LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Использовать специальное программное обеспечение для работы с
планами и потоковыми диаграммами.
Создавать документы сложной структуры с применением диаграмм,
графов, таблиц.
Создавать полноценные базы данных и электронные таблицы, вы
водить информацию разными способами.
Создавать реляционные многотабличные базы данных.
Создавать свои сайты для объединения ссылок на разные источни
ки информации.
Объяснять, как устроены страницы Интернета и поисковые машины.
Знать, как устроены экспертные системы.
Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь
на уроках информатики, русского языка и литературы, окружающе
го мира и комплекса естественно научных дисциплин, на уроках с при
менением компьютера как ТСО (технического средства обучения), а
также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.
2В. Коммуникационный аспект информационной деятель
ности с применением информационных технологий.
В начальной школе дети будут:
Формировать в ролевых играх навыки общения по телефону.
Выполнять принятые правила работы на компьютере.
Проводить интервью и опросы с использованием техники: телефо
на, факса, электронной почты.
В средней школе дети будут:
Создавать простые информационные продукты, такие как книжки с
картинками, рекламу.
Создавать материал для презентаций, используя простое програм
мное обеспечение для создания страниц с иллюстрациями.
Использовать для расширения возможностей текстовых презента
ций шрифты с разными атрибутами и стили.
Создавать электронный информационный продукт для совместно
го использования найденной информации.
Участвовать в сетевом общении, узнавать точки зрения сверстни
ков и высказывать свои соображения.
Использовать сетевые средства поддержки коллективных разрабо
ток при работе над проектами.
Готовить мультимедийные презентации, объединяя тексты, графи
ку, звук и используя языки программирования, встроенные в приложе
ния для создания презентаций.
Готовить изображения для презентаций с помощью сканеров, циф
ровых фотокамер и видеокамер.
Знать сетевой этикет, объяснять его и следовать его правилам.
Готовить компьютерные презентации для конкретной аудитории и
конкретной цели.
Готовить макеты информационных бюллетеней и брошюр, исполь
зуя настольные издательские системы.

52
Использовать электронную почту для того, чтобы задавать вопро
сы экспертам.
В старшей школе дети будут:
Использовать различные средства сетевого общения (электронная
почта, конференции, видеоконференции) для обмена знаниями.
Использовать в презентациях данные из баз данных и электронных
таблиц.
Публиковать результаты своих работ в Интернете и в школьной сети
обсуждения и для получения отзывов по электронной почте.
Создавать страницы в Интернете с использованием апплетов (про
грамм) и динамической генерации страниц.
Перечисленные умения формируются в первую очередь на уроках
риторики, информатики, русского языка и литературы, на уроках с
применением компьютера как ТСО (технического средства обучения),
а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.
2Г. Прикладной аспект информационной деятельности с
применением информационных технологий.
В начальной школе дети будут:
Искать информацию в тексте по ключевым словам.
Использовать кассеты и компакт диски для прослушивания и сбора
информации.
Использовать видеокассеты и компакт диски для просмотра и сбо
ра информации.
Использовать магнитофон, фотоаппарат и видеокамеру для сбора
данных.
Уметь обращаться с магнитофоном и видеомагнитофоном, чтобы
представить собранную информацию.
Использовать графические редакторы для создания изображений.
Использовать текстовый процессор для ввода и редактирования
текстов.
Использовать гиперссылки и алфавитные указатели при поиске ин
формации на компакт дисках.
Обращаться по предварительно созданным закладкам к страницам
Интернета.
В средней школе дети будут:
Использовать группу ключевых слов для поиска на компакт дисках.
Выполнять поиск в Интернете по ключевым словам, с использова
нием логических выражений.
Получать данные по телефону, в письме, в Интернете.
Использовать графические приложения для иллюстрирования ин
формации.
Добавлять нарисованные, отсканированные или готовые картинки
к документам.
Использовать разные приложения для отображения данных разны
ми способами, чтобы выбрать наиболее эффективный режим их пред
ставления.
Использовать аппаратные средства информационных технологий:
факс, видеомагнитофон, видеокамеру, цифровую фотокамеру, компьютер.
Использовать сетевые инструменты для получения информации из
общественных и университетских библиотек.

53
В старшей школе дети будут:
Искать в сетевых ресурсах произвольный текст.
Использовать для поиска в сети метапоисковые машины.
Использовать сетевые инструменты для получения информации из
музеев, галерей, муниципальных органов (городских и районных управ
и т.д.).
Находить и выбирать информацию из разнообразных правитель
ственных и деловых источников.
Находить и выбирать информацию из ресурсов международных
организаций.
Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь
на уроках информатики, на уроках с применением компьютера как
ТСО (технического средства обучения), а также в процессе урочной и
внеурочной проектной деятельности.
3А. Концептуально аналитический аспект деятельности
человека в информационном обществе.
В начальной школе дети будут:
Знать опасные и безопасные пути добывания информации.
Знать знакомые приборы, связанные с информацией, и описывать
их использование.
Знать профессии людей, к чьим функциям в общественном устрой
стве относится предоставление информации, и описывать их деятель
ность.
Знать способы, с помощью которых информация попадает в книги
и компьютеры (в печатные и электронные издания).
Понимать важность школьных и общественных библиотек.
Разрабатывать критерии отбора книг для чтения.
Анализировать различия между информацией, передаваемой в уст
ной и письменной речи.
Следовать определенным правилам для конкретных задач.
В средней школе дети будут:
Знать особенности художественной, научно популярной и справо
чной литературы и объяснять свои читательские вкусы.
Понимать и уметь объяснить цели и важность принятых правил
поведения.
Оценивать значение информации в различных культурах (в исто
рическом и географическом аспектах).
Анализировать информационные особенности нашего общества.
Описывать проблемы общества, связанные с информацией.
Анализировать способы, которыми люди учатся читать, записы
вать, просматривать информацию.
Оценивать мнения, предвзятости, прогнозы разных писателей и
создателей телепередач.
Анализировать роль информации на рабочем месте.
Анализировать особенности и примеры этичных и неэтичных при
менений информации и информационных технологий.
В старшей школе дети будут:
Идентифицировать роль информации в обществе в таких областях,
как образование, здравоохранение, борьба с преступностью, экономи
ка , политика, как генная инженерия, искусственный интеллект, кибер
нетика.
54
Анализировать воздействие информационных технологий на охра
ну окружающей среды.
Понимать и объяснять важность чтения разных художественных
произведений, в том числе классических, для понимания различных
культур.
Анализировать воздействие информационных технологий на рос
сийскую культуру, на мировую культуру.
Оценивать эффективность дистанционного обучения.
Знать элементы теории информации.
Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь
на уроках информатики, окружающего мира, обществоведения и ком
плекса естественно научных дисциплин, а также в процессе урочной
и внеурочной проектной деятельности.
3Б. Организационный аспект деятельности человека в ин
формационном обществе.
В начальной школе дети будут:
Узнавать в повседневной жизни обыденные повторяющиеся дей
ствия и события, описывать их.
Объяснять, как организованы словари и энциклопедии.
Объяснять, как организованы предметные указатели.
Классифицировать способы организации информации дома и в школе.
Знать устройство библиотеки.
Классифицировать методы организации и хранения информации,
такие как в алфавитном порядке, по тематике, по виду информации.
Сравнивать художественные тексты со справочными и научно по
пулярными и называть отличия.
В средней школе дети будут:
Вести записи в процессе чтения, наблюдения, слушания.
Читать и рассказывать о жизни и деятельности людей, внесших боль
шой вклад в книгопечатание.
Читать и рассказывать о жизни и деятельности людей, внесших боль
шой вклад в создание компьютеров.
Описывать методы генеалогии и создавать генеалогическое дерево.
Описывать, как организованы справочники, атласы и каталоги.
Посещать различные библиотеки и составлять описания их ус
тройства.
Классифицировать художественные произведения по жанрам и
знать в каждом жанре знаменитых авторов и их произведения.
В старшей школе дети будут:
Объяснять структуру деловых документов, таких как различные ру
ководства и отчеты.
Описывать, как организована информация в мозгу.
Описывать, как мозг обрабатывает информацию.
Описывать историю библиотек, музеев и других учреждений, зани
мающихся организацией и хранением информации.
Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь
на уроках информатики, русского языка и литературы, окружающе
го мира и комплекса естественно научных дисциплин, а также в про
цессе урочной и внеурочной проектной деятельности.


55
3В. Коммуникационный аспект деятельности человека в
информационном обществе.
В начальной школе дети будут:
Выступать поочередно при обсуждении чего либо и объяснять, поче
му поочередные выступления позволяют обмениваться информацией.
Понимать особенности иллюстрированных книг, используемые для
передачи информации.
Понимать особенности учебников, используемые для передачи ин
формации.
Описывать пути передачи информации дома и в школе.
Уметь читать информацию на упаковках товаров.
Иметь представление о том, что такое интеллектуальная собствен
ность, авторство и плагиат.
В средней школе дети будут:
Описывать историю способов кодирования информации (например,
наскальные изображения, алфавиты, иероглифы).
Описывать историю пересылки сообщений (гонцы, торговые марш
руты, почта).
Описывать историю систем связи (телеграф с азбукой Морзе, радио,
телевидение, компьютеры).
Описывать историю тиражирования информации (переписывание
рукописей, печатная машинка, факс, ксерокс).
Объяснять особенности радио в передаче информации.
Объяснять особенности телевидения в передаче информации.
Объяснять особенности газет и журналов в передаче информации.
Сравнивать между собой разные виды передачи информации.
Описывать развитие передачи информации в обществе и пытаться
предугадывать дальнейшие направления развития.
Объяснять принципы передачи секретной информации.
Объяснять особенности реализации авторских прав для печатных
изданий и материалов на магнитных или оптических носителях.
В старшей школе дети будут:
Описывать такой способ управления передачей информации, как
цензура.
Знать особенности пропаганды и приводить исторические примеры.
Анализировать использование контроля над средствами связи и про
паганды в современном обществе.
Описывать способы обмена информацией в современном деловом
мире.
Описывать шифрование как один из методов информационной
безопасности.
Уметь определять права собственности на ту или иную информаци
онную продукцию.
Понимать и объяснять юридические и этические проблемы, связан
ные с интеллектуальной собственностью.
Перечисленные умения формируются в первую очередь на уроках
риторики, информатики, обществоведения, а также в процессе уроч
ной и внеурочной проектной деятельности.



56
3Г. Прикладной аспект деятельности человека в информа
ционном обществе.
В начальной школе дети будут:
Знать любимые тексты художественных произведений и переска
зывать их своими словами.
Сопоставлять свой опыт и опыт других людей с жизнью литератур
ных героев.
Читать художественную и научно популярную литературу для соб
ственного удовольствия.
Писать письма, стихи, рассказы для выражения своих мыслей и
чувств.
Делать краткие устные выступления для выражения своих мыслей и
чувств.
В средней школе дети будут:
Использовать информацию при решении каких либо спорных во
просов и при составлении прогнозов.
Самостоятельно составлять план чтения на год: для удовольствия и
для учебных целей.
Сравнивать особенности использования логического и интуитив
ного, творческого мышления при обработке информации.
Знать и применять эффективные способы учебы.
Связывать знания, полученные на уроках по разным дисциплинам .
Выполнять правила безопасного и ответственного пользования ин
формацией и объяснять их разумность.
Использовать опыт чтения и другие навыки работы с информацией
для решения личных проблем, школьных проблем, домашних проблем.
В старшей школе дети будут:
Понимать и применять инновационные способы учебы.
Использовать знания теорий о разных видах интеллекта, об особен
ностях восприятия для формирования индивидуального подхода к ра
боте с информацией.
Использовать опыт чтения и другие навыки работы с информацией
для выбора профессии, для решения социальных проблем, для решения
глобальных проблем общества.
Объяснять, каким образом проводятся переговоры в группе, направ
ленные на достижение согласия и принятие решений.
Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь
на уроках информатики, русского языка и литературы, обществове
дения, а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятель
ности.




57
Н.Н. Михайлова


НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: ПОИСК НОВЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ


Содержание и назначение воспитания является одной из острей
ших современных проблем как для теории, так и для практики обра
зования. Очевидно, что традиционные воспитательные мероприя
тия, которые до сих пор существуют как доминирующая форма
осуществления внеклассной работы учителем начальных клас
сов, являются неким минимумом, который позволяет говорить, что
школа занимается не только обучением, но и воспитанием. При всех
громкогласных заявлениях о важности воспитательной работы, она
по факту организационно управленческих условий, существующих
для ее осуществления, реально была и остается довеском к урочно
му времени.
На самом деле не только само воспитание как таковое, но преж
де всего позиция воспитателя становится важной и необходимой на
определенном отрезке времени, когда у детей накапливаются про
блемы и возрастает потребность во взаимном уважении, взаимовы
ручке, той радостной совместности, которая собственно делает
школу для ребенка детским учреждением.
Уроки при всей их привлекательности являются все же частью
заданного и нормированного учителем искусственного пространства
их жизни. За пределами урока (за пределами школы) дети продолжа
ют жить и чувствовать свою зависимость от одноклассников. Мно
гие дети живут недалеко друг от друга, и жизнь вне школы может
стать чрезвычайно тяжелой для ребенка, чьи отношения со сверст
никами в школе не сложились.
Дружба детей, начавшаяся в начальной школе, явится хорошим
подспорьем им в переходный период. Возрастной кризис, как показы
вает практика, легче переносится теми детьми, которые вынесли
из начальной школы навыки умения слушать друг друга, совместно
организовывать интересные дела. Дети, которые усвоили культуру
необидных розыгрышей и подтруниваний, сопровождающихся друже
ской взаимовыручкой, вовремя освоили механизм юмора, который по
зволит справляться с ситуациями подростнического критицизма.
Позиция воспитателя ничего общего не имеет с позицией менто
ра, постоянно читающего нотации и указывающего детям, как надо
себя вести. Воспитатель – это человек, прежде всего создающий ус
ловия для создания детьми своего жизненного, игрового, общенческо
го, досугового, свободного пространства, в котором он, взрослый, так
же находит свое место. Он становится соучастником детских дел, а
как человек авторитетный и знающий, наверняка будет выбирать

58
ся детьми в качестве третейского судьи в ситуациях, когда дети сами
найти основы для согласия не могут. Воспитатель – это посредник
между детской непосредственностью, спонтанностью и эгоцентриз
мом, и человеческой потребностью, которую испытывает каждый
ребенок во взаимопринятии, в самореализации, в равенстве со свер
стниками. Посредничество заключается в том, что воспитатель,
опираясь и стимулируя эту потребность, исподволь ставит и перед
ребенком, и перед общностью задачи, решение которых ведет к раз
витию у младших школьников способностей и умений, связанных с
децентрацией. Эта особая и важная задача, которую необходимо по
ставить и решить педагогу в переходный период, чтобы помочь ре
бенку достойно встретить проблемы, связанные с преодолением «ес
тественного» эгоцентризма.
Немаловажной и дополняющей позиции учителя и воспитателя
является позиция педагогической поддержки, которая связана с
адресной помощью ребенку в процессе становления и развития его спо
собностей к самостоятельности.
О необходимости развития у детей самостоятельности говориться
много и в разном контексте. Но в основном все же в педагогической тра
диции самостоятельность связана с охотным и добровольным следова
нием ребенка указаниям учителя и воспитателя. Такое понимание не
несет в себе оценочного отношения, где «педагогическое указание» явля
ется синонимом педагогического авторитаризма. Поскольку традици
онно идеальная педагогическая позиция связана с образом взрослого,
шагающего с ребенком «рядом, но чуть впереди», то само собой разуме
ющимся является и образ ребенка, шагающего, то есть идущего (разви
вающегося, обучающегося, воспитывающегося) в соответствии с направ
лением, которое ему задает взрослый.
Для педагогики традиционно важным было построить процесс ус
пешной интериоризации ребенком тех норм, правил, образцов (идей,
средств, знаний, умений и т.д.), которые демонстрируют взрослые. (Ин
териоризация – процесс переноса (преобразования) внешних действий
(структур) во внутренний план.) Однако по определению главным при
знаком самостоятельности является способность человека быть неза
висимым от внешнего воздействия. Очевидно, что, опираясь на инте
риоризацию как главный механизм развития самостоятельности ребен
ка, педагог не сможет реально обеспечить условия для проживания ре
бенком ситуаций, связанных с обособлением как самоценной
реальностью, которую растущему человеку необходимо освоить.
Обособление – это особая зона риска, в которую так или иначе попа
дает ребенок, когда он ощущает себя «не таким, как все». В эту зону он
может попасть: 1) по доброй воле, захотев испытать себя (а заодно и силу
внешнего контроля над собой), заявив себя. (Недаром возрастной кри
зис обозначается как разрыв прежних связей и отношений, который
симптоматично проявляется в различных заявлениях и проявлениях ре
бенка от имени «Я сам! И прошу всех со мной считаться!».); 2) нечаянно,
т.е. желая быть как все, но не имея средств для реализации этого жела
ния. (Например, «хочу, чтобы со мной все дружили, а меня не принима
ют», «хочу хорошо учиться, как все, но у меня не получается».)
Каковы бы ни были причины, по которым ребенок оказался в этой

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign