LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Количество детей на занятии не должно превышать 6 человек.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Основные Наименование
части Время составных Повторяемость
занятия частей занятия
I 30 мин а) свободная игра Каждое занятие
для детей
б) рукоделие для Смена рукоделия через
мам каждые четыре занятия
II 2 мин Приветствие Каждое занятие
3 мин Пальчиковая гимна- Через каждые четыре
стика занятия
III 10 мин Изобразительная Через каждые четыре
деятельность занятия
IV 15 мин Музыкально- Через каждые четыре
ритмическая часть занятия
V 20 мин Чаепитие Каждое занятие
VI 7 мин Сказка Через каждые четыре
занятия
VII 3 мин Прощание Каждое занятие
Как мы видим, некоторые фрагменты занятия повторяются. Частая их
повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста:
материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко
запоминается и доставляет им радость.
Основные материалы и оборудование (см. также примечание)
1. Просторное помещение или групповая комната детского сада.
2. Стол для трапезы, рукоделия, лепки, рисования, аппликации.
3. Игрушки и игровое оборудование.
4. Стол для показа сказки.
5. Куклы для настольного театра.
6. Музыкальные инструменты: треугольник, колокольчики, детская лира,
металлофон.
7. К чаепитию: 2—3 яблока или груши, печенье, чашки для детей, родителей и
педагогов (если ребенок не пьет из чашки, просим родителей принести свою
бутылочку, поильник); салфетки бумажные и тканевые по количеству участников;
чайник или самовар с приготовленным чаем; желательно использовать травяной чай
(ромашка, шиповник, витаминный сбор).
Дополнительные материалы подробно описаны в конспектах занятий.
Занятия могут также проводиться в помещениях без специального игрового
оборудования или с ограниченным его количеством по следующей схеме (время
занятия в этом случае 40 мин):
1часть (15 мин)
1. Приветствие.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Игры с дидактическими игрушками.
2часть. Продуктивные виды деятельности (7 мин)
1. Лепка.
2. Рисование.
3. Аппликация.
3часть. Музыкально-ритмическая (10 мин)
1. Игры с ручками, ножками.
2. Имитационные игры.
3. Полоса препятствий.
4. Игры на коленях.
4часть. Сказка (7 мин).
5часть. Прощание (1 мин).
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ ЗАНЯТИЯ
¤ Свободная игра, рукоделие для мам
В свободной игре дети, которые могут уже отпустить маму, под руководством
педагога учатся взаимодействовать с игрушками, строить простые диалоги.
Постепенно в свободной игре дети учатся конструктивным партнерским
отношениям (катание мячика друг другу, бревнышка подоске, кормление куклы и т.
д.). [2, 14]
Занимаясь рукоделием, мамы создают в группе спокойную атмосферу
психологического комфорта для себя и детей. В процессе занятий мамы учатся
изготавливать игрушки для своих детей, причем каждая игрушка, сделанная мамой,
продолжает свою жизнь в доме малыша. Изготовление театральных кукол позволит
мамам устраивать театрализации у себя дома, а сувениры к праздникам, сделанные
своими руками, доставляют радость не только детям, но и всем домочадцам. [27,44]
¤ Изобразительная деятельность включает в себя: рисование восковыми
мелками, рисование акварелью по мокрому листу, рисование гуашью; лепку из
воска; аппликацию из цветной шерсти. Изобразительной деятельностью дети
занимаются совместно с мамами под руководством педагога. Тематика занятий,
особенно в начале года, очень условна. Детям дается возможность познакомиться с
материалами, так как многие из малышей впервые видят восковой мелок, кусочек
воска, кисточку и краски, цветную шерсть.
Основная задача занятий изобразительной деятельностью — познакомить малышей
со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия.
Например: воск — теплый, мягкий, душистый, тяжелый, легко ломается,
разминается; его можно катать, мять, бросать, делать дырочки и т. д. К концу года
детям дается цветной воск. Совместные занятия изобразительной деятельностью
очень сближают маму и ребенка.
Рисование акварелью
Материалы: кисть акварельная, лист бумаги для рисования формата А4, дощечка
для листа, тряпочка для кисти, баночка для воды, баночка с краской, передник для
ребенка.
После приветствия и пальчиковой гимнастики дети вместе с мамами надевают
передники и идут набирать воду в баночку; в это время педагог раскладывает
материалы для каждого ребенка. В начале года детям дается краска только одного
цвета. В целом рисование акварелью происходит только тремя основными цветами
— желтым, синим и красным. Каждое занятие цвет краски меняется. Ближе к
середине года возможно использование в рисовании двух материалов: воскового
мелка и акварели.
В конце занятия мама с ребенком моют кисточку и баночку с водой. Педагог
подписывает работы и убирает для просушивания, затем рисунки складываются в
индивидуальный конверт малыша. Этот конверт является одним из подарков
ребенку на «прощальном празднике» в конце года.
Лепка из воска
Материалы: пчелиный воск 500 г, цветной воск, дощечки для лепки, масло
цитрусовое фирмы «Веледа», керамический горшок для воска.
Во время свободной игры педагог ставит горшок с воском под струю горячей воды
и периодически наблюдает за тем, как происходит размягчение воска. После
приветствия и пальчиковой гимнастики педагог раздает деревянные дощечки
каждому малышу, затем дети вместе с мамами делают из ладошек «мисочки».
Педагог раздает небольшие кусочки воска в ладошки детям. Получив кусочек воска,
каждый приступает к работе. Педагог тоже присоединяется к лепке, показывая и
объясняя, что нужно делать с воском. После работы дети оставляют кусочки воска
на дощечках, а педагог смазывает уже пустые ладошки душистым маслом, напевая
песенку «Солнечные капельки». Растирая и нюхая ладошки, дети вместе с мамами
переходят в зал для музыкально-ритмических игр.
Работа с цветной шерстью
Материалы:корзина с цветной шерстью, листы цветной бархатной бумаги, цветные
нитки. Организация работы с шерстью аналогична таковой при лепке.
Аппликация из шерсти. Детям вместе с мамами раздают листы бархатной бумаги,
например, 25 х 15 см. Цвет бумаги станет фоном композиции. На столе
в корзинке разложена непряденая шерсть разных цветов; дети вместе с мамами
берут маленькие кусочки шерсти и тонким слоем накладывают шерсть на бумагу. В
начале года малыши просто играют и забавляются кусочками цветной шерсти, при
этом вместе с мамами изучая ее свойства (мягкая, пушистая, щекочет ладошки и т.
д.). Постепенно дети привлекаются к работе над аппликацией. Здесь, как и в других
видах изобразительной деятельности, важен процесс выполнения работы, важно
взаимодействие ребенка и мамы.
Игрушки из шерсти. Из цветной шерсти мамы с помощью детей изготавливают
игрушки. Они очень просты в исполнении и очень любимы детьми (см. занятие №
1А). [44]
3€ Музыкально-ритмическая часть
Материалы, используемые в этой части [2, 5, 11, 30, 33, 41], подробно описаны в
конспектах занятий.
Музыкально-ритмическая часть занятия делится на З подчасти:
— музыкально-ритмический круг, подвижные игры;
— упражнения на развитие общей моторики детей;
— игры на руках и коленях.
1. Музыкально-ритмический круг (хоровод) — это музыкально-литературная
композиция, используемая в кругу и сопровождаемая движениями в соответствии с
текстом.
Педагог приглашает малышей и их родителей в просторное помещение, где
двигательная активность детей сможет проявиться в полной мере.
Движения в хороводе выполняются по ходу часовой стрелки. Словесные образы
передаются движениями рук, ног, головы, туловища, причем движения должны
опережать слово. Педагог играет ведущую роль и являет собой пример для
подражания. Литературный материал для композиции (потешки, прибаутки, стихи и
песенки для малышей) педагоги подбирают или сочиняют так, чтобы слова и
образы были понятны и зримы для детей. Этому помогают выразительные
движения, жесты, мимика, голос, эмоции педагога и родителей.
В хоровод обязательно включаются элементы противоположных ощущений
ребенка: большой-маленький, легкий-тяжелый, высокий-низкий, быстрый-
медленный, тихий-громкий, веселый-грустный.
Композиция обычно отражает время года; тем самым дети и их родители
естественно включаются в систему времен года, и каждый на своем уровне
переживает их сущность: замерзание природы зимой, пробуждение весной,
цветение летом, созревание и засыпание осенью. В содержании хороводов может
отражаться совместная деятельность детей и взрослых: лепка снежной бабы, игра в
снежки, сбор ягод, поездка на лошади и т. д. Существуют композиции,
изображающие жизнь животных и сказочных персонажей.
Родители являются активными соучастниками всего занятия, они выполняют все
движения за педагогом, вместе с детьми поют и играют.
Использование небольших попевок, приглашающих детей с родителями перейти к
следующему виду деятельности, — также одна из составляющих занятия.
2. Упражнения на развитие общей моторики детей — это комплекс
упражнений, направленный на развитие основных физических движений,
проводимый в игровой форме (бег, ходьба, прыжки, лазанье, ползание, бросание).
Организация проведения. Педагог вместе с родителями по кругу размещают
оборудование для выполнения упражнений. Оборудование подбирается так, чтобы
все виды основных движений были максимально отработаны. Подробно эта часть
занятия описана в конспектах. Малыши вместе с родителями под пение песенки
проходят по кругу, выполняя упражнения по ходу движения, совершая таким
образом 4—5 кругов.
Затем оборудование убирают, оставляя или внося скамейки, на которые садятся
родители и усаживают своих малышей на колени.
3. Игры на руках и коленях — основная задача: создание эмоционально-
тактильного взаимодействия родителя и ребенка, что, безусловно, способствует
укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость и малышам,
и родителям.
В конце игр обязательно проводится небольшой игровой массаж для снятия
эмоционального и телесного напряжения.
¤ Сказка
К. Бюкер называл сказку любимым литературным жанром маленького ребенка.
Сказка появляется в жизни малыша с самого рождения, а некоторые родители
начинают рассказывать сказки своим малюткам, когда они находятся еще в утробе.
Учитывая такую роль сказок в жизни ребенка, педагог придает большое значение
отбору и процессу рассказывания сказок.
Сказка показывается в конце занятия и является его логическим завершением.
Произведение для рассказывания детям подбирается с особой тщательностью,
учитывая возрастные особенности, время года и ценности, которые содержат в себе
данные произведения. [8,9, 10, 22, 35, 40]
Сказка должна быть короткой, ритмичной, в ней не должно быть много героев,
каждое действие, демонстрируемое во время спектакля, должно оговариваться.
В кукольном спектакле, начиная с декораций и заканчивая куклами-персонажами,
все делают педагоги своими руками. Куклы для спектакля очень просты, они
состоят из головы, туловища и рук, костюм определяет образ героя. Для малышей
не играет огромной роли проработанность деталей куклы, они с удовольствием
могут смотреть истории, показанные куклами, сделанными из лоскута, для них
важна динамика разворачиваемого сюжета и ритмичность изложения текста.
Для показа сказки в помещении должно быть отведено особое место, специальный
стол, где «живет» сказка. Сказка рассказывается спокойным голосом, без излишней
драматизации и эмоциональных всплесков. Показ, как и рассказывание сказки,
сопровождается определенным ритуалом. Перед началом сказки поется песенка.
Педагог снимает тонкую материю, закрывающую стол, где будет разворачиваться
сюжет сказки, и начинает повествование. В конце сказки также поется прощальная
песенка, «сказка» спокойно и неторопливо закрывается материей, «сказка спит».
Надо отметить, что просмотр сказки, длящейся не более 5 — 7 минут, постепенно
воспитывает в малышах такие качества, как внимательность и усидчивость,
чуткость, а для мам и пап это материал для игр и театрализации в семейном кругу.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДУЩЕМУ
Желательно, чтобы полуторачасовые занятия проводили два педагога, или один
педагог и один психолог, но при свободном владении материалом и четкой
организации может работать и один специалист, обладающий следующими
качествами:
• опытом работы с детьми раннего возраста, знание их возрастных особенностей;
• умением в доступной для родителей форме рассказывать о закономерностях и
роли периода раннего детства в развитии человека-личности;
• способностью дать консультацию родителям по вопросам воспитания и развития
ребенка;
• чуткостью, эмоциональностью, внимательностью к детям и родителям во время
занятия.
КОММЕНТАРИЙ К ПЛАНАМ-КОНСПЕКТАМ ЗАНЯТИЙ
Конспект первого занятия написан в развернутой форме. Это дает возможность
проследить логику занятия и увидеть взаимосвязь его составных частей.
Последующие планы-конспекты даны в сжатой форме, предоставляя возможность
для творческого воплощения программы на практике.
Примечание.
Рекомендуемые игрушки и игровое оборудование для свободной игры детей:
кони-качалки; машины разной величины; коляска; мячики шерстяные и матерчатые;
корзина с деревянными чурбачками («стройматериалом»); корзинки с желудями,
каштанами, шишками, ракушками; посуда для кукол; узелковые куклы; куклы из
платка с головой, набитой шерстью: мягкие вязаные животные;деревянные стойки.
Куклы для сказки: куклы-статуэтки изготавливаются педагогами, а в последующем
и родителями (см. Приложение в занятии № 13).
ПЕРВЫЙ БЛОК «ОСЕНЬ» ЗАНЯТИЕ №1. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА
СЕНТЯБРЯ
Основные задачи
1. Знакомство с детьми и родителями.
2. Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия.
Материалы и оборудование
1. В игровой комнате расставлены игрушки, стойки, корзины с природным
материалом,мячиками.
2. Для изодеятельности: листы бумаги для рисования формата А4; восковые мелки в
корзиночках.
3. Для чаепития: 2—3 яблока или груши, печенье, чашки для детей, родителей и
педагогов (если ребенок не пьет из чашки, просим родителей принести свою
бутылочку, поильник); салфетки бумажные и тканевые по количеству участников;
чайник или самовар с приготовленным чаем; желательно использовать травяной чай
(ромашка, шиповник, витаминный сбор).
4. Для сказки: стол, накрытый тканью; кукла-девочка; коряга, накрытая зеленой
тканью (дерево), яблочко из воска или шерсти, птичка.
5. Для упражнений на развитие общей моторики: 2 скамейки, доска, деревянный
чурбачок диаметром 10 см. воротики, 1 мат.
Ход занятия
I часть. Свободная игра. Знакомство
В раздевальной комнате педагоги приветствуют родителей и малышей, узнают имя
ребенка. Предлагают малышу поздороваться ладошками и приглашают в игровую
комнату. В игровой комнате 1-й педагог обращает внимание детей на игрушки,
предлагает поиграть с ними.
1-й педагог проходит с мамами, папами и малышами по игровой комнате, знакомит
с игровым оборудованием, организует игры.
2-й педагог готовит все для чаепития.
1-й педагог напевает песню [11]: «Мы дружные ребята, скорее за уборку, игрушки
аккуратно поставим мы на полку» и начинает расставлять игрушки по местам.
II часть. Приветствие
1-й педагог: «Игрушки мы убрали, теперь мы можем сесть за наш красивый
большой стол.»
2-й педагог поет приветственную песенку «Колыбелька»[42]:
Слова Движения
В колыбельке золотой Родители сажают малышей на колени,
Спало солнце за рекой. ручки малышей складывают перед грудью,
образуя круг — «колыбельку». Имитация
качания младенца на руках.


Встало солнце поутру, Руки плавно поднимаются, разъединяются,


Разбудило детвору. плавно опускаются.

Вышли детки погулять, Хлопки ладошками по ножкам поочередно,
Стали прыгать и скакать. одновременное похлопывание.
И Маша здесь (имена детей), Мама Света здесь (имена родителей).


III часть. Изобразительная деятельность
Рисование восковыми мелками.
1-й педагог (берет игрушку-зайчика): «Здравствуйте, ребятки, я зайчик» (зайчик
здоровается с каждым ребенком, садясь ему на ладошку).
Педагог просит родителей, чтобы они поздоровались от лица детей, предложили
ребенку погладить зайчика ладошкой.
1-й педагог: «Посмотрите, что я вам принес: это листочки для рисования, а это
восковые мелки».
2-й педагог раздает листы бумаги и мелки.
1-й педагог: «Давайте попробуем, как они рисуют. Ах как красиво! Зайчик, мы
сейчас тебе нарисуем картины».
Дети рисуют; родители тоже могут нарисовать. Обращается внимание малышей на
цвет оставленной линии. В конце рисования мелки собираются в корзиночку,
рисунки подписываются. Зайка забирает листочки, прощается, уходит.
IV часть. Музыкально-ритмическая
2-й педагог приглашает родителей с малышами пройти в просторную групповую
комнату и сесть на ковер по кругу. Педагог тоже садится в круг. Он предлагает
родителям по возможности синхронно повторять слова и движения за ним.
Слова движения
Водичка [40]
Водичка, водичка, Ладошки перед собой.
Умой мое личико, Умываемся.
Чтобы глазки блестели, Дотрагиваемся до глаз.
Чтобы щечки краснели, Трем щеки.
Чтоб смеялся роток, Дотрагиваемся до рта.
Чтоб кусался зубок. Показываем на зубки.

Здравствуйте[11]

Здравствуйте, глазки, глазки, глазки! Руками показываем
Здравствуйте, ушки, ушки, ушки! называемые части тела.
Здравствуй, носик, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Мы проснулись (3 раза), Подкинуть малыша 3 раза.
Маме с папой улыбнулись!
Потягушеньки [14]

Потягушеньки, порастушеньки, Ручки вверх, в стороны.
Поперек толстушеньки, Ручки скрестить и развести.
А в ручки хватушеньки, Сжимаем и разжимаем
кулачок.
А в ножки — ходюшеньки, Ножками топаем.
А в роток — говорок, Указательный палец к губам.
А в головку — разумок. Ручки на голову.
Большие ноги
Маму за руку берем и в далекий путь пойдем.
Большие ноги шли по дороге, Шагаем большими шагами.
Маленькие ножки бежали по дорожке. Бежим мелкими шагами.
Шли, шли, шли, шли и до бревнышка дошли.
Полоса препятствий
Педагог вместе с родителями ставят оборудование для выполнения упражнений.
Затем педагог напевает песенку, а родители с малышами начинают движение по
кругу, выполняя упражнения (4—5 кругов).
Мы по мостику шагаем, ти-ли-ли да ти-ли-ли, А потом мы проползаем, ти-ли-ли да
ти-ли-ли.
Дети, держа маму за руку, перешагивают через гимнастические палки, проходят по
низкой скамейке, шагают на стульчик, с него — на высокую скамейку, спускаются
по гимнастической доске, проползают под воротиками.
После выполнения упражнений педагог убирает воротники, мат и доску с
чурбачком и предлагает родителям вместе с детьми разместиться на скамеечках,
малышей посадить себе на колени, обувь с малышей предлагается снять.
Игры на руках и коленях
Малыши сидят на коленях у родителей.
Слова Движения
Ковалек [42]
Куй, куй, Ковалек, Берем правую ножку ребенка в руку.
Подкуй сапожок, Ритмично постукиваем левой
На правую ножку ладошкой малыша по правой
золоту подковку, пяточке,
На левую ножку затем правой ладошкой по левой
золоту подковку. пяточке.
Подкуем, подкуем. Соединяем стопы
Ножки, бегайте бегом (2 раза). и постукиваем стопу о стопу.
Ехал пан [42]

Ехал пан, ехал пан Ребенок сидит на коленях у взрослого,
Шагом, шагом, взрослый держит малыша за пояс
шагом, шагом. двумя руками, ритмично поднимает
Ехал пан, ехал пан и опускает колени, постепенно
Рысью, рысью, рысью, рысью. увеличивая амплитуду движений.
Ехал пан, ехал пан Малыша приподнимают
Махом,махом,махом,махом, над своей головой.
В ямку бух! Опускают на пол между ног.
Из ямки выбираемся Поднимают.
И дальше отправляемся. Снова сажают на колени.
Игровой массаж
Паучок[42] Ребенок лежит животом
на коленях у родителя.
Пау-паучина Плавно водим по спине
Паутинку шил. указательным пальцем по спирали,
Вдруг закапал дождик, постукиваем пальцами по спине,
Паутинку смыл. мягко поглаживаем от шейки
Солнышко всходит, к пояснице, затем от поясницы
Стало припекать. к шейке.
Пау-паучина Снова указательным пальцем по
Трудится опять. спине по спирали.
После выполнения массажа педагог предлагает надеть детям обувь и, напевая
песенку, взявшись за руки, пройти помыть руки.
Водичка[24]
Жур-жур, чок-чок — льется, льется ручеек. Струится водица, есть где умыться.
После того как дети вместе с родителями помыли руки, начинается подготовка к
чаепитию.
V часть. Чаепитие
1-й педагог предлагает родителям вместе с детьми разложить салфетки и поставить
чашки на стол. Приготовленные яблоки и печенье выставляются на стол в
последнюю очередь. Затем все усаживаются за стол.
1-й педагог: «Ладошка в ладошку, ладошка в ладошку, вкусный чай попьем
немножко». Все берутся за руки по кругу и говорят хором: «Приятного аппетита!»,
«Спасибо!».
После окончания чаепития все берутся за руки и произносят: «Мы старались, мы
все съели, чисто и красиво, мы земле и солнышку говорим спасибо!»
2-й педагог предлагает родителям вместе с детьми убрать за собой чашечку и
салфетку. 1-й педагог помогает в уборке со стола.
VI часть. Сказка
К столу со сказкой пододвигаются скамейки для детей и родителей.
1-й педагог произносит зазывалочку: «Ау-ау — всех на сказочку зову», читает
стишок и предлагает родителям вместе с детьми повторить движения руками и

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign