LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

известны различия в реакциях детей разного пола на учебные занятия.
Девочки, как правило, быстрее адаптируются к школе, ее требованиям,
они более прилежны и отзывчивы на педагогические воздействия. Это
вполне соответствует приведенным выше данным о том, что среди де
вочек, поступающих в школу, гораздо больше «школьно зрелых», чем
среди мальчиков. В тех случаях, когда школа создает условия для диф
ференцированного обучения детей разного пола, особенно на началь
ном этапе, можно фиксировать здоровьесберегающий эффект.
Современное санитарное законодательство (Закон РФ «О санитар
но эпидемиологическом благополучии населения») рассматривает об
разовательную деятельность как потенциально опасную для здоровья и
указывает на необходимость проведения гигиенической экспертизы
образовательных программ, технологий, методов, методик. В соответ
ствии с действующим законодательством РФ образовательные учреж
дения или их учредители должны проводить работы по обоснованию
безопасности для детей и подростков образовательных программ и тех
нологий. Наш опыт гигиенической экспертизы убеждает нас в том, что
даже педагогические технологии, которые заявлены как здоровьесбере
гающие, далеко не всегда обладают этими свойствами. Это только под
тверждает необходимость такой экспертизы, которая позволит полу
чить объективные данные о влиянии тех или иных педагогических ин
новаций на функциональное состояние и здоровье детей. Результаты
гигиенической экспертизы должны стать серьезным подспорьем педа
гогам при выборе программ обучения и школьных технологий.
Увеличение сроков обучения в начальной школе должно сочетаться
с усилением значимости физического воспитания детей. Это еще один
здоровьесберегающий принцип обучения. Педагогические воздействия
следует строить с учетом возрастной сензитивности детского организ
ма к физическим нагрузкам. По данным физиологов наиболее продук
тивным по накапливанию детским организмом функциональных ре
зервов является младший школьный возраст. Рациональный двигатель
ный режим должен стать приоритетом начального образования. В каж
дой возрастной группе необходимо предусмотреть специально
разработанные программы для мальчиков и девочек.
Модернизация образования предполагает формирование информа
ционно коммуникативной компетентности учащихся уже в начальной
школе. Не умаляя многочисленных достоинств использования компью
терной техники в обучении детей, хотим обратить внимание на те тре
бования, соблюдение которых позволит избежать негативных послед
ствий для здоровья детей.
Рассматривание информации на достаточно близком расстоянии
со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр
телепередач. Утомление глаз вызывают мерцание экрана, блики, не
оптимальное сочетание размеров отображаемой информации и ее цве
товое решение. Подтверждением этому служат и данные о большей
утомительности учебных занятий с использованием компьютеров по
сравнению с традиционными ( Е.К. Глушкова, М.И. Степанова, З.И. Саза
нюк, П.И. Гуменер, Т.В. Шумкова, В.Р. Кучма и мн. др.). Сейчас, когда
пользователями компьютеров становятся не только школьники, но и

83
5–6 летние дети, процесс формирования зрительного анализатора у
которых не закончен, еще более актуально, чтобы обучение с использо
ванием компьютеров соответствовало возрастным возможностям де
тей. Это в полной мере относится и к самому компьютеру, который в
комплексе с рабочим местом должен соответствовать всем требовани
ям безопасности.
Между тем компьютеры, которыми в настоящее время располага
ют школы и другие образовательные учреждения, в том числе и до
школьные, низкого качества. Большая часть компьютерного парка школ
России морально устарела и представляет реальную угрозу здоровью
детей, даже если они проводят за компьютером несколько часов в неде
лю. На экране такого рода компьютеров невозможно достичь четкости,
контрастности изображения, его стабильности, т.е. всего того, что обес
печивает оптимальные условия зрительной работы. И, следовательно,
риск ухудшения зрения возрастает. Несмотря на запрет врачей гигие
нистов, такие компьютеры продолжают использоваться в школах.
Гигиенические регламенты оптимальной продолжительности
непрерывных занятий с компьютером на уроках таковы:
– для детей 5–6 лет это время составляет 10–15 минут;
– для детей в возрасте 7–12 лет – 20 минут.
Длительное завороженное сидение за компьютером может привес
ти к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению
самочувствия, утомлению глаз. Несомненно, что утомление во многом
зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны
для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быс
троту реакции. Это, как правило, – аркадные, или военизированные ос
тросюжетные игры, получившие название «стрелялки», «догонялки»,
«убивалки».
Многие из них готовы часами погружаться в эти «кнопочные» со
ревнования, одержимые желанием «победить» компьютер. Между тем
имеются многочисленные данные о «наркотизирующем», затягивающем
влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного
поведения ребенка под их воздействием. К сожалению, выбор развива
ющих и обучающих программ в наших школах невелик.
Известно, что возможности детей одного возраста довольно сильно
варьируют. Это касается и общения с компьютером. Утомительность
занятий во многом зависит от их содержания, навыков общения, увле
ченности, самочувствия и др. Увлеченность, положительный настрой
способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление.
Нередко дети, особенно младшего возраста, еще не могут объективно
оценить свое самочувствие. Так, например, только 20% детей отметили
утомление после занятий с компьютером, в то время как результаты
объективных исследований выявили, что таких детей было гораздо
больше.
Для того чтобы определить оптимальную продолжительность заня
тий за дисплеем для конкретного ребенка или взрослого с учетом его
самочувствия в данный момент разработан специальный компьютер
ный тест (П.И. Гуменер, М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, Е.К. Глушкова,
Т.И. Шумкова, А.П. Клюкин). Компьютер, за которым проводятся заня
тия, служит и диагностическим прибором. Приступая к занятиям на

84
компьютере, ребенок предварительно выполняет в течение 2–3 минут
тестовое задание. Результаты тестирования характеризуют исходный
уровень работоспособности ребенка и остаются в памяти компьютера.
При каждом последующем обращении к компьютерному тесту в про
цессе занятий происходит сравнение результатов тестирования с исход
ными, которое позволяет судить о том, как меняется работоспособность
пользователя. Если она снижается, то на экране появляется рекоменда
ция, советующая сделать перерыв, отдохнуть или вовсе прекратить за
нятия. Для снятия зрительного утомления разработаны специальные
комплексы физических упражнений – гимнастика для глаз.
С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных заняти
ях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные
реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все
эти отклонения в состоянии здоровья.
Очень важна правильная организация рабочего места. Компьютер
лучше разместить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то
что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо
освещенной комнате (освещенность клавиатуры – не менее 300 лк). Стол
и стул должны соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно
следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют
опору, а линия взора приходится примерно на центр экрана или немно
го выше. Необходимо позаботится о том, чтобы изображение на экране
было четким, контрастным, не имело бликов и отражений рядом сто
ящих предметов. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть
не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один
ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изобра
жения на экране резко ухудшаются.
Другой, не менее серьезной проблемой является обеспечение элек
тромагнитной безопасности. Работающий компьютер создает вокруг
себя поле с широким частотным спектром. Имеется довольно много
убедительных доказательств как отечественных, так и зарубежных ав
торов об их опасности для здоровья, особенно электромагнитных по
лей низкой частоты.
Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное
электромагнитное поле, радиус которого может быть 1,5 м и более, при
чем излучение исходит не только от экрана, но и от задней и боковых
стенок монитора. Компьютеры последних лет выпуска, как правило,
имеют встроенную систему защиты пользователя от излучений. На это
обычно указывает специальная маркировка – LR – Low Radiation – низ
кое излучение. Однако настоящие гарантии могут дать лишь специ
альные измерения.
Как уже говорилось, в большинстве школ и других детских учреж
дений функционирует устаревшая техника, которая не способна обес
печить не только оптимальные условия зрительной работы, но и в массе
своей характеризуется намного более высокими уровнями электромаг
нитных полей и электростатического потенциала экрана дисплея. Это
подтверждается специальными исследованиями, которые показали, что
уровни излучения в таких компьютерных классах превышают норма
тивы от 2 до 20 раз. Очень важно гигиенически грамотно разместить
рабочие места в компьютерном классе. Планировка рабочих мест дол

85
жна быть такой, чтобы пользователь не подвергался воздействию элек
тромагнитных излучений соседних компьютеров. Защита работающе
го за компьютером может быть осуществлена с помощью специального
фильтра. Однако стоимость фильтра, который обеспечит надежную
защиту, сопоставима со стоимостью современного монитора и эконо
мически выгоднее сменить дисплей на более современный.
Каждым благом нужно уметь пользоваться. Это требование в пол
ной мере относится и к компьютеру. Нашим детям предстоит жить в
компьютеризированном обществе. Поэтому их необходимо обучать не
только азам компьютерной грамоты, но и правилам безопасного обще
ния с ним. Регламенты продолжительности занятий, рекомендации по
профилактике утомления, требования к обустройству компьютерных
классов наряду с другими нормативами вошли в Санитарные нормы и
правила (СанПиН) 2.2.2. 542 96 «Гигиенические требования к терми
налам, персональным электронно вычислительным машинам и орга
низации работы». Соблюдение изложенных в этом документе требова
ний позволит создать безопасные и комфортные условия для работы
детей и взрослых.
Сегодня российский рынок предлагает различные марки компью
теров из многих стран мира. Ответ на этот вопрос о том, какие ком
пьютеры и защитные фильтры лучше, безопаснее, могут дать лишь ре
зультаты специальных испытаний, так как компьютеры одной и той же
марки, но произведенные или собранные в разных странах, могут раз
личаться по степени своей безопасности.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2. 542 96 все компью
теры, и не только те, что поступают в продажу, но и находящиеся в экс
плуатации, должны иметь гигиеническое заключение о их соответствии
санитарным правилам.
Приоритетными для сохранения здоровья растущего организма
физиологи и гигиенисты считают количество и качество сна, питания,
двигательной активности. Удовлетворению указанных биологических
потребностей с учетом возраста и следует уделять главное внимание в
режиме дня школьников. Причем, чем младше школьник, тем более зна
чимо для его роста и развития соблюдение режима дня. Как показыва
ют многочисленные исследования, основным «пусковым механизмом»,
задающим тон жизненному укладу ребенка школьника, является объем
суммарной учебной нагрузки. Учащиеся школ нового вида достоверно
чаще, чем их сверстники из массовых школ испытывают дефицит сна и
меньше бывают на воздухе, при этом затрачивают гораздо больше вре
мени на подготовку уроков. По данным гигиенических исследований
средняя продолжительность прогулки у младших школьников не более
30 минут, чаще всего – это дорога в школу и обратно. В то время как
согласно гигиеническим рекомендациям длительность прогулки для
младших школьников – не менее 3 часов.
Для того чтобы двигательная активность полностью удовлетво
ряла биологическую потребность детей в движении, формировала их
здоровье и способствовала его укреплению, школьники должны при
держиваться возрастных регламентов суточной двигательной актив
ности. Для детей 7–10 лет продолжительность двигательного компо
нента составляет 4–5 часов, причем два из них должны реализовывать

86
ся в период школьных занятий за счет рациональной организации пе
ремен, динамической паузы, уроков физкультуры, физкультминуток на
уроках.
Оптимальное время для начала подготовки домашних заданий с
учетом хода дневной кривой работоспособности учащихся – 16 часов.
Продолжительность самоподготовки учащихся 1 х классов (со второго
полугодия, семилетние дети) – не более 1 часа; для учащихся 2 х клас
сов – не более 1,5 часов; для учащихся 3–4 х классов – не более – 2 часов.
Хотим предостеречь от весьма распространенной в отечественной шко
ле практике – задавать уроки на выходные дни и каникулы. Исключение
могут составлять задания по выбору и желанию ребенка.
Средняя продолжительность сна для детей в этом возрасте состав
ляет для первоклассников –11–12 часов, для учащихся 2–3 х классов –
11 часов, для учащихся 4 х классов – 10,5 часов.
В создании комфортных условий пребывания ребенка в школе на
ряду с адекватными средовыми факторами (микроклимат, освещен
ность, рациональная организация рабочего места и мн. др.), а также
организацией учебной деятельности (расписание уроков, объем сум
марной учебной нагрузки, педагогические методики и технологии, смен
ность занятий и др.) весьма значимая роль принадлежит личности
учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особен
но значим на начальном этапе обучения детей, когда «погода в классе» за
висит прежде всего от учителя, во многом определяя их степень адапта
ции к школе. Среди нежелательных свойств педагога большинство
опрошенных школьников указали на недостаточное уважение к ученику.
Учеба должна давать детям радость, протекать на фоне положитель
ных эмоций и исключать психотравмирущие ситуации в школе, т.е. орга
низация учебного процесса должна быть подчинена созданию психо
логического комфорта.
Актуальность этой проблемы современной школы подтверждается
данными о состоянии нервно психического здоровья детей. Уже в до
школьном возрасте 12–19% детей имеют выраженные формы психиче
ских расстройств, а 40% – составляют группу риска по развитию пси
хических нарушений. В подростковом возрасте частота психических за
болеваний достигает 20–25%. Такие характеристики, как тревожность,
подавленность, агрессивность все чаще присутствуют в психологиче
ском портрете детей дошкольного и школьного возраста. Причина про
грессирующей невротизации школьников по мнению ряда авторов за
ключается в том, что значительную часть своей жизни ребенок прожи
вает в стрессогенной среде. В этой связи существенная часть детских
неврозов имеет дидактогенную природу (А.А. Дубровский). Несмотря на
накопленный педагогической наукой потенциал разнообразных техно
логий и методов преподавания, в большинстве школ России все еще до
минирует авторитарный стиль. Между тем для авторитарной педаго
гики характерна стрессовая воспитательная стратегия формирования
личности, деспотизм и подавление естественной активности ребенка.
Напряженность, эмоциональный дискомфорт, снижение активности
приводят к снижению работоспособности, гасят интерес к учебе и иска
жают формирование личности ребенка.
В классах с авторитарным, недоброжелательным педагогом выше

87
заболеваемость и число вновь возникающих неврологических рас
стройств, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом. Про
фессия педагога относится к числу наиболее эмоционально напряжен
ных, лидируя среди других, чья деятельность непосредственно связана
с людьми. Доля непосредственного контакта с детьми занимает у педа
гогов до 77% рабочего времени и требует здоровья, выдержки, само
обладания, эмоциональной устойчивости, особенно в современной ситуа
ции, когда большинство школьников имеет нарушения в состоянии здо
ровья. От педагога, особенно на начальном этапе обучения, во многом за
висит отношение школьника к учебе, к школе. Исследования социологов
показали, что только 4–7% учащихся традиционной школы сохраняют
интерес к учебе, только 10% детей радуются встрече с учителем * .
В классе с авторитарным педагогом, недоброжелательно относя
щимся к детям, нами выявлено достоверное увеличение случаев утом
ления детей на уроках, частоты повышенной и высокой степени невро
тизации детей, жалоб на недомогание, усталость по сравнению с тако
выми у детей в параллельном классе. Психологический дискомфорт, ко
торый испытывали учащиеся на уроках, снижал продуктивность их
учебы, увеличивал затраты времени на приготовление уроков и дефи
цит сна, сокращал время прогулки. Следует отметить, что дети этого
класса характеризовались психологом как обладающие высоким раз
витием школьно неоходимых функций, а до прихода нового педагога
этот классный коллектив отличался наиболее высокими показателями
по сравнению со сверстниками из других классов. Перенапряжение,
страх, тревога, особенно в ходе пристрастного опроса в начале каждого
урока, унизительные эпитеты, получаемые в школе и дома, становятся
причиной невротических изменений психики, которые с полным пра
вом можно расценивать как дидактогенные неврозы. Эти данные убеж
дают нас в том, что авторитарный, эмоционально неуравновешенный,
профессионально неадекватный учитель способен нанести такой вред
нервно психическому здоровью ребенка, который несопоставим даже с
высокой нагрузкой.
Однако характеристики современного учительского корпуса неуте
шительны: у трети учителей показатель социальной адаптации не выше,
чем у больных неврозами, а для учителей с 15–20 летним стажем ха
рактерны ранние «педагогические кризы», «истощение» (Л.А.Митина).
Поэтому педагоги сегодня нуждаются в неменьшей социальной и пси
хологической защите, чем дети.
Приведенные данные показывают, что повышенная чувствитель
ность организма младших школьников к интеллектуальным, физиче
ским и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой такти
кой педагога приводит к снижению работоспособности, накоплению
утомления, повышению уровня их невротизации и в конечном счете
создают идеальные условия для развития нервно психических заболе
ваний. Культивирование доброжелательности, уважительного и спра
ведливого отношения к ученику – важная составляющая профилактики
нарушений в состоянии здоровья детей.



* Учительская газета, 1989, 11 апреля, с. 2.

88
И.М. Улановская


О НЕКОТОРЫХ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ


Образовательная среда в «Путях реализации стратегических це
лей обновления школы» определяется как совокупность условий
(прежде всего материально технических), в которых протекает об
разовательный процесс. Это определение, во первых, требует уточ
нения: под условиями можно понимать и цвет стен в классной комнате,
и профессионализм педагога, и уровень развития способностей учащих
ся. И даже если ограничить свое внимание исключительно материаль
но техническим обеспечением школы, то остается очевидным, что ка
чество образовательной среды определяется не качеством компьюте
ров или наглядных пособий, а их использованием или неиспользовани
ем в учебном процессе.
Во вторых, возникает естественный вопрос о природе этих условий:
чем определяется и от чего зависит сама «совокупность условий проте
кания образовательного процесса»? Для ответа на этот вопрос нами в
течение 5 лет проводилось комплексное психолого диагностическое
обследование различных школ*. Были разработаны специальные про
цедуры и методы, позволяющие фиксировать и качественно описывать
существенные особенности образовательной среды конкретной школы.
Анализ полученных данных позволил нам сформулировать гипотезу о
факторах, определяющих качественные особенности образовательной
среды школы, и разработать на основе этой гипотезы предварительную
классификацию образовательных сред.
Наши исследования показывают, что существенные качественные
характеристики образовательной среды, в частности и материально
техническое обеспечение школы, зависят от внутренних целевых уста
новок (приоритетов) администрации и педагогического коллектива
школы. Эти установки, находясь, как правило, в рамках решения общих
социальных задач школы (т.е. задач, ставящихся обществом перед шко
лой как социальным институтом), а) являются весьма разнообразными,
б) находят свое конкретное воплощение в самых разных проявлениях и
внешних носителях.
Поэтому в нашем понимании образовательная среда – это ком
плексная интегративная характеристика конкретной школы,
которая
– определяется реальными внутренними целевыми установками
педагогического коллектива;
* Исследование проводилось при поддержке Research Support Scheme of the
OSI/Help, grant No: 621/1997.

89
– проявляется в наборе конкретных средств их достижения (учеб
ные программы, организация уроков, тип взаимодействия педагогов
с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений меж
ду детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально
техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и
т.п.);
– оценивается по тому эффекту в развитии учащихся, которого
она позволяет достичь.
Исходя из этих представлений, определить качественные особенно
сти образовательной среды конкретной школы – значит решить следу
ющие 3 задачи:
– выявить те цели и задачи, на достижение которых направлены ре
альные средства и усилия педагогического коллектива;
– оценить ее эффективность по основным показателям личностного
(самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая моти
вация), социального (компетентность в общении, статус в классе, пове
дение в конфликте и т.п.), интеллектуального развития учащихся;
– описать те средства, с помощью которых школа достигает (или не
достигает) развивающего эффекта.
Для решения первой задачи (выявления внутренних задач школы)
нами разработаны: а) специальная анкета для школьной администра
ции, учителей и учащихся, б) Карта наблюдения и оценки психологи
ческого климата школы и в) блок категорий для контент анализа сочи
нений детей на тему «Моя школа».
Для решения второй задачи (оценки психологической эффективно
сти образовательной среды конкретной школы) мы проводим диагно
стику различных показателей развития учащихся:
– интеллектуального (природный интеллект по CFT2 и развитие
мыслительных действий планирования, анализа, рефлексии по методи
ке «Перестановки» А.З. Зака);
– социального (отношения в классе и статус по социометрической
методике и контент анализу сочинений);
– личностного (самооценка, уровень притязаний, тревожность,
школьная мотивация).
Наконец, последняя задача (выявления средств реализации внутрен
них задач школы) решалась в основном с помощью двух процедур:
а) экспертного анализа уроков на основе использования специальной
схемы наблюдения и б) качественной оценки психологического клима
та школы.
Количественный и качественный анализ данных, полученных по
всему комплексу методов и процедур, позволяет определить направлен

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign