LINEBURG


страница 1
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство образования Республики Беларусь
ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ




И.И.Прокопьев


ПЕДАГОГИКА
ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ

Учебное пособие
для студентов педагогических специальностей
В 3 частях
Часть 3 — Дидактика




Гродно 2000



1
УДК 37.01 (075.8)
ББК 74.00
П 80




Рецензенты: доктор педагогических наук,член-корр. Бел АО,
профессор В.А.Барков;
кандидат педагогических наук,
доцент И.А.Карпюк.




Прокопьев И.И.
ПЕДАГОГИКА. ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ: Учеб. пособие. В 3 ч.
П 80 Ч.3 — Дидактика. — Гродно: ГрГУ, 2000. — 138 с.

ISBN 985-417-231-7.
Лекции адресованы студентам педагогических специальностей.
Предлагаемое учебное пособие продолжает знакомить читателя с лекцион-
ным курсом педагогики, как и части 1 (Прокопьев И.И. Педагогика. Из-
бранные лекции: Учеб. пособие. В 3 ч. Ч.1 — Основы общей педагогики. —
Гродно: ГрГУ, 1997) и 2 (Прокопьев И.И. Педагогика. Избранные лекции:
Учеб. пособие. В 3 ч. Ч.2 — Общая педагогика. — Гродно: ГрГУ, 1998).

УДК 37.01 (075.8)
ББК 74.00




? И.И.Прокопьев, 2000
ISBN 985-417-231-7.

2
ВВЕДЕНИЕ


3-я часть избранных лекций по педагогике включает темы
по общей дидактике. Этот важнейший раздел педагогики раз-
работан лучше других и вместе с тем именно в нем в конце XX
века имеются значительные достижения. Это и технология обу-
чения, и развивающее обучение, и личностно-ориентированное
обучение, и эвристическое обучение, и компьютеризация обуче-
ния, и стандарт содержания образования и другие актуальные
проблемы. Нам хотелось бы все эти вопросы сделать достояни-
ем студентов. К сожалению, в небольшой книжке это все отра-
зить невозможно. Мы включили в нее только традиционные
темы в современном представлении. По ряду вопросов в лек-
ции включена и история той или иной проблемы.
При написании предлагаемых лекций автор использовал
монографии, современные учебные пособия по педагогике и
дидактике и опирался на свой 45-летний опыт преподавания
курса педагогики в вузах.
Структура лекции такова: дается план, затем излагается каж-
дый вопрос, даются вопросы и задания по теме. Лекция заканчи-
вается списком основной и дополнительной литературы. Он по-
может читателю в поиске литературы при подготовке рефератов,
курсовых, контрольных и дипломных работ по дидактике.
Избранные лекции адресованы студентам, изучающим курс
педагогики. И вместе с тем мы надеемся, что они будут полез-
ными для магистрантов, соискателей, аспирантов и преподава-
телей педагогики, методистов частных учебных предметов. Ав-
тор будет благодарен за критические замечания и позитивные
предложения по совершенствованию лекций.
Автор выражает искреннюю благодарность и признатель-
ность рецензентам: профессору В.А.Баркову и доценту И.А.Кар-
пюк за полезные советы в подготовке пособия, а также редакто-
ру Н.Н.Красницкой за внимательное прочтение рукописи и
помощь в ее улучшении.




3
РАЗДЕЛ I. ДИДАКТИКА

Лекция 1. Дидактика — отрасль педагогики
1. Общее представление о дидактике и ее становлении.
2. Предмет и задачи дидактики.
3. О категориях и понятиях дидактики.
4. Вехи развития дидактики в Советском Союзе, Беларуси
и России во второй половине XX века.

1.1. Общее представление о дидактике и ее становлении

В большинстве современных пособий по педагогике общее
понятие о дидактике дается весьма лаконично1. Поэтому об об-
щих вопросах дидактики мы расскажем несколько подробнее.
Дидактика — это крупная отрасль педагогики, разрабаты-
вающая теорию образования и обучения. Слово «дидактика»
происходит от греческого didaktikos (поучающий, относящийся
к обучению), didasko (изучающий).
Как термин педагогики он появляется впервые в начале
XVII века (1613 г.). Прогрессивный немецкий педагог, побор-
ник обучения детей на родном языке Вольфганг Ратке (1571-
1635)2 назвал свой курс лекций «дидактикой», «искусством
преподавания». В том году Кристоф Хельвиг и Йохим Юнг
(Германия) написали «Краткий отчет из дидактики или Искус-
ства обучения Ратихия». Как видим, эти авторы дидактикой
назвали искусство обучения. Хотя, по В.Ратке, дидактика наря-
ду с образованием не исключала и воспитания личности. Но
толкователи его идей соотнесли ее именно с обучением. В 1621
г. Элиаш Бодин опубликовал в Гамбурге книгу «Сообщение
(трактат) о характере и смысле большой дидактики или Искус-
стве обучения» («Bericht von der Natur und vernunft massigen
Didactica oder Lehr-Kunst»). Э. Бодин под дидактикой подразу-
мевал искусство обучения. Таким образом, в Германии в пер-
вой четверти XVII века слово «дидактика» входит как самосто-
ятельное понятие.
Их молодым современником был Я.А.Коменский (1592-
1670), великий чешский педагог. Он изучил труды и В.Ратке, и
Более подробно оно изложено в Педагогике / Под ред. П.И. Пидкаси-
1

стого. —М., 1995. —С. 95-115.
Латинизированное имя — Ратихий, Ратихиус.
2




4
Э.Бодина, и других педагогов, философов, многое из их учения
воспринял, от чего-то отказался, все это осмыслил, критически
переработал, очень многое расширил, обновил и создал свою строй-
ную педагогическую теорию, в которой теории обучения — ди-
дактике в современном понимании — отведено достойное мес-
то, и представил ее как систему научных знаний. Сначала «Ве-
ликую дидактику» он подготовил на чешском языке. В 1657
г. она была в более полном варианте издана на латыни и стала
достоянием всего ученого мира. Ее полное название весьма длин-
ное, и оно, как формула, отражает сердцевину педагогической
концепции крупного мыслителя. Оно в сокращенном виде зву-
чит так: «Великая дидактика, содержащая универсальную те-
орию учить всех всему,... что нужно настоящей и будущей жиз-
ни кратко, приятно, основательно, где указывается легкий и
верный путь для удачного осуществления этого на практике»1.
Уточним, что великий чешский педагог «дидактику» тол-
ковал широко и не ограничивал ее только теорией обучения.
Сюда он включил и вопросы школоведения и воспитания детей
в семье, вопросы о самом учителе, и методы нравственного вос-
питания, насаждения благочестия, вопросы школьной дисцип-
лины. Отсюда видно, что Я.А.Коменский под «дидактикой»
подразумевал «педагогику» в обширном смысле. Между тем
не подлежит сомнению, что он «Великой дидактикой» и други-
ми своими трудами («Мир чувственных вещей в картинках»,
«Материнская школа», «Пансофическая школа», «Об изгнании
из школ косности» и др.) возвел дидактику на уровень науки
своего времени. Уместно отметить, что многие идеи и отдель-
ные высказывания по вопросам учения и обучения можно най-
ти в разбросанном виде в трудах Платона, Аристотеля, Цицеро-
на, Сенеки и других мыслителей античности, которые Я.А.Ко-
менский превосходно знал. По оценке Д.О.Лордкипанидзе,
«римского мыслителя I в. Квинтилиана можно в определенном
смысле считать величайшим дидактом своей эпохи»2. В числе
представителей новой дидактики — современников Я.А.Комен-
ского (XVII в.), кроме названных В.Ратке и Э.Бодина, были Лу-
бин, Гельвиг, Риттер, Андреэ и др. Все они поднимали важней-
шие, но частные вопросы дидактики, например, по методике обу-
чения грамоте, обучения на родном языке, содержания
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения /Под ред.А.А.
1

Красновского. —М.: Учпедгиз, 1955. —С. 161.
Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. Изд. 2-е. — М.: Педагоги-
2

ка, 1970. —С. 213.

5
образования и др. Заслуга же Я.А.Коменского заключается в
том, что он дал обоснование теории обучения с точки зрения
природосообразности, показал содержание, формы, методы и
организацию обучения, а также деятельность учителя и уча-
щихся как систему. Поэтому вполне справедливо утверждение
ученых-комениологов о том, что Я.А.Коменский является от-
цом научной дидактики.
Широкое толкование дидактики, по Я.А.Коменскому, продол-
жалось еще полтора века. В последующем, и особенно в конце
XVIII и в XIX в., дидактика развивалась в разных направлениях.
И.Г.Песталоцци (1746-1827), швейцарский педагог, стал ос-
новоположником методики начального обучения. Он известен
также своей идеей элементарного1 обучения.
И.Ф.Гербарт (1776-1841) немецкий ученый -философ, пси-
холог и педагог в своей педагогической системе центральное
место отвел теории обучения, т.е. дидактике. Он развивал идею
воспитывающего обучения: в его процессе решаются и специ-
фические задачи обучения, и развивается многосторонний ин-
терес, в том числе нравственный, эстетический, религиозный и
другие. Он разработал теоретические основы дидактики с пози-
ции ассоциативной психологии.
Эндрю Белл (1753-1832) — английский священник и пе-
дагог, а также Джозеф Ланкастер (1778-1838) — английский
педагог — основатели, организаторы и практики системы вза-
имного обучения, получившей распространение в Англии, Ин-
дии, Франции, Дании, США, России и других странах. По этой
системе более успевающие ученики под руководством учителя
вели занятия с другими учениками (об этом подробнее изложе-
но в следующей лекции)2.
А.Дистервег (1790-1866) — учитель немецких учителей,
подробно разработал принципы и правила обучения как обще-
дидактическую теорию, а также и методики преподавания от-
дельных учебных предметов.
В литературе чаще встречается название «элементарного обучения»,
1

что неточно, потому что у И.Г. Пестолоцци речь идет не о примитивном
обучении, а о его элементах: названии, форме, числе. Впрочем, по Песталоцци,
элементное обучение относится и к другим разделам педагогики, в частно-
сти, к нравственному, физическому, трудовому воспитанию. Поэтому будет
точнее называть это обучение не элементарным, а элементным.
Способ взаимного обучения использовали брамины в Индии уже в пер-
2

вой четверти XVII в.( примерно, в 1623 г., по А.П.Лаврович). Эту же мысль
развивал Я.А.Коменский в середине XVII в. в «Великой дидактике»//Из-
бранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1955. —С. 287-293.

6
Большой вклад в теорию и практику обучения и образования
внес крупный американский ученый-философ, педагог Джон Дьюи
(1859-1952). Он разработал идею развития у учащихся интеллек-
туальных способностей через практическую деятельность.
В развитие дидактики определенный вклад внесли многие
зарубежные педагоги XX столетия: Б.Блум (1913, США), раз-
работавший таксономию целей в познавательной области; Д.Бру-
нер (1915, США) — труды в области процесса обучения; Н.Бен-
нет (Великобритания) — характеристика стилей преподавания;
Ч.Куписевич (1924, Польша) — проблемное обучение, програм-
мированное обучение, педагогическое управление самообразо-
ванием, технология образования, история дидактики; В.Оконь
(1914, Польша) — проблемное обучение, общая дидактика; С.Фре-
не (1896-1966, Франция) — идея приспособления школы к ре-
бенку, которое активизирует его жизненную энергию, ребенок
имеет свободу выбора направления знаний. Можно бы назвать
таких же видных и других педагогов, которые внесли вклад в
развитие дидактики.
К числу видных педагогов-дидактов России XIX и XX века
безусловно относятся К.Д.Ушинский (1823-1870), Н.А.Корф
(1834-1883), Н.Ф.Бунаков (1837-1904), К.Ф.Каптерев (1849-1922),
В.П.Вахтеров (1853-1924) и др. Известные дидакты советского
времени — это Ш.И.Ганелин (1894-1974), Д.О.Лордкипанидзе
(1905), Б.П.Есипов (1894-1967), М.А.Данилов (1899-1973),
М.Н.Скаткин (1900-1991), И.Я.Лернер (1917-1996), Ю.К.Бабанс-
кий (1927-1987), М.И.Махмутов (1926) и многие другие. Все они,
а также неназванные дидакты внесли лепту в развитие теории
обучения. В последние годы появились имена новых дидактов,
продолжающих исследования общей и частных дидактик.
Подведем итог сказанному. «Дидактика» как термин и
понятие педагогики имеет такой последовательный путь ста-
новления:
а) само слово «didaktikos» — греческое, взято из античности;
б) в XVII в. «дидактика» используется уже как термин в
широком общепедагогическом смысле (В.Ратке, Э.Бодин, Я.Ко-
менский). Первоначально «дидактика» относилась к практике
обучения, но теории не было;
в) «дидактика» в XVIII в. становится теорией образования.
В XX в. в США, а потом в Германии (1960-е г.) от дидакти-
ки обособляется отдельная дисциплина «куррикулум»
(curriculum Д.Брунер, С.Д.Робинсон). Она разрабатывает содер-
жание образования. В отечественной (советской, белорусской,

7
российской) науке теоретические проблемы содержания обра-
зования традиционно составляют часть дидактики и в «курри-
кулум» не выделяются.

1.2. Предмет и задачи дидактики

Всякая наука имеет объект и предмет исследования. Дидак-
тика как отрасль педагогики имеет образование и обучение как
объект. Но они же являются объектом изучения ряда наук: пси-
хологии (педагогической), логики, кибернетики (например, алго-
ритмизации, программированного обучения и др.), методик част-
ных учебных предметов. Притом разных исследователей инте-
ресуют проблемы своей науки, у них есть свой предмет.
Предметом дидактики, как считают ученые педагоги, выступа-
ют «обучение как средство образования» (И.Я.Лернер, М.Н.Скат-
кин)1, «связь, взаимодействие преподавания и учения, их един-
ство» (В.В.Краевский)2, условия, необходимые для протекания
процесса преподавания-учения, а также результаты процесса пре-
подавания (Ч.Куписевич)3; «сознательная дидактическая деятель-
ность, выражающаяся в процессе обучения, в их содержании, ходе,
методах, средствах и организации, подчиненная поставленным
целям» (В.Оконь)4. Короче говоря: «всякая сознательная дидак-
тическая деятельность» это предмет дидактики.
Дидактика является одновременно и теоретической, и нор-
мативно-прикладной наукой. Нормативно-прикладная функция
заключается в том, что на основе своих законов и закономернос-
тей дидактика устанавливает принципы обучения, оценивает со-
держание образования, дает рекомендации о применении соот-
ветствующих форм, методов, средств и организации обучения.
Теми же вопросами, что и дидактика, занимаются методи-
ки преподавания частных учебных дисциплин, но в пределах
одного конкретного учебного предмета (математики, истории,
биологии и т.д.). Их потому и называют частной дидактикой.
Общая дидактика решает ряд задач.

Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1.— М.: БРЭ,
1

1993.— С. 265.
Дидактика средней школы/Под ред. М.Н.Скаткина. Изд. 2-е. —М.:
2

Просвещение, 1982.— С.7-15.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польского.— М.:
3

Высшая школа, 1986. —С. 19.
Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польского.— М.:
4

Высшая школа, 1990. —С. 10.

8
1. Она определяет цель образования и обучения; отвечает
на вопрос: для чего учить? Именно от этой целевой установки
зависит все остальное в обучении. Если целью обучения при-
знать усвоение содержания образования, то наряду с ней дидак-
тика решает еще другую, не менее важную задачу: разносто-
роннее воспитание гармонически развитой личности через обу-
чение. Таким образом, обучение выступает одним из ведущих
средств воспитания и развития человека. Следовательно, ди-
дактика призвана решать проблемы развития и формирования
личности в учебном процессе и через обучение.
2. Из цели вытекает и содержание образования и обуче-
ния. Дидактика ищет ответ на вопрос: чему учить?
3. Возникает еще один вопрос: как учить? Это значит, что
дидактика разрабатывает вопрос о формах, методах и организа-
ции учебной работы.
4. В процессе обучения используются соответствующие ди-
дактические средства: учебники и другие учебные пособия, на-
глядно-изобразительные, звуковые, различные технические сред-
ства, радио- и электронная техника, учебное оборудование. Все
они играют существенную роль во взаимосвязи преподавания-
учения. Одна из задач дидактики — разработка общих принци-
пов создания и использования этих средств в учебных целях.
5. Дидактика изучает общие законы, закономерности и тен-
денции в учебном процессе. На их основе, как уже было сказа-
но, формулируются принципы и правила обучения. Соблюдение
последних обеспечивает успех обучения. Знание их позволяет
эффективно и целенаправленно варьировать учебный процесс в
зависимости от возраста учащихся, от индивидуальных особен-
ностей ученика, от специфики содержания учебного материала,
межпредметных и внутрипредметных связей, форм, методов и
приемов учебной работы.
6. В дидактике разрабатываются также вопросы, связан-
ные с источниками и методами исследования проблем обуче-
ния. Рассматриваются перспективы развития и совершенство-
вания содержания, форм, методов и организации образования.
Общая дидактика анализирует и обобщает конкретные данные
частных методик. Вместе с тем общая дидактика сама служит
научной основой частных методик и выполняет для них роль
методологии. Дидактика имеет непосредственную связь с гно-
сеологией (теорией познания), формальной логикой (воспита-
ние культуры мышления в процессе обучения), психологией, со-
циологией, историей педагогики, кибернетикой (организация
обратной связи) и другими науками.

9
1.3. О категориях и понятиях дидактики

Дидактика имеет категории и понятия, которые составля-
ют ее каркас как науки. Она, конечно, пользуется и категория-
ми общей педагогики, например, «воспитание», «школа», «уче-
ник», «учитель». Собственно дидактической категорией, став-
шей и общепедагогической, надо признать «образование». К
понятиям дидактики относятся «обучение» и его составные ча-

страница 1
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign