LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

«школьная незрелость», как правило, определяется не общим отстава
нием в развитии, а частичной незрелостью некоторых функций, непо
средственно связанных с обучением.
Многолетние наблюдения гигиенистов убедительно показывают, что
большая часть функционально неготовых учащихся не адаптируется к
школе на протяжении всего 1 го класса (С.М. Громбах, Т.Н. Сорокина,
Е.К. Глушкова, Н.М. Попова и мн. др.). Кроме того, у «незрелых» детей
уже в начале учебного года отмечались значительная потеря массы тела,
неудовлетворительная реакция сердечно сосудистой системы, гораздо
более выраженная степень утомления, астенические реакции после учеб
ных занятий. Эти дети чаще болели, имели низкую школьную успевае
мость. «Шлейф» школьных проблем и нарушений в здоровье сопровож
дает «незрелых» детей не только в начале обучения, но и в последующие
годы (Бережков Л.Ф. с соавт.).
Проблема школьной зрелости особенно остро стоит, когда речь идет
о начале школьного обучения детей с 6 лет.
Количество функционально неготовых к школе среди 6 летних де
тей намного больше, чем среди 7 летних (21,1% против 9,9%). Гигиени
стами прослежены и существенные различия в уровне и динамике ра
ботоспособности детей в 6 и 6,5 лет. Показатели работоспособности де
тей 6,5 лет отражают значительно большую устойчивость к развитию
утомления под влиянием учебной нагрузки, чем у шестилетних детей.
В современной ситуации проблема школьной зрелости вновь обо
стрилась. Это связано, во первых, с уменьшением числа первоклассни
ков, посещавших до поступления в школу дошкольные образователь
ные учреждения (ДОУ). Во вторых, с утратой единых образовательных
программ в ДОУ и отсутствием современных образовательных стандар
тов, ориентированных на развитие и коррекцию школьно необходимых
функций (утрата преемственности). В третьих, значительное ухудше
ние состояния здоровья, детской популяции, снижение функциональ
ных возможностей детей. В четвертых, усложнение учебных требова
ний, предъявляемых школой. В пятых, несмотря на существующее тре
бование об обязательном тестировании уровня школьной зрелости по

75
ступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, ког
да есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в те учебные
заведения, где программы обучения, как правило, более сложны.
Достижение результатов, которые стоят перед начальной школой,
во многом затрудняются тем, что приходящие в первый класс дети,
имеют очень большой разброс в стартовых возможностях и условиях.
Как правило, этот разброс обусловлен не только социально экономи
ческими условиями в семье, но и психофизиологическими особенностя
ми детей.
Результаты наших исследований показали, что среди современных
детей 7 го года жизни школьно незрелые составляют более 40%, что в
3 раза больше количества таких детей в 70 е годы и в 2 раза больше, чем
в 80 е годы. Причем, среди мальчиков таких детей значительно больше,
чем среди девочек (48,6% против 28,6%). Полагаем, что среди детей, не
посещающих детский сад, их количество будет значительно больше.
В процессе тестирования уровня школьной зрелости отмечен довольно
интересный, на наш взгляд, факт. Нередко, выполняя тесты (речь идет
об утвержденной Министерством здравоохранения методике оценки
морфофункциональной готовности ребенка к поступлению в школу),
дети неплохо справляются с теми заданиями, которые отражают сфор
мированность у них моторных навыков: воспроизведение фразы и груп
пы точек, и гораздо хуже с заданием, которое характеризует уровень их
умственного развития – нарисовать человека. Возможно, эти данные
указывают на неблагополучие в содержании дошкольного обучения
детей. Нельзя исключить и того, что подготовка детей к школе подменя
ется «натаскиванием», односторонним содержанием занятий.
В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью
которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетель
ствующих об умственных и физических возможностях обучаться в ус
ловиях школы. Среди них есть и довольно простой, так называемый
филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову
правой рукой левое ухо). Он основан на том, что школьная зрелость на
ступает, как правило, одновременно с полуростовым скачком – увели
чением интенсивности роста конечностей (в первую очередь рук).
Таким образом, весьма несложная для проведения процедура тес
тирования уровня школьной зрелости позволяет педагогу получить до
статочно ясное представление о готовности будущего первоклассника к
систематическим учебным занятиям.
Первый год обучения особенно труден для ребенка: меняется при
вычный уклад его жизни, он достаточно долго адаптируется к новым
социальным условиям, непривычной деятельности, новым взрослым и
сверстникам. Специальное изучение процесса адаптации первокласс
ников к школе показало, что она продолжается около 5 месяцев и завер
шается для большинства детей только в начале второго полугодия.
О том, что адаптация организма к школе имеет большую физиологи
ческую стоимость, подтверждают данные о замедлении у первокласс
ников роста, о потере у многих их них массы тела, об увеличении жалоб
невротического характера. Наряду с этим в начальный период обуче
ния у большинства первоклассников отмечается потребность в днев
ном сне, и те, у кого есть такая возможность, спят после уроков в школе,

76
хотя многие уже отказались от дневного сна в дошкольном возрасте.
Высокая стоимость адаптации детей к школе сказывается и на их состо
янии здоровья. По данным медицинских наблюдений острая заболевае
мость первоклассников в период адаптации в 2 раза превышает сред
негодовую величину этого показателя у более старших школьников.
Поэтому для более «мягкого» вхождения в непривычную для ребен
ка среду требуется особая организация учебной деятельности, которая
должна учитывать возрастные особенности детей, прежде всего недо
статочную сформированность центральных тормозных процессов, от
сутствие произвольности поведения, быструю утомляемость, недоста
точную способность переключать внимание. Начальный период обуче
ния в первом классе должен создать благоприятные условия для адапта
ции ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное
развитие, обучение и воспитание.
Среди целого ряда психолого педагогических мер, направленных
на смягчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит по
степенному увеличению учебной нагрузки первоклассников: продолжи
тельность уроков, а также их количество в начале учебного года долж
но быть сокращено. Исследованиями гигиенистов показано преимуще
ство, так называемого ступенчатого режима – метода постепенного
наращивания учебной нагрузки, когда в сентябре–октябре проводится
ежедневно по три урока по 30–35 минут каждый, в ноябре–декабре че
тыре 30–35 минутных урока. Остальное время заполняется целевыми
прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающи
ми играми. То есть, на 4 уроках следует использовать не классно уроч
ную, а иные формы организации учебного процесса, которые должны
быть направлены на снятие статического напряжения.
Начиная со второй четверти объем недельной учебной нагрузки
первоклассников не должен превышать 20 часов. Обучение первокласс
ников организуется только в первую смену при условии, что учебные
занятия начинаются не ранее 8.30 – 9.00 часов. Продолжительность
урока в 35 минут должна быть сохранена на протяжении всего учебно
го года (особенно если речь идет о детях, не достигших к началу учебно
го года 6,5 лет), а продолжительность перемен между уроками не менее
10 минут, большой перемены (после второго урока) – не менее 20 минут.
Учитывая, что для детей наиболее утомительно статическое напряже
ние (сидение за партой), не следует требовать от них соблюдения в тече
ние всего урока неподвижной позы. На большой перемене организуется
завтрак, а после третьего урока следует проводить динамическую пау
зу, представляющую собой подвижные игры и спортивные развлечения
на свежем воздухе под руководством учителя (в случае плохой погоды –
в помещении), длительностью не менее 40 минут. Методика проведения
занятий должна находиться в прямой зависимости от времени года.
В те дни, когда учебным расписанием предусмотрен урок физкультуры,
проведение последующего динамического занятия рекомендуется стро
ить следующим образом: первые 20–25 минут – самостоятельная дви
гательная деятельность детей в виде подвижных игр и занятий, затем в
течение 10–15 минут организуются игры средней подвиж
ности.
При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что

77
учебные предметы, как правило, требующие большого умственного на
пряжения (математика, русский язык, родной язык) рекомендуется про
водить на первых вторых уроках, т.е. в то время, когда отмечается
подъем умственной работоспособности детей. На этих уроках следует
проводить и контрольные работы, однако не более одной в день, причем
их рекомендуется проводить в дни наиболее высокой работоспособно
сти детей: во вторник и среду. Совершенно недопустимой практикой
для всей начальной школы является проведение сдвоенных уроков: ги
гиеническая оценка показала, что при этом количество случаев сильно
го и выраженного утомления у детей возрастает в 7 и более раз.
Для сохранения работоспособности детей в течение учебного дня
существенное значение имеет рациональное построение урока, его
структура в первом классе должна быть дробной, т.е. включать несколь
ко видов деятельности. Установлено, что общая продолжительность
письма на уроке для детей 6 летнего возраста не должна превышать
8 минут, в возрасте 7–8 лет – 10 минут. Продолжительность непрерыв
ного письма для 7 летних школьников – 2 мин. 40 с. в начале урока и
1 мин. 45 с. в конце. Весьма утомительно для младших школьников
длительное сохранение рабочей позы, выносливость к статическим на
грузкам у них еще невелика. Проведение физкультминуток на 10 й и
20 й минутах 35 минутного или 15–20 й и 30 й минутах 40 минутно
го урока является достаточно эффективной профилактикой утомления
детей. Для поддержания оптимального функционального состояния де
тей важно, чтобы плотность урока (процент чистого времени на уроке,
затраченного на учебную работу) составляла не менее 60% и не более
80%.
Совершенно неприемлемым для первоклассников является прове
дение уроков во второй половине дня. Следует исключить проведение
факультативных занятий с отстающими детьми. Последнее особенно
важно, так как отстающие дети имеют, как правило, ослабленное здоро
вье или специфические особенности нервной системы, что категориче
ски исключает увеличение для них учебной нагрузки. Поскольку обуче
ние в первом классе проводится без домашних заданий, учебники и ди
дактические пособия рекомендуется хранить в школе. Эта мера в зна
чительной степени облегчит вес ранцев и портфелей, который у
современных первоклассников нередко «зашкаливает» за 5–6 кг, и вкупе
с другими факторами оказывает существенное неблагоприятное влия
ние на формирование осанки. По данным медицинских исследований
(Г.П. Юрко с соавт., П.И. Храмцов) среди поступающих в первый класс
детей более 40% имеет нарушение осанки.
Если речь идет об обучении детей, не достигших к началу обучения
6,5 лет, то согласно санитарным правилам «Гигиенические требования
к условиям обучения школьников в различных современных образова
тельных учреждениях» их пребывание в группах продленного дня тре
бует создания особых условий (наличие игровой, спальни, организация
питания). Многочисленные данные гигиенистов и педиатров убеждают
в том, что, если этими требованиями пренебрегают, это негативно ска
зывается на здоровьи и успеваемости детей.
В середине третьей – самой длинной учебной четверти проводятся
дополнительные недельные каникулы. Как показали современные ис

78
следования гигиенистов (С.В. Чайкин ), оптимальным для сохранения
работоспособности и учебной активности детей является более равно
мерное чередование учебного и каникулярного времени, когда 5–6 не
дель учебы сменяются недельными каникулами.
В соответствии с современным санитарным законодательством си
стематическое обучение детей, не достигших к началу учебного года
6,5 лет, может осуществляться только при соблюдении целого ряда
условий. Это – особые методики обучения, наличие специальных учеб
ных пособий и учебников, создание необходимой материальной среды:
игровые и спальные помещения, организация питания и др. В настоя
щее время подавляющее большинство школ нашей страны не распола
гают такими возможностями и не готовы к обучению шестилеток.
С позиции сохранения здоровья детей наиболее приемлемым вариан
том обучения детей 6 лет является организация обучения детей в усло
виях учебно воспитательных комплексов (УВК), где процесс обучения
детей сочетается с преимуществами дошкольного образовательного уч
реждения.
Немаловажным для эмоционального состояния детей и более успеш
ного проведения учебного процесса является и тот факт, что наполня
емость групп в детском саду меньше (20 человек), чем классов в школе
(25 человек).
Вопрос о наполняемости классов, на наш взгляд, принципиально
важен, особенно если речь идет о начальной школе. Все призывы о лич
ностно ориентированной педагогике окажутся несостоятельными, если
не будет сокращена наполняемость классов. Пересмотр этого показате
ля в сторону уменьшения, в первую очередь, в таких документах, как
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, санитарные
правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в
различных современных образовательных учреждениях», позволит не
только создать более благоприятные условия для обучения детей, но и,
учитывая резкое сокращение числа школьников в настоящее время, со
хранит рабочие места для учителей.
Для решения о зачислении ребенка в школу несомненно важное зна
чение имеет состояние его здоровья. Даже если к началу учебного года
ребенок достиг 7 летнего возраста, необходимо иметь в виду, что суще
ствуют медицинские рекомендации к отсрочке поступления ребенка в
школу. По мнению педиатров, поступление в школу следует отложить на
год, если на протяжении последнего года ребенок перенес одно из таких
заболеваний, как: инфекционный гепатит, пиелонефрит, диффузный гло
меруронефрит, миокардит, менингит, менингоэнцефалит, туберкулез,
ревматизм, болезни крови, острые вирусные заболевания 4 и более раз.
Аналогичные рекомендации и для тех детей, которые страдают порока
ми сердца, вегетососудистой дистонией, хроническим бронхитом, брон
хиальной астмой, язвенной болезнью желудка, хроническим гастритом,
анемией, хроническим тонзиллитом и др.
Негативные результаты воздействия большой учебной нагрузки,
которая характерна для школ с углубленным содержанием образова
ния, для гимназий, лицеев, требуют очень внимательного отношения к
состоянию здоровья ребенка при его зачислении в эти учреждения. Под
влиянием различных факторов внешней среды, среди которых важней

79
шее место принадлежит повышенной учебной нагрузке, имеющиеся у
ребенка функциональные отклонения и хронические заболевания про
грессируют. В то же время уменьшение нервно эмоционального напря
жения, повышение двигательной активности, нормализация режима
дня и питания снижают вероятность формирования и прогрессирова
ния нарушений здоровья, способствуют более благоприятному течению
патологических процессов. Доказано, что применение современных
оздоровительных и коррекционных технологий в условиях образователь
ных учреждений, в первую очередь, в школах нового вида (фитотера
пия, витаминизация, бассейн, лечебная физкультура, массаж, диетиче
ское питание, профилактика йодной недостаточности и мн. др.) способ
ствует снижению прессинга большой учебной нагрузки на организм
детей.
Учет состояния здоровья ребенка при выборе вида школы будет спо
собствовать уменьшению риска формирования и прогрессирования
функциональных нарушений и хронической патологии у школьников,
а также повышению эффективности образовательного процесса, сни
жению финансовых затрат, более рациональному последующему тру
доустройству. Получение образования в школах нового вида предъяв
ляет высокие требования к состоянию ведущих функциональных сис
тем ребенка. С этими требованиями он зачастую не может справиться
без риска потери здоровья. При наличии функциональных нарушений
и хронической патологии снижаются учебные возможности и работо
способность учащихся. В результате этого усиливается напряжение ве
дущих функциональных систем, резко снижаются адаптационные воз
можности, что в свою очередь ведет к прогрессированию патологии.
Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка, рекомендации
вида учебного заведения, формы и режима обучения выносятся участ
ковым врачом педиатром территориальной поликлиники на основании
пособия для врачей «Медико организационные подходы к оценке состо
яния здоровья детей, поступающих в общеобразовательные школы (клас
сы) с углубленным содержанием обучения», утвержденным Минздравом
РФ 22.05.2000. При вынесении заключения о нецелесообразности по
ступления ребенка в школу с повышенными нагрузками участковый
педиатр проводит разъяснительную беседу с родителями ребенка о воз
можном ухудшении здоровья под влиянием психоэмоционального на
пряжения и возникающих в результате увеличенной нагрузки сокра
щения двигательной активности, продолжительности сна, времени пре
бывания на воздухе. В случае зачисления (по настоянию родителей) ре
бенка с выраженными нарушениями здоровья в школу с повышенными
образовательными нагрузками, о решении родителей делается запись в
его медицинской документации. Однако следует иметь в виду, что нали
чие у ребенка медицинских противопоказаний, которые содержатся в
указанном выше пособии, не может быть причиной отказа в зачисле
нии в общеобразовательное учреждение с углубленным содержанием
обучения.
Большую часть дня (более 70% времени) учащиеся проводят в сте
нах школы. Это говорит о том, сколь важно, чтобы все то, что формиру
ет школьную среду, включая сами занятия, находилось бы в гармонии с
детским организмом. Актуальность этого требования усиливают край

80
не неблагоприятные данные о состоянии здоровья сегодняшних школь
ников. Обновление системы образования, к сожалению, ведется на фоне
весьма неудовлетворительного состояния материальной базы многих
школ. Хронически низкий уровень финансирования привел к сокраще
нию строительства новых школ, к невозможности ремонта и замены
оборудования и мебели, обеспечения требуемых уровней освещенности
в классах, к использованию устаревшей компьютерной техники, не
безопасной для здоровья детей. Много еще школ, которые работают в
две, а то и в три смены. Перечень нерешенных проблем в организации
образовательной среды большинства школ можно продолжить. Совер
шенно очевидно, что не отвечающие гигиеническим требованиям
условия обучения на протяжении 11–12 лет школьной жизни будут
иметь негативные последствия для здоровья и развития детей. Поэтому
обеспечение безопасных условий пребывания детей в школе – одна из
важных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья де
тей. Успех обновления школьного образования во многом зависит от того,
насколько полно будут учтены требования гигиенистов. И принципи
ально важно, на наш взгляд, чтобы критерием всех школьных иннова
ций служило бы, прежде всего, состояние здоровья и самочувствие
учащихся.
Одна из кардинальных задач, которая должна быть решена в про
цессе модернизации школьного образования, – устранение его перегру
женности. Об этом дружно говорят все специалисты, которые так или
иначе причастны к решению проблем школы. Однако сделано для этого
пока что немного, а предпринимаемые шаги не всегда оказываются по
следовательными. Так, например, увеличение сроков обучения в началь
ной школе (разгрузка) сопровождается обсуждением введения допол
нительных новых учебных предметов – иностранного языка и инфор
матики. Несомненно, что нормализация учебной нагрузки, приведение
ее в соответствие с возрастными возможностями детей – важный залог
сохранения здоровья детей.
Большое значение для сохранения работоспособности детей и про
филактики утомления имеет рациональное чередование нагрузок.
Гигиенические требования к составлению расписания уроков в началь
ной школе таковы:
– дневной объем учебной нагрузки в каждой возрастной группе уча
щихся начальной школы в зависимости от продолжительности учеб
ной недели должен соответствовать требованиям санитарных правил;
– следует чередовать основные предметы (математика, русский язык,
родной язык, иностранный язык) с уроками изобразительного искусст
ва, труда, физкультуры, ритмики и т.п.;
– проведение нулевых и сдвоенных уроков недопустимо;
– продолжительность перемен составляет между уроками не менее
10 минут, продолжительность большой перемены – не менее 20 минут;
продолжительность динамической паузы – не менее 40 минут.
Среди важнейших задач обновления школьного образования – мо
дернизация педагогических технологий, как неотъемлемого и крайне
значимого компонента содержания образования. Арсенал современных
педагогических технологий велик. Однако вариативность школьного
обучения должна выражаться не в попытках увеличивать школьную

81
нагрузку, как часто приходиться наблюдать, а прежде всего в стремле
нии подобрать каждому ученику образовательную траекторию в соот
ветствии с его способностями.
В последние годы наибольшую популярность у педагогов началь
ной школы получила технология развивающего обучения Д.Б.Элькони
на – В.В.Давыдова и методика Л.В.Занкова. Исследования гигиенистов
последних лет (Н.Н. Куинджи, М.И. Степанова, В.Р. Кучма с соавт. и др.)
убедительно свидетельствуют о том, что выбор той или иной педагоги
ческой технологии должен осуществляться с учетом ее здоровьесбере
гающего эффекта.
Судя по многочисленным исследованиям гигиенистов, которые
проводились в разных регионах нашей страны, активизация учебной
деятельности, быстрый темп изучения материала на достаточно высо
ком уровне трудности, что характерно при обучении по системе Л.В.Зан
кова, на фоне традиционно низкого двигательного режима приводит к
выраженному утомлению учащихся. Вопреки ожиданиям, затраты вре
мени на приготовление уроков у детей в «классах Занкова» зачастую не
меньше, а больше, чем у их сверстников даже в том случае, когда объем
недельной учебной нагрузки был больше. Приводятся данные о сниже
нии выносливости детей, обучаемых по системе Л.В.Занкова, и нару
шениях здоровья. Эти данные свидетельствуют о том, что подобные пе
дагогические технологии не соответствуют возрастным и функциональ
ным возможностям большинства детей и в этой связи должны иметь
достаточно ограниченное применение.
О здоровьесберегающем эффекте педагогических программ и тех
нологий можно говорить, на наш взгляд, в том случае, когда педагоги
ческие технологии направлены на удовлетворение образовательных
потребностей учащегося с учетом его склонностей, интересов, учебно
познавательных и функциональных возможностей, состояния здоровья.
Это значит, что педагогические воздействия должны быть индивидуа
лизированы по содержанию, темпам учебно познавательной деятель
ности учащихся, методам работы с разными школьниками, т.е. все это
соответствует поставленной во главу угла обновления школьного обра
зования личностно ориентированной педагогике.
Личностно ориентированная педагогика должна строиться также
и с учетом половых особенностей восприятия и усвоения учебной ин
формации. «Бесполая педагогика», столь характерная для большинства
школ России, приводит к несоответствию организации образователь
ной деятельности особенностям формирования, в первую очередь, жен
ского организма. Исследованиями Н.Н. Куинджи, Л.М. Сухаревой,
М.А. Поленовой и др. авторов доказан «вклад» школьных факторов в
становление репродуктивного здоровья девочек. Школьные перегруз
ки, недостатки физического воспитания, психологические стрессы в
школе, отсутствие эффективной системы полового воспитания и навы
ков здорового образа жизни – вот основные факторы, формирующие
нездоровье будущих матерей. Специальными исследованиями
(Е.Д. Лапонова ) выявлены половые различия в психофизиологических
реакциях на учебную нагрузку учащихся младших классов и показано
определяемое этими различиями своеобразие протекания процессов
адаптации к школьному обучению и сопротивляемости учебному утом

82
лению у мальчиков и девочек. Педагогам начальных классов хорошо

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign