LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>
















Анализ текстов разных стилей.








* Упражнения на установле-ние стилевой принадлеж-ности речи.
* Самосто-ятельное построение сообщения определен-ного стиля.








Анализ текстов научного стиля.



















* Анализ образцов деловых бумаг
* Самостоя-тельное составление автобиогра-фии, заявления, резюме.





















* Компексный анализ художест-венных текстов.
* Устное изложение с элементами художест-венности.



















* Упражнения на выявление стилевых черт публицисти-ческой речи.
* Самостоя-тельная подготовка устного публичного выступления































Анализ образцов публичных речей с оценкой личности оратора.
















Составление сообщений на заданную тему с учетом контактоуста-навливающей функции устной речи.




















































* Анализ текстов-образцов ораторских речей.
* Консульта-ции по подготовке творческих работ учащихся к итоговой конферен-ции.


























































* Устные сообщения учащихся с последую-щей дискуссией.
* Публичная презентация самостоя-тельно выполнен-ной работы (реферат, доклад и др.).

Литература


1. Акишина А.А., Формановская. Русский речевой этикет. М., 1983.
2. Вомперский В.П. Риторика в России 17-18 вв. М., 1988.
3. Герман М.А. Основы риторики. К., 1988.
4. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов учебных заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий. М., "Просвещение", 1994.
5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Речевое мастерство лектора. М., 1987.
6. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., 1988.
7. Мартьянова И.А. Основы риторики. Пособие-хрестоматия для старшеклассников. СПб., "Сова", М., "Эксмо-Пресс", 2002.
8. Михайличенко Н.А. Риторика. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М., "Новая школа", 1994.
9. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 классы. М., "Дрофа", 2001.
10. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1982.
11. Озерова Н.Г., Маклакова Г.В. Программа по риторике и ораторскому мастерству для гимназий. Проект // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1991, № 8.
12. Успенский Л.В. Культура речи. М., 1976.
13. Чуковский К.И. Живой как жизнь: о русском языке. М., 1982.









"Топонимия родного края"


Петрова Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
Симской средней школы
Юрьев-Польского района
Владимирской области

Пояснительная записка

Предлагаемый лингвокраеведческий курс посвящен одному из самых интересных разделов лексикологии - топонимике, занимающейся изучением географических названий. Говоря словами К. Паустовского, "для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий".
Географические имена таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка. Рано или поздно у каждого непроизвольно возникают вопросы: почему слово-название так необычно? Кто придумал его? Что оно значит?
Курс поможет удовлетворить естественное желание школьника, разгадать тайну появления названия в русском языке.
Исследование оставленных в наследство нашими предками названий сел, рек, оврагов, рощ, болот - все это вместе взятое складывается в образ малой родины, это соприкосновение с национальной историей и самобытной культурой Владимирской земли, уважение к духовному наследию прошлого. Знать прошлое родного края нужно каждому, так как без прошлого нет будущего.
Цель курса: через изучение топонимов родных мест помочь учащимся ближе и глубже познать свой край, привить интерес к изучению его истории, способствовать патриотическому воспитанию.
Задачи курса:
- знакомство учащихся с топонимикой как наукой, видами топонимов, их этимологией; сбор топонимического материала; изучение особенностей лексики, отражающей географические названия;
- формирование навыка поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края; развитие умения вести диалог с различными категориями собеседников; формирование навыка оформления лингвистического бюллетеня; расширение лингвистического кругозора;
- воспитание чувства гордости и уважения к самобытной языковой культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры России; бережного отношения к народному слову.
Курс рассчитан на учащихся 8 - 9 классов с различным уровнем обученности, проявляющих интерес к этимологии языка, истории родного края, земле, где довелось родиться.
Данный курс поможет учащимся определиться в выборе профиля обучения в старшей школе, а в дальнейшем и в выборе жизненной дороги, одной из которых могла бы стать наука. Например, такой её раздел, как топонимика. Объем курса - 13 часов.

Тематическое планирование

№№
Наименование тем курса
Кол-во ч.
Организационная форма
1.
Что такое топонимия.
1 ч.
Лекция с элементами беседы.
2.
Виды топонимов. Гидронимы.
3 ч.
Экспедиция за гидронимами. Обработка собранных материалов.

3.
Ойконимы.
3 ч.
Работа с книгой, архивными документами, газетными материалами.
4.
Оронимы.
2 ч.
Встречи со старожилами. Составление топонимических карточек.
5.
Микротопонимы.





2 ч.
Беседа с информантами. Обработка собранных материалов.
6.
Итоговое занятие. Конференция.

2 ч.
Выступления учащихся с сообщениями.
Итого
13 ч.


Содержание курса

1. Что такое топонимия.
Топонимика как наука о топонимах. Деление топонимов по какому-либо признаку: территориальному (топонимия России), языковому (русская топонимия), хронологическому (топонимия XIX в.).
Этимология топонимов.
Важность изучения топонимии для познания истории народа и истории языка.
2. Виды топонимов. Гидронимы.
Основные принципы и способы номинации географических объектов. Собственные названия гидрографии: рек, ручьев, озер, болот, прудов. Информационный диалог с коренными жителями села и окрестных деревень. Запись легенд, связанных с названиями гидронимов. Выяснение этимологии топонимов с помощью научно-популярной и справочной литературы.
3. Ойконимы.
Собственные названия населенных пунктов (с. Сима, д. Марково, д. Бильдино, с. Федоровское, с. Добрынское, с. Спасское, с. Матвейщево, д. Каменка, м. Лучки, с Веска, с. Глотово. Объяснение смыслового значения названий, их происхождения. Названия по природным и хозяйственным признакам объекта, по их принадлежности владельцу; названия - посвящения.
Работа с научно-популярной и справочной литературой.
4. Оронимы.
Собственные названия объектов рельефа местности: гор, холмов, оврагов и т.д. Встречи со старожилами села и окрестных деревень. Запись легенд, связанных с названиями оронимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы. Составление топонимических карточек.

5. Микротопонимы.
Собственные названия небольшого объекта, известность которого ограничена узким кругом местных жителей. Названия рощ, полян в лесу, родников, покоса и т.д.
Беседа с информантами. Выяснение этимологии названий микротопонимов с помощью словарей.
Составление топонимических карточек.


Форма контроля: оформление страницы лингвистического бюллетеня, посвященной одному из топонимов; устное выступление с сообщением.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:
- определения основных понятий, связанных с топонимикой как наукой (топонимика, топоним, гидроним, ойконим, ороним, микротопоним);
- основные принципы и способы номинации географических объектов;
- топонимы родного края, их этимологию.
Уметь:
- составлять вопросы для бесед с жителями села;
- вести информационный диалог;
- работать с научно-популярной и справочной литературой;
- систематизировать собранные материалы;
- оформлять лингвистический бюллетень;
- выступать с сообщением по топонимике.

Список литературы

1. Кружковая работа по русскому языку / Составитель Н. Н. Ушаков. М, "Просвещение", 1979.
2. Е. М. Поспелов. Историко-топонимический словарь России. М., "Профиздат", 2000 г.
3. Е. А. Левашов. "Москвичи и иных мест люди..."Л., "Наука", 1968 г.
4. В. Ф. Барашков. Знакомые с детства названия. М., "Просвещение", 1982 г.
5. Лев Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. "Лениздат", 1974 г.
6. Э. М. Мурзаев. Очерки топонимики. М., 1974 г.
7. Р. А. Агеева. Происхождение имен рек и озер. М., 1985 г.

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign