LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

• Нередко педагоги ставят своей задачей вырастить адекватную са
мооценку детьми своих учебных достижений, не уточняя, чему именно
должна быть адекватна детская самооценка: наличному или потенци
ально возможному уровню достижений ученика. Обычно имеется в виду
адекватность наличному уровню, но при этом никто не говорит о том,
что такое самооценка «слабых» учеников. Они в самом деле должны
знать, насколько они слабы и до какой степени отстают от своих одно
классников? Едва ли.
• Проведение переводных и итоговых экзаменов в начальных клас
сах недопустимо.
Особенности экспериментирования в этой области.
Задача построения оценочной самостоятельности во всей полноте
решается в основной школе. Но если в начальной школе не заложить
основы оценочной самостоятельности, то в средней школе не стоит и
пытаться это делать. Стыковка начальной и основной школы должна
начаться перед тем, как начнется эксперимент в 1 м классе. Она долж
на строиться в два этапа:
1 Стыковка целей и ценностей в оценочной политике школы дол
жна быть произведена до начала работы, иначе дети на переходе из на
чальной в основную школу пострадают от резкого перепада в оцено
чных взаимоотношениях с учителями.
2 Постепенное, рассчитанное на несколько лет выстраивание эта
пов формирования оценочной самостоятельности детей и подростков.
Самое непроработанное место – стыковка оценочной политики
школы и семьи. Ясно, что при смене оценочной политики школы ста
новится важным изучение оценочных принципов, использовавшихся в
дошкольном воспитании детей, и согласование и координация оцено
чной политики учителей и родителей ребенка.
В Приложении 13 приведены возможные формы мониторинга хода
эксперимента и его результатов. Вы свободны предложить иные формы.

6. Использование образовательных программ*

При создании образовательной программы для начальной школы
необходимо учитывать особенности существующих на данный момент
в России образовательных технологий и возможность или невозмож
ность сочетать в образовательной программе разнородные образова
тельные технологии.
Факторы, которые должны быть приняты во внимание при выборе
образовательной технологии, – это:
безопасность образовательной программы для здоровья учащихся;
образовательный эффект, на который нацелена данная техно
логия;
130
ее «сочетаемость» с другими технологиями;
существование в регионе школ, уже работающих по данной тех
нологии, которые могли бы служить образцом ее реализации;
наличие федеральной или общественной организации, способ
ной помочь в реализации данной технологии и провести экспертизу ре
зультатов;
наличие системы учебно методических средств;
наличие системы подготовки и переподготовки кадров по дан
ной технологии;
минимальный необходимый уровень оснащенности;
юридические основания для использования данной образова
тельной технологии.
Особое значение для современного образования имеет:
повышение роли художественной деятельности;
усиление языковой подготовки;
использование современных информационных технологий (ме
диа и компьютерных средств); в частности, полезно привлекать млад
ших школьников к работе школьных медиа студий.
6.1. Включение художественной деятельности в образователь
ную программу начальной школы.
Преподавание конкретных художественных дисциплин должно быть
направлено на практическое освоение позиций создающего и воспри
нимающего художественные произведения. В каждом учебном курсе
необходимо учитывать обе эти позиции и обеспечивать равновесие меж
ду ними. В существующей обычной практике это равновесие часто на
рушается: например, литература преподается исключительно с пози
ции воспринимающего (читателя), а изобразительное искусство – с по
зиции создающего.
В обучении должно происходить практическое освоение всеобщего
для данной области искусства закона выразительной художественной
формы. Важно, чтобы дети научились воспринимать и использовать для
самовыражения разнообразные художественные средства.
Для художественного образования в начальной школе при
оритетным надо признать такие программы, которые:
опираются на эмоционально чувственный опыт и возрастные
предпосылки художественного развития, присущие детям 5–7 лет;
отводят главную роль практическому творчеству дошкольника;
ставят освоение ЗУН на службу творческому развитию, не под
меняя цели средствами;
предусматривают преемственность этапов художественного об
разования школьника.
Это готовит ребенка к тому, чтобы в основной и старшей школе он
был способен адекватно воспринимать и осваивать материал мирового
искусства (своеобразие творчества отдельного автора, особенности жан
ров, стилей, эпох в искусстве и т.п.).
6.2. Языковая подготовка, иностранный язык.
Обеспечение коммуникативной направленности учения в началь
ной школе касается как иностранного, так и родного языка. В этом пла
не важно прежде всего формирование умений разных видов устной и
письменной речи, а также комплексное овладение учащимися различ
ными видами речевой деятельности.
131
К моменту окончания начальной школы особенно важно
обеспечить максимум функциональной грамотности на род
ном и иностранном языке, прежде всего умения просмотрового и
ознакомительного чтения, аудирования и инициативной (спонтанной)
речи.
Целесообразно строить курс родного и иностранного языка на об
щих основаниях как взаимосвязанные части единого введения в обра
зовательную область «Словесность». Особенно это важно для тех регио
нов России, где население фактически двуязычно (национальный язык +
русский). Существующие разорванные курсы национального и русско
го языка должны быть перестроены, исходя из некоторых общих осно
ваний.
Уже в начальной школе важно обеспечить все три основных аспекта
владения неродным (в том числе, иностранным) языком: коммуника
тивный, познавательный и личностный.
Целесообразно начинать изучение иностранного языка в началь
ной школе со 2 го класса. Однако в обозримые сроки система образова
ния не может обеспечить все школы РФ квалифицированными учите
лями. Поэтому в течение 5–10 лет следует предусмотреть выбор школой
одной из двух моделей – со 2 го или с 5 го класса.
В рамках начальной и основной школы желательно обеспечить овла
дение двумя иностранными языками, одним из которых обязательно яв
ляется английский (как это происходит во всех развитых странах Европы).
В рамках проведения эксперимента по совершенствованию
языковой подготовки школьников могут быть предложены следующие
направления:
координация программ и методов преподавания родного и ино
странного (в том числе русского для национальных школ) языков;
определение сроков начала преподавания иностранных языков;
введение обучения двум иностранным языкам в начальной школе;
введение разнообразных форм языковой практики (например,
использование иностранных фильмов и мультфильмов, переписка с ино
язычными детьми, письменные формы дискуссии на уроках – для род
ного языка, начиная с третьего класса, и т.п.).
Главным риском экспериментирования может оказаться пере
грузка школьников, поэтому нужно соблюдать все гигиенические тре
бования, не вводя дополнительных учебных часов.
Особенностью экспериментирования в этом направлении яв
ляется организация координированной совместной работы преподава
телей разных языков.
Вопросы для самостоятельного анализа успешности экспе
риментирования:
• Не ухудшилось ли самочувствие детей, не возросло ли их утом
ление?
• Повысилась ли языковая культура детей и в каких аспектах; какие
показатели об этом свидетельствуют?
• Повысился ли интерес детей к изучению языков?
6.3. Информационные технологии.
Задачами информатизации начального образования является не
только ознакомление детей с конкретными информационными техно

132
логиями, но, в первую очередь, формирование у них информацион
ной культуры, т.е. обобщенных навыков работы с информацией. Сюда
входит развитие у школьников операционного мышления, направлен
ности на выбор оптимальных решений, умения грамотно пользоваться
разнообразными источниками информации, правильно организовы
вать процесс сбора и переработки информации, оценивать информа
ционную безопасность и т.п.
В начальной школе нет необходимости обучать детей устройству
компьютера, принципам программирования и т.п. Важно познакомить
их с компьютером как универсальным инструментом интеллектуаль
ной деятельности и общения, желательно также познакомить их с макси
мально широким спектром задач, решаемых с помощью компьютера.
Нужно предоставить возможность детям освоить эти функции прак
тически, пускай хотя бы на самом примитивном уровне. При этом сле
дует сосредоточить внимание на следующих вопросах:
1 Знакомство с правилами безопасности при обращении с ком
пьютером.
2 Возможность решать одни и те же задачи с помощью разных
программ, каждая из которых имеет свои преимущества и свои недо
статки.
3 Понимание того, что каждая программа создается для вполне
определенных целей (в частности, для определенной категории пользо
вателей) и при выборе программы надо ориентироваться на то, для ка
ких целей она создана.
4 Знакомство с использованием условных значков (обознача
ющих программы, операции и т.п.), понимание того, что их использова
ние может быть неоднозначным.
5 Понимание того, что программа может содержать ошибки, что
на компьютер нельзя полагаться безоговорочно.
6 Знакомство с сетью Интернет как источником информации и
средством общения.
7 Формирование готовности к изменениям в области компью
терных технологий, к овладению новыми, пока еще отсутствующими
возможностями.
8 Важно, чтобы ребенок мог осуществлять сознательный выбор
адекватных задаче информационных средств и владел способами их
освоения (умел учиться).
Решение этих задач невозможно осуществить в рамках учебного
предмета «Информатика», информационная компетентность может
быть сформирована только при естественном, осмысленном, полифун
кциональном включении компьютерных технологий в весь образова
тельный процесс, причем не только на различных уроках, но и во вне
учебных формах школьной жизни. При этом основным критерием «пра
вильности» использования информационных технологий в школе явля
ется их адекватность:
возрастным особенностям детей той или иной ступени обучения;
определяемым этими особенностями содержательным задачам
образования.
Опыт современного использования информационных технологий
позволяет также сформулировать ряд ограничений в использовании
компьютерных программ в младшей школе. Так, в настоящее время
133
максимальное распространение получили программы двух основных
типов: тренажеры и контрольно оценочные программы. Однако их ис
пользование имеет ряд негативных последствий:
тренажеры заставляют ребенка действовать в условиях времен
ного дефицита, что препятствует осмыслению действий и создает стрес
совую ситуацию;
контрольно оценочные программы интерпретируют только ре
зультаты действий ребенка, а не сам процесс решения; полученная с их
помощью информация абсолютно не помогает ребенку в освоении учеб
ного содержания и форм учебной работы.
Гигиенические регламенты оптимальной продолжительности
непрерывных занятий с компьютером на уроках таковы:
для детей 5–6 лет это время составляет 10–15 минут;
для детей в возрасте 7–12 лет – 20 минут.
Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитан
ные на быстроту реакции.
Для снятия зрительного утомления разработаны специальные ком
плексы физических упражнений – гимнастика для глаз.
С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных заняти
ях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные
реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все
эти отклонения в состоянии здоровья.
Очень важна правильная организация рабочего места.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2. 542 96, все компью
теры, и не только те, что поступают в продажу, но и находящиеся в экс
плуатации, должны иметь гигиеническое заключение о их безопаснос
ти для здоровья.
В рамках проведения эксперимента по совершенствованию
подготовки школьников в области информационных техноло
гий могут быть предложены следующие направления:
разработка принципиально новых компьютерных средств и про
грамм по сравнению с теми, что используются в школах в настоящее
время;
предложение новых способов организации предметных уроков и
форм внеурочной работы с использованием информационных техно
логий;
подготовка педагогов предметников и учителей младшей шко
лы для работы в этих новых условиях.
Риски экспериментирования: существуют конкретные ограни
чения, которые следует иметь в виду при экспериментировании в млад
шей школе:
нецелесообразно выносить информационные технологии в млад
шей школе в отдельный учебный предмет;
основным риском является угроза физическому здоровью детей,
поэтому необходимо строго соблюдать санитарно гигиенические тре
бования в этой области.
Особенности экспериментирования в этой области:
• Школа должна быть обеспечена соответствующей материально
технической базой, а также провести работу со всем педагогическим
коллективом по преодолению компьютерной безграмотности и боязни
компьютера.
134
• Разработка информационных технологий для младшей школы дол
жна ориентироваться на поддержку поисковой деятельности, проверку
гипотез, моделирование.
• Сценарии включения компьютерных программ в процесс обуче
ния должны предусматривать как индивидуальную, так и групповую
формы работы детей.
• Желательно, чтобы к разработке компьютерных технологий для
младших школьников привлекались не только программисты, но педа
гоги, психологи и старшеклассники.
Вопросы для самостоятельного анализа успешности экспе
риментирования:
Привыкли ли дети к соблюдению правил «компьютерной безо
пасности» (в том числе, к ограничению времени пользования компью
тером)? Какие данные позволяют об этом судить?
Насколько естественным для детей стало использование ком
пьютера для решения самых разнообразных задач (каких)?
Насколько легко дети осваивают новые для себя компьютерные
программы (не игровые); нравится ли им это?
6.4. Интегративные подходы к содержанию образования.
Интеграция как методический прием должна способствовать фор
мированию у учащихся целостной картины мира и созданию представ
ления о школьных предметах как определенной системе. В современной
школе существует несколько направлений интеграции:
1 Создание новых курсов, объединяющих материал ряда предме
тов с сохранением их специфического предметного содержания.
2 Создание новых курсов, объединяющих материал ряда предме
тов с потерей их специфического предметного содержания.
3 Разовые интегрированные занятия разного уровня, продолжи
тельности и характера.
К первым двум группам, например, относятся разные варианты
построения курсов «Окружающий мир» (включающих занятия по вве
дению в образовательные области естествознания, обществознания и
истории, ОБЖ) или курсов «Синтез искусств» (объединяющих музыку,
ИЗО, технологию и др.). В том случае, когда внутри интегрированного
курса сохраняется предметная специфика каждой из вошедших в него
дисциплин, он способствует координации представлений ребенка о мире,
т.е. достигает своей цели. Попытки же соединения в один курс несколь
ких предметов с потерей их специфического предметного содержания,
безусловно, вредны для формирования системного мышления учащих
ся. Целостная картина мира при этом подменяется бессистемным набо
ром разнородных сведений. Реальная интеграция различных сфер об
разования может быть осуществлена только в той мере, в которой ин
тегрированы сами области человеческого знания, соответствующие
учебным предметам.
К третьей группе относятся, например: интегрированные уроки чте
ния и письма; литературного чтения и музыки; окружающего мира и
технологии; математики и технологии и др.
Возможен вариант проведения тематических «погружений» инте
грированного характера (например, «Птицы и люди»), проводимых в те
чение одного двух учебных дней.

135
Периодическое включение интегрированных занятий в учебный
процесс способствует установлению смысловых межпредметных связей
и формированию представления о школьной программе как системе
взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать
спонтанно полученную информацию по различным областям знания.
Вместе с тем такая классификация и обобщение носят чисто эмпири
ческий характер; формирования системы теоретических понятий о мире
таким способом добиться невозможно.
В рамках проведения эксперимента по интегративному под
ходу к содержанию обучения могут быть предложены следу
ющие направления:
• При подготовке к уроку учитель может анализировать материал
задания путем выделения предметных областей знания, необходимо
задействованных в качестве средства для продуктивной работы с учеб
ным материалом.
• Возможно использование в качестве учебного материала (для
опробования в предметных действиях учеников) ходов и версий разре
шения противоречий, существовавших в реальной истории данного
предметного знания.
• Возможно инициировать свободное сочинительство учеников в
разных жанрах, помогающее проанализировать описанное явление с
точки зрения разных областей знания.
• Перспективной формой является систематическое проведение
уроков свободных ответов и вопросов детей.
Главным риском экспериментирования может стать объедине
ние в одном занятии разнопредметных содержаний по формальным
принципам.
Особенностью экспериментирования в этом направлении яв
ляется организация координированной совместной работы преподава
телей разных учебных предметов с участием родителей добровольцев,
старшеклассников, студентов, мастеров народных промыслов и т.п.
Вопросы для самостоятельного анализа успешности экспе
риментирования:
• Не происходит ли у детей потеря способов суждения и рассужде
ния, специфичных для предметов, вошедших в интегрированные курсы
или занятия?
• Какие признаки позволяют об этом судить?

7. Индивидуализация образовательного процесса
Индивидуализация образовательного процесса может считаться
эффективной, только если она органично сочетается с решением педа
гогической задачи построения учебного сообщества. Индивидуализа
ция образования ни в коем случае не предполагает изоляции ребенка от
одноклассников.
Индивидуализация учебного процесса в начальной школе должна
рассматриваться в трех аспектах:
1 Как обеспечение возможности свободного выбора детьми от
дельных заданий, форм и способов работы.
2 Как обеспечение соответствия уровня изучения предметов ин
дивидуальным возможностям и интересам детей.
136
3 Как учет эмоционально личностных особенностей детей.
Все эти аспекты индивидуализации образовательного процесса мо
гут выступать в качестве направлений экспериментирования.
7.1. Обеспечение возможности свободного выбора детьми от
дельных заданий, форм и способов работы.
Возможность ведения образовательного процесса в начальной шко
ле в форме индивидуальных занятий связана в первую очередь с необ
ходимостью пополнить методическую базу обучения по основным пред
метам.
Доступ учеников к дидактическим средствам обучения (карточки,
упражнения из задачников, учебников, готовые рабочие тетради, раз
даточный материал, задания, придуманные самими детьми и пр.) дол
жен быть максимально свободен.
Для развития произвольного отношения каждого ученика началь
ной школы к учебной работе полезно введение в ученические тетради
условных обозначений, которыми ученик сам может показывать учи
телю, какой из вариантов работы был проделан им в качестве попытки
и пробы, а какой является «чистовым».
Возможен выбор учениками домашнего задания. Чем старше и са
мостоятельнее в процессе учения школьники, тем более этот выбор мо
жет быть свободен – на первых этапах можно организовывать выбор из
вариантов работ и заданий, предложенных учителем, а в последующем
можно предлагать самостоятельное определение учеником объема и
содержания домашней работы.
Возможности для индивидуализации образовательного процесса в
начальной школе должны быть обязательно отражены в предметно
пространственном устройстве класса.
Необходимо с самого начала обучения приветствовать использова
ние дополнительных источников информации, даже если они доступны
не всем детям.
В педагогике искусства важнейшим «орудием» индивидуализа
ции учебного процесса, наряду с возможностями выбора вариантов за
даний, материала и т.д., является творческое задание, т.е. задание, не
имеющее «правильного», одинакового для разных людей решения. Твор
ческое задание дает все возможности, предполагает, в каком то смысле
даже требует проявления индивидуальности ребенка.
Творческие задания должны образовывать ведущую, стержневую
линию преподавания художественных дисциплин в начальной школе.
Важнейшее условие успешности этой работы – способность и готовность
учителя иметь дело с открытыми заданиями и оценивать результаты
ученика с точки зрения его индивидуального замысла, а не с точки зре
ния эталона «правильного» решения, который в данном случае отсут
ствует.
Действенной формой занятий является переход коллективной рабо
ты в индивидуальную: совместная работа класса и учителя над каким

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign