LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

экскурсии. Экскурсанты делают записи, зарисовки, фото-и ви-
деосъемки. Они задают вопросы экскурсоводу, берут интервью,
набирают материальные вещи, которые возможно (разрешено)
взять с собой: образцы предметов природы, фрагменты сырья
или небольшие детали, изделия производства.
После экскурсии подводятся итоги: беседа, на которой пре-
подаватель выясняет и еще раз объясняет, что наблюдали и уви-
дели там ученики, увязывает эти знания с общей темой. Устра-
ивается выставка из тех рисунков, фотографий, материальных
вещей, которые отражают тему экскурсии, знакомятся с кино-и
видеофильмами. Проводится обобщающее занятие, где уместны
доклады учащихся, викторины по изучаемой теме.

63
Школьная лекция представляет адаптированный вариант
вузовской формы занятий и проводится в старших классах глав-
ным образом по предметам гуманитарного цикла. Лекция
оправдывает себя тогда, когда предстоит дать учащимся значи-
тельный по объему материал в цельном виде, без разбивки во
времени, а в один прием.
Учащимся сообщают план лекции. По ее ходу следует акцен-
тировать внимание учащихся на основных идеях, узловых вопро-
сах, межпредметных и внутрипредметных связях. Надо разъяс-
нить им новые термины, понятия, названия, имена, важные для
понимания и усвоения содержания лекции. Высокое мастерство
изложения — необходимое условие эффективности лекции.
Семинарское занятие (семинар — от латинского seminarium
-рассадник) тоже проводится в старших классах по сложным
теоретическим вопросам. Преподаватель заблаговременно со-
общает учащимся тему и план семинарского занятия, указыва-
ет основную и дополнительную литературу, проводит консуль-
тации. На самом занятии обсуждаются 2-3 вопроса, высказы-
ваются разные точки зрения. Приводятся факты и доводы в
пользу или против того или иного мнения. Сами учащиеся от-
вечают на взаимные вопросы. Подводится итог занятия. Препо-
даватель анализирует выступления учащихся и, высказывая
свою точку зрения на обсуждаемый вопрос, аргументирует соб-
ственную позицию, доказывает ошибочность некоторых сужде-
ний, если такие были.
Семинарское занятие углубляет теоретические знания уча-
щихся по теме, предмету, приучает их к самообразованию.
Консультация (от латинского consultatio — совещание) —
это тоже специфическая форма учебной работы. Она проводится
и со всем классом, и с группой учащихся, и индивидуально. Име-
ется в виду разъяснение учащимся сложных вопросов по теме,
учебному предмету, вызывающих затруднение. Консультация —
занятие не обязательное для всех, как, например, уроки или зачет,
а для желающих, добровольное. Она нужна и слабым по успева-
емости учащимся, чтобы усвоить учебный материал, и сильным,
чтобы удовлетворить любознательность в вопросах, выходящих
за рамки учебной программы, школьных учебников. Продолжи-
тельность времени на консультацию не определяется. Она прак-
тикуется, как правило, перед зачетами и экзаменами. А индиви-
дуально она дается для учащихся, готовящих рефераты и докла-
ды к семинарским занятиям и учебным конференциям, а также
при подготовке внеурочных и внеклассных учебных занятий.

64
Учебная конференция в школу пришла также из вуза, как
и семинарское занятие, она проводится в старших классах по
разным предметам по теоретическим вопросам. Методика ее
подготовки и проведения напоминает семинарское занятие.
Преподаватель заранее сообщает школьникам тему конферен-
ции и вопросы (их 2-3), выносимые на нее, а также указывает
основную и дополнительную литературу. На добровольной ос-
нове учащиеся по каждому вопросу готовят доклад, реферат и
содоклад. Они консультируются у преподавателя и по содержа-
нию доклада, и по методике его подготовки. Преподаватель на-
кануне интересуется, готовы ли докладчики к выступлению.
Процедура проведения конференции традиционна: вступи-
тельное слово ведущего (преподавателя), определенный регла-
мент, выступления докладчиков по своим темам. Кроме основ-
ного докладчика выступают и содокладчики. Они дополняют
выступление первого, детализируют какие-то подвопросы. Док-
лад сопровождается иллюстративным материалом, при показе
которого один докладчик помогает другому. Докладчики отве-
чают на вопросы участников конференции. Доклады обсужда-
ются, выступают все желающие. Подводятся итоги конферен-
ции. Новые знания учащихся преподаватель систематизирует,
опираясь на межпредметные и внутрипредметные связи.
Учебная конференция проводится как в одном классе, так
и с охватом параллельных. Она углубляет теоретические зна-
ния учащихся по теме.
Лабораторные занятия и практикумы. Они проводятся
по физике, химии, биологии, географии и некоторым другим
предметам. Их задача — обеспечить связь теоретических зна-
ний учащихся с практикой, научить их обращаться с прибора-
ми, аппаратурой, ознакомить с некоторыми методами исследо-
вательской работы.
Лабораторные работы обычно проводятся после изучения
теоретической части темы. Перед началом самой работы дает-
ся задание по лабораторному занятию, проводится инструктаж
о выполнении задания. Особое внимание учащихся обращают
на неукоснительное выполнение правил и техники безопаснос-
ти. Это чрезвычайно важно потому, что школьники на таких
занятиях имеют дело с электрическим током, химическими
реактивами, нагревательными приборами, бьющейся посудой.
Все это при неосторожном обращении с ними может привести
к ожогам, порезам, поражению электрическим током.
Лабораторная работа дает реальную возможность исполь-
зовать исследовательский метод обучения. В ней загодя зало-

65
жена возможность активной познавательной деятельности уча-
щихся. Она, как и практикум, заканчивается отчетом о работе,
подведением общих итогов.
Коллоквиум (от латинского colloquium — собеседование) —
это форма контроля знаний учащихся путем собеседования. Он
обязателен для всех. Основная задача коллоквиума — прове-
рить наличие знаний ученика, необходимых для допуска к прак-
тике или для перехода к новому разделу курса.
Тема коллоквиума объявляется заранее; собеседование, как
правило, бывает индивидуальным, но может быть и групповое.
По результатам собеседования отметок не ставят, но учитыва-
ют, зачтен коллоквиум или нет.
Инструктаж в учебной работе (латинское instructio — на-
ставление) — это руководящее указание ученику о проведении
учебных действий: что делать, как поступать в той или иной
ситуации в процессе учения. Обычно он проводится перед само-
стоятельной учебной работой учащихся как на уроке, так и вне
его (внеклассные занятия, домашняя работа).
Деловая игра — форма обучения, которая постепенно при-
ходит в современную общеобразовательную школу Беларуси и
России из сферы менеджмента и бизнеса. Суть ее состоит в
имитации проблемной ситуации, обсуждении ее участниками
игры. Каждый из них выполняет определенную роль (ролевые
игры) и исполняет ее по заданным правилам. Так выявляются
возможные результаты тех или иных действий участников игры,
которые вполне возможны в реальной ситуации. К примеру, клас-
сы готовят программу участия своей команды КВН к состяза-
нию с другими командами по истории (или литературе). Учащи-
еся в деловой игре обсуждают, в каких видах заданий, выступле-
ний, импровизаций команда может набрать наибольшее
количество очков, а в каких их будет мало? Как разнообразить
программу так, чтобы общая сумма баллов в состязаниях была
самой большой? Так проигрывается вариант программы выступ-
ления команды и тактика игровых состязательных действий.
Зачет. Начиная с 1930-х г., в советской и постсоветской школе
Беларуси и России ведется индивидуальный, а не групповой учет
знаний. Большею частью проверяемые знания, умения и навыки
учащихся оцениваются в баллах. Но есть и такая проверка, ког-
да только устанавливается факт: учил — не учил, знает — не
знает школьник заданный материал, выполнил — не выполнил
конкретное задание. Тогда вместо установленных отметок — бал-
лов выставляется «зачет» или «незачет». Большею частью за-

66
чет ставится ученику за совокупность выполненных им зада-
ний. Но для отчета может быть предусмотрено и специальное
время в расписании занятий. В таком случае учащихся следу-
ет известить, по каким темам будет проводиться зачет. Проце-
дура же зачета будет состоять в собеседовании или в выполне-
нии определенных практических заданий.
Экзамены (от латинского examen — испытание) — форма
проверки уровня знаний, умений и навыков учащихся по учеб-
ному предмету или его части, разделу. Читателю небезынтерес-
но будет небольшая справка из истории экзамена хотя бы со-
ветского периода.
В дореволюционных учебных заведениях до 1918 г. прак-
тиковались школьные отметки (баллы), переводные и выпуск-
ные экзамены. В связи с упразднением всех типов дореволю-
ционных общеобразовательных школ и введением единой тру-
довой школы (октябрь, 1918 г.) всякие экзамены — переводные,
выпускные, вступительные — отменяются1. Постановлением
Наркома просвещения РСФСР школьные отметки (балльная
система) также были отменены «во всех без исключения случа-
ях школьной практики» (там же). В 1932 г. экзамены были
восстановлены под названием «проверочные испытания». И в
следующем году проводились официально переводные и вы-
пускные. Перед испытаниями предусматривалась «подготовка»
(консультации).
Понятие «экзамен» в советское время официально утверж-
дается в 1944 г.2
Основная функция экзамена — установить качество знаний,
умений и навыков ученика (студента) по учебному предмету, до-
стигнутое им в период обучения и в его процессе в общеобразо-
вательной или профессиональной школе. По своему предназна-
чению экзамены бывают выпускные в общеобразовательной
школе, квалификационные — для определения уровня профес-
сиональной подготовленности учащихся профессионально-техни-
ческих училищ или среднего специального учебного заведения;
государственные — при завершении студентом обучения в вузе.
Выпускные и квалификационные экзамены бывают также на
всевозможных курсах; их функциональное назначение то же, что
и в стационарных учебных заведениях.
Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг.—
1

М.: Педагогика, 1974. — С. 133-135.
Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг.—
2

М.: Педагогика, 1974. — С. 163; 182.

67
К этой же группе относятся и приемные экзамены; их на-
значение — проверка уровня подготовленности поступающих в
конкретное учебное заведение: в вуз, среднее специальное учеб-
ное заведение для продолжения образования по избранной спе-
циальности. Приемные экзамены часто бывают конкурсными,
если экзаменующихся (абитуриентов) больше, чем количество
зачисляемых. Последнее обстоятельство накладывает опреде-
ленный отпечаток на их проведение.
По способу проведения экзамены бывают устные и пись-
менные, а также в виде публичной защиты проектов, произведе-
ний художественного творчества. На экзамене могут быть ис-
пользованы технические и электронные средства.
Экзамены проводятся или по специальной программе, или
по экзаменационным вопросам или другого рода заданиям, в
том числе — практическим. Экзаменующиеся заранее их зна-
ют и соответственно готовятся: актуализируют и систематизи-
руют прежние знания. Для этого они используют учебные по-
собия, справочную литературу, монографии. Перед экзаменом
проводятся консультации, на которых учащиеся выясняют воп-
росы, вызвавшие затруднение.
Процедура экзамена зависит от способа его проведения.
Письменный экзамен обычно проводится со всем классом, час-
то — по вариантам (сочинения, контрольная работа по матема-
тике, физике, языкам и др.). На устном экзамене используют
билеты с вопросами и заданиями. Экзаменатор бывает и один, а
в более ответственных случаях, например, государственный, ква-
лификационный или приемный экзамен принимает комиссия.
Результат экзамена, как правило, оценивается в баллах.
Говоря об экзамене, особо подчеркнем его психологические
стороны. Предстоящий экзамен и сдача его в любом случае —
ответственный момент в жизни ученика, абитуриента, студента.
Результат экзамена влияет на его судьбу. И понятно волнение
ученика и перед экзаменом и на самом экзамене. В такой си-
туации некоторые учащиеся, например, меланхолики, теряются,
их мыслительные процессы в известной мере заторможены, они
теряют последовательность мысли и соответствующих выска-
зываний. Экзаменаторам следует создать благожелательную
психологическую атмосферу для ученика, не торопить его с от-
ветом, не нравоучать, тактично подмечать явные ошибки в отве-
те, стремиться к объективной оценке ответа. В этом отношении
письменные экзамены предпочтительнее, так как качество зна-
ний экзаменующегося зафиксировано на бумаге (или другом

68
носителе информации), к записям можно обратиться много раз.
К тому же критерии оценки ответов более определенны, подда-
ются измерению и, следовательно, диагностичны: не то — по
устным ответам.
Экзамены — относительно редкая, но важнейшая по значи-
мости форма занятий школьников. О них говорится и в теме о
контроле знаний.
Домашняя учебная работа. Мы уже упоминали о домаш-
них заданиях и их проверке как этапе урока. Эти задания обя-
зательны, но выполняются без прямого участия преподавателя,
хотя и по его инструкции.
Важная задача учителя — научить учащихся самоконтро-
лю, насколько успешно выполнены домашние задания, предуп-
реждать ошибки в письменных работах, исправлять их, если уж
они случились.
На очередном уроке учитель обычно проверяет выполне-
ние домашних заданий. Для этого или отводится специальное
время как самостоятельный этап урока или проверка идет по
фрагментам на разных этапах. Проверка домашнего задания
решает ряд учебно-воспитательных задач. Выясняется факт:
задание выполнено всеми учащимися или некоторыми — нет.
Далее устанавливается качество выполненного задания: вер-
ность, безошибочность, полнота, оригинальность, вариативность,
а также допущенные ошибки и их разбор, затруднения, возник-
шие при выполнении задания. Здесь проявляется корректиру-
ющая роль проверки домашнего задания, выясняются и устра-
няются пробелы в знаниях и умениях отдельных учащихся,
дополняются и совершенствуются знания и всех других. Следо-
вательно, домашнее задание приобретает качественную оценку
и многие учащиеся получают соответствующую мотивирован-
ную отметку, выставляемую в классном журнале и дневниках.
Проверка домашнего задания выполняет и функцию преемствен-
ной связи между пройденными уроками и темами и предстоя-
щими. Психологическая сторона проверки домашних заданий
состоит в предупреждении забывания уже изученных тем.
Если оказались ученики, не выполнившие домашнего зада-
ния, то следует установить причину этого факта: кто-то не спра-
вился, не успел, забыл, не хватило времени, не было учебников,
может просто проигнорировал; часто ли так бывает у конкрет-
ного ученика, каким образом он выполнит это задание потом
и т.п. Учителю необходимо проявить такт: не укорять, не сты-
дить ученика, не учинять допрос, а показать искреннее желание

69
помочь ему в беде. В этой ситуации проявляется и воспита-
тельная функция проверки домашнего задания. Стоит вопрос
и о долге, дисциплинированности и ответственном отношении
школьника к учебным обязанностям.
Проверка домашних заданий имеет много вариантов: уст-
ный опрос, письменные ответы, взаимопроверка учащихся, до-
полнения и исправления ответов опрашиваемых. При проверке
используются простейшие дешифраторы или технические и
электронные средства, магнитофонный опрос, например, как у
В.Ф. Шаталова.
Выскажем еще два совета: затягивать его во времени не
следует, желательно провести оперативно; как этап его вовсе не
обязательно проводить «третьим пунктом», а по обстоятельствам —
передвинуть на другое время. О домашней учебной работе рас-
сказано также в следующей лекции.
Формы трудового обучения. Это специфическая группа форм
трудового обучения: производственная экскурсия, практичес-
кая работа учащихся в школьных мастерских, на учебно-опыт-
ном участке, учебно-производственная практика, производствен-
ные бригады, индивидуальная практическая работа под руко-
водством инструктора, мастера.
Эти формы обучения в данной лекции мы не излагаем.
Формы внеклассной работы — это кружки, клубы с секциями,
научные объединения, конструкторские бюро. О них подробнее рас-
сказывается в лекции о внеклассной и внешкольной работе.
В завершение вопроса выскажем суждение о некоторых
понятиях. Иные авторы названные формы учебной работы, кро-
ме урока, именуют «дополнительными», «вспомогательными»,
«не основными». Очевидно, все термины имеют право на суще-
ствование. Но некоторые авторы к числу «вспомогательных
форм» относят факультативы, с чем трудно согласиться. Фа-
культатив — это не форма, а возможность добровольного выбо-
ра того или иного содержания самим учеником. Ведь факульта-
тивные занятия проходят в тех же формах уроков разных типов,
лабораторных работ, консультаций и т.д., т.е. они новой формы
не представляют. Также нет оснований считать особой формой
обучения дополнительные занятия или репетиторство. Это те же
формы обучения в группе или индивидуально: собеседование,
инструктаж, консультация, занятие малых групп и др.


70
2.5. Подготовка учителя к учебным занятиям

Всякое учебное занятие будет успешным и достигнет цели
только при основательной подготовке преподавателя к его про-
ведению. Такая подготовка имеет несколько этапов.
1-й этап. Общая фундаментальная подготовка в учебном
заведении разных типов: в университете, педагогическом ин-
ституте, колледже, училище. Если студент выбрал будущую про-
фессию по призванию, то его подготовка будет основательной. В
вузе он получит общекультурную, общенаучную, специальную,
психолого-педагогическую, теоретическую и практическую
профессиональную подготовку. Она представляет фундамент для
дальнейшего самообразования. Специальная подготовка охваты-
вает содержание тех учебных предметов, которые выпускнику
вуза предстоит преподавать в школе или другом учебном заве-
дении: по истории, математике, биологии и др. На первых порах
этих теоретических знаний достаточно для преподавательской
работы. Но именно — лишь только на первых порах. Поэтому
впоследствии необходимо непрерывное и общее, и профессиональ-
ное образование. И общая фундаментальная подготовка специа-
листа, постоянно обновляемая, остается важнейшим условием
эффективной профессиональной деятельности преподавателя.
II этап. Подготовка преподавателя к учебному году. Еще
до начала учебного года преподаватель узнает, какие предметы
и в каких классах он поведет. И потом он подробно анализиру-
ет всю учебную программу и данного класса, и предшествующе-
го, и последующего. Ему это нужно для того, чтобы установить
преемственность в преподавании: что уже изучено по предме-
ту? А что будет необходимо в следующем классе? То есть он
устанавливает ориентиры, на что ему можно опираться и к чему
готовить учащихся данного класса. Он выделяет основные раз-
делы курса, категории и понятия, которые предстоит изучать
учащимся в этом году, распределяет программный материал по
учебным четвертям. Итак, программа изучена.
Далее преподаватель подбирает учебники и другие учеб-
ные пособия по предмету для данного и смежного классов и
также изучает их. Он анализирует, в какой мере учебное посо-
бие соответствует программе, а если есть несколько вариантов,
определяет, какой из них более подходит по программе, инте-
реснее изложен. Кроме того, он определяет, какая научно-попу-
лярная литература может пригодиться при изучении предмета
и что можно использовать для себя, рекомендовать учащимся.
71
Такой предварительный анализ учебников дает преподавателю
общую ориентировку в учебных пособиях и другой литературе
по предмету для конкретного класса.
Преподаватель составляет календарный рабочий план на
полугодие или учебный год.
III этап. Подготовка к конкретному занятию (уроку, учеб-
ной конференции и т.п.). На основе учебной программы и ка-
лендарного плана, опираясь на учебники и пособия, преподава-
тель определяет содержание этого занятия, в частности, урока.
Он стремится предвосхитить сложные места, а именно — новые
термины, слова, названия; устанавливается межпредметная и
внутрипредметная связь учебного материала, который будет
изучаться на предстоящем занятии. Затем он решает, какие
методы и приемы будут приемлемы на каждом этапе урока,
какие дидактические средства (картины, таблицы, схемы и др.)
будут использованы и на каком этапе урока. Преподаватель не
забудет и об индивидуальном подходе к учащимся с тем, чтобы
побудить каждого активно заниматься на уроке. Необходимо
вспомнить индивидуальные особенности учащихся и соответ-
ственно подготовить задания для них, наметить тех, которые
будут основательно опрошены или будут помогать при проведе-
нии практической части урока. Словом, у учителя на этом эта-
пе формируется модель конкретного урока в определенном клас-
се. Если занятия по той же теме будут в параллельном классе,
то следует учесть и его особенности.
При подготовке к уроку полезно приготовить дополнитель-
ный материал по той же теме, но расширяющий, дополняющий
основной. Если на уроке окажется «свободное» время, то тогда-
то и пригодится дополнительный материал. Если предполага-
ется использовать на уроке технические и электронные сред-
ства, то очень желательно проверить их в рабочем состоянии:
исправны ли, как они действуют, способы управления. Надо

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign