LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В жизнь перо своё макаю,
Чтоб заполнить лист.

Населить пустыню сложно,
Населить пустыню можно,
Опираясь на слова.
Но пока пейзажем лягут
Быстрокрылые слова
И пустыня - страх идущих -
Станет раем для живущих,
Может быть, что белой костью
Станет голова.

- О чём это стихотворение?
- Какую пустыню "населяет" словами автор?
- Обратите внимание на эпитеты к слову "слова"?
- Как вы понимаете строки "В жизнь перо своё макаю, чтоб заполнить лист"?
- Что движет человека заниматься письменным творчеством?
- Как вы определите идею стихотворения?
- Чего хочет автор от своих читателей?

Действительно, создавая литературное произведение, автор рассчитывает на понимание своих читателей. Посмотрим, в какой мере мы поняли автора, нашли или нет его произведения отклик у нас в душе. Обратимся к вашим выступлениям.

11.Освновная часть. Выступления учащихся.
Выступления готовятся в 3-х группах( домашнее задание) по плану и следующим дополнительным заданиям, учащиеся могли выключить любые вопросы и включить свои, самостоятельно распределяли вопросы, назначали выступающих:

- Определите смысл названия произведения.
- Определите отношение названия (по степени информации, содержащейся в названии) с текстом в целом .
- Предложите свой вариант заглавия, нарисуйте один или несколько вариантов обложки книги по этому произведению.
- Обозначьте круг проблем, над которыми размышляет автор. Считаете ли вы их актуальными?
- Сформулируйте идею произведения. Чему лично вас оно научило?
- Определите жанр произведения, вид композиции. Много ли персонажей в произведении? Определите их роль.
- Определите значение образов-символов.
- Расскажите о приёмах создания образа рассказчика.
- Как проявляется авторская позиция в произведении?
- Как вы оцениваете стиль произведения? В чём, на ваш взгляд, его особенности?
- Согласны ли вы с финалом произведения? Могли бы вы предложить свой финал?

Учитель: Каждое из этих произведений интересно по-своему. А теперь внимательно вчитаемся в их названия и попытаемся понять ещё одну особенность автора. Можно ли сказать, что в названиях произведений есть что-то общее? (изображение героя в решительный момент его жизни, момент, когда необходимо сделать выбор).
- Считаете ли вы проблему выбора важной для каждого человека?
- Чем должен руководствоваться человек, решая эту проблему?

Мы вместе с героями, мы переживаем за них. Русские авторы всегда стремились развить душу читателя, не дать ей очерстветь, это одна из традиций русской литературы.
- Читая произведение, чего мы желаем главному герою? (счастья)

И автор знает это. Автор любит своего героя. И он в своем произведении скажет нам о том, что нужно, чтобы сделать героя счастливым. Он вводит в произведение темы-пути, которые ведут героя к счастью. Начертите судьбу героев этих произведений, оперируя только категориями "хорошо" и "плохо" (Х и П):
"ТЗЛ": Х - П - Х.
"ДМЖХ": Х - П - Х.
"СНг": П - П - ? (открытый финал).
- Что значит для каждого героя счастье? К чему он стремится?
- Почему герой не всегда обретает счастье? (писатель стремится к правдивости, реалистичности).
- Обозначьте те общечеловеческие ценности, о которых говорит автор в своих произведениях? Согласны ли вы с автором. Дополните перечень, обоснуйте свой выбор.

111.Заключение.
- Коротко письменно ответьте на вопрос "Что является тем главным, что хочет сказать нам автор?" Зачитайте ответы.

Дом. задание: напишите письмо писателю.







"Писатели и наш край"

Цветкова С.В.,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 17 г. Петушки
Владимирской области


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Известно, что литературное краеведение обогащает работу учителя-словесника. Во многом оно зависит от литературных традиций области или края, от творчества писателей, оставивших здесь свой след.
Наша владимирская земля богата именами писателей, разных по художественному видению жизни, но родственных в одном - в большой любви к своей земле.
Занятия краеведением - прекрасная возможность воспитания патриотизма, поэтому эту работу можно начинать практически с любого класса.
Такая работа, основанная на интереснейших фактах творчества наших земляков или писателей, каким-то образом связанных с нашей землей, дает школьникам более ясное представление об историко-литературном процессе в целом и пробуждает их интерес к творческой и поисковой работе.
Программу представлена в виде двух разделов:
* I раздел дает представление о писателях - земляках;
* II раздел посвящен писателям, поэтам, побывавшим в нашем крае и прославившим его в своих произведениях.

ПРОГРАММА КУРСА
(34 часа)


Введение.
* Владимирская земля - земля, которую прославили знаменитые люди: декабристы, деятели науки и культуры, космонавты, художники, артисты, писатели и поэты.
* Глубокое прошлое "владимирской" литературы."Житие Александра Невского" и "Слова" писателей XIII века (Серапиона Владимирского).
* События Владимирской земли в период татаро-монгольского нашествия и ига. Любовь к родной земле, к людям, возвеличившим её, к борцам за национальную свободу.
* Древняя литература Владимира - отражение силы и патриотизма русского народа.

Раздел 1. Владимирская земля в творчестве писателей и поэтов XIX - XX века, родившихся в нашем крае.
* Яков Коробов. Публицистические статьи о родном городе с его историческим прошлым, о писателях Владимирского края.
* "Катя Долга", "Дема Баюнов", "Деревенские рассказы". Колоритные зарисовки быта и нравов Владимирского крестьянства. Любовь к простым людям, к своей родине. Глубокое знание жизни народа, его языка, образа мыслей.
* "Малые" жанры Владимирского фольклора.
* В. Осетров "Ветка Лауры".Тема патриотизма рассказов Осетрова.
* Знание людей, оставивших неизгладимый след в летописи событий края (Смирнов - историк, краевед, библиограф, Сумароков - журналист, сатирик, поэт, И. Назаров - поэт из Суздаля, Федосеев, Фрунзе, Бабушкин - борцы за революцию).
* Н. Тарасенко, В. Полтарацкий, И. Ганабин, С. Ларин (по выбору). Общая характеристика жизни и творчества писателей.
* Г. Фейгин - участник гражданской войны, поэт (г. Покров). Патриотизм его лирики.
* А. Фатьянов (г. Вязники). Проникновенность поэзии поэта-вязниковца. Любовь к родной земле, её народу.
* Песни, утверждающие славу родного края.
"Расцветет наш край владимирский" - сердечное пожелание счастья и вечной молодости своей земле.
* Б. Смирнов. Утверждение красоты земли, силы человеческой любви, нежности в его поэзии.
* С. Никитин. "Голубая планета". Нежное, трепетное чувство к родным уголкам земли русской. Ощущение радости встречи с детством, людьми, оставившими в памяти.
* В. Солоухин. Поэзия. "Владимирские проселки". Эпиграф и его роль в раскрытии идеи произведения писателя. "О красна ты, земля Володимерова".
* "Удивительное путешествие" по родной земле.
Поэтическое чувство природы есть поэтическое чувство Родины.
* Б. Ерофеев "Москва - Петушки". Нравственные проблемы романа.
* Ю. Мошков (г. Вязники). "Дым весны и лета". Гимн весне, солнцу, человеку, вечной молодости в его творчестве.
* Е. Волкова (г. Петушки). Патриотизм её лирики.
* Вл. Ястребов (г. Покров). Нежность и поэтичность поэзии. Нравственные проблемы прошлого и настоящего.
* Р. Давидянц (г. Петушки). "Васильковый край земли владимирской".

Раздел 2. Русские писатели и Владимирский край.
* А.И. Герцен. "Былое и думы". Восхищение Владимиром. Владимир как напоминание о счастливых днях в жизни писателя. Горечь расставания с городом.
* А.С Грибоедов. Имение предков Грибоедова в д. Сушнево. Нежность и любовь писателя к д. Ючмер и Сушнево Петушинского района.
* А. Радищев. Посещения Радищевым с. Андреевское Петушинского района, имения графа А.Р. Воронцова. Роль графа Воронцова в судьбе первого русского революционера - мыслителя.
* А.С. Пушкин. Родословная нить, связывающая Пушкина с нашим краем. Пушкин и село Болдино Нижегородской губернии.
* Н.А. Некрасов. Посещение п. Мстера Вязниковского района, села Алешунина и деревни Софронова (близ Мурома). Отражение впечатлений от посещения нашего края в произведениях "Кому на Руси жить хорошо", "Дед Мазай и зайцы", "Тонкий человек", "Тишина" и др.
* М. Е. Салтыков - Щедрин во Владимире.
* А.П. Чехов. Предки Чехова - жители Владимирской губернии. Дружба писателя с людьми, жившими во Владимирской области.
* В.В. Маяковский во Владимире. Выступление поэта (1927 г.) во Владимире в партклубе (ныне Дом офицеров). Воспоминания об этом событии поэтов нашего края Полторацкого и Ю. Мошкова.
* А. Безыменский во Владимире










"Жанр сочинения-эссе"

Щаднова Татьяна Петровна,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 1 г.Радужный
Владимирской области

Пояснительная записка

Современный подход к изучению литературы предполагает выработку у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному (соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "Я"). На это ориентируют темы выпускных сочинений последних лет, что требует овладения новыми жанрами сочинения, среди которых чаще упоминается эссе.
Цель курса: освоение нового жанра сочинения.
Задачи курса:
а) дать представление особенностях и разновидностях жанра эссе, научить определять отличительные особенности эссе от других жанров;
б) сформировать умения работать в жанре эссе;
в) пополнить словарный запас детей, в который активно войдут новые слова, понятия (эссе, роман-эссе и др.);
г) познакомить учеников со специфическими видами деятельности: лингвистическим анализом текста через систему лабораторных и практических работ, сопоставительной работой с разными видами справочной литературы, презентацией и защитой творческих работ;
д) развивать индивидуальные способности учащихся.
Курс рассчитан на 9 часов и может быть полезен не только учащимся базового уровня, но и в профильных классах.

Тематический план.

№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Виды деятельности

1.

2.

3.




4.


5.


6.

Понятие о жанре эссе

История жанра

Законы жанра эссе




Произведения художественной классики (романы-эссе)

Подготовка к творческой работе (сочинению-эссе)

Конкурс на лучшую работу.

1

1

2




2


1


2

Лекция, беседа

Лекция, беседа

Работа с текстами: В.Розанов "Возврат к Пушкину".
Ю.Айхенвальд "Силуэты русских писателей".
Комментированное чтение.

Лабораторная работа.
Лингвистический анализ текстов.

Работа со справочным материалом, составление понятийного словаря.

Представление и обсуждение работ.

Содержание курса

Тема 1. Понятие о жанре (1 час).
Форма организации занятия: беседа.
Вводятся понятия "авторская программа", эссе.
Проводится работа со словарями ("Словарь литературоведческих терминов", "Краткий словарь литературных терминов").
Тема 2. История жанра (1 час)
Форма занятия: лекция учителя. Рассматривается история зарождения жанра эссе, распространение его на Западе.
Даются сведения о русской эссеистике (А.Радищев, А.Пушкин, А.Герцен и т.д.), об обращении к эссе писателей последних десятилетий ХХ века (М. Пришвин, В. Солоухин, Д, Гранин и другие художники слова).
Тема3. Законы жанра.
Занятие 1. Форма проведения: практическая работа.
Проводится работа с текстом (публицистическим) В.Розанова "Возврат к Пушкину":
а) работа с памяткой "особенности жанра эссе";
б) лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста;
в) определение характерных для эссе особенностей стиля.
Занятие 2. Форма проведения: практическая работа.
Проводится работа с текстом (публицистическим) Ю.Айхенвальда "Силуэты русских писателей":
а) возвращение к памятке "особенности жанра эссе";
б) лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста;
в) определение характерных для жанра эссе особенностей стиля;
г) выявление общего в оценках творчества А. Пушкина, В.Розанова и Ю.Айхенвальда.
Тема 4. Произведения художественной литературы (2 часа).
Занятие 1. Форма проведения: практическая работа.
Рассматривается произведение В. Тендрякова "Люди и нелюди": анализ текста, ткань повествования которого пронизана публицистическими нотами, звучит отчетливо голос автора. Выявление этих особенностей в тексте.
Занятие 2. Форма проведения: практическое занятие.
Анализ рассказов В.Солоухина, где чувствуется предельная открытость автора, его позиции, мыслей.
Определение характерных для жанра эссе особенностей.
Тема 5. Подготовка к творческой работе (1 час).
Форма организации: практическое занятие.
Проводится лексическая, словарная работа (составление понятийного словаря); работа со справочным материалом.
Тема 6. Конкурс на лучшую работу (2 часа).
Форма организации: защита творческих работ.
Проходит презентация, представление и обсуждение творческих работ (сочинений-эссе).

Литература

1. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1984.
2. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М., 1987.
3. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение от А до Я. - М., 2001.
4. В. Ф. Тендряков. Люди и нелюди // Дружба народов, 1989, №2.
5. В. А. Солоухин. Рассказы. - М., 1990.
6. Литература в школе, 1996, № 5, с. 6.




"Культура общения и речь"

Романова Людмила Петровна,
преподаватель русского языка
Юрьев-Польского педагогического колледжа
Владимирской области

Пояснительная записка

На современном этапе развития общеобразовательной школы перед учебной дисциплиной "Русский язык" ставится задача интенсивного интеллектуального и речевого развития учащихся. Ее решение тесно связано с работой над культурой речи.
Элективный курс "Культура общения и речь" ориентирован на системность знаний о культуре речи, на воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Это обусловлено тем, что умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего владения основными речевыми умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Поэтому в данном курсе обращается особое внимание на развитие навыков использования в речи элементов русского речевого этикета, что способствует повышению как культуры речи учащихся, так и их общей культуры.
Курс не только связан с языковой, речевой практикой, он имеет высокую общественную мотивацию, вызван жизненной необходимостью. В настоящее время многие слова, используемые носителями языка, находятся за пределами литературных норм. Часто можно слышать речь стилистически сниженную, где используются просторечные, вульгарные, жаргонные, бранные (нецензурные) слова и выражения. Остро встает вопрос об экологии языка, речи. Это свидетельствует об актуальности курса "Культура общения и речь".
Цель курса: совершенствовать лингвистические знания учащихся, развивать их коммуникативные способности через овладение речевой культурой как важнейшим, жизненно необходимом средством общения.
Задачи курса:
- углубить и расширить знания учащихся о культуре речи и речевом этикете (культуре общения);
- дать знания о нормах современного русского литературного языка, о качествах правильной и хорошей (речевое мастерство) речи;
- формировать умения анализировать чужую и собственную речь с точки зрения норм литературного языка;
- формировать умения строить в устной и письменной форме правильную, точную, выразительную, коммуникативно целесообразную речь с учетом сферы общения;
- подготовить учащихся к успешному обучению в профильной школе, помочь сориентироваться в выборе профиля.
Содержание курса соответствует познавательным возможностям школьников, развивает их учебную мотивацию через опыт работы на уровне повышенных требований. Программа курса представляет собой расширенный, углубленный вариант изучения вопросов, связанных с культурой речи, и включает темы, не нашедшие отражения в действующих базовых программах, но необходимые для речевой подготовки учащихся.
В программе расширена понятийная основа обучения культуре речи, язык соотнесен с действительностью непосредственно (культура общения). С этой целью предлагается углубление сведений из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассмотрение различных языковых средств с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения, ориентация учащихся на экологический подход к процессу засорения языковой среды внелитературной лексикой.

В библиотечном фонде имеются пособия, словари и справочники разных типов, которые могут обеспечить работу данного курса, исключить. Они названы в списке литературы (см. приложение). Большую помощь окажет теоретико-методический журнал "Русский язык в школе".

Требования к уровню усвоения курса

Окончившие курс должны знать:
- содержание курса, цель и задачи его изучения;
- речеведческие понятия, их признаки (текст, стили речи, типы речи);
- содержание понятий "речь", "культура речи", культура общения", "речевой этикет";
- специфические особенности устной и письменной речи, средства их выразительности;
- качества правильной и хорошей речи;
- нормы литературного языка;

Учащиеся должны уметь (научиться):
- подводить под понятия предложенный текст;
- создавать тексты разных типов и стилей;
- править и редактировать текст;
- строить устные и письменные высказывания с учетом норм литературного языка, вариантов их употребления;
- производить стилистический разбор текста;
- соотносить речевую ситуацию с употреблением этикетных формул вежливости;
- употреблять словоформы разных частей речи в соответствии с этическими нормами;
- правильно интонировать коммуникативные единицы языка;
- пользоваться различными лингвистическими и толковыми словарями.

Виды п р а к т и ч е с к о й деятельности учащихся:
- анализ текстов разных типов и стилей в свете речеведческих понятий о правильной и хорошей речи;
- совершенствование содержания и языкового оформления текстов через редактирование с целью соответствия языковых средств коммуникативной задаче речи;
- конструирование текстов с опорой на полученные речеведческие знания;
- выразительное чтение по тексту и наизусть прозаических и стихотворных произведений;
- работа с толковыми и лексикологическими словарями и справочниками с целью закрепления норм литературного языка;
- создание речевых ситуаций с целью употребления этикетных формул обращения, приветствия, прощания и т.д. (диалог, разговор по телефону и т.д.);
- коллективное создание словаря "Максимы вежливости";
- стилистический анализ текстов (см. приложение);
- выполнение лабораторных работ.

Виды с а м о с т о я т е л ь н о й работы учащихся:
- составление плана лекции учителя;
- тезирование статьи учебного пособия (по заданию учителя);
- конспектирование материала по предложенному учителем пособию;
- ответы на вопросы анкеты, подготовленной учителем;
- подготовка к коллоквиуму на тему "Проявление стилевых особенностей в текстах разных типов";
- подготовка к семинару на тему: "Нормы русского литературного языка, их выразительные возможности";
- написание рефератов;
- публичное выступление с ними;
- рецензирование учащимися докладов, подготовленных товарищами;
- ответы на задания теста;
- составление собственных текстов;
- пересказ публицистических текстов культуроведческой направленности с целью проявления учащимся себя как личности, способной по-своему выразить мысли и чувства;
- подготовка к ролевой игре "Составляем словарь "Максимы вежливости";
- поиск информации по теме, предложенной учителем в словарях и других источниках.

Изучение курса завершается защитой реферата или защитой проекта (по выбору ученика).
Курс "Культура общения и речь" разработан для учащихся 9 класса общеобразовательного учебного заведения и ориентирован на то, чтобы помочь им в выборе профиля и подготовить к успешному обучению в профильной школе.

Тематическое планирование

N п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
1.
2.
3.

4.
5.

6.
Язык и культура. Язык и речь.
Культура общения, речевой этикет.
Формы речи: устная и письменная. Средства выразительности устной и письменной речи. Интонация и ее компоненты.
Культура речи. Типы речи. Стили речи. Текст и его признаки.
Норма языка как социальное явление. Нормы русского литературного языка, их выразительные возможности.
Обобщение и отчет учащихся об изучении курса.
2
7
7

10
7

2
Всего
35

Содержание программы

1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ЯЗЫК И РЕЧЬ.
Сущность культуры. Язык - знаковая система, основа культуры. Функции языка: когнитивная (познавательная),коммуникативная (общение), эмоциональная, функция обобщения. Общее (язык) и частное (речь). Их единство и различие.

2. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ, РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.
Общение и речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения (передача и восприятие смысла).
Речевой этикет как правила речевого общения. Словесные и несловесные средства этикета (мимика, жесты).
Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения.
"Максимы вежливости" (максимы такта, одобрения, скромности, согласия).
Речевой этикет как одна из сторон общей речевой культуры. Способы обращения людей друг к другу в зависимости от степени знакомства. Употребление местоимений ТЫ и ВЫ. Обращения, заменяющие отчества людей. Речевой этикет в момент разговора. Формы речевого этикета при ведении дискуссии, диспута.
* Речевая этика русских.
История русского речевого этикета и его развитие в связи со сменой общественных отношений.

3. ФОРМЫ РЕЧИ : УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕ-
ЛЬНОСТИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ИНТОНАЦИЯ И
ЕЕ КОМПОНЕНТЫ.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign