LINEBURG


страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
(Под редакцией А.С. Чернышева)
Глава 1. РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАФЕДР В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Исследования известных российских психологов В. В. Давыдова, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова и др., а также опыт работы кафедр психологии педагогических вузов показывают, что сегодня цель и главная стратегия психологической подготовки - сформировать у будущих учителей установку на ведущую роль психологической культуры при оперировании психотехническими приемами воздействия на ребенка. Опыт убеждает, что создать условия для формирования и развития потребности в диалоге и общении с психологической культурой, а также потребности в профессиональных достижениях на фоне духовно- нравственного развития личности в различных видах деятельности можно через структурирование и строительство специальной социально-педагогической среды (5; 22; 37).
В качестве ведущих принципов психологической подготовки будущих учителей сегодня выступают несколько положений:
• обеспечение наиболее полного проявления возможностей личности как субъекта деятельности и общения;
• создание условий для формирования и развития личностного ресурса;
• развитие творческих способностей, углубление интересов и склонностей будущего учителя;
• паритетность статуса личности будущего учителя независимо от опыта профессиональной деятельности, опосредованность форм профессионализма;
• мониторинг профессиональной деятельности будущего учителя с позиций личностно-своеобразного и индивидуального.
Специалисты считают, что решение задач психологической подготовки будущих учителей кроется в комплексе методических средств: от модели специалиста до психотехнических технологий на основе современных средств информации. Это и есть функция кафедры психологии.
Программа и структура психологической подготовки будущего учителя предполагает овладение методологией науки, теоретическими знаниями, а также перевод теоретического знания в практическое действие в реальных условиях работы с детьми через отчетливую методологическую рефлексию на принимаемые решения по нескольким направлениям: рефлексия мирового педагогического опыта, рефлексия опыта классиков педагогики, рефлексия личного педагогического опыта будущих учителей.
В основу реализации программы психологической подготовки будущих учителей должна быть положена идея о непрерывной линейно-циклической психолого-педагогической подготовке студентов на протяжении пяти лет обучения, которая состоит из двух этапов.
На первом этапе (1-3 курсы) осуществляется пропедевтическая и фундаментальная подготовка будущих учителей по психологии с целью дать первоначальные знания, умения, необходимые для включения их в формирование педагогического опыта. Целенаправленно эта задача может решаться в рамках вузовской комплексной научно-практической программы (формирование и внедрение передового педагогического опыта в условиях перестройки системы народного образования). При этом значительная часть учебного материала осваивается на лабораторно-практических занятиях в школе.
На втором этапе (4-5 курсы) реализуется прикладная психология - составляют план и программы диагностики личности, коллектива, совместной деятельности и деятельности по профилю интересов ребенка и др. В плане специализации разрабатываются и внедряются курсы по возрастной и педагогической психологии с учетом времени, отведенного на специализацию и содержание педагогической практики. Формирование практических знаний и умений по психологии (в том числе диагностических и коррекционных) проводится на базе психологической лаборатории, оснащенной современными компьютерами с использованием психологических технологий - программ на базе ЭВМ, конкретных педагогических ситуаций, методов коррекции в комнате психологической разгрузки.
Развитие творческих начал будущего учителя наиболее полно осуществляется в полевых лабораториях кафедры: например, в областном Центре подготовки молодежных лидеров, городском Центре развития творчества подростков (г. Курск). Здесь студенты старших курсов (4-5 курсов) работают практическими психологами.
Специальное исследование, проведенное под руководством профессора Е.П. Белозерцева по проблеме "Педагогическая подготовка учителя - филолога (Идеология. Содержание. Технология)" (6), а также анализ опыта работы педагогических кафедр Белгородского, Воронежского и Курского педагогических университетов, опыт работы кафедр педагогики, представленный в исследовании Е.В. Бережновой "Содержание и способы формирования методологической культуры у будущих учителей в процессе преподавания педагогики" (7), дает основание считать, что сегодня цель деятельности кафедр педагогики состоит в том, чтобы создать условия для успешного формирования профессионально-педагогической воспитанности будущих учителей.
Соответственно цель деятельности кафедры находит свое отражение в задачах. Их несколько. Прежде всего, считает Е.П. Белозерцев, необходимо создать условия для духовного и профессионального развития будущего учителя и формирования индивидуального педагогического стиля. Особенность деятельности кафедры педагогики состоит в том, что она объединяет усилия всех кафедр и факультетов. Взаимодействуя с другими кафедрами, она интегрирует их деятельность, с тем чтобы за годы погружения в интенсивную и разнообразную жизнедеятельность - поисковую, исследовательскую, профессиональную, творческую, научную - студент получал возможность для удовлетворения и культивирования широкого спектра потребностей (6).
Задачи конкретизируют функции кафедр психологии и педагогики. Прежде всего, психолого-педагогические кафедры призваны выполнять интегрирующую функцию: объединять всех преподавателей факультета, чтобы помочь студентам:
• разобраться с собственным "Я", соотнести его с требованиями, предъявляемыми к профессии учителя, представить себе образ Учителя;
• понять "Я" ученика как индивидуальности;
• овладеть знаниями о педагогической деятельности, умениями и навыками ее осуществления;
• осознать и принять психологию и педагогику как учебные дисциплины, науки, творчество и искусство, создать авторскую педагогику, используя богатство языка, литературы, собственной истории, достижения отечественной и зарубежной науки.
Программа психолого-педагогической подготовки будущего учителя осуществляется на протяжении всех десяти семестров вузовской жизнедеятельности и состоит из двух этапов, по мнению Е.П. Белозерцева (6).
На первом этапе (1-3 курсы) педагогические дисциплины создают условия для осознания своего "Я", понимания студентами своей будущей профессиональной деятельности, соотнесения ожиданий и предоставляемых возможностей, овладения общей культурой.
На втором этапе (4-5 курсы) осуществляется фундаментальная теоретико-методологическая подготовка, так как будущему учителю необходимы обобщенные знания, творческое мышление, педагогическая и методологическая культура, на основе которых формируются педагогическое сознание, поведение и действия.
При этом кафедра педагогики, как и кафедра психологии, должна, по нашему мнению, исходить из того, что профессиональное развитие будущего учителя более успешно можно осуществлять через структурирование и строительство специальной социально-педагогической среды.
Вместе с тем следует учесть и то, что не всякая деятельность носит творческий характер. Развивая общие начала креативности у будущих учителей, необходимо привести ее (креативность) в различные виды деятельности, опираясь на интересы студентов и потребности профессиональной подготовки.
Однако существует еще один важный фактор, обеспечивающий динамику и качество подготовки будущего учителя. Это внешнее окружение. Исследование, проведенное В.Н. Мезиновым в 1995 году по теме "Проблемы профессионального воспитания учителя-филолога (сущность, содержание, технология)" (44), позволяет сделать вывод о том, что внешнее окружение - национальное, социальное, предметно-эстетическое, природное - является средой жизнедеятельности филологического факультета. При активном преобразующем отношении к своему внешнему окружению филологический факультет становится центром духовной и профессиональной жизнедеятельности учителей региона. Будущий учитель-филолог, обращаясь к отечественной истории и культуре, духовным ценностям, осваивая историческое наследие и богатство родного края, приобщается к русской мировой культуре, к национально-культурным и национальным традициям (6). Такая совокупность видов деятельности кафедр психолого-педагогического цикла позволяет решить проблему формирования готовности студентов к педагогической практике.
Психолого-педагогические задачи практики
В ходе практики студентам доверяется решать сложные задачи, которые, по мнению профессора А.Г. Пашкова, можно представить в следующем виде:
* Развитие и совершенствование педагогических умений, приобретенных в период практики на 1-3 курсах:
• умений ставить конкретные задачи развития личности и коллектива на определенных этапах педагогического процесса;
• умений изучать личность и коллектив воспитанников;
• умений отбирать, конструировать и реализовать необходимую для развития учащихся систему педагогических средств, опирающуюся на закономерности развития личности и коллектива, на возрастные и индивидуальные особенности школьников;
• умений определять достигнутый педагогический результат;
• умений анализировать учебно-воспитательную работу, находить причины несоответствия результатов с поставленными задачами.
Формирование специфических профессиональных умений учителя-предметника (определять и решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока, внеклассных занятий по предмету; организовать учебно-познавательную деятельность школьников; отбирать учебный материал, обоснованно отбирать и применять различные методы, приемы и форму организации обучения, технические средства),
Применение и углубление знаний, полученных в процессе обучения в университете, интеграция знания по психолого-педагогическим и специальным дисциплинам.
Выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение умений изучать и обобщать педагогический опыт (51).
Психолого-педагогическое содержание практики
Содержание деятельности студентов 4-5 курсов в ходе педагогической практики должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности учителя-воспитателя.
В содержание практики студентов 4-х курсов входит:
1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы:
• беседы с администрацией, учителями, руководителями метод-объединений, классными руководителями и с представителями классного, школьного родительских комитетов о постановке учебно-воспитательной работы в школе;
• анализ планов совместной деятельности с базовыми предприятиями, работы в микрорайоне;
• ознакомление с материально-механическим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов, с режимом работы школы, работой метод кабинета, библиотеки.
2. Изучение:
• учебной программы, тематических и поурочных планов учителя, плана работы классного руководителя, классных журналов, личных дел и медицинских карт учащихся и дневников;
• отдельных учащихся и коллектива класса;
• психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной деятельности (мотивации учения, отношение школьников к делам коллектива, взаимоотношения педагогов и учащихся, особенности познавательной деятельности школьников и др.).
3. Проведение учебно-воспитательной работы по предмету:
• определение уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету (посредством посещения уроков, общения с учащимися, анализа классного журнала, тетрадей учащихся, их контрольных работ);
• составление графика проведения уроков на период практики;
• разработка конспекта или развернутых планов уроков, факультативных занятий, различных форм внеурочной познавательной деятельности (каждый практикант обязан провести не менее 10 уроков, одно факультативное занятие, не менее 2-х форм внеклассной работы по предмету);
• проведение и анализ уроков, индивидуальной и дифференцированной учебной работы, внеклассных мероприятий по предмету;
• посещение уроков учителя и практикантов (4 урока) с их последующим педагогическим анализом.
4. Проведение внеурочной воспитательной работы в классе в качестве помощника классного руководителя:
• изучение уровня воспитанности учащихся и планирование воспитательной работы на период практики;
• подготовка и проведение не менее 3-х разных по содержанию коллективных творческих дел;
• участие в других воспитательных делах, в том числе в организации дежурства по классу (школе), в подготовке и проведении классного собрания, классных часов, бесед, конференций, диспута и др.;
• работа с родителями, выступление на родительском собрании.
5. Выполнение методической и исследовательской работы:
• систематический анализ своей практической деятельности в педагогическом дневнике;
• участие в работе педагогического совета, методического объединения, семинара классных руководителей;
• выполнение индивидуального творческого задания по педагогике, методике преподавания;
• накопления эмпирического материала для курсовой работы, определение темы дипломной работы и плана ее выполнения.
Студенты 4-го курса проходят педагогическую практику, как правило, в 4-8 классах средних общеобразовательных школ, в основном в базовых и опорных школах.
Основное содержание педагогической практики студентов 5 курса:
1. Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы (СПТУ), с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом.
2. Изучение:
• коллектива и личности учащихся с одновременным анализом сложившейся в коллективе воспитательной ситуации и проектированием средств развития личности и коллектива;
• целостного воспитательного процесса, системы учебной и внеклассной работы по предмету на основе теоретических знаний по педагогике и психологии (учет педагогами закономерностей развития личности, осуществление деятельностно- гуманистического подхода в обучении и воспитании, соответствие содержания, методов, приемов и других педагогических средств возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и др.);
• работы совета школы, школьной предметной комиссии, семинара классных руководителей.
3. Самостоятельное планирование и проведение учебной и внеклассной работы по предмету:
• проведение не менее 15 уроков в старших классах, в том числе уроков - лекций, лабораторных и практических занятий;
• проведение индивидуальной и дифференцированной учебной работы со старшеклассниками на уроках, факультативах и во внеучебное время;
• участие в развитии внеурочной познавательной деятельности школьников 9-10 классов.
4. Выполнение обязанностей классного руководителя:
• самостоятельное выявление уровня воспитанности коллектива класса и отдельных учащихся, постановка конкретных воспитательных задач, планирование воспитательной работы;
• проведение совместно со старшеклассниками не менее 3-х коллективных творческих дел, в том числе общественно-политических, трудовых, профориентационных;
• работа с общественными детскими организациями;
• подготовка и проведение классного родительского собрания родителей, работы с классным родительским комитетом, педагогическое просвещение родителей учащихся.
5. Проведение методической и творческой работы:
• систематический анализ своей педагогической деятельности и опыта учебно-воспитательной работы школы (СПТУ) в педагогическом дневнике;
• участие в работе методического объединения, семинара классных руководителей и воспитателей, подготовка материалов для методического кабинета школы (училища);
• оказания методической помощи студентам младших курсов, находящимся на практике в школе;
• выполнение творческого задания, завершение самостоятельного исследования по теме дипломной работы, подготовка к итоговой конференции по педагогической практике.
Педагогическая практика студентов 5 курса проводится в 9-10 классах опорных сельских средних школ, а также в сельских средних профтехучилищах. С переходом на целевую подготовку практика будет проходить в тех школах, где выпускникам предстоит работать по окончании университета.
Организация педагогической практики студентов 4-5 курсов
Педагогическая практика организуется деканатами факультетов совместно с кафедрами педагогики, психологии и выпускающими кафедрами. Кафедры общественных наук оказывают содействие в проведении практики и организуют общественно-политическую работу студентов.
Перед началом практики деканатом совместно с кафедрами проводится установочная конференция, на которой студентам разъясняются задачи, содержание педагогической практики, порядок ее прохождения. В проведении установочной конференции участвуют групповые руководители и методисты, включая школьных работников.
Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики университета и факультета, к администрации и работникам школы; вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики; участвовать в работе заседаний, совещаний, конференций учебно-воспитательного учреждения, пользоваться библиотекой, кабинетами школ (СПТУ) и находящимися в них учебно-методическими пособиями.
Практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка школы, выполняет распоряжения ее администрации, руководите-
лей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики,
Студент, который отстранен от практики или работа которого в ходе практики признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план. По решению совета факультета ему может быть разрешено повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.
На период практики один из студентов, проходящих практику в данном учебно-воспитательном учреждении, назначается старостой.
В обязанности старосты входит учет посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики.
Педагогическая практика студентов 4-5 курсов завершается итоговой конференцией, на которой подводятся итоги и оцениваются результаты практики. Основными критериями оценки результатов педагогической практики являются следующие:
• степень сформированности профессионально-педагогических умений;
• уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (ее задач, содержания, методов, результатов, затруднений);
• уровень профессиональной и общественной направленности будущих учителей (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, активность, ответственное и творческое отношение к работе и др.).

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Сущность психологических проблем образования связана с созданием в школе благоприятных условий для подготовки ребенка к жизни через успешное интеллектуальное и личностное развитие, а также через формирование и сохранение его психического здоровья.
Среди психологических проблем образования центральное место занимает проблема соотношения обучения и психического развития.
К решению этой проблеме в психологии существуют разные подходы. Ж. Пиаже понимал психическое развитие как независимый спонтанный процесс, к которому "подстраивается" обучение. По мере созревания первого учителя ориентируются главным образом на уже завершенный цикл умственного развития (актуальный уровень). Точку зрения Ж. Пиаже в настоящее время разделяют и у нас в отдельных, особенно элитарных, школах (57). Л.С. Выготский предложил диаметрально противоположный подход, согласно которому обучение (правильно организованное) ведет за собой психическое развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов развития, которые вне обучения сделались бы невозможными. Процесс развития не совпадает с процессом обучения, процесс развития обеспечивается процессом обучения, который создает зону ближайшего развития, т.е. учитель должен опираться не только на уже сформированные психические качества (актуальный уровень), но, прежде всего, на то, что должно развиться в обучении, т.е. на зону ближайшего развития. В связи с идеями Л.С. Выготского изменился взгляд на цели и задачи обучения: на первое место выдвигаются проблемы психического развития, а на второе - формирование у учащихся знаний, умений и навыков (14).
С.Л. Рубинштейн на основе созданной им теории деятельности включает в этом процесс изначально важные уровни личностного взаимодействия человека с окружающей действительностью: цели, мотивы, действия, операции и саму предметную деятельность ребенка, а не только средства деятельности - язык, знак, как это следует из теории Л.С. Выготского (14; 67). Заметно обострились в последнее время и другие проблемы.
Проблема состояния психического здоровья школьников. Из 20 млн. российских школьников 37,5 % имеют нервно-психические отклонения; 80 % выпускников школ имеют отклонения в развитии; 40 % детей 6-7-летнего возраста по этим же причинам не готовы к школьному обучению (63).
Проблема содержание образования. Стало модой среди современных учителей стремление к усложнению содержания образования без учета психических и физических ресурсов детей. В.Д. Шадриков заметил, что только по нашей вине, т.е. в погоне учителей за усложнением образования, половина детей России не может учиться в первом классе.
Определение содержания современного образования - проблема, решение которой возможно при сотрудничестве ученых и учителей, научных центров и школ, а не скороспешными усилиями отдельных лиц.
Проблема превращения методов и средств обучения в развивающие. Пока не все педагогические средства обеспечивают полноценное развитие детей. Эффективным средством развития и поныне остается книга (т.е. умелая методика работы школьника с книгой: умение читать, записывать прочитанное, подготовиться к чтению книги и т.д.).
Большие споры вызывают новые информационные технологии, особенно компьютерные, несущие одновременно положительное и отрицательное влияние на ребенка. Выбор методов обучения и поныне остается актуальной проблемой.
Преодоление кризисов возрастного развития и учет сензитивных периодов. Каждый возраст сопряжен с кризисными изменениями (даже драмами) психики; в каждом возрасте школьник приобретает "новообразования", т.е. появление качественно новых психических свойств. Задача состоит, во-первых, в предотвращении кризисных явлений, а, во-вторых, в оказании помощи ребенку в приобретении оптимальных "новообразований".
Важно знать также сензитивные, т.е. наиболее благоприятные, периоды жизни ребенка, когда наиболее полно, легко и качественно формируются те или иные психические качества. Актуальность этой проблемы заключается в необратимости периодов сензитивности, т.е. в невозможности полноценно сформировать соответствующее психическое качество, если пропущен "его период", если не использовались "прицельно" соответствующие средства.
Влияние социальной среды в образовательных учреждениях на личность учащегося и его учебу. Состояние социально-психологической атмосферы в школе настолько сильно влияет на
ребенка, что А.Г. Асмолов и Г.А. Ягодин оценили это так: "...пока не произведена реформа социальной среды ребенка, - поиск передовых педагогических технологий не имеет смысла" (97).
Тревожные данные о травмирующем влиянии на жизнедеятельность школьников школьных социальных сред получены в мониторинге А.Н. Майорова, изучавшем школы 16 областей России. Так, школа выступает источником беспокойства, стресса и тревожности для 40 % школьников.
Сверстники представляют самую серьезную опасность друг для друга. Наибольшую угрозу в плане совершения физического насилия и психического надругательства представляют именно сверстники: 12 % школьников признают, что только за последние три месяца над ними совершали (или пытались совершить) моральное или физическое надругательство. В 13 % случаев учителя и администрация причиняли сильное оскорбление или ущемление учащимся (45).
Влияние подростковых групп очень велико. И, тем не менее, в российских (и курских) школах наблюдается тенденция свертывания воспитательного процесса (т.е. социального обучения) и наращивается приоритет предметного обучения.
Решение проблемы видится в гармонии социального и предметного обучения.
Трансформация ценностных ориентации школьников (особенно подростков и юношей). Ценности как пристрастное отношение человека к значимым для него предметам и явлениям окружающей среды являются фактором направления его психической жизни: каковы ценности - таковы мысли, чувства и поведение человека. С.В. Кривцова с коллегами выявила тревожные факты "отторжения" подростками и юношами таких ведущих моральных ценностей, как: • счастливая семейная жизнь;
• активная творческая жизнь;
• стремление к саморазвитию (77).
Вместе с тем А.С. Чернышев с учениками, А.В. Шаронов и ряд других исследователей установили плодотворное влияние на личность школьника развивающих социальных сред типа "социального оазиса", благодаря которым происходит социальное "обновление" личности:
• переоценка нравственных ценностей и установок, жизненных целей, открытие в себе новых рациональных возможностей как базы для выстраивания своей судьбы;
• чувство причастности к социальному творчеству, побуждение к созиданию нового (81; 86; 89).
Таким образом, к известным классическим проблемам образования добавляется проблема создания в образовательных учреждениях развивающих социальных сред.

ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА
Современная школа ориентирована на личностное развитие школьников. Личностный подход, личность как ценность становятся отличительными особенностями современного образования.
3.1. Определение личности
Личность - основное психологическое качество человека. Известно несколько определений личности, приведем некоторые из них:
• личность - это человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий за пределы этих целей (Г. Олпорт);
• личность - направленность человека на будущее, его активное отношение к нему, построение планов самоутверждения, преодоления собственной слабости (А. Адлер);
• личность - приоритет внутреннего духовного мира человека над внешним воздействием, тесная связь сознания и деятельности. Зависимость познавательных процессов от логики развития личности (С.Л. Рубинштейн);
• личность - уникальный опыт переживания индивидом своего жизненного опыта (Д. Келли).
Итак, личность - это не внешний, "социально желательный образ" человека (например, приятная внешность, хорошие манеры и т.д.), а способность быть субъектом, т.е. не пассивным потребителем внешних воздействий, а создателем своей позиции, преобразователем ситуации. Личность в каждом человеке проявляется индивидуально (4; 5; 77).
3.2. Основные характеристики личности и методы их изучения
Личность - целостное образование, т.е. человек способен воспринимать мир в целом (анализ через синтез) и сам есть и воспринимается как нечто целое: "личность что надо", "неприятная личность", "неосновательный" или "надежный человек", "творческая личность", "скользкий, как налим" и т.д. И тем не менее есть ведущие, устойчивые характеристики личности, к числу которых относят ценностные ориентации, интересы, мотивы, самосознание (самооценка), эмоционально-волевое развитие, коммуникативные способности, интеллектуальное развитие, успешность деятельности и другие.
Оценка отдельной характеристики дает некоторое представление о личности. Однако, чем больше характеристик будет изучено, тем более полно будет представлена личность. С этой целью в психологии широко применяется так называемый "профиль личности", идея создания которого связана с именем русского профессора Г.И. Россолимо (5; 8; 36). Предлагаем один из вариантов профиля личности, включающего наиболее существенные характеристики школьника в условиях его реальной жизнедеятельности.
На основе данного "профиля..." можно получить графический психологический портрет школьника как основу для составления "Психологической характеристики личности".
А сам "профиль..." может служить ориентирующей схемой в исследовании.
В психологии разработаны достаточно эффективные (валидные, надежные) методы изучения как личности в целом (тесты Кеттел-ла, Айзенка и др.), так и отдельных ее свойств (характеристик).
На первый взгляд психологические методики кажутся довольно простыми, доступными каждому образованному человеку. Однако на самом деле и процедура изучения личности, и в особенности обработка и интерпретация полученных результатов требуют от исследователя высокой профессиональной психологической культуры.
Психологический профиль личности школьника (состояние и динамика)
Основные свойства личности


Уровни развития
Низкий
Ниже
среднего
Средний
Выше
среднего
Высокий
Ценностные ориентации
Самооценка

Уровень притязаний

Эмоциональное отношение к родителям

Эмоциональное отношение к учителям

Эмоциональное отношение к ученикам
Волевой самоконтроль
Тревожность
Негативные эмоциональные переживания
Познавательная активность
Уровень интеллекта
Потребность в общении
Потребность в достижениях


Любая ошибочная информация о личности, особенно в плане ее оценки, чревата негативными последствиями, т.к. люди очень пристрастно и ранимо воспринимают оценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в публичной ситуации. К тому же, душевная жизнь человека очень сложна и не поддается легким, одноразовым измерениям.
Для избежания ошибок необходимо ответственно, соблюдая логику исследования в психологии, подходить к диагностике личностных свойств школьника, т.е. желательно выполнение следующих правил, входящих в "Этический кодекс психолога":
• Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в процессе обследования, т.е. ввести положительный психотерапевтический эффект.
• Сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения, особенно в публичной ситуации.
• Использовать психологическую информацию в интересах обследуемой личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей.
• Сочетать диагностические задачи с формирующими, т.е. выдерживать принцип: "Пришел, измерил, изменил" вопреки принципу: "Пришел, измерил и ушел" (В.В. Давыдов).
• В исследовании идти от задачи распознания и формирования личности к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем - к подбору адекватных методик, а не наоборот.
• Иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они ни были, - недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетание ряда методов, и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность деятельности и общения школьника.
3.2.1. Ценностные ориентации
Ценностные ориентации - это пристрастное отношение человека к объектам и явлениям среды, которые связаны с его потребностями, таковыми могут быть, например, друзья, учение, книга, одежда, любовь, семья, спорт, телевидение, музыка, активная содержательная жизнь, саморазвитие и т.д.
Роль ценностной ориентации состоит в том, что она как бы "заводит" и направляет психическую жизнь ребенка: он думает, запоминает, переживает и действует в соответствии с миром своих ценностей.
Методики определения ценностных ориентации
Наиболее популярными методиками считаются опросники У.В. Кала, В.В. Раудика и Е.Б. Фанталовой1 (28; 62).

Опросник У.В. Кала и В.В. Раудика "Значимость различных
сфер жизни для учащихся среднего и старшего школьного
возраста" (опросник анонимный)

Сферы
Твоя оценка
Как ценит класс
1
Радио


2
Одежда


3
Литература


4
Учение


5
Семья


6
Кино


7
Друзья


8
Музыка


9
Телевидение


10
Театр


11
Спорт


12
Общественная работа


13
Изобразительное искусство


14


15


Студент может применять или оба, или один из опросников по своему усмотрению.
Инструкция
Учащимся предлагается в 10-балльной системе оценить каждую из указанных сфер жизни.
Наиболее значимые для учеников сферы - в 8-10 баллов; просто значимые - 5-7 баллов; нейтральные - 3-4 балла; совсем не значимые - 1-2 балла. Пункты 14, 15, 16 заполняются самостоятельно учеником, если он считает нужным указать и оценить другие значимые для него сферы.
Обработка данных
После опроса определяется средняя оценка (в баллах) каждой сферы для каждого школьника и класса, затем проводится ранжирование: высший ранг (место) приписывается той сфере, которая получила больший средний балл и т.д., в порядке убывания. Соотнеся ранг сфер по данным опроса изучаемого школьника с рангом класса, можно сравнивать личное и групповое проявление установок (ценностей). Возможно применение корреляционного анализа (по Ч. Спирмену).
Возможная интерпретация
• На развитие личности школьника влияет не одна, а система сфер (деятельности), но не рядоположенно, а при ведущей роли наиболее важных ценностей (сфер).
• Продуктивна оптимальная иерархия сфер, если ведущими являются учение, друзья, семья, литература, искусство, спорт и др., при своеобразной эмоциональной разрядке и возможностями для самоутверждения личности в этих сферах.
• Возможна неблагоприятная для развития личности структура ценностей (социальных установок), т.е. выдвижение на первые места вспомогательных сфер, например, одежды, телевидения, музыки и др., и "выброс" на последние места основных сфер - учения, друзей, семьи, литературы, искусства, спорта и т.д. - вызываются, как правило, не посильностью для ребенка основных сфер деятельности и, как следствие из этого, психическим напряжением, стрессами и затруднениями в самоутверждении личности (28; 80).
Нуждаясь в разрядке и преодолении отрицательных эмоций, школьник утверждает себя в посильных для него сферах - слушании музыки, просмотре телепередач, фильмов, в дискотеках, неформальном общении. Задача учителя:
• совершенствовать методику проведения урока;
• учить школьника рациональным приемам обучения;
• рационально использовать время;
• обеспечивать эффективные способы эмоциональной разрядки учащихся;
• оптимально загружать класс и учеников общественной работой.
Методика Е.Б. Фанталовой
Методика Е.Б. Фанталовой дает достаточно объективную информацию о восприятии подростком своего отношения с реальностью в важнейших жизненных сферах. Она может быть использована как инструмент индивидуальной психодиагностической и психокоррекционной работы с подростками в случае проработки самых различных подростковых проблем: от школьной дезадаптации до личностного, семейного и в широком смысле слова социального самоопределения в будущем (62).
Образец бланка
Дорогой друг!
Мы просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей жизни. Просим Вас быть искренними. Перед Вами список из 12-ти ценностей:
1. Активная, деятельная жизнь
2. Здоровье
3. Интересная работа
4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
5. Любовь
6. Материально-обеспеченная жизнь
7. Наличие хороших и верных друзей
8. Уверенность в себе (отсутствие сомнений)
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора)
10. Свобода как независимость в поступках и действиях
11. Счастливая семейная жизнь
12. Творчество
Необходимо по 10-балльной системе оценить каждую из указанных ценностей жизни.
Наиболее значимые следует оценивать - в 8-10 баллов; просто значимые - 5-7 баллов; нейтральные - 3-4 балла; совсем не значимые -1-2 балла.
3.2.2. Интересы
Интересы - эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям. Наличие интереса облегчает выполнение деятельности и приносит успех. Мечта всех педагогов мира - чтобы дети учились с интересом. В сферу интересов входят общие и профессиональные интересы.
Для оценки интересов (общих и профессиональных) можно использовать один из опросников, разработанных ярославскими психологами.
Опросник на выявление учебных и профессиональных
интересов и склонностей ученика, их широты,
устойчивости
Инструкция:
Заполните, подчеркнув или дописав нужные варианты ответов.
1. Что больше всего тебя привлекает в школе? (общение с товарищами, получение отметок, узнавание нового, сам процесс учения, самостоятельная работа, другое). (Подчеркните, что именно.)
2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным и почему?
3. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным и почему?
4. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы и почему?
5. Какие учебные предметы надо было бы включить в обучение и почему?
6. Твои занятия на досуге, чтение, трудовые занятия, участие в художественной самодеятельности, занятия каким-либо видом искусства (музыка, живопись, скульптура и т.п.).
7. Какая работа тебе больше нравится: работа с людьми, с предметами, работа в коллективе, работа в одиночку, сидячая работа, работа подвижная, мало ответственная или очень ответственная работа, работа в природных условиях, в помещении, работа, требующая физической силы, не требующая физической силы?
8. Куда ты собираешься пойти после окончания 9 (11) класса:
учиться, работать, работать и учиться, не знаю?
9.Какую профессию ты решил для себя выбрать или еще не выбрал и почему?
10.Что привлекает тебя в избранной профессии: интересная специальность, творческий характер, популярность (престижность) профессии, возможности роста (повышение квалификации), заработок, романтика, благородство профессии?
11.Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение интереса к данной профессии: родители, родственники, учителя, товарищи, знакомые, герои любимых книг и кинофильмов, газеты, телевидение, занятия в специальных кружках (секциях)?
Обработка
Обработка данных осуществляется на основе качественного и количественного анализа с целью выявления учебных и внеучебных интересов, склонностей учащихся, выявления мотивов выбора профессии, факторов, способствующих возникновению интереса к профессии, выявления возможностей будущей профессии.
Количественная оценка - определение частоты (или процента) называния каждой позиции по итогам ответов всех учащихся класса и на этом фоне рассмотрение показателей по данному ученику для его понимания индивидуальности.
Качественная оценка
1. Анализ ответов с точки зрения основных характеристик интереса:
• содержания (духовно богатые или примитивные),
• широты или узости,
• действенности или созерцательности интересов.
2. Установление соотношения (совпадение, противоречие, независимость) общих и профессиональных интересов.
Возможная интерпретация
• Выявились (указать) источники формирования интересов учащихся.
• Среди факторов, сдерживающих развитие интересов, выделяются следующие:
• Определилась (указать) тенденция в становлении интересов учащихся.
• Наиболее оптимальной для развития личности является (указать) структура интересов.
Высокая степень осознанности собственных мотивов выбора профессии, наличие перспективных планов на будущее позволяют судить о сформированности таких интегративных личностных качеств как социально ценные интересы, мотивы поведения, склонности, чувство ответственности, серьезность и обоснованность в выборе профессии, а также эффективности профориентационной работы с учащимися.
3.2.3. Мотивы учебной деятельности
Мотив - побуждение к деятельности. Бывают положительные мотивы: любознательность, наслаждение процессом деятельности, стремление к самосовершенствованию, интерес и т.д. Отрицательные мотивы: страх, корысть, подражание, желание выделиться и т.д.
Положительные мотивы обеспечивают и эффективность деятельности, и успешность психического развития ребенка. Отрицательные мотивы в определенной мере тоже ведут к успеху, но временно, однако неблагоприятно влияют на личность.
Обычно у человека складывается набор и тех и других мотивов, но важным является их строение, т.е. удельный вес каждого мотива в общей структуре, которая всегда иерархична.
Благоприятной для личностного развития является иерархия с ведущей ролью положительных мотивов.
Обычно психологи чаще всего изучают не столько сам мотив, сколько мотивацию, т.е. объяснение испытуемым своего мотива (а это не всегда одно и то же). Приведем один из многих опросников в изучении мотивации.

Текст опросника
Дорогой друг!
Учеба занимает в твоей школьной жизни большое место. Просим Вас показать свое мнение по этому вопросу.
Какие, по твоему мнению, причины побуждают учиться большинство учеников твоего класса и тебя лично?
Обведи номер вопроса, соответствующего твоему мнению, за класс кружком, а за себя поставь перед вопросом знак (+). Можно отмечать несколько вопросов (1-3), если это соответствует твоему мнению.
Вопросы
1. Учимся, потому что хотим больше знать.
2. Учимся, потому что сейчас все учатся.
3. Учимся, потому что интересно.
4. Потому что нравится учиться.
5. Привлекает сам процесс учебы.
6. Из-за любопытства.
7. Заставляют родители.
8. Потом легко будет устроиться на работу или поступить в вуз.
9. Хочу быть авторитетным в школе.
10. Неприятно испытывать наказание за плохую учебу.
11. Люблю заниматься самообразованием.
Обработка
Количественная обработка данных опроса проводится с помощью таблицы.
Кол-во учащихся
Из них по позициям


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Абсолютное число
( %) по классу

Абсолютное число
( %) индивидуальных

Качественная обработка. Установление иерархии мотивов - расположить по значимости (на основе %) мотивы в общий ряд. Оценка полученной иерархии мотивов: соотношение удельного веса положительных и отрицательных мотивов.
Возможная интерпретация
Преобладающими мотивами учебной деятельности стали (указать иерархию мотивов), вследствие таких факторов деятельности школы, семьи, как (дается на основе анализа особенностей данной школы).
Для усиления или переориентации мотивации учебной деятельности школьников целесообразно ввести следующие педагогические воздействия... (предлагается система психолого-педагогических средств, выработанных совместно с педколлективом).
3.2.4. Самосознание (самооценка)
Самосознание - открытие своего "Я", приводящее к формированию "Я-образа", "Я-концепции".
Самооценка - более или менее конкретное проявление самосознания, - оценивание школьником своих возможностей одновременно со своей точки зрения и точки зрения других (со стороны).
Характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная и неблагоприятная - завышенная или заниженная) влияет на поведение ребенка, успешность его деятельности и общения.
Шкала самооценки личности
Данная шкала, разработанная A.M. Пригожиным, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VI 1-Х классов (79).
Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.
Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:
1)здоровье,
2) умственные способности,
3) характер,
4) авторитет у сверстников,
5) умение многое делать своими руками, умелые руки,
6) внешность,
7) уверенность в себе.
На каждой линии написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.
Итак: "-" - уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент.
"X" - такой уровень развития качества, стороны, к которому Вы стремитесь, достигнув которого, Вы будете удовлетворены собой.
Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка).
Например, на линии "здоровье" нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.
Задание
Далее изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.
При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина - едва заметной точкой.
Порядок проведения

страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign