LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


1. Прочитайте стихотворение вслух, растягивая ударные гласные звуки. Что вы слышите?
Выпишите ударные гласные. (У вас должно получиться три столбика по 8 гласных в каждом.) Общее количество гласных ( 3 х 8 )= 24.
Посчитайте, сколько среди всех гласных звуков [о] и [у]. Чем это можно объяснить?
Присмотритесь к каждому столбику. В каком столбике какие гласные преобладают? В каком больше всего нарушений закономерности, которую вы только что выявили, а в каком нет совсем? Как вы думаете, почему? Сделайте вывод.
2. Какие ещё средства, кроме звуков, использует поэт, чтобы передать читателю картину бури на море?
Подскажем: обратите внимание на знаки препинания. На повторы: одинаковы ли они? На части речи: какая из них отсутствует и почему?
Рассмотрите каждые две строчки попарно: строится ли из этих пар композиция стихотворения?


Алгоритм анализа поэтического текста
I. Лексико-семантический анализ

1. Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и "борьба" которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.
2. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов, и тем самым -
3. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных..
4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла,
5. Дать истолкование произведения, вытекающее из первого этапа анализа.
II. Лингвостилистический анализ
1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.
2. Выявить "вспомогательные" художественные средства и приёмы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера - ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа.
3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.
III. Анализ стихотворения
1. В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) - и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.
2. В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени,
3. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это даёт возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.


"Филологический анализ художественного текста
(на материале произведений современных
владимирских писателей) "

Рябова Александра Юрьевна,
Шестерикова Наталья Викторовна,
гимназия № 35 г. Владимира

Пояснительная записка
Курс "Филологический анализ художественного текста (на материале произведений современных владимирских писателей)" является элективным курсом для учащихся предпрофильных классов и рассчитан на 34 часа (занятия проводятся 1 раз в неделю).
Программа курса разработана на материале прозаических и поэтических произведений современных владимирских писателей. Содержание курса не включено в базовые программы, но оно построено таким образом, что его изучение базируется на полученных ранее знаниях учеников, так как предлагаемый авторский курс является неотъемлемой частью филологического образования учащихся.
Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляет ученику возможность работать на уровне повышенных требований.
Актуальность курса обусловлена интересом учащихся к современной литературной жизни Владимирского края. Мотивирующий потенциал программы призван способствовать воспитанию любви к родному краю с помощью литературного краеведения, что, в свою очередь, должно сыграть созидательную роль в воспитании будущего гражданина России.
Программа основывается преимущественно на методах активного обучения, что должно помочь учащимся подготовиться к успешному освоению программы старшей профильной школы.
Программа курса состоит из двух частей, органично дополняющих друг друга. Первая часть предполагает изучение прозаических текстов современных владимирских авторов, вторая часть - текстов стихотворных. Художественные произведения, вошедшие в первую часть курса, подобраны по жанровому признаку. Стихотворные тексты, вошедшие во вторую часть курса, отражают особенности лирического сознания, характерные для поэтов разных направлений и стилей. Такое построение программы курса позволяет сформировать у учащихся представление о литературе родного края как литературе духовно богатой, яркой и разнообразной.
Программа регламентирует последовательность изучения материала, сроки работы по каждой теме.
Процесс обучения строится на системе упражнений по филологическому анализу художественных текстов и системе творческих заданий (написание сочинений в жанрах рецензии, отзыва, интервью, репортажа, письма писателю, рассказа; составление литературно-музыкальных композиций; выполнение иллюстраций с их последующим письменным анализом).
Для оценки уровня практического владения навыками филологического анализа текста в ходе учебного процесса осуществляются следующие виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий контроль может быть индивидуализированным и дифференцированным. По завершению изучения темы проводится тестирование, а по итогам курса - зачет (защита проекта, реферата, представление творческой работы).
Программа предполагает использование активных методов обучения, в основе которых лежит личностно-ориентированный подход, реализуемый в таких формах, как взаимообучение, дискуссия, драматизация по ролям, конкурс, работа над проблемным проектом, работа маленькими группами, экскурсия, встреча с писателем.
Выполнение программы реалистично с точки зрения использования учебно-методических возможностей школы, так как планируется издание хрестоматии для учащихся по литературному краеведению, куда войдут тексты, предложенные для изучения авторами данного элективного курса.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п
Дата
Тема занятия
1
2
3
1.
Обзор современных литературно-художественных периодических изданий Владимирского края.
2.
Тема одиночества человеческой души в современном мире - одна из центральных тем творчества А. Ледащёва. (На примере сказки "Совиный Новый Год").
3.
Б. Пшеничный "Легенда о племени У-у-у": современная трактовка традиционного жанра.
4.
Сравнительный анализ двух вариантов былины "Илья Муромец" А. Шарыпова, или размышления о художественном замысле и его воплощении в слове.
5.

6.
Сравнительный анализ произведения Ю. Фанкина "Сказ о муромских святых Петре и Февронии" и канонического текста жития русских святых Петра и Февронии, или разговор о духовно-нравственном потенциале русской литературы.
7.

8.
Следуя традициям русской классической литературы. (На материале рассказов Л. Басовой "Черепашка" и О. Ледневой "Гость").
9.

10.
Образ рассказчика и характерологические языковые средства его выражения в рассказе П. Рачкова "Серебряная ложка".
11.
Автор: Хантер или Рогво? (Соотношение "образ автора - образ рассказчика" в рассказе А. Ледащёва "Девять минут жизни Хантера").
12.

13.
Средства словесного выражения юмора в "рассказах о детях" В Краковского. (По рассказам "Рюмочка", "Жучка", "В. Милосская").
14.
"Образ врага" в повести А. Карышева "Пленные немцы в Григорьевске"и рассказе В. Краковского "Четыре очень быстрых выстрела".
15.
Характерные жанровые особенности мемуарной литературы. (На примере книги В. Янковского "От гроба господня до гроба ГУЛАГа").
16.
Подведение итогов: встречи с владимирскими писателями, чьё творчество было предметом изучения в рамках курса; конкурсный отбор исследовательских работ на школьную научно-практическую конференцию.
17.


18.


Концепция мира и человека в поэзии В. Пучкова.
19.
Филологический анализ одного из стихотворений В. Пучкова.

20.


Отражение сознания современного человека на страницах поэтических произведений Д. Кантова.
21.
Тематическое многообразие лирики И. Тогунова.

22.


Характерные особенности философской лирики М. Ефимова.
23.
Тема одиночества в поэзии А. Ледащева и словесные средства ее выражения.
24.


Тема войны и ее идейное звучание в поэзии И. Котельникова.
25.


Тематическое разнообразие лирики А. Усова.
26.


Отзвуки русской классической поэзии в стихотворениях К. Федосеева и Е. Холодновой.
27.


Филологический анализ одного из стихотворений К. Федосеева или Е. Холодновой..
28.


Образ лирической героини в поэзии А. Улитиной.
29.


Образ лирической героини в поэзии М. Васильевой.
30.


Филологический анализ одного из стихотворений М. Васильевой.
31.
Образ лирической героини в поэзии Е. Скубаевой.

32.
Долой пошлость! (Обсуждение стихотворений, лишенных художественных достоинств, бедных по изобразительно-выразительным средствам и содержанию, напечатанных в периодических изданиях или книгах, выпущенных местными издательствами).
33.
Подведение итогов: встречи с владимирскими писателями, чьё творчество было предметом изучения в рамках курса; конкурсный отбор исследовательских работ на школьную научно-практическую конференцию.
34.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Организационно-учебные умения

- осознавать и определять цели задания;
- составлять простой и сложный план исследовательской работы;
- контролировать соответствие плана цели задания;
- планировать условия и последовательность работы разной степени продолжительности и сложности;
- проверять по ходу работы ее рациональность, возможности ее корректирования и совершенствования;
- участвовать в коллективной познавательной деятельности в роли ведущего или рядового участника;
- консультировать по выбранной теме исследования.
Практические учебные умения

- выбирать объект для изучения;
- пользоваться обобщенными схемами;
- обращаться к вариативным способам действия;
- строить способы контроля над ходом и результатами деятельности в зависимости от условий на разных этапах исследовательской работы;
- пользоваться справочными материалами;
- составлять конспекты;
- владеть библиографическими умениями.
Интеллектуальные учебные умения

- определять круг вопросов обсуждаемой темы;
- выделять главное в тексте;
- конкретизировать обобщенную идею в необходимой логике;
- формулировать проблему, подлежащую решению;
- составлять свои комментарии к тексту или конспекту;
- систематизировать данные из нескольких источников информации;
- составлять рецензию на статью, литературное произведение, выступление;
- составлять тезисы сообщения;
- рефлексировать по поводу своей познавательной деятельности.
Примечание: перечисленные выше умения даются по классификации И.Я. Лернера.
Специальные учебные знания и умения

Учащиеся должны знать:
- основные современные литературно-художественные периодические издания Владимирского края;
- содержание текстов, предложенных учителем для обязательного изучения;
- место современной литературы родного края в контексте современной отечественной литературы.
Учащиеся должны уметь:
- осмысленно читать произведение искусства слова, воспринимая в единстве его содержание и способы языкового выражения этого содержания;
- формулировать основные эстетические принципы изучаемого автора, видеть характерные особенности его индивидуального стиля и уметь находить их в ткани анализируемого произведения;
- производить филологический анализ художественных текстов современных владимирских писателей;
- применять полученные умения и навыки при филологическом анализе произведений русских писателей разных художественных направлений и стилей;
- вести аргументированную полемику по тематике и проблематике курса.

Рекомендуемые произведения владимирских писателей

1. Басова Л. Черепашка. // Годова гора: Литературно-художественный и краеведческий сборник. - Владимир: "Транзит-Икс", 2002, с. 54-64.
2. Васильева М. Стихи.// Местное время. Книга первая. - Владимир: изд-во "Фолиант", 2000, с. 158 - 167.
3. Ефимов М. Стихи. // "Детвора", 2002, вып. 19, с. 13.
4. Кантов Д. Стихи.// Местное время. Книга первая. - Владимир: изд-во "Фолиант", 2000, с. 5 - 18.
5. Карышев А.И. Пленные немцы в Григорьевске. - Владимир, 1994 - 136 с.
6. Котельников И. Стихи.// Местное время. Книга первая. - Владимир: изд-во "Фолиант", 2000, с. 63 - 70.
7. Краковский В.Л. Два сердца. - Ярославль: Верхне-Волжское изд-во, 1980 - 207 с.
8. Ледащёв А.В. Вишневым деревьям, осеннему ветру и Королевским Мышам...- Владимир: Посад, 2002 - 102 с.
9. Ледащёв А.В. Записки на содранной коже. - Владимир: Посад, 2003 - 84 с.
10. Леднева О. Гость.// Владимир: Литературно-художественный и краеведческий сборник. - Владимир: Золотые ворота, 1995, с. 64 - 68.
11. Пучков В.П. Эклоги: [Стихи] - Владимир: "Транзит-Икс", 1998- 48 с.
12. Пшеничный Б. Легенда о племени У-у-у.// Владимир: Литературно-художественный и краеведческий сборник. - Владимир: Золотые ворота, 1997, II ч. - с. 55 - 58.
13. Рачков П. Серебряная ложка. (Рассказ бабушки Акулины).// Владимир: Литературно-художественный и краеведческий сборник. - Владимир: Золотые ворота, 1995, с. 21 - 24.
14. Скубаева Е. Стихи.// Местное время. Книга вторая. - Владимир: "Транзит-Икс", 2002, с. 183 - 187.
15. Тогунов И.А. Виртуальность нежности. - Владимир: Посад, 1996 - 83 с.
16. Улитина А. Я Музу впервые увидела... - Владимир, 1994 - 128 с.
17. Усов А.М. Стихи. (Рукопись).
18. Фанкин Ю. Сказ о муромских святых Петре и Февронии.// Владимир: Литературно-художественный и краеведческий сборник. - Владимир: Золотые ворота, 1995, с. 110 - 119.
19. Холоднова Е.В., Федосеев К.Ю. Паутинки. Диалоги о любви в стихах. - Владимир: МАРКАРТ, 1999 - 44 с.
20. Шарыпов А.И. Убийство Коха. - Владимир: изд-во "Фолиант", 2001 - 174 с.
21. Янковский В. Ю. От гроба господня до гроба ГУЛАГа: быль. - Ковров: Маштекс, 2000 - 240 с.
Литература для учителя

1. Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. - М: АО "Аспект Пресс", 1994 - 240 с.
2. Введение в литературоведение. - М: Высш.шк.; Изд.центр "Академия", 2000 - 556 с.
3. Владимирские писатели: Библиографический справочник. - Владимир: Культурно-просветительское объединение "Клязьма", 1991 - 160 с.
4. Волков И.Ф. Теория литературы. - М: Просвещение; Владос, 1995 - 256 с.
5. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М: Рольф, 1999 - 448 с.
6. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. - М: Просвещение, 1997 - 336 с.
7. Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М: "Сов. энциклопедия", 1966 - 376 с.
8. Кричевская Л.И. Портрет героя.- М: АО "Аспект Пресс", 1994 - 186 с.
9. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) - М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999 - 360 с.
10. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991 - 200 с.
11. Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. - М: Худож.лит., 1982 - 351 с.
12. Хализев В.Е. Теория литературы. - М: Высшая школа, 2000 - 398 с.
13. Энциклопедический словарь юного литературоведа. / Сост. В.И. Новиков. - М: Педагогика, 1998 - 416 с.




"Анализ литературного произведения в единстве формы и содержания"
(На материале прочтения прозы
современного владимирского писателя
Александра Ледащёва)

Подпорина Людмила Викторовна,
учитель русского языка и литературы
гимназии № 35 г. Владимира

Пояснительная записка

В последние годы отмечается повышение интереса к литературному краеведению как дисциплине, способствующей патриотическому, а следовательно, и нравственно-духовному воспитанию школьников. Наряду с этим литературное краеведение является дисциплиной, "самым тесным образом связанной с теорией литературы, немыслимой без постановки на специфическом материале и под специфичным углом зрения вопросов теоретического характера" (3, с4).
Курс "Анализ литературного произведения в единстве формы и содержания" рассчитан на 8 часов и ведётся на материале произведений владимирского писателя А.Ледащёва, его второго сборника "Записки на содранной коже" (Владимир, 2003). Отметим, что в учебном курсе "Литература. 9 класс" произведениям современной литературы уделено незначительное место. Знакомство с произведениями молодого автора, нашего современника и земляка, даёт девятиклассникам представление об одном из современных литературных направлений (неоклассической литературе), а отсутствие критики по изучаемым произведениям обеспечивает самостоятельность учащихся при оценке и анализе произведения. При этом у педагога возникает возможность проверки эффективности обучения, способности учащихся переноса знаний и умений, полученных на уроках базового курса, в сферу свободного общения с литературным текстом.
В ходе занятий учащиеся, работая с таким литературоведческими понятиями, как художественный образ, композиция, сюжет, заглавие, антитеза, контраст и т.п., укрепляют собственную литературоведческую базу, совершенствуют умение анализировать литературное произведение как особого рода целостность, где каждый элемент является смысловым. По мнению В.В.Виноградова, "ни одна из частей текста не может быть понята вне определения его функции" (2, с.229). Пополняя свой читательский опыт, учащиеся развивают читательские умения, необходимые для восприятия художественного произведения, исследуют его как "особый законченный мир" (1, с.4).
В ходе занятий учащиеся готовят устные и письменные сообщения по предложенным вопросам теоретического и практического характера, совершенствуют умения анализировать эпизод и произведение в целом, выделять элементы композиции и определять их роль, роль заглавия и детали в тексте. Предусмотрены следующие виды творческих работ: написание сочинения-рассуждения, рецензии, эссе по предложенной теме, создание собственного литературного произведения, создание исследовательской работы. В качестве домашнего задания после каждого занятия предлагаются несколько видов письменных работ на выбор учащегося. При оценке учитываются самостоятельность выполнения, оригинальность работы, качественное выполнение задания, публичная презентация исследовательской работы в школе и за её пределами. Динамика интереса учащихся может фиксироваться путём анкетирования (анкеты на занятиях предлагаются дважды), устного опроса учащихся. Формой итоговой отчетности могут служить письменные работы учащихся, исследовательский работы, работа на итоговом семинарском занятии.
Полагаем, что занятия по данному курсу помогут учащимся усовершенствовать умения и навыки, полученные на уроках базового курса, проявить себя творчески, свободно выполнять письменные работы литературоведческого характера, подготовиться к написанию экзаменационного сочинения за курс средней школы.

Программа курса

1. А.В.Ледащёв. Рассказ о писателе. Творчество А.В.Ледащёва в контексте современной литературы.
2. Приёмы создания художественного образа в рассказе А.Ледащёва "Точка, заполняющая лист".
3-4. Художественный мир рассказа А.Ледащёва "Девять минут жизни Хантера": образ главного героя, композиция, значение символов.
5. "Почему никого не осталось рядом?" (Приёмы создания образа главного героя в сказке А.Ледащёва "Совиный Новый год").
6-7. Идейное звучание произведений А.Ледащёва.
8. Заключительное занятие. Анализ творческих работ учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:
- тексты художественных произведений;
- сюжет, особенности композиции, типическое значение характеров главных действующих лиц изучаемых произведений;
- существенные признаки понятий литературный образ, литературный тип, реализм, стиль писателя;
- характерные художественные особенности изучаемых произведений.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать произведение в единстве формы и содержания;
- выявлять основную проблематику произведения;
- определять роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств;
- характеризовать героя произведения, сопоставляя героев одного или нескольких произведений;
- обосновывать свою оценку прочитанного произведения;
- составлять устное и письменное сочинение-рассуждение проблемного характера по изученному произведению, а также сочинение-рассуждение на литературную и публицистическую тему;
- подготовить доклад на литературную тему ( по одному или нескольким источникам);
- писать рецензию, отзыв;
- выявлять авторское отношение к героям и событиям произведения;
- подготовить исследовательскую работу на основе литературного краеведения;
- пользоваться различными типами справочной литературы;
- выяснять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя ( на основе изученных произведений).

Источники

1. Ледащёв А.В. "Вишнёвым деревьям, осеннему ветру и Королевским Мышам..." Стихи и проза. - Владимир: Посад- 2002 - 102с.
2. Ледащёв А.В. Записки на содранной коже. - Владимир: Посад, 2003, с. 3 - 6.
3. Бойко О. Вступительная статья к книге А.Ледащёва "Вишнёвым деревьям, осеннему ветру и Королевским Мышам..." // Ледащёв А.В. Вишнёвым деревьям, осеннему ветру и Королевским Мышам... Стихи и проза-Владимир: Посад-2002, с.5-7.
4. Дебют юных литературоведов. Мнение о книге А.В. Ледащёва "Вишнёвым деревьям, осеннему ветру и Королевским Мышам..."// Детвора-2003-выпуск 7.
5. Новикова А. Откровение. О встрече членов клуба переводчиков с поэтом Александром Ледащёвым//Детвора-2002-выпуск 16.
6. Рябова А.Ю. Рифме и мечу. // Ледащёв А.В. Записки на содранной коже. - Владимир: Посад, 2003, с. 3 - 6.
7. Степанова А. "Племя молодое, незнакомое..." [О семинаре в средней школе № 38 по книге А.Ледащёва "Вишнёвым деревьям, осеннему ветру и Королевским Мышам..."]//Детвора-2003-выпуск 6.


Литература

1.А.Д.Вартаньянц, М.Д.Якубовская. Поэтика. М.,1994.
2.В.В.Виноградов. Язык художественного произведения. М., 1959.
3.Н.А.Милонов. Литературное краеведение. М., 1985.

Приложение
Конспект урока
"Идейное звучание произведений А.Ледащёва"

Цели: 1) обучение учащихся анализу литературного произведения, соотнесению эмоционально-образного впечатления от текста с концепцией произведения и творчеством писателя в целом;
2)формирование умения выявлять основную проблематику произведения, определять роль элементов сюжета, системы образов и изобразительно-выразительных средств в их единстве;
3)обратить внимание подростков на важность проблемы жизненного выбора, воспитание чувств гуманизма, сострадания, сопереживания.

Оформление доски:
1. запись темы урока;
2. эпиграф: "В жизнь перо своё макаю,
Чтоб заполнить лист..." (А.Ледащёв);
3. анкета (заполняется учащимися во время перемены):
1)Какое произведение произвело на вас большее впечатление?
"ТЗЛ" "ДМЖХ" "СНг"
2)Считаете ли вы проблемы, поднятые автором, актуальными?
ДА НЕТ
3)Всегда ли вы были согласны с автором в способах решения проблемы?
ДА НЕТ

4.План рассказа о литературном произведении:
Произведение написано
- кем? (рассказ об авторе)
- какой?(рассказ о названии)
- когда?(время написания)
- о чём?(тема)
- почему?(проблематика)
- зачем? с какой целью?(идея)
- как?(жанр, композиция, система образов, языковые особенности и т.д.)

Ход урока:
1.Вступление.
Слово учителя: Сегодня последний урок в этом году, на котором мы обсуждаем произведения молодого автора, нашего современника и земляка А.Ледащёва. Три его произведения прочитаны, ваше читательское мнение можно считать сложившимся. Давайте обратимся к вашим анкетам, чтобы увидеть, насколько они были для вас интересны (комментарий учителя и учащихся - почему больше понравилось то или иное произведение или персонаж, доказать актуальность произведения; обосновать своё согласие или несогласие с автором).
Сегодня вы - самые главные на уроке. Вам предстоит рассказать о произведениях писателя, как вы их понимаете. Рассказывая о литературном произведении, мы отвечает на несколько вопросов, они записаны на доске. Какой вопрос, на ваш взгляд, самый важный? (вопрос об идее произведения).
Поэтому темы сегодняшнего урока - "Идейное звучание произведений А.Ледащёва", а в качестве эпиграфа я предлагаю отрывок из его же стихотворения "Я гляжу на центр пустыни". Мне хотелось бы начать наш урок с отрывка из этого стихотворения.

Я гляжу на центр пустыни,
Я гляжу в глаза пустыне,
Криком пухнет голова.
Здесь одни слова - живые,
Пулевые, ножевые, деревянные,
Литые, быстрокрылые слова.

Но в песке завязли ноги,
Не дождаться здесь подмоги,
Только слоги-недотроги
Между пальцев, как песок.
Пустоту обвить словами,
Приковать слова глазами.
Только, если заглядишься,
Расшибут слова висок.

Помощь слову есть сомненье,
Якорь рифмы, вдохновенье,
В жгут закрученное рвенье,
В трос, который для спасенья
Ловит альпинист...
...Я молчу, я не умею.
Я красивые сравненья
С объясненьем понимаю,
Вижу жизнь - я в жизнь играю,
Вижу смерть - я в смерть играю.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign