LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

|подготовительной | | | | | | |
+----------------------+-------+--------+-------+-------+-------+-------+
|Спальни ясельных групп| 20 | 19-18 | 2,5 | 1,5 | - | 1,5 |
+----------------------+-------+--------+-------+-------+-------+-------+
|Спальни дошкольных| 20 | 19 | 2,5 | 1,5 | - | 1,5 |
|групп | | | | | | |
+----------------------+-------+--------+-------+-------+-------+-------+
|Туалетные ясельных| 23 | 22-19 | - | 1,5 | - | 1,5 |
|групп | | | | | | |
+----------------------+-------+--------+-------+-------+-------+-------+
|Туалетные дошкольных| 21 | 20 | - | 1,5 | - | 1,5 |
|групп | | | | | | |
+----------------------+-------+--------+-------+-------+-------+-------+
|Залы для музыкальных и| 20 | 19 | 2,5 | 1,5 | - | 1,5 |
|гимнастических занятий| | | | | | |
+----------------------+-------+--------+-------+-------+-------+-------+
|Прогулочные веранды | 12 | - | по расчету, но не менее 20 м3 |
| | | | на 1 ребенка |
+----------------------+-------+--------+-------------------------------+
|Помещение бассейна | 29 | 29 | - " - - " - |
+----------------------+-------+--------+-------+-------+-------+-------+
|Медицинские помещения | 23 | 22 | 2,5 | 1,5 | - | 1,5 |
+----------------------+-------+--------+-------+-------+-------+-------+
|Отапливаемые переходы | 18 | 15 | по расчету, но не менее 20 м3 |
| | | | на 1 ребенка |
+----------------------+-------+--------+-------------------------------+
2.6.10. Температура воздуха должна быть дифференцирована в зависимости от назначения помещения и возраста детей согласно таблицам 2.6.1, 2.6.2.
В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.
Таблица 2.6.2.
Оптимальные и допустимые параметры температуры и относительной влажности воздуха в помещениях для занятий с компьютерами
+-----------------------------------+-----------------------------------+
| Оптимальные параметры | Допустимые параметры |
+----------------+------------------+-----------------+-----------------+
| температура | относительная | температура | относительная |
| воздуха (°С) | влажность (%) | воздуха (°С) | влажность (%) |
+----------------+------------------+-----------------+-----------------+
| 19 | 62 | 18 | 39 |
+----------------+------------------+-----------------+-----------------+
| 20 | 58 | 22 | 31 |
+----------------+------------------+-----------------+-----------------+
| 21 | 55 | | |
+----------------+------------------+-----------------+-----------------+
Примечание. Скорость воздуха - не более 0,1 м/сек.
2.6.11. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене на высоте 0,8-1,0 м.
2.6.12. При умеренной двигательной активности детей их следует одевать в зависимости от температуры воздуха в помещении (таблица 2.6.3).
Таблица 2.6.3.
Требования к одежде детей 3-7 лет в помещении
+----------+------------------------------------------------+-----------+
|Температу-| Одежда |Допустимое |
| ра | |число слоев|
|воздуха°С | | одежды в |
| | | области |
| | | туловища |
+----------+------------------------------------------------+-----------+
| 18-20 |Хлопчатобумажное белье, платье из полушерстяной| 2-3 |
| |или толстой хлопчатобумажной ткани, колготы, для| |
| |старших дошкольников гольфы, на ногах туфли | |
+----------+------------------------------------------------+-----------+
| 21-22 |Хлопчатобумажное белье, платье (рубашка) из| 2 |
| |тонкой хлопчатобумажной ткани с коротким| |
| |рукавом, гольфы, на ногах легкие туфли или| |
| |босоножки | |
+----------+------------------------------------------------+-----------+
|23 и выше |Тонкое хлопчатобумажное белье или без него,| 1-2 |
| |легкое платье, летняя рубашка без рукавов,| |
| |носки, на ногах босоножки | |
+----------+------------------------------------------------+-----------+
2.7. Требования к водоснабжению и канализации
2.7.1. Здания ДОУ оборудуют системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.
2.7.2. Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с действующими санитарными правилами.
2.7.3. Водоснабжение и канализация в ДОУ должны быть централизованными.
2.7.4. При отсутствии централизованных сетей водопровода и канализации выбор и устройство местных систем водоснабжения и канализации допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
2.7.5. В неканализованных районах ДОУ оборудуют внутренней канализацией при условии устройства местного выгреба с последующим вывозом стоков на очистные сооружения или устройством местных очистных сооружений.
2.7.6. Подводкой горячей и холодной воды обеспечивают кухню, буфетные, туалетные для детей и персонала, прачечные (постирочные), изолятор и другие помещения медицинского назначения, умывальники и водоразборные краны для хозяйственных нужд, с устройством кранов - смесителей.
2.7.7. При отсутствии централизованного водоснабжения следует обеспечить механизированную подачу воды в пищеблок, изолятор и другие помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), туалетные всех групповых ячеек. Температура воды, подаваемой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37°С и не выше 60°С.
2.7.8. К системе горячего водоснабжения следует присоединять нагревательные приборы, установленные в шкафах для сушки верхней одежды и обуви детей в приемных и раздевальных, а также полотенце-сушители в туалетных комнатах.
2.7.9. Допускается организация автономной системы горячего водоснабжения.
2.8. Требования к санитарному содержанию помещений и дезинфекционные мероприятия
2.8.1. Все помещения 2 раза в день убирают влажным способом с применением моющих средств. Уборку помещений проводят при открытых фрамугах или окнах. Особо тщательно моют часто загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов, подоконники, выключатели, жесткую мебель и др.) и места скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью, радиаторы, арматуру осветительных приборов, вентиляционные решетки и др.).
Влажную уборку в спальнях проводят после ночного и дневного сна, в групповых - после каждого приема пищи.
Столы в групповых помещениях промывают горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специальной ветошью, которую простирывают, просушивают и хранят в сухом виде в специальной промаркированной посуде с крышкой. Стулья, пеленальные столы, манежы и другое оборудование, а также подкладочные клеенки, клеенчатые нагрудники ежедневно протирают горячей водой с мылом.
Воду для технических целей (уборка помещений групповой, туалета и т.д.) следует брать только из специального крана. Отработанная вода сливается в унитаз с последующей его дезинфекцией одним из разрешенных препаратов.
2.8.2. Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выколачивают на специально отведенных для этого площадках, затем чистят влажной щеткой. Один раз в год их подвергают сухой химической чистке.
2.8.3. В помещениях, где оборудованы уголки живой природы, проводят ежедневную влажную уборку, чистку клеток, кормушек, замену подстилок, мытье поилок и смену в них воды. Один раз в две недели клетки, кормушки, поилки необходимо дезинфицировать с последующей промывкой проточной водой и высушиванием. После дезинфекции в клетку кладут чистую подстилку и корм.
2.8.4. Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом ежедневно. Горшки моют после каждого пользования при помощи квачей и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день квачами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств (приложение 3).
2.8.5. Уборочный инвентарь для туалета (тряпки, ведра, щетки) маркируют ярким цветом и хранят в туалетной комнате в специальном шкафу. Весь уборочный инвентарь после использования промывают горячей водой с моющими средствами и просушивают.
2.8.6. Дезинфицирующие растворы (в темной посуде) и моющие средства хранят в местах, недоступных детям.
2.8.7. Генеральную уборку всех помещений и оборудования проводят один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Окна снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).
2.8.8. При осложнении эпидемиологической ситуации в ДОУ в целях предупреждения распространения инфекции проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями госсанэпиднадзора.
2.8.9. В теплое время года с целью предупреждения залета насекомых следует засетчивать окна, двери металлической сеткой или синтетическими материалами с размером ячеек не более 2-2,2 мм. Для борьбы с мухами внутри помещений можно использовать механические методы (липкие ленты, мухоловки). Разрешенные химические средства по борьбе с мухами используют в установленном порядке.
2.8.10. Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открыты; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. По мере загрязнения их очищают от пыли.
Очистка шахт вытяжной вентиляции проводится не реже 2 раз в год.
2.8.11. Все виды ремонтных работ не допускается проводить при функционировании групповых ячеек.
2.8.12. Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые моют в течение 15 мин. проточной водой (температура 37°) с мылом и затем высушивают на воздухе. Во время мытья резиновых, пенополиуретановых, пенолатексных, пластизольных игрушек необходимо их тщательно отжимать.
2.8.13. Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в ясельных группах - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.
2.8.14. Пенолатексные ворсованые игрушки обрабатывают согласно инструкции завода-изготовителя.
2.8.15. В ДОУ не допускается организация пунктов проката и обмена игр, игрушек и др. инвентаря.
2.8.16. Подлежат дезинфекции медицинские инструменты многоразового пользования в соответствии с действующими нормативными документами Минздрава России.
Предпочтительно использовать стерильный инструментарий разового пользования с последующим обеззараживанием и утилизацией.
2.8.17. Смену постельного белья, полотенец проводят по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируют. Постельное белье, кроме наволочек, маркируют у ножного края. На каждого ребенка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников. Чистое белье доставляют в мешках и хранят в шкафах.
2.8.18. Белье после употребления складывают в специальный бак, ведро с крышкой, клеенчатый, пластиковый или из двойной материи мешок. Грязное белье доставляют в постирочную (или в специальное помещение). Матерчатые мешки сдают в стирку, клеенчатые и пластиковые - обрабатывают горячим мыльным или содовым раствором.
2.8.19. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, спальные мешки - следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Один раз в год постельные принадлежности подвергаются химической чистке или обработке в дезинфекционной камере.
2.8.20. Мочалки для мытья детей (число мочалок соответствует количеству детей в группе) после пользования замачивают в дезинфицирующем растворе в течение 15 мин., промывают проточной водой, просушивают и хранят в чистых матерчатых мешках.
2.8.21. По мере необходимости в ДОУ следует проводить дезинсекцию и дератизацию.
2.9. Профилактика контагиозных гельминтозов (энтеробиоз и гименолепидоз)
2.9.1. Для профилактики энтеробиоза и гименолепидоза проводят меры по оздоровлению источников инвазии и предупреждению передачи возбудителя, гигиеническое воспитание и обучение медицинского и другого обслуживающего персонала.
2.9.2. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами следует осуществлять одновременным обследованием всех детей и всего персонала ДОУ один раз в год. На пораженность острицами проводят троекратное обследование детей и сотрудников через 1-3 дня; на пораженность карликовым цепнем - через 10-20 дней.
2.9.3. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале "Инфекционные заболевания" и проводят медикаментозную терапию силами медицинского персонала ДОУ.
2.9.4. При однократном обследовании детей и сотрудников и выявлении 20% и более инвазированных острицами проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала ДОУ. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с порядком, установленным Минздравом России.
2.9.5. При неблагополучной ситуации по контагиозным гельминтозам профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:
- ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;
- пропылесосить или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;
- в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;
- в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;
- ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены;
- осуществлять надзор за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены.
2.9.6. Заключительная дезинвазия проводится на третий день после окончания курса лечения. Одновременно производят замену песка в песочницах.
2.10. Требования к организации питания
2.10.1. Требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока должны соответствовать санитарным правилам и нормам к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также типовой инструкции по охране труда при работе в пищеблоках.
2.10.2. Технологическое оборудование, инвентарь, посуду, тару изготавливают из материалов, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам, и маркируется для сырых и готовых продуктов. При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов. Требования к производственному оборудованию и разделочному инвентарю пищеблоков изложены в приложении 7.
2.10.3. Для приготовления пищи используют электрооборудование (соковыжималки, миксеры, протирочные машины и т.д.) и электрические плиты. В газифицированных районах допускается установка газовых плит. В сельских ДОУ вместимостью до 50 мест допускается применение кухонных плит на твердом топливе с топкой, выходящей в отдельное помещение. Во вновь строящихся и реконструируемых учреждениях не допускается устанавливать плиты, работающие на угле, дровах, твердом топливе. Помещение кухни оборудуют вытяжной вентиляцией.
2.10.4. Инструкция по применению моющих и дезинфицирующих средств обязательно доводится до сведения всех сотрудников, использующих данное средство (с учетом конкретного режима проводимой обработки).
В буфетных, моечных столовой и кухонной посуды, а также возле всех ванн, которые используют для обработки инвентаря, вывешивают инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций моющих и дезинфицирующих средств, используемых в данный момент, правил приготовления рабочих растворов.
Моющие и дезинфицирующие средства хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Растворы хранят в емкостях из темного стекла с хорошо пригнанной пробкой, избегая воздействия на них света и влаги, не более 5 дней.
2.10.5. Для мытья кухонной посуды используют металлические ванны типа ВМ-1, ВМ-2, ВМ-1А, ВМ-2А (не менее 2 из нержавеющей стали, алюминия, дюралюминия и др.) с подводкой к ним горячей и холодной воды с установкой смесителей. Температура горячей воды в точке разбора - не менее 65°.
Для технологических, хозяйственно-бытовых целей горячую воду из системы водяного отопления не используют.
В месте присоединения ванны к канализации должен быть воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки.
2.10.6. Варочные котлы после освобождения от остатков пищи моют горячей водой не ниже 40°С с добавлением моющих средств, ополаскивают горячей водой с помощью шланга с душевой насадкой и просушивают в перевернутом виде на решетчатых полках, стеллажах. Чистую кухонную посуду хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола.
2.10.7. Разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь: лопатки, мешалки и др. - после мытья в первой ванне с горячей водой (50°С) с добавлением моющих средств ополаскивают горячей водой с температурой не ниже 65°С во второй ванне, обдают кипятком, а затем просушивают на решетчатых металлических стеллажах.
Металлический инвентарь после мытья прокаливают в духовом шкафу; мясорубки после использования разбирают, промывают, обдают кипятком и тщательно просушивают.
2.10.8. Столовая и чайная посуда выделяется для каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия.
Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу детей в группе. Для персонала следует иметь отдельную столовую посуду.
Посуду хранят в буфете.
Посуду и столовые приборы моют в 2- или 3-гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения.
Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40° , ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65° (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решетках.
Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивание горячей проточной водой производят во второй ванне и просушивают.
Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых в металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.
При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводится обеззараживание (дезинфекция) посуды в установленном порядке.
Для обеззараживания посуды рекомендуется использование сухожарового шкафа, который устанавливают в каждой групповой ячейке. При его отсутствии для обеззараживания посуды в каждой группе следует иметь емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе (приложение 3).
2.10.9. В ясельных группах бутылочки после молочных смесей промывают теплой проточной водой с помощью ерша и моющих средств, затем стерилизуют в автоклаве при температуре 120° в течение 45 минут или кипятят в воде в течение 15 минут и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде. Ерши после использования промывают проточной водой и кипятят 30 минут, высушивают и хранят в сухом виде.
Соски после употребления промывают, замачивают в 2% растворе питьевой соды в течение 15-20 минут, потом промывают водой, кипятят 3 минуты в воде и хранят в промаркированной емкости с закрытой крышкой.
2.10.10. Рабочие столы на пищеблоке и столы в групповых после каждого приема пищи моют горячей водой с моющими средствами специальной ветошью.
Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 минут в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.
2.10.11. Пищевые отходы на пищеблоке и в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают с помощью шлангов над канализационными трапами, промывают 2% раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивают горячей водой и просушивают.
2.10.12. В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т.п. Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
2.10.13. В помещениях пищеблока проводят санитарно-профилактические мероприятия по борьбе с мухами, тараканами и грызунами, а при их появлении - истребительные, с использованием разрешенных химических препаратов, в порядке установленным Минздравом России.
2.10.14. Питание должно обеспечивать растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. При организации питания следует соблюдать возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах (таблица 2.10.1.)
Таблица 2.10.1.
Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)*
+------------+-------------+--------------------+-----------+-----------+
| Возраст |Энергетичес- | Белки (в граммах) | Жиры (в |Углеводы (в|
| детей |кая ценность,| | граммах) | граммах) |
| | (в ккал) | | | |
| | +----------+---------+-----------+-----------+
| | | всего | в т.ч. | всего | всего |
| | | |животные | | |
+------------+-------------+----------+---------+-----------+-----------+
| 0-3 мес. | 115 | 2,2 | 2,2 | 6,5 (0,7) | 13 |
+------------+-------------+----------+---------+-----------+-----------+
| 4-6 мес. | 115 | 2,6 | 2,5 | 6,0 (0,7) | 13 |
+------------+-------------+----------+---------+-----------+-----------+
| 7-12 мес. | 110 | 2,9 | 2,3 | 5,5 (0,7) | 13 |
+------------+-------------+----------+---------+-----------+-----------+
| до 3 лет | 1540 | 53 | 37 | 53 | 212 |
+------------+-------------+----------+---------+-----------+-----------+
| 3-7 лет | 1970 | 68 | 44 | 68 | 272 |
+------------+-------------+----------+---------+-----------+-----------+
_____________________________
* Потребности детей первого года жизни в энергии, белке, жирах, углеводах даны в расчете г/кг массы тела.
В скобках указана потребность в линолевой кислоте (г/кг массы тела).
Величины потребностей в белке даны для вскармливания детей материнским молоком или заменителем женского молока с биологической ценностью (БЦ) белкового компонента более 80%; при вскармливании молочными продуктами с БЦ менее 80% указанные величины необходимо увеличить на 20-25%.
2.10.15. Организация рационального питания детей предусматривает строгое выполнение режима. Для детей, начиная с 9-месячного возраста, оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 часов. В ДОУ с 10-часовым пребыванием детей организуют 3-разовое питание с усилением полдников, с 12-часовым - 4-разовое; с круглосуточным - 5-разовое с дополнительным ужином перед сном, только с ночным пребыванием - одноразовое (ужин).
Распределение общей калорийности суточного рациона питания детей в зависимости от их времени пребывания в ДОУ представлено в таблице 2.10.2.
Таблица 2.10.2.
+----------------+------------------+-----------------+-----------------+
| Для детей с | Для детей с | Для детей с | Для детей с |
| круглосуточным | дневным | дневным | ночным |
| пребыванием в |пребыванием в ДОУ |пребыванием в ДОУ|пребыванием в ДОУ|
| ДОУ | - 10 час. | - 12,5 час. | |
+----------------+------------------+-----------------+-----------------+
|завтрак - 25% |завтрак - 25% |завтрак - 25% | |
+----------------+------------------+-----------------+-----------------+
|обед - 35% |обед - 35% |обед - 35% |ужин - 25% |
+----------------+------------------+-----------------+-----------------+
|полдник -15% |полдник - 15% |полдник - 20-25% | |
+----------------+------------------+-----------------+-----------------+
|ужин - 25% | | | |
+----------------+------------------+-----------------+-----------------+
В суточном рационе допускается отклонение калорийности на +-5%.
В ДОУ с круглосуточным пребыванием за 1 час до ночного сна рекомендуется выдавать детям стакан молока или кисломолочного продукта.
Для групп кратковременного пребывания детей в ДОУ (3-4 часа) организуют одноразовое питание (второй завтрак, обед или полдник), в зависимости от времени работы группы (первая или вторая половина дня), при этом рацион питания должен обеспечивать не менее 15-25% суточной потребности в пищевых веществах и энергии.
2.10.16. Питание детей первого года жизни назначают индивидуально в соответствии с возрастными физиологическими нормативами и своевременным введением всех видов прикорма (приложения 8, 9). Молочные продукты и молочные смеси должны поступать из молочной кухни, в случае их отсутствия следует пользоваться готовыми смесями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение. Питание, полученное из молочной кухни, хранится в холодильнике (по группам) в пределах сроков реализации. Перед кормлением детей его подогревают в водяной бане (температура воды +50°С) в течение 5 минут или в электронагревателе для детского питания до температуры +37°С. Подогрев производят в буфетной группового помещения.
Расчет питания детям первого года жизни проводят при поступлении в ДОУ исходя из потребности в основных веществах на 1 кг массы тела (табл.2.10.1), затем не реже 1 раза в месяц детям с проявлениями гипотрофии, недоношенным - не реже 1 раза в 10-15 дней.
Для каждого ребенка в возрасте до 9 месяцев ведется лист питания, в котором отмечают фактическое количество съедаемой пищи по каждому виду непосредственно после кормления, стул ребенка, наличие срыгиваний, рвоты, периодически (не реже 1 раза в месяц) отмечают динамику массы тела. По этим данным медицинский персонал производит расчеты и корректировку питания. Необходимо иметь сводный лист питания группы детей, где для каждого ребенка указаны часы кормления и назначенное питание.
2.10.17. В каждом учреждении следует иметь примерное 10-дневное или 2-недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания (приложение 10). Примерное меню должно быть согласовано с учреждениями госсанэпиднадзора.
Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и приготовления блюд представлен в приложении 11.
Такие продукты как хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи включают в меню ежедневно, а остальные продукты (творог, сыр, яйцо) 2-3 раза в неделю. В течение декады ребенок должен получить количество продуктов в полном объеме в расчете установленным нормам.
2.10.18. На основании примерного 10-дневного меню составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд разного возраста. Рекомендуемые объемы порций для детей разного возраста представлены в таблице 2.10.3.
При составлении меню следует учитывать национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей.
При отсутствие каких-либо продуктов разрешается проводить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с таблицей замены продуктов (приложение 12) в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания.
Таблица 2.10.3.
Рекомендуемые объемы порций для детей
+------------------------------+----------------------------------------+
| Возраст детей | Вес (г) |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
| Наименование блюд | 1 г. - |1 г. 7 м.|3 г. 1 м.|5 л. 1 м.|
| |1 г. 6 м.| - | - | - |
| | | 3 г. | 5 л. | 7 л. |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Завтрак | | | | |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Каша, овощное блюдо | 130 | 150 | 180 | 200 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Яичное, творожное, мясное,| 50 | 60 | 70 | 80 |
|рыбное блюдо | | | | |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Салат овощной | 20 | 30 | 40 | 50 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Кофе, чай, молоко | 100 | 150 | 180 | 200 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Обед | | | | |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Салат, закуска | 30 | 40 | 50 | 60 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Первое блюдо | 100 | 150 | 180 | 200 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Блюдо из мяса, рыбы, птицы | 50 | 60 | 70 | 80 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Гарнир | 100 | 120 | 130 | 150 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Третье блюдо (напиток) | 100 | 150 | 180 | 200 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Полдник | | | | |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Кефир, молоко | 150 | 150 | 200 | 200 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Булочка, выпечка (печенье,| 40 | 60 | 70 | 90 |
|вафли) | | | | |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Блюдо из творога, круп, овощей| 50 | 60 | 70 | 100 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Свежие фрукты | 100 | 100 | 150 | 200 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Ужин | | | | |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Овощное, творожное блюдо, каша| 150 | 180 | 200 | 250 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Молоко, кефир | 150 | 150 | 200 | 200 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Свежие фрукты | 50 | 70 | 100 | 120 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
|Хлеб на весь день: | | | | |
| | | | | |
|пшеничный | 40 | 70 | 110 | 110 |
| | | | | |
|ржаной | 10 | 30 | 60 | 60 |
+------------------------------+----------+---------+---------+---------+
2.10.19. Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов рекомендуется включать в меню соки, свежезамороженные овощи и фрукты при соблюдении сроков их реализации. Для профилактики дефицита витаминов и микронутриентов по назначению врача-педиатра (диетолога) допускается использовать биологически активные добавки (БАД) к пище, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение, зарегистрированные в Федеральном реестре Минздрава России и предназначенные для использования в питании детей ясельного и дошкольного возраста.
2.10.20. В целях профилактики гиповитаминозов проводят искусственную витаминизацию холодных напитков (компот и др.) аскорбиновой кислотой (для детей 1-3 лет - 35 мг, 3-6 лет - 50 мг на 1 порцию). Возможно использование поливитаминного напитка "Золотой шар" (15 г на 1 стакан воды) или поливитаминных препаратов (1 драже в день во время или после еды).
Аскорбиновая кислота вводится в компот после его охлаждения до температуры не выше 15°С (перед реализацией).
2.10.21. Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на 1 ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подсчитывается калорийность, количество белков, жиров и углеводов).
Витаминизированные блюда не подогреваются.
2.10.22. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время его пребывания в ДОУ.
2.10.23. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности, блюдо допускают к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков.
2.10.24. Ежедневно следует оставлять суточную пробу готовой продукции. Суточная проба отбирается в объеме: порционные в полном объеме, 1 блюдо и гарниры не менее 100 г с целью микробиологического исследования при неблагополучной эпидемиологической ситуации. Пробу отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду) и сохраняют в течении 48 часов в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для хранения кисломолочных продуктов при температуре +2 - +6°С. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляет медицинский работник.
2.10.25. Транспортировку пищевых продуктов необходимо проводить в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения (приложение 13).
2.10.26. Пищевые продукты, поступающие в ДОУ, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам. Качество продуктов проверяют кладовщик и медицинский работник (бракераж сырых продуктов), последний делает запись в специальном журнале. Не допускаются к приему в ДОУ пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи.
Урожай овощей и фруктов, собранный на территории ДОУ, допустимо использовать в питании детей только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
2.10.27. Особоскоропортящиеся пищевые продукты хранят в холодильных камерах или холодильниках при температуре +2 - +6°С и в соответствии с требованиями действующих санитарных правил (приложение 14). Для контроля за температурой в холодильниках и холодильных камерах устанавливают термометры. При наличии одной холодильной камеры места хранения мяса, рыбы и молочных продуктов должны быть строго разграничены, с обязательным устройством специальных полок, легко поддающихся мойке и обработке. Требования к условиям хранения продуктов изложены в приложении 15.
2.10.28. Молоко фляжное непастеризованное перед употреблением подлежит обязательному кипячению не более 2-3 минут. После кипячения его охлаждают и хранят закрытым крышкой. В случае невозможности использовать молоко тотчас же после получения, его хранят в холодильнике при температуре +4 - +6°С.
2.10.29. При приготовлении пищи соблюдаются следующие правила:
- обработку сырых и вареных продуктов проводят на разных столах при использовании соответствующих маркированных разделочных досок и ножей;
- в перечень технологического оборудования следует включать не менее 2 мясорубок для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов.
2.10.30. При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо соблюдать гигиенические требования в технологических процессах приготовления блюд:
- котлеты, биточки из мясного или рыбного фарша, рыбу кусками обжаривают не менее 5 минут с обеих сторон в нагретом до кипения жире, после чего их доводят до готовности в духовом или жарочном шкафу при температуре 250-280°С 5-7 минут;
- вторые блюда из вареного мяса (кур), а также измельченное мясо, добавляемое в первое блюдо, подвергают вторичной термической обработке - кипячению в бульоне в течение 5-7 минут и хранят в нем при температуре +75°С до раздачи не более 1 часа;
- омлеты готовят слоем 2,5-3 см в течении 8-10 минут при температуре жарочного шкафа 180-200°С; яйцо варят 10 минут после закипания воды; яйцо перед использованием в любые блюда предварительно обрабатывают в соответствии с требованиями санитарных правил; не допускается хранить яйцо в кассетницах поставщика в производственных цехах пищеблока ДОУ;
- сосиски, вареные колбасы обязательно отваривают (термическую обработку заканчивают после 5-минутной варки с момента начала кипения);
- макаронные изделия, рис для приготовления гарниров варят в большом объеме воды (в отношении не менее 1:6,) без последующей промывки;
- творожные запеканки изготавливают в жарочном шкафу при температуре 220-280°С в течение 20-30 минут, слой готового блюда должен иметь не более 3-4 см.
2.10.31. При кулинарной обработке овощей, для сохранения витаминов, следует соблюдать следующие правила: кожуру овощей чистят тонким слоем, очищают их непосредственно перед приготовлением; закладывают овощи только в кипящую воду, нарезав их перед варкой; свежую зелень добавляют в готовые блюда во время раздачи.
Фрукты, включая цитрусовые, перед употреблением обязательно промывают.
В целях профилактики иерсинеоза и псевдотуберкулеза не допускается предварительное замачивание овощей. Для приготовления салатов из сырых овощей допускается использовать овощи урожая предыдущего года только до марта.
Овощи, предназначенные для приготовления винегретов и салатов, варят в кожуре, охлаждают; очищают и нарезают вареные овощи в холодном цехе или в варочном цехе на столе для вареной продукции. Варка овощей накануне дня приготовления блюд не допускается.
2.10.32. С момента приготовления до отпуска первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 2-3 часов.
Кефир, ряженку, простоквашу и другие кисломолочные продукты порционируют в чашки непосредственно из пакетов или бутылок перед их раздачей.
Прокисшее молоко может быть использовано только для приготовления теста.
2.10.33. В эндемичных по йоду районах используется йодированная поваренная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов.
2.10.34. В целях предупреждения возникновения и распространения пищевых токсикоинфекций:
- не использовать остатки пищи от предыдущего приема и пищу, приготовленную накануне;
- не допускается изготовление простокваши-самокваса, творога и других кисломолочных продуктов, а также блинчиков с мясом или с творогом из непастеризованного молока, макарон по-флотски, макарон с рубленным яйцом, зельцев, яичницы-глазуньи, кондитерских изделий с кремом, кремов, морсов, форшмаков из сельди, изделий во фритюре, студней, паштетов, заливных блюд (мясные и рыбные).
В питании детей в ДОУ категорически запрещается использование: грибов, фляжного (бочкового) молока без кипячения, фляжного творога и сметаны, консервированного зеленого горошка без термической обработки, кровяных и ливерных колбас, яиц и мяса водоплавающих птиц, рыбы, мяса, не прошедшего ветеринарный контроль, консервированных продуктов домашнего приготовления в герметической упаковке; консервов в банках с нарушением герметичности, бомбажных, с ржавчиной, деформированных, без этикеток; крупу, муку, сухофрукты, загрязненные различными примесями и зараженные амбарными вредителями; овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили.
2.10.35. Не следует использовать в питании детей специи, острые блюда, пищевые добавки искусственного происхождения:
- продукты, содержащие в своем составе пищевые добавки (синтетические ароматизаторы, красители) искусственного происхождения, в том числе безалкогольные газированные напитки, кондитерские изделия, жевательную резинку, чипсы и др.;
- закусочные консервы: маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки);
- кулинарные жиры;
- сливочное масло жирностью ниже 72%;
- копчености;
- майонез, перец, горчицу, хрен, уксус, острые соусы, натуральный кофе.
2.10.36. В ДОУ должен быть организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных правил.
2.11. Требования к медицинскому обеспечению и оценке состояния здоровья детей
2.11.1. Медицинское обеспечение воспитанников ДОУ осуществляется медицинскими персоналом, находящимися в штате ДОУ или территориальных лечебно-профилактических учреждений (по договору), организационно-методическая работа по вопросам медицинского обеспечения осуществляется территориальными лечебно-профилактическими учреждениями.
Медицинский персонал ДОУ проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия. Медицинский персонал наряду с администрацией ДОУ контролирует режим и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм.
Медицинский персонал организует и контролирует профилактическую и текущую дезинфекцию.
2.11.2. Медицинский кабинет должен быть оснащен оборудованием и инструментарием (приложение 16). При наличии достаточных площадей в медицинском блоке ДОУ оборудуют физиотерапевтический кабинет (приложение 17).
2.11.3. Критерием эффективности лечебно-оздоровительной работы ДОУ служит улучшение состояния здоровья детей. Оценку состояния здоровья детей проводят на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров.
2.11.4. Профилактические медицинские осмотры детей декретированных возрастов проводят в соответствии с действующими нормативными документами и предусматривают доврачебный (на основе программы скрининг-тестов), педиатрический и специализированный этапы. Остальным детям ежегодно проводят скрининг-тестирование и педиатрический осмотр. По показаниям дети осматриваются и другими врачами-специалистами.
2.11.5. Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности.
2.11.6. Состояние здоровья каждого ребенка оценивается комплексно с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития, острой заболеваемости за год, предшествующий осмотру, наличия или отсутствия в момент обследования хронических заболеваний и частоты их обострения, уровня функционального состояния основных систем организма.
2.11.7. Оценка состояния здоровья коллектива включает следующие показатели:
- общая заболеваемость (уровень и структура);
- острая заболеваемость (уровень и структура);
- заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка;
- процент часто болеющих детей (ЧБД);
- индекс здоровья;
- процент детей, имеющих морфофункциональные отклонения;
- процент детей с хроническими заболеваниями;
- процент детей, функционально незрелых к обучению в школе;
- процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к дошкольному учреждению;
- распределение детей по группам физического развития;
- распределение детей по группам здоровья;
- процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.
2.11.8. Для каждой возрастной группы детей составляют комплексный план оздоровительных мероприятий, направленный на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.
2.11.9. За год, предшествующий поступлению в школу, проводят медицинское обследование детей, а повторный медицинский осмотр - непосредственно перед поступлением в школу.
2.11.10. В начале учебно-воспитательного года для определения уровня развития школьно-необходимых функций у воспитанников подготовительных групп проводят диагностику функциональной готовности к обучению в школе.
Для детей, функционально неготовых к обучению, следует составить индивидуальный план медико-коррекционных мероприятий, включающих лечебно-оздоровительные процедуры, занятия с логопедом, развитие общей и мелкой моторики.
Результаты первого и второго обследования, а также рекомендации в отношении начала школьного обучения заносятся в медицинскую карту.
2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий
2.12.1. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов. Установленные часы приема пищи необходимо строго соблюдать в соответствии с п.2.10.14 настоящих правил.
В разновозрастных группах общие режимные моменты следует начинать на 5-10 мин раньше с более младшими детьми. Режим дня в разновозрастной ясельной группе следует дифференцировать: для детей до 1 года, для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет.
2.12.2. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).
2.12.3. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.
2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (на веранде). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.
Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
2.12.5. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
2.12.6. Администрация ДОУ несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организации учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей.
Программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
2.12.7. Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не более 8-10 мин. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня. В теплое время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки. Нецелесообразно одновременно проводить занятия с группой более 5-6 детей.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) - 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий**.
При 6-дневной учебной неделе в субботу целесообразно проводить только занятия эстетически-оздоровительного цикла, спортивные праздники, соревнования, увеличить продолжительность прогулки.
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной трех. Их продолжительность для детей 4 года жизни- не более 15 минут, для детей 5 года жизни - не более 20 минут, для детей 6 года жизни - не более 25 минут, а для детей 7 года жизни - не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 25-30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.
При проведении занятий с использованием компьютеров, занятия по иностранному языку группу рекомендуется делить на подгруппы.
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:
- для детей 4 года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;
- для детей 5 года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
- для детей 6 года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
- для детей 7 года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.
2.12.8. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени занятий.
2.12.9. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.
2.12.10. Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.
Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).
2.12.11. Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают.
2.12.12. Требования, изложенные в п.п.2.12.7-2.12.11, необходимо выполнять и при организации занятий в группах кратковременного пребывания детей.
2.12.13. В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятий их следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.
2.12.14. В середине учебного года (январь-февраль) для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).
В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок.
2.12.15. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин, в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.
Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.
2.12.16. Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.
2.13. Требования к организации физического воспитания
2.13.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
2.13.2. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.
Организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п.
Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.
Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок (приложения 1,2, 18).
2.13.3. Физическое воспитание детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики. Врач назначает комплексы строго индивидуально с учетом возраста ребенка, его состояния здоровья, физического и нервно-психического развития.
Врачебные назначения обязательно фиксируют в медицинской карте ребенка.
Занятия с детьми первого года жизни проводят с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после еды.
Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6-10 минут.
Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2-3 ребенка).
Для индивидуальных занятий используют стол высотой - 72-75 см, шириной - 80 см, длиной - 90-100 см, покрытый тонким слоем ваты, обшитой клеенкой; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка.
При необходимости стол может быть заменен деревянным или фанерным щитом, помещенным поперек детской кроватки на поднятых закрепленных боковых стенках.
2.13.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.
Рекомендуемая наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность, в зависимости от возраста детей, представлена в таблице 2.13.1.
Таблица 2.13.1.
Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей
+--------------+--------------------------------------------------------+
| | Возраст детей |
| +-------------+--------------+-------------+-------------+
| | 1 г. 3 м. - | 1 г. 7 м. - |2 г . 1 м. - |3 г. (вторая |
| | 1 г. 6 м. | 2 г. | 2 г. 11 м. | половина |
| | | | | учебного |
| | | | | года) |
+--------------+-------------+--------------+-------------+-------------+
|Число детей | 2-4 | 4-6 | 8-12 | Вся группа |
+--------------+-------------+--------------+-------------+-------------+
|Длительность | 6-8 | 8-10 | 10-15 | 15 |
|занятия (в| | | | |
|мин.) | | | | |
+--------------+-------------+--------------+-------------+-------------+
2.13.5. Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин,
- в средней группе - 20 мин,
- в старшей группе - 25 мин,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Одно из трех физкультурных занятий для детей 5-7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
Рекомендации к одежде для занятий физкультурой на воздухе даны в приложении 19.
Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей. В средней полосе занятия проводят при температуре воздуха до -15°С в безветренную погоду.
В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign