LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вот листочки низко, вправо-влево.
Вот листочки далеко, вот листочки близко (2 раза).
Листопад[42]

— Мы — листочки, мы — листочки,
Мы —осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул — полетели. Бег по кругу с листочками.
Мы летали, мы летали,
Все листочки так устали! —
Перестал дуть ветерок,
Все уселись в кружок. Садятся на корточки.
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул. Снова бег по кругу.
Все листочки полетели Листочки кладут на пол.
и на землю снова сели. Педагог собирает листья.


2. Упражнения на развитие общей моторики
1. Ходьба боком мелкими приставными шагами по «узкой дорожке».
2. Ползание по скамейке.
3. Перешагивание по стульчикам.
4. Прыжок.
5. Проползание «в норку».
3. Игры на руках и коленях

Слова Движения
— Кузнец-молодец, Мама кулачком малыша
Расковался жеребец. постукивает по его пяточке.
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова, Стучим подошвами малыша
Раз, два — и готово! (2 раза) друг о друга.
Подкуем, подкуем,
Ножки, бегайте бегом! [40]
Едем, едем к бабе-деду Малыш на коленях у мамы.
На лошадке в красной шапке. Гладим головку.
По кочкам, по кочкам, Мама поочередно поднимает колени.
По кривенькой дорожке, Наклоны в стороны.
По ухабам,по ухабам, Подпрыгивание.
В ямку — бух! Опустили ребенка между ног.
Из ямки выбираемся Подняли, снова посадили на колени.
И дальше отправляемся. [40]

— Скок-скок, скок-скок, Мамы сажают малышей
Я — лошадка — рыжий бок. на предплечья и, слегка подпрыгивая,
По полянке я скачу, бегут по комнате,
Наших деток прокачу, и-го-го! [40] а затем в умывальную комнату.
V часть. Чаепитие
Повторение изученных игр за столом.
VI часть. Сказка
Павлова Л. Н. «Зайка и солнышко» [8] (см. Приложение).
VII часть. Прощание Приложение
Последующие три занятия проходят с использованием материалов занятия №4;
дополняются 3 темы для рисования:
ЗАНЯТИЕМ4А - «ОРЕШКИ ДЛЯ БЕЛОЧКИ»
Задача: закрепить умение рисовать окружности.
Детям выдаются силуэтные изображения корзины и коричневые восковые мелки.
Игрушка-белочка просит, чтобы дети угостили ее орешками.
ЗАНЯТИЕ № 4Б - «ЛИСТОЧКИ ДЛЯ ЕЖИКА»
Детям выдаются силуэтные изображения ежа и разноцветные мелки. «Ежик по лесу
бежал И листочки собирал».
ЗАНЯТИЕ №4В - «ОСЕННИЕ ОТКРЫТКИ»
Детям выдаются листы для рисования, тонкие восковые мелки и листья с деревьев.
Технология изготовления открытки:
1. Лист бумаги складывается пополам.
2. Внутрь вкладываются листочки, как в книжку.
3. Восковым мелком мама и малыш проводят широкие линии с нажимом. Осенние
листочки «проявляются» на листе бумаги. Открытка готова! Внутри малыш может
нарисовать свой рисунок.
Приложение
Кукла из лоскута [44]
Материал: розовая шерстяная ткань или фланель, для грудных детей — шелк,
непряденая овечья шерсть.
Размеры: квадратный кусок ткани с длиной стороны 45—50 см; для шелка — 35—
40 см.
Порядок изготовления. Ткань подрубить со всех сторон, по возможности вручную,
чтобы подгибка была мягкой. Хорошо распушить шерсть, сформировать из нее
шарик и обернуть тканью. Скрученным из клочка шерсти жгутиком перевязать
шею. Следить за тем, чтобы все четыре кончика лоскута свисали на одинаковую
длину. На двух кончиках лоскута, находящихся друг против друга, завязать по узлу
для рук. Следить за тем, чтобы руки не получились слишком длинными. Цветным
карандашом чуть-чуть обозначить глаза и рот. Можно дать детям несколько
лоскутков, чтобы они заворачивали и одевали в них кукол.
Если куклу изготавливают из шелка, можно сформировать из шерсти и тело, длина
которого в 1,5 раза больше высоты головы. Но его нужно обшить шелком, чтобы
дети не брали в рот шерсть.
Зайка и солнышко
(сказка адаптирована для показа)
Нежаркое солнце светило и пригревало Зайку. Зайка улыбнулся и шепотом сказал:
«Солнышко, я иду к тебе!» Лучи солнца так ярко сияли, что Зайка зажмурил глазки.
Он радостно протянул к солнцу лапы и сказал: «Здравствуй, солнышко! Давай
играть в прятки!» Зайка спрятался под елочку, но лучи солнышка достали его.
Солнышко как будто говорило: «Вот ты где, Зайка! А теперь поищи меня». Солнце
скрылось за облако. «Я найду тебя, солнышко», — весело пропел Зайка и побежал
по дорожке вперед, к солнышку в гости.
И тут Зайка увидел большое голубое озеро. Солнышко опускалось прямо в воду, и
она казалась розовой. «Солнышко купается, — решил Зайка, — ничего подожду».
По озеру плыли белые лебеди. Вдруг птицы взмахнули крыльями и поднялись в
небо. «Куда вы?» — громко закричал им вслед Зайка. «Мы летим в теплые страны,
прощай до весны!» — прокричали птицы. «Счастливого пути, прилетайте скорее»,
— громко сказал Зайка и помахал им лапкой.
Ему стало грустно без красивых белых птиц с длинными изящными шеями.
И озеро тоже стало печальным. Солнце скрылось за озером, и вода в нем
стала холодной и темной.
Зайка заскучал и почувствовал, что замерзает. «Где же ты, солнышко?» —
громко спросил Зайка. Но ему никто не ответил. «А где же я? Где мой дом?»
— растерялся Зайка. Он понял, что не знает дороги домой. «Мама! Хочу к
маме!» — громко закричал Зайка и плача побежал вперед, не разбирая
дороги. Небо потемнело. Налетел осенний холодный ветер. Пошел мелкий
дождь. Зайке стало страшно, и он заплакал еще громче. Зайка бежал и
громко всхлипывал: «А-а-а!»
«Что с тобой, малыш?» — услышал Зайка ласковый голос. Он поднял
голову и увидел перед собой тетю Белку. «Хочу к маме!» — еле слышно
сквозь слезы пролепетал Зайка. «Не бойся, малыш! Я помогу тебе найти
дорогу домой, — сказала Белка. — Я буду прыгать впереди, а ты смотри на
мой хвост и прыгай вслед за мной». Прыг-прыг — прыгала Белка, прыг-
прыг — прыгал Зайчик (2 раза). Так они и добрались до норки Зайчика. А у
норки его дожидалась мама. Она очень обрадовалась возвращению сыночка,
погладила его по головке. «Спасибо тебе, Белка!» — «Пожалуйста!» —
ответила Белка и поскакала к себе в дупло. «Ты, наверное, очень устал, мой
путешественник? — сказала мама. — Пойдем скорее спать».
ЗАНЯТИЕМ 5. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА НОЯБРЯ
Основные задачи
1. Познакомить детей с игрушкой-кошкой. Учить звукоподражанию (как говорит
кошка).
2. Продолжать расширять репертуар игр и упражнений на развитие эмоциональных
контактов матери и ребенка.
3. Продолжать развивать умение лепить из воска.
Материалы и оборудование
1. Для рукоделия см. приложение.
2. Для лепки: воск, горшочек, дощечки, мягкая игрушка-кошка, масло цитрусовое.
3. Для развития общей моторики: скамья, мат, подушка, обруч, 3 чурбака.
4. Для сказки: игрушки-персонажи сказки «Забывчивый котенок».
Ход занятия
I часть. Свободная игра. Рукоделие
Шитье куклы (см.. Приложение).
1. Кукла с круглой головой в одежде.
2. Кукла-пеленашка.
II часть. Приветствие
«Колыбелька» (см. занятие № 1).
Пальчиковая гимнастика
Слова Движения
«В гости» (см. предыдущие занятия).
Хвать[42]

Лапоть, лапоть, лапоток, Руки перед грудью ладонями от себя.
Забежал он под мосток, Сгибаем пальцы в кулачок.
Хочет рыбку он поймать, Мама держит кисть горизонтально —
Где тут рыбка? Хвать! мостик. Ребенок сгибает большой палец,
упираясь в свою ладошку.
Киска [24]
Киска к деткам подошла, Мама сгибает пальцы в кулак, мизинец и
Молочка просила, указательный палец приподнимает
(«киска»).
«Мяу, мяу, мяу» говорила. Кулачком проводит по ладошке ребенка
Детки дали молочка. к кончикам пальцев. Дети ладошкой
Киска поела, стучат о ладошку. Движение «киски»
«Мур, мур, мур», — от кончиков пальцев к запястью.
кисонька запела. Мама поглаживает боковые стороны
кисти малыша.
Ill часть. Изобразительная деятельность
Лепка из воска: «Мисочка для киски»
Педагог раздает детям дощечки и кусочки воска, показывает способ лепки мисочки:
1. Скатать шарик из кусочка воска.
2. Приплюснуть его двумя ладошками.
3. Указательным пальцем сделать углубление. Мисочка готова! «Солнечные
капельки»: смазывание ладошек цитрусовым маслом.
IV часть. Музыкально-ритмическая . Хоровод
Движения
Слова
«Потягутечки» (см. занятие № 1).

Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки, Мама поглаживает своей ладошкой
Умыли лапкой носик, щечки, носик, ушки, глазки ребенка.
Умыли лапкой глазки —
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки —
Правое ушко, левое ушко. Пальцы рук сомкнуты, изображают
А ушки у котят ушки рядом с ушами ребенка.
как домики стоят. [37]
По ровненькой дорожке Малыш и мама идут, чередуя

шагали наши ножки, обычные и широкие шаги.
По камешкам, по камешкам —
И в ямку за товарищем. Прыгнуть, присесть.
Встали мы на ножки,
Пошли мы по дорожке. Повторить все движения.
Но вот наш дом, Руки вверх, кончики пальцев вместе
Мы в нем живем (3 раза). [5] «домиком».


Налетела туча, и закапал дождик.
Где укрыться во дворе, если дождь вокруг?
У собачки в конуре, он котенку друг.


Дождь прошел, теперь — Бег по кругу, мамы с осенними
бегом листочками в руке, дети за ними.
За осенним за листом.
Кошка с котятами Мамы с детьми
Вместе играла. Садятся друг против друга.
Кошка котяток
Всему обучала:
Клубок покатать, «Барахтанье» руками, ногами.
Хвостом помахать, Рукой изображаем сзади машущий
хвостик.
Лапками царапать, Сжимаем-разжимаем пальчики.
Молочко лакать. [37] Ладошки складываем перед грудью,
«лакаем» языком.


2. Упражнения на развитие общей моторики
1. Перешагивание через чурбаки.
2. Подъем и спуск с горки, сделанной из мата.
3. Проползаниепо скамейке.
4. Прыжок на подушку.
5. Проползание через обруч.

3. Игры на руках и коленях
Все захлопали в ладоши, Дети сидят на коленях у мам.
Дружно, веселее,
Застучали наши ножки Хлопаем в ладоши. Хлопаем стопами.
Громче и быстрее,
По коленочкам ударим, Ладошками бьем по коленям.
Тише, тише, тише,
Ручки, ручки поднимаем Руки вверх. Кисти поворачиваем
выше, выше, выше! В одну сторону, в другую, опускаем руки.
Завертелись наши ручки,
снова опустились. Покружились,
покружились И остановились (2
раза). [2]
Шла коза по мостику И виляла Сажаем малыша на одно колено лицом к себе,
хвостиком, Зацепилась за перила, держа за руки. Качаем вправо, влево,
Прямо в речку угодила — бух! [42] Опускаем вниз почти до пола.




Мама (папа) дома? Гармонь готова? Мама имитирует игру на баяне, перебирая
Можно поиграть? [31] пальцами по бокам ребенка — щекоча его.




Игровой массаж
Паучок шел по стене, Движения указательны/к и средним
Нес мешочек на спине, пальцами от ягодиц к шейке ребенка.
Всем девчонкам — полапчонкам,
Всем мальчишкам — по лаптишкам.
[42]
V часть. Чаепитие
VI часть. Сказка
Исаак Кипнис. «Забывчивый котенок» [22] (см. Приложение).
VII часть. Прощание
Приложение
Темы изодеятельности
Лепка
Занятие № 5А — «Колбаска для киски»: также, как «Огурчик».
Занятие № 5Б — «Клубочки для котенка»: шарики.
Занятие № 5В — «Мышка»: из воска катается форма яйца. С узкой стороны щипком
ребенок вытягивает носик. Из маленького кусочка воска катается хвостик и
прикладывается к основанию. Ушки делаются прищипыванием большим и
указательным пальцами.
Кукла с круглой головой [27]
Материал: квадратный лоскут однотонной х/б ткани или трикотажа; промытая
шерсть для набивки головы; кусок х/б шнурка или толстая льняная нитка для
завязывания; цветной карандаш или иголка с ниткой, чтобы наметить кукле глаза,
рот и волосы; лоскутки для одежды (пожеланию).
Порядок изготовления. Скатать шарик из шерсти, положить его на обозначенное
крестиком место, собрать вокруг него лоскут и крепко обвязать «шею» шнурком —
получится голова. Теперь в нашем распоряжении очень простая кукла, вполне
подходящая для младенца. Если мы хотим немного детализировать ее, можно
обозначить узелками руки и ноги. Можно также крест-накрест обвязать туловище
ниткой. Куклу можно видоизменять: пришить несколькими стежками, как бы
образующими пробор, немного шерсти к голове куклы — получится девочка.
Обмотать куклу до подмышек «пеленкой» и перевязать ниткой или ленточкой, а к
голове пришить чуточку волос — вот и готов младенец.
Кукла-пеленашка [27]
Материал: мягкая прочная ткань 40 х 40 см; трикотажный лоскут телесного цвета
30 х 15 см (или бежевый чулок); шерстяные нитки для волос, около 25 г; непряденая
шерсть (шерстяные обрезки или нитки) для набивки куклы, около 200 г; прочные
«ковровые» нитки; иголки и нитки под цвет ткани, а также для глаз и рта куклы;
швейная машинка.
Порядок изготовления. Разрезать лоскуток по линиям а, Ь, с, d, как указано на
рисунке 20. Сшить верхнюю часть рукавов: приложить детали лицевой стороной
друг к другу и сострочить на машинке, оставив посередине отверстие для ворота —
примерно на треть общей длины. Детали конверта с одной стороны присборить так,
чтобы длина присборенной части составляла примерно треть от длины рукавов.
Пришить детали конверта к развернутым рукавам (рис. 21). Затем сложить и
прострочить весь нижний край (рис. 22). Вывернуть конверт и набить нижнюю его
часть шерстью.
Голова, отрезать около 5 см трикотажа и отложить (он пойдет на ручки);
оставшийся лоскут сшить так, чтобы получился длинный узкий мешочек (или
отрезать от чулка следок и один конец завязать узлом). Вывернуть мешочек и как
следует набить непряденой шерстью, стянуть внизу ниткой. Прочной «ковровой»
ниткой перевязать шею. Нижняя часть трикотажного мешочка будет
собственно туловищем, поэтому она не должна быть длиннее наружного конверта
(лучше всего, если туловище будет упираться в дно конверта). Опустить туловище в
конверт, заполнить его шерстью. На руках зашить верхнюю деталь вокруг
кукольного горла плотными стежками прочной ниткой. Из остатков трикотажа
сделать шарики-ручки. Набить рукава шерстью, край рукавов подогнуть и подшить.
Пропустить сквозь подгибку нитку, всунуть в отверстия рукавов шарики-ручки,
затянуть нитку и крепко пришить.
Волосы пришить так, чтобы они торчали в разные стороны, на лбу выложить
челочкой слой совсем тонких ниток и пришить несколькими поперечными
стежками шерстяными нитками.
Глаза и рот можно наметить несколькими маленькими стежками; глаза —
приблизительно посередине лица, у детей лоб высокий. Иголку воткнуть с затылка,
сделать 2 — 3 стежка, перейти ко второму глазу, сделать столько же стежков и
вывести иголку опять со стороны затылка. Сделать кукле рот (рот и глаза образуют
равносторонний треугольник).
Шапочка шьется из остатка лоскута или обрезка чулка. Кукла готова!




Забывчивый котенок
Утром котенок проснулся и захотел есть. Он побежал к хозяйке, но вдруг забыл, как
надо сказать по-кошачьи, что он голоден. Поэтому хозяйка не поняла, зачем он
пришел, и котенок с плачем выбежал во двор. Там он увидел гнедую лошадь. «Ты
чего плачешь?» — спрашивает его лошадь. «Я плачу потому, что очень хочу есть,
— отвечает котенок, — но забыл, как по-кошачьи попросить». — «Не плачь, —
говорит лошадь, — я тебя научу, как надо просить.




Скажи «и-го-го!» — и тебе сразу дадут есть». — «Что ты! Котята не ржут»,
— заплакал пуще прежнего котенок и побежал дальше. На лужайке он
встретил черную корову. «Ты чего плачешь?» — спрашивает его корова. «Я
плачу потому, что забыл, как просят есть, а я очень голоден». — «Стоит из-
за этого плакать. Скажи «му-уу!» — тебе сразу дадут есть». — «Котята не
мычат. Они говорят по-другому», — сказал он и побежал в поле. Услыхала
овца, что котенок плачет, и спрашивает: «Ты чего плачешь, котенок?» — «Я
забыл, как кошки просят есть», — твердит свое котенок. «Идем, я тебя
научу, — сказала овца. — Скажи «ме-е-е!» — и тебе сразу дадут есть». —
«Нет, нет! — закричал котенок. — Это только овцы блеют. Котята говорят
по-другому». И он побежал обратно к дому. У забора котенок увидел белую
курицу. «Чего ты плачешь? — спрашивает его курица. Когда котенок сказал
ей, почему он плачет, курица стала его утешать: «Сейчас тебе дадут поесть.
Скажи только «кудах-тахтах!» — сказала она. «Нет, что ты! Котята не
кудахчут, — залился слезами котенок, — а как они говорят, я забыл». И он
побежал дальше. Но тут вышел из избы черный кот и сказал: «Один я тебе
скажу, как надо голодному котенку попросить есть: пойди на кухню к
хозяйке, которая сейчас цедит молоко в крынки, и скажи «мяу!». — «Вот
это верно! — обрадовался котенок. — Так и только так просят пить!» Он
побежал на кухню и жалобно стал просить: «Мяу-у-у!» Девочка поняла, что
котенок сильно проголодался. «Бедный котенок! Почему ты целый день
молчал, что хочешь есть?» — и маленькая хозяйка налила котенку молока.
Котенок вылакал молоко и больше уже не забывал, что надо говорить, когда
захочешь есть. «Мяу, — говорит он, — мяу!»
ЗАНЯТИЕ №6. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА НОЯБРЯ
Основные задачи
1. Познакомить родителей и детей с новым игровым и фольклорным материалом.
2. Развивать умение у детей имитировать движения животных (белочки, зайчика,
мышки).
3. Продолжать развивать способы взаимодействия родителей и детей.
Материалы и оборудование
1. Для рукоделия (см. приложение).
2. Для изодеятельности: баночки для воды по количеству детей; баночки для красок,
тряпочки, кисточки, таз с водой для замачивания листов бумаги; листы бумаги
формата А4.
3. Для развития общей моторики: 2 скамьи, чурбачок, доска, 2 палки
гимнастических, воротики.
4. Для сказки: игрушки-персонажи сказки «Девочка и фонарик».
Ход занятия
I часть. Свободная игра. Рукоделие
Продолжаем шить куклу-пеленашку.
II часть. Приветствие
«Колыбелька» (см. занятие № 1).
Пальчиковая гимнастика
Движения
Слова
Это пальчик самый большой, Сгибаем по очереди все пальчики,
Самый веселый, самый смешной! начиная с большого.
Этот пальчик указательный,
Он солидный и внимательный.
Этот пальчик средний,
Не первый,не последний.
Этот пальчик — безымянный,
Он не любит каши манной.
Самый маленький — мизинчик,
Любит бегать в магазинчик! [14]

Совушка-сова, большая голова, Мама легонько качает голову
На суку сидит, головой вертит, малыша вправо — влево.
Локоть правой руки ребенка
Во все стороны глядит, на ладони левой,
правая кисть в кулачок,
Да как полетит! [42] повороты в стороны,
затем взмахи руками.
Побежали вдоль реки Ладошками хлопаем по столу.
Гномы наперегонки.
Видит гном — какой-то дом. Руки складываем домиком.
Тук-тук-тук — Стучим по столу кулачком,
Живет кто в нем? показываем пальчиком.
В нем живет такой же гном! Показываем большой палец.
Стали гномы вместе жить. Теперь оба больших пальца.

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign