LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1

Семинар
13
Александровское лето в жизни М. Цветаевой
1
Лекция (экскурсия)
14.
Воспоминания К. Бальмонта о Владимире в стихах "Горечь муки", "Прощальный взгляд", "Пробуждение".


1


Анализ
15.
В. Маяковский во Владимире
1
Лекция
III.
Владимирские прозаики
10
1
Собиратель муромских сказок И. Климов
1
Лекция
2
Любовь к человеку и родной земле в книге С.Никитина "Голубая книга"

1

Анализ
3
Предельная искренность и глубокий лиризм в рассказах С. Никитина

1

Семинар
4
В. Солоухин. Краткий очерк жизни и творчества. Роман "Мать-мачеха"

1

Семинар
5
Чувство любви к Родине, к природе родного
края в стихах В. Солоухина
1
Семинар
6
Природа, люди, история родного края в книге "Владимирские проселки"

1
Лекция
с элементами беседы
7
Особенности проблематики рассказа "Свидание в Вязниках"

1

Диспут
8
Художественно-публицистические очерки В.Солоухина "Письма из Русского музея" и "Черные доски"


1


Анализ
9
П. Лосев. "Золотая чаша" - книга о Собинке
1
Анализ
10
Утверждение общечеловеческих моральных ценностей в книге Н. Сидорова "Волшебник-невидимка"

1

Семинар
IV.
Владимирские поэты
7
1.
А. Фатьянов. Очерк жизни и творчества
1
Лекция
2.
Народно-песенная основа лирики А. Фатьянова
1
Анализ
3.
Владимирский поэт И. Ганабин и своеобразие его лирики

1

Лекция
4.
Тема бессмертия подвига во имя Родины в стихах Н.Ракова

1

Анализ
5.
Сила и нежность любви, достоинство и честь в стихах лакинского поэта В. Прадеда

1

Анализ
6.
Стремление осмыслить прошлое, настоящее и будущее в поэме В. Акулина "Дороги к сердцу"

1

Семинар
7.
Творческие встречи с А. Труфиловым
1
Литературная гостиная
V.
Владимирские библиографы
1
1.
Вклад владимирских библиографов в развитие краеведческой литературы

1

Семинар

В результате освоения курса учащиеся должны уметь:

* строить аналитический рассказ об идейно-художественном содержании произведения, его фрагментов на основе самостоятельной работы с текстом;
* стоить рассказ типа индивидуальной, сравнительной и групповой характеристики персонажей произведения;
* раскрывать позицию автора в произведении, его взгляды, отношение к персонажам;
* выявлять подтекст;
* производить речеведческий и стилистический анализ художественного, научно-учебного, публицистического текста;
* выделять и осмысливать изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с индивидуализацией образов, композицией произведения, его идейным замыслом;
* строить устное высказывание и письменное сочинение на темы, предполагающие анализ литературного произведения;
* писать эссе, очерк, строить устное высказывание типа очерка - об отношениях человека и общества, человека и природы, об отношении к добру и злу, о своем назначении и месте в жизни;
* инсценировать небольшое эпическое произведение или часть его;
* передавать в устной и письменной форме индивидуальное восприятие художественного произведения, свое понимание жизненных проблем, своеобразно использовать ресурсы языка, придерживаясь стиля изучаемого писателя;
* производить сопоставительный анализ произведений писателей владимирского края с классиками литературы;
* выступать с самостоятельно подготовленным докладом;
* разработать маршрут экскурсий и комментарий по историческим местам;
* активно участвовать в литературоведческом семинаре;
* составить свою родословную;
* работать с архивным материалом, словарем, периодикой;
* записать рассказ старожила в транскрипции.

Литература

1. Кайев А. Литературное краеведение. М.: 1967 г.;
2. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: 1983 г.;
3. Милонов Н. Литературное краеведение. М.: 1985 г.;
4. Твардовский А.Т. О родине большой и малой. М.: 1980 г.;
5. Янко М. Литературное краеведение в школе. М.: 1965 г.;
6. Колобанов В. русские писатели на Владимирской земле.;
7. Озеров Е. Ветка Лауры. Л.: 1978 г.;
8. По земле владимирской;
9. Савинова Р.Ф. Тогда все дышало надеждой. Ярославль, Верхне - Волжское книжное издательство. 1982 г.;
10. Савинова Р.Ф. Автограф с Архивной полки. Владимир, 1993 г.;
11. Григорьев Н. Маяковский во Владимире. Владимир, 1957 г.;
12. Антонов А. На Собинке его знают все;
13. Никитин С.К. Избранное. /Предисл. В.А. Солоухина. - М.: Советская Россия, 1985 г.;
14. Никитин С.К. Избранное: Повесть и рассказы /Художник Б. Французов. Владимир, 1992 г.;
15. Никитин с. К. Голубая планета: Рассказы. Владимирское кн. Изд-во, 1962 г.;
16. Никитин С.К. Медосбор: Рассказы/ Послесл. А. Семенова. - 2-е изд. - Ярославль: Верхне - Волжское кн. Издательство, 1984 г.;
17. Сидоров Н. Волшебник-невидимка: Рассказы и сказки для детей. Владимир, Золотые Ворота, 1996 г.;
18. Солоухин В.А. Мать-мачеха: Роман. Любое издание;
19. Солоухин В.А. Избранное. Любое издание;
20. Владимирские поэты. Ярославль, Верхне - Волжское кн. Издательство, 1966 г.;
21. Владимирские писатели: Биобиблиографический справочник: (Указатель литературы). /Автор и сост. Н.Д. Лалакин; Библ. Материалы Т.Г. Пелевиной. Владимир, 1991 г.;
22. Русская литература. XX век: Большой учебный справочник для шк. и поступ. в вузы /Е.М. Болдырева и др. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002 г.;
23. Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях. М.: Либерия, 1999-2000 г.;
24. Русские детские писатели. XX век. Биобиблиографический справочник. 2-е изд., испр. И доп. - М.: Флинта: Наука, 1998 г

Экскурсии
1. г. Владимир, большая Московская ул., дом 104 (бывшее здание духовной семинарии).
Её воспитанники:
* Ундольский В.М. (1816-1864) - собиратель и исследователь рукописей и старопечатных книг;
* Лебедев-Полянский (1881-1948) - литературовед.
2. г. Владимир, ул. Герцена, 39. Здесь родился писатель Н. Златовражский (1845-1911);
3. г. Ковров, ул. Барсукова, 5. Дом писателя С.К. Никитина (1926-1973);
4. д. Алешутино Муромского района, с 1818 года - имение Некрасовых;
5. с. Оликово Суздальского района принадлежало И. Плещееву;
6. с. Варварино Юрьев-Польского района. Усадьба дочери Ф. Тютчева. В 1878 году останавливался Аксаков И. А. (славянофил); художник Репин И. написал здесь картину " Вид села Варварино" (усадебный дом постройки XVIII века);
7. с. Ундол Собинского района. Поэт М. Ожегов (1860-1931), автор песен "Потеряла я колечко", "Меж крутых бережков" и др., работал на ж/д станции кассиром;
8. с. Алепино Собинского района - родина В.А. Солоухина;
9. с. Заречное Собинского района, Грибоедовский парк.







"Практический курс русской стилистики"

Рахматуллина В.Е.,
Учитель русского языка и литературы
Клязьмогородецкой СОШ
Ковровского района
Владимирской области



Пояснительная записка

Стилистика - учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении молодого поколения обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике.
Основной задачей курса "Практической стилистики" является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи.
Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора обучающихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков в коммуникативном отношении целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности, а также интерпретировать семантическую и композиционную структуры художественного текста.
Программа предусматривает изучение синонимии (лексической, грамматической, синтаксической) как основы стилистики; объектом внимания для обучающихся будут также являться функциональные стили (официально-деловой, научный, газетно-публицистический, разговорный, художественный), функциональные типы текста, являющиеся жанровыми вариациями функционального стиля и представляющие собой композиционно-речевые системы, в стилистической структуре которых реализуются и воплощаются универсальные стилевые нормы.
Программа "Практический курс русской стилистики" имеет цель не только выработать у обучающихся языковое чутьё, чувство уместности и целесообразности того или иного слова и выражения в определенной ситуации общения, но и научить их свободному владению стилистическими нормами русского языка, являющимися разновидностями общеязыковой нормы, более высоким ее уровнем.
Программа предлагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной работы учащихся: написание рефератов, статей и сочинений на заданную или свободную тему, биографий выдающихся людей, подготовка устных сообщений, этюдов о словах и фразеологизмах; составление деловых бумаг, отчетов, заявлений; редактирование и стилистическая правка текстов; изготовление обобщающих таблиц, подбор иллюстративного материала; работа со словарями.
Работа над текстами данного курса имеет четкую практическую направленность, то есть непосредственно направлена на обучение ребят умениям читать, говорить, писать наилучшим образом.
Курс рассчитан на 68 учебных часов, его изучение целесообразно разделить на 2 года обучения (10 и 11 класс).

Приемы работы

В основе работы по стилистике лежит стилистический анализ, который в конкретном своем применении может быть различным по объему, полноте и целевой направленности и включать в себя следующие виды деятельности:
1. Освоение теоретические сведений по стилистике.

2.Наблюдения над языком текста:
- выявление стилевых признаков текста;
- выявление языковых средств текста, несущих наибольшую смысловую и стилистическую нагрузку;
- выявление "чуждых" для текста стилевых средств.
3. Сопоставление параллельных текстов.
4. Стилистический эксперимент (исследование неудачного стилевого варианта текста).
5. Стилистический анализ творческих работ обучающихся.

Задачи по формированию навыков хорошей речи,
стоящие в курсе "Практическая стилистика" перед:

Учителем
Обучающимся

Быть хорошим стилистом, т.е.:
-знать критерии и владеть навыками хорошей речи;
- знать методы и приемы практической стилистики;
- отбирать и предлагать обучающимся для анализа образцы "хорошей речи";
- в совершенстве владеть навыками стилистической правки;
- владеть стилевыми ресурсами, знать основы нормативной стилистики;
- вести скоординированную работу по формированию духовной культуры и творческого мышления учащихся.

- приобретение речевого "слуха", так называемого речевого чутья, чувства хорошей речи.

Для этого необходимо:

- знать стилевые ресурсов языка и основы нормативной стилистики.
- слушать хорошую речь;
- уметь анализировать любую речь с точки зрения её стиля;
- владеть навыками стилистической правки текста, методами практической стилистики;
- владеть навыками хорошей речи;



Программа курса
(10 класс)

Функциональная стилистика (34 часа)

1. Введение в функциональную стилистику (4 часа)
Теоретический материал.
Повторение изученного в 5 - 9 классах о стилях речи, об основных сферах использования языка. Текст и его признаки (11 часов).
Книжная и разговорная речь. Тексты как носители разнотипной информации: интеллектуально-логической, эмоционально-оценочной, аффективно-образной.
Различные типы текстов как жанровые вариации функциональных стилей. Структура функционального стиля. Проблема выделения и разграничения функциональных стилей. (1 час).
Практическое занятие (2 часа):
- проведение сопоставительного анализа параллельных текстов по выделению и разграничению функциональных стилей;
- выявление языковых средств текста, несущих наибольшую стилистическую нагрузку.

2. Официально-деловой стиль (5 часов).
Теоретический материал:
Сфера общественной деятельности, обслуживаемая официально-деловым стилем. Законодательные и канцелярские подстили и проблема экспертивности (1 час).
Точность. Стереотипность, безличность и долженствующе-предписывающий характер изложения - стилевые черты официально-деловых текстов (1 час).
Лексика официально-деловых бумаг. Устойчивые обороты деловой речи.
Морфологические признаки. Инфинитивность официально-деловых стилей текстов. Активность отглагольных образований. Синтаксис официально-деловой речи. (1час).
Практическое занятие (2 часа):
- нормативно-стилевой анализ официальных и деловых текстов;
- композиция и устойчивые словесные комплексы;
- овладение способами композиционного развертывания и устойчивыми словесными комплексами, характерными для автобиографии, характеристики, заявления, приказа.

3. Научный стиль (6 часов).
Теоретический материал:
Сфера функционирования научного стиля. Языковые средства реализации обобщенности и отвлеченности (1 час).
Композиционная структура научного стиля.
Композиционные части текста: повтор существительных, водные слова (1 час).
Речевые жанры научного стиля. Лексико-грамматические признаки научных текстов. (1час).
Практическое занятие (3 часа):
- нормативно-стилевое комментирование научных текстов;
- поиск нежелательных элементов в научном тексте (внелитературной лексики, неполных и инфинитивных предложений);
- составление конспектов и тезисов;
- теоретическая и практическая разработка сочинения как жанра научной рецензии.

4. Газетно-публицистический стиль (5 часов).
Теоретический материал.
Информационная и воздействующая функция газетного текста. Оценочность газетной речи. Проблема стандарта и штампа. (1 час).
Языковые средства газетного стиля. Продуктивные морфемы и словообразовательные модели. Синтаксис газетной речи: восклицательные и вопросительные предложения, инверсия, предложения с обращениями. (1 час).
Практическое занятие (3 часа):
- овладение приемами стилистической организации газетного текста;
- разностильные сочетания, ироническое употребление высоких слов, собственные имена в функции нарицательных, расщепление фразеологизмов;
- нормативно-стилевое редактирование газетных текстов;
- языковое лицо различных газетных изданий.
- написание статей проблемного характера в газеты.

5. Разговорный стиль (4 часа).
Теоретический материал:
Основные стилевые черты и функции разговорной речи. Противоположность разговорного стиля книжному: неофициальность, непринужденность общения, неподготовленность и автоматизм речи (1 час).
Лексикон разговорного стиля. Продуктивные морфемы и модели разговорного стиля. Конструкция разговорного стиля (1 час).
Практическое занятие (2 часа):
- запись одного и того же содержания в книжно-нейтральном и разговорном стилях;
- нормативно-стилевое редактирование разговорных высказываний.


6. Художественный и стиль и художественный текст (8 часов).
Теоретический материал
Художественный стиль и литературная норма. Художественный стиль и художественный текст (1 час).
Интерпретация художественного текста.
Основные признаки; семантические и структурные связи; многозначность художественного сообщения; информативная завершенность текста (1 час)
Лингвостилистическая характеристика способов передачи "чужих" высказываний. Взаимодействие авторской речи и речи персонажа. (1 час)
Способы повествования в художественном тексте и их языковые нормы. (1 час).
Практическая направленность (4 часа):
- комплексный анализ художественных текстов на материале произведений из курса русской литературы.

8. Систематизация и обобщение изученного.
Практическая контрольная работа (2 часа).


Программа курса
(11 класс)

Практическая стилистика (34 часа)

1. Введение в практическую стилистику (6 часов)
Повторение изученного в 7 - 9 классах в курсе стилистики языка. Стилистическая окрашенность и синонимия лексики, морфологии, синтаксиса. (2 часа).
Практическое занятие (4 часа):
- стилистический "эксперимент" (исследование причин "удачности" текста);
- составление чернового и окончательного вариантов текста.

2. Смысловая и стилистическая точность речи (7 часов).
Теоретический материал.
Лексическая синонимия (устаревшие слова, диалектизмы, иноязычная лексика, многозначность; сравнения, антитеза, повтор; фразеологические средства в роли синонимов). (2 часа)
Практическое занятие (5 часов):
- выбор слова и лексическая сочетаемость;
- нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием и как речевая ошибка;
- логические ошибки в речи;
- речевая недостаточность и многословие;
- тавтология и приемы стилистической правки;
- использование в речи многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов;
- корректировка текстов.

3. Стилистическое использование морфологических форм (7 часов).

Теоретические сведения.
Грамматическая синонимия. Стилистические возможности имен существительных, имен прилагательных, местоимений, наречий, глаголов. (2 часа).
Практическая направленность (5 часов):
- колебания в роде существительных; род несклоняемых существительных; варианты окончаний при склонении существительных;
- образование личных форм глагола; варианты видовых форм; синонимия возвратных и невозвратных глаголов;
- синонимия наречий;
- местоимение и его стилистические ресурсы;
- анализ языковых средств во взаимосвязи с морфологическими формами.

4. Стилистический синтаксис (6 часов)

Теоретический материал.
Синонимические словосочетания. Стилистические ресурсы односоставных и двусоставных предложений, полных и неполных; стилистические функции однородных членов, прямой речи; стилистические особенности сложных конструкций. (2 часа)
Практическая направленность (4 часа):
- порядок слов в предложении: место подлежащего и сказуемого; место определения, дополнения, обстоятельственных форм - слов в предложении;
- согласование определений и предложений;

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign