LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Итого:
34


ПРОГРАММА КУРСА

Введение (2 часа)

Занятие 1. Что такое филологический анализ текста?
Понятие филологического анализа текста. Значение филологического анализа текста для учащихся. Чтение отрывков из художественных произведений, иллюстрирующих передачу настроений, мелодичность речи, ритмику текста (обзор).

Занятие 2. Виды филологического анализа текста.
Общие сведения о видах анализа текста: лингвостилистическом, лексико-семантическом, ритмико-интонационном, хронотопическом, имманентном.

Ритмико-интонационный анализ текста (9 часов)

Занятие 3. Фонетика: связь звука, смысла и цвета.
Чтение стихотворения В. Шапиро "Цвета звуков". Выполнение творческих заданий, выявляющих связь звука, смысла, цвета.

Занятие 4. Явление звукописи в художественной литературе.
Понятие звукописи. Её роль в передаче смысла текста, настроения от прочитанного. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражательные слова.

Занятие 5. Фонетический анализ текста. Практикум.
Работа с текстами: нахождение повторяющихся звуков, определение их художественного эффекта.

Занятие 6. Самостоятельная работа.
Фонетический анализ текста учащимися. Проверка знаний.

Занятие 7. Ритм художественного текста.
Ритмико-интонационные единицы. Речевые такты. Тактовые паузы. Тактовое ударение.

Занятие 8. Интонация предложений.
Интонация повествовательного, побудительного, вопросительного, восклицательного предложения. Интонация простого и сложного предложения; предложений, осложненных однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Случаи совпадения и расхождения паузы в устной речи со знаками препинания на письме.

Занятие 9. Стихотворная речь.
Стих, ритм, стопа. Размер стиха: хорей, ямб (двусложные), дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложные). Формирование навыков определения размеров стиха в работе над текстами произведений.

Занятие 10. Ритмико-интонационный анализ.
Практикум: ритмико-интонационный и пунктуационный разбор предложений.

Занятие 11. Самостоятельная работа.
Ритмико-интонационный анализ текста.

Лексико-семантический анализ текста (12 часов)

Занятие 12. Лексика: сила слова.
Сила воздействия слова на человека. Бережное отношение к слову. Культура общения. Вдумчивое чтение. Работа с деформированными текстами.

Занятие 13. Изобразительные возможности слов.
Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон. Тренировочные упражнения на нахождение слов с переносным значением, синонимов, антонимов, стилистических фигур и определение их роли в тексте. Составление собственных текстов учащимися.

Занятие 14. Омонимы.
Понятие омонимов. Их виды: омографы, омофоны, омоформы. Роль омонимов в тексте. Тренировочные упражнения на нахождение в тексте омонимов, определение их художественного эффекта.

Занятие 15. Использование в речи пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов.
Работа с художественными текстами: пословицы, поговорки, фразеологизмы как особенность стиля писателя и как средство характеристики героя произведения.

Занятие 16. Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.
Диалектизмы, неологизмы, архаизмы, аргоизмы, профессионализмы. Их назначение в литературе.

Занятия 17, 18. Средства выразительности языка.
Понятие тропов. Эпитеты. Олицетворения. Метафоры. Сравнения. Нахождение тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.

Занятия 19, 20, 21. Стилистические фигуры.
Стык. Инверсия, психологический параллелизм, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, эллипсис, риторическое обращение, риторический вопрос, бессоюзие, многосоюзие... Работа с текстами художественной литературы, выявление стилистических фигур и цели их употребления. Составление текстов по образцу, по заданному началу и др.

Занятие 22. Практикум.
Лексико-семантический анализ текста. Работа с текстами.

Занятие 23. Самостоятельная работа.
Лексико-семантический анализ текста.

Лингвостилистический анализ текста (7 часов)

Занятие 24. Стили речи.
Отличительные особенности стилей речи. Задания на определение стилистической принадлежности текста.

Занятия 25, 26. Изобразительные возможности словообразовательных средств.
Выявление стилистической роли суффиксов и приставок. Выписывание из художественных текстов слов со стилистически окрашенными морфемами, их анализ.

Занятия 27, 28. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Наблюдения над использованием в текстах разных частей речи в стилистических целях.

Занятие 29. Практикум.
Лингвостилистический анализ текста.

Занятие 30. Самостоятельная работа.
Лингвостилистический анализ текста. Проверка знаний учащихся.

Хронотопический анализ текста (1 час)

Занятие 31. Пространство и время в тексте.
Работа с текстом. Составление модели произведения, отражающей пространство и время.

Идейно-образный анализ текста (1 час)

Занятие 32. Идейно-образный анализ текста.
Беседа по тексту: тема, идея, проблемы, мотивы произведения, образы героев.

Имманентный анализ текста (2 часа)

Занятие 33. Имманентный анализ текста.
Всесторонний анализ текста, включающий в себя все изученные виды анализов.

Занятие 34. Имманентный анализ текста.
Итоговый урок. Проверка знаний учащихся. Работа с текстами. Дифференцированные знания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бахтин М.М.
Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975.
Болотова Н.С.
Филологический анализ теста. -Томск, 2001.-Ч.1.
Гальперин И.Р.
Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.
Долинин К.А.
Интерпретация текста. -М., 1985.
Иконников С.Н.
Стилистика в курсе русского языка. -М., 1979.
Жирмунский В.М.
Поэтика русской поэзии. -Спб., 2001.
Журавлёв
Звук и смысл.
Лотман Ю.М.
Анализ поэтического текста. -Л., 1972 и др. изд.
Лукин В.А.
Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. -М., 1988.
Николина Н.А.
Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М., "Академия", 2003.
Новиков Л.А.
Художественный текст и его анализ. -М., 1988.
Величко Л.И.
Работа над текстом на уроках русского языка. -М., 1983.
Реферовская Е.А.
Лингвистические исследования текста. -Л., 1983.
Шаулова Р.Г.
Моделирование художественного мира. Диалог читателя с текстом. Практикум./Под ред. канд. пед. наук, доцента Шалыгиной И.В. -Владимир, 2001.
Шанский Н.Н.
Художественный текст под лингвистическим микроскопом. -М., 1987.






"ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ"

Курьянова И.Н.,
учитель русского языка и литературы
СОШ №31 г. Владимир

Пояснительная записка
Любовь к Отчизне начинается с любви к "малой родине" - краю, городу, в котором родился и вырос.
"Владимирская область - уникальное место России... Суздаль, Муром и Александров, Петушки и Покров... - не пустые слова для любого русского человека, даже если он вовсе не владимирец", - писал В. Солоухин. Эту мысль известного владимирского писателя как бы продолжает другой мастер слова - С. Никитин. В повести "Живая вода" он написал: "Знать природу своего края, его историю, быт, экономику - это значит укоренять в себе любовь к Родине".
Краеведение воспитывает в людях патриотизм, гордость за свой край и людей, которые жили и живут в нём. Краеведение - это тончайшая связующая нить между прошлым, настоящим и будущим родной земли. Краеведение помогает понять духовную сущность современного человека, воспитанного на богатейшей истории и культуре Владимирской губернии.
Программа курса "Литературное краеведение"
* включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов;
* способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения;
* формирует у учащихся высокую гражданскую позицию;
* способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Программа "Литературное краеведение" включает в себя произведения художественной литературы, историко-литературные сведения, сведения по культуре устной и письменной речи.
В процессе освоения курса предполагается
- знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка;
- освоение элементарных знаний по истории и теории литературы;
- знакомство с биографическими данными о писателях-классиках XVIII, XIX и XX веков, побывавших во Владимирском крае;
- анализ содержания и структуры литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);
- изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения.

Литературные произведения

А.С.Пушкин. "Моя родословная", "В поле чистом серебрится", "Когда б не смутное влеченье", "В славной Муромской земле", "Давно об ней воспоминанье", "К Керн", "К чему холодные сомненья", "К моей чернильнице".
М.Ю.Лермонтов. "Послушай! Вспомни обо мне", "Не смогу на родине томиться", "Я не унижусь пред тобою", "Видение", "Романс к И...", "Когда одни воспоминанья", "1831-го июня 11 дня", "Я видел тень блаженства", "Памяти Одоевского", "Он был рождён для счастья, для надежд", "Спеша на север издалёка"; драма "Странный человек".
А.И.Герцен. "Былое и думы" (избранные главы)
А.Н.Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву" (глава "Спасская Полесть").
Г.Р. Державин. Ода "Изображение Фелицы".
Н.А.Некрасов. "Зелёный шум", "Дед Мазай и зайцы". Повесть "Тонкий человек".
М. Горький. "По Руси" (избранные рассказы).
М.Цветаева. "Белое солнце и низкие, низкие тучи", цикл стихов "Дон-Жуан", "Стихи к Блоку", "Ахматовой", "Стихи о Москве"; очерк "История одного посвящения" и др.
А.Солженицын. "Матрёнин двор".
С.Никитин. В.Солоухин. Избранное. (По выбору учителя)
А.Улитина. Стихи.
Содержание

Введение
Цели и задачи занятий по литературному краеведению.
Известные владимирские краеведы прошлого.
Вклад А.И.Герцена в развитие краеведения во Владимирской губернии.
Современное состояние краеведения во Владимире.
Древнерусское творчество (музейные экспозиции).
Памятники Владимиро-Суздальской архитектуры.
Русская икона.
Литература XVIII века
А.Н.Радищев и Г.Р.Державин.
Краткие биографические сведения о связи А.Радищева и Г.Державина с Владимирским краем.
Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву". Державин "Изображение Фелицы".
Сопоставительный анализ главы "Спасская Полесть" и оды Державина.
Литература XIX века
А.С.Грибоедов. Биографические сведения о владимирских "корнях" А.Грибоедова.

В созвездии А.С. Пушкина...
Владимирская одиссея поэта Батюшкова. Одной строкой... В. Жуковский, А.Керн, А.Муравьёва, А.Алябьева, П.Чаадаев, П.Пестель во Владимирском крае. Стихотворения А.Пушкина "К Керн", "В Сибирь", "К чему холодное сомненье", "К моей чернильнице" и др. Чтение и обсуждение произведений.
А.С. Пушкин
Владимирские "предки" А.С. Пушкина. "Моя родословная". Чтение и анализ стихотворения. А.С. Пушкин во Владимирской губернии. "Болдинская осень" А.С. Пушкина. Чтение и анализ "владимирских" стихов Пушкина: "В поле чисто серебрится", "Когда б не смутное влеченье", "В славной Муромской земле", "Давно об ней воспоминанье".
"Путешествие А.С.Пушкина по Владимирской губернии (урок во Владимирском планетарии).
М.Ю. Лермонтов
Из родословной М.Ю. Лермонтова по материнской линии. М. Сперанский, Н. Поливанов, Н.Ф. Иванова - владимирские друзья М.Ю. Лермонтова. "Послушай! Вспомни обо мне". Чтение и обсуждение: "ивановский цикл" стихов М.Ю. Лермонтова. Чтение и анализ художественного произведения (по выбору учителя). М.Лермонтов и А.Одоевский. "Памяти Одоевского". Тема дружбы в стихотворении Лермонтова.
А.И. Герцен
А.И. Герцен во Владимире. "Былое и думы". Образ города Владимира в произведении. Литературное творчество Герцена в период владимирской ссылки. Драмы "Из римских сцен" и "Вильям Пен".
Н.А.Некрасов
Владимирские путешествия Н.А. Некрасова. Издательская деятельность Н.А.Некрасова во Мстёре. Повесть Н.А.Некрасова "Тонкий человек". "Дед Мазай и зайцы", "Зелёный шум" - владимирские стихи Н.А. Некрасова.

Великие русские писатели во Владимире. Обзор.
1. Н.А. Добролюбов. Дружба с семьёй Златовратских.
2. Ф.М.Достоевский. Три приезда Достоевского во Владимир.
3. М.Е. Салтыков-Щедрин. Во Владимир писателя влекла любовь.
4. Н.С. Лесков. "Суздальская манера письма" Лескова.
5. А.П. Чехов и Владимирский край.
Литература ХХ века.
К. Бальмонт. Владимирский период жизни и творчества поэта. Литературно-музыкальный вечер. (Владимирский музей-заповедник).
М.Горький
Путешествия в Муром. Сборник "По Руси". Рассказ "Губин". "Муромские картинки" в произведении.
М. И. Цветаева.
Древняя Владимиро-Суздальская земля - "родословное дерево" Цветаевых. Город Александров в жизни и творчестве М. Цветаевой. История музея М. Цветаевой в "Ильи Муромца губернии". О. Мандельштам и М. Цветаева в Александрове. "Александровские" стихи Цветаевой. Чтение и обсуждение.
И. С. Шмелёв.
Губернский чиновник Шмелёв во Владимире.
А. И. Солженицын.
"Матрёнин двор".
Творчество владимирских писателей (по выбору учителя).
С. Никитин, В. Солоухин. В. Ерофеев "Москва-Петушки".
А. Пастернак и др.
А. Улитина. "Я Музу впервые увидела...".

Система творческих заданий. Выразительное чтение художественного произведения. Сопоставительный анализ художественного произведения. Защита исследовательского проекта. Отзыв и рецензия. Иллюстрация к произведению.
Целесообразно программу курса "Литературное краеведение" органично ввести в базовую программу по литературе для общеобразовательных школ.
Возможно также изучение элективного курса "Литературное краеведение" как дополняющего основное базовое содержание Программы по литературе по блокам, в соответствии с особенностями работы школы, класса.
Элективный курс "Литературное краеведение" рассчитан на 50 часов (учитель самостоятельно распределяет уроки в зависимости от тематического планирования и других условий работы).

Умения и навыки учащихся:

-школьники должны знать содержание изученных произведений писателей;
-уметь давать самостоятельную оценку изученным произведениям;
-освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений;
-уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и сообщениями; писать отзывы, рецензии, эссе;
-уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом.

Литература

1. Интересное о крае. Ярославль: Верхне-волжское книжное издательство, 1973.
2. Софронов Н. Это интересно знать .Ярославль: Верхне-волжское книжное издательство, 1980.
3. Дмитриев Н.А., Зенкович А.А. Край наш владимирский. Ярославль: Верхне-волжское книжное издательство, 1989.
4. Минин С.Н. Губерния в старой открытке. Владимир, 2000.
5. История Владимирского края с древних времен до конца XYIII века. Владимир, 1998.
6. Владимир. Литературно-художественный и краеведческий сборник. Владимир, 2000.
7. Золотые ворота. Владимир, 1995.




"ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ"
Максимова Татьяна Павловна,
учитель русского языка и литературы
Зареченской СОШСобинского района
Владимирской области

Пояснительная записка

Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его заключается в соединении литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому, с одной стороны, курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о роли Владимирской земли в формировании русской литературы.
Основная цель курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за её прошлое и настоящее, чувства ответственности за её будущее.
Для достижения этой большой цели выдвигаются конкретные задачи:
1. Просветительская (приобщить к истории культуры и литературы Владимирской земли, раскрыть многогранность человеческих судеб поэтов и писателей родного края).
2. Эстетическая (раскрыть учащимся богатство образов, созданных писателями Владимирского края).
3. Лингвистическая (обогатить устную и письменную речь школьников).
4. Обучающая (способствовать овладению учащимися навыками музейной работы , библиографических описаний).
Изучение литературных сочинений дополняется обращением к творениям архитектуры, живописи, музыки. На каждой стадии изучения уроки, проведенные в школе под руководством учителя, соседствуют с творческими встречами, выездами в музеи, картинные галереи, беседами со старожилами, посещением храмов. Экскурсии по родному городу, району, селу, деревне должны быть непременной формой познания и приобщения к родной истории.
В центре учебных занятий находится, как правило, лирическое и прозаическое сочинение, и знакомство с ним побуждает к ответному творчеству (выразительному чтению, написанию эссе, рассказу о своей семье, составлению родословной). Проведение курса предполагает сочетание различных видов деятельности:
1. Учебная деятельность:
а) Классная (уроки-лекции, литературное краеведение, викторины, олимпиады, путешествие по литературной карте и т.д.).
б) Внеклассная работа (самостоятельное чтение художественных сочинений, изучение критики, конспектирование, отыскивание справок в словарях, энциклопедиях, справочниках, работа с периодикой и др.).
в) Развитие устной и письменной речи (устный рассказ о семье, городе, селе, письменное изложение по текстам писателей Владимирской земли, сочинения, запись рассказов старожилов, составление родословной и т.п.).
2 Эвристическая деятельность (участие в читательских конференциях, проведение экскурсий, участие в походах).
3 Творческая деятельность (выпуск специальных газет, проведение вечеров, спектаклей, встреч с писателями, подготовка заметок, докладов).
4 Собирательская (опросы старожилов, записи фольклора: песен, частушек, анекдотов, легенд; сбор экспонатов для школьного музея, шефство над парком имени Грибоедова).
Курс связан с родственными учебными дисциплинами - литературой, русским языком, историей, географией.
Курс способствует формированию у учащихся представления о Владимирском крае как историко-культурном регионе в контексте русской национальной культуры. Под руководством учителя старшеклассники углублённо изучают творческие связи русских писателей с Владимирской землёй, не только сами участвуют, но и помогают учителю организовать литературный праздник в школе, на районном литературном празднике, выступают на Фатъяновских и Солоухинских чтениях.

Содержание работы по курсу "Литературное краеведение"

I. Введение
Цели и задачи курса. Понятие о краеведении. История Владимирской земли. Связь литературного краеведения с другими предметами: историей, географией, литературой, русским языком. Роль краеведения в воспитании нравственных чувств человека.

II. Связь русских писателей с Владимирской землей
П. Сумароков, А. Радищев, А. Грибоедов, А. Пушкин, М. Лермонтов,
Н. Некрасов, А. Герцен, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Бальмонт.

III. Владимирские прозаики
И. Климов, С. Никитин, В. Солоухин, П. Лосев, Н. Сидоров.

IV. Владимирские поэты
И. Ганабин, Н. Раков, В. Акулин, В. Прадед, А. Труфилов.

V. Владимирские библиографы

В. Сопиков, В. Ундольский, И. Масаной, К. Тихонравов, А. Смирнов,
Л. Богданов, И. Голышев, Н. Машицкий.

Программа курса
№№ п/п
Темы
Кол-во часов
Форма занятий
I.
Введение
1
Лекция
II.
Связь русских писателей с Владимирской землей
15
1.
А. Радищев. Отражение русской действительности в книге "Записки путешествия из Сибири".

1
Лекция с элементами беседы
2.
Владимирское детство П. Сумарокова
1
Лекция
3.
А.С. Грибоедов и Владимирская земля
1
Лекция
4.
Владимирские предки А.С. Пушкина.
Стихотворение "Моя родословная".

1

Анализ стиха
5.
Поездки А.С. Пушкина по Владимирской земле (в имение "Болдино" Нижегородской губернии).

1

Лекция
6.
Дорожные впечатления А.С. Пушкина, выраженные в стихах "Осень", "Бесы"

1

Анализ стиха
7.
Связь Н.А. Некрасова с Владимирской землей
(д. Алешутино Муромского района).

1
Семинар (экскурсия)
8.
Отражение природы Владимирского края в стихотворениях Н.А. Некрасова "Дед Мазай и
зайцы", "Зеленый шум".

1

Анализ стиха
9.
Русский характер в стихах "Дедушка Яков" и "Коробейники" Н.А. Некрасова.

1

Анализ стиха
10.
Владимирская ссылка А.И. Герцена
1
Лекция
11.
Рецензия на книгу В. Савиновой "Тогда все дышало надеждой"

1

Семинар
12.
Владимирские предки М. Цветаевой. "История одного посвящения".

<< Пред. стр.

страница 16
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign