LINEBURG


страница 1
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Сборник программ элективных курсов
предпрофильного и профильного обучения
(Владимирская область)

Настоящий сборник элективных курсов составлен на основе материалов проведенного в 2003-2004 учебном году среди учителей-словесников Владимирской области регионального конкурса программ элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Представленные в сборнике программы имеют различную степень самостоятельности: от авторских версий уже апробированных курсов до собственно авторских программ. При подготовке материалов к публикации была предпринята попытка максимально сохранить авторскую стилистику и своеобразие каждой программы.
Сборник призван оказать помощь администрации и учителям общеобразовательных школ в обеспечении занятий по вариативному компоненту Базисного учебного плана.
Приносим благодарность всем учителям, принявшим участие в конкурсе программ элективных курсов, и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Экспертный комитет конкурса





СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА


Материалы по предпрофильному обучению

Раздел I. Предметно ориентированные курсы (русский язык и литература)

1. Амоскина Т.В. "Искусство понимания художественного текста". (СОШ № 1 г. Радужный).
2. Блинова З.В. "Интерпретация текста". (Симская СОШ Юрьев-Польского района).
3. Воронина Л.В. "За строкой поэтического текста (учимся понимать текст)". (Андрееевская СОШ Судогодского района).
4. Рябова А.Ю., Шестерикова Н.В. "Филологический анализ текста (на основе материала произведений современных владимирских писателей)". (Гимназия № 35 г. Владимир).
5. Подпорина Л.В. "Анализ литературного произведения в единстве формы и содержания (на примере произведений А. Ледащева)". (Гимназия № 35 г.Владимир).
6. Цветкова С.В. "Писатели и наш край". (СОШ № 17 г. Петушки).
7. Щаднова Т.П. "Жанр сочинения-эссе". (СОШ № 1 г. Радужный).
8. Романова Л.П. "Культура общения и речь". (Юрьев-Польский педагогический колледж).
9. Горпинко Н.И. "Этика речевого общения". (Гимназия №23 г. Владимир).
10. Бурко Т.Д., Гордиенко Л.В. "Ораторское искусство". (СОШ № 14 г. Александров).
11. Петрова В.А. "Топонимия родного края". (Симская СОШ Юрьев-Польского района).
12. Дубенская О.В. "Деловой русский язык. Практикум". (Симская СОШ Юрьев-Польского района).

Раздел II. Межпредметные курсы

1. Шмакова Н.А. "Портрет в литературе и живописи". (СОШ № 1 г. Радужный).
2. Слепцова А.А. "Основы сценарной композиции". (Центр внешкольной работы "Лад", ЗАТО г. Радужный).
3. Кезимова Т.А., Дубова С.Н. "Основы информационной культуры". (СОШ № 19 г. Владимир).

Материалы по профильному обучению

Раздел 1. Предметно ориентированные курсы (русский язык и литература)

1. Голубева А.А. "Филологический анализ текста". (СОШ № 5 г. Владимир).
2. Курьянова И.Н. "Литературное краеведение". (СОШ № 31 г. Владимир).
3. Максимова Т.П. "Литературное краеведение" (Зареченская СОШ Собинского района)
4. Рахматуллина В.Е. "Практический курс русской стилистики". (Клязьмогородецкая СОШ Ковровского района)
5. Гулякова Н.С. "Из истории развития лингвистической мысли в России". (СОШ №29 г. Владимир).

Раздел 2. Межпредметные курсы

Филимонова С.С. "Счастливая семья". (Осиповская СОШ Ковровского района).



ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ



"Искусство понимания художественного текста"

Амоскина Татьяна Владимировна,
учитель русского языка илитературы
СОШ № 1 г. Радужный
Владимирской области


Пояснительная записка

Предлагаемая программа призвана подготовить учащихся 9-х классов к восприятию художественного текста и к анализу программных произведений в 10-11 классах гуманитарного направления.
Предлагаемая программа дает более глубокое понятие интерпретации произведений русской классики (в рамках программы 9 кл.) и тем самым является подготовкой учащихся к курсу по анализу художественных произведений в старшем звене (10-11 кл.).
В качестве дидактического материала предлагается использовать тексты художественных произведений программы по литературе для 9 класса.
Содержание курса обусловливает применение как теоретических, так и практических форм занятий. При отборе теоретических понятий предпочтение отдано мало известным в школе механизмам восприятия текста (прогноз, читательская установка, скважины и т.д.), метафоре как основному приему создания художественного образа. Причем метафора трактуется не просто как один из тропов, но и как художественный принцип, что развивает мышление учащихся. Учащимся предложен дидактический материал в задачах и упражнениях. Литературные задачи созданы так, что при работе с ними необходимо возвращаться к прочитанному, разворачивать текст, прогнозировать его дальнейшее содержание. Решать литературные задачи на занятии можно с целой группой, в форме индивидуальных заданий или в коллективно-распределительной деятельности с тем, чтобы учащиеся приобретали опыт выражения собственных мыслей.
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для 9-классников, готовящихся выбрать гуманитарный профиль обучения в 10-11 классах.

Требования к уровню освоения курса

Учащиеся должны знать:
* что такое интерпретация, её виды и разные интерпретации смысла одного и того же произведения;
* знать законы языка произведения: тропы, фигуры, рифмы и т.п.
Учащиеся должны уметь:
* понимать "формальные" элементы текста, т.е. элементы формы;
* определять виды информации в тексте (концептуальную, фактуальную, подтекстовую);
* расшифровывать "скважины" в тексте, в том числе аллюзии, скрытые цитаты;
* объяснить отношение заглавия с текстом;
* дать интерпретацию повести или рассказа;
* анализировать драматическую (спектакль), телевизионную или киноинтерпретацию произведения русской классической литературы (в рамках программы 9 класса).



Тематический план


Тема
Количество часов

1. Художественная речь
2. Художественный текст
3. Художественное слово
4. Поэзия
5. Проза
6. Драма
7. Постижение смысла. Интерпретация
8. Итоговое занятие

1
2
5
1
1
1
5
1
Всего
17


Содержание курса

Тема 1.
Язык и речь. Противопоставление языка и речи. Литературный язык, его состав, содержание. Культура речи. Язык как первоэлемент художественной литературы. Литературный язык и язык художественной литературы.
Художественная речь.
Автор - текст - читатель.
Образ автора и идейно-эстетическое содержание.
Автор-писатель, автор-повествователь, автор-рассказчик.
Форма занятия: лекция.

Тема 2.
Художественный текст. Текст как система. Содержание художественного текста: события, характеры, речь, социальные и нравственно-психологические коллизии.
Уровни содержания: событийное, идейное, языковое, образное отражение мира.
Виды информации в тексте.
Структура художественного произведения. Членимость текста.
План содержания и план выражения. Тема, рема. Цель высказывания.
Художественный образ как синтез идейного и языкового содержания художественного текста.
Форма занятия: лекция, практикум - работа с текстами.

Тема 3.
Художественное слово.
Слово как единица организации художественного текста. Кодифицированное и контекстуальное значение слова. Многозначность. Синонимия. Антонимия. Ключевые слова. Семантические поля. Текстообразующие свойства слова.
Внимание к слову: "скважина".
Внимание к знаку.
Внимание к форме.
Эстетическая трансформация слова в художественном тексте. Тропы. Стилистические фигуры.
Ассоциативный ряд. Словесный образ. Метафора как художественный принцип.
Форма занятия: практикум, работа с текстами художественных произведений, решение литературных задач.

Тема 4.
Поэзия. Фонетическая организованность, метафоричность, концентрированность - родовые свойства поэзии.
Лирический образ - образ-переживание. Лаконизм средств. Многоплановость смысла. Тяготение к условности.
Художественная структура стихотворения.
Пространственная, временная, духовная позиция поэта.
"Сюжет" лирического стихотворения.
Композиция.
Стих как определенный звуковой и интонационный отрезок стихотворной речи. Стихотворные размеры.
Рифма. Законы строфики.
Стиховая мелодика. Тоника. Звукопись.
Анализ поэтического текста.
Форма занятия: лекция с элементами анализа текста, решение литературных задач.

Тема 5
Проза.
Отличительные признаки. Образ автора-повествователя, его позиция. Психологизм. Повествование. Описание.
Рассуждение. Пространственная и временная определенность. Эпизод. Сюжетность. Контекст. Изобразительно-выразительные средства. Колорит места и времени.
Эмоционально-экспрессивная лексика.
Ирония. Сатира. Юмор. Критика.
Форма занятия: лекция, практикум, работа с текстами, решение литературных задач.

Тема 6.
Драма.
Драматургический текст. Речевая характеристика сюжета. Авторские ремарки. Языковые средства речевой характеристики. Социально-реалистическая драма, сатира, "драма нравов".
Сценические средства художественной выразительности.
Сценарий. Сценическая интерпретация художественного текста.
Форма занятия: практический разбор комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль", А.С.Грибоедова "Горе от ума", Н.В. Гоголя "Ревизор".

Тема 7.
Смысл. Интерпретация.
Понятие интерпретации как постижение художественного целого средствами науки. Проверка интерпретации принципами и приемами поэтики.
Принципы научного интерпретирования художественного текста.
Форма занятия: лекция, практические занятия.

Варианты заданий:
1. Дайте интерпретацию "Капитанской дочки" А.С. Пушкина:
а) внимательно прочитайте текст;
б) определите основной эмоциональный тон (пафос) произведения и его содержательные доминанты;
в) кратко сформулируйте основную идею и общий смысл произведения;
г) еще раз перечитайте текст. Найдите и зафиксируйте по ходу чтения те художественные особенности, которые подтверждают вашу первичную интерпретацию. Отметьте те особенности текста, которые не согласовываются с вашей интерпретацией, противоречат ей;
д) скорректируйте первичную интерпретацию и подкрепите каждое положение примерами;
е) повторите операции, предусмотренные пунктом г);
ж) дайте окончательную интерпретацию произведения.

2. Проанализируйте любую драматическую (спектакль), телевизионную или киноинтерпретацию произведения русской классической литературы, руководствуясь данной выше схемой.
Дополнительно ответьте на вопросы:
- Соответствует ли режиссерская позиция авторской?
- Можно ли оценить трактовку литературных образов актерами как адекватную или нет? (Ответ обоснуйте.)
- В каком случае выше сила эмоционального воздействия - при чтении произведения или при его творчески-образном восприятии?
- Обогащает ли данная экранизация (спектакль, телефильм) наше представление о произведении или наоборот?

Тема 8. Итоговое задание
Руководствуясь схемой, дайте развернутую и доказательную интерпретацию следующим произведениям:
А.С. Пушкин."Медный всадник",
Н.В. Гоголь. "Вий", "Шинель",
М.Ю. Лермонтов. "Демон",
В.М. Шукшин. "Срезал",
А.П. Чехов. "Чайка" или рассказ по выбору,
А.Т. Твардовский. "Василий Теркин".

Учебно-методическое обеспечение курса
Литература

1. Граник Г.Г., Шаповал Л.А., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Литература. Учимся понимать художественный текст / Задачник-практикум. 8-11 классы - М., НПО "Образование от А до Я", 1999.
2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников.- М., "Флинта", "Наука",2003.
3. Шанский Н.М. О курсе "Русская словесность" на продвинутом этапе обучения (10-11 кл.) // РЯШ, 1994, № 5, с.35-39.
4. Шанский Н.М. Анализ художественного текста./Сб. ст. под ред. Н.М. Шанского.- М., 1975-1978 ( вып.1-3).
5. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1971.
6. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М., 1980.
7. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М., 1963.
8. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М., 1970.
9. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ - М., 1988.











"Интерпретация текста"


Блинова Зинаида Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Симской средней школы
Юрьев-Польского района
Владимирской области




Пояснительная записка
Предлагаемый курс определен необходимостью совершенствования работы по развитию письменной речи учащихся.
Курс призван обеспечить системный подход к обучению интерпретации исходного текста и создания на его основе самостоятельного высказывания.
Задачами курса являются:
- формирование у школьников четкого понимания жанрово-тематических и стилевых особенностей заявленного в задании текста;
- развитие умения анализировать чужое речевое произведение в соответствии с заданным направлением интерпретации и собственным творческим замыслом;
- приобщение к традициям культуры речи и воспитание потребности активно и творчески их осваивать.
Курс рассчитан на 15-17 часов и рекомендуется для работы с учащимися 9-х классов, испытывающими затруднения в восприятии, истолковании чужого высказывания и в создании своего текста на его основе. Практическое решение задач данного элективного курса происходит на основе материалов к письменному экзамену по русскому языку в 9 классе, т.е. текстов изложений и заданий к ним (1 типа). Классификация заданий определила содержание курса.

Тематическое планирование

№№
Наименования тем курса
Кол-во часов
Организационные формы деятельности
1.
Определение главной мысли текста
2ч.
Выписывание ключевых слов, подбор словосочетаний
2.
Определение значения эпизода в жизни героя
1 ч.
Составление сюжетного плана
3.
Составление характеристики героя
2 ч.
Собирание рабочих материалов
4.
Выявление причинно-следственных связей в повествовании о событиях и герое(-ях)
2 ч.
Логический анализ причинно-следственных отношений
5.
Обозначение рефлексивной реакции читателей на содержание текста
2 ч.
Словарная работа
6.
Определение авторской позиции
1 ч.
Подбор синонимов и антонимов
7.
Формулирование проблемы
2 ч.
Отбор лексики публицистического стиля, речевых оборотов и синтаксических форм
8.
Роль творческого дополнения к тексту
1 ч.
Беседа по выбору вариантов творческого дополнения.
9.
Обоснование стиля текста
3 ч.
Стилистический анализ текста
10.
Ознакомление с профессиональными интерпретациями текстов
1 ч.
Чтение отрывков из аналитических статей

Итого

17 ч.

Содержание курса
1. Главная мысль текста
"Растворение" идеи текста в его сюжете.
Абзацы, фразы, речевые обороты, отдельные ключевые слова, несущие основную идею автора.
Авторское заглавие. Варианты ученических заглавий.
2. Значение эпизода в жизни и формировании личности героя
Эпизоды, составляющие сюжетную основу текста. Главное событие в жизни героя. Влияние эпизода на жизнь героя и его личность.
3. Характеристика героя
Поведение персонажа, его чувства, настроения, убеждения, намерения. Речь героя, самооценка и его оценка окружающими и автором.
4. Причинно-следственные связи в структуре текста
Последовательность событий. Сопоставление фактов и явлений начала и конца текста. Логическая закономерность действий.
5. Определение впечатлений читателя от содержания текста, т.е. выявление рефлексивных реакций
Толкование понятия "рефлексия". Отношение к прочитанному. Неоднозначность восприятия текста разными людьми. Интерес к другому мнению.
6. Авторская позиция
Зашифрованность авторской позиции в тексте.
Определение её путем "медленного" чтения и анализа различных элементов произведения.
Прозрачность авторской позиции в тексте публицистического стиля.
7. Проблема, отражённая в тексте
Идейная направленность и эмоциональная окрашенность произведения. Типичность изображенной ситуации. Место проблемы в системе ценностей. Пути решения её.

8. Творческое дополнение к тексту
Границы творческой свободы при составлении дополнения к исходному высказыванию.
Идейно-тематическая и стилевая однородность авторского текста и ученического дополнения к нему.
9. Определение авторского стиля
Стили речи. Стиль прочитанного текста. Признаки названного стиля в анализируемом произведении. Оригинальность авторской стилевой манеры.
Формы контроля

1. Составление композиционных планов к текстам.
2. Индивидуальные задания по составлению рабочих материалов к сочинениям.
3. Написание текстов ответов на вопросы. Редактирование и саморедактирование их.
4. Индивидуальные задания по устному высказыванию.
5. Конкурс на лучшее дополнение к авторскому тексту.
6. Контрольная работа по самостоятельной интерпретации незнакомого текста.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: основные жанровые признаки текстов, составляемых по заданиям к исходным высказываниям;
Принципы построения текстов обозначенных заданием жанров;
Характерные особенности стилей литературного языка;
Учащиеся должны уметь: отбирать материал из чужого текста для его анализа в направлении, указанном формулировкой задания;
Строить самостоятельное рассуждение в соответствии с жанровыми требованиями, определенными заданием-вопросом;
Выдерживать по возможности более точно стилевое единство исходного текста и высказывания, составленного на его основе.

Литература
Для учащихся:
- Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку в 9 классе. М., 2002.
- Е.И. Никитина. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов образовательных учебных заведений. М., "Просвещение", 1993.
Для учителя:
- Граник Г.Г., Шаповал Л.А., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник - практикум 8-11 классы, НПО "Образование от А до Я". М., 1999.
- Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 классы. М., "Дрофа", 2001.






"ЗА СТРОКОЙ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
( УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ)"

Воронина Лариса Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
Андреевской СОШ
Судогодского района
Владимирской области

Пояснительная записка

Программа элективного курса "За строкой поэтического текста" рассчитана на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Цель курса:
формирование умений творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

Задачи курса:
формирование духовно богатой, высоконравственной и творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование потребности в самостоятельном чтении поэтических текстов;
развитие устной и письменной речи учащихся, языкового чутья.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению анализу художественного (поэтического) текста.
Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для того, чтобы лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы разбросан на протяжении нескольких лет (с 5 по 9 кл.). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов. Поэтому необходимо учить школьников максимально полному анализу художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс (17 ч.) может быть предложен как в первом, так и во втором полугодии девятого класса.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса "За строкой поэтического текста (учимся понимать текст)" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: игры, творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-фантазии, семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и др.
Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свои точки зрения, спорят, доказывают. На таких уроках каждый ученик может побыть в роли учителя и ученика и оценить свой ответ и ответ одноклассника.
В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.
Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование или защита проекта учащегося по теме курса.

страница 1
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign