LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Известный дидакт академик М.И.Махмутов различает два по-
нятия: а) формы обучения (коллективная, фронтальная, группо-
вая, индивидуальная) и б) формы организации обучения (урок,
предметный кружок, факультатив и др.)1.
В данной лекции нам удастся сказать о некоторых формах
более, а о других — менее подробно.

2.2. Из истории форм и организации обучения

Формы обучения имеют очень давнюю историю. И в древ-
ние времена, и теперь в любом случае содержание обучения
облекается в какую-то форму. В кратком обзоре мы просле-
дим их развитие в исторической последовательности и при этом
больше внимания уделим XX веку.
Индивидуальная форма обучения существует с древнейших
времен до наших дней. Первоначально она строилась на подра-
жании неопытного человека опытному. Затем были индивиду-
альные наставления: что и как надо делать, чтобы достичь успе-
ха в работе. Затем были индивидуальные тренировки. Индиви-
дуальное обучение в Древней Греции (Афины) тоже имело место.
Оно в настоящее время проводится и в семье (например, репети-
торство), и в учебных заведениях: консультация, индивидуаль-
ные беседы, индивидуальная тренировка по разным видам
спорта, обучение различным видам творчества и т.д. В профес-
сиональном обучении также прибегают к индивидуальным
формам, например, стажировка по вождению автотранспорта, по
уходу за больными, подготовка пользователя компьютером и
т.д. Естественно, индивидуальные формы сочетаются с другими
формами обучения.
Индивидуально-групповая форма обучения появилась на
более высокой стадии развития общества. Она стала возмож-
ной тогда, когда обучение становится самостоятельным видом
деятельности, т.е. появляются наставники, которые занимались
как воспитанием младшего поколения, так и его обучением в
более узком смысле.
Эта форма обучения господствовала в школах Древней Руси.
В средние века школы в большинстве своем подчинялись цер-
кви. Точного для всех начала и конца учебного года не было.
Учащиеся объединялись в группы. Учебный день начинался и
Махмутов М., Артемьева Л. Формы организации обучения: совершен-
1

ствование или прнципиально новый подход?//Народное образование, 1988.—
№ 3. — С. 88-89.

19
заканчивался общей молитвой. Учитель мог кратко изложить
содержание материала. А ученики индивидуально догматичес-
ки заучивали тексты церковных книг. Потом их индивидуаль-
но же проверял учитель. Ученику полагалось назубок механи-
чески пересказать выученный текст. К тому же занятия прово-
дились без твердого расписания. Они длились с утра до вечера с
перерывом на обед.
Эта форма обучения в настоящее время используется нечасто
и притом в серьезно измененном варианте, а именно в плане ин-
дивидуального подхода при работе с группой учащихся. Естественно,
о догматическом характере обучения при этом нет и речи.
Классно-урочная форма (система) обучения. Некоторые ее
черты имелись уже в монастырских школах, например, учебное
помещение (класс), занятие группы в нем, общение детей в груп-
пе, парты, кафедра, сигналы звонком о начале и конце занятий
и некоторые другие внешние черты. В XVI в. классно-урочная
система была уже в иезуитских школах и коллегиумах. В 20 —
30-е г. того же века она применялась также в начальных клас-
сах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии, Брауншвейга,
Гольштейна. Во второй половине XVI столетия классно-уроч-
ная система господствовала в братских школах Западной Укра-
ины и Беларуси.
Иоганнес Штурм (1507-1589) в Страсбурге (Германия) в
1538 году открыл гимназию — первую в Европе. И здесь осно-
вы классно-урочной системы он стал проверять на практике и
внедрять в учебный процесс. Потом уже Я.А.Коменский (1592-
1670) теоретически обосновал эту систему и пропагандировал
ее в своих книгах. Во второй половине XVIII в. классно-уроч-
ная система распространилась и в школах России.
Суть классно-урочной системы заключается в следующем.
Дети в школу принимаются в одно время. Возраст и уровень
развития группы учащихся примерно одинаковый. Состав
группы постоянный. С ними учитель занимается одновремен-
но. Притом все учащиеся изучают один и тот же учебный
материал. Классно-урочная система учебных занятий сохра-
нилась до сих пор, она постоянно совершенствуется. В шко-
лах Беларуси и России урок и сейчас считается основной
формой учебных занятий.
Белль-Ланкастерская форма организации занятий. О ней
мы уже упоминали в предыдущей лекции.
Развитие промышленности и машинного производства в
ряде стран в конце XVIII в. было связано с массовым обучени-

20
ем детей грамоте. Для этого нужны были учителя, а их не хва-
тало. Выход был найден в системе взаимного обучения.
Белл (Bell) Эндрю (1753-1832) — священник и педагог и
Ланкастер (lancaster) Джозеф (1778-1838) — педагог, оба анг-
личанина -современники. Они независимо друг от друга, пер-
вый близ Мадраса (Индия, 1791 г.), другой в Англии (1801 г.)
стали использовать систему взаимного обучения. В школах
Индии еще в XVII веке в начальном обучении уже была подоб-
ная практика. Э.Белл использовал ее элементы. В начале XIX
века оба педагога выпустили работы, в которых изложили и
пропагандировали идеи взаимного обучения. Говоря кратко, лан-
кастерская система строилась так.
Один учитель учит 400-500 учащихся. Естественно, одному
ему никак не справиться с этой массой ребят. Поэтому учащих-
ся делят на группы по 10 человек. Во главе каждой из числа
лучших учащихся ставят старшего-монитора или декуриона.
До занятий со всеми учащимися учитель сначала учит, инст-
руктирует мониторов, чему и как должны они учить ребят сво-
ей группы. После этого в школу приходят все остальные уча-
щиеся. Каждый монитор теперь учит свою группу. Половина
учащихся занимается за столом (каждый на 10 человек). Для
письма используются ящики с песком и аспидные доски. Дру-
гая половина в это время изучает материал по учебным табли-
цам и картинам, которые развешаны на стенах того же помеще-
ния. По команде (сигналу) учителя группы меняются местами.
Обучение строилось на механическом запоминании деть-
ми изучаемого материала. Учащиеся получали элементарную
грамоту, неплохие навыки чтения, письма и счета. Такая систе-
ма больше дать и не могла.
Белль-Ланкастерская система в начале XIX в. нашла сто-
ронников в США, во Франции, Дании и других странах. В Рос-
сии ею в первую очередь заинтересовались будущие декабрис-
ты, мечтавшие о всеобщей грамотности населения. Потом была
создана и правительственная организация по внедрению систе-
мы взаимного обучения, но все же широкого развития она не
получила и прекратила свое существование в 1850-60-е г.
В современной школе система взаимного обучения тоже
используется, но в совершенно другой форме, а именно как орга-
низация коллективной учебной деятельности: учащиеся клас-
са разбиваются на временные мелкие группы (бригады, звенья)
для изучения какой-либо темы. Внутри этих групп и практи-
куется взаимное обучение.

21
Во второй половине XIX в. и позднее господствовала класс-
но-урочная система, где учащихся обучали по общим для всех
программам и в одинаковом темпе. Между тем учебные успе-
хи у детей были разные, потому что уровень их готовности к
обучению и их учебные способности были неодинаковые. При-
чин тому несколько: разные природные задатки детей и, глав-
ное — специфический характер воспитания ребят в раннем и
дошкольном детстве в зависимости от социальных, экономи-
ческих условий и уровня культуры родителей и семьи. В конце
XIX — начале XX в. появились тесты по измерению психичес-
кого, в том числе — умственного развития людей (Д.Кеттел,
Ф.Гальтон, А.Бине, Т.Симон). Была разработана процедура тес-
тирования по определению интеллектуального коэффициента
(IQ). Результаты тестирования да и многочисленные наблюде-
ния учителей побудили педагогов к поиску способов (форм, ме-
тодов) обучения детей с учетом особенностей их психического
развития, а не всех одинаково, как это практикуется при груп-
повом обучении. И с начала XX в. в некоторых странах возни-
кают системы индивидуализированного обучения. Обратим вни-
мание читателя: речь идет об индивидуализированном, а не ин-
дивидуальном обучении. Индивидуальное обучение
предполагает обучение одного ученика: один ученик — один
учитель. Индивидуализированное обучение практикует заня-
тие одного учителя с учащимися в группе, но с учетом психоло-
гических и личностных качеств и особенностей каждого. Эту
заманчивую идею довольно трудно организовать на практике:
каким образом, работая со всей группой, не забывать каждого
ученика в отдельности в качестве самобытной личности с ее
уникальными особенностями умственного развития? И именно в
конце XIX — начале XX века в разных странах начинаются
поиски практической реализации индивидуализированного обу-
чения, появляются разные варианты ее системы. (Они действуют
наряду с классно-урочной системой). Назовем некоторые из них.
П.Серч, американский педагог в г. Пуэбло (США) в школах
внедрял «Пуэбло-план» (1888-1893 г.). Общий материал, пред-
назначенный для всех, каждый ученик изучал в собственном
темпе. Для сильных учащихся учитель давал дополнительно
более сложные или расширенные задания.
Ф.Берк в соответствии с «Санта-Барбара-планом» (по на-
званию города Санта-Барбара, США) в 1898 г. в школах делит
учащихся по их способностям на 3 подгруппы (сильные, сред-
ние, отстающие). В подгруппах для изучения давали разный по

22
объему и глубине учебный материал. В зависимости от учеб-
ных успехов практиковался перевод учащихся из одной под-
группы в другую.
В школах г.Норт-Денвер (США) в том же 1898 г. Дж.Ван
Сикль вводит «Норт-Денвер-план». Для всего класса дается
обязательный минимальный учебный материал. Но индивиду-
ально предлагаются соответственно усложненные задания. Ве-
дется работа с хорошо успевающими по их ускоренному про-
движению по учебной программе.
Батавия-план — название по г.Батавия (США). Автор его —
Дж.Кеннеди, инспектор школ, с 1898 г. стал вводить в школах
города свой план. Затем этот план имел широкое распростра-
нение в начале XX в., как в начальных, так и в средних школах.
По этому «плану» класс имеет увеличенный состав, с которым
работают 2 учителя. Один из них, старший, т.е. «основной», сна-
чала ведет урок — т.е. фронтальную работу со всем классом.
Затем ассистент (помощники учителя) ведет индивидуальные
занятия, помогает отстающим. Как видим, батавия-план, это тоже
вариант организации занятий индивидуализированной систе-
мы, в которой сочетается коллективная работа с индивидуаль-
ными занятиями.
Дальтон-план (Dalton Plan) — в другой транскрипции —
Долтон-план — одна из форм индивидуализированного обуче-
ния. В начале XX в. (примерно, 1911-1920-е г.) этот план разра-
ботала Елена (Эллен) Паркхерст (Parkhurst, 1887-1973) вместе с
Эвелиной Дьюи (дочерью Д.Дьюи). План широко стал приме-
няться в школах г.Долтон (США), отсюда идет и наименование
плана. Е.Паркхерст и ее единомышленники взяли идеи М.Мон-
тессори об уважении к индивидуальности ребенка. И пошли
дальше на замену традиционной урочной системы обучения
работой в мастерских и длительной — в течение месяца, само-
стоятельной учебной работой. Они считали, что традиционная
система обучения игнорирует индивидуальность детей, страда-
ет схематизмом, знания учащихся оторваны от практики.
При Дальтон-плане отсутствует точное расписание заня-
тий, роль учителя принижена, он оказывается в роли инструк-
тора и консультанта. Вместо учебных классов создаются пред-
метные лаборатории во главе с учителями-консультантами. По
каждому предмету учащиеся получают индивидуальное зада-
ние, которое они самостоятельно выполняют в лабораториях (по
1 или нескольку дней в каждой) в течение недели и до месяца.
Поэтому дальтон-план имеет и другое название: «лаборатор-

23
ный план». Задания выполняются как индивидуально, так иног-
да в малой группе.
Учащиеся при работе по Дальтон-плану имеют свободу
выбора занятий, очередности изучения учебных предметов, в
использовании своего времени на занятиях. Учебный материал
делят на месячные «подряды», которые затем подразделяются
на ежедневные задания.
Ученик в начале учебного года заключает с учителем «кон-
тракт» (договор) о выполнении задания в намеченный срок.
Выполнение задания отмечается в «рабочей книжке» ученика.
На групповых занятиях учащиеся отчитываются о выполне-
нии задания.
Хотя основную работу по выполнению задания ученик вы-
полняет индивидуально, но классы сохранялись для совмест-
ных занятий, например, по гимнастике, музыке, домоводству, для
проведения игр и решения организационных и воспитатель-
ных задач.
Достоинства Дальтон-плана: обучение приноровлено к ин-
дивидуальным возможностям каждого ученика (по темпам и
сложности).Такие занятия развивают инициативу, вырабаты-
вают самостоятельность, предприимчивость, чувство ответствен-
ности за выполнение задания. Недостатки плана: не всякую
работу (задание) ученик может выполнить самостоятельно. И
если при выполнении практических заданий эта самостоятель-
ность вполне оправдана, то для изучения теоретического мате-
риала — далеко не всегда. Отсюда — не обеспечивается система
теоретических знаний.
Дальтон-план применялся в Англии, Японии, Швейцарии,
Голландии и некоторых других странах. В 1920-е г. в несколь-
ко измененном виде под названием «бригадно-лабораторный
метод» эта форма занятий стала внедряться и в советской шко-
ле. При этом обнаружились такие недостатки, как крайний
индивидуализм в системе обучения, а также слабо системати-
зированные знания как результат принижения роли учителя в
учебном процессе. Дальтон-план советской педагогикой был
раскритикован и отменен в 1930-е г. в соответствии с постанов-
лениями ЦК ВКПб) о школе.
Иена-план (Iena Plan) разработал в 1918 г. П.Петерсен, про-
фессор Иенского университета (Германия). Для занятий уча-
щиеся делятся не на классы, а на небольшие разновозрастные
группы. Уровень знаний учащихся тоже разный. Такая орга-
низация групп якобы напоминает жизнь в семье. Чтобы обра-

24
зовать единую школьную общину, родители, учащиеся и учите-
ля должны работать вместе, считал П.Петерсен. Дети занима-
ются по индивидуальным планам и самостоятельно изучают
большую часть учебного материала. Для общего ознакомления
с новым материалом проводятся и специальные занятия. Боль-
шое значение при обучении детей по Иена-плану придается
играм, праздникам.
Индивидуализированное обучение, стремление приблизить
группы учащихся к условиям семьи — это сильные стороны
Иена-плана. Но он не обеспечивает системы знаний, не контро-
лирует знания учащихся. Эти недостатки привели к снижению
уровня знаний учащихся и оттого свою привлекательность ут-
ратила и сама система.
Виннетка-план (Winnetka-Plan) — один из вариантов ин-
дивидуализированного обучения школьников. В 1919-1920 г.
ее разработал К.Уошберн, руководитель школ, суперинтендант
г.Виннетка близ Чикаго (США). По этой системе ее автор хотел
индивидуализировать и содержание учебного материала, и темп
обучения. Для самостоятельного обучения используются деталь-
но выполненные печатные «рабочие материалы». «Академи-
ческие» учебные дисциплины изучаются в первой половине дня.
Во второй организуется совместная групповая деятельность,
приучающая к коллективному труду. Она проводится в форме
кружков, игр, диспутов; театральных постановок, музыкальных
занятий, участия в самоуправлении.
Занятия в этой форме не обеспечивали систематических
знаний, принижали роль учителя в учебном процессе. Между
тем исследователи отмечают, что дидактические особенности
«Виннетки-плана» «предвосхитили практику программирован-
ного обучения» (М.В.Кларин).
Говард-план имеет много общего с Дальтон-планом. Это тоже
система индивидуализированного обучения на основе идей
М.Монтессори. Инициатор создания Говард-плана — М.О.Брай-
ен-Харрис, руководительница Говардской женской средней
школы (Лондон, 1920 г.). Говард-план основывался на гибком
и подвижном распределении учащихся по учебным группам.
Был обязательный минимум учебных предметов. А одна и та
же ученица имела право изучать тот или иной учебный пред-
мет в составе различных групп. И могло быть так, что один
предмет, например, математику школьница изучает со вторым
классом, другой (скажем, ботанику) — с четвертым классом и
т.д. Преобладала самостоятельная индивидуальная учебная ра-

25
бота, которая дополнялась групповыми занятиями с учителем.
Воспитательная работа проводилась, помимо уроков, в специ-
ально создаваемых «домах».
Организационная сложность, крайняя индивидуализация обу-
чения и высокая плата за учебу (школа обслуживала детей арис-
тократов) тормозили широкое распространение Виннетки-плана.
Оригинальную систему начального обучения создал фран-
цузский педагог Селестен Френе (Freinet, 1896-1966). Он разде-
лял идеи «нового воспитания» и разработал целостную педаго-
гическую систему. Подчеркнем, что он отказался от традицион-
ной методики воспитания и обучения, отвергал учебники. Вместо
них ввел «свободные тексты» и карточки, для печатания кото-
рых была создана типография. В систематизированном виде
«свободные тексты» и карточки составляли содержание учеб-
ного материала конкретного ученика. Такой подход к обуче-
нию он объяснял тем, что учебники не позволяют индивидуали-
зировать обучение. В школе каждый ученик с помощью учите-
ля составлял индивидуальный (индивидуализированный)
план-график на неделю. По нему ученик изучал материал и по
объему, и по темпу приноравливаясь к своим интересам, способ-
ностям и возможностям.
Система индивидуализированного обучения С.Френе име-
ла приверженцев как во Франции, так и в других странах. Ее
недостаток состоит в том, что она «нарушает принцип система-
тичности знаний» (Б.Л.Вульфсон).
Небольшой обзор систем индивидуализированного обуче-
ния показывает, что большинство из них возникло как отрица-
ние классно-урочной системы, в рамках которой трудно обеспе-
чить учебно-воспитательную работу каждому ученику с его пси-
хическими и физическими особенностями. Обучение по
рассмотренным «планам» имеет в виду необходимость и воз-
можность приспособить к индивиду и содержание, и темпы и
методы занятий. Сочетается работа индивидуальная с коллек-
тивной, самостоятельная — работой с учителем. И все же роль
учителя в учебном процессе принижена. В большинстве случа-
ев страдает система знаний. Над теоретическими знаниями бе-
рет верх практицизм.
Большинство из них к настоящему времени в прежнем
виде исчерпали себя. Между тем в период перестройки школь-
ного образования они представляют для педагогов-теоретиков
и практиков несомненный интерес и особенно — методика и
технология обучения.

26
Кроме систем индивидуализированного обучения в XX сто-
летии были и другие. Рассмотрим и их.
Маннгеймская система обучения возникла в начале XX в.
в германском городе Маннгейм, по другой транскрипции — Ман-
хайм (Mannheim). Ее разработал немецкий педагог Зикингер
(Sickinger) Иозеф Антон (1858-1930). Она получила распрост-
ранение в начале XX в. в Германии.
По справедливому мнению И.Зикингера, уровень умствен-
ного развития детей одного и того же возраста неодинаков.
Между тем при коллективном обучении классы комплектуют-
ся по возрастному признаку, а не по уровню умственного разви-
тия детей. При этом интенсивное развитие сильных искусст-
венно сдерживается, а слабые не усваивают предлагаемый учеб-
ный материал. Следовательно, детей группировать по классам
надо по способностям, а не по возрасту. И. Зикингер создает 4
ряда классов:
1) основные (нормальные) — для учащихся со средними
способностями, обучение 8 лет;
2) классы для малоспособных учащихся. Такие среднюю
школу не кончают;
3) вспомогательные классы — для детей умственно отста-
лых (4 года);
4) переходные (классы иностранных языков) — для самых
способных детей, желающих продолжить образование в сред-
них учебных заведениях (6 лет).
В масштабе страны (Германия) по этой системе и школы
делятся на категории: А — нормальная восьмилетняя; В —
вспомогательная шестилетняя школа для отстающих детей; С —
специальная восьмилетняя школа для умственно отсталых, где
изучают курс обычной четырехлетней школы.
В тот или иной ряд учащиеся направляются по результа-
там психометрических обследований, наблюдений и итогам
экзаменов.
До 1920 г. и позже маннгеймская система была распрост-
ранена в Германии. Ее некоторые идеи нашли сторонников во
Франции, Дании, Бельгии, Швейцарии, Польше, США и России.
Во многих странах деление учащихся на учебные группы по
способностям практикуется и в наши дни (Англия, США, Фин-
ляндия и др.).
В советской системе образования деление учащихся на клас-
сы по уровню умственных способностей критиковалось. Счита-
лось, что путем тестирования, определения интеллектуального

27
коэффициента детей школы капиталистических стран прово-
дят классовую селекцию, выдвигая из среды богатых будущую

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign