LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

8. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М., "Русский язык", 1981 г.
9. Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка. М., "Просвещение", 1975 г.
10. В. Березин. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии. Выпуск 3, 1893 г.
11. История села Сима. "Просветитель".
12. Г. Абрамов. Сима. Газета "Комсомольская искра" 12 июня 1960 г.
13. С. Хламов. Меряне - наши предки. Газета "Вестник Ополья" август 2001 г.
14. Г. Чернов. Села Федоровские. Газета "Вестник Ополья", 18 января 2002 г.
15. В. Сачкова. Городу Святого Георгия Юрьеву-Польскому 850 лет. Газета "Вестник Ополья" 5 июля 2002 г.
16. Г. Чернов. Град Юрьев "в поле". Газета "Вестник Ополья" 30 мая 2003 г.




















"Деловой русский язык. Практикум"


Дубенская Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Симской средней школы
Юрьев-Польского района
Владимирской области,


Пояснительная записка

Несмотря на то, что школьной программой по русскому языку предусмотрено первоначальное знакомство с элементами официально-делового стиля, данные сведения не носят системного характера и явно не достаточны.
Актуальность данной темы объясняется следующими обстоятельствами. Учитывая требования современной жизни, выпускники школы, как правило, должны владеть как навыками делового письма, так и навыками делового речевого общения.
Официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни. Современный человек должен в совершенстве владеть огромным разнообразием жанров делового письма: автобиография, анкета, объяснительная записка, объявление, характеристика, доверенность, акт, справка, протокол, отчет и т.д.
Кроме того, практически все служебные дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи речевых взаимодействий между людьми (обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, подведение итогов и т.д.). Таким образом, современный работник должен грамотно строить свое устное деловое высказывание.
Выпускники школы, которым в скором будущем предстоит занять рабочие места на фабриках, заводах, в сельхозпредприятиях, предприятиях бизнеса, банках, государственных учреждениях, должны быть готовы к устному и письменному деловому общению.
Данный элективный курс призван готовить учащихся к будущей служебной деятельности. Но он полезен и тем, кто не будет непосредственно связан со служебной деятельностью, так как в современной жизни с оформлением различных документов так или иначе сталкивается любой человек.
Поэтому цель курса "Деловой русский язык. Практикум" - способствовать овладению практическими письменными и устными навыками официально-делового стиля.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с реквизитами официально-делового стиля, правилами оформления документов, устными формами делового русского языка и техническими средствами деловой коммуникации;
- научить самостоятельно грамотно оформлять документы различных жанров, грамматически верно строить устное высказывание делового характера, используя специальные речевые клише;
- развивать навык письменного оформления документов различных типов, умение строить устное монологическое высказывание делового характера;
- воспитывать культуру письменной и устной деловой речи, формировать устойчивое представление о владении культурой деловой речи как неотъемлемом качестве современного делового человека.
Курс "Деловой русский язык. Практикум" рассчитан на всех учащихся 9 класса. Особенно он полезен тем, кого интересует служебная деятельность в государственных учреждениях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в частных фирмах, на радио и телевидении.

Тематическое планирование

№ п/п
Наименование разделов и тем курса.
Кол-во ч.
Организационные
формы
Примечания
1
Вводное занятие "Роль деловой речи в жизни человека".
1
Лекция.

Раздел I.
Письменные формы делового русского языка.
2
Тема 1. Деловое письмо. Заявление.
1
Индивидуальная работа.

3
Тема 2. Пригласительный билет. Объявление.
1
Работа в группах.

4
Тема 3. Расписка. Доверенность.
1
Работа в парах.

5
Тема 4. Автобиография.
1
Индивидуальная работа.

6
Тема 5. Характеристика.
1
Коллективная работа.

7
Тема 6. Протокол. Докладная записка. Объяснительная записка. Акт. Справка.
2
Лекция. Групповая и фронтальная работа.

Раздел II.
Устные формы делового русского языка.
8
Тема 1. Особенности служебно-делового общения.

1
Лекция.

9
Тема 2. Деловая беседа.


1
Лекция "Ролевая игра".

10
Тема 3. Деловое совещание.
1
Работа в группах.
Подготовка ролевых игр "Дискуссия" и "Мозговой штурм".
11
Тема 4. Телефонный разговор.
1
Работа в парах.

12
Тема 5. Особенности деловой речи перед микрофоном и телекамерой.
1
Лекция. Ролевая игра.

Раздел III.
13
Тема "Использование технических средств в деловой коммуникации".
2
Лекция. Экскурсия на предприятие.


Итого:
15 ч.









Содержание курса


Наименование разделов и тем курса
Содержание
1
Вводное занятие "Роль деловой речи в жизни человека".
Особенности официально-делового стиля речи (точность, стандартизированность, стремление к экономии языковых средств, использование слов в одном значении, специальной терминологической лексики, стандартных оборотов (шаблонов), отыменных предлогов, безличных предложений). Основное назначение стиля - информация, сообщение. Сферы употребления (юридическая, служебная, административная, дипломатическая). Объективные причины необходимости владения навыками делового стиля в современном мире.
Раздел 1.Письменные формы делового русского языка.
2
Тема1. Деловое письмо. Заявление.






Назначение данных видов документов. Реквизиты как обязательные составные части документа (наименование адресата, должность, фамилия, имя или инициалы заявителя, наименование документа, изложение, просьбы, подпись автора, дата). Простое и мотивированное заявление. Культура оформления.
3
Тема 2. Пригласительный билет. Объявление
Содержание (возможное) объявлений и пригласительных билетов. Реквизиты. Работа с текстами объявлений и приглашений, требующих правки с точки зрения композиции и содержания.
4
Тема 3. Расписка. Доверенность.
Назначение. Реквизиты. Знакомство с образцами. Точность, краткость формулировок, стандартизированность. Требования к выбору языковых средств. Культура оформления.
5
Тема 4. Автобиография.
Определение понятия. Данные, обязательные для указания в автобиографии. Отличие служебной автобиографии от литературной. Пути избежания речевых и стилистических ошибок.
6
Тема 5. Характеристика.
Назначение. Обязательные элементы (реквизиты) характеристики. Ознакомление с образцами. Отличие деловой характеристики от художественной. Коллективная работа по составлению деловой характеристики.
7
Тема 6. Протокол. Докладная записка. Объяснительная записка. Акт. Справка.
Протокол, докладная и объяснительные записки, акт, справка как формы служебной документации. Назначение каждого вида документов. Реквизиты. Правила оформления. Ознакомление с образцами. Самостоятельное составление документов с использованием образцов.
Раздел II. Устные формы делового русского языка.
8
Тема 1. Особенности служебно-делового общения.
Цели и задачи делового общения (обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого). Требования к речевой коммуникации в деловой среде. Роль вопросов в деловом общении, критерии их классификации, виды вопросов (закрытые, открытые, вопросы о фактах, контрольные, уточняющие, зондирующие, зеркальные, косвенные, эстафетные, вопросы-мосты, заключающие).
9
Тема 2. Деловая беседа.
Определение понятия. Виды деловых бесед (при приеме на работу, при увольнении с работы, проблемные, дисциплинарные). Преимущества деловой беседы (быстрота реагирования на высказывание собеседников, эффект обратной связи). Роль вопросов в деловой беседе. Структура беседы. Устойчивые речевые обороты. Культура речи.
10
Тема 3. Деловое совещание.
Определение понятия. Факторы успеха в проведении делового совещания. Виды деловых совещаний. Дискуссия и мозговой штурм как формы проблемного совещания.
11
Тема 4. Телефонный разговор.
Особенности телефонной коммуникации (увеличение нагрузки на устно-речевые средства взаимодействия партнеров по общению из-за отсутствия визуального контакта, скорость передачи информации, большая роль пауз, интонации, манеры разговора). Ознакомление с памяткой "Телефонный этикет. Этикетно - речевые формулы".
12
Тема 5. Особенности деловой речи перед микрофоном и телекамерой.
Деловое интервью как беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес. Фазы интервью: контактоустанавливающая, фаза концентрации внимания, фаза подведения итогов разговора. Типы интервью (расспрос, обмен мнениями, портрет). Правила поведения (ознакомление с памяткой). Деловая реклама.

Раздел III.
13
Тема "Использование технических средств в деловой коммуникации".
Современные технические средства деловой коммуникации ( телефакс, факс - модем, сканер, электронная почта, пейджер, сотовый телефон). Ознакомление с работой с использованием телефакса.


Формой итогового контроля является зачет, проводимый в 2 этапа:
1 этап - письменный зачет (составить документ данного жанра);
2 этап - устный зачет ( принять участие в деловой беседе в данной форме на указанную тему).
Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании курса учащиеся должны знать:
- отличительные признаки официального делового стиля;
- порядок и необходимые реквизиты в оформлении различных документов;
- специальные устойчивые речевые обороты, используемые в официально-деловом стиле речи;
- факторы успеха в ведении деловой беседы, делового совещания, телеинтервью.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно оформлять документы различных типов;
- отличать лексические и грамматические приметы официально-делового стиля от других стилей;
- строить устное монологическое и диалогическое высказывание при ведении деловой беседы, участии в деловом совещании, взятии делового интервью.

Список литературы:
1. Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. Проф. Максимова В.И. - М. : Гардарики 2000.
2. Борисковская Е.Н. Русский язык. Литература. Пособие для старшеклассников и абитуриентов - М.: ЗАО "Славянский дом книги". 2003.
3. Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка.- М.: Просвещение. 1980.
4. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. - М.: Просвещение 1989.
5. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение. 1983.
6. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. - М.: Просвещение. 1987.
7. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. (Под ред. Т.А.Ладыженской) - М.: Просвещение. 1991.
8. Русова Н.Ю. Как стать грамотным. - Н. Новгород: Издательство "ДЕКОМ". 1994.
9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977.
10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь - справочник лингвистических терминов. М., 1985.
11. Арефьева С.А. К вопросу о стилистических ошибках в письменной речи учащихся. Русский язык в школе. - 2000.- № 2. - с. 23 - 25.
12. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. 2000.




РАЗДЕЛ II

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ









"Портрет в литературе и живописи"
(межпредметный курс)


Шмакова Наталья Алексеевна,
учитель русского языка и
литературы
СОШ № 1 г.Радужный
Владимирской области

Пояснительная записка

Исходя из того, что целью образования является формирование всесторонне развитой гармоничной личности, остро встает вопрос об интеграции различных школьных дисциплин. Интеграция помогает достичь хороших результатов в формировании мировоззрения учащихся; ученики получают реальную возможность научиться синтезировать полученные знания, уметь видеть общие проблемы разных дисциплин.
Интегрированный межпредметный курс "Портрет в литературе и в искусстве" делает возможным создание благоприятной среды для формирования у учащихся целостного восприятия художественного и живописного произведений. Познание сходства и различия законов разных видов искусства, их специфических средств выразительности, богатой палитры красок дает возможность ученикам глубже почувствовать, понять и оценить произведения этих двух миров искусства.
Понимать язык литературы и живописи, и художника, находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого, выявить идейный замысел писателя не только анализировать образы, но и давать им свои оценки, выражать свои взгляды - вот задачи предлагаемого курса. Курс дает возможность учащимся познакомиться с приемами раскрытия внешности человека в литературе и живописи, научиться отбирать адекватные языковые средства для характеристики и оценки внешности человека (героя).
Большое место на занятиях отводится работе со словарями с текстами художественных произведений. Основным методом при работе с текстом является сравнительный анализ произведений. В процессе занятий ученики создают несколько творческих сочинений-этюдов. Создание автопортретов - итоговая работа.
Курс рассчитан на 15 часов и адресован учащимся гуманитарного цикла, которые в будущем, возможно, станут искусствоведами.

Содержание курса

Тема 1. Предмет и задачи курса.
"Так что же такое портрет? Как человек видит другого человека? Как он выражает это видение, какие приемы для этого использует?" (лекция учителя).
Работа со словарями: выписать значение слова "портрет" из словаря иностранных слов, В.Даля, С.И.Ожегова, словаря литературоведческих терминов; в каждом определении "портрета" подчеркнуть ключевые слова. Подводим итог: "портрет - это...). Задание: "Создать портрет по образцу словесного портрета в криминалистике".
Можно ли считать художественным изображением портрет, который вы создали? Чего ему не хватает, чтобы стать художественным изображением человека в слове?
Тема 2. Литературный портрет в произведениях XVIII и XIX в. (3 часа).
1. Описание героя в стихотворении Г.Державина "Решемыслу". Приемы раскрытия образа лирического героя.
Прочитать стихотворение Державина Г.Р. "Решемыслу", подчеркнуть слова и словосочетания, которыми поэт характеризует своего героя. Какие качества приписывает Державин своему герою? Дает ли Державин читателю какое-либо представление о внешности Решемысла? Как, по-вашему, должен выглядеть Решемысл, чтобы его внешность соответствовала его характеру и достоинствам? Опишите прозой или стихами.
2. Описание Сперанского в отрывке Толстого "Война и мир".
Выпишите слова и словосочетания, которые Толстой использует, создавая портрет Сперанского.
Какое впечатление оставил у вас образ Сперанского?
3. В чем сходство Сперанского и Решемысла? Используют ли Державин и Толстой какие-либо общие приемы для создания портрета? Какие? Встречаются ли одинаковые слова и словосочетания? Если да, то выпишите их. Чем отличаются эти изображения? Вспомните какие-либо черты, характеризующие искусство тех эпох. Какие из них нашли отражение в тестах? (воспользуетесь энциклопедией).
Тема 3. Портрет в живописи художников.
1. Рассказать о жанре народного портрета.
2. Подумайте, какой из портретов (Д.Г.Левицкий "Портрет Кокоринова" и И.Е. Репин "Портрет А.И.Дельвига") написан во времена Державина, а какой - во времена Толстого. Обоснуйте свое мнение.
Опишите цветовую гамму портретов, композицию обеих картин (учитывайте размещение фигур в пространстве; посмотрите, не лежит ли в основе композиции какая-либо геометрическая фигура), опишите позу портретируемого.
Используйте предложенные слова и словосочетания. Суммируя собранный вами словесный материал, создайте два текста-описания: картины Левицкой и картины Репина.
Тема 4. Отличие портрета конца XVIII в. от портрета второй половины XIX в. на примере литературных портретов.
Выберите из предложенных ниже слов одно понятие, с помощью которого вы могли бы охарактеризовать отличие портрета конца XVIII в. от портрета второй половины XIX в. на примере литературных портретов Державина и Толстого. Обоснуйте свое мнение. Реализм, отвлеченность, индивидуальность, жизнеподобие, театральность, классицизм, декоративность, конкретность, противоречивость, сентиментальность, абстрактность (работа со словарями).
Представьте себе, что вы заказали художнику свой портрет. Опишите, какие бы средства вы выбрали, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность.
Тема 5. Женские образы в литературе и живописи.
1.Прочитать три женских портрета: из повести А.Д. Дружинина "Полинька Сакс", из романа Ф.Достоевского "Идиот" и романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Выписать слова и словосочетания, которые использованы для создания образа каждой героини.
Наблюдение над особенностями стиля (лексика, синтаксис) - работа с текстами.
2.Перед вами пять женских портретов. Выберите среди них тот, который, с вашей точки зрения, более других напоминает Настасью Филипповну. Обоснуйте свой выбор.
3.Прочтите рассказ И. Бунина "Натали". Подчеркните в тексте описание внешности Натали. Выпишите глаголы, которые Бунин использует, описывая Натали, и глаголы, которыми описывается, как видит Натали герой рассказа. Какой образ Натали создается благодаря этим глаголам?
Сравните описание Натали ее подругой Соней с описанием Мицерского. В чем разница? Отличается ли портрет Натали от уже знакомых вам женских портретов (Одинцовой, Настасьи Филипповны и др.).
Проследите все изменения цвета. Есть ли в них логика, смысл.

Тема 6. От чего зависят метаморфозы портрета?
1. Прочтите литературный портрет из повести Леонида Андреева "Иуда Искариот". Выпишите все существительные. Что вы можете сказать об Иуде Л. Андреева? Ответьте на вопрос, используя собранный словесный материал.
2. Посмотрите на три фотографических портрета театрального режиссера XX в. Всеволода Мейерхольда. Можно ли угадать душевное состояние Мейерхольда? Опишите его. Что наиболее выразительно свидетельствует об этом состоянии: выражение глаз, игра света и тени на лице, поворот головы. Используя фотографии, создайте словесный портрет Мейерхольда.
Посмотрите на живописный портрет Вс. Мейерхольда, написанный художником Б.Д.Григорьевым. Можно ли назвать портрет Григорьева психологическим? Сравните Мейерхольда на потрете и на фотографиях. В чем вы видите отличие, сохраняется ли в этих образах что-либо общее?

Тема 7-8. Заключительные занятия.
1. Беседа. Выводы о приемах раскрытия внешности человека в искусстве.
2. Создание автопортретов (опишите себя или нарисуйте).

Тематический план курса.


Тема занятий
Кол-во часов
Форма занятий

I

Предмет и задача курса. Что то же такое портрет? Как человек видит другого человека? Как он выражает это видение, какие приемы для этого использует?"

1 час

Лекция, работа со словарями, поездка в Третьяковскую галерею
II
Литературный портрет в произведениях XVIII и XIXв.
2.1. Описание героя в стихотворении Г.Р.Державина "Решемыслу". Приемы раскрытия лирического героя.
2.2. Описание Сперанского в отрывке из романа Л.Н.Толстого "Война и мир". Приемы создания образа.
2.3. Использование Г.Р. Державиным и Л.Н.Толстым общих приемов создания портрета.

3 часа
Лекция с просмотром видеофильмов.
Анализ стихотворения - работа в группах или в парах.
Коллективная работа: выписать слова и словосочетания, которые Толстой использует, создавая портрет Сперанского
Сравнительный анализ произведений. Письменная работа. Обсуждение работ учащихся.
III
Портрет в живописи художников.
3.1.Левицкий Д.Г. Портрет А.Ф. Кокоринова
3.2.Репин И.Е. Портрет А.И.Дельвига.
3.3.Сопоставление портретов двух художников двух разных эпох
3 часа
Лекция, наблюдения. Устные сочинения-описания картин с использование предложенных слов и словосочетаний. Сравнительный анализ. Письменная работа.
IV
Отличие портрета конца XVIII в. от портрета второй половины XIX в. на примере литературных портретов Державина и Толстого и живописных портретов Левицкого и Репина.


1 час
Работа со словарем (по-нятия: реализм, отвлечен-ность, индивидуальность, жизнеподобие, конкрет-ность, театральность, сен-тиментальность, абстракт-ность и др.).
Коллективная работа (см.тему Творческое задание (п/р):
Представьте себе, что вы заказали художнику свой портрет.
V
Женские образы в литературе и живописи.
5.1.Три литературных портрета: Полиньки Саке из одноименной повести А.Д. Дружинина, Настасьи Филлиповны из романа Ф.М. Достоевского "Идиот" и Анны Сергеевны Одинцовой из романа И.С.Тукргенева "Отцы и дети".
5.2. Сопоставление вышеуказанных литературных портретов с портретами живописи:
* И.Е Репина "Актриса Стренетова"
* Ф.С.Рокотова "Портрет А.П.Струйской",
* В.А.Серова "Портрет С.М.Лукомской"
* Н.А.Ярошенко "Портрет актрисы Стрепетовой"
* М.В.Нестерова "Портрет дочери Нестеровой"
5.3. Цветопись в рассказах И.А.Бунина. Отличие портрета Натали из одноименного рассказа с уже известными женскими портретами (Одинцовой, Настасьи Филипповны)
Проследите все изменения цвета. Есть ли в них логика, смысл.

Чтение отрывков. Работа с таблицей: "Выпишите слова и словосочетания, которыми создан образ героини".



Устные сочинения-описания. Творческое задание: "Выберите среди этих портретов тот, который с вашей точки зрения, более других напоминает Настасью Филипповну". Обоснуйте свое мнение.


Работа с текстами:
Подчеркните описание внешности Натали, последите все изменения цвета, есть ли в них логика и т.д.
Письменная работа (см. тему)
VI
От чего зависят метаморфозы портрета? Способность конкретного лица на портрете превращаться в идею, в символ.
6.1. Литературный портрет Иуды из повести Леонида Андреева "Иуда Искариот".
6.2. Всеволод Мейерхольд на портрете Б.Д. Григорьева и на фотографиях.


2 часа
Работа с текстом, создание таблицы: "Выпишите эпитеты "героического", "величественного" плана и "низкого", "бытового"
Наблюдения (см. тему) П\р используя фотографии, создайте словесный портрет Мейерхольда.
VII
VIII
Заключительное занятие.
Выводы о различиях между портретами в изобразительном искусстве и портретом в литературе.
Создание автопортретов.
Круглый стол.
"Попробуйте оценить пройденный вами путь. Изменилось ли что-нибудь в вашем представлении о портрете?"
Творческая работа "Попробуйте создать авто-портрет" (опишите или нарисуйте).

Список иллюстраций

1. Д.Г.Левицкий (1735-1822). Портрет А.Ф.Кокорикова.
2. Д.Г.Левицкий. Портрет И.И.Шувалова 1780-1790.
3. Д.Г.Левицкий .Портрет А.А.Безбородко 1780 г.
4. И.Е Репин (1844 - 1930). Портрет А.И. Дельвига 1882 г.
5. Е.И Репин. Актриса П.А.Стрепетова 1882 г

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign