LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

тернатного типа.

Контрольные вопросы и задания
1. Какова взаимосвязь методов обучения с философией, гно-
сеологией? Какое определение можно дать понятию «методы
обучения»?
2. Какова взаимосвязь и взаимоотношение понятий
«субъект» и «объект» обучения в учебном процессе? В чем
выражается переход «объекта» в «субъект»? То же — сотрудни-
чество преподавателя с учащимися в процессе обучения?
3. В чем состоит взаимосвязь методов с приемами и опера-
циями обучения? Может ли прием стать методом? А наоборот?
Подтвердите примерами.
4. Какие типы обучения сложились за историю развития
дидактики и до конца XX века? В чем выражается их сущность?
Какой тип обучения вы считаете предпочтительным? Почему?
5. Для чего нужно классифицировать методы обучения?
Какие основания для этого предлагают ученые дидакты?
133
6. Назовите и охарактеризуйте некоторые типичные мето-
ды обучения по источникам знаний. Приведите примеры.
7. Какие методы по характеру учебно-познавательной деятель-
ности вы можете назвать? В чем их сильная сторона и сложность?
8. В чем особенности бинарных методов обучения? (По М.И.-
Махмутову).
9. Какие основания берет Ю.К.Бабанский в своей класси-
фикации методов обучения?
10. Какие логические методы вы знаете? Охарактеризуйте
4-5 из них, вам известных.
11. Как проводится выбор и отбор методов обучения для
конкретного учебного занятия?
12. Какие дидактические средства вы знаете? Какова воз-
можная их классификация? Как они взаимодействуют с мето-
дами обучения?
13. Каковы современные тенденции развития методов обу-
чения?
14. Какие функции выполняет самостоятельная учебная
работа школьников? В каких разделах учебной деятельности
она проводится?
15. Есть две точки зрения на домашнее задание учащихся:
она необходима — она не нужна. Какой точки зрения вы при-
держиваетесь? Почему? Обоснуйте свое отношение к нему.
16. Какова методика задавания и проверки домашних за-
даний? Какие советы дадите учащимся-подросткам о выполне-
нии домашних заданий?
17. Какие особенности выполнения самостоятельных ра-
бот воспитанниками учреждений интернатного типа?

Рекомендуемая литература
Основная
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной обще-
образовательной школе. —М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
2. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. —М.:
Просвещение, 1984. — 64 с.
3. Выбор методов обучения в средней школе /Под ред.
Ю.К.Бабанского.— М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
4. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образова-
тельные технологии. —М. Воронеж: НПО «Модэк», 1998. — 288 с.
5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. —
М.: Педагогика, 1981. — 186 с.

134
6. Педагогические технологии: что это такое и как их использо-
вать в школе/Научные редакторы Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, —М. —
Тюмень: Московский педгосуниверситет, 1997. — 277 с.
7. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная де-
ятельность школьников в обучении. —М., 1980.
8. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподава-
ния. —М.: Роспедагентство, 1998. — 184 с.
9. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульно-
го обучения в школе. —М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
10. Шабалина З.П. Домашняя учебная работа школьни-
ков. —М.: Знание, 1982. — 96 с.
11. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в
школе. 3-е изд.— М.: Просвещение, 1985.
Дополнительная
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. 2-е изд.
—М.: Роспедагентство, 1997. — С. 96-108.
2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда кни-
га учит. —М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
3. Зимняя И.А. Самостоятельная работа — высшая форма
учебной деятельности//Педагогическая психология.— Ростов-
на-Дону: Феникс, 1997. — С. 327-342.
4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польско-
го. — М.: Высшая школа, 1986.
5. Лернер И.Я. Методы обучения//Дидактика средней
школы/Под ред. М.Н.Скаткина. 2-е изд.— М.: Просвещение,
1982. — С.181-215.
6. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Методы обучения//Российс-
кая педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. — М.: БРЭ,
1993.— С. 566-567.
7. Методы обучения в современной школе/ Под ред. Н.И.
Кудряшова.— М., 1983.
8. Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск.—
М.: Высшая школа, 1990.
9. Руководство самообразованием школьников /Редакто-
ры-составители Б.Ф.Райский, М.Н.Скаткин. —М.: Просвеще-
ние, 1993. — 143 с.
10. Серкутьев Г.В. Формы и методы организации теорети-
ческого обучения.— Мн.: НМЦентр, 1996. — 88 с.
11. Сорокин Н.А. Дидактика. —М.: Просвещение, 1974.
12. Средства обучения и методика их использования в на-
чальной школе /Под ред. Г.Ф.Суворовой. 2-е изд. —М.: Про-
свещение, 1990. -160 с.

135
Содержание

Вееи ...................................3
вдне ...................................
Рзе I Ддкиа...........................4
адл . иатк............................
Лекция 1. Дидактика — отрасль педагогики....................4
1.1. Общее представление о дидактике и ее становлении....4
1.2. Предмет и задачи дидактики....................................8
1.3. О категориях и о понятиях дидактики.....................10
1.4. О путях развития дидактики в Советском Союзе,
Беларуси и России во второй половине XX века...................11
Контрольные вопросы и задания.....................................15
Рекомендуемая литература.............................................15
Лекция 2. Формы и организация обучения......................16
2.1. Взаимосвязь содержания, форм и организации
оуеи......................................6
бчня.....................................1
2.2. Из истории форм и организации обучения................19
2.3. Урок — основная форма обучения............................31
2.3.1. Почему урок — основная форма обучения..............31
2.3.2. Основные признаки урока.....................................33
2.3.3. Психологические основы урока.............................34
2.3.4. Типы и структура уроков.....................................40
2.3.5. Нетрадиционные уроки........................................53
2.3.6. Характеристика современного урока.....................59
2.4. Другие, кроме урока; формы обучения......................62
2.5. Подготовка учителя к учебным занятиям.................71
Контрольные вопросы и задания.....................................74
Рекомендуемая литература.............................................76
Лекция 3. Методы обучения...........................................77
3.1. Общее понятие о типах и методах обучения...............77
3.2. Классификация методов обучения ...........................85




136
3.2.1. Проблема классификации.....................................85
3.3. Характеристика методов обучения...........................91
3 3 1 С о е н ем т д . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
... лвсы еоы.......................9
3 3 2 Н г я н ем т д . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
... алды еоы.......................9
3.3.3. Практические методы..........................................100
334 Лгчси мтд.......................0
... оиеке еоы......................14
3.3.5. Проблемные методы............................................111
3.3.6. Выбор методов обучения ......................................116
3.4. Самостоятельная учебная работа школьников..........118
3.4.1. Общее понятие о самостоятельной работе..............118
3.4.2. Самостоятельная работа учащихся на учебных
знтя.....................................2
аяих....................................13
3.4.3. Самостоятельная работа во внеурочное время .......125
3.4.3.1. Самостоятельная учебная деятельность учащихся
во внеурочной и внеклассной работе...................................125
3.4.3.2. Домашняя учебная работа и самообразование.....126
3.4.3.3. Самостоятельная работа школьников в
учебно-воспитательных учреждениях интернатного типа.....130
Контрольные вопросы и задания....................................133
Рекомендуемая литература...........................................134




137
Учебное издание

Прокопьев Иван Иванович

ПЕДАГОГИКА
ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ

Учебное пособие
для студентов педагогических специальностей

В 3 частях
Часть 3 — Дидактика



Редактор Н.Н.Красницкая
Компьютерная верстка: И.П.Зимницкая


Сдано в набор 11.07.2000. Подписано в печать 16.11.2000.
Формат 60х84/16. Бумага офсетная № 1.
Печать офсетная. Гарнитура Школьная.
Усл.печ.л. 8,02. Уч.-изд.л. 7,59.
Тираж 400 экз. Заказ

Налоговая льгота - Общегосударственный классификатор
Республики Беларусь ОКРБ 007-98, ч.1; 22.11.20.600.

Гродненский государственный университет
имени Янки Купалы.
ЛВ № 96 от 02.12.97 г.
Ул. Ожешко, 22, 230023, Гродно.


Отпечатано на технике издательского отдела
Гродненского государственного университета
имени Янки Купалы.
ЛП № 111 от 29.12.97 г.
Ул. Ожешко,22, 230023, Гродно.

138

<< Пред. стр.

страница 16
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign