LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

нетрадиционных уроков; в их числе — урок-игра, урок-празд-
ник, урок-диспут, урок-суд, урок-драматизация, урок-путешествие,
урок-конкурс, КВН по предмету, интегрированные уроки и др.
О них коротко расскажем.
Урок-игра больше подходит для младших подростковых
классов. Его проводят, например, языковеды при изучении грам-
матики языка, некоторых правил правописания, путем инсце-
нировок разыгрывают слова и выражения почти одинаковые,

54
но с разным смыслом (предать-придать, порог-порок-порох и
т.п.), слова-синонимы (путь, дорога; конь, лошадь и т.д.). Состав-
ляют и решают занимательные задачи, задачи-ловушки (на со-
образительность). Проводятся также литературные уроки-игры.
Урок-праздник. Их чаще других предметов практикуют по
литературе и обычно посвящают жизни и творчеству писателя,
поэта, драматурга. Чтобы состоялся такой праздник, нужно на-
строить учащихся класса, провести большую подготовку к нему.
Сам урок-праздник по содержанию объединяет знания учащих-
ся, полученные на предыдущих уроках и во внеурочное время.
Сама подготовка также обогащает знания о писателе, развивает
их творческие способности. Помещение для урока-праздника
оформляется соответственно теме.
Традиционно программа урока-праздника такова: краткая
информация об интересных материалах из жизни писателя, та-
ких, о которых на уроках еще не говорилось; чтение воспомина-
ний современников писателя; инсценировки фрагментов из
произведений; чтение стихов; демонстрация картин (репродук-
ций) по мотивам литературного творчества писателя; прослу-
шивание, а также исполнение музыкальных произведений на
темы его творчества; конкурс чтецов стихотворений поэта, сочи-
нений учащихся о писателе, художественных иллюстраций на
темы писателя. Организуются литературные игры (конкурсы,
викторины) по теме урока. Урок-праздник длится 1,5-2 часа и
завершается подведением итогов. Подобные уроки проводятся
нечасто: 1 раз в полугодие. Подготовка к нему отнимает много
времени, но зато окупается обогащением знаний учащихся, раз-
витием их эмоционально-чувственного, а не только интеллек-
туального восприятия учебного материала.
Урок-диспут. Он уместен в старших классах, если обнару-
жится большой интерес учащихся к теме обычного урока, на-
пример, по литературе, истории, по предмету «Человек и мир» и
другим, а также возникнут разные, в том числе противополож-
ные взгляды на предмет разговора. Если учащиеся поддержат
идею урока-диспута, то надо подготовить серию вопросов для
обсуждения. Формулировка вопросов не должна наталкивать к
какому-то заранее заданному выводу, а должна быть проблем-
ной. Темами уроков-диспутов могут быть, например, по исто-
рии: «Роль личности в истории»; Национальные особенности
развития народа в интернациональном мире; Космополитизм:
за и против и т.п. По литературе — тема лишнего человека,
эмансипация женщин — за и против и др.

55
Готовясь к уроку-диспуту, учащиеся класса изучают допол-
нительную литературу, ищут ответы в прессе. Учитель-предмет-
ник проводит по необходимости консультации; не навязывая
своего мнения, он обращает внимание консультируемого учени-
ка на разные, в том числе — противоположные суждения, реко-
мендует дополнительные источники информации.
На самом уроке-диспуте учитель делает небольшое вступле-
ние, напоминает о проблемах, выдвинутых на обсуждение, сооб-
щает о правилах участия в дискуссии. После выступлений уча-
щихся учитель подводит итоги обсуждения: дает анализ выс-
туплений, высказывает свою аргументированную точку зрения.
Урок-суд. Такой урок был придуман еще в 1920-е г. и пер-
воначально предназначался для учащихся школ взрослых. В
частности, при изучении творчества А.С.Пушкина рекомендо-
вали провести урок-суд по произведению поэта «Евгений Оне-
гин». Поскольку в романе была жертва дуэли (Ленский), то из
числа учащихся назначались обвинители, судьи, адвокаты и,
конечно, обвиняемый Онегин. В соответствии с ролью каждый
из них обвинял, осуждал, защищал или оправдывал Онегина за
тот трагический случай. Авторы идеи полагали, что изучаемое
произведение на таком уроке взрослые учащиеся поймут луч-
ше. Потом подобные уроки-суды попали в обычные школы.
После 1932 г. их проведение прекратилось и возобновилось,
спустя 60 лет. Подобные уроки-суды проводят учителя биоло-
гии, например, по проблемам экологии и загрязнения природ-
ной и окружающей среды в связи с производственной деятель-
ностью человека. Таких уроков в учебном году проводится мало.
Урок-драматизация организуется по литературе. Уже в
начальных классах школьники инсценируют сказки, а также
сюжеты литературных произведений. Учащимся надо понять
характер каждого героя произведения, изобразить его и слова-
ми, и разными другими выразительными средствами: мимикой,
телодвижениями, жестами и т.д. Это — довольно сложная зада-
ча для участников урока-драматизации. Но изученное словесно
и пережитое чувственно, проникнутое во внутренний мир геро-
ев и сюжета произведения усваивается прочно и осмысленно.
Урок-путешествие используют чаще других учителя гео-
графии, истории, учебного предмета «человек и мир», биологии.
Мир необъятен. Человеку хочется самому побывать в разных
уголках Земли и даже в Космосе, увидеть другие страны, моря и
океаны, исторические реликвии Египта и Греции, Китая и Юж-
ной Америки, пообщаться с представителями разных стран. И,

56
конечно, прежде всего, изучить свою страну Беларусь и Россию,
расположенную на десяти часовых поясах. К сожалению, о ре-
альных путешествиях в большинство стран и уголков Земли
приходится только мечтать.
В такой ситуации и выручает урок-путешествие.
Сначала сообщается тема и маршрут заочного путешествия.
К его проведению готовятся и учитель, и школьники. Опреде-
ляют начальный и конечный пункты маршрута, промежуточ-
ные этапы. Договариваются о способах передвижения: на ка-
ком виде транспорта, пешком и т.д. Учащиеся изучают и весь
путь, и промежуточные, и конечный пункт по интересующим
вопросам: в какой географической зоне расположен, климат тех
мест, чем примечателен маршрут, города, какие памятники ис-
тории и культуры там есть и т.д. Словом, из книг, энциклопе-
дий, географических и исторических атласов, средств массовой
информации, включая интернет, со слов очевидцев, в тех местах
и побывавших, учащиеся набирают материал.
Структура урока включает также вступительное слово пре-
подавателя, сообщения учащихся об увиденном и узнанном на
отдельных участках пути, в намеченных промежуточных пунк-
тах и т.д. Рассказы и сообщения сопровождаются иллюстраци-
ей картин, рисунков, слайдов, кино-, видеофильмов, схем, карт,
планов и другого материала. Выступающие отвечают на вопро-
сы товарищей. Сообщения ведутся от имени первого лица, слов-
но выступающий не заочно, а реально побывал в тех местах и
сейчас делится своими живыми впечатлениями.
Урок-путешествие заканчивается подведением итогов по изу-
ченной теме. Его результатом может быть дневник, альбом путе-
шествия, которые потом используются как дидактическое пособие.
Урок-конкурс предполагает состязание учащихся в хорошем
знании материала по определенному разделу и проводится по
разным предметам.
Преподаватель объявляет темы (раздел), по которому будет
проводиться конкурс. Сообщаются и его условия: широта и
глубина знаний, оригинальный материал в ответах учащихся,
оценка в баллах и т.д.
Урок-конкурс можно организовать как состязание двух или
нескольких команд. Вопросы и задания должны быть равнове-
ликими и равнотрудными. Для проведения урока сами учащи-
еся иногда учитель выбирают помощников, которые дают зада-
ния командам, следят за их выполнением, слушают и участвуют
в оценке ответов и подведения итогов конкурса.

57
Урок-конкурс стимулирует учащихся к расширению и уг-
лублению знаний по предмету, развивает их любознательность.
Интегрированные уроки — это межпредметные уроки. Пре-
подаватели смежных предметов договариваются о проведении
общего урока, в котором его основная тема раскрывается сред-
ствами разных предметов. Например, при изучении в старших
классах произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» в литера-
туроведческом ключе преподаватель литературы объединяет
силы, средства и возможности преподавателей истории, граж-
данской обороны, музыки. И каждый из них на уроке ведет
свою тему: преподаватель литературы — историю создания ро-
мана, его сюжетную линию, характеристику героев и т.д. Исто-
рик расскажет о подлинных событиях истории Отечественной
войны 1812-1814 г., сражениях, действительно имевших место,
о других военных событиях, о политических событиях того вре-
мени. Военрук дополнит материал характеристикой военной
техники русских и французских войск, военных операций и
т.п. Преподаватель музыки расскажет о военной музыке и пес-
нях времен Отечественной войны, о музыкальных произведени-
ях, посвященных событиям войны. И получается широкая и
разносторонняя панорама событий того времени, которая помо-
гает полнее, глубже и эмоциональнее воспринять изучаемую
тему, самому пережить трагические и героические события той
поры. Преподаватель литературы обобщенно и разносторонне
раскрывает всю тему.
Вопрос о нетрадиционных уроках завершим небольшим обоб-
щением. В череде занятий их мало и навряд ли в одном классе
за весь учебный год наберется больше десяти. Объясняется это
тем, что на их подготовку уходит много времени и сил у учащих-
ся, и учителей. И в то же время в системе обучения они играют
большую учебно-воспитательную роль, потому что такие уроки
многофункциональны. Школьники повторяют значительный по
объему материал, предупреждают забывание. В процессе изуче-
ния дополнительной литературы и других источников они суще-
ственно пополняют прежние знания новыми. Происходит обоб-
щение и систематизация знаний по теме на более высоком уров-
не, чем на традиционном уроке. Устанавливается связь
теоретических знаний с практикой, формируются новые уме-
ния. Все это образует общественно значимые ценностные моти-
вы учения, развивает познавательные способности ребят.
Нетрадиционные уроки имеют некоторые особенности.
Наряду с познавательными процессами при их подготовке и

58
особенно — проведении у учащихся активизируется эмоцио-
нально-чувственная сторона восприятия того же учебного
материала, возрастает воспитывающая роль этих уроков, ак-
тивизируются все учащиеся. По структуре они приближаются
к внеклассным занятиям и появляется возможность учесть
индивидуальные особенности каждого ученика и дальше раз-
вить некоторые их дарования.
Учителя-мастера проводят нетрадиционные уроки многих
других видов, чем мы рассказали.

2.3.6. Характеристика современного урока

Мы уже знаем, что уроку четыре с половиной столетия, что
он на протяжении истории развивался, совершенствовался. Боль-
шой рывок в его развитии состоялся в XX в. Дидакты-теорети-
ки и практики ищут пути повышения эффективности урока.
Какую характеристику можно дать современному уроку, уроку
начала XXI века?
В литературе часто используют термин «требования к уро-
ку» (В.А.Онищук, И.М.Чередов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.).
По нашему мнению, он неудачный: кто «требует»? Откуда «тре-
бования» исходят? Мы предпочитаем говорить о признаках,
которые характеризуют современный урок. А таких «хороших»
признаков наберется очень много, потому что урок и учебно-
воспитательный процесс, происходящий на нем, явление много-
сложное. Возникает необходимость как-то упорядочить эти
«признаки», т.е. найти основание для определенной группиров-
ки. И такие подходы к характеристике современного урока есть.
Уточним: «современный урок» имеет исторически преходящий
характер, так как «привязан» к конкретному календарному
времени выдвинутой когда-то идеи. Для читателя современным
будет уже другое и календарное, и историческое время, чем для
автора соответствующей книги. С учетом этого и назовем о
подходах к понятию «современный урок».
Подробно рассмотрел эту проблему В.А.Онищук. За исход-
ную основу «общих требований» к современному уроку он взял
задачи, «которые общество ставит перед школой». Автор сфор-
мулировал 8 задач. Из них вытекают, по В.А.Онищуку, четыре
группы общих требований: воспитательные, дидактические, пси-
хологические, гигиенические. Затем автор монографии подроб-
но характеризует эти требования. Они относятся к 1981 году, и
ряд «требований», естественно, морально устарел, особенно —
59
группа «воспитательных требований»1. И все же многое и сей-
час представляет интерес.
Н.М. Яковлев и А.М. Сохор за основу требований к уроку
берут «технологический процесс» и сводят их к II «требовани-
ям» разного плана (1985 г.)2. Они несомненно привлекают вни-
мание современного педагога-практика.
«Любая форма учебной работы, — пишет И.М.Чередов, —
конструируется на основе общепедагогических и дидактичес-
ких закономерностей и принципов» (1987 г.)3. Нужно уточ-
нить: конструируется через посредство содержания, а не прямо
из закономерностей, потому что современный урок призван эф-
фективно выразить его содержание. А такое возможно тогда,
когда форма обучения, в частности, урок, оптимальна в конкрет-
ной ситуации. Этот вопрос подробно рассмотрел И.М. Чередов
(см. там же, 1987, с. 131-139).
Исходной основой при конструировании и анализе эффек-
тивного урока Ю.А. Конаржевский считает системный подход
в соответствии с триединой целью: познавательной, воспитатель-
ной и развивающей (1999 г.)4.
Хотя позиции названных авторов по группам «требований»
к уроку не совпадают, но они по сути говорят об общем содер-
жании.
Мы полагаем, что признаки современного урока («требова-
ния к уроку») вытекают из соотношения «цель-результат» учеб-
ной деятельности. Оно, по сути, включает весь механизм учебно-
го процесса: взаимодействие учителя и ученика, методику и тех-
нологию обучения, дидактические средства и оборудование. К
тому же на результат учебных занятий влияют внутренние и
внешние условия, конкретная социально-психологическая ат-
мосфера (внутренний фактор) и внешние условия (освещен-
ность, благоприятная температура, чистота воздуха, отсутствие
шумов, удобная мебель); состояние здоровья и самочувствие уча-
щихся. Поэтому перечисление признаков современного (сино-
ним: совершенного) урока — задача объемистая, и здесь нам
придется также идти по пути их группировки.
Онищук В.А. Урок в современной школе.— М.: Просвещение, 1981.
1

— С. 84-93.
Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М.:
2

Просвещение, 1985. — С. 30-43.
Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской об-
3

щеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1987. — С. 132.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока.— М.: Образовательный центр
4

«Педагогический поиск», 1999. — С. 231-260.

60
Принципиальным надо признать определение цели обуче-
ния как исходного пункта. В настоящее время дидакты опреде-
ляют ее как триединую: воспитательную + образовательную +
развивающую в их единстве и взаимосвязи. Идею о триединой
цели настойчиво и постоянно проводит Ю.А.Конаржевский, мо-
нографию которого мы уже называли.
Если взять за основу соотношение «цель-результат», то при-
знаки современного (совершенного) урока в начале XXI века
можно подразделить на такие группы: характеризующие 1)
методику и технологию обучения; 2) взаимодействие учителя и
ученика; 3) учебные средства; 4) внутренние факторы и вне-
шние условия учебных занятий; 5) результативность урока.
Расшифруем эти группы.
Методика и технология обучения.
На уроке во взаимосвязи решаются три задачи: обучение,
воспитание и развитие учащихся.
Организуются учебные занятия в оптимальном сочетании
со всем классом, в группах, парные, фронтальные и индивиду-
альные. Экономно расходуется учебное время.
Оптимально чередуется работа класса с учителем и само-
стоятельная работа учащихся.
Достигается активность учащихся в учебном процессе. Ис-
пользуются методы, рассчитанные на познавательную деятель-
ность и эмоции учащихся.
У них формируются общественно значимые мотивы учеб-
ной деятельности. Обеспечивается диагностичность, предсказу-
емость и гарантия целей в учебной работе.
Взаимодействие учителя и ученика на уроке.
При ведущей своей роли преподаватель строит свои отно-
шения с учащимися на гуманистической основе и при полном
взаимопонимании и доверии.
Управление преподавателем учебным процессом перерас-
тает в деловое сотрудничество с учащимися, когда объект учеб-
ной деятельности (ученик) сам становится субъектом.
Высока культура общения между учителем и учащимися,
между учениками.
На уроке установлена напряженная деловая обстановка.
Учебные средства и оборудование.
На уроке используются средства наглядности, технические
и электронные средства учебной деятельности. До начала уро-
ка они и оборудование приготовлены к использованию, действу-
ющие модели и аппаратура опробованы.

61
Внутренние факторы и внешние условия учебных занятий.
Благожелательная социальная и психологическая атмос-
фера в классе и на уроке. Нет конфликтных ситуаций и конф-
ликтов, преобладает дух сопереживания и сочувствия, атмосфе-
ра взаимопомощи.
Комфортные внешние условия: чистое, уютно прибранное
помещение для занятий (классная комната, кабинет или др.), нор-
мальная температура и освещенность, свежий воздух, тишина.
Результативность урока.
Учащиеся приобрели осознанные и осмысленные знания о
содержании учебного материала, получили ясные представле-
ния об изучаемом предмете, твердо усвоили некоторые понятия,
законы и закономерности о явлениях природы и общественных
явлениях, которые изучались на уроке.
Школьники получили представление о некоторых методах
познания окружающего мира.
Учащиеся приобрели умения применять теоретические зна-
ния на практике; у них формировались общеучебные умения и
навыки, некоторые навыки в разных областях практической
деятельности.
Учащиеся переживают радость от успешно проведенного урока.
Преподаватель критически анализирует и оценивает свой урок,
его результаты и делает выводы о возможной его коррекции.
Мы перечислили, разбив на группы, признаки эффективно-
го современного урока. Их можно отнести к разным видам
уроков с коррективами по типам. Имеется в виду, что, во-пер-
вых, не для каждого типа будут уместны все признаки, но боль-
шинство себя проявит; во-вторых, обнаружатся и другие, здесь
не названные признаки. Но этот список может быть неким
ориентиром при подготовке учителя к уроку, его проведении и
последующем анализе.

2.4. Другие, кроме урока, формы обучения

В дидактике утвердилось деление форм обучения на ос-
новные и не основные, хотя оно, конечно, весьма условно. Урок
остается основной формой обучения в виду того, что он занима-
ет преимущественное время за все годы школьного обучения.
Но кроме урока в учебном процессе используются и другие
формы. Коротко о них и расскажем.
Учебная экскурсия (от латинского эхсursio — поездка, про-
гулка). Название «учебная» указывает на то, что она организу-

62
ется в соответствии с программой по разным учебным предме-
там. В зависимости от темы она проводится до ее теоретическо-
го изучения, либо в процессе или после теоретической части.
Для изучения ряда тем она представляет явные преимущества
по сравнению с уроком. На экскурсии организуется непосред-
ственное наблюдение и изучение натуральных предметов и яв-
лений в обычных естественных условиях. На экскурсии изуча-
ют природу, исторические места, предприятия, промышленное и
сельскохозяйственное производство, экспонаты музея, выставок,
произведений искусства.
Экскурсия имеет 3 этапа: подготовку, проведение и подве-
дение итогов. При подготовке учитель уточняет тему, опреде-
ляет дидактические задачи, место экскурсии в системе других
форм обучения, выбирает объект для изучения. В зависимости
от расположения этого объекта от школы он выбирает марш-
рут, способ передвижения (пешком, на транспорте) и время (день,
часы). Преподаватель предварительно сам всесторонне изучает
выбранный объект, чтобы потом обратить внимание экскурсан-
тов на определенные стороны и особенности объекта. Препода-
ватель решает, будет ли он проводить экскурсию сам или обра-
тится за помощью экскурсовода или другого специалиста (тех-
нолога, мастера и др.).
Подготовительная работа проводится и с учащимися: по
необходимости класс разбивается на звенья; распределяются
обязанности, назначаются звеньевые, фотографы, художники,
«журналисты», интервьюеры. Дается инструктаж о правилах
поведения, технике безопасности в пути и на объекте.
Проведение экскурсии. Экскурсовод, преподаватель или спе-
циалист, показывает предметы, явления, процессы, обращает вни-
мание учеников на такие их стороны, которые нужны по теме

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign