LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

выков, закрепление; в) контрольные задания.
2. Работа с книгой. В первую очередь — это учебники.
Они содержат основной программный материал, поэтому исполь-
зуются как фрагмент урока в сочетании с другими видами учеб-
ной работы. Учитель использует книгу для самостоятельной
работы учащихся в разных вариантах, например, для изучения
фрагментов документального материала по истории, литерату-
ре, для изучения графического материала, учебных рисунков,
таблиц, фрагментов художественного описания исторических
событий, географической местности, явлений природы и т.п.
Для лучшего и осмысленного усвоения текста предлагает-
ся составить план прочитанного, выделить описание понятий,
дать сравнительную характеристику каких-либо явлений. Для
подготовленного ученика можно предложить написать аннота-
цию на книгу, рецензию на статью.
Продолжается работа по использованию справочной лите-
ратуры.
3. Лабораторные и практические занятия предусмотрены
учебными программами; о них мы уже рассказывали раньше.
Кроме названных методов самостоятельных работ на учеб-
ных занятиях используются и художественное творчество, на-

124
пример, рисование, лепка, вышивание. Это в основном работы
индивидуального характера, хотя и в классе.

3.4.3. Самостоятельная работа во внеучебное время
К этому виду относятся деятельность во внеурочной и вне-
классной работе, домашняя работа и самообразование, а также
работа в учебно-воспитательных учреждениях интернатного типа.

3.4.3.1. Самостоятельная учебная деятельность учащихся
во внеурочной и внеклассной работе
Это — внеурочная работа по учебному предмету: кружки юных
математиков, любителей словесности, географов и т.п.; викторины,
турниры смекалистых, конкурсы чтецов, заочные путешествия; фа-
культативы по предмету и т.д. В этой работе, как правило, участву-
ют учащиеся одного класса, иногда и параллельного.
Внеурочная работа представляет собой часть внеклассной.
Последняя, кроме того, охватывает учащихся всей школы. Это и
клуб с разными секциями, и лектории, и музейная работа, и тех-
нические кружки. Участие ребят в подобных кружках, секциях
и т.д. обязательно предполагает и теоретическую, и практичес-
кую самостоятельную работу. Например, радиомоделирование
охватывает такие разделы знаний, как радио и электроника, кон-
струирование, практические работы по составлению и анализу
схем, по сборке узлов и контуров и т.п. Работа в музее любого
профиля связана с поиском, исследованием и систематизацией
экспонатов, пропагандой знаний в соответствующей области. Все
это возможно только при условии познавательной работы.
Самостоятельная работа учащихся во внеучебное время
включает такие формы и методы, которые не укладываются в
один урок. Это, например, наблюдения за погодой, сезонными
явлениями природы, опытная работа на пришкольном участке,
изучение и сбор материалов по истории, географии родного края,
разного рода экскурсии и т.д. Она проводится и в группе уча-
щихся, и индивидуально.
Внеучебные занятия имеют некоторые отличия от подоб-
ных занятий на уроках. Например, член кружка добровольно,
по своему желанию, а не по заданию учителя занимается само-
стоятельно. Для него отсутствует такой чувствительный сти-
мул учения, как школьная отметка. Во внеучебной работе боль-
ше возможностей учитывать индивидуальные интересы и зап-
росы учащихся. Результат самостоятельной познавательной

125
работы тут же, непосредственно школьник использует на прак-
тике. Собственно, его знания и умения в данном случае имеют
прикладной смысл, и это стимулирует самообразовательную дея-
тельность школьника. Самостоятельная деятельность во внеучеб-
ной и внеклассной работе проходит в свободно складывающейся
группе, сложившейся по общим интересам и по взаимной сим-
патии и предпочтению ребят по принципу: кто с кем хочет. Это
создает комфортное самочувствие членов группы, благополучную
социально-психологическую атмосферу в их взаимоотношени-
ях.
Таким образом, внеурочная и внеклассная работа представ-
ляют широкую возможность организации самостоятельной обра-
зовательной деятельности учащихся по разным направлениям.

3.4.3.2. Домашняя учебная работа и самообразование

Мы уже упоминали, что домашняя учебная работа ученика
есть звено, связующее школьные уроки и занятия разных дней,
иногда — недель. Некоторые этапы и элементы урока непос-
редственно связаны с домашними заданиями: это тренировоч-
ные упражнения по языкам, решение задач по ряду предметов,
подобно которым школьники будут дома самостоятельно вы-
полнять работу. Это и заучивание наизусть стихотворения, тек-
ста, с которыми успели на уроке только познакомиться и т.п. На
уроке же отводится время для проверки домашнего задания, для
инструктажа о выполнении нового задания. Взаимосвязь уроков
с домашними заданиями очевидна: от того, насколько успешно
школьник справился с их выполнением, настолько успешно он
подготовлен к восприятию новых, последующих тем, уроков.
Между тем отношение педагогов к домашним заданиям
неодинаково: от обязательных и загруженных заданий до пол-
ного отрицания и отказа от них. Как бывает, «истина» находит-
ся посредине: домашние задания необходимы, но в разумных
объемах, иначе говоря — должна быть мера. Домашние зада-
ния по сути представляют разные варианты самостоятельной
учебной деятельности школьника, содержание и объем которой
определяет учитель. Эти задания бывают по отдельным учеб-
ным предметам. Но могут быть и комплексные, например, по
математике с физикой, биологии и географии, литературе с ис-
торией и т.п.
Домашние задания решают три задачи. О первой только
что сказали: это составное звено учебной деятельности в школе.

126
Выполняя домашние задания, школьник главным образом зак-
репляет знания, усвоенные на уроке, дополняет их, особенно в
старших классах, изучая новый материал, вырабатывает уме-
ния и навыки решения задач, грамотного письма, пользования
картой и т.д., занимается творчеством: пишет сочинения, зау-
чивает стихи, рисует, слушает музыку, иногда конструирует.
Вторая его задача — формирование мотивов учения. По-
средством домашних заданий учителя и родители добиваются
того, чтобы ведущим движителем учения у него стали познава-
тельные интересы и потребности, чтобы школьник стал любоз-
нательным в широком диапазоне. Высшим уровнем реше-
ния этой задачи будет сформированная потребность у школь-
ника в самообразовании. У многих учащихся, заканчивающих
среднюю школу, она сформирована, но, к сожалению, не у всех.
Следует формировать и нравственное сознание обязательности,
чувства чести, долга, ответственности, неловкости за невыпол-
ненную работу, а также волевые качества настойчивости в вы-
полнении сложных заданий, упорства в достижении цели.
Третья задача домашних заданий — формирование обще-
учебных умений и навыков. Если у школьника сформирова-
лась потребность в самообразовании, то для него имеющиеся
общеучебные умения и навыки составят основу навыков этого
самообразования: составлять перспективный план самообразо-
вания, искать и находить источники знаний (информации), из-
влекать из них знания, анализировать и систематизировать но-
вую информацию, устанавливать межпредметные связи, вклю-
чать новые знания в систему прежних. Сюда же войдет
выработка умений организовать свою работу, умственный труд.
Готовясь к уроку, учитель решает, будет ли он давать до-
машнее задание. Ведь не на каждом уроке оно обязательно.
Если оно будет предложено, то следует определить, для решения
каких задач будет предусмотрено каждое задание. Без опреде-
ления целевой установки домашнее задание будет иметь рас-
плывчатый вид, лишь как традиционное звено обучения.
На самом уроке решается вопрос: что, какое домашнее за-
дание дать. Будут ли это задачи и упражнения аналогичные
тем, что делали на уроке — это более подходит для начальных
классов. Или это задания, подобные тем, с которыми ученики
имели дело на уроке: закончить недорешенную задачу, до кон-
ца выполнить начатое в классе упражнение. В старших клас-
сах можно давать задание, содержащее новую информацию как
этап подготовки к изучению новой темы. Причем, домашние

127
задания нужно давать дифференцированно с учетом учебных
успехов школьника, его познавательных интересов и способнос-
тей. Для сильных по успеваемости предлагают задания повы-
шенной трудности, на смекалку, на поиск дополнительной ин-
формации. Для тех, кто испытывает затруднения, учитель дает
задания в нарастающей сложности: от самых простых и лег-
ких до трудных. Возможны также и факультативные задания,
т.е. не для всех, а только для желающих.
Учителя придерживаются определенной методики задава-
ния домашних уроков. Самая простая из них — указать стра-
ницы и параграфы учебника, номера задач, упражнений. Но такая
методика возможно только в двух случаях: 1) когда домашнее
задание повторяет то, что уже делалось на уроке, а нового мате-
риала в нем нет; 2) она возможна также в старших классах,
когда инструкция к заданиям из учебника учащимся вполне
ясна, например: «Доказать теорему...», перевести текст из одно-
го языка на другой и т.п. К сожалению, нередки случаи, когда
учителя подобным образом дают даже сложные домашние за-
дания, а инструкция в книге о заданиях не доходчива.
В младших классах, а по новым и сложным темам и в
средних и старших учителя подробно инструктируют учащих-
ся, что нужно сделать, добиваются усвоения учащимися содер-
жания задания, подчеркивают, на что обратить внимание. До-
машнее задание не следует давать со звонком на перемену: в
тот момент учащиеся уже не способны нормально восприни-
мать его. А нужно, чтобы весь класс был внимателен.
Итак, ученик получил домашнее задание. Как он будет его
выполнять? Можно дать ряд советов о его успешной самостоя-
тельной учебной работе. Именно успешной, потому что успех
вдохновляет на упорное занятие, а неудача, напротив, гасит же-
лание к занятиям.
Напомним, что у школьника должны быть постоянное мес-
то для самостоятельной работы, нормальное освещение, провет-
риваемое помещение, комфортная температура, тишина. Домаш-
ние задания желательно выполнять в одно и то же время, при-
ступая к ним примерно через 2 часа после возвращения ученика
из школы. К началу выполнения домашних заданий надо при-
готовить и иметь под рукой соответствующие книги, тетради и
другие учебные принадлежности.
Выполнение домашних заданий следует планировать на
каждый день и отчасти — на неделю. Дело в том, что есть зада-
ния устные, письменные и иногда практические. Встречаются

128
также так называемые трудные и легкие виды (это, естественно,
субъективная оценка ученика). Задания по некоторым предме-
там бывают почти ежедневно, по иным — только лишь 2-1
раза в неделю (по географии, биологии). Некоторые задания
можно выполнить сравнительно быстро (повторить правило пра-
вописания, решить задачу). Но есть задания, которые приходит-
ся выполнять длительное время: написать сочинение, прочи-
тать книгу писателя, решить серию факультативных задач и
т.п. Задания подобного рода в один присест не выполнить. При-
ходится общий объем работы распределить по дням недели
так, чтобы к назначенному сроку целиком выучить все зада-
ния. Как все эти задания сочетать, в какой последовательности
выполнять? Здесь школьника как раз и выручает план подго-
товки домашних заданий.
С чего начинать? Школьник чувствует себя психологичес-
ки комфортно, если трудное для него задание будет выполнено
в первую очередь, потому что у него есть уверенность: с осталь-
ными он вполне справится. Но если это задание окажется субъек-
тивно весьма сложным, то лучше отложить его на более позднее
время, чтобы успеть выполнить легкие задания, коль они тоже
обязательны, а уж потом вернуться к сложной работе.
Если есть устные и письменные задания, то школьники пред-
почитают сначала выполнить письменные, а уж потом — уст-
ные. В общем это правильно. Если же эти задания по одному и
тому же предмету, то сначала предпочтительнее выучить уст-
ный урок, потому что как раз и будет разъяснение правил: как
решать задачи данного типа, как правильно писать и т.д. А уж
потом перейти к выполнению письменной части задания.
Задания по каким предметам учить сегодня: те, которые
получены сегодня или же, исходя из расписания занятий завт-
рашнего дня? Если в течение недели почти ежедневно есть дан-
ный предмет (языки; математика), этот вопрос не возникает —
учить в тот же день. А если уроков мало, все равно основательно
учить надо домашние уроки в день их получения, а накануне
лишь повторить. Так знания, полученные в школе, закрепляют-
ся дома, вместе с тем предупреждается забывание.
Выполнение заданий, рассчитанных на длительный срок,
нужно рассредоточить во времени: надо точно определить, в какой
день какая часть общей работы должна быть выполнена, чтобы
к сроку завершить всю работу.
Как школьнику продуктивнее учить домашние уроки: од-
ному, вдвоем, группой? Коль речь идет о самостоятельной учеб-

129
ной деятельности, то предпочтительнее заниматься одному. Меж-
ду тем некоторые уроки уместно готовить и вдвоем, например,
иностранные языки (диалоги), занятия по географической кар-
те (взаимопроверка знания карты, географической номенклату-
ры), наблюдения над погодой и т.п. Иногда следует использо-
вать взаимопомощь: сильный по одному предмету поддержива-
ет, выручает того, кто нуждается в его помощи.
Каково отношение родителей к самостоятельным домаш-
ним занятиям детей? Конечно, самое заинтересованное. Но это
не значит, что постоянно надо сидеть над учеником, указывая
ему, что и как делать или не делать. В выполнении домашних
заданий школьнику надо предоставлять самостоятельность. А
если ребенок сам обратится к взрослому с просьбой помочь, то
не следует давать прямой ответ. Лучше, если путем наводящих
вопросов он подведет ученика к правильному выводу, ответу. О
том, как помогать детям в выполнении ими домашних заданий,
родителей консультирует преподаватель-предметник и класс-
ный руководитель.
О методике проверки домашнего задания мы подробно рас-
сказали в предыдущей лекции, говоря об уроке (с.69-70 этой
книги). Для проверки домашнего задания отводится специаль-
но время или как самостоятельный этап урока, или проверка
идет по фрагментам на разных этапах.

3.4.3.3. Самостоятельная работа школьников в учебно-
воспитательных учреждениях интернатного типа
Если в массовой школе мы говорим о домашних заданиях
учащихся как виде самостоятельной учебной деятельности, то в
детских учреждениях интернатного типа1 они специфичны.
Школьники выполняют домашние задания без участия препо-
давателя или воспитателя. Степень его самостоятельности вы-
сока. В учреждениях же интернатного типа дети выполняют
задания, которые в массовой школе называются домашними, под
руководством и при участии педагога (воспитателя, дежурного
преподавателя). Помощь педагога индивидуальна. Так как воспи-
танники с конкретным заданием справляются неодинаково, то
в одно и то же время они могут выполнять разные задания:
кто-то — решать задачи, кто-то — читать по истории и т.д.
Поэтому воспитателю приходится быть консультантом-универ-
Имеются в виду школы-интернаты, пришкольные интернаты, детские
1

дома, школы полного и группы продленного дня, классы в детских лечебных
и оздоровительных учреждениях.

130
салом. Фронтальных занятий при этом нет. Вместе с тем он
организует взаимопомощь и сотрудничество учащихся, взаимо-
контроль выполненной работы, стимулирует самостоятельность
ребят, их познавательную активность. Отметки за такие заня-
тия не ставятся.
В самостоятельном выполнении домашних уроков в этих уч-
реждениях есть возможность шире использовать справочную ли-
тературу, планомерно обращаться к материалам средств массовой
информации, к техническим средствам учебной деятельности.
Резюме
Методы обучения как понятие дидактики имеют прямую
связь с философией, с гносеологией. Методы обучения — это
упорядоченные субъектно-объектно/субъектные действия и со-
трудничество, направленное на достижение цели образования,
воспитания и развития учащихся. В учебном процессе учащийся
и преподаватель взаимодействуют. Взаимодействие потом мо-
жет перейти в сотрудничество, хотя и не равенство, потому что у
них разные функции.
Метод обучения состоит из приемов и операций. Один при-
ем — это часть разных методов, а в одном методе — в каждом
случае несколько разных приемов. Методы обучения развива-
ются. За историю сложились четыре типа обучения: словесно-
догматический, объяснительно-репродуктивный, эвристический
и творческий. Некоторые дидакты творческий тип считают раз-
новидностью эвристического. Мы полагаем, что у него есть спе-
цифические признаки, потому это — самостоятельный тип.
В дидактике оправдали себя множество разных методов обу-
чения. Для теоретического осмысления и их эффективного ис-
пользования на практике дается классификация методов обу-
чения по разным пересекающимся логическим основаниям-
признакам: по источникам знаний, по дидактическим задачам,
по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся,
бинарные и многомерные. Ю.К.Бабанский предложил признак
целостного деятельностного подхода.
Все предложенные классификации имеют право на суще-
ствование, потому что отражают значимые внешние и внутрен-
ние стороны процесса и организации обучения. В практичес-
кой деятельности используются словесные методы (беседа, рас-
сказ, объяснение, школьная лекция); наглядные методы
(иллюстрация; демонстрация, наблюдение); практические ме-
тоды (упражнения, лабораторные и практические работы, неко-
торые познавательные игры). Далее -логические методы: срав-
нение, индукция и дедукция, аналогия, анализ и синтез, абстра-
131
гирование и конкретизация, классификация. Они встречаются
по всем предметам на каждом занятии во всех классах.
Проблемные методы это — иллюстративно-репродуктивный,
проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
В дидактике стоит вопрос о выборе методов обучения. Дело
в том, что абсолютно хороших или плохих методов нет; некото-
рые из них эффективно решают одни задачи, но не подходят
для решения других и наоборот. Поэтому речь идет об эффек-
тивном (оптимальном) выборе методов обучения с учетом ряда
факторов: какой метод лучше или хуже решает конкретные
дидактические и воспитательные задачи, какой из них наилуч-
шим образом развивает познавательные способности учащихся,
обеспечивает знаниями, какие лучше формируют умения и на-
выки, в каком темпе продвигается учебный процесс. С учетом
этого и отбираются методы к конкретному уроку. Подчеркнем:
все методы в практической работе учителя взаимосвязаны.
С методами имеют тесную связь средства обучения. Их тоже
классифицируют по разным основаниям.
Методы обучения имеют тенденцию к дальнейшему развитию.
Актуальными направлениями этого развития остаются технология
обучения, развивающее обучение, личностно-ориентированное обу-
чение, компьютеризация обучения, тесты и тестирование.
В учебной деятельности школьника большое место зани-
мает его самостоятельная работа. Это разные виды индивиду-
альной и коллективной учебной деятельности, выполняемые без
непосредственного участия преподавателя на уроке и во вне-
учебное время. Самостоятельная работа — высшая форма учеб-
ной деятельности ученика (И.А.Зимняя). как разновидность
учебной деятельности самостоятельная учебная работа школь-
ников выполняет три функции: образовательную, воспитатель-
ную, развивающую. Ее специфические задачи: формирование
общеучебных умений и навыков; формирование навыков само-
образования, научной организации умственного труда и учеб-
ной деятельности.
Самостоятельная работа по способу выполнения бывает ум-
ственной и практической и проводится фронтально, группой и
индивидуально. Она выполняется в несколько этапов:
— осознание и принятие учеником цели самостоятельной
работы;
— учебная задача;
— учебные действия;
— самоконтроль.

132
Самостоятельная учебная работа — это путь к непрерывно-
му самообразованию учащегося после окончания им учебного
заведения. Важнейшей движущей силой в самостоятельной
работе учащихся и в последующем самообразовании являются
также мотивы как любознательности, познавательные интере-
сы и потребности. Одна из важнейших задач учителя заключа-
ется в формировании этих мотивов.
Самостоятельная работа значительное место занимает на
занятиях при изучении теоретического материала, его закреп-
лении, выработке умений и навыков (тренировочные упражне-
ния). По степени сложности и уровню самостоятельной дея-
тельности различают копирующие действия учащихся, репро-
дуктивную деятельность, продуктивную деятельность и перенос
знаний для решения познавательных задач в новой ситуации.
Виды самостоятельных работ: упражнения, работа с кни-
гой, лабораторные и практические занятия, наблюдения, твор-
ческие работы.
Самостоятельная работа широко используется во внеучеб-
ное время кружковой, клубной работе, в работе лекториев, музе-
ев и т.д. Она занимает большое место в качестве домашних
заданий учащимися. Домашнее задание представляет звено, свя-
зующее уроки по предмету в разные дни. Выполнение домаш-
них заданий и самостоятельная учебная работа учащихся спе-
цифичны в условиях учебно-воспитательных учреждений ин-

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign