LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Из этих принципов вытекают цели образования в начальной школе:
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
обеспечение их эмоционального благополучия.
• Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с
собой, предполагающее:
побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах дея
тельности;
обучение навыкам общения и сотрудничества;
поддержание оптимистичной самооценки и уверенности в себе;
расширение опыта самостоятельных выборов;
формирование учебной самостоятельности (желания и умения
учиться, то есть постоянно расширять границы своих возможностей;
см. Приложение 1).
• Сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.
Оcновным направлением сегодняшних реформ является из
менение уклада начальной ступени образования. Усвоение предметно
го материала обучения из цели становится средством такого эмоцио
нального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое
обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Начальная
школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ре
бенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством
раскрытия личностного потенциала и школой взросления.
В рамках общих целей начального школьного образования могут
быть выделены следующие более частные задачи:
• использовать только те образовательные технологии, которые спо
собствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здо
ровья детей;
• создавать учебную общность учащихся и учителя, организуя со
вместный поиск новых способов действия, сотрудничества и понима
ния; обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнитель
ской частью учебной работы школьников, между совместной и индиви
дуальной формами работы;
• обеспечить полноценное взаимодействие игровой и учебно позна
вательной деятельности в учебном процессе, включать учебно позна
вательную деятельность в ансамбль внеучебных (художественной, тру
довой, спортивной, игровой), строя их с опорой на достижения и опыт
детей в различных дошкольных видах деятельности;
• сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них
основы умения учиться (самостоятельно определять свои достижения и
ограничения, расширять границы своих возможностей с помощью дру
гих людей – взрослых и сверстников);
• оказывать педагогическую поддержку развитию индивидуально
сти ребенка;
• создавать предпосылки для творчества ребенка во всех видах дея
тельности.
Для отслеживания хода эксперимента и оценки его результатов в
помощь школе, вступившей в эксперимент, предлагается развернутая
диагностическая карта (Приложение 2).

107
2. Переход от дошкольного
к начальному образованию
2.1. Достижения дошкольного возраста.
Седьмой год жизни относится к переходным («кризисным») возраст
ным периодам. Такие периоды характеризуются особо быстрыми изме
нениями как в физическом, так и в психическом развитии детей.
Скорость изменений в переходные периоды развития столь велика,
что буквально каждый месяц жизни приносит что то новое. Так, типич
ный ребенок шести с половиной лет существенно отличается по уровню
психолого физиологической зрелости как от ребенка шести лет ровно,
так и от семилетнего. За редкими исключениями у ребенка, не достиг
шего 6,5 лет, процесс прохождения кризиса не только не закончился, но
часто даже не начался. У шестилетнего ребенка, по сравнению с семи
летним, недостаточно сформированы центральные тормозные процес
сы, значительно более низка произвольность поведения, высока утом
ляемость, менее сформирована способность к концентрации и к пере
ключению внимания, преобладает игровая мотивация.
В школе образование строится в логике учебных предметов, не ха
рактерной для дошкольного образования. Поэтому преемственность
невозможно осуществлять на основе предметных умений и знаний де
тей. Она определяется теми достижениями дошкольного развития, ко
торые школа должна учитывать, поддерживать и развивать, не прерывая
и не подавляя ни одну из дошкольных линий развития. Потенциальные
возрастные возможности ребенка на пороге школы – это:
• Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, от
крытость внешнему миру; ребенок доброжелателен, отзывчив к пере
живаниям другого человека, обладает чувством собственного достоин
ства, уважает достоинство других.
• Инициативность и самостоятельность в игре, общении, конструи
ровании, рисовании, лепке, в решении элементарных социальных и бы
товых задач; ребенок легко выбирает себе род занятий и партнеров, спо
собен порождать и воплощать разнообразные, сменяющие друг друга
замыслы.
• Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие
в совместных играх; ребенок способен договариваться, учитывать ин
тересы других, сдерживать свои эмоции; в ходе совместной деятельно
сти он обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать
разговор на интересную для него тему.
• Творческие способности, фантазия, воображение, проявляющие
ся в игре (оригинальность замысла, гибкость развертывания сюжета), в
рисовании, придумывании сказок, танцах, пении.
• Освоение собственного тела и телесных движений; ребенок с удо
вольствием бегает, прыгает, лазает, видоизменяет ранее усвоенные дви
жения применительно к новым условиям; движения приобретают про
извольный характер.
• Волевое начало, проявляющееся в продуктивной деятельности ре
бенка: он стремится к достижению цели, старается сделать продукт ка
чественно, переделывает, если не получилось; произвольность проявля
ется и в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию

108
педагога, следовать установленным правилам.
• Познавательные способности, проявляющиеся в широкой любо
знательности; ребенок задает вопросы, касающиеся близких и далеких
предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объясне
ния явлениям природы и поступкам людей, любит наблюдать, экспери
ментировать; проявляет интерес к познавательной литературе, графи
ческим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.
• Одновременно с развитием этих качеств повышается компетент
ность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Она
проявляется не только в том, что ребенок обладает знаниями, умения
ми, навыками, но и в том, что он способен принимать на ее основе соб
ственные решения* .
Этот «возрастной портрет» отражает принципиально возможные
достижения детей к моменту поступления их в школу, однако ни один
ребенок не обладает всем комплексом этих характеристик од
новременно. Поэтому этот портрет не может служить критерием оп
ределения уровня развития конкретного ребенка, но задает общий ори
ентир для педагогов дошкольных учреждений и начальной школы, а
также для родителей детей, поступающих в школу.
2.2. Зачисление в школу.
Школы по разному строят процесс обучения, ориентируясь на раз
ные возможные направления развития младших школьников. Образо
вательная программа школы может оказаться благоприятной для раз
вития одного ребенка в большей степени, чем для другого. Чтобы роди
тели могли своевременно принять решение, отдавать ли своего ребенка
в данную школу, она должна заранее предоставлять им объективную
информацию о результатах развития, на которые она нацелена.
Готовность ребенка к одному варианту обучения не означает готов
ности к другому, однако есть некоторые общие критерии дошкольного
развития, по которым можно оценить готовность ребенка к школе.
К ним относятся:
• Развитие произвольности: умения подчинять свое поведение но
вым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обра
щенные к классу в целом, способность и желание внимательно слушать
и точно выполнять эти указания.
• Умственное развитие, включающее:
развитие наглядно образного мышления – основы для последу
ющего полноценного развития логического мышления;
способность понять и запомнить всю совокупность условий по
ставленной задачи.
Проверка уровня знаний и навыков не помогает определить
готовность детей к школе (хотя иногда она полезна учителю для
правильного построения начального этапа обучения).
Для определения степени готовности к школе рекомендуется груп
повое обследование детей, поступающих в первый класс. Его прово
дит психолог с использованием набора специальных диагностических
методик (см. Приложение 4). Низкие результаты не являются основани
ем для отказа в приеме, а лишь указывают на желательность дополни
тельной подготовки ребенка к школе (с согласия родителей). Давая по
добную рекомендацию, школа обязана предоставить условия и специа

109
листов для такой подготовки. В случае, если выявленные проблемы но
сят медицинский характер, психолог дает родителям рекомендации по
проведению более специализированной (дефектологической, невроло
гической, психиатрической и т.п.) диагностики развития ребенка.
Результаты диагностики не должны использоваться для отбора де
тей на специальную «продвинутую» программу или для формирования
классов по «уровню развития». Недопустимо проводить диагностику го
товности ребенка к школе без получения согласия родителей или лиц, их
заменяющих. При этом их необходимо информировать о возможных
последствиях тестирования, как социальных, так и медицинских.
Психологическая диагностика исключительно важна для ориенти
ровки педагога и родителей в возможностях и нуждах ребенка. Поэтому
она должна быть выполнена на высоком профессиональном уровне.
Проводить ее может только психолог, с полным (как минимум, пятилет
ним) образованием по специальности. При отсутствии в школе такого
специалиста рекомендуется ограничиться неформальными способами
знакомства с детьми (наблюдение за их деятельностью, беседа и т.п.).
Родителям следует рекомендовать отложить на год поступление ре
бенка в школу, если он страдает тяжелым хроническим заболеванием
или на протяжении последнего года перенес особо тяжелое острое забо
левание. Такую рекомендацию дает врач. При выраженных нарушени
ях здоровья нужно особенно осторожно относиться к зачислению ре
бенка в школу с повышенными образовательными нагрузками. Однако
наличие медицинских противопоказаний не может быть причиной от
каза в зачислении. Окончательное решение принимают родители. Если,
несмотря на полученные рекомендации, они настаивают на приеме ре
бенка в школу, то они дают соответствующую расписку, принимая на
себя ответственность за возможные последствия.
Возможность индивидуализации обучения во многом зависит от
наполняемости классов. В начальных классах количество детей не дол
жно превышать 25 человек (оптимально не более 20 чел.), в классах ком
пенсирующего обучения – не более 20 человек.

3. Динамика форм и содержания обучения

Основные этапы начального образования – это:
этап адаптации к школе;
этап освоения содержания и форм обучения в начальной школе;
этап перехода из начальной школы в основную.
3.1. Этап адаптации к школе.
Этот этап занимает первые 2 – 6 месяцев обучения и характеризует
ся тем, что:
он является переходным, а следовательно, психологическая и
физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним проис
ходит, чрезвычайно обострена;
в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысле
ние своего нового социального положения и закладываются пережива
ния, на многие годы определяющие их отношение к учебной работе, об
щению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.

110
Основные проблемы, с которыми обычно сталкивается ре
бенок при поступлении в школу, заключаются в следующем:
• Характер взаимодействия учителя с детьми, как правило, сильно
отличается от того, к которому ребенок привык в детском саду: число
запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к на
рушению правил поведения становится существенно более серьезным.
• Появляется учебное содержание, от усвоения которого зависят са
мооценка и социальный статус ребенка, что предполагает гораздо боль
шую ответственность ребенка перед лицом учителя и родителей.
• Фронтальные формы организации учебного процесса требуют от
детей серьезного напряжения и концентрации. У ребенка часто отсут
ствует интерес к такого рода занятиям, вся его деятельность протекает
под влиянием внешнего давления учителя. Это приводит к повышенной
утомляемости и эмоциональному дискомфорту детей.
Непривычный для детей распорядок дня и изменившиеся отноше
ния со сверстниками и старшими детьми усугубляют эту ситуацию.
У большинства первоклассников процесс адаптации к школе завер
шается только в начале второго полугодия. В период адаптации у детей
замедляется рост, у многих из них падает масса тела, появляются жало
бы невротического характера. Острая заболеваемость первоклассников
в этот период в два раза превышает величину этого показателя у более
старших школьников. У некоторых детей удовлетворительная адапта
ция к школе вообще не наступает. Это состояние характеризуется как
школьная дезадаптация и служит источником различных заболеваний.
3.2. Формы организации адаптации детей к школе.
Первый класс в детском саду .
В условиях учебно воспитательных комплексов (УВК) или при орга
низации первого класса на базе дошкольного учреждения процесс обу
чения детей сочетается с преимуществами дошкольного образователь
ного учреждения. Поэтому для сохранения физического и психического
здоровья шестилетних детей, обеспечения их эмоционального благопо
лучия такая организация их обучения наиболее приемлема.
В рамках проведения эксперимента по облегчению перехода детей
из начальной в основную школу могут быть предложены следующие
возможности:
«Дошкольный» вариант: первый класс организуется внутри до
школьного учреждения, причем полностью сохраняется режим детско
го сада. Занятия проводятся в привычных для детей формах воспитате
лями данного дошкольного учреждения, меняется лишь содержание этих
занятий. Эта форма организации первого класса, при ее надлежащем
воплощении, позволяет реализовать все педагогические задачи пере
ходного периода.
Смешанный вариант: первый класс организуется на базе до
школьного учреждения, используя первую половину дня. При проведе
нии занятий могут применяться как классно урочная форма, так и фор
мы, более приближенные к дошкольным занятиям. Проводить их могут
как воспитатели дошкольного учреждения, так и учителя, приходящие
из школы. Режим второй половины дня полностью соответствует режи
му детского сада. Результаты, достигаемые при смешанной форме орга
низации первого класса, полностью зависят от стиля общения и педаго

111
гических технологий, используемых учителями и/или воспитателями,
проводящими занятия.
«Школьный» вариант: детский сад используется школой лишь как
помещение для размещения первого класса. Педагоги, формы органи
зации и содержание учебного процесса полностью совпадают с теми,
которые приняты в той школе, с которой у данного дошкольного учреж
дения имеется соответствующий договор. Дети во второй половине дня
уходят домой или остаются в группе продленного дня. Эффективность
обучения и его соответствие возрасту при этом полностью зависят от
того, какие нормы, установки и педагогические технологии реализует
школа. Тем не менее и эта форма может рассматриваться как приори
тетная по отношению к обучению детей в школьном здании, поскольку
сама организация помещений и развивающей среды в дошкольном уч
реждении значительно больше обеспечивают комфорт и защищенность
ребенка.
Особенности экспериментирования и риски.
• Необходимо продумать формы дальнейшего вхождения детей в
контекст школы. Если ребенок после комфортных условий детского сада
попадет в школу со всем набором традиционных проблем, то следстви
ем этого также будет стресс, хотя и слегка смягченный предваритель
ной подготовкой.
• При «дошкольной» или смешанной организации образования пер
воклассников реальный переход от дошкольного к школьному образо
ванию произойдет во втором классе. Поэтому необходимо продумывать
уклад школьной жизни второго класса, который должен обеспечить ус
пешную адаптацию ребенка к школьной жизни.
Обязательными условиями экспериментирования в этой
области являются следующие:
• Дошкольное учреждение может либо заключить договор со шко
лой, либо образовать общую организационную структуру. В обоих слу
чаях важно, чтобы было обеспечено единство образовательных задач
дошкольного и начального звеньев этого комплекса, а также единство
педагогических технологий в первом и последующих классах началь
ной школы. Стиль педагогического общения определяется настоящими
рекомендациями.
• В договоре должен быть соблюден принцип равенства сторон. Осо
бенно важно, чтобы школа не стремилась без изменений использовать
привычные формы и содержание образования в первом классе, а дет
ский сад учитывал изменившиеся по сравнению с дошкольными задачи
образования на этом этапе.
• Воспитатели дошкольного учреждения, преподающие в первом
классе, должны владеть содержанием образования во всей начальной
школе. Школьные учителя, обучающие первоклассников в детском саду,
должны принимать уклад жизни дошкольного учреждения, использо
вать в учебном процессе развивающие, охранительные и поддержива
ющие возможности образовательной среды детского сада.
Для фиксации результатов эксперимента и самостоятельного ана
лиза успешности экспериментирования удобна Диагностическая карта
(см. Приложение 2).
Первый класс в школе.

112
Как организовать этап адаптации, чтобы не причинить вреда теле
сному и душевному здоровью ребенка, укрепить в нем веру в свои силы,
симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию
школьной жизни?
• В школе должны неукоснительно соблюдаться требования врачей
и физиологов, относящиеся к возрастным нормам нагрузки.
• Полезны вводные курсы, обеспечивающие знакомство ребенка с
одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и орга
низацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами со
трудничества на уроке и правилами поведения вне урока. Желательно,
чтобы нормы совместных действий и общения, на которых будет стро
иться учебное сообщество класса, стали результатом договора учителя
с детьми. Не рекомендуется совмещать введение в школьную жизнь с
введением в учебный предмет. Знакомство ребенка с новым школьным
миром лучше организовать на дошкольном материале: игры, рисова
ния, конструирования, элементарного экспериментирования.
• Должна быть организована работа с родителями первоклассни
ков по разъяснению им необходимых домашних условий, обеспечива
ющих нормальное вхождение ребенка в школьную жизнь (в чем они дол
жны помогать, чему научить, во что не вмешиваться).
• Необходимы щадящие условия вхождения в школьную жизнь для
детей с выраженными трудностями адаптации (например, в первые дни
школьной жизни можно разрешить присутствие родителей на уроках).
• Важно изучить (с помощью школьного врача, психолога, логопе
да) и создать условия, необходимые при обучении детей с нарушениями
физического и психического развития.
Учение должно быть с самого начала представлено детям как со
циально значимая, особо уважаемая взрослыми деятельность. Главная
педагогическая задача на начальном этапе обучения – обеспечить усло
вия, при которых приход в школу будет ощущаться ребенком как пере
ход на новую ступень взросления. А это значит, что ему не только долж
ны быть предъявлены педагогические требования, но и предоставлена
возможность обсуждения ситуаций, когда он по каким то причинам не
хочет или не может выполнять эти требования. Педагогическая поддер
жка предотвращает превращение педагогического требования в педа
гогический произвол. Постепенность введения требований и их соотне
сенность с индивидуальным опытом ребенка – непременное условие,
позволяющее ему осознать, что существующие нормы обусловлены не
просто желаниями отдельных взрослых, а нужны ему самому.
3.3. Этап освоения содержания и форм обучения в начальной
школе.
Этот этап (начало 1 го года обучения – середина 3 го года обучения)
характеризуется тем, что:
оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные
интересы, выходящие за рамки учебных предметов;
дети охотно осваивают навыковое содержание обучения; они
обретают первые технические возможности пополнять свое образова
ние без непосредственного руководства учителя;
самостоятельность ребенка достигает того уровня, когда часть
учебной работы он может и стремится выполнить сам, без посторонней

113
помощи; складывается класс как учебное сообщество, способное втяги
вать в решение познавательных задач даже наименее мотивированных
школьников.
На этом этапе становятся возможными полноценная организация
учебной работы, включение разнообразных форм дополнительного об
разования по выбору ребенка и его родителей. Должно быть предусмот
рено разнообразие форм занятий (например, урочные формы и формы
занятий, не определенные строгими временными рамками), разнооб
разие типов учебных и внеучебных пространств (классный кабинет, ком
ната отдыха, библиотека, мастерская и пр.). Важно уделять внимание
различным формам совместной учебной и внеучебной работы, направ
ленным на складывание учебной общности детей данного класса.
На здоровье и эмоциональном благополучии детей благотворно ска
зываются занятия искусством и художественным творчеством. Они сни
мают перегрузки, оказывают терапевтическое воздействие. Творческий
потенциал ребенка может получить развитие в разных образователь
ных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе дея
тельности, – в области художественного развития. В еще большей степе
ни это относится к проявлению и становлению индивидуальности ре
бенка. При существующей образовательной практике индивидуаль
ность ребенка выступает, главным образом, как помеха. В искусстве (при
адекватном преподавании) она превращается в ценность и реализуется
как в способах работы, так и в ее продуктах. В связи с этим предметы
эстетического цикла должны занять в обучении младших школьников
одно из ведущих мест. К сожалению, в современной школьной практике
они нередко рассматриваются и педагогами, и детьми, и родителями
как второстепенные.
Именно в этот период развивается особая сфера отношения детей к
себе – отношение к собственному телу, к его возможностям, строению, к
тем ощущениям, которые связаны с работой тела. Важно обеспечивать
условия для полноценного и разностороннего физического развития –
как общего (ловкость, сила, быстрота, точность, координация движе
ний, укрепление и развитие опорно двигательного аппарата и т.п.), так
и развития отдельных групп мышц. Определяя тип упражнений и на
грузку, очень важно учитывать как возрастные, так и индивидуальные
особенности детей – их склонности, пристрастия, настроение и пожела
ния. Даже непростая физическая нагрузка должна доставлять ребенку
радость от преодоления и достижения, от ощущения своих возможно
стей. Полезно ориентироваться не только на разный уровень физичес
кого развития детей, их разные возможности, но и на разные стили вы

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign