LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

6. Ф.С.Рокотов (1735-1808). Портрет А.П.Струйской 1772 г.
7. Н.А.Ярошенко (1846-1898). Портрет актрисы Стрепетовой 1884 г.
8.В.А.Серов (1865-1911). Портрет С.М.Лукомской 1900 г.
9.М.В.Нестеров (1862-1942). Портрет дочери Ольги Нестеровой 1906 г.
10.Фотографии В.Э.Мейерхольда 1921, 1923, 1924 г.
11. Б.Д.Григорьев. Режиссер Вс.Э.Мейерхольд 1916 г.

Литературные произведения
1.Г.Р.Державин ст. "Решемыслу".
2.Л.Н.Толстой. Отрывок из романа "Война и мир".
3.А.В.Дружинин. Отрывок из повести "Полинька Саке".
4.Ф.М.Достоевский. Отрывок из романа "Идиот".
5.И.С.Тургенев. Отрывок из романа "Отцы и дети".
6. И.А.Бунин. Роман "Натали".
7.Л.Андреев. Отрывок из повести "Иуда Искариат"










"ОСНОВЫ СЦЕНАРНОЙ КОМПОЗИЦИИ"

Слепцова А.А.,
педагог дополнительного образования
Центра внешкольной работы "Лад",
г. Радужный
Владимирской области


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования, однако, надо признать, что школе в большей мере удается формально насыщение школьников знаниями, нежели развитие у них творческого потенциала, способности выйти за рамки сложившихся представлений. Стереотипность мышления, успешно формируемая в начальной школе, в старшем школьном возрасте проявляет себя в гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказывать свою точку зрения, эмоциональной обедненности. Соединенная с общей скованностью (зажатостью, несвободой) ребенка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт собственной художественной деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и задатков (любое произведение ребенка становится "вещью в себе", не находя выходя в социальную сферу). Узость художественного кругозора, рожденная той же привычкой к стереотипу, приводит к искажению вкусовых предпочтений школьников, к неадекватной оценке своих собственных возможностей, к отсутствию потребности в познании, безоговорочному, слепому следованию общеизвестным "истинам".
Специфика театрального искусства как искусства человековедения, где объектом исследования и изображения является человек, создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом творческого процесса.
Умение донести свою идею, отстоять жизненные принципы, используя средства театрального искусства, необходимо тем, кто хочет посвятить свою жизнь педагогической и культурно - досуговой деятельности. Первым этапом создания театрализованного действия является написание сценария. Программа "Основы сценарной композиции", рассчитанная на детей 14 - 15 лет, знакомит детей с основными правилами построения сценария театрализованного представления. Значительное место в программе занимает практическая творческая деятельность детей.
Программа рассчитана на 16 часов.

Цель программы: развитие творческого мышления детей на основе интеграции знаний, полученных в школе на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, через коллективную и самостоятельную деятельность детей и творческое общение.
Задачи:
- познакомить детей с основными понятиями теории драмы, приемами монтажа; научить адаптировать литературный текст для инсценировки;
- активизировать творческую фантазию, развить способности к анализу, обобщению и моделированию; развить качества творческого мышления: критичность, диалогичность, гибкость, самостоятельность;
- воспитать творческое начало и эстетический вкус.

Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка, то есть ребенок на всех уровнях становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает в качестве автора театрализованного представления. Необходимость ощутить на себе социальную роль творца настоятельно требует от него осмысления деятельности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит внутренней свободы - открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерными для детей всех возрастных групп.
Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех его этапах является соавтором ребенка. Предложенная позиция объясняется отсутствием у школьников жизненного достаточного опыта, несовершенством психического аппарата. Однако только формирование у ребенка отношения к своему собственному созданию, как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат.
В этом заключается вторая особенность предлагаемой программы, отличие которой от других в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции школьника. Это требует от ребенка умения ориентироваться не только в мире искусства, но и истории своего народа, его обычаях и нравах, ощущать "болевые точки" современности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема
Кол-во часов

Теорет.
Практ.
1.
Основы сценарной композиции. Режиссерский анализ литературного произведения.
1
1
2.
Инсценировка литературного произведения.
1
2
3.
Литературно - музыкальная композиция.
1
2
4.
Активизация творческой фантазии.
1
3
5.
Моделирование массового театрализованного праздника.
1
2
6.
Итоговое занятие. Защита проекта "Праздник сказки".
1
Итого:
5
11


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Основы сценарной композиции. Режиссерский анализ литературного произведения.
Ключевые понятия теории драмы: действие, конфликт, сверхзадача, сквозное действие, тема, идея, событийный ряд, жанр, темпоритм. Композиция драмы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка, эпилог. Практическая работа "Режиссерский анализ литературного произведения" на примере, предложенном педагогом.
2. Инсценировка литературного произведения.
Повествовательный и драматический текст. Адаптация готовой пьесы. Тренинг: "От прозы к драматическому тексту", "Сфера диалога и сфера игры", "Речевая характеристика персонажа", "Речевое поведение персонажа", "Поведение одного из персонажей через реплики других персонажей", "От цепочки слов к сюжетной линии". Этапы создания сценария: замысел, план реализации замысла, оформление замысла, работа над материалом.
3. Литературно - музыкальная композиция.
Монтажный метод мышления - основа создания композиции. Основные приемы монтажа. Последовательный, параллельный и последовательно - параллельный способы монтажа. Поэпизодное построение. Закадровый голос. Практическая работа "Создание литературно - музыкальной композиции на заданную тему".
4. Активизация творческой фантазии.
Групповой тренинг по активизации фантазии: "Камень, брошенный в пруд", "Ассоциативные цепочки", "Бином фантазии", "Буриме", "Приемы остроумия" и т.п. Сочинение сказок с использованием карт Проппа.
5. Моделирование массового театрализованного праздника. Итоговое занятие.
Особенности массовых праздников. Моделирование массового театрализованного праздника с использованием творческих наработок детей во время прохождения курса. Защита проекта "Праздник сказки".



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

По окончании курса дети должны знать основные понятия теории драмы, сценарной композиции, особенности массового праздника; владеть основными приемами монтажа, уметь адаптировать литературный текст для театрализации, сочинить сказку, используя карты Проппа.
Итогом обучения должен стать творческий проект "Праздник сказки".


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Аникст А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. - М., 1983.
2. Берковский Н..Я. Литература и театр. - М., 1969.
3. Лоусон Г.Д. Теория и практика создания пьесы и киносценария. - М., 1968.
4. Малочевская И.Б. Метод действенного анализа в создании инсценировки. - Л., 1988.
5. Холодов Е.Г. Композиция драмы. - М., 1957.
6. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М., 1982.
7. Массарский С. Активные формы развития основ сценарного мастерства культпросветработника. - Л.: ЕНМЦ НТ и КПР, 1987.
8. Чечетин А. Основы драматургии театрализованных представлений. - М.: Сов. Россия, 1980.
9. Театр, где играют дети: учеб. - метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. Никитиной А.Б. - М.: Гуманит. Изд. Центр, ВЛАДОС, 2001.
10. Сценарное мастерство: методическое пособие в помощь начинающему автору. / Сост. Толченов О.А. // Я вхожу в мир искусств, № 1, (53), 2002.





"Основы информационной культуры"
Кезимова Тамара Александровна;
учитель русского языка и литературы,
Дубова Светлана Николаевна,
учитель информатики
средней школы № 19
г. Владимир

"Кто хочет говорить красно, тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольство пристойных и
избранных речений к изображению своих мыслей"
М.В. Ломоносов


Русский язык + информатика: речевая, коммуникативная культура (тезаурус и риторика) + лексико-стилистические коннотации + алгоритмы современного делопроизводства + приемы обработки деловой документации с помощью ПК ориентация на профиль обучения в старшем звене и выбор будущей профессии (секретарь-референт)
Программа рассчитана на 72 часа (теория и практика);используется блочная система подачи материала.

Пояснительная записка

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. В современной коммерческой деятельности все более востребованным становится знание норм делового этикета, владение ими на бумаге, умение создать и обработать деловые бумаги с помощью ПК.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать следующие качества:
- быть профессионально компетентным (т.е. хорошо знать свое дело);
- обладать языковой компетентностью (т.е. быть грамотным человеком);
- знать действующие нормы и требования в отношении оформления деловой документации;
- умение работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных, информационными сетями;
Основная цель курса - дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной и профессиональной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической обработки) информации.
3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.
4. Повышение качества речевой, коммуникативной культуры, качества оформления документации.
5. Закрепление и расширение базовых понятий информационных технологий, приобщение к культуре самостоятельной работы с компьютером, развитие кругозора в сфере информационных технологий.
Отличительными особенностями курса являются:
- полидисциплинарный характер, означающий, что курс строится на синтезе достижений ряда научных дисциплин (информатики, прикладной лингвистики, стилистики текста, культуры чтения, речи и общения, делопроизводства);
- блочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что независимо от категории обучаемых в состав курса входят обязательные блоки (разделы). В состав каждого блока входят модули (темы). В пределах блока состав модулей может варьироваться в зависимости от категории обучаемых.
Мониторинг качества знаний, умений, навыков. Данный курс предусматривает рейтинговое оценивание результатов обучения.
Формы контроля: деловые игры, коллоквиумы, тесты, практикумы, кластеры.

Тематический план


Название темы
Количество часов
Психолого-педагогическая гостиная. "Здравствуйте, это Я!"
"Сюда ли Я попал?" (ролевая игра-кастинг, тестирование).
(интегрированное занятие)
2
Раздел 1. Речевая, коммуникативная культура.
1.1
Речевой и коммуникативный этикет как универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Тезаурус - национальная специфика речевой вежливости.
2
1.2
Целостность, самобытность, многослойность, изменчивость речевой и коммуникативной культуры народа.
2
1.3
Изменения связанные с социальными преобразованиями: выход отдельных единиц из активного употребления; проявление новых единиц; изменение - сужение и расширение - семантики единиц. Изменение сферы употребления единицы в целом или отдельных ее значений. Изменение эмоционально-экспрессивной окраски и стилевой принадлежности единиц.
2
1.4
Состав, структура словаря русского речевого этикета, лексикографическая характеристика знаков речевого этикета.
2
1.5
Мое функционально-семантическое поле доброжелательного общения (ролевая игра).
2
Раздел 2. Лексико-стилистические коннотации.
2.1
Общее понятие, виды практической стилистики, словари русского языка.
2
2.2
Функциональные стили русского языка.
2
2.3.
Жанрово-ситуативные стили ораторской речи.
2
2.4.
Лексическая стилистика. Смысловая точность речи, правильный выбор слова, лексическая сочетаемость слов, иноязычная лексика, канцеляризмы и речевые штампы, смысловые единицы речи, лексические образные средства речи.
2
2.5
Библиотека как информационно-поисковая система (урок-экскурсия)
2
2.6
Логическая структура и свойства текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Логико-психологические основы чтения. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами учебных и научных документов.
2
2.7
Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности (доклады, рефераты)
2
Раздел 3. Основы современного делопроизводства.
3.1
Из истории делового письма. Понятие делового письма. Разновидности и общая структура делового письма.
2
3.2
Современное деловое письмо в условиях унификации.
2
3.3
Состав реквизитов и бланки деловых писем. Общие нормы и правила оформления текста. Язык стилей и этикет делового письма.
2
3.4
Документирование информационно-справочных материалов (справки, докладные, объяснительные и т.д.)
2
3.5
Рекомендации по составлению текстов служебных документов: язык и стиль, прописные и строчные буквы, полные и сокращенные названия, оформление дат и чисел и т.д.
2
3.6
Изучение справочной литературы, словарей. Корректурные знаки и правила их применения.
2
Раздел 4. Компьютерная культура. Приемы обработки деловой документации с помощью ПК
4.1
Ведение. Правила и техника безопасности. Новые информационные технологии как основа информационного общества.
2
4.2
Работа с готовым текстом. Создание неструктурированного текста.
2
4.3
Списки и таблицы в тексте. Вложенные списки. Формирования оглавления.
6
4.4
Размещение графики в документе. Вставка объектов Word Art, объектов, созданных в графическом редакторе. Рисование в документе. Вставка картинок.
6
4.5
Правила оформления библиографического описания документов, библиографических ссылок и цитат. Вставка в текст различных объектов (колонтитулы, номера страниц, символов и т.д.)
4
4.6
Основные требования к личным документам официального характера. Образцы оформления личных документов (заявление, автобиография, резюме, объяснительная записка, деловое письмо, докладная).
4
4.7
Основные требования к документам управленческого характера. Образцы оформления управленческих документов (приказ, распоряжение, деловая записка).
2
4.8
Основные приемы работы с данными. Организация работы с данными.
4
4.9
Программные ресурсы Internet. Поисковая служба Internet. Поиск информации в WWW.
4
Итоговое занятие. Творческая ярмарка идей "Это знаю, а это хочу знать".
2

Литература
1. Балакай А.Г. Речевой этикет. Национальная специфика речевой вежливости.- М., 2001.
2. Шустрова Л.В. Лексическая стилистика русского языка. - М., 1995.
3. Гендина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. - М., 2003.
4. Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1996.
5. Басаков М.И. Как правильно подготовить и оформить деловое письмо. - М., 2003.
6. Кирсанова М.В. Современное дело производство. - М.-Н., 2003.
7. Кирсанова М.Н. Курс делопроизводства. Документационное обеспечение. - М.-Н., 2003.
8. Шафрин Ю. Информационные технологии. - М., 1998.
9. Каймин В.А. Информатика. - М., 1994.



ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ I
ПРЕДМЕТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ КУРСЫ

"Филологический анализ текста"

Голубева Алла Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 5 г. Владимир


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Филологический анализ текста очень актуален в нынешних условиях, когда одной из серьёзнейших проблем школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе и, как следствие этого, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Цель курса по выбору - развить у учащихся умение анализировать текст. Работая над текстом, дети учатся бережному обращению со словом, постигают его ёмкость, ощущают его красоту и силу, адекватно осмысливают и истолковывают точку зрения автора.
Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Он способствует развитию умения чувствовать слово и владеть им так, чтобы выразить себя, своё состояние, настроение, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы, делающие речь богатой и красивой, а также учит учащихся самостоятельной познавательной деятельности.
Формы занятий возможны самые разнообразные: семинары, зачёты, практикумы, конкурсы. Различными могут быть и виды деятельности учащихся: устные сообщения, сочинения, индивидуальные задания поискового характера, диктанты по аналогии и прочее.
Программа занятий рассчитана на 34 учебных часа и знакомит со всеми видами анализа текста: ритмико-интонационным, лингвостилистическим, лексико-семантическим, хронотопическим. Завершает спецкурс имманентный анализ текста, интегрирующий все приобретённые учащимися знания и умения.
Программа составлена таким образом, что позволяет подготовить учащихся к итоговой аттестации, так как темы экзаменационных сочинений включают в себя анализ произведений. Кроме этого, занятия пробуждают интерес к предметам "Русский язык", "Литература" и помогают определиться в выборе профессии в рамках гуманитарного профиля.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
Темы занятий
Кол-во часов
1
Что такое филологический анализ текста.
1
2
Виды филологического анализа.
1
3
Фонетика: связь звука, цвета, смысла.
1
4
Явление звукописи в художественной литературе.
1
5
Фонетический анализ текста. Практикум.
1
6
Самостоятельная работа: фонетический анализ текста.
1
7
Ритм художественного текста.
1
8
Интонация предложений.
1
9
Стихотворная речь.
1
10
Ритмико-интонационный анализ текста.
1
11
Самостоятельная работа: ритмико-интонационный анализ текста.
1
12
Лексика: сила слова.
1
13
Изобразительные возможности слов.
1
14
Омонимы.
1
15
Использование в речи пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов.
1
16
Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.
1
17
Средства выразительности языка.
2
18
Стилистические фигуры.
3
19
Лексико-семантический анализ текста. Практикум.
1
20
Самостоятельная работа: лексико-семантический анализ текста.
1
21
Стили речи
1
22
Изобразительные возможности словообразовательных средств.
2
23
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
2
24
Практикум: лингвостилистический анализ.
1
25
Самостоятельная работа: лингвостилистический анализ текста.
1
26
Пространство и время в художественных произведениях.
1
27
Идейно-образный анализ текста.
1
28
Имманентный анализ текста.
2

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign