LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

По форме собственности все ДОУ подразделяются на:
- муниципальные, финансируемые из бюджета;
- муниципальные, находящиеся на балансе предприятий - акционерных обществ (по договору с ЕКУГИ);
- государственные, находящиеся на балансе государственных предприятий;
- являющиеся собственностью акционерных обществ, так как при акционировании они были включены в уставной капитал.
Продолжается процесс муниципализации ДОУ. С 1992 года на баланс РОУО передано от предприятий 190 детских садов без изменения профиля.
Решение Правительства РФ о включении имущественных комплексов детских садов в уставной капитал акционерных обществ привело к тому, что за последние 5 лет такие ДОУ прекратили свое существование (АО "Уралмашстрой", АО "Завод ЭМА", АО "Свердловскгражданстрой", АО "Приборостроительный завод" и др.).
Детские сады, находящиеся в государственной собственности, на балансе госпредприятий и организаций, безвозмездно в муниципальную собственность не передаются, поэтому после закрытия меняют назначение по решению СОКУГИ. В целях эффективного использования зданий муниципальных детских садов в 1999 году Постановлением Главы города было разработано и утверждено Положение "О порядке изменения назначения объектов социальной инфраструктуры для детей в г. Екатеринбурге" (№ 1000 от 01.10.99), предусматривающее экспертизу и подготовку экспертного заключения о последствиях принятия решения по изменению назначения зданий, где размещались учреждения для детей.
Сегодня в городе функционирует 373 детских сада, которые посещает около 43 000 детей, что составляет порядка 60% всего детского населения в возрасте от 1 года до 7 лет. Динамика развития сети и контингента ДОУ за последние 4 года приведена в табл. 12 прил. 2.
Продолжается и структурная перестройка сети дошкольных образовательных учреждений (табл. 13 прил. 2).
С 1992 года 118 зданий детских садов передано для размещения начальных классов общеобразовательных школ, открыто 14 дошкольных отделений ОУ.
Практика показывает, что необходимо создавать детские сады с различным режимом работы: круглосуточные, с кратковременным пребыванием в вечерние и дневные часы, в выходные и праздничные дни; дошкольные учреждения с оптимальными условиями для развития детей с учетом индивидуальных особенностей; предоставляющих дополнительные услуги. В Екатеринбурге созданы условия для развития системы ДОУ, способной предложить горожанам широкий спектр образовательных услуг.
С появлением в 1996 году проекта Федерального стандарта в подходах системы дошкольного образования к организации образовательно-воспитательного процесса возникла необходимость переориентации на общекультурное развитие ребенка, основой возрастного подхода стал психологический возраст ребенка, который, как известно, далеко не всегда совпадает с "паспортным". Программы, используемые в практике работы ДОУ, ориентируют ребенка на получение знаний о самом себе, об особенностях своего взаимодействия с окружающим миром.
В этой связи в последние годы одной из приоритетных стала задача обновления содержания в ДОУ, которая решается, в том числе, и за счет использования разнообразных образовательных программ и технологий (программы "Развитие" Венгера и "Радуга" Т. Н. Дроновой, методическая система Н. М. Крыловой "Детский сад-дом радости", ряд зарубежных программ (педагогическая система М. Монтессори, обучение английскому языку по методике Д. Ховарда). К числу нововведений последних лет можно отнести использование в практике работы ДОУ новых информационных технологий. Активно создаются кружки, секции, студии, что позволяет удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, делать педагогический процесс более направленным на индивидуальность ребенка.
Повышенное внимание уделяется детям, нуждающимся в особой поддержке государства. Созданы специальные ДОУ для детей с физическими и психическими недостатками, детские сады с интернатными группами, детские сады для детей из малообеспеченных семей. Во всех районах создана и поддерживается сеть ДОУ повышенной комфортности с широким спектром образовательных и оздоровительных услуг.
В структуре государственного образовательного стандарта Свердловской области, принятом в августе 1999 года, отдельно выделен период детства, объединивший дошкольное детство и начальную школу. Подчеркивается, что целью дошкольного образования сегодня является всестороннее развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей, соответствующих возрастным особенностям и требованиям современного общества, обеспечение для всех детей равного старта развития, сохранение и укрепление здоровья.
К факторам, дестабилизирующим работу ДОУ, можно, в первую очередь, отнести социальную и экономическую нестабильность. Областные нормативы бюджетной обеспеченности
не покрывают и 60% фактических расходов на содержание детей в ДОУ. Формирование и исполнение бюджета в соответствии с областными нормативами привело к сокращению режима работы ДОУ (10,5 часа вместо 12), сокращению штатов, в том числе за счет специалистов: психологов, старших воспитателей, физоргов, преподавателей ИЗО.
Не все положения действующего Законодательства РФ по системе образования находят свое отражение в соответствующих нормативных актах министерств и ведомств субъектов Федерации, что создает сложности в их исполнении. Например, в Конституции РФ, Областном законе "Об образовании" даются гарантии каждому ребенку на получение бесплатного дошкольного образования. На деле бюджеты муниципальных образований, формируемые в соответствии с областными нормативами, позволяют предоставлять финансовую поддержку не более чем 40% детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
В последние годы к обеспечению ДОУ все шире привлекаются дополнительные средства. Российский Центр приватизации открыл грант на 2 года для обеспечения ДОУ, в Екатеринбурге его получили 11 детских садов. На ремонт и оснащение ДОУ, принятых от предприятий, направлялись средства от 1,5 % налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. На обеспечение ДОУ расходуются и средства предприятий, организаций, по договорам долевого участия в содержании ДОУ.
К факторам, дестабилизирующим развитие системы образования периода детства (дошкольный период), сегодня можно отнести:
- недостаточный уровень качества системы предоставления образовательных услуг каждому ребенку в период дошкольного детства, что предписано Законом РФ "Об образовании";
- непонимание педагогами значимости возрастного периода дошкольного детства для всего последующего развития личности;
- отсутствие преемственности дошкольного и начального общего образования.
2.7. Общее среднее (полное) образование
Основными принципами муниципальной образовательной политики в части развития общего образования являются гуманизация образования, обеспечение его доступности, вариативности, многоуровневое образование и преемственность, высокое качество и эффективность, поддержка инноваций. Тактические задачи последних лет - сохранение стабильности сети образовательных учреждений и создание условий для развития содержания образования, расширения спектра образовательных услуг.
В последние годы сохраняется тенденция уменьшения контингента учащихся общеобразовательных учреждений. Снижение идет на начальной и основной ступенях. В старшей школе увеличение контингента происходит за счет увеличения приема в 10-е классы. Тревожна тенденция увеличения контингента коррекционных классов.
В городе на начало 2000 года существует 227 общеобразовательных учреждений с общим числом учащихся 177 319 человек. Анализ демографических тенденций показывает, что в начальной школе в прогнозируемый период будет продолжаться уменьшение контингента (практически на одну треть). Для школы это выразится в усилении конкуренции выпускников основной школы при поступлении в 10-11-е классы, а также в необходимости усиления профильности и адаптивности образования (табл. 14 прил. 2) .
В целях создания условий для оптимального развития и образования, с учетом состояния здоровья и возможностей детей, в образовательных учреждениях города делается попытка перехода к вариативной системе образования. Помимо общеобразовательных программ и программ в школах повышенного статуса (лицеях и гимназиях), в городе функционируют коррекционные учреждения и центры, школа индивидуального обучения, организованы классы выравнивания и компенсирующего обучения. Дополнительные возможности для образования и воспитания создаются в группах продленного дня.
При неизменном количестве образовательных учреждений в 1998/99 учебном году произошли значительные качественные изменения: повышенный статус (лицей, гимназия) имеют 25 ОУ (в 1998 г. - только 20 ОУ), что подтверждено лицензиями Министерства образования области. Высшую категорию по результатам аттестации за последние годы получили 7 образовательных учреждений.
Происходит развитие вариативности образования в массовой школе, увеличивается количество профильных классов и школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Профилизация в городе осуществляется по двум направлениям:
- создание профильно-ориентированных классов в ОУ;
- функционирование и развитие сети профессионально-ориентированных школ с постоянно растущим контингентом и расширяющимся перечнем профилей. Уровень подготовки в этих ОУ обеспечивает почти 100%-ное поступление в высшие учебные заведения.
Созданная в последние годы информационная база данных достаточно полно зафиксировала данные по углубленному изучению предметов и существующим профилям (прил. 2).
В последние годы активно развивается инновационная деятельность в системе образования, усиливаются процессы создания экспериментальных площадок разного уровня для решения наиболее актуальных педагогических проблем (табл. 15 прил. 2) .
Используются новые образовательные системы, технологии и методики (Альтшуллера Г.С., Занкова Л.В., Монтессори М., Пассова Е.И., Тубельского А.Н., Юцявичене П.А., Эрдниева П.М., Эльконина Д.Б., Школа 2000, Парк-школа и др.)
Таким образом, процесс обновления содержания образования, особенно на второй и третьей ступенях обучения, идет довольно активно в следующих направлениях:
- углубление и расширение базового компонента;
- адаптация к социально-экономическим условиям (философия, экономические дисциплины);
- формирование правовой культуры (Право для каждого, Политика и право и т.д.);
- развитие коммуникативных навыков (второй иностранный язык, культура речи, риторика);
- формирование культуры взаимодействия человека и природы (экология, валеология, физиология человека);
- развитие навыков общения и культуры поведения (психология, этика, этикет);
- приобщение к мировой культуре и развитие художественных способностей (МХК, ИЗО и художественный труд, основы дизайна);
- развитие творческих способностей (хоровое пение, театр, ритмика, танец);
- формирование системы знаний о родном крае;
- развитие технических способностей (математика и конструирование, техническое черчение);
- пропедевтические курсы;
- интегрированные курсы.
Актуальным для второй и третьей ступеней являются проблемы обновления содержания традиционных предметов, введения новых предметов и выбора методов их изучения в соответствии с требованиями ГОСа.
Многие образовательные учреждения города взаимодействуют с государственными и негосударственными вузами, расположенными в столице Урала (табл. 16 прил. 2) .
Основу концепции взаимодействия систем высшего и среднего образования составляет, по твердому убеждению Управления образования города, представление о вузе и школе как двух равноправных партнерах, усилия которых направлены на решение общей проблемы образованности общества, формирование его культуры.
Введение ГОСа Свердловской области привело к дальнейшему углублению противоречия между требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы и требованиями к уровню подготовки абитуриентов со стороны вузов города. Необходимо срочно решать проблему преемственности учебных программ ОУ и программ для поступления в вузы города.
Показателями высокого качества образования являются постоянное увеличение числа учащихся, удостоенных золотых и серебряных медалей "За особые успехи в учении", участие школьников в городских, областных, российских и международных олимпиадах и научно-практических конференциях. На протяжении последних лет эти показатели неуклонно растут (табл. 17 прил. 2) .
Однако, по оперативным данным, полученным от ряда вузов, не все медалисты сдали успешно вступительные экзамены.
Только в 1999 году 478 выпускников из 195 школ (60% от общего числа школ города) получили медали "За особые успехи в учении" (151 "золотая" и 327 "серебряных"). В городской олимпиаде по 16 предметам приняли участие более 8 тысяч человек из 173 школ, из них 232 заняли призовые места. В научно-практической конференции приняли участие 816 учащихся, 241 работа представлена на областную НПК. 18 учащихся приняли участие в зональных, российских
и международных олимпиадах и конференциях. В то же время, анализируя успехи наших школьников на всесоюзных и международных соревнованиях, можно отметить, что они не соответствуют потенциалу системы образования города. Например, учащиеся ОУ г. Самары в 1999 году завоевали более 40 призов и дипломов на зональных, всесоюзных и международных интеллектуальных соревнованиях, учащиеся г. Нижнего Новгорода - 38, учащиеся г. Перми - 28, учащиеся г. Санкт-Петербурга - 78, учащиеся г. Москвы - 86. Видимо, наша система регионального отбора для участия в соревнованиях более высокого уровня не позволяет в полной мере учесть требования, предъявляемые к учащимся на подобных интеллектуальных соревнованиях.
В начальной школе в последние годы в городе наблюдается повышение интереса ОУ к переходу начальной школы на 4-летнее образование в рамках Концепции перехода к 12-летнему обучению. Это вызвано пониманием того, что нельзя формировать и искусственно ускорять детское развитие.
Учащиеся 3-летней начальной школы должны освоить тот же объем содержания образования, что и учащиеся 4-летней школы. Но в первом случае это осуществляется за 80 часов учебной нагрузки, а во втором - за 104 часа. В связи с этим необоснованно растет интенсивность учебного процесса в 3-летней школе, что ведет к перегрузке детей, повышенной утомляемости, которая нередко приводит к психологическому стрессу и ухудшению здоровья учащихся. Типичное явление для 3-летней начальной школы - это резкое снижение интереса к обучению и нежелание ребенка идти в школу.
4-летняя начальная школа обеспечивает нормальное прохождение адаптации ребенка к школе за счет плавного перехода из дошкольного детства к систематическому обучению, более качественно формирует общеучебные умения и навыки, способность к самостоятельной учебной деятельности, которые очень нужны в основной школе.
Как положительную тенденцию можно отметить создание комплексов отдельных начальных школ и общеобразовательных учреждений "Детский сад - начальная школа". Именно в этих образовательных учреждениях удается создать необходимую образовательно-развивающую среду и комфортные условия для детей.
Основная общеобразовательная школа работает с самым сложным возрастом - подростковым. Именно на этой ступени отмечается резкое снижение мотивации к учебной деятельности. Подростка улица более привлекает, чем школа, именно в этом возрасте. Как правило, возникают конфликты в семье и с учителями. Более авторитетными для него становятся сверстники. К сожалению, мы должны отметить, что основная общеобразовательная школа практически не претерпела никаких изменений. Здесь по-прежнему господствует авторитарный стиль работы учителя, деление учащихся на "слабых" и "сильных", классно-урочная форма по-прежнему остается самой распространенной и любимой для большинства педагогических коллективов.
Результаты, полученные в ходе итоговой аттестации выпускников 9-х классов, показывают, что от 80 до 94% выпускников 9-х классов понимают материал, умеют применить на практике от 45 до 60% учащихся, умеют анализировать - от 30 до 50%. Репродуктивный способ деятельности остается преобладающим для 50-70% учащихся. В разной степени сформированы у выпускников 9-х классов коммуникативные умения и навыки. Осознанно используют понятия и термины порядка 80% выпускников, 60-72% учащихся умеют вступать в диалог, 50-62% учащихся логически выстраивают свой ответ в ходе экзамена, 45-55% могут аргументировать свои суждения, 45% делают осознанные выводы. Не может не настораживать и то, что сохраняется тенденция снижения уровня усвоения основных знаний и умений по русскому языку и математике от начальной школы к основной.
Об уровне обученности учащихся основной школы говорит и такой факт. В прошедшем учебном году в 9-х классах учились более 19 тысяч учеников. Аттестат об основном образовании получили 99% выпускников, т.е. около 190 подростков закончили школу со справкой.
Основное общее образование характеризуется наличием ряда недостатков:
- необходимость индивидуально-ориентированного подхода в образовании не подкреплена адекватным содержанием и системой его оценки в основной школе;
- слабая обеспеченность в развитии общественно (интерориентированных) и индивидуально (интраориентированных) значимых качеств личности;
- недостаточное внимание к использованию потенциала детских общественных организаций в современном образовательном процессе;
- реализуются не в полном объеме воспитательные функции образовательных учреждений;
- недостаточная практическая проработанность моделей самоопределения и самореализации учащихся основной школы тормозит создание в системе образования условий для саморазвития учащихся;
- существующий сегодня процесс образования не соблюдает в полной мере принципов природо- и культуросообразности естественного развития подростков;
- недостаточная компетентность родителей в проблемах подросткового возраста и непонимание задач основного общего образования.
Для средней (полной) основной школы характерны вариативность и многопрофильность, ориентация учеников на дальнейшую свою профессиональную деятельность и конкретное высшее учебное заведение.
Профессорско-преподавательский состав вузов оказывает практическую помощь педагогическим коллективам в разработке новых учебных курсов, программ, учебно-методических пособий. Работая в школе, преподаватели вузов дают возможность учащимся более глубоко и фундаментально изучать учебные предметы, участвовать в научно-исследовательских работах, овладевать современными информационными технологиями.
Анализ результата образования выпускников 11-х классов показал, что от 75 до 100% учащихся понимают материал, более 60% умеют применять полученные знания на практике. Предметный уровень образованности выпускников достаточно высок: большинство выпускников продемонстрировало на экзаменах разнообразные интеллектуальные умения. Налицо овладение выпускниками такими операциями, как "анализ" и "синтез", установление причинно-следственных связей и "оценка явления". Процент учащихся, совершающих на экзаменах аналитические и синтетические операции, повысился по сравнению с предыдущим годом в среднем на 10%. Способность к продуктивной деятельности выявлена у 60-70% учащихся. Преобладающая часть выпускников 11-х классов обладает умением соблюдать условия для успешной коммуникации. От 91 до 98% учащихся сознательно используют понятия и термины, от 73 до 85% логически выстраивают ответ, от 72 до 76 % убедительно аргументируют свои суждения, могут защитить свою точку зрения. Таким образом, выпускники показали достаточно высокий уровень развития как в предметной, так и в деятельностно-коммуникативной составляющих образованности. В то же время 101 ученик 11 класса не смог закончить старшую ступень школы и вышел в жизнь со справкой, что он прослушал курс средней ступени общего образования. Настораживает разница в результатах образования в разных районах города, что свидетельствует о необходимости проведения дополнительных исследований по уровню образованности выпускников.
Одной из особенностей современного этапа развития системы образования города является введение Государственного образовательного стандарта общего образования, который является выражением образовательной политики Свердловской области. Для достижения результата образования (социальной компетентности выпускников) необходимо разрешить основное противоречие, сложившееся в настоящий период: между необходимостью деятельности всех субъектов образования в соответствии с действующим законодательством и неразвитостью организационно-содержательных условий реализации правовых норм в системе образования, недостаточной разработанностью технологий и инструктивно-методической документации на уровне ИРРО по введению ГОСа НРК в реальную педагогическую практику. Необоснованное перенесение центра тяжести по методическому обеспечению введения национально-регионального компонента на уровень образовательных учреждений несколько дестабилизировало образовательную ситуацию в городской системе образования.
Из анализа состояния среднего общего образования города можно выделить недостатки, препятствующие его плодотворному развитию:
- реальные возможности образовательной среды не всегда дают возможность для достижения уровня образованности, позволяющего выпускнику адаптироваться в жизни;
- школа не всегда способна оправдать ожидания учащихся на право выбора уровня, содержания и форм образования, предоставляемые Законом РФ "Об образовании";
- сегодня отсутствуют организационно-финансовые условия для создания и функционирования системы диагностики, отвечающей требованиям индивидуально-ориентированного образования;
- существующие нормативы финансирования не отвечают реальным потребностям образовательных учреждений различных видов.
2.8. Специальное коррекционное образование
Региональный подход к развитию специального (коррекционного) образования в последние годы заключался в создании условий, гарантирующих равные права на получение образования детьми, независимо от возможностей и способностей. В настоящее время сеть учреждений специального (коррекционного) образования достаточно разнообразна (табл. 18 прил. 2).
На протяжении ряда лет продолжается совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) ОУ. Дополнительно к восьми видам таких школ открыты классы для глубоко умственно отсталых детей, а также со сложными комбинированными и иными недостатками развития в Кировском районе, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения в Верх-Исетском, Кировском и Ленинском районах.
Появились разнообразные интеграционные формы обучения, включающего все ступени образования: детский сад + школа + профессионально-техническое училище (Орджоникидзевский и Верх-Исетский районы).
Активно развиваются дошкольное компенсирующее образование, психолого-медико-педагогическая диагностика, консультирование и индивидуальное сопровождение детей с отклонениями развития в условиях нового типа образовательных учреждений - центров образования (Октябрьский район), центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям диагностической и реабилитационной направленности (Верх-Исетский, Чкаловский районы).
Факторы, определяющие проблемы направления:
- плохое методическое обеспечение образовательного процесса - отсутствие методической литературы по новым программам и технологиям, сокращение издания учебников;
- недостаток квалифицированных специалистов, особенно педагогов, работающих в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения при общеобразовательных школах;
- слабая материально-техническая база - отсутствие оборудования учебных мастерских (столярных, слесарных и т.д.) в ОУ № 101, ОУ № 73 Верх-Исетского района, ОУ № 172 Железнодорожного района, ОУ № 139 Октябрьского района и др.;
- сокращение специалистов, особенно дополнительного образования, в специальных коррекционных ОУ, что затрудняет социализацию детей с ограниченными возможностями;
- недостаточное финансирование. Практически отсутствует финансирование на приобретение новой коррекционной аппаратуры.
2.9. Дополнительное образование
Дополнительное образование города Екатеринбурга представлено широким спектром направлений, реализующихся в 59 учреждениях дополнительного образования и других типах образовательных учреждений. Около 64 500 детей, подростков и молодежи в возрасте до 18 лет (и выше) получают дополнительные образовательные услуги по различным направлениям.
Инфраструктура дополнительного образования в городе успешно развивается - образовательные учреждения реализуют почти 30% всего объема программ дополнительного образования по различным направлениям. Отмечается рост числа детских коллективов по всем направлениям деятельности:
- спортивно-технической направленности - 48;
- эколого-биологической направленности - 39;
- туристско-краеведческой - 31;
- спортивной - 692;
- художественной - 472;
- культурологической - 179.
На основе маркетинга в системе дополнительного образования существенно изменились подходы к формированию содержания дополнительного образования, расширились спектр и направленность программ. Программам присущ интегративный характер, что предполагает в них ценностно-ориентационный, когнитивный и деятельностно-коммуникативный компоненты, учет возрастных особенностей детей, их интересов и способностей. Наряду с традиционными направлениями деятельности дополнительного образования развиваются программы социально-педагогического, обществоведческого, гуманитарного, спортивно-оздоровительного и др.
Системы управления дополнительным образованием в разных районах города существенно отличаются, что влияет на уровень развития образовательных процессов, интеграцию дополнительного образования в социокультурное пространство города.
Дополнительное образование реализуется в условиях общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, в учреждениях культуры и объединениях детей по месту жительства.
В системе дополнительного образования можно выделить ряд проблем, сложившихся в последние годы:
- недооценка возможностей образовательного и воспитательного потенциала системы дополнительного образования со стороны общества и государства;
- недостаточность условий для удовлетворения системой дополнительного образования существующих и прогнозируемых потребностей детей и подростков в изменяющихся социоэкономических условиях развития города;
- недостаточное овладение педагогическим сообществом дополнительного образования технологиями образовательной и управленческой деятельности этой сферы.
Проблемы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы:
- не разработаны концептуальная и нормативно-правовая базы системы дополнительного
образования в общеобразовательной школе;
- ограничены возможности для организации углубленного изучения основ наук с учетом познавательных интересов и интеллектуальной одаренности учащихся;
- слабо используются возможности учреждений дополнительного образования в практике ОУ;
- не сформирована система межшкольного библиотечного обмена.
В настоящее время в учреждениях дополнительного образования:
- крайне недостаточна материальная база;
- не проработана нормативно-правовая база;
- отсутствует система повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для учреждений дополнительного образования на уровне города;
- имеет место дублирование содержания и форм работы учреждений дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями, учреждениями культуры, профессиональными учебными заведениями;
- не ведутся серьезные научные исследования детской, подростковой и молодежной среды в городе;
- недостаточно развита система психологической поддержки детей, подростков, молодежи и семьи;
- не развита инфраструктура учреждений дополнительного образования, ориентированная на укрепление здоровья детей.
2.10. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Состояние системы государственного воспитания в г. Екатеринбурге определяется наличием "Программы развития сети учреждений, центров и служб по реабилитации и адаптации несовершеннолетних в г. Екатеринбурге на 1998-2000 гг".
На территории г. Екатеринбурга проживает около 3 тысяч детей, нуждающихся в государственной помощи, состоящих на учете органов опеки и попечительства в возрасте до 18 лет.
На протяжении ряда лет система действий Управления образования города, РОУО и образовательных учреждений была направлена на изменение условий организации жизнедеятельности воспитанников детских домов, а также на дальнейшее формирование сети учреждений государственного воспитания муниципальной собственности, их организационно-правовое оформление. Сеть учреждений государственного воспитания представлена в табл. 1 прил. 2.
Содержание образования в образовательных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, направлено на развитие личности каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей и способностей.
Руководители образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, придают особое значение защите личных имущественных и неимущественных прав воспитанников.
Главной проблемой системы государственного воспитания остаются трудности в социализации и интеграции данной категории детей в общество. Выпускник учреждения государственного воспитания сталкивается с проблемами, связанными с отсутствием закрепленного жилья, невозможностью устройства на работу, отсутствием реальной возможности получения образования в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями.
Эта проблема обусловлена рядом противоречий, существующих в системе государственного воспитания:
- между нормативно определенной ответственностью государства за воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и различной ведомственной подчиненностью учреждений государственного воспитания;
- между стремлением воспитанников детских домов к индивидуальным формам жизнедеятельности и организации собственного личностного пространства и отсутствием (недостаточностью) таких условий в существующих типовых зданиях детских домов и школ-интернатов;
- между наличием нормативно закрепленных прав и гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и полнотой практической реализации этих прав и гарантий.
2.11. Развитие системы управления образованием
Совершенствование системы управления образованием - одна из целей Программы и главное условие ее реализации. Изменение управленческой системы происходит под воздействием факторов, характерных как для России в целом, так и для города Екатеринбурга в частности.
Основные изменения в системе управления образованием связаны со следующими условиями:
- социально-экономическая ситуация в стране превращает образование в сферу деятельности многих институтов общества, что ведет к увеличению числа субъектов образования;
- происходит последовательная демократизация управления городской системой и получение учреждениями образования определенной автономии;
- продолжается развитие вариативности образования, которое способствует изменению видов образовательных учреждений и структуры образовательной системы;
- налицо усложнение характера взаимоотношений между субъектами образования и органами управления.
Основной целью деятельности Управления образования города является проведение на территории города единой образовательной политики, направленной на обеспечение права граждан на получение общедоступного и качественного образования и обеспечения эффективного функционирования и развития образовательного комплекса города. Специфика деятельности Управления образования города заключается в сочетании функций оперативного управления образованием и установления партнерских отношений с субъектами образования. Управление образования города опирается на принципы государственно-общественного управления системой. Государственная составляющая состоит в рационализации потоков ресурсного обеспечения и осуществления государственного регулирования городской образовательной системы. Режимы функционирования и развития совершенствуются за счет систематизации, анализа и прогнозирования деятельности образовательных структур, совершенствования кадрового потенциала.
Общественная составляющая управления реализуется через ассоциации и сообщества педагогов и иных граждан, через создание попечительских советов и других объединений, оказывающих реальное влияние на деятельность образовательной системы.
В настоящее время в городе работает 27 городских методических объединений, экспертных советов и других профессиональных общественных структур, в задачи которых входит совместное решение проблем содержания образования, профессиональный рост и профессиональная коммуникация, выработка рекомендаций для органов управления образованием и педагогов.
В городе постоянно проводятся педагогические чтения, круглые столы, семинары, педагогические мастерские и гостиные, мастер-классы, посвященные актуальным проблемам развития содержания образования.
Деятельность Управления направлена на изучение состояния, своевременную коррекцию и прогнозирование развития инфраструктуры образования; разработку и осуществление единой городской образовательной политики; развитие системы образования и педагогических инноваций; обеспечение системы образования профессиональными педагогическими кадрами и их непрерывное образование; обеспечение максимальной реализации прав личности на получение образования и социальную защиту прав ребенка на образование.
В настоящее время сложился ряд проблем, связанных с изменениями в системе управления образованием на разных уровнях. Основными из которых можно считать:
- неразвитость механизмов реализации имеющихся нормативно-правовых оснований образования в педагогической практике;
- недостаточную переориентацию системы управления на приоритетность развития содержания образования, профессионально-ценностные основания педагогической деятельности
Таким образом, обзор основных тенденций развития образования в г. Екатеринбурге позволил выделить особенности развития системы образования города:
1. Создается и развивается инфраструктура, служащая основой для эволюционного развития системы непрерывного образования на протяжении всей жизни, включающая дошкольные учреждения, школы различного типа, центры внешкольного образования, детского творчества. В этой инфрастуктуре формируется рынок основных и дополнительных образовательных услуг.
2. В системе образования города расширяются и обогащаются связи образовательных учреждений с учреждениями профессионального образования, культуры, с другими социальными институтами, что создает предпосылки для повышения качества образования, его целевой профессионализации, социализации и интеграции в городское жизненное пространство .
3. В образовательно-воспитательной среде образовательных учреждений города есть предпосылки для развития индивидуальности, творческого потенциала, личностного роста детей и педагогов.
4. Создаются и развиваются опытно-экспериментальные площадки для разработки и практической проверки новых моделей образования, что стимулирует педагогический поиск учителей и создает условия для инновационной деятельности в системе.
5. Образовательными учреждениями города не в полной мере используется имеющийся интеллектуальный, технологический потенциал социума города, семьи в повышении эффективности обучения и воспитания детей.
Приложение 2
Таблица 1
Образовательные учреждения для детей и подростков
Типы образовательных учреждений
1995/96
1996/97
1997/98
1998/99
Всего
788
769
725
709
Дошкольные учреждения, всего:
в т.ч. бюджетные
433
248
215
242
384
227
373
225
Общеобразовательные учреждения, всего:
в том числе:
гимназии
лицеи
школы с углубленным изучением предметов
вечерние
239

3
4
87
12
230

12
6
85
12
225

12
8
71
12
225

14
8
71
12
вспомогательные школы
специальные школы (для детей с отклонениями в развитии)
школы-интернаты
спецшколы закрытого типа
9
10

13
1
9
10

13
1
9
10

17
1
9
10

17
1
Учреждения дополнительного образования
всего
в т. ч. учебно-производственные комбинаты

52
8

52
8

41
8

41
8
Детские дома (для детей дошкольного возраста и смешанные)
3
4
7
8
Прочие
Центры педагогической реабилитации
Приюты
12
6
3
14
6
4
16
6
5
20
7
7

Таблица 2
Государственные учреждения профессионального образования

Типы образовательных учреждений
Количество
Контингент
Начального профессионального образования
31
12634
Среднего профессионального образования
36
36956
Высшего профессионального образования
15
90789



Таблица 3
Негосударственные образовательные учреждения

Типы образовательных учреждений
Количество
Контингент
Общеобразовательные
14
1085
Высшего профессионального образования
8
12489

Таблица 4
Основные приоритеты развития городской системы образования
и их реализация в общегородских программах
Приоритеты
Общегородские программы
Программа развития системы образования Екатеринбурга на 2000-2003 годы
"Реконструкция ветхих и капитальный ремонт аварийных учреждений образования г. Екатеринбурга"
"Оптимизация сети образовательных учреждений и новое строительство объектов образования"
"Развитие учреждений государственного воспитания и служб реабилитации и адаптации несовершеннолетних в 2000-2003 гг."
"Комплексная профилактика зависимостей у несовершеннолетних"
"Дети-сироты"
"Дети -инвалиды"
"Здоровье екатеринбургского школьника"
Создание возможностей для каждого гражданина в реализации права на образование
+
+
+
+
+
+
+

Реализация права образовательного учреждения как юридического лица и права всех участников образовательного процесса
+
+
+



+

Создание достойных условий существования и профессинального роста для работников образования, их социальной защищенности
+
+
+




+
Предотвращение ухудшения здоровья детей и подростков
+
+
+
+
+
+
+
+
Сохранение дополнительного образования как комфортной среды, противостоящей негативному влиянию "улицы"
+

+
+
+
+
+
+
Изменение технологического оснащения образовательного процесса
+






+
Сохранение единого образовательного пространства
+
+
+
+




Создание механизма принятия решений в сфере образования с учетом общественного мнения и мнения профессионального сообщества
+








Таблица 5
Структура финансирования оздоровительной кампании

Бюджет
1996 (млрд р.)
1997 (млрд р.)
1998 (млн р.)
1999 (млн р.)
Областной
7,6
1,7

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign