания данного курса от базового.
Так как в школьных программах по русскому языку упражнения по освоению норм ЭРО не имеют системного характера, то результатов в изучении ЭРО можно добиться следующим образом:
* работая в тесном контакте с учителями иностранных языков, что позволит проводить интегрированные занятия по темам курса, устанавливать разнообразные связи и параллели с соответствующим материалом французского, английского, немецкого языков.
* обращаясь к художественным текстам, вошедшим в школьную программу, а также к текстам, которые не включены в базовый курс литературы. Это позволит формировать познавательный интерес в области литературы и языка, будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Определить виды деятельности учащихся, которые позволят наиболее эффективно осваивать содержание курса.
* комплексный анализ художественного текста (подбор речевых образцов и этикетных формул к темам, отбор и анализ текстового иллюстративного материала, составление характеристики речевого поведения литературных героев, ведущее к осмыслению характера);
* сопоставительный анализ материала русского и иностранных языков;
* создание учащимися собственных текстов как художественных, так и коммуникативных, возникающих в ситуации общения на уроке;
* работа со словарями.

Придать особое значение самостоятельной работе учащихся в ходе освоения ими ЭРО.
Школьники могут самостоятельно:
* отбирать материал по определенной теме ЭРО;
* создавать собственные тексты, используя знания ЭРО;
* вести исследовательскую работу по одной из тем;
* самостоятельно выбирать тему исследования;
* составлять проверочные тесты к разделам курса.
При оценке успехов учащихся в изучении данного курса руководствоваться результатами самооценки и взаимооценки как наиболее педагогически оправданными.
Успехи учащихся могут быть оценены следующим образом:
* с помощью тестов, выявляющих практические навыки владения этикетными нормами, составленных самими учащимися;
* взаимооценкой творческих работ по каждой теме курса.
Постоянно отслеживать динамику интереса к курсу, к профилю дальнейшего обучения.
* Учитель наблюдает за степенью активности участия школьников в изучении тем курса и стимулирует эту активность;
* Совместно со школьным психологом проводит анкетирование всех участников педагогического процесса (учащихся, учителей, родителей) в начале и в конце цикла обучения, использует другие формы диагностики (собеседование, отслеживание круга чтения и др.).
Определить формы подведения итогов работы с данным курсом.
* итоговое тестирование;
* исследование по теме ЭРО ( для отдельных учащихся);
* разработка и творческое представление школьниками игровых ситуаций, иллюстрирующих изученные разделы курса.

Задачи занятий по ЭРО:
1. Создать проблемную ситуацию, которая подведет к осознанию необходимости и к желанию овладеть правилами ЭРО. Обратить внимание учащихся на различия официального и повседневно-бытового общения.
2. Воспитывать ценностное отношение к этикетным действиям, позволяющим строить общение в эмоционально-положительном ключе. Ориентировать учащихся на неконфликтное общение.
3. Формировать у школьников
* потребность в освоении ЭРО как важной составляющей общей культуры человека;
* представление об ЭРО как о:
а) явлении неоднозначного характера (постоянное развитие и смена норм с одной стороны и консерватизм и устойчивость с другой);
б) национально-специфичном явлении;
в) показателе речевой культуры, доброжелательности и социальной адекватности человека.
4. Создать условия для развития навыков коммуникативной компетенции:
* расширять словарь этикетных формул учащихся;
* формировать новые и отрабатывать имеющиеся практические навыки использования знаний ЭРО;
* правильно строить коммуникацию с собой (диатриба) и другими людьми, что позволит выстраивать диалог в паре, группе в соответствии с нормами ЭРО.
5. Создать условия для развития навыков языковой и речевой компетенции:
* находить иллюстративный материал к определенной теме речевого этикета в художественном тексте и соотносить с личным речевым опытом;
* строить ситуативные синонимические ряды этикетных слов и выражений, опираясь на собственный речевой опыт, материал художественных текстов;
* правильно использовать в речевом общении с окружающими знания по речевому этикету, учитывая коммуникативные намерения, социальные роли говорящих, ситуацию общения;
* составлять характеристику речевого поведения героев литературных произведений, осмыслять в этой связи особенности их характера;
* характеризовать собственное речевое поведение, речевое поведение другого лица с точки зрения владения ЭРО;
* устанавливать разнообразные связи и параллели с соответствующим материалом иностранных языков;
* обращаться к различного рода словарям и справочникам, работать с информацией (анализировать, сопоставлять с другими источниками, систематизировать и пр.);
* создать условия для самовыражения учащихся через собственные тексты (художественные и коммуникативные).
6. Помочь овладеть навыками речевого контроля; оценивать свою речь и речь товарища с точки зрения владения этикетной нормой, находить и исправлять ошибки и недочеты.
Эти общие задачи на практике находят конкретное выражение, соответствующее теме раздела курса, занятия.
Темы курса:

1. Понятие об ЭРО как важной части общей культуры человека.
2. Приветствие.
3. Прощание.
4. Обращение, привлечение внимания.
5. Знакомство.
6. Поздравление, пожелание.
7. Благодарность.
8. Отказ. Извинение.
9. Просьба.

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign