LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 21
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

«учитель» и его ученик. Сразу после короткого инструктажа взрослого
учителя, дающего старшим и младшим целевые установки урока и вре
менной регламент для каждого вида работ, «учителя» приступают к ис
полнению своих педагогических обязанностей.
Далее за каждой партой развертывается микроурок. В большинстве
случаев дети работают от звонка до звонка, не обращаясь за помощью к
взрослому учителю. Его функции во время РУ: а) напоминать о времен
ном регламенте, б) наблюдать за работой пар, по возможности не вме
шиваясь в нее, и фиксировать те находки и промахи маленьких учите
лей, которые следует учесть при подготовке к следующему РУ.
4 й этап – отчет маленьких учителей о проведенном уроке, как
правило, делается письменно. Это может быть письмо ученику или
взрослому учителю ученика, сочинение о педагогическом труде, раз
вернутая содержательная оценка работы ученика… Маленькие учени
ки обычно рисуют и пишут своему «учителю» открытки с благодарно
стью и советами.
Возможные типы разновозрастных уроков:
– Уроки контроля и оценки (диктант, проверочная работа по ма
тематике). Тексты работ, критерии оценки, бланки оценочных листов
готовят маленькие «учителя»; ученики получают первые опыты сдачи
зачетов.
– Уроки изучения нового материала (создание проблемной си
туации, поиск путей и способов решения поставленных задач). «Учите
ля» к таким урокам придумывают проблемные ситуации, готовят сред
ства, с помощью которых можно будет организовать с младшими деть

161
ми поиск решения задачи, продумывают серию вопросов, позволяющих
видеть понимание материала младшими. Ученики имеют возможность
высказать любые догадки, задать любые вопросы. В обычном уроке вре
мени на все высказывания детей как правило не хватает.
– Уроки практикумы (совместное проведение практических, ла
бораторных, эскпериментальных работ). «Учителя» вместе со взрослым
планируют эксперимент, готовят все необходимое для проведения за
нятий, описывают порядок проведения опыта, полевых занятий по ес
тествознанию.
– Уроки конференции, демонстрации (предъявление результа
тов учебной или другой иной деятельности). «Учителя» помогают млад
шим подготовиться к выступлению на детской конференции, например,
рассказать одноклассникам, учителям и родителям о своем «портфеле».
(«Портфель» – это средство качественной оценки учебного труда ребен
ка, в «портфеле» хранятся все работы, выполненные школьником за учеб
ный год. Презентация «портфеля» – одна из форм итоговой аттестации
учеников 1–2 го класса.)




Приложение 9


Содержание программы формирования адаптационно
развивающей среды при переходе из начальной
в среднюю школу (3–5 й кл.)

Е.Л. Рачевский, Л.В. Константинова, М.В. Ильина , Е.А. Воробьева
ГОУ ЦО 548 «Царицыно»

Психологическая часть Педагогическая часть Психолого
педагогическая часть
I этап (декабрь–июнь). Организация преемственности между I и II ступеня
ми школы.
1. Формирование ко
1. Подбор педагогиче
1. Психологическое
манды классных руко
ских кадров (предвари
тестирование:
водителей параллели
тельный) для работы в па
– интеллект;
5 х классов (анкетиро
раллелях 5 х классов (де
– работоспособность;
вание, тестирование,
кабрь).
– эмоционально лич
собеседование) (фев
2. Педагогический кон
ностная сфера;
раль–март).
силиум по выработке:
– групповая сплочен
2. Психолого педагоги
– согласованных дей
ность;
ческий тренинг для пе
ствий педагогов началь
– учебная мотивация
дагогов 3 х и будущих
ного и среднего звеньев
(апрель).
5 х классов (апрель).
при переходе учащихся в
2. Представление на
3. Психолого педагоги
среднюю школу;
учащихся; общая ха
ческий консилиум по
– единству педагогиче
рактеристика класса
переводу учащихся в
ских требований по оцен
(май).
среднюю школу (май).
ке учебной деятельности


162
Психологическая часть Педагогическая часть Психолого
педагогическая часть
школьников (знаний, уме 4. Родительское со
ний и навыков) (январь). брание для родителей
По итогам консилиума: будущих 5 х классов
а) план посещения учи (подготовка учащихся к
телями среднего звена переходу в среднюю
уроков в 3 х классах; школу) (май).
б) ознакомление учите
лей средней школы с учеб
ными программами, учеб
никами и пособиями, ис
пользуемыми в началь
ной школе;
в) обсуждение содержа
ния уровневых работ по
предметам;
г) график проведения
уровневых работ по усвое
нию учебного материала
учащимися 3 х классов (в
3 этапа: февраль, апрель,
май).
3. Анализ уровня обучен
ности учащихся 3 х кл. (в
3 этапа: февраль, апрель,
май). Рекомендации по до
полнительной отработке
учебного материала.
4. Педагогическое пред
ставление на учащегося
(учителя 3 х классов)
(май).
5. Общая характеристи
ка класса с учетом внут
ренней дифференциации
учащихся (одаренные,
группа риска, нуждающи
еся в реабилитационной
работе и др.) (май).
6. Комплектование па
раллели 5 х классов (май–
июнь).
II этап (август–ноябрь). Формирование единой образовательной среды с це
лью адаптации учащихся 5 х классов.
1. Психологические 1. Окончательная ком 1. Психолого педаго
тренинги по групповой плектация классов; зна гический консилиум по
сплоченности и разви комство классных руко формированию адапта
тию коммуникативных водителей с учащимися; ционно развивающей
навыков учащихся (сен родительское собрание среды в параллели 5 х
тябрь–ноябрь). класса совместно с деть классов (перспективное
2. Динамическое на ми (проводит классный планирования меро
блюдение и текущее те руководитель) (август). приятий) (август).
стирование (сентябрь– 2. Помощь детям в осво 2. Разработка инди
декабрь). ении нового учебного про видуальной траекто
странства (кабинетная рии развития учащего
система, учебный ре ся на основе имеющей


163
Психологическая часть Педагогическая часть Психолого
педагогическая часть
жим, система требований ся информации (пред
и т.д.) (сентябрь). ставление на учащегося,
3. Тьютерское сопровож характеристики, резуль
дение учебного процесса таты психолого педаго
(выделение учащихся груп гического тестирования)
пы риска и разработка ме (август–сентябрь).
роприятий по работе с 3. Системное плани
ними) (сентябрь). рование психолого пе
4. Работа групп педагоги дагогических меропри
ческой поддержки (мате ятий по сопровождению
матика, русский язык, учащихся (тематика и
иностранный язык) (сен содержание классных
тябрь–май). часов; посещение уро
5. Разработка и реализа ков специалистами, ра
ция программы «Музейная ботающими в паралле
педагогика» (октябрь– ли 5 х классов; консуль
май). тации психологов и т.д.)
6. Мониторинг сформи (сентябрь).
рованости знаний, умений 4. Совместная работа
и навыков учащихся (ок психологов, куратора
тябрь–май). параллели и классных
руководителей по вы
страиванию новой мо
дели взаимодействия с
ребенком («учитель–
ученик», «взрослый–ре
бенок»,«личность–лич
ность») (сентябрь–но
ябрь).
5. Установление свя
зей внутри параллели
5 х классов с целью
сплочения детей и раз
вития коммуникатив
ных навыков (коллек
тивно творческие дела,
тематические выезды,
спортивные состязания
и т.д.) (сентябрь–ноябрь).
6. Подготовка и прове
дение «Посвящения в
пятиклассники»(ок
тябрь).
7. Психолого педаго
гические групповые
тренинги на базе г. Вид
ное (ноябрь–декабрь).
III этап (декабрь–май). Психолого педагогическое сопровождение учащих
ся 5 х классов.
1. Подготовка и прове
1. Продолжение работы
1. Групповые заня
дение «Интеллектуаль
тия по оптимизации и предыдущего этапа (см.
ного марафона» (с целью
развитию общеучеб выше).
повышения учебной мо
ных умений и навыков
тивации) (февраль).
учащихся (декабрь–
2. Проведение и подго
май).
товка «Рыцарского тур
2. Психологическое
164
Психологическая часть Педагогическая часть Психолого
педагогическая часть
тестирование по про нира», «Веселых стартов»,
блемам группового вза «Лыжного марафона» и т.д.
имодействия в классах с целью сплочения детей в
и школьной тревожно параллели (февраль–ап
сти (март–апрель). рель).
3. Индивидуальная 3. Психолого педагогиче
диагностика учащихся ский консилиум по пробле
и консультирование по мам группового взаимодей
запросу педагогов и ро ствия в классах и школьной
дителей (ноябрь–май). тревожности (анализ про
веденной работы и ситуа
ции на текущий момент;
разработка стратегии даль
нейшего сопровождения
учащихся) (март–апрель).




Приложение 10


Организация учебного и игрового
пространства класса

В учебном пространстве класса размещаются:
– столы для индивидуальной работы детей, которые можно легко
переставлять, объединяя для групповой работы, или отодвигая так, что
бы можно было всем сесть в круг для неформального общения;
– стол учителя, который он занимает во время консультаций;
– столы с раздаточным учебным материалом, находящимся в сво
бодном доступе детей;
– учебные книги и технические средства, необходимые для дополни
тельных работ, самостоятельного поиска информации;
– место ответственного действия ученика или учителя – это могут
быть подиум, кафедра, любое выдельное и символически оформленное
место;
– центральная доска, на которую выносятся окончательные резуль
таты решения задач;
– несколько рабочих досок, на которых дети пробуют найти реше
ние задачи;
– выставка ученических работ, которая не является выставкой до
стижений или ошибок. Она служит не для оценивания, а для обращения
к другим авторам, читателям, оппонентам и единомышленникам.
Наполнение игрового пространства во многом зависит от реальной
степени подготовленности к школьному обучению конкретных детей.
Чем ниже степень готовности, тем более насыщенным игровыми атри
бутами должно быть игровое пространство, тем продолжительнее вре
мя, которое отведет учитель на игры с детьми.


165
Приложение 11



Технология создания учебного сообщества
в начальной школе

Для создания учебного сообщества учитель:
1. Формулирует ценность совместной работы: «Мы учимся все де
лать вместе: советоваться, помогать другу другу, спорить друг с другом
и находить общее решение».
2. Подтверждает делом декларируемую ценность:
а) подбирает задания, с необходимостью требующие прямого обра
щения детей друг к другу (например: «За одну минуту выучи имена двух
девочек и двух мальчиков из нашего класса. Представь их классу». «Рас
скажи, что сегодня ел на завтрак твой сосед по парте... Какая его люби
мая книжка, игра?.. Что он любит рисовать?..»);
б) вводит первые правила совместной работы (например: «Когда я
задаю вопрос, ты имеешь право повернуться к соседу и посоветовать
ся». «К доске можно выходить вдвоем или группой, если вы заранее дого
ворились об ответе. Отвечать с места тоже можно вместе, предвари
тельно посоветовавшись друг с другом»);
в) вводит первые правила «этикета» совместной работы: поворачи
ваться к говорящему и смотреть на собеседника, обращаться по имени,
говорить «мы считаем» (а не «я считаю»)...
3. Постепенно наращивает число, длительность и сложность зада
ний, которые дети выполняют сообща. В первую очередь это должны
быть собственно учебные задания на уроках математики и родного язы
ка.
4. Постепенно переходит от работы вдвоем к работе в малых груп
пах (4–6 учеников).
5. Постоянно наращивает навыки сотрудничества: учит детей, как
можно узнать точку зрения другого человека, как соглашаться и не со
глашаться друг с другом, как возражать, как просить о помощи, как
предлагать помощь, как помогать, не унижая, как поддерживать хоро
шее настроение партнеров, как приглашать к сотрудничеству, как отка
зываться от сотрудничества...
6. Умение слушать и проверять свое понимание составляет основу
человеческого общения и взаимодействия и должно воспитываться осо
бо средствами всех учебных предметов.

Технические задачи для экспериментаторов

Для психологов, работающих в начальной школе:
1. Изучение имеющихся и разработка новых методов ранней диа
гностики и коррекции детей с трудностями общения и совместной рабо
ты со сверстниками.
2. Разработка рекомендаций для учителей по учету индивидуаль
ных особенностей детей, имеющих трудности в общении и совместной
работе со сверстниками.

166
3. Выделение критериев, по которым можно судить о том, что учеб
ное сообщество функционирует нормально.
4. Создание представлений об этапах развития учебного сообщества
в младшем школьном возрасте.
Для команды педагогов школы, где проводится эксперимент:
1. Список проблем, с которыми пришлось столкнуться в ходе экспе
римента:
1а) проблемы, для которых было найдено решение,
2а) проблемы, для которых пока еще удовлетворительное решение
не найдено.
2. Стыковка представлений администрации и учителей, учителей
всех ступеней о нормальной жизни учебного сообщества школы.
3. Создание внутришкольной «копилки» (банка данных) приемов и
средств работы учителя, организующего учебное сообщество школь
ников.


Приложение 12

Общая самооценка

Общая самооценка или самоуважение, самопринятие состоит в пе
реживании собственной ценности или никчемности, глобальной удов
летворенности или недовольства собой, ощущении собственной значи
мости или ничтожества. Следствием такого общего отношения к себе
является ожидание принятия или отвержения от других людей, общее
ощущение любимости или нелюбимости, установка на приязнь или не
приязнь со стороны окружающих – знакомых и незнакомых, а также
ощущение того, насколько внешний мир, привлекателен и заслуживает
доверия и сердечного участия.
Возникая в первый год жизни, общая самооценка нуждается в под
питке, поддержке на протяжении всей жизни, но особенно в детстве.
Выражения любви, удовольствия от встреч, радости от общения, беско
рыстное желание поддерживать отношения просто ради прелести са
мих отношений – все это, безусловно, значимо для любого человека, но
особенно для маленького человека, чрезвычайно зависимого от добро
желательства окружающих и несамостоятельного в выборе круга об
щения и внешних обстоятельств своей жизни.
Попадая в школу, ребенок в первую очередь нуждается в том, чтобы
получить подтверждение своей значимости от учителя, ибо именно от
учителя первоклассник наиболее зависим. И горе тому ребенку, с кото
рым учитель устанавливает исключительно рыночные отношения: ты
«стоишь» в школьном мире столько, сколько заслуживаешь своими ста
раниями. Для того чтобы почувствовать себя комфортно и начать дей
ствовать в новом школьном мире, ребенок должен получить от учителя
то же, что, родившись в мир, должен получить от родителей: любовь и
принятие безусловное, т.е. не строящегося ни на каком условии (вспом
ните школьные клише: «Я тебя буду любить, когда ты постараешься»,
«Тот, кто сидит ровно, того я люблю», «Кто не забыл домашнее задание,


167
тот хороший!»). Не получив знаков безусловного принятия, чувствуя себя
отверженным, ученик обречен на душевное неблагополучие.
Общей самооценке присущи свойства круга: если круг не вполне
круглый, он ущербен. Разумеется, ущербность общей самооценки воз
можна, и, к сожалению, нередка даже у маленьких шести семилетних
детей, только что пришедших в школу, ибо она питается прежде всего

<< Пред. стр.

страница 21
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign