LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

интегративного типа, может позволить себе иметь в штатном расписа
нии полную ставку музыкального руководителя, учителя иностранного
языка, педагога психолога, социального педагога. Положительно реша
ется вопрос медицинского обслуживания детей дошкольного и школь
ного возраста, так как в штате учреждения предусмотрена должность
медсестры.
Внеурочная деятельность детей дошкольного возраста и учащихся
школы, организуемая в едином режиме, способствует расширению кру
га общения, общественно ценной деятельности детей, что позитивно
сказывается на их общем развитии. В условиях увеличения численно
сти школьного коллектива становятся возможными групповые формы
познавательной деятельности (кружки, праздники), трудовой деятель
ности учащихся (работа на пришкольном учебно опытном участке, сбор
лекарственных трав, ягод и др.), что способствует получению детьми
коммуникативного опыта.
В учреждении «Школа – детский сад» возможно создание оптималь
ных условий для обеспечения преемственности в воспитании и обуче
нии детей дошкольного и школьного возраста, постепенного перехода
ребенка от игровой деятельности к учению. Дети дошкольного возраста
наиболее успешно адаптируются к обучению в школе, что в условиях
сельской местности является серьезной педагогической проблемой. Со
здается наиболее благоприятная среда для обучения детей разного воз
раста, формирования полноценного разновозрастного сообщества,
организации занятий с детьми после уроков. Наиболее полно реализу
ется педагогический потенциал учителей школы, родителей, обществен
ников, ветеранов войны и труда в воспитательно образовательном про
цессе с учащимися. Эффективно используются помещения, учебное обо
рудование для занятий с детьми.
Общеобразовательное учреждение «Сельский учебно воспита
тельный комплекс» представляет собой общеобразовательную шко
лу, интегрированную с учреждениями дополнительного образования и
работающую с ними по единому плану и в едином режиме. «Сельский

28
учебно воспитательный комплекс» – государственное, муниципальное
общеобразовательное учреждение, реализующее программы начально
го общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а
также наряду с образовательными программами дополнительного об
разования.
«Сельский учебно воспитательный комплекс» позволяет на практи
ке реализовать идею воспитания и образования как открытых процес
сов, благодаря включению в образовательный процесс педагогов допол
нительного образования, родителей, специалистов сельскохозяйствен
ного производства. Реализуется на практике идея соединения общего
среднего образования с дополнительным образованием, подготовкой
учащихся к сельскохозяйственному труду, музыкальным, физическим
и художественным развитием школьников.
Создается преимущественно на базе средних (полных) школ, распо
ложенных на центральных усадьбах хозяйств, с целью обеспечения бла
гоприятных условий для обучения и воспитания учащихся, развития их
интересов, творческих способностей, укрепления здоровья, формиро
вания общей культуры личности, соединения общего образования уча
щихся с их художественным, физическим, эстетическим развитием.
Отличительной особенностью «Сельского учебно воспитательного
комплекса» является разветвленная сеть внеклассных занятий в систе
ме дополнительного образования, когда в работу музыкальной, или ху
дожественной, или спортивной школ включается практически каждый
обучающийся с I по XI.
Режим работы «Сельского учебно воспитательного комплекса» стро
ится на основе максимальной пользы для здоровья ребенка, переключе
ния школьников с одного вида деятельности на другой, на основе чере
дования умственного труда с занятиями физкультурой, музыкой, хо
реографией, живописью, расширения форм работы, включающих твор
ческую и поисковую активность детей во всех сферах школьной жизни.
Социально педагогический аспект деятельности сельских учебно
воспитательных комплексов состоит в создании целостной воспитатель
ной среды на селе, в развитии творческого потенциала каждого отдель
ного ученика и школьного сообщества в целом, в обеспечении возмож
ности оптимального соотношения общего и индивидуального в обуче
нии, воспитании, развитии каждого обучающегося.
Функционирование УВК создает реальные предпосылки для развер
тывания социально педагогической работы в открытой среде. Творче
ский потенциал школьного сообщества требует реализации, «выхода»,
который и предоставляет детям окружающая среда в лице родителей,
специалистов хозяйства, жителей села.
Школа, интегрированная с учреждениями дополнительного обра
зования, имеет реальные возможности для того, чтобы стать культур
ным центром села. УВК с широкой сетью кружков, секций, клубов мо
жет охватить всех учащихся, молодежь села познавательной деятель
ностью, общественно полезным трудом, творческим и художественным
творчеством, физической культурой и спортом, т. е. вовлечь детей, под
ростков, молодежь в орбиту развивающей деятельности.
В сельских учебно воспитательных комплексах создаются условия
для того, чтобы разнообразить приемы стимулирования и мотивации

29
учения, интенсифицировать межпредметные связи, активизировать
общение, выделить главные, наиболее значимые элементы содержания
уроков для дальнейшего закрепления их в практической деятельности.
Посредством деятельности УВК расширяются и обогащаются со
циальные связи школы и среды, формируется творческое отношение к
работе у учащихся и родителей. На основе совместной творческой дея
тельности детей и родителей формируются гуманные доверительные
отношения.
Постоянное взаимодействие школы с культурными учреждениями,
профессиональными творческими союзами стимулирует привлечение
учащихся к художественному творчеству, способствует формированию
устойчивого интереса к миру искусства, укрепляет желание углублять
свои знания в этой области после окончания школы.
Общеобразовательное учреждение «Агрошкола» представляет
собой общеобразовательную школу, интегрированную с сельхозпред
приятием, личными подсобными хозяйствами, образовательными уч
реждениями начального, среднего, высшего профессионального образо
вания сельскохозяйственного профиля, научными институтами, занима
ющимися проблемами развития сельскохозяйственного производства.
«Агрошкола» – государственное, муниципальное общеобразователь
ное учреждение, реализующее образовательные программы начально
го общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,
наряду с углубленным изучением предметов сельскохозяйственного
профиля.
Цель «Агрошколы» – обеспечение оптимальных условий для целе
направленной подготовки учащихся к сельскохозяйственному труду,
развития интереса к профессиям агросферы, профессиональной ори
ентации учащихся на профессии сельского хозяйства, формирования
сельскохозяйственной грамотности как элемента функциональной гра
мотности выпускника. Организуется преимущественно на базе основ
ных, средних (полных) сельских школ, которые располагают собствен
ной учебно материальной и технической базой, кадрами для осуществ
ления трудовой подготовки школьников.
В целях максимального приближения содержания сельскохозяй
ственной подготовки школьников к потребностям местного сообщества
сельскохозяйственная подготовка в «Агрошколе» осуществляется на ос
нове партнерского взаимодействия с сельхозпредприятиями, личными
подсобными хозяйствами граждан, крестьянскими (фермерскими) хо
зяйствами, учреждениями начального, среднего, высшего образования,
научными учреждениями сельскохозяйственного профиля.
Отличительная особенность «Агрошколы» заключается в том, что
допрофессиональная подготовка к сельскохозяйственному труду явля
ется обязательной для всех учащихся и реализуется, начиная с I класса,
через включение в учебный план дисциплин сельскохозяйственного
профиля за счет часов образовательной области «Технология», а также
за счет часов школьного и регионального компонента. Одним из вари
антов реализации допрофессиональной подготовки учащихся к сель
скохозяйственному труду являются профилированные курсы по биоло
гии, химии, географии, дополнительное образование в «Агрошколе»
(кружки, факультативы сельскохозяйственного профиля), организация
деятельности различных трудовых объединений.
30
Социально педагогическая значимость общеобразовательного уч
реждения «Агрошкола» заключается в том, что оно целенаправленно
осуществляет допрофессиональную подготовку будущих специалистов
сельскохозяйственного производства, в том числе фермеров арендато
ров и менеджеров в области сельского хозяйства.
Участвуя в непосредственном производстве сельскохозяйственной
продукции, учащиеся «Агрошколы» выполняют важнейшую социальную
функцию: обеспечивают произведенной продукцией школьную столо
вую, дошкольное образовательное учреждение, жителей села.
Общеобразовательное учреждение «Агролицей» представляет
собой общеобразовательное учреждение, работающее в тесном взаи
модействии с сельхозпредприятием, личными подсобными хозяйства
ми граждан, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, учреждения
ми начального, среднего, высшего профессионального образования сель
скохозяйственного профиля, научно исследовательскими институтами,
занимающимися проблемами развития его производства.
«Агролицей» – государственное, муниципальное общеобразователь
ное учреждение, реализующее наряду с образовательными программа
ми начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования программы профессиональной подготовки и начального
профессионального образования по сельскохозяйственным специаль
ностям.
Цель «Агролицея» – создание условий для получения учащимися про
фессиональной подготовки по сельскохозяйственным специальностям
в условиях непрерывного образования. «Агролицей» организуется пре
имущественно на базе средних школ, которые располагают соответству
ющей учебно материальной и технической базой, кадрами для осуще
ствления профессиональной подготовки учащихся к сельскохозяйствен
ному труду.
Отличительная особенность «Агролицея» заключается в том, что в
условиях сельского района он является единственным общеобразова
тельным учреждением, способным удовлетворять образовательные по
требности той категории учащихся школ района, которые ориентиро
ваны на приобретение профессии сельскохозяйственного профиля.
Образовательный процесс в «Агролицее» включает несколько эта
пов. В школе I ступени осуществляется первоначальное ознакомление
всех учащихся с сельскохозяйственным трудом и формирование инте
реса к нему. В школе II ступени происходит формирование системати
ческих знаний по основам сельского хозяйства через систему спецпред
метов и профилированных курсов. В школе III ступени учащиеся, про
явившие интерес к сельскохозяйственным профессиям, получают про
фессиональную подготовку по сельскохозяйственным специальностям.
В профессиональной школе (XII класс) учащиеся, успешно окончившие
среднюю (полную) школу, получают начальное профессиональное об
разование по сельскохозяйственным профессиям.
Социально педагогическая значимость общеобразовательного уч
реждения «Агролицей» заключается в том, что оно целенаправленно осу
ществляет профессиональную подготовку по сельскохозяйственным
специальностям, работая на удовлетворение потребностей, подготовку
трудовых ресурсов для агропромышленного комплекса района.

31
Развивая собственное подсобное хозяйство, учащиеся «Агролицея»
не только обеспечивают свои потребности в продукции сельскохозяй
ственного производства, но и на средства, вырученные от продажи из
лишек сельхозпродукции, организуют свой культурный отдых, разви
тие спорта, материально технической базы «Агролицея».
Общеобразовательное учреждение «Сельский социокультур
ный комплекс» представляет общеобразовательную школу, интегри
рованную с образовательными, культурными, социальными учрежде
ниями микросоциума и работающую с ними по единому плану и в еди
ном режиме.
«Сельский социокультурный комплекс» – государственное, муници
пальное общеобразовательное учреждение, реализующее образователь
ные программы дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования наряду с образовательными
программами, дополнительного образования, обеспечивающее един
ство содержания образования и воспитания учащихся в школе и вне ее,
работающее как многопрофильный комплекс. В состав общеобразова
тельного учреждения «Сельский социокультурный комплекс» могут вхо
дить дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательная
школа, учреждения дополнительного образования (их филиалы) и иные
образовательные, культурные, социальные учреждения сельского округа.
Цель «Сельского социокультурного комплекса» – обеспечение опти
мальных условий для полноценного воспитания и образования детей
дошкольного и школьного возраста, их разностороннего развития, со
циальной защиты, эффективного использования социокультурных и
производственных возможностей социального окружения школы, его
кадровых и материальных ресурсов в целях позитивной социализации
личности.
«Сельский социокультурный комплекс» организуется преимуще
ственно на базе школ, расположенных на центральных усадьбах хо
зяйств.
Отличительной особенностью «Сельского социокультурного комп
лекса» является многофункциональность его деятельности. Комплекс
функционирует как общеобразовательное, дошкольное образователь
ное учреждение, учреждение дополнительного образования; образова
тельный и досуговый центр для детей дошкольного, школьного возрас
та, молодежи, семьи; социально педагогическая служба помощи детям,
их родителям; центр подготовки учащихся к сельскохозяйственному
труду, центр детских и молодежных объединений сельского муниципа
литета.
Социально педагогический аспект в деятельности учреждения со
стоит в создании социокультурных, организационно педагогических
условий, позволяющих путем интеграции и концентрации кадровых,
материальных, технических возможностей микросоциума организо
вать целостный образовательно воспитательный процесс для различ
ных категорий детей, подростков, молодежи, сельского населения.
В структуре учреждения могут быть: дошкольные группы, центр
дополнительного образования, общеобразовательная школа, учебно
консультационный пункт, социальный приют, сельский клуб, библиоте
ка, филиалы музыкальной, художественной, детско юношеской спортив

32
ной школы, изостудия и др., филиал учреждения начального професси
онального образования.
Функционирование сельского социокультурного комплекса создает
реальные предпосылки для развертывания социально педагогической
и социокультурной деятельности в открытой среде. Школа имеет реаль
ные возможности для того, чтобы стать образовательным и социокуль
турным центром села, включая детей, подростков, молодежь, семьи в
разнообразные виды социально ориентированной педагогической, тру
довой, образовательной, социокультурной, благотворительной деятель
ности и социальной работы с населением.
Общеобразовательное учреждения «Сельская школа полного
дня» представляет собой общеобразовательную школу, работающую в
режиме полного дня и активно взаимодействующую с семьями, куль
турными учреждениями микросоциума. «Школа полного дня» – госу
дарственное, муниципальное общеобразовательное учреждение, реали
зующее образовательные программы начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования.
Цель «Сельской школы полного дня» – обеспечение непрерывного
воспитательно образовательного процесса учащихся в течение всего
учебного дня, охват целенаправленным педагогическим влиянием не
только учения, но и досуга школьников, организация разнообразной
внеурочной деятельности и дополнительного образования учащихся с
I по XI класс, эффективное использование педагогических возможно
стей школы и культурных учреждений микросоциума в целях позитив
ной социализации личности.
«Сельская школа полного дня» организуется в сельской местности
преимущественно на базе тех сельских школ, учащиеся которых про
живают на расстоянии не более 3 км от школы. При наличии транс
портных средств, учащиеся посещают этот вид общеобразовательного
учреждения, проживая и на более дальних расстояниях.
Отличительными особенностями «Сельской школы полного дня» яв
ляются: расширение сферы деятельности школы во второй половине дня
(работа школы с 8.00 до 20.00), гибкий, вариативный режим дня для
учащихся, при котором учебные занятия чередуются с занятиями по
дополнительному образованию, их содержание отвечает возрастным
особенностям, интересам и потребностям учащихся, они строятся на
основе соблюдения санитарно гигиенических норм, исключающих пе
регрузку учащихся.
Социально педагогическая значимость «Сельской школы полного
дня» заключается в обеспечении непрерывной педагогической помощи
семье в обучении и воспитании детей, создании оптимальных условий
для объединения воспитательных усилий школы, семьи, сельхозпред
приятия в развитии детей, наиболее эффективном решении проблемы
организации полезной занятости детей во второй половине дня.
Общеобразовательное учреждение «Сельская школа продлен
ного дня с разновозрастными группами по месту жительства»
представляет общеобразовательную школу, интегрированную с учреж
дениями культуры, дополнительного образования в организации вне
урочной деятельности с учащимися. «Сельская школа продленного дня
с разновозрастными группами по месту жительства» – государствен

33
ное, муниципальное общеобразовательное учреждение, реализующее
образовательные программы начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования наряду с программами допол
нительного образования.
Учреждение организует образовательно воспитательную работу с
учащимися в течение всего дня в школе, а также по месту жительства
учащихся.
Цель «Сельской школы продленного дня с разновозрастными груп
пами по месту жительства» – обеспечение непрерывного воспитатель
но образовательного процесса в школе и вне ее, организация образова
тельной деятельности, досуговой и трудовой занятости детей в микро
социуме, позитивная социализация учащихся, профилактика правона
рушений среди подростков.
«Сельская школа продленного дня с разновозрастными группами по
месту жительства» организуется на базе общеобразовательных школ,
имеющих обширный микрорайон педагогической деятельности.
Социально педагогическая значимость «Сельской школы продленного
дня с разновозрастными группами по месту жительства» заключается в
организации разновозрастных групп продленного дня, которыми
охвачены учащиеся с I по X класс и которые действуют не в школе, а по
месту жительства учащихся. В состав групп продленного дня входят
учащиеся разных возрастов, проживающие в одном или нескольких до
мах, на одной улице, в одном двух населенных пунктах. В сельской
местности в состав групп продленного дня средней (полной) школы вхо
дят учащиеся начальных и основных школ, проживающие в зоне их
функционирования.
Режим работы в «Сельской школе продленного дня с разновозраст
ными группами по месту жительства» строится с учетом максимальной
пользы для здоровья ребенка, переключения школьников с одного вида
деятельности на другой, когда умственный труд сочетается с отдыхом,
трудом, занятиями искусством, спортом.
«Сельская школа продленного дня с разновозрастными группами по
месту жительства» в силу своего предназначения тесно взаимодейству
ет с дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями
дополнительного образования и другими в организации полезной за
нятости детей по месту жительства. Это учреждение обеспечивает не
прерывную педагогически управляемую деятельность и обучение уча
щихся вне школы. Создаются условия для полноценного использования
педагогических возможностей школы, семьи, учреждений культуры, здра
воохранения, общественных организаций, общественности в организа
ции полезной и личностно значимой деятельности детей вне школы.
Общеобразовательное учреждение «Сельский учебный комп
лекс» представляет общеобразовательную основную или среднюю шко
лу, объединенную с малочисленными начальными школами микросо
циума в единый образовательный комплекс и работающую с ними в еди
ном режиме и по единому плану. «Сельский учебный комплекс» – госу
дарственное, муниципальное общеобразовательное учреждение,
реализующее образовательные программы начального общего, основ
ного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающее
преемственность образования и воспитания учащихся начальной, ос

34
новной, полной (средней) школ, расположенных на территории одной
сельской администрации.
Цель «Сельского учебного комплекса» – обеспечение оптимальных
условий для полноценного воспитания и обучения детей дошкольного
возраста и учащихся малочисленных начальных, основных, полных
(средних) школ, проживающих на территории сельской администрации,
создание целостного воспитательно образовательного пространства,
обеспечивающего преемственность в содержании и организации вос
питательно образовательного процесса детей дошкольного и школьно
го возраста, эффективное использование педагогических возможнос
тей интеграции образовательных учреждений, их кадрового потенциа
ла, материально технической базы, финансовых средств в личностном
развитии учащихся.
«Сельский учебный комплекс» организуется преимущественно в сель
ских районах с преобладанием малочисленных начальных и основных
школ.
Деятельность учреждения нацелена на создание условий для станов
ления и развития полноправного детского сообщества, профессиональ
ного общения педагогов, формирования единого воспитательно обра
зовательного пространства, способствующего выравниванию условий
обучения и воспитания учащихся малочисленных начальных и основ
ных, средних (полных) школ.
Социально педагогическая значимость общеобразовательного уч
реждения «Сельский учебный комплекс» заключается в создании меж
школьного детского сообщества, в рамках которого возможны органи
зация полноценной развивающей деятельности детей, расширение сфе
ры профессиональной деятельности педагогов малочисленных школ,
развитие разнообразных форм сотрудничества школ микросоциума.
Базовый педагогический коллектив выступает своеобразным цент
ром единения усилий педагогических коллективов и школьных сооб
ществ, формирования устойчивых форм социального партнерства, со
трудничества, взаимодействия.
Установка на активную учебно познавательную и творческую дея
тельность в микросоциуме формируется в сфере педагогически орга
низованного социального сотрудничества взрослого и детского сооб
ществ.
Общеобразовательное учреждение «Сельский лицей» представ
ляет учреждение, в котором общее среднее образование интегрировано
с начальным профессиональным образованием. «Сельский лицей» – го
сударственное, муниципальное образовательное учреждение, реализу
ющее наряду с программами начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования программы углубленной подго
товки по одному из трех профилей (гуманитарному, естественно науч
ному, физико математическому) и (или) начальному профессионально
му образованию.
«Сельский лицей» организуется в сельской местности, как правило,
на базе средних школ, расположенных в поселках городского типа, ра
бочих поселках, больших селах, других населенных пунктах, где напол
няемость VIII XI классов составляет не менее 20 человек.



35
Создается в целях получения выпускниками школ наряду с полным

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign