LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

средним образованием повышенного уровня образования по одному из
трех профилей: гуманитарному, естественно научному, физико мате
матическому или начальному профессиональному образованию.
Учреждение «Сельский лицей» в зависимости от кадровых, финансо
вых, учебно методических возможностей может функционировать как
профессиональный и классический лицей с соответствующим кадро
вым, материально техническим, учебно методическим обеспечением.
Отличительная особенность «Сельского лицея» заключается в том,
что в условиях сельского района он является единственным общеобра
зовательным учреждением, где учащиеся школ района и их родители
(лица, их заменяющие) могут выбрать такое направление образования,
которое в большей степени соответствует их потребностям, интересам,
психологическим особенностям, а также семейным традициям, избран
ной профессии.
«Сельский лицей» в зависимости от количества и наполняемости
классов может состоять из I–IV (I–III) классов возрастной нормы, клас
сов повышенного уровня развития, коррекционных; изVIII– X классов
возрастной нормы, классов повышенного уровня развития.
В IX–XI классах происходит дифференцированное обучение учащих
ся. Учащиеся VIII класса с высокой степенью мотивации к учению, с ори
ентацией на поступление в вуз после прохождения собеседования за
числяются на одно из отделений лицея: естественно научное, физико
математическое или гуманитарное. Обучение и воспитание учащихся с
практико ориентированными способностями осуществляется через
общее среднее образование и начальное профессиональное образова
ние по одной из профессий, востребованных в районе, в т. ч. сельскохо
зяйственного профиля.
Обучение и воспитание учащихся с высоким уровнем мотивации к
учению и ярко выраженными способностями к интеллектуальному тру
ду, ориентированных на продолжение образования в вузе или технику
ме (колледже), осуществляется через общее среднее и углубленное обу
чение по одному из профилей.
В учреждении, начиная с I класса, создаются условия для развития
общих и специальных способностей учащихся. С этой целью осуществ
ляется раннее выявление способностей учащихся, после чего предостав
ляется учащимся, их родителям право выбора дальнейшего образова
ния ребенка.
В «Сельский лицей» на конкурсной основе могут зачислять учащих
ся из других сельских школ района, окончивших VIII классов. Для уча
щихся, проживающих на расстоянии более 3 км, при «Сельском лицее»
может быть открыт интернат с круглосуточным пребыванием, госу
дарственным обеспечением по нормативам общеобразовательного уч
реждения интернатного типа. Дети сироты и дети, находящиеся под опе
кой, содержатся на полном государственном обеспечении. При отсутствии
финансовых возможностей на содержание интерната местные власти
организуют подвоз учащихся на транспорте или обеспечение их проезд
ными билетами на рейсовые автобусы междугородного сообщения.
«Сельский лицей», как правило, функционирует под патронажем
одного или нескольких учреждений начального, среднего или высшего
профессионального образования.
36
Социально педагогическая значимость «Сельского лицея» заключа
ется в целенаправленном осуществлении профессиональной подготов
ки учащихся, имеющих практикоориентированные способности по про
фессиям, необходимым району; в обеспечении конкурентоспособного
образования учащихся с высоким уровнем мотивации к учению, наце
ленных на продолжение образования. Дифференцированная подготов
ка учащихся осуществляется в условиях, максимально приближенных к
реальной практической жизни, что помогает повышать социальную
эффективность образования, всесторонне подготовить учащихся к са
мостоятельной жизни, к сельскому образу жизни.
Общеобразовательное учреждение «Сельская гимназия» пред
ставляет собой учреждение, интегрирующее среднее (полное) образова
ние с углубленной подготовкой по одному из профилей (гуманитарной,
физико математической, естественно научной). «Сельская гимназия» –
государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение,
реализующее наряду с программами начального общего, основного об
щего, среднего (полного) общего образования программы углубленной
подготовки по одному (двум, трем) профилю: естественно научному, или
гуманитарному, или физико математическому.
«Сельская гимназия» организуется в сельской местности, как прави
ло, на базе средних школ, расположенных в поселках городского типа,
рабочих поселках, больших селах, других населенных пунктах, где на
полняемость VIII–XI классов составляет не менее 20 человек.
Цель «Сельской гимназии» – обеспечение оптимальных условий для
предоставления учащимся наряду с общим средним образованием ши
рокого гуманитарного, и (или) естественно научного, и (или) физико
математического образования.
Отличительной особенностью «Сельской гимназии» является то, что
в условиях села она является единственным образовательным учрежде
нием данного статуса, позволяющим учащимся и их родителям (лицам,
их заменяющим) выбрать такое направление образования, которое в
большей степени соответствует их потребностям, интересам, психоло
гическим особенностям, а также семейным традициям, избранной про
фессии.
В «Сельской гимназии», начиная с VIII классов, осуществляется диф
ференцированное обучение учащихся. Учащиеся VIII класса с гумани
тарной направленностью интересов зачисляются в гуманитарный класс,
с физико математическими способностями – в физико математиче
ский, естественно научными – в естественно научный.
В «Сельскую гимназию» в VIII классы могут на конкурсной основе
зачисляться учащиеся из других сельских школ района, окончившие
VII классов.
Для учащихся, проживающих на расстоянии более 3 км от школы,
при «Сельской гимназии» может быть открыт интернат с круглосуточ
ным пребыванием, государственным обеспечением по нормативам об
разовательного учреждения интернатного типа. Дети сироты и дети,
находящиеся под опекой, содержатся в нем на полном государственном
обеспечении. При отсутствии финансовых возможностей на содержа
ние интерната местные власти организуют подвоз учащихся на транс
порте или обеспечивают их проездными билетами на рейсовые автобу
сы междугородного сообщения.
37
«Сельская гимназия», как правило, функционирует под патронажем
одного или нескольких учреждений высшего профессионального обра
зования.
Социально педагогическая значимость учреждения заключается в
том, что оно предоставляет возможность получения сельскими детьми
образования более высокого уровня, раннего профессионального само
определения учащихся сельских школ, способствует более интенсивной
социализации личности.
Отметим особенности, присущие всем указанным видам общеоб
разовательных учреждений. Во первых – воспитание и образование в
них осуществляется с учетом региональных, национальных, социаль
но экономических, культурно исторических и других особенностей
региона, специфики окружающей природной, социальной и производ
ственной среды. При этом обеспечивается вариативность образования,
дифференцированный подход к воспитанию и обучению учащихся,
индивидуализация обучения, преемственность урочной и внеурочной
деятельности, раннее профессиональное самоопределение учащихся.
Во вторых, общеобразовательные учреждения, расположенные в
сельской местности, решают задачу подготовки учащихся к сельскохо
зяйственному труду. Исходя из численности учащихся и возможностей
финансирования, имеют учебно опытный участок, теплицу, микрофер
му, учебно производственные помещения, сельскохозяйственную тех
нику. Земельный участок может быть передан учреждению в собствен
ность или на условиях аренды. Подсобное хозяйство учреждения осво
бождается от платы за землю, арендной платы, а также от налога на
прибыль, полученную от реализации произведенной сельскохозяйствен
ной продукции. Продукция, полученная в подсобном хозяйстве, и зара
ботанные средства используются администрацией учреждения по со
гласованию с советом учреждения на организацию питания детей, до
суга и оздоровления учащихся, на укрепление его учебно материаль
ной базы, оплату труда учащихся.
Анализ педагогической практики показывает, что виды сельских
общеобразовательных учреждений сегодня достаточно разнообразны.
Они отражают специфику условий, в которых они функционируют, мно
гообразие образовательных программ, функций, технологий решения
педагогических задач, которые перед ними ставит жизнь.




38
М.П. Гурьянова


МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА, СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Значительное число общеобразовательных школ страны (70,4%),
расположенных в сельской местности, в силу своих специфических осо
бенностей, требуют особых подходов к модернизации структуры, обра
зовательного процесса, содержания образования.
Исходными основаниями модернизации структуры сельской
общеобразовательной школы являются: наличие большого числа
начальных (31%), основных (25%), средних (полных) школ (44%), име
ющих к тому же малую численность учащихся; их различное месторас
положение, условия функционирования, безальтернативность в обра
зовательном пространстве сельского округа. В сельской местности об
щеобразовательная школа является единственным общеобразователь
ным учреждением на несколько населенных пунктов (от 2 до 20). Помимо
общеобразовательной, она решает задачу подготовки учащихся к сель
скохозяйственному труду, организует культурную жизнь на селе, раз
вивает социальные инициативы граждан в целом, является селообразу
ющим фактором, важным звеном в системе жизнеобеспечения села.
Модернизация структуры начальной сельской малочисленной шко
лы, имеющей контингент до 10 учащихся и более 10 учащихся, может
осуществляться через:
– объединение начальной школы с дошкольным образовательным
учреждением, создание образовательного учреждения «Начальная
школа – детский сад»;
– создание общеобразовательного учреждения «Начальная школа на
дому» в случае аварийного состояния здания школы или его отсутствия;
– включение начальной школы в структуру общеобразовательного
учреждения «Сельский учебный комплекс» при сохранении ее террито
риального места расположения;
– функционирование начальной школы как филиала (структурного
подразделения) базовой основной или полной (средней) школы, распо
ложенной в близлежащем населенном пункте;
– создание на базе начальной школы прогимназии, где воспитыва
ются и обучаются дети младшего школьного возраста и учащиеся V–VI
классов.
Модернизация структуры основной сельской малочисленной шко
лы может осуществляться путем:
– функционирования основной школы с контингентом 40 и менее
человек как филиала (структурного подразделения) базовой средней
(полной) школы, расположенной в близлежащем населенном пункте;
39
– объединения основной школы с дошкольным образовательным
учреждением через создание на базе основной школы общеобразова
тельного учреждения «Школа – детский сад»;
– присоединения основной школы, имеющей контингент до 40 уча
щихся, к базовой средней (полной) школе, если имеются условия для под
воза учащихся (дороги, транспорт), желание родителей, решение сель
ского схода;
– основная школа может иметь структурные подразделения, распо
ложенные в других населенных пунктах, где функционируют началь
ные школы. Обучаться в данных структурных подразделениях могут
учащиеся V–VI классов. Такие структурные подразделения могут созда
ваться на базе начальных школ при наличии квалифицированных кад
ров и материальной базы.
Модернизация структуры средней (полной) сельской школы может
осуществляться путем:
– создания на базе средних (полных) школ с контингентом 100 и ме
нее учащихся общеобразовательных учреждений «Школа – детский сад»,
а также гибких форм дошкольного образования (группы временного
пребывания детей дошкольного возраста и др.);
– функционирования в структуре средней (полной) школы как фили
алов (структурных подразделений) начальных школ, расположенных в
близлежащих населенных пунктах; средние (полные) школы могут иметь
в структуре V–VI классы, функционирующие на базе начальных школ,
расположенных в близлежащих населенных пунктах;
– создания на базе средних (полных) школ общеобразовательных
учреждений «Сельский учебный комплекс», в которые могут входить
начальные и основные школы, расположенные в близлежащих населен
ных пунктах, при сохранении своего территориального места располо
жения;
– создания на базе средних (полных) школ, расположенных в посел
ках городского типа, рабочих поселках, крупных селах, общеобразова
тельных учреждений «Сельская гимназия», «Сельский лицей», «Школа с
углубленным изучением отдельных предметов»;
– создания на базе средних (полных) школ, расположенных на цент
ральных усадьбах сельхозпредприятий, общеобразовательных учреж
дений «Сельский социокультурный комплекс», «Сельский учебно воспи
тательный комплекс»;
– создания на базе средних (полных) школ, имеющих обширный мик
рорайон педагогической деятельности, общеобразовательных учреж
дений «Сельская школа с группами продленного дня по месту житель
ства»;
– создания на базе средних (полных) школ, имеющих компактный
микрорайон проживания учащихся, общеобразовательных учреждений
«Сельская школа полного дня»;
– создания на базе средних (полных) школ, расположенных в круп
ных сельских поселениях и функционирующих в регионах интенсивно
го развития сельскохозяйственного производства, общеобразователь
ных учреждений «Агрошкола», «Агролицей»;
– создания на базе средних (полных) школ, расположенных на зна
чительном расстоянии друг от друга, общеобразовательных учрежде

40
ний «Сельский социокультурный комплекс», «Сельский учебно воспита
тельный комплекс», «Школа полного дня».
Учитывая специфику сельской местности, состояние социокультур
ной сферы села, целесообразно модернизировать структуру средней
(полной) школы на основе открытия на ее базе (как идеальная модель)
центра раннего развития детей (дошкольных групп временного пребы
вания детей); центра дополнительного образования (или филиалов уч
реждений культуры, спорта, учреждений дополнительного образова
ния); социально педагогического центра; центра досуга для подростков,
молодежи, пожилых людей; учебно консультационного пункта для мо
лодежи. Средняя (полная) школа может иметь в своей структуре стаци
онарный детский оздоровительный лагерь, социальный приют на
3–4 места. Все структурные подразделения школы требуют своего кад
рового обеспечения и соответствующего финансирования.
Исходным основанием модернизации образовательного процес
са в сельской общеобразовательной школе является наполняемость клас
сов. Условно можно выделить несколько вариантов наполняемости клас
сов, характерных для сельских школ:
– классы с разновозрастным составом учащихся младшего возрас
та, когда одновременно обучаются от 2 до 10 учеников, так называемые
классы комплекты;
– классы с предельно малой наполняемостью (1–3 человека);
– классы с малой наполняемостью (4–7 человек);
– классы со средней наполняемостью (от 7 и более человек).
В сельской местности количество школ (начальных, основных, сред
них) с такой численностью учащихся составляет около 30%.
В классах с малой наполняемостью, с одной стороны, имеются все
условия для индивидуального обучения, с другой стороны, наблюдается
низкий уровень успеваемости, во многом являющийся результатом ис
пользования учителями традиционных методик проведения урока, при
емлемых для классов с числом учащихся 20–25 человек. На уроках в клас
сах с малой наполняемостью используется крайне узкий круг методов и
приемов, давно ставших привычными для учащихся (рассказ учителя,
чтение и пересказ учебника, выполнение упражнений, фронтальная бе
седа). Это вызывает пассивное психологическое состояние и утомляет
учащихся, не обеспечивает высокого качества знаний и умений.
Недостатки образовательного процесса в классах с предельно ма
лой и малой наполняемостью (замедленный темп урока, высокая плот
ность учебного общения, гиперопека учащихся, ведущая к эмоциональ
ным перегрузкам, усиление контролирующей деятельности учителя на
всех этапах урока, монотония, психическое пресыщение) можно пре
одолеть, если:
– усовершенствовать методику урока за счет применения диффе
ренцированного подхода в обучении, разработки для этих целей твор
ческих самостоятельных заданий разной степени сложности и исполь
зования их для организации самостоятельной работы учащихся раз
ных типологических групп, выделенных с учетом уровня обученности
школьников;
– использовать чередование различных видов самостоятельных ра
бот с различными источниками, не ограничивая самостоятельную ра
боту учащихся только одним видом – работой с учебником;
41
– использовать различные дидактические, ролевые игры, информа
ционные технологии.
Неординарные условия обучения в малочисленной школе требуют
гибкого режима работы школы, оптимальной структуры урока, сокра
щения его продолжительности, адекватных методов обучения, прием
лемых для классов с малой наполняемостью, многообразия видов твор
ческих самостоятельных работ учащихся, межпредметной интеграции.
Исходным основанием модернизации содержания общего сред
него образования в сельской школе является его ориентация на из
менившиеся потребности человека, живущего на селе, потребности аг
рарно сельского сектора страны. Для сельских школ роль сельского со
циума как ценностного ориентира для определения содержания гума
нитарного и естественно научного образования, требования новой
экономики должны стать ведущими и направляющими.
Модернизация содержания образования в сельской школе должна
осуществляться путем:
– интеграции естественно научных знаний с сельскохозяйственны
ми, гуманитарных знаний со знаниями народно национальных тради
ций, истории, культуры края;
– усиления практической, профориентационной направленности
образования, тесной связи обучения с жизнью, с сельскохозяйственным
производством;
– гуманизации, экологизации естественно научного, физико мате
матического, гуманитарного образования на всех ступенях школьного
обучения.
Модернизация содержания образования осуществляется на основе
социокультурного подхода, суть которого заключается в том, что глав
ный критерий успешности работы школы – подготовленный к жизни
человек. Поэтому идея соединения обучения с трудовой подготовкой,
включения учащихся в реальную общественно полезную деятельность,
социальную практику является основой воспитания и образования в
сельской школе.




42
А.В. Горячев


ФОРМИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

Под термином «информационная грамотность» будем понимать на
бор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить инфор
мацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, ис
пользовать ее, создавать новую информацию и обмениваться инфор
мацией. Иногда вместо термина «информационная грамотность» ис
пользуют термин «основы информационной деятельности».
Говоря об «информационно грамотном ученике», можно отметить
такие его характеристики:
• Ученик должен ощущать потребность в значимой информации,
уметь формулировать вопросы, определять источники информации и
использовать успешные стратегии поиска информации.
• Найдя подходящую информацию, ученик должен разбираться в
том, где факты, а где мнения, и отбрасывать ненужную информацию.
• Для обмена найденной информацией ученик должен организовы
вать эту информацию и интегрировать ее со своими знаниями. Для это
го он должен привлекать навыки критического мышления и навыки ре
шения проблем.
• После того как ученик приобрел информационную грамотность,
ему нужно начинать применять то, чему он научился, для своих личных
интересов, продолжая самостоятельно учиться в течение всей жизни.
• Ученик не только должен стать уверенным и заинтересованным
читателем, но и уметь ценить представленную информацию и уметь
самому представить ее с помощью различных средств.
• Ученик должен оценивать процесс использования информации,
достигнутые результаты, находить пути для пересмотра, улучшения или
обновления своей работы.
• Ученик должен быть ответственным потребителем информации,
уважать принципы интеллектуальной свободы и прав на интеллекту
альную собственность, давая верные ссылки на идеи других. Он должен
понимать, что демократическое общество основывается на уважении
идей и мнений других людей.
• Ученик должен уметь сотрудничать с другими в поиске и исполь
зовании информации, а затем уметь делиться результатами своей дея
тельности.
При этом важно, чтобы ученик работал с информацией эффектив
но, используя доступный ему по возрасту инструментарий информаци
онных технологий.
Определяя содержание понятия «информационная грамотность»,


43
важно понимать, что в формирование информационной грамотно
сти делают вклад все школьные предметы.
Раскрывая и уточняя формулировки, можно получить следующее
определение содержания информационной грамотности.
Информационная грамотность – это:
• умение определять возможные источники информации и страте
гию ее поиска, получать ее;
• умение анализировать полученную информацию, используя раз
личного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;
• умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности,
точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
• умение ощущать потребность в дополнительной информации,
получать ее, если это возможно;
• умение использовать результаты процессов поиска, получения,
анализа и оценки информации для принятия решений;
• умение создавать новые (для данного случая) информационные
модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таб
лиц и т.д.;
• умение наращивать собственный банк знаний за счет лично зна
чимой информации, необходимой для своей деятельности в самых раз

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign