LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

гает ряд условий, которые обеспечивают оптимальный выбор
методов обучения. В их числе — опора на совокупность прин-
ципов обучения; системный подход к выбору методов и предуп-
реждение односторонности в их выборе; сравнительная оценка
возможностей различных методов, опора на аналогии по соб-
ственному опыту и др.
Выбор методов обучения в средней школе/Под ред. Ю.К.Бабанско-
1

го.— М.: Педагогика, 1981. — С. 43-44.

116
Схема
Сравнительные возможности различных методов обучения, по Ю.К.Бабанскому
(+ ! решает данную задачу более успешно,
чем другие методы этой группы,
+ в основном решает данную задачу,
— решает данную задачу менее успешно,
чем другие методы этой группы)
Формирование Развитие




познавательного



учебного труда
теоретических




практических
Методы обучения Темп обучения


фактических




мышления



мышления
логического



образного
и трудовых




тельности
наглядно-



самостоя-
мышления




интереса

навыков
словесно-




эмоций
памяти
умений
знаний


знаний




воли
речи
117




1. Словесные Быстр.
+ ! + ! – + ! – – + +! + + + +
2. Наглядные Сред.
– + + – + ! + +! – +! + + +!
3. Практические Сред.
– +! + ! – + + ! + – + +! + +!
1. Репродуктивные + +! + ! + + ! – +! + + +! + + Быстр.
2. Проблемно- +! + – + ! – + ! + +! +! + +! +! Медл.
поисковые
1. Индуктивные + +! + ! + + ! + + + + +! + +! Медл.
2. Дедуктивные +! + – + ! + + + + + – +! + Быстр.
1. Методы Быстр.
учебной работы под +! + + + + + + + + + + +
руководством учителя.
2. Методы + +! +! + + +! +! + +! +! +! +! Сред.
самостоятельной работы.
1. Познавательные игры + +! + + + ! + ! +! + +! + +! +! Медл.
2. Учебные дискуссии +! + – + ! + + ! + +! +! + ! +! +! Медл.
1. Устный контроль +! +! – + ! – + + +! + + + + Сред.
2. Письменный контроль + + – + + + + + + +! +! + Сред.
3. Лабораторный контроль – – +! – – + – – + +! + +! Медл.
Завершая вопрос о выборе методов, скажем, что предвари-
тельно учителю следует определить тип обучения, а уже потом
выбирать форму учебных занятий и конструировать (модели-
ровать) оптимальный вариант методов обучения.
Может показаться, что самый предпочтительный тип обу-
чения — это эвристический. И тут тоже надо подходить из
дидактических и воспитательных задач. Часто оправдывает себя
объяснительно-репродуктивный тип. Так, таблицу умножения
можно изучать по типу и эвристического, и объяснительно-реп-
родуктивного обучения, но предпочтительнее первый тип. Если
изучать, скажем, правила дорожного движения, то предпочти-
тельнее будет второй. Эвристическим путем трудно будет втол-
ковать учащимся многие правила правописания: написание слов
с заглавной буквы в русском и, скажем, немецком языках, на-
писание окончаний слов -ого, -его, когда мы явственно произно-
сим -ова, -ева; условные обозначения на географической, исто-
рической картах и т.п. В этих случаях также предпочтитель-
нее объяснительно-репродуктивный тип обучения.
Следовательно, оптимальному выбору методов предшествует и
выбор типа обучения.

3.4. Самостоятельная учебная работа школьников
3.4.1. Общее понятие о самостоятельной работе
С момента рождения и на многие-многие годы человек ока-
зывается в объятиях любящих сердобольных родителей, а по-
том — воспитателей, учителей, которым по штату положено
заниматься воспитанием детей. Все они его опекают, наставля-
ют, учат есть, умываться, ходить, говорить, ладить с товарищами,
а потом — считать, читать, писать, рассуждать. И обычно это все
делается под неусыпным надзором, примером и нередко — же-
стким требованием взрослых. Между тем такая опека проти-
воречит природе и физического, и умственного, и нравственного
развития ребенка. «Я сам!» — это его краткое и решительное
изречение как нельзя лучше выражает неутомимое стремление
растущего человека до всего дойти самому: своими руками, умом,
наблюдением, действиями. Исследованиями педагогов, психоло-
гов и социологов доказано, что дитя, человек вообще развивает-
ся, участвуя в деятельности (и общении). Даже на житейском
бытовом уровне известно, что пока человек сам не поработает
руками и не пошевелит мозгами, он не сможет заниматься кон-
кретным практическим делом и не дойдет умом до сути чего-

118
либо. Если эту идею рассматривать в сфере теории обучения, то
это будет разновидность самостоятельной учебной работы.
В дидактике самостоятельная работа учащихся — это их
индивидуальная или коллективная учебная деятельность по
заданиям, но без непосредственного участия педагога, препода-
вателя, инструктора, учебного мастера. Ее функции сводятся к
трем: образовательной, воспитательной, развивающей. Но это —
глобальный подход, он не отражает специфики самостоятель-
ной работы учащихся. Есть смысл указать на те задачи, кото-
рые она решает в обучении:
1) развитие и формирование общеучебных умений и навы-
ков: планировать работу, выявить и подобрать источники ин-
формации, пособия, пользоваться книгой, учебником, организо-
вать свое рабочее место и т.п.;
2) формирование у учащихся мотивов самообразования -
любознательности, познавательных интересов и потребностей,
стремления постоянно пополнять знания, расширять кругозор;
3) развитие культуры умственного труда;
4) формирование навыков самообразования, научной орга-
низации умственного труда и учебной деятельности. Решение
этих задач взаимосвязано, хотя оно не идет в той же последова-
тельности, но по сложности начинается с простейших (органи-
зовать свое рабочее место и т.п.) и переходит к более сложным
видам, в частности, умение пользоваться справочной литерату-
рой, вести записи по изучаемому материалу.
По способу выполнения самостоятельная работа бывает ин-
теллектуальная (умственная) и мускульно-двигательная (прак-
тические действия рук и другие физические движения). По
организации она проводится совместно всем классом, группой
(бригадой, звеном) или индивидуально. Она включается в учеб-
ный процесс на уроке или другие формы работы, проводится на
внеурочных занятиях или выполняется как домашнее задание.
В самостоятельной работе учащегося следует видеть ее вне-
шнюю и внутреннюю сторону. Внешняя выражается в том, что
ученик (или группа), получив задание, выполняет учебную ра-
боту без участия учителя или других взрослых. Это — вне-
шний признак и в то же время — условие для самостоятельной
работы. Но есть и внутренняя сторона, которая протекает как
интеллектуальный познавательный процесс самообучения. И
в самом деле, ученик самостоятельно разбирается в сути полу-
ченного задания, определяет поставленные в нем проблемы и
противоречия, устанавливает данные, которые уже известны и

119
какие еще предстоит выяснить и найти ответ на поставленный
вопрос или получить соответствующий результат. У ученика в
момент самостоятельной работы проявляется активная познава-
тельная деятельность: процесс восприятия — наблюдение, мыш-
ления, воображения, памяти. Именно внутренняя сторона само-
стоятельной учебной работы развивает ученика, формирует его
интеллектуальные способности, умения по самообразованию.
Самостоятельная работа выполняется в несколько этапов.
1. Осознание и принятие учеником цели работы. Давая
задание, учитель объясняет ее цель: изучить какие-то явления,
выяснить причинно-следственные связи в них, научиться ре-
шать задачи данного класса, приобрести практические умения
и т.п. Если цель учащимся ясна и принята к исполнению, то
работа пойдет активно.
2. Учебная задача — это представление учащимися конк-
ретных знаний, умений и навыков, которыми предстоит овла-
деть. Допустим, школьник решает примеры: 18+7=...; Х+7 = 25;
18+Х = 25. и т.п. На первый взгляд, выполняя задание, он при-
обретает вычислительные навыки, умение решать примеры
разных вариантов на сложение. Конечно, эта задача не исклю-
чается, но она не главная, а сопутствующая. Учебная задача со-
стоит в том, чтобы ученик осмыслил взаимосвязь компонентов
действия сложения. Подобная учебная задача возникает и при
самостоятельном выполнении других учебных заданий.
3. Учебные действия. Цель учеником принята, учебная за-
дача осознана, далее следуют учебные действия: восприятие
учебного материала, его умственная переработка и «выдача»
результата — ответ решенной задачи, заученный материал, ус-
военная мысль. А если это связано с мускульными действиями,
то это будет двигательный навык письма, рабочей операции, игры
на музыкальном инструменте, спортивной игры и т.п. Разуме-
ется, некоторые операции учебных действий ученику придется
многократно повторять, чтобы усвоенные знания, умения и на-
выки были безошибочными, прочными, устойчивыми.
4. Самоконтроль. Умение проверить себя, оценить резуль-
тат своих учебных действий — это существенный элемент са-
мостоятельной работы. В этой самопроверке, естественно, есть
субъективный момент. Ведь ученик, если не испытывал трудно-
стей при работе, то как правило, считает, что задание он выпол-
нил правильно, без ошибок. Тогда у него не возникает и намере-
ния проверить самого себя. А если и появляется такое желание,
то он предпочитает обратиться к другим людям, которые оце-

120
нили бы, так ли выполнено задание. Читатель наверняка по-
мнит годы учебы в младших классах, когда он обращался к
взрослому с просьбой проверить, правильно ли решена задача,
так ли выполнено задание, упражнение и т.п. Но эта ситуация
повторяется и сейчас: многие школьники не умеют контроли-
ровать себя, потому что не владеют приемами самоконтроля.
Есть некоторые приемы и правила самоконтроля знаний
учащихся. В учебных пособиях в конце текста изученного ма-
териала помещены вопросы и задания. После изучения текста
ученику следует дать ответ, выполнить задания. Если трудно
ответить с первого раза, текст надо перечитать и повторить этот
же прием. В задачниках приводятся ответы на соответствую-
щую задачу. После решения ее можно сверить свой ответ с тем,
что помещен в книге.
После выполнения упражнения по языковым предметам
полезно перечитать выполненное задание, еще раз проговорить
правило правописания слов, расстановки знаков препинания, и
по необходимости — справиться в словарях, как надо писать
слово. Устные ответы можно проговорить вслух. При затрудне-
нии воспроизвести какой-то фрагмент статьи надо вернуться к
учебнику и перечитать то место, которое не удалось воспроизве-
сти с первого раза. На листочке можно записать названия, даты,
термины по изучаемому материалу, а потом сличить с текстом
учебника и убедиться, верно ли они устно воспроизведены.
При программированном контроле используются простые
дешифраторы. Хотя они помогут обнаружить только ошибку в
ответе, а не подскажут, как ее исправить, но и это уже будет
своеобразным сигналом об ошибке, которую надо исправить,
поработать над ней.
А если самостоятельная работа составляет фрагмент урока,
то здесь возможны и взаимоконтроль учащихся, и консульта-
ции учителя.
Самостоятельная учебная работа непосредственно связана с
самообразованием, которое имеет причины и мотивы. Любой
человек, окончивший учебное заведение, продолжает учиться
самостоятельно путем самообразования. К непрерывному обра-
зованию стимулируют его, а иногда даже принуждают по мень-
шей мере две причины. Это, во-первых, моральное старение име-
ющихся знаний. Например, мы еще недавно определенные зна-
ния принимали за истину, какое-то явление оценивали как
положительное либо неприятное. Но проходит время, и мы те
же знания, явления начинаем оценивать иначе. Так, еще недав-

121
но общеобразовательная школа проводила жесткое атеистичес-
кое воспитание, и это воспринималось как должное. Теперь на
этот вопрос мы смотрим совсем по-другому. Бескорыстный труд
мы считали высшим идеалом отношения человека к работе,
сейчас уже так не считаем. Подобных примеров много и в жиз-
ни общества (в экономике, политике), и в оценке явлений при-
роды, и в искусстве.
Во-вторых, лавинообразное нарастание новой информации.
Современная наука и техника развиваются так бурно, что при-
рост новой информации опережает возможности его освоения
отдельными людьми. Поэтому избирательное освоение дает пред-
ставление об основных тенденциях развития науки, техники,
движения общества.
Эти причины делают непрерывное образование объектив-
но необходимым для каждого человека. Однако, эта необходи-
мость осознается и реализуется не всеми людьми. Здесь роль
играют мотивы непрерывного образования. Их тоже несколь-
ко. Одни непрерывно учатся для того, чтобы не отстать от жиз-
ни и быть в курсе всего происходящего в быстротекущем пото-
ке событий и так поддерживать личный престиж. Для других
непрерывное образование нужно для профессионального роста.
Третьих к непрерывному образованию побуждают их познава-
тельные интересы и потребности. И основным способом и фор-
мой непрерывного образования как раз и является самообразо-
вание, самообучение. Самообразование — это вид самостоятель-
ной учебной работы. Поэтому уже в школьные годы надо
прививать потребность в нем и приучать учащихся к культуре
самообразования.
Начинать следует с развития любознательности у уча-
щихся. Это может быть рассказ о захватывающей истории с
незавершенным концом, о загадках природы, о которых школь-
ник кое-что знает, но этого ему мало, и об удивительных фактах
и явлениях окружающего мира («Удивительное рядом»). Сле-
дует подсказать, где об этом можно узнать подробнее: в научно-
популярной литературе, справочниках, в периодической печати,
радио- и телепередачах, в клубах интересных встреч и т.д.
Самообразование идет продуктивнее, если оно строится по
плану. Надо выделить вопросы, какие представляют интерес для
конкретного ученика, наметить последовательность, в какой их
изучать и т.д.
Затем начинается поиск источников информации: литера-
туры, журнальных и газетных публикаций, программ телеви-

122
дения и радиопередач, тематики лекториев разного профиля и
т.п. Особое внимание учащихся следует обратить на знание спра-
вочной литературы и умение ею пользоваться. Учителя знако-
мят учащихся с литературой своего профиля: структурой спра-
вочника, последовательностью словника и понятийного аппара-
та, правилами пользования им. И главное — прививать у
учащихся вкус и потребность постоянно обращаться к разнооб-
разной справочной и дополнительной литературе, формировать
познавательный интерес.
Школьников надо приучать общим и частным приемам
самообразования: вести дневник, в который записывать новую
информацию, указать, откуда она взята. Если это — теле- или
радиопередача, лекция, доклад, то где, когда, от кого удалось уз-
нать, услышать увидеть какой-то факт, информацию. Полезно
вести альбомы рисунков, картин, фотографий с теми же матери-
алами. В старших классах надо учить делать выписки из про-
читанного, подготовить план, тезисы, рефераты. В самообразова-
нии важна наблюдательность человека: он видит, слышит нуж-
ную для него информацию там и тогда, где другие ее даже не
замечают. Школьник, занимающийся самообразованием, нахо-
дится в состоянии постоянного поиска. Эту особенность лично-
сти надо постоянно развивать.

3.4.2. Самостоятельная работа учащихся
на учебных занятиях
В педагогике утвердился принцип активности обучающе-
гося. Его смысл заключается в следующем: те знания, которые
добыты собственной деятельностью и при личном активном
участии ученика в учебной работе, становятся осознанными и
прочными. Из этого принципа вытекает правило: тот материал,
который доступен учащимся, предпочтительно давать именно
для самостоятельного изучения и выполнения на уроках. К са-
мостоятельной работе учащихся готовят заранее. Она может
быть включена в любой структурный элемент учебного заня-
тия. По дидактической функции самостоятельную работу ис-
пользуют при изучении теоретического материала, а также на
практических и лабораторных работах, при тренировке для
выработки умений и навыков. По степени сложности заданий
и учебным возможностям учащихся исследователи (П.И.Пид-
касистый, Ю.Б.Зотов. В.П.Беспалько) выделяют несколько уров-
ней самостоятельной деятельности.

123
1. Копирующие действия учащихся, когда они выполняют
задания по образцу. Это — подготовительный этап.
2. Репродуктивная деятельность. Это воспроизводящая де-
ятельность на уровне памяти, но с элементами обобщения при-
емов и методов познавательной деятельности.
3. Продуктивная деятельность, когда учащиеся самостоя-
тельно применяют имеющиеся знания для решения задач за
пределами образца, делают индуктивные и дедуктивные логи-
ческие операции.
4. Перенос знаний для решения задач в новой ситуации,
составление новых программ самостоятельной деятельности с
использованием гипотетического и аналогового мышления. На
этом уровне школьник владеет и способами самоконтроля.
Эти уровни, как видим, следуют с нарастающей трудностью
и сложностью. Но самостоятельную деятельность следует начи-
нать с низших уровней, постепенно переводя ее до уровня выс-
шего, когда ученик уже способен полностью самостоятельно
выполнять задание, а учитель участвует в дополнительном кон-
троле изученного.
Виды самостоятельных работ разные.
1. Упражнения, решение задач. Их дидактическое назначе-
ние: а) изучение нового материала; б) выработка умений и на-

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign