LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 18
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- анализ синтаксических конструкций текста;
- анализ стилистических особенностей творческих работ учащихся.

5. Систематизация и обобщение изученного в практическом курсе русской стилистики (8 часов).

- практикум "Анализ стилистических особенностей текста любого стиля" в творческих работах обучающихся (2 часа);
- семинар "Творческая работа учащихся в реализации своего опыта стилиста в составлении текстов разных стилей" (4 часа);
- практическая контрольная работа "Стилевой диктант" (2 часа).




Литература

1. Пленкин Н.А.Стилистика русского языка в старших классах. М.: Просвещение, 1989.
2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - М., 1989.
3. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М. , 1991.
4. Шанский Н.М. Анализ художественного текста. - М., 1990.
5. Сиротникова О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. - М., 1977.
6. Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1993.
7. Ильяш Ш.И. Основы культуры речи. - М., 1995.
8. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. - М., 1985.
9. Панфилов Л.Г. Стилистика деловой речи.- М., 1995.





































"Из истории развития
лингвистической мысли в России"

Гулякова Надежда Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 29
Г. Владимир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данного курса объясняется тем, что в 9 классе ученики завершают изучение всех основных разделов науки о языке, о роли русского языка в современном мире. Но чаще всего школьники имеют представление о русском языке как о своде орфографических и пунктуационных правил, а не о научной системе, развивающейся по своим законам и являющейся предметом изучения ученых-лингвистов. В учебных пособиях по русскому языку стали появляться сведения о великих русских филологах, в некоторых упражнениях содержится материал, рассказывающий о вкладе отечественных ученых в историю мировой лингвистической мысли. Но о том, как зародилась и как развивалась лингвистическая мысль в России, данная учебная литература информации не содержит.
В 10-11 классах наступает новый этап осмысления родного языка, появляется возможность по-новому взглянуть на русский язык, этот новый взгляд может формироваться разными способами, в том числе и с помощью настоящего элективного курса "Из истории лингвистической мысли в России".
Целями данного курса являются:
* знакомство учащихся с основными тенденциями развития лингвистики в России в период с 18 по 20 век, выдающимися русскими филологами и их вкладом в развитие мировой лингвистической науки;
* формирование у учащихся нового взгляда на русский язык как на научную систему;
* углубление и систематизация знаний учащихся о родном языке;
* поддержание устойчивого интереса и бережного отношения к родному языку;
* формирование потребности в самостоятельной деятельности по изучению родного языка, его истории и развития.

В связи с этим перед учителем стоят следующие задачи:
* познакомить учащихся с наиболее значимыми этапами развития лингвистической мысли в России, с терминами и понятиями, соответствующими данной теме;
* познакомить учеников с выдающимися русскими лингвистами, фактами из их жизни, их вкладом в развитие как мирового, так и отечественного языкознания;
* формировать у учащихся представление о неразрывной связи отечественной и мировой лингвистики, о связи русистики с историей и культурой России;
* учить работать со справочной и специальной литературой; использовать полученную информацию в своих докладах, сообщениях, рефератах;
* помогать овладевать соответствующей терминологией;
* воспитывать внимание и бережное отношение к достоянию отечественной лингвистики;
* развивать у учащихся аналитическое мышление и речь, помогать освоению приемов научно-исследовательской работы при изучении родного языка и основ науки о языке;
* поддерживать живой интерес к родному языку за счет содержания курса и разнообразных форм проведения занятий: лекций, конференций, семинаров, практикумов;
* организовать научно-исследовательскую работу, выпуск газет, журнала, выступления перед учениками, не занимающимися по программе данного курса.
Данный элективный курс рассчитан на 10 занятий.

Тематический план

1.






2.





3.




4.



5-6.










7-9.








10.
Вводное занятие.
Значение старославянского языка в развитии русского литературного языка и в зарождении отечественного языкознания.
Деятельность Кирилла и Мефодия. Первые печатные пособия и грамматики на Руси.
Русское языкознание в 17-18 веках.
Ф. Прокопович о роли церковнославянского языка. Стилистическая теория Ф. Прокоповича.
В.К. Тредиаковский - сторонник фонетического принципа орфографии, теоретик стилистики.

М.В. Ломоносов и его вклад в основание русского языкознания.
Первая "Российская грамматика" и ее структура.
Демократизация русского литературного языка в рассуждениии "О пользе книг церковных в российском языке".

Зарождение сравнительно-исторического языкознания.
А.Х.Востоков - основоположник сравнительно-исторического метода на славянском языковом материале.

Русская лингвистическая мысль в 19 веке.
Понятие "младограмматическое направление". А.А. Потебня, И.А.Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатов - представители младограмматического направления в России.
Вклад Ф.И. Буслаева в развитие русской грамматической мысли, его труды, посвященные исторической грамматике русского языка.
Научные интересы А.А. Потебни.
Основание московской лингвистической школы.
Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов.
Казанская лингвистическая школа. И.А. Бодуэн де Куртенэ.

Лингвистическая мысль в России 20 века.
Московская фонологическая школа. (Р.И.Аванесов, А.А.Реформатский.)
Языкознание 20-40 годов. Традиции и новое в отечественной лингвистике.
Развитие лексикологии. (Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов)
Развитие стилистики. (Г.О. Винокур.)
Научные интересы В.В. Виноградова.

Заключительное занятие.
Круглый стол. Подведение итогов.
1 час





1 час






1 час




1 час



2 часа










3 часа








1 час



Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся:
* знать основные сведения об истории развития языкознания в России;
* овладеть такими терминами и понятиями, как "языкознание", "сравнительно-исторический метод", "историческая грамматика", "лингвистическая школа" и т.д., умело ими оперировать в соответствующей речевой ситуации;
* знать имена выдающихся русских лингвистов; иметь представление о том, какой вклад каждый из них внес в развитие мировой и отечественной лингвистической мысли;
* уметь работать с лингвистической и справочной литературой.

В рамках элективного курса могут быть рекомендованы такие виды учебной деятельности, как работа со словарями и справочной литературой, подготовка сообщений и докладов, составление таблиц и наглядных пособий, подготовка вопросов для обсуждения на круглом столе и другие.
Формы контроля: зачет-тест по окончании изучения каждой темы; выступления с сообщениями и докладами; защита реферата; участие в подготовке и проведении круглого стола. На первом занятии можно предложить учащимся тестовое задание, которое покажет уровень знаний по существу вопроса, а в конце изучения - повторить тест, что позволит выявить качество усвоения материала данного элективного курса.

Литература для учителя.

1. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990
2. Кузнецов П.С. У истоков грамматической мысли. - М., 1958
3. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т. 1-2. - М., 1958
4. Земская Е.А. "Казанская лингвистическая школа" профессора И.А. Бодуэна де Куртенэ.// РЯШ, 1951, №6.
5. Лингвистическое наследство.// РЯШ, 1981, №5.
6. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского языка. - М., 1956.
7. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. - М., 1978.
8. Звегинцев В.А. История языкознания 19-20 веков в очерках и извлечениях. - М., 1965.
9. Филин Ф.П. Советское языкознание: теория и практика. // Вопросы языкознания, 1977, №5.
10. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2001.
11. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. - М., 1979.
12. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. - М., 1979.
13. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М., 2001.

Литература для ученика.

1. Энциклопедический словарь юного филолога. (Языкознание.) - М., 1984.
2. Энциклопедия для детей: языкознание. Русский язык. - М., 1998.
3. Корман Б.Ю. Основы языкознания: учебное пособие для учащихся старших классов. - Минск, 1996.
4. Леонтьев А.А. Что такое язык. - М., 1976.
5. Чуковский К.И. Живой как жизнь. - М., 1966.
6. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. - М., 1981.




























РАЗДЕЛ II

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ КУРСЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ


"СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ"

Филимонова Светлана Самуиловна,
учитель Осиповской СОШ
Ковровского района
Владимирской области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ
* Формирование основ культуры человеческого общения путем изучения психологических особенностей личности, межличностных отношений, развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни.
* Развитие потребности в создании семьи как исходной природно-социальной основы в личностном становлении человека.
* Приобщение учащихся к культурным ценностям человечества в области литературы, искусства, этики, социологии.

Особенность курса "СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ" (в отличие от курса "Этика и психология семей ной жизни") - в его интеграции с другими предметами гуманитарного цикла и прежде всего с литературой. Предполагается, что каждая тема будет представлена в нескольких аспектах (как в психологическом, этическом, правовом, так и в эстетическом).Такой подход к освоению курса позволит не только повысить этико-психологическую культуру выпускников, но и расширить их читательский кругозор. Включаемые в данную программу произведения ( кстати, учитель вправе корректировать предложенный список) будут рассматриваться в контексте изучаемых тем. Обращение к теме семьи "сквозь" ее художественно-литературный образ позволит вывести саму тему из узкого социально-демографического плана в культурно-психологическое пространство, которое неизбежно синтезирует в себе художественное творчество, в том числе и литература.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Содержание курса "СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ" позволяет проводить занятия в активных формах: диспуты, ролевые игры, читательские конференции, тестирование, инсценирование и др.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ
На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки. Возможная форма аттестации - творческие зачеты в конце каждого полугодия. Главное в результативности уроков по курсу "СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ" - изменение отношений между юношами и девушками, облагораживание всей атмосферы в семье и школе, стремление учащихся к социальному взрослению, их нравственное обогащение, оптимистическое отношение к жизни, уверенность в своих возможностях и в праве создать СЧАСТЛИВУЮ СЕМЬЮ.
Курс рассчитан на 68 часов, так как предполагается освоение его в течение Х и Х1 классов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При подготовке к урокам учащиеся могут пользоваться следующими учебными пособиями :
Афанасьева Т.М. Семья: Учебное пособие для учащихся старших классов. - М., 1985.
Разумихина Г.П. Мир семьи: Книга для чтения. - М., 1986.
Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни (Сост. И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько.) - М., 1986.
При подготовке отдельных тем учитель может использовать пособие для учителя "Этика и психология семейной жизни" под ред. И.В.Гребенникова. - М., 1987.

ПРОГРАММА КУРСА


Тема
Кол-во часов
Литературный (кино) материал
Основные понятия
Виды деятельности на уроке
1
Введение: можно ли научиться быть счастливым?
1
Сообщение списка литературы
Социальная ценность семьи
Беседа, анкетирование
2
Здоровье - категория социальная
2
Ритмы жизни, внешняя среда, адаптация
Аутотренинг
3
Личность. Важнейшие психологические характеристики личности
4
В.Быков "Сотников" (экранизация повести - к/ф Л.Шепитько "Восхождение")
Направленность личности, индивидуальность, мотивы поступков, характер, темперамент
Тестирование, литературный диспут, рецензия на фильм
4
Самопознание и самовоспитание.
3
Л.Н.Толстой "Детство", "Отрочество", "Юность", М.Ибрагимбеков "За все хорошее - смерть"
Самовоспитание, самооценка, уровень притязаний
Составление самохарактеристики
5
Личность и коллектив. Искусство быть другим.
3
Ф.М.Достоевский "Идиот". В.Железников "Чучело".Фильмы Динары Асановой
Коллектив, взаимодействие
Обсуждение, ролевые игры
6
Искусство общения: потребность в общении, культура взаимоотношений
4
А.Володин "Графоман"
Общение, отношения, умения и навыки общения
Ролевые игры, проектирование
7
ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ : "ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ"
1

8
Конфликт: конфликт и его проявления; многообразие конфликтов, тактика поведения в конфликте; можно ли извлечь пользу из конфликта
6
А.Н.Островский "Гроза"(или другая драма - по усмотрению учителя)
Конфликт, конфронтация, компромисс, внутриличностный конфликт
Беседа, тестирование, ролевые игры, инсценирование
9
Легко ли быть молодым? Проблемы и трудности юных. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек
3
К/ф Д.Асановой "Пацаны", У.Пленцдорф "Новые страдания юного В."Д.Сэлинджер "Над пропастью во ржи"
Мораль, нравственные устои
Беседа, диспут, читательская конференция
10
Мужественность и женственность
2
А.Грин "Алые паруса"
Характерные черты, сексуальность
Беседа, тестирование
11
Любовь как высшее человеческое чувство
4
И.С.Тургенев "Первая любовь". А.И.Куприн "Леночка", В.Тендряков "Весенние перевертыши", М.Рощин "Валентин и Валентина", к/ф Ю.Райзмана "А если это любовь?"
Способность любить, самоотдача
Беседа, сочинение инсценирование
12
ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ (тему определяет учитель)
1


XI КЛАСС - 34 часа.


1
Вводное занятие: основная тема года - этика и психология семейных отношений
1

Беседа, обсуждение, анкетирование
2

<< Пред. стр.

страница 18
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign