LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника
за установленную норму часов педагогической работы в неделю на
среднемесячное количество рабочих часов, установленного по занимаемой
должности.
Среднемесячное количество рабочих часов определяется путем умножения
нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку
заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в
году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5
(количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).
Для преподавателей учреждений начального и среднего
профессионального образования, как было указано в пункте 4.7 настоящих
Рекомендаций, - путем деления месячной ставки заработной платы на 72 часа.
Оплата труда за замещение отсутствующего учителя (преподавателя), если
оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала
замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих
основаниях с соответствующим увеличением его недельной (месячной)
учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию.
5.2. Руководители образовательных учреждений в пределах имеющихся
средств, если это целесообразно и не ущемляет интересов основных работников
данного учреждения, могут привлекать для проведения учебных занятий с
обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов
(например, на непродолжительный срок для проведения отдельных занятий,
курсов, лекций и т.д.) с применением условий и коэффициентов ставок
почасовой оплаты труда, утвержденных постановлением Минтруда России от
21.01.93 N 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников,
привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и
предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании». В размеры
часовых ставок заработной планы, предусмотренных указанным
постановлением, включена оплата за отпуск.

6. Повышение ставок заработной платы и должностных окладов

6.1. Педагогическим и другим работникам за специфику работы в
отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок
заработной платы (должностных окладов) в следующих размерах и случаях:
6.1.1. На 15 - 20%. - за работу в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с
задержкой психического развития);
30
6.1.2. На 15 - 20% - за работу в оздоровительных образовательных
учреждениях санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в
длительном лечении;
6.1.3. На 30% - за работу в специальных учебно-воспитательных
учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением медицинским
работникам и на 15-20% педагогическим и другим работникам;
Конкретный перечень работников, которым могут повышаться
должностные оклады (ставки) на 15 - 20%, и конкретный размер этого
повышения определяются руководителем образовательного учреждения по
согласованию с выборным профсоюзным органом, органом самоуправления
образовательного учреждения в зависимости от степени и продолжительности
общения с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в
развитии, нуждающимися в длительном лечении, или от степени и
продолжительности общения с детьми и подростками с девиантным
поведением специальных учебно-воспитательных учреждений.
6.1.4. На 15% - за работу в общеобразовательных школах-интернатах;
6.1.5. На 15% - в образовательных учреждениях, имеющих специальные
(коррекционные) отделения, классы, группы для обучающихся (воспитанников)
с отклонениями в развитии или классы (группы) для обучающихся
(воспитанников), нуждающихся в длительном лечении, повышение
должностного оклада руководителя;
Если такие классы (группы) созданы в общеобразовательных школах-
интернатах, то повышение должностных окладов (ставок заработной платы)
руководителей, а также работников, непосредственно занятых в таких классах
(группах), производится на 20%;
6.1.6. На 20% - за работу в образовательных учреждениях для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за работу в группах для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях
начального и среднего профессионального образования.
В образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (в группах для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, учреждений начального профессионального
образования), с контингентом обучающихся (воспитанников) с отклонениями в
развитии, с задержкой психического развития либо нуждающихся в длительном
лечении, а также в специальных учебно-воспитательных учреждениях для
детей и подростков с девиантным поведением, имеющих отклонения в
умственном развитии, ставки заработной платы (должностные оклады)
повышаются по двум основаниям: на 20% и на 15 - 20%;
6.1.7. На 50-75% - за работу в общеобразовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального образования при учреждениях,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
За работу в указанных образовательных учреждениях, занятых обучением
лиц, которым решением суда определено содержание в исправительных
колониях строгого или особого режима, ставки и оклады дополнительно
повышаются в порядке, установленном для рабочих и служащих
31
исправительных колоний за работу с этими осужденными, на 10 - 15%.
При установлении ставок (окладов) работников на основе ЕТС и их
повышении по основаниям, указанным в настоящем пункте, применяется
ставка 1-го разряда ЕТС, увеличенная на 20%, как это предусмотрено для
гражданского персонала исправительных учреждений, при которых созданы
эти образовательные учреждения.
Работникам учреждений начального профессионального образования при
учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, за
работу с обучающимися, больными активной формой туберкулеза, ставки
(оклады) дополнительно повышаются на 15%;
6.1.8. На 20% - за работу в образовательных учреждениях, расположенных
в закрытых административно-территориальных образованиях, дошкольных
образовательных учреждениях, обслуживающих работников предприятий
федерального органа исполнительной власти по атомной энергетике, а также в
учреждениях начального профессионального образования, находящихся вне
закрытых административно-территориальных образований и осуществляющих
подготовку квалификационных рабочих кадров для предприятий и организаций
этого министерства, - по перечню, утвержденному в установленном порядке;
6.1.9. На 25% - специалистам и руководящим работникам за работу в
образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности;
6.1.10. На 15% - педагогическим работникам лицеев, гимназий, колледжей;
6.1.11. На 20% - учителям и другим педагогическим работникам за
индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения
детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
6.1.12. На 20% - учителям и другим педагогическим работникам за
индивидуальное и групповое обучение детей, находящихся на длительном
лечении в детских больницах (клиниках) и детских отделениях больниц для
взрослых;
6.1.13. На 20% - специалистам психолого-педагогических и медико-
педагогических комиссий, логопедических пунктов;
6.1.14. На 15-20% - за работу в учреждениях социальной защиты
населения: детских домах (домах-интернатах для детей-инвалидов), а также в
отделениях для детей-инвалидов в учреждениях для взрослых;
6.1.15. На 20% педагогическим работникам за работу в
специализированных домах ребенка;
6.1.16. На 15% - старшим мастерам и мастерам производственного
обучения учреждений начального и среднего профессионального образования,
организованных для обучения профессиям художественных ремесел, а также
учреждений, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов для
предприятий и организаций, сланцевой промышленности, черной и цветной
металлургии и для горно-капитальных работ.
6.2. На 15% ставки заработной платы в образовательных учреждениях
повышаются следующим работникам:
- учителям общеобразовательных учреждений всех видов (классов, групп и
учебно-консультационных пунктов) с нерусским языком обучения,
32
расположенных в сельской местности и поселках городского типа, - за часы
занятий по русскому языку в I - XI классах и литературе в V-XI;
- преподавателям учреждений начального и среднего профессионального
образования (группах, отделениях) с нерусским языком обучения,
расположенных в сельской местности и поселках городского типа, - за часы
занятий по русскому языку и литературе;
- учителям и преподавателям национального языка и литературы
общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего
профессионального образования всех видов (классов, групп и учебно-
консультационных пунктов) с русским языком обучения;
- директорам, заместителям директоров по учебной, учебно-
воспитательной работе и воспитательной работе, по иностранному языку, по
производственному обучению, учителям, преподавателям, воспитателям,
старшим воспитателям, старшим вожатым, владеющим иностранным языком и
применяющим его в практической работе в общеобразовательных учреждениях
с углубленным изучением иностранного языка.
6.3. На 10% ставки заработной платы повышаются заведующим,
воспитателям, старшим воспитателям дошкольных образовательных
учреждений, владеющим иностранным языком и применяющим его в
практической работе.
6.4. Оплата труда с применением тарифного коэффициента,
соответствующего более высокому разряду, чем это предусмотрено тарифно-
квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям
работников учреждений образования (без присвоения самого более высокого
разряда) устанавливается в следующих случаях:
6.4.1. С применением тарифного коэффициента, предусмотренного на два
разряда выше, осуществляется:
- работникам, имеющим ученую степень доктора наук по профилю
образовательного учреждения или педагогической деятельности
(преподаваемых дисциплин);
6.4.2. С применением тарифного коэффициента, предусмотренного на один
разряд выше, осуществляется:
- работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю
образовательного учреждения или педагогической деятельности
(преподаваемых дисциплин);
- руководящим работникам и специалистам образовательных учреждений,
имеющим почетные звания "Народный учитель", "Заслуженный учитель" и
"Заслуженный преподаватель" СССР, Российской Федерации и союзных
республик, входивших в состав СССР;
- руководящим работникам образовательных учреждений, имеющим
другие почетные звания: "Заслуженный мастер профтехобразования",
"Заслуженный работник физической культуры", "Заслуженный работник
культуры", "Заслуженный врач", "Заслуженный юрист" и другие почетные
звания СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в
состав СССР, установленные для работников различных отраслей, название
33
которых начинается со слов "Народный", "Заслуженный", при
условии соответствия почетного звания профилю учреждения, а
педагогических работников образовательных учреждений - при соответствии
почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых
дисциплин.
6.5. Работникам образовательных учреждений дополнительного
образования детей спортивной направленности (ДЮСШ, ДЮКФП, ДЮСТШ,
СДЮШОР), имеющим звания "Заслуженный тренер", "Заслуженный мастер
спорта", "Мастер спорта международного класса", "Гроссмейстер по шахматам
(шашкам)", оплата труда осуществляется на один разряд выше.
6.6. При наличии у работников, имеющих почетное звание или ученую
степень, права на повышение ставок заработной платы в процентах (за работу в
сельской местности, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и
др.) повышению подлежат ставки (оклады), установленные им с учетом
почетного звания или ученой степени.
6.7. Женщинам, работающим в сельской местности, на работах, где по
условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом рабочего времени
более двух часов подряд), выплачивается повышенная на 30% оплата труда.
6.8. В случаях, когда работникам предусмотрено повышение ставок
(окладов) по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный
размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из
ставки (оклада) без учета повышения по другим основаниям. При этом
первоначально оклады (ставки) повышаются на размеры их повышений в
процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах.
6.9. Повышения ставок (окладов) по основаниям, предусмотренным в
разделе 6 настоящих Рекомендаций, образуют новые размеры ставок
заработной платы (должностных окладов), применяемых при исчислении
заработной платы с учетом объема учебной нагрузки (педагогической работы).

7. Компенсационные и стимулирующие выплаты

7.1. Доплаты компенсационного характера за условия труда,
отклоняющиеся от нормальных.
7.1.1. Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном
размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров,
установленных законами и иными нормативными правовыми актами. В
образовательных учреждениях каждый час работы в ночное время (в период с
10 часов вечера до 6 часов утра) оплачивается в повышенном размере не ниже
35% часовой ставки (оклада).
7.1.2. В случае привлечения работника к работе в установленный ему
графиком выходной день или нерабочий праздничный день работа
оплачивается не менее чем в двойном размере:
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, –
34
в размере не менее двойной дневной или часовой ставки;
работникам, получающим месячный оклад, – в размере не менее
одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и
нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы
рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки
сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий
праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом
случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном
размере, а день отдыха оплате не подлежит.
7.1.3. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с
вредными и опасными условиями труда, устанавливается в повышенном
размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для
различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров,
установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Перечень тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми
условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с
учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным
основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест.
Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются
работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо
коллективным договором, трудовым договором.
До определения Правительством Российской Федерации Перечня тяжелых
работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда
образовательные учреждения могут руководствоваться Перечнями работ с
опасными (особо опасными), вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо
тяжелыми) условиями труда, на которых устанавливаются доплаты до 12% или
до 24%, утвержденными приказом Госкомитета СССР по народному
образованию от 20.08.90 № 579 (с изменениями и дополнениями), или
аналогичными Перечнями, утвержденными приказом Министерства науки,
высшей школы и технической политики РФ от 07.10.1992 № 611, в
соответствии с которыми всем работникам независимо от наименования их
должностей устанавливаются доплаты, если их работа осуществляется в
условиях, предусмотренных этими Перечнями.
7.1.4. Переработка рабочего времени воспитателей, помощников
воспитателей, младших воспитателей вследствие неявки сменяющего
работника или родителей, а также работа в детских оздоровительных лагерях,
осуществляемая по инициативе работодателя за пределами рабочего времени,
установленного графиками работ, является сверхурочной работой.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в
полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.
Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться
коллективным договором или трудовым договором.
По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты
35
может компенсироваться предоставлением дополнительного
времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
7.1.5. При составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан
исключить нерациональные затраты времени педагогических работников,
ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их
непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы
(так называемые "окна"), которые в отличие от коротких перерывов (перемен)
между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся,
воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.
В исключительных случаях в образовательных учреждениях с
круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-
интернаты, детские дома, пришкольные интернаты), в которых чередуется
воспитательная и учебная деятельность в течение дня, работодатель с учетом
мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может
вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах
воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на
части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей
компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах,
предусматриваемых коллективным договором, применительно к порядку,
предусмотренной пунктом 6.7 настоящих рекомендаций, для женщин,
работающих в сельской местности. Время перерыва между двумя частями
смены в рабочее время не включается.
Перерывы в работе, связанные с выполнением воспитателями
педагогической работы сверх норм, установленных за ставку заработной платы,
к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся.
В целях экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать
вместо режима рабочего времени с разделением его на части с перерывом более
двух часов подряд режим их работы с разной ежедневной продолжительностью
рабочего времени в утренние часы до начала занятий у обучающихся и в часы
после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего
времени с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени в неделю
(месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный
период.
7.2. Стимулирующие выплаты, доплаты за дополнительную работу.
Работодатель в пределах средств, направляемых на оплату труда, имеет
право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих
доплат и надбавок с учетом мнения выборного профсоюзного органа, которые
закрепляются в коллективном договоре, локальном акте образовательного
учреждения.
В перечень видов дополнительно оплачиваемых работ, не входящих в
должностные обязанности работников, но непосредственно связанных с
образовательным процессом, могут включаться: классное руководство;
проверка письменных работ; заведование: отделениями, филиалами, учебно-
консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими,
лабораториями, учебно-опытными участками, интернатами при школе и др.;
36
руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями;
проведение работы по дополнительным образовательным программам;
организация трудового обучения, профессиональной ориентации и другие.
Работнику (в т.ч. работающему по совместительству), выполняющему у
того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной
трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии
(должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего
работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата
за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей
временно отсутствующего работника.
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение
обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются по
соглашению сторон трудового договора.
За высокую результативность работы, качество работы, напряженность,
интенсивность труда устанавливаются надбавки.
Размеры надбавок и порядок их установления определяются
образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату
труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном акте
образовательного учреждения.

8. Порядок определения уровня образования

8.1. Уровень образования педагогических работников при установлении
разрядов оплаты труда (ставок заработной платы, должностных окладов)
определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов о
соответствующем образовании независимо от специальности, которую они
получили (за исключением тех случаев, когда это особо оговорено).
8.2. Требования к уровню образования при установлении разрядов оплаты
труда работников, определенные в разделе "Требования к квалификации по
разрядам оплаты" тарифно-квалификационных характеристик (требований) по
должностям работников учреждений образования Российской Федерации,
предусматривают наличие среднего или высшего профессионального
образования и, как правило, не содержат специальных требований к профилю
полученной специальности по образованию.
Специальные требования к профилю полученной специальности по
образованию предъявляются по должностям концертмейстера, учителя-
логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, логопеда (наименование
должности "логопед" применяется только в учреждениях здравоохранения).
8.3. Педагогическим работникам, получившим диплом государственного
образца о высшем профессиональном образовании, разряды оплаты труда
(ставки заработной платы, должностные оклады) устанавливаются как лицам,
имеющим высшее профессиональное образование, а педагогическим
работникам, получившим диплом государственного образца о среднем
профессиональном образовании, - как лицам, имеющим среднее
37
профессиональное образование.

Наличие у работников диплома государственного образца "бакалавр",
"специалист", "магистр" дает право на установление им разрядов оплаты труда
(ставок заработной платы, должностных окладов), предусмотренных для лиц,
имеющих высшее профессиональное образование.
Наличие у работников диплома государственного образца о неполном
высшем профессиональном образовании права на установление разрядов
оплаты труда, предусмотренных для лиц, имеющих высшее или среднее
профессиональное образование, не дает.
Окончание трех полных курсов высшего учебного заведения, а также
учительского института и приравненных к нему учебных заведений дает право
на установление разрядов оплаты труда (ставок заработной платы,
должностных окладов), предусмотренных для лиц, имеющих среднее
профессиональное образование.
8.4. Концертмейстерам и преподавателям музыкальных дисциплин,
окончившим консерватории, музыкальные отделения и отделения клубной и
культпросветработы институтов культуры, пединститутов (университетов),
педучилищ и музыкальных училищ, работающим в образовательных
учреждениях, разряды оплаты труда (ставки заработной платы или
должностные оклады) устанавливаются как работникам, имеющим высшее или
среднее музыкальное образование.
8.5. Учителям-логопедам, учителям-дефектологам, логопедам, а также
учителям учебных предметов (в том числе в начальных классах) специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии разряды оплаты труда (ставки
заработной платы или должностные оклады) как лицам, имеющим высшее
дефектологическое образование, устанавливаются:
- при получении диплома государственного образца о высшем
профессиональном образовании по специальностям: тифлопедагогика;
сурдопедагогика; олигофренопедагогика; логопедия; специальная психология;
коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная);
дефектология и другим аналогичным специальностям;
- окончившим спецфакультеты по указанным выше специальностям и
получившим диплом государственного образца о высшем профессиональном
образовании.
8.6. Уровень образования лиц, окончивших образовательные учреждения
до введения в действие настоящих Рекомендаций, определяется
непосредственно в соответствии с инструкциями, которые легли в основу при

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign