LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 26)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1. Модель аттракции, т.е. иерархии целей при проектировании пе
дагогической системы — операционный алгоритм формирования си
стемы на основе 14 ти аттракторов (установок) как иерархии целей,
подцелей, ценностной ориентации. При этом 7 креативных установок
обеспечивают целевую ориентацию субъекта, а докреативных — 7
уровней сложившихся взаимоотношений в жизненном пространстве
(архетип). Эта модель предназначена для управления посредством со
гласования целей надсистемы — системы — подсистемы.
2. Поэтапное формирование цикла системных отношений в педа
гогической системе. Чтобы достичь наибольшей эффективности, в си
стеме должны быть отражены универсальные структурообразующие
факторы — 12 детерминант системы. С одной стороны — это универ
40
сальный алгоритм этапов деятельности и развития любой системы, с
другой — это функции, выполняя которые система достигнет наиболь
шей эффективности функционирования.
3. Межсистемное прогнозирование текущих состояний, т.е. опре
деление характеристик детерминант субъекта на основе повторяющих
ся закономерностей тройственности причины — взаимосвязь — след
ствие на 7 ми уровнях системных отношений. Проведение межсистем
ного прогнозирования условий наиболее эффективного развития
становится возможным исходя из того факта, что человек (как и любая
система жизни) — это продукт системных многоуровневых отношений
микро и макрокосмом.
4. Схема самоуправления и согласования функций трех ветвей уп
равления (законодательной, исполнительной, координационной),
обеспечивающие доступ каждого члена коллектива к принятию управ
ляющих решений в пространстве принятия им ответственности, что
обеспечивает механизм реализации творческой инициативы субъекта.
Использование универсальных закономерностей системы позволяет
решать проблемы моделирования, прогнозирования и управления
даже при недостатке информации о механизмах функционирования
данной системы.
Для проведения причинно системного анализа при переходных
процессах в системных отношениях применяются положения теоремы
К. Геделя о неполноте. С философско методологической точки зрения
значение теоремы К. Геделя заключается в том, что она показывает
невозможность полной формализации человеческого знания, а значит,
невозможность доказать непротиворечивость критериев истинности
функционирования и направленность развития системы с помощью
средств, формализуемых самой системой (Поляков, 2001, с. 6).
Ожидаемым результатом применения универсальных моделей яв
ляется:
• эффективное управление посредством согласования целей сис
темы надсистемы подсистемы;
• включенность субъекта в большую систему и целостное миро
восприятие;
• поэтапное прохождение цикла самосовершенствования, само
развития участников образовательного процесса;
• дифференцированный подход с учетом личностных характери
стик субъекта в системе для достижения наибольшей эффектив
ности за более короткий промежуток времени;
• формирование 4 х принципов личностного развития: ответ
ственности, дисциплины, устремленности и постоянства в дос
тижении цели.
41
Литература
Добшикова, Добшиков А.Е. Моделирование универсальной педагогической
системы. Международная научная школа универсологии. Миасс,
2003. — 158с.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обостре
нием, самоорганизация, темпомиры. — СПб.: Алетейя, 2002. — 414 с.
Куликова Т.Ю. Энтропийный подход к проблеме развивающего обучения.
// Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения.
Материалы Международной научно практической конференции. 21
25 августа 2001 г. — Горно Алтайск: Изд во «УНИВЕР ПРИНТ»
ГАГУ, 2001. — С. 22.
Куликова Т.Ю. О физических основах психодидактики или современная
физика на »чужой» почве. Психодидактика высшего и среднего обра
зования. Ч.2.Тезисы четвертой Всероссийской межвузовской научно
практической конференции 25 28 марта 2002 г. — Барнаул: Изд во
БГПУ, 2002. — С. 90.
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: Т.1. М.: Педаго
гика, 1981. — 336 с.
Поляков В.А. Универсология. Причинно системные основы науки. —
Минск: «ВЭВЭР», 2001. — 180 с.
Поляков В.А., Насонова Н.Н., Шахлевич И.Ю. Теория управления мульти
факторными нелинейными процессами. — М.: Новый Центр, 1999. —
104с.
Экология сознания. Материалы конференции, г. Норильск, Институт целе
вого прогнозирования и фундаментальных исследований, 1999.




Идеи синергетики в эколого экономическом
образовании школьников
Артем Аркадьевич Саламатов
Челябинск

В начале третьего тысячелетия общество столкнулось с серьезнейши
ми проблемами своего развития, среди которых особое место занимает
нарастание экономического и экологического кризисов, имеющих серь
езные негативные последствия как на локальном, так и глобальном уров
нях. Современное общество ставит одновременно как экономические, так
и экологические задачи, решение которых должно осуществляться во вза
имосвязи, а это требует значительных перемен и в технике, и в управле
нии, и, самое главное, в образовании подрастающего поколения. Эконо
мические и экологические интересы общества совпадают в глобальных
42
масштабах и далекой перспективе, так как любое производство может раз
виваться только при условии сохранения человека (производителя) и на
личия природных ресурсов. Но на современном этапе развития общества
хозяйственная деятельность человека приводит к углублению противоре
чий между функционированием экономической и экологической систем,
хотя, необходимо признать, что экономический прогресс исторически
достигался за счет экологического регресса.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время меж
ду дисциплинами «Экология» и «Экономика» существует диалектичес
кое противоречие. В связи с этим правомерно говорить о наличии про
блемы эколого экономического образования школьников, решение
которой видится в качественно ином построении содержания эколо
го экономического образования в сравнении с отдельно составляющи
ми его частями. Исходя из идеи совместности, рационального сочета
ния экологии и экономики, необходимо руководствоваться соответ
ствующими методологическими основаниями разрешения указанной
проблемы. Одним из наиболее отвечающих выявленной специфике
является синергетический подход, выбор которого в качестве общена
учной основы эколого экономического образования основан на соот
ветствии допущений данной теории реальному положению дел и ее
предсказательных возможностях.
В психолого педагогических исследованиях последних лет встречают
ся разработки, посвященные применению синергетического подхода к
образовательным системам (В. И. Андреев, В. И. Аршинов, В. Г. Винен
ко, Н. М. Таланчук и др.). В образовании встречаются те или иные
объекты, явления, процессы, которые являются по своей сути полиси
стемными, неоднородными и относятся к особому типу систем взаи
модействия. Им свойственны открытость (устойчивый обмен инфор
мацией как внутри системы, так и с окружающей средой), динамич
ность (постоянный процесс структурирования, переструктурирования
элементов), нелинейный способ развития, предполагающий возмож
ность спонтанного возникновения интерсубъектных структур, появле
ния нового качества, порядка из хаоса (Весна, 2001, с. 31).
Синергетика как наука о сложном исследует процессы самооргани
зации и нелинейные изменения, возникающие в различных системах
в результате тонкого взаимодействия хаоса и порядка. Под влиянием
случайных флуктуаций сложные открытые системы становятся неус
тойчивыми и могут благодаря хаосу перейти в качественно новое со
стояние. По мнению ученых, теория самоорганизации может высту
пить в качестве методологической основы не только естественных, но
и общественных наук. Как отмечают В. И. Аршинов и Н. Д. Казаков,
«синергетика представляет собой, скорее всего, некую программную
43
методологическую установку, призванную объединить под своим фла
гом усилия специалистов разного профиля: физиков, математиков,
химиков, биологов, лингвистов, социологов, занятых каждый в своей
области исследованием процессов самоорганизации» (Аршинов, Каза
ков, 1983, с. 59).
Синергетический подход ориентирован на поиск неких универсаль
ных механизмов, принципов изменения и самоорганизации открытых
нелинейных систем. Синергетика представляет собой новое мирови
дение, мировосприятие, в котором основную гносеологическую роль
играют идеи о становлении порядка через хаос, случайность, необра
тимость времени, бифуркационные изменения и нестабильность как
фундаментальную характеристику эволюционных процессов. Синер
гетика акцентирует внимание на тех аспектах социальной реальности,
которые в классических теориях рассматриваются как второстепенные
и случайные, хотя в кризисной ситуации (например, во время эколо
гического или экономического кризиса), особенно в момент бифурка
ции, они могут сыграть решающую роль в ее исходе.
Взгляд на проблему с позиций синергетики в определенной мере
заполняет пробел, существующий между двумя уровнями философско
го анализа: наиболее общими методологическими подходами к обосно
ванию путей развития общества и конкретными исследованиями, свя
занными, в частности, с вопросами образования.
Синергетика показывает, по каким законам простые структуры мо
гут быть объединены в сложные. В работе академика С. П. Капицы и
др. представлен анализ, как множество причудливых конфигураций
вначале порождало у исследователей иллюзию, что в этой вселенной
можно построить структуры любой сложности. И одним из ключевых
результатов анализа стало доказательство того, что в этой среде могут
быть построены только эти структуры и никакие другие. Есть правила
запрета. Попытки что либо «навязать» этой системе или действовать
методом проб и ошибок обречены на провал (Капица, Курдюмов, Ма
линецкий, 2003, с. 38).
Здесь сразу возникают аналогии с экономическими, экологически
ми и вообще социальными системами, где попытки «перестроить» или
«создать заново» поразительно редко приводят к положительным ре
зультатам. С позиций синергетики становится очевидным, что слож
ноорганизованным системам нельзя навязать пути развития, скорее,
необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям
развития, как выводить системы на эти пути. В рассматриваемом нами
аспекте в этом и заключается задача школьного образования, как са
мого массового и общедоступного, — сориентировать подрастающее
поколение на эколого экономические ценности.
44
Охарактеризуем другие возможности приложения методологичес
ких принципов синергетики к системе образования вообще, и к про
блеме эколого экономического образования в частности:
• синергетика демонстрирует, каким образом и почему хаос может
выступать в качестве созидающего начала, конструктивного ме
ханизма эволюции, как из хаоса новыми силами может разви
ваться новая организация. Через хаос осуществляется связь раз
ных уровней организации. В соответствующие моменты — мо
менты неустойчивости;
• малые возмущения, флуктуации могут разрастаться в макро
структуры. Из этого общего представления следует, в частности,
что усилия, действия отдельного человека не бесплодны, они
отнюдь не всегда полностью растворены, нивелированы в об
щем движении социума. Человеку со школьных лет необходимо
внушить, что в особых состояниях неустойчивости социальной
среды действия каждого отдельного человека могут влиять на
макросоциальные (экономические и экологические) процессы;
• синергетика свидетельствует о том, что для сложных систем, как
правило, существует несколько альтернативных путей развития.
Неединственность эволюционного пути, отсутствие жесткой
предопределенности сужает основу для позиции пессимизма в
отношении экологического и экономического кризиса, но в том
в случае, если человеком будут предприниматься определенные
меры. Настоящее состояние эколого экономической системы
определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строит
ся, формируется из будущего, в соответствии с грядущим поряд
ком. Поведение же человека сегодня определяют именно явные
осознанные и скрытые подсознательные установки;
• синергетика открывает новые принципы суперпозиции, сборки
сложного целого из частей, построение сложных развивающихся
структур из простых (становление эколого экономического об
разования). Объединение структур не сводится к их простому
сложению: целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не
меньше ее — оно качественно иное;
• с позиций синергетического подхода внутренние связи, «устрой
ство» системы не имеют значения. Важны ее внешние проявле
ния, межсистемные связи, определяющие результат взаимодей
ствия с другими системами. Таким образом, синергетическое
толкование проблемы эколого экономического образования
предполагает рассмотрение экологических и экономических
факторов в единстве. Соответственно, речь идет о том, что при
нимаемые в данном направлении педагогические меры целесо
45
образно направлять на обеспечение совместного развития дан
ных двух характеристик: в логике рассматриваемого подхода это
даст синергетический эффект;
• слишком устойчивая система не способна к развитию, так как она
подавляет любые отклонения от своего гиперустойчивого состоя
ния. Для перехода в новое качество система должна оказаться в ка
кой то момент неустойчивой. Эволюция эколого экономической
системы представляет собой постоянную динамику состояний ус
тойчивости неустойчивости, в связи с цикличностью развития эко
лого экономических отношений и проявлением экологического и
экономического кризисов на различных этапах общественного раз
вития. Синергетика раскрывает закономерности и условия протека
ния быстрых, лавинообразных процессов и процессов нелинейно
го, самостимулирующего роста. Важно понять, как можно иници
ировать такого рода процессы в открытых нелинейных средах
(каковыми и являются экономическая и экологическая), и какие су
ществуют требования, позволяющие избегать вероятностного рас
пада сложных структур вблизи моментов максимального развития;
· синергетика дает знание о том, как надлежащим образом опери
ровать сложными системами и эффективно управлять ими.
Главное — не сила, а правильная топологическая конфигурация,
архитектура воздействия на сложную систему. Малые, но пра
вильно организованные (резонансные) воздействия на сложные
системы чрезвычайно эффективны. Пожалуй, согласованное
резонансное воздействие на экологическую и экономическую
системы посредством эколого экономического образования —
единственный приемлемый выход из экологического и эконо
мического тупика (Ельчанинов, 2000).
Следовательно, теория самоорганизации как новая исследователь
ская программа, кардинально трансформируя понимание детермини
рованного и случайного в социальном морфогенезе, открывает новые
оригинальные возможности для системного анализа эколого экономи
ческого образования.

Литература
Аршинов В.И., Казаков Н.Д. Синергетика как модель междисциплинарно
го синтеза: Математика, естествознание и культура. — М., 1983.
Весна М.А. Педагогическая синергетика. — Курган: КГУ, 2001. — 405 с.
Ельчанинов М.С. Модернизация России: синергетические аспекты: Дис. …
канд. социол. наук. — М., 2000. — 147 с.
Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы бу
дущего. — Изд. 3 е. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 288 с.
46

Поведение при конкуренции: противодействие
обучению соперника и «троянское» обучение1
Александр Николаевич Поддьяков
Москва

Большинство психолого педагогических теорий исходит из следующего
принципиально важного предположения. Считается, что все лица, занима
ющиеся обучением, ставят перед собой одну общую цель — повысить эф
фективность обучения, способствовать процессу психического развития.
При этом не обсуждались следующие важнейшие вопросы. Действитель
но ли организаторы и участники процесса обучения всегда благонамерен
ны и преследуют лишь положительные цели? Может ли существовать тип
обучения, при котором обучающий целенаправленно старается построить
обучение таким образом, чтобы оно тормозило, замедляло процесс психи
ческого развития учащегося, противодействовало ему? Возможно ли целе
направленное обучение «со злым умыслом» и «обучение плохому»?
Особенности повседневной практики обучения и образования, к со
жалению, не позволяют дать абсолютно оптимистические ответы на эти
вопросы. Данная область нередко становится ареной борьбы конфликту
ющих между собой субъектов разных уровней, преследующих несовпада
ющие и даже противоположные цели (в том числе цели безнравственные,
антисоциальные), ареной борьбы за душу и ум ребенка и взрослого. Де
зориентация (вплоть до формирования дезориентирующего образа мира)
становится очень значимым «человеческим фактором». В ряде ситуаций
этот фактор определяет направление дальнейшего развития тех, против
кого данная деятельность направлена (Поддьяков, 1999, 2000, 2003).
В данной статье мы будем анализировать противодействие обуче
нию конкурента, а также «троянское обучение», в котором «учитель»,
мнимо помогая другому человеку научиться чему то, на самом деле
учит его бесполезным или невыгодным вещам. Подобные случаи
встречаются практически во всех возрастных и во многих социальных
и профессиональных группах (Поддьяков, 2000).
Причины появления этих случаев следующие. Знания и компетен
тность — ключ к успеху. Явное или пусть даже только интуитивное по
нимание данного факта побуждает некоторых участников образова
тельного процесса к «продвинутому» стратегическому поведению. Его
цель — сделать соперника менее успешным и получить таким образом
конкурентные преимущества.

1
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 02 06 00086а.
47
Данная проблематика междисциплинарна.
1. С точки зрения теории систем, отрицательные обратные связи
между элементами, снижающие те или иные параметры, явля
ются неотъемлемым свойством любой динамической системы —
наряду с положительными связями. Но это общее положение не
учитывает психологические и моральные аспекты проблемы и
потому не особенно интересно для психолога и педагога.
2. В теории конфликта и рефлексивного управления в конфликту
ющих структурах В. А. Лефевра (2000) анализируется чрезвычай
но важное явление «формирования доктрины противника по
средством его обучения», а также сами стратегии этого форми
рования — преимущественно в войнах в прямом или почти
прямом смысле слова.
3. В теории посредничества (agency theory), находящейся на стыке пси
хологии, экономики и теории принятия решений, анализируется
явление морального риска (moral hazard). Оно состоит в том, что
агент (например, советник, консультант) может давать клиентам та
кие советы и рекомендации, которые выгодны ему и не выгодны
клиенту (Jonas, Frey, 2003). Но нам не удалось обнаружить работ по
применению теории посредничества к проблемам образования.
4. Я. Вальсинер в своей культурно психологической теории развития
показывает: психологическая близость членов группы, с одной сто
роны, и соперничество, с другой, порождают использование таких
«культурных» инструментов, как «советы для своей пользы» — на
пример, в группе молодых девушек (Valsiner, 2000, p. 288).
В свою очередь, мы доказываем следующие положения. Развитие
личностей, социальных групп и обществ находится под влиянием двух
противоположных и взаимосвязанных направлений социальных взаи
модействий: а) поддержки; б) противодействия и подавления обуче
ния, образования и развития (Поддьяков, 2000; Poddiakov, 2001, 2003).
Обучение и развитие, связанное с противодействием, — это не отдель
ные исключительные случаи, а фундаментальное психологическое и
образовательное явление. Развитие цивилизации и появление новых
областей и видов деятельности будет вести не только к развитию целей
и средств обучения, но и к развитию новых целей и средств противо
действия этому обучению. С точки зрения экономики, построенной на
знаниях, противодействие обучению конкурента и его «троянское обу
чение» — это закономерная работа по снижению роста данного вида
человеческого капитала (или потенциала) у соперника.
Общие положения о закономерности противодействия обучению и
развитию не отменяют необходимости анализировать на этот предмет
конкретную образовательную ситуацию в обществе. Насколько рас
48
пространены противодействие обучению конкурента и «троянское обу
чение» в повседневной жизни?
Для ответа на этот вопрос мы разработали опросник «Умышленная
дидактогения» (Поддьяков, 2003б). Термин «дидактогения» означает
действие участника педагогического процесса, приводящее к отрица
тельному эффекту для обучающегося, а также и сам этот эффект (Под
ласый, 2000, c. 259). Изучение дидактогений — одно из важных направ
лений современных психологических исследований в образовании
(Фельдштейн, 2003, с. 15).
В опросе участвовало 112 взрослых россиян и 105 американцев. Бо
лее 90% россиян и американцев ответили, что обучение «со злым умыс
лом» бывает в реальной жизни. Примерно половина россиян и амери
канцев считает, что по отношению к ним пытались проводить обуче
ние «со злым умыслом». Наконец, 9% россиян и 9% американцев
ответили, что сами — изредка или время от времени — проводили «обу
чение со злым умыслом» в борьбе за школьные (олимпиадные и т.п.)
оценки и результаты. Эти ответы заставляют признать проблему обу
чения «со злым умыслом» педагогически значимой.
В специальном эксперименте, проведенном под нашим руковод
ством П. М. Вуколовой, были выявлены следующие стратегии «троян
ского» обучения: а) предъявление больших объемов малосущественной
(«пустой») информации; б) отбор информации, выглядящей трудно для
понимания; в) нарушения естественной логики перехода от подсказки
к подсказке, «перескоки» в содержании; г) обеспечение секретности ис
тинных целей обучающего и сохранение доверия ученика (Поддьяков,
2002). Эксперимент наглядно показал, что аналогично используемому в
теории П. Я. Гальперина понятию о типах ориентировочной основы де
ятельности, имеет смысл говорить и о типах дезориентирующей осно
вы деятельности, где используются свои стратегии и приемы.
Результаты этих, а также других исследований показывают, что ча
сто декларируемое метафорическое правило обучения «давать удочку,
а не рыбу» может пониматься и применяться различным образом, в за
висимости от отношения человека к другому и конкуренции между
ними (Поддьяков, 2002).
Для изучения возможностей нейтрализации «троянского обучения» был
проведен естественный провокационный эксперимент со взрослыми уча
щимися курсов повышения квалификации. Преподаватель намеренно внес
скрытый дефект в изучаемую компьютерную программу по расчету про
мышленного оборудования. Дефект, однако, был подобран так, чтобы уча
щиеся, изучая рекомендованную литературу и одновременно эксперимен
тируя с программой, могли его выявить. Лишь 4 человека из 38 занялись
этим и обнаружили ошибку. Через неделю преподаватель на специальном

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 26)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign