LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Управление образования, МО и РО СО

Поддержка перспективных проектов развития материально-технической базы
Подготовка предложений, технических заданий и других материалов для разработки проектов развития материально-технической базы образования
Разработка положения о конкурсе "Эффективность использования материально-технической базы образовательного учреждения"
2001



2002
Управление образования
Развитие сети учреждений общего и дополнительного образования
Разработка и реализация программ капитального ремонта и строительства муниципальных образовательных учреждений
Ежегодно
Управление образования, Комитет по экономике
Оптимизация использования имеющихся ресурсов обеспечения образования
Реализация ЦКП "Энергосбережение"
Ежегодно
Управление образования, МУ энергосбережения

4. Комплексно-целевые программы и локальные проекты
Целевые комплексные программы и проекты развития образования, принимаемые ежегодно Администрацией г. Екатеринбурга, обеспечивают развитие содержания образования, материальной базы системы образования, отдельных образовательных учреждений.
Приоритетными направлениями считаются:
- внедрение в образовательную среду содержания образования, педагогических и психологических технологий, обеспечивающих системно-ролевой подход к развитию личности, умение управлять жизненной ситуацией и нести личностную ответственность за свой выбор;
- внедрение современного учебно-технологического оборудования, новых образовательных технологий;
- развитие информационно-коммуникационных и программных средств связи на уровне районов для повышения качества управления образованием;
- программное и учебно-методическое обеспечение национально-регионального и школьного компонентов содержания образования;
- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием гуманистических ценностей.
№ п/п
Программы
Цели
Основные направления
деятельности
Источники финансирования
Сроки
Ответственные исполнители
1
Информатизация городской системы образования
Создание условий для обеспечения непрерывности и преемственности всех уровней образования за счет внедрения новых информационных технологий в базовое образование, управление образованием и процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, организация интерактивного доступа школ к международным информационным ресурсам (INTERNET)
Создание необходимой материально-технической базы для использования современных информационных технологий в деятельности учреждений образования и органов управления
Создание системы информационного обеспечения управленческой деятельности в системе образования
Накопление и внедрение в практику работы учреждений образования методов использования информационных образовательных технологий
Повышение эффективности образовательного процесса и работы педагогов, существенное улучшение на этой базе качества обучения и воспитания
Повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных производственных технологий
Обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов управления образованием и преподавательских кадров
Создание единого информационного пространства образования в период детства, в учреждениях основного, среднего (полного) общего и дополнительного образования
Консолидированный городской бюджет, спонсорские средства
2000-2003
Авторский коллектив, Управление образования, Дом учителя, ГКЦ, УрГУ, другие заинтересованные службы и ведомства
2
Мониторинг городской системы образования
Создание условий для формирования целостного представления о состоянии городской системы образования, о качественных и количественных изменениях в ней
Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы образования
Систематизация информации о состоянии и развитии системы образования
Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, происходящих в системе образования
Информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы образования, выработки управленческих решений
Текущее бюджетное финансирование

2000-2001
Авторский коллектив, Управление образования, Дом учителя, другие заинтересованные службы и ведомства
3
Совершенствование информационно-методического обеспечения городской системы образования
Открытие городского Центра образования
Построение городской системы информационно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом дифференциации образовательных учреждений и, как следствие, разнообразия образовательных запросов потребителей и производителей образовательных услуг
Выполнение социального заказа на переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров, научно-методическое и информационное обеспечение изменения содержания образования, организация системы мониторинга качества образования
Организация информационно-методического обеспечения образовательного процесса: создание проблемно-ориентированных баз данных, консультационных служб, развитие информационно-поисковой системы "Городская система образования", внедрение технологий Интернет в информационно-методическую деятельность педагогов
Педагогическое просвещение родителей
Консолидированный городской бюджет
2000-2001
Управление образования

4
Организация социально-ориентированной системы учебного книгообеспечения в г. Екатеринбурге
Организация системы книгообеспечения, гарантирующей права граждан на получение полноценного образования, сохранение единого образовательного пространства и использование многоканального финансирования с учетом консолидации заказа государственных и муниципальных органов образования, привлечения внебюджетных средств образовательных учреждений и средств родителей, сохранения льгот для социально незащищенных категорий граждан
Сохранение в городском образовательном пространстве равных возможностей в сфере учебного книгообеспечения для всех социальных групп
Организация учебно-методической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей, образовательных учреждений, работающих в режиме инноваций
Создание базы данных межрайонного обменно-резервного фонда учебной литературы
Проведение апробации системы реинвестиции средств в рамках городской системы образования
Консолидированный бюджет города
2002-2003
Управление образования, Дом учителя
5
Наука. Дети. Педагоги. Технологии
Научно-технологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса
Разработка и внедрение развивающих личность и деятельность ребенка и педагога педагогических и управленческих технологий как нормативных образцов городской системы образования
Создание системы профессионального обучения и развития педагогических работников, руководителей ОУ и МОУО, обеспечивающей эффективное внедрение новых технологий в образовательную систему
Консолидированный бюджет города
2001-2003
Управление образования, УрГПУ
6
Одаренные дети
Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества, государства
Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей
Развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, укрепление их материально-технической базы
Проведение на городском уровне смотров, конкурсов, фестивалей, соревнований для выявления одаренных детей
Текущее бюджетное финансирование
2000-2003
Управление образования, РОУО
7
Организация экологического образования в учреждениях начального, среднего (общего) образования г. Екатеринбурга
Формирование условий организации и функционирования системы непрерывного экологического образования
Развитие учебно-методических комплексов экологического образования.
Развитие сети образовательных центров
Создание единого информационного пространства в области экологического образования
Консолидированный городской бюджет
2000-2003
Управление образования, Комитет по экологии и природопользованию
8
Организация гражданского воспитания в учреждениях начального, среднего (общего) образования г. Екатеринбурга в условиях современного мегаполиса
Воспитание созидательной гражданской позиции учащихся на основе изучения и анализа тенденций позитивного развития города и согласования своих жизненных планов с перспективами и интересами развития г. Екатеринбурга
Формирование у учащихся знаний об основных направлениях развития мегаполиса Екатеринбурга, о современной городской политике, структуре деятельности городской власти
Ознакомление учащихся с возможностями успешной самореализации личности в условиях современного мегаполиса
Формирование созидательной гражданской позиции учащихся, основанной на согласовании потребности в личностной самореализации с задачами и перспективами развития города
Организация условий для овладения технологиями социального проектирования
Текущее бюджетное финансирование
2000-2003
Управление образования,
Дом учителя
9
Индивидуальное коррекционно-развивающее обучение младшего школьника специальной коррекционной школы
Создание условий для обеспечения нормативного уровня развития у ребенка психических процессов познания, саморегуляции, самоконтроля, мотивации и потребности в пределах прогностических моделей
Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей детей с отклонениями в развитии
Создание организационной, многоаспектной модели процесса индивидуального развития младшего школьника
Интеграция индивидуальной работы с общими формами учебно-воспитательной работы педагогических коллективов
Апробация данной модели во всех типах и видах специальных коррекционных образовательных учреждений
Консолидированный городской бюджет
2000-2003
Управление образования
Авторский коллектив, специальные коррекционные
ОУ № 31, 58, 111, 118, 172, 220
10
Реализация принципа непрерывности в образовании через внедрение инновационной программы "Школа-2000
Организация системы непрерывного образования, основанной на связи содержания и методики школьного образования с детским садом и вузом
Создание нормативно-правовой базы программы
Создание информационного пространства для реализации программы
Развитие механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала педагогов
Спонсорские средства
2000-2003
Гимназия № 43
11
Создание кабинетов профилактики зависимостей в ОУ г. Екатеринбурга (в рамках Программы "Комплексная профилактика зависимостей у несовершеннолетних"

Организация информационно-методического обеспечения деятельности кабинетов профилактики
Разработка методических рекомендаций и учебно-методических пособий для кабинетов
Апробация деятельности кабинетов профилактики на базе образовательных учреждений различных типов
Консолидированный городской бюджет
2000-2003
Управление образования, МОУ "Холис"
12
Взаимодействие музея и школы в системе базового и дополнительного образования школ г. Екатеринбурга
Формирование условий для взаимодействия учреждений образования и культуры в системе базового и дополнительного образования
Разработка и внедрение скоординированных музейно-экскурсионных образовательных программ в рамках вариативной части БУПа
Разработка нормативно-правовой базы взаимодействия учреждений и ведомств социальной сферы
Обогащение единого культурно-образовательного пространства города
Организация работы межпредметного семинара "Экскурсионно-краеведческий практикум НРК БУПа"
Консолидированный городской бюджет, спонсорские средства
2000-2003
Управление образования, Управление культуры,
Областной краеведческий музей, Ассоциации педагогов-предметников
13
Создание научно-методического центра "Студия педагогического мастерства" в Чкаловском районе
Создание условий для профессионального взаимодействия педагогов школ Чкаловского района и вузов города, способствующих формированию, развитию и совершенствованию профессионального мастерства учителей
Сбор, анализ и распространение информации о современных подходах к содержанию образовательной деятельности
Организация и поддержка исследований научно-методического и практико-ориентированного характера в образовательном пространстве района
Текущее бюджетное финансирование
2000-2003
Управление образования, РОУО и ОУ Чкаловского района,
УрГПУ
14
Мультимедиа-город (информационные технологии образования в современном учебном кабинете)
Развитие предметных кабинетов с приоритетом мультимедиатехнологий, компьютерного и видео- сопровождения образовательного процесса
Создание пакета программ компьютерного сопровождения, разработка предметных компьютерных игр
Оборудование компьютерными комплексами учебных кабинетов ОУ города, наиболее подготовленных к этой деятельности
Оказание методической помощи учителям-предметникам, руководителям ОУ
Консолидированный городской бюджет, спонсорские средства
2002-2003
Управление образования, РОУО Кировского района, лицей № 130
15
Опытно-экспериментальная работа по апробации и внедрению образовательной системы "Школа-парк"
Апробация и внедрение в практику образовательной системы "Школа-парк"
Ведение опытно-экспериментального образовательного процесса и научно-исследовательской работы по учебно-методическому обеспечению и мониторингу эксперимента
Текущее бюджетное финансирование, спонсорские средства
2000-2003
Управление образования, РОУО Орджоникидзевского района, "Школа-парк" при ОУ № 95
16
Экспериментальная работа по направлению "Индустриальное наследие регионов с исторически развитой металлургией"
Организация творческой самостоятельной деятельности учащихся по выполнению программы развития металлургии таких регионов, как Урал и Шампань-Арденн, историческая реконструкция социо-культурной среды индустриальных центров
Реконструкция исторической картины становления Урала как промышленного региона, оказание посильной помощи в сохранении индустриального наследия Урала
Формирование у учащихся навыков и качеств, обеспечивающих их самоопределение, адаптацию в современных изменяющихся условиях, воспитание осознания преемственности поколений, приобщение к трудовой славе отцов и дедов, необходимость консолидации общества на базе гуманистических ценностей
Спонсорские средства
2001-2002
Управление образования, РОУО Чкаловского района, гимназия № 39, Дом учителя
17
Технология проектирования развития индивидуальности ребенка как основы формирования организационно-управленческих навыков
Разработка основных принципов и управленческих методов перехода к формированию школы, обеспечивающей постоянное саморазвитие детей в учебной и внеучебной деятельности в соответствии с требованиями ХХI века
Построение модели формирования у ученика потребности в саморазвитии
Изменение содержания педагогического процесса с целью формирования у учащихся мотивации на саморазвитие в образовательной деятельности
Создание модели управления процессом реорганизации школы с целью реализации принципов саморазвития учащихся
Разработка мониторинга по отслеживанию изменений в ценностных ориентациях и установках педагогов и учащихся на учебную деятельность
Текущее бюджетное финансирование, спонсорские средства
2000-2003
Управление образования, РОУО Октябрьского района, гимназия "Оптимум"

Приложение 1
1. Обоснование Программы развития системы образования Екатеринбурга
на 2000-2003 годы
1.1. Приоритет целей, задач, направлений развития, определенных Законом РФ "Об образовании", Областным законом "Об образовании в Свердловской области"
Муниципальная политика г. Екатеринбурга в сфере образования основывается на принципах:
- признания приоритета образования на территории г. Екатеринбурга;
- гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- единства культурного и образовательного пространства города, защиты и развития культурных традиций и особенностей;
- светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- ответственности органов местного самоуправления, образовательных учреждений всех форм собственности за реализацию гражданами права на получение образования;
- единства гражданских, государственных и муниципальных интересов в сфере образования;
- преемственности образовательного процесса и образовательных программ;
- обеспечения государственного контроля за соблюдением реализации гражданами права на образование;
- признания самостоятельности организаций образования и их права на государственную поддержку;
- развития научных исследований в сфере образования и их практического применения;
- соблюдения интересов граждан при разработке и реализации программ развития образования;
- общедоступности образования, соответствия системы образования уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.
1.2. Учет общемировых тенденций развития образования
Изменения, происходящие в образовательной сфере, в большей степени становятся проявлением глобальных образовательных тенденций. К их числу можно отнести следующие:
- Ведущей общемировой тенденцией общественного развития считается ускорение исторического времени. Современный мир можно охарактеризовать как быстро изменяющийся мир: изменения происходят во всех сферах жизни общества, включая и область базовых ценностей.
- Вторая тенденция развития мирового сообщества - это глобализация и универсализация политической, культурной и хозяйственной жизни, становление единой, взаимосвязанной и одновременно все более многообразной человеческой цивилизации.
- Третья тенденция связана с резким усилением роли информационных технологий и телекоммуникаций, с формированием информационной доминанты развития общества и производства. Однозначное прогнозирование изменений, которые могут произойти в течение жизни одного поколения, оказывается затруднительным.
- Четвертая тенденция - возрастание роли человеческого фактора во всех сферах жизни. С ростом технической вооруженности человека, исчерпанием основных видов невозобновляемых природных ресурсов и обострения экологической ситуации возрастает цена человеческих ошибок, риск катастроф, вызванных действиями людей. Но чем более жесткие требования будет выдвигать перед человечеством природа, тем большее значение будут приобретать человеческие способности, дарования и качества. Поэтому XXI век призван стать веком человеческих качеств.
В этих условиях объективно возрастает ответственность системы образования за развитие других социальных систем, общества в целом. Социальным смыслом образования становится развитие личностного потенциала обучаемых, способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации. Развитие таких способностей обеспечивает возможность устойчивой адаптации к меняющимся условиям жизни, готовность к конструктивной деятельности по развитию общества и созданию условий для жизненного благополучия самой личности.
Направления муниципальной политики в области образования определяются особенностями регионального масштаба, рамками социально-экономических концепций развития городов и спецификой местной системы образования.
1.3. Основные характеристики городской системы образования
Основными характеристиками городской системы образования являются целостность, стабильное и устойчивое развитие.
Целостность включает учет взаимозависимостей, составляющих города как многомерной социокультурной реальности; необходимость кооперации и единства действий всех систем и субъектов, имеющих отношение к образованию, в условиях общей недостаточности ресурсов.
Имеющаяся стабильность системы связана с устранением причин возникновения критических ситуаций в социуме, влияющих на функционирование системы образования; с инвентаризацией уже имеющихся в распоряжении ресурсов и опорой на их использование; с надежностью системы управления городскими процессами.
Устойчивое развитие основывается на создании многообразия возможностей и постоянном обновлении содержания и форм образования; учете ограниченности как имеющихся, так и будущих ресурсов; определении зоны ближайшего развития системы образования в целом и ее элементов в частности; необходимости ведения поэтапных преобразований и планирования переходных периодов между ними.
Отсюда главная задача управления муниципальной системой образования - консолидация заказа государства и региона, интересов местного сообщества, запросов социума и образовательных потребностей личности.
1.4. Основные тенденции развития городской системы образования
Права граждан г. Екатеринбурга в сфере образования, как и других жителей Свердловской области, нормативно закреплены в соответствующих документах федерального, регионального и муниципального уровней, которые являются основаниями развития городской системы образования.
Анализ вышеназванных документов и педагогической практики позволяет выделить основные тенденции развития систем образования страны, региона и города:
- формирование условий для развития индивидуальности и социализации личности в сложной общественно-экономической ситуации;
- стандартизация образования, являющаяся фактором обеспечения качественных образовательных услуг потребителю, с одной стороны, и условием развития творческой деятельности педагога, с другой;
- интенсификация обучающих и воспитывающих возможностей социально-педагогического пространства города;
- формирование системы управления на основе единого информационно-образовательного пространства;
- самоопределение образовательных учреждений в части реализации федеральной и региональной политики (выбор оптимальных педагогических технологий, разработка и реализация школьных компонентов содержания образования, юридическая субъектность);
- изменение требований к деятельности работников системы образования и результатам этой деятельности: выдвижение на первый план вопросов профессиональной педагогической компетентности и общей культуры в связи с изменениями, происходящими в жизни общества в целом и системы образования в частности;
- становление образовательной системы в рамках единого образовательного пространства региона и страны в целом;
- развитие форм образования педагога на протяжении всей профессиональной деятельности в связи с изменением ценностных ориентиров общества;
- развитие гражданского участия и социального партнерства как гарантии реализации прав граждан на качественное образование.
В основу Программы положено, во-первых, понимание развития образования как процесса создания системы развивающих и развивающихся отношений и, во-вторых, программно-позиционный принцип программирования развития, что включает:
- прояснение и соотнесение целей, идеалов и ценностей максимального числа участников образовательного процесса при определении стратегии развития;
- совершенствование системы управления и развитие отношений нового типа в ней на основе соотнесения позиций субъектов образования, развития межсубъектных отношений, формирования мобильной структуры связей участников образовательного процесса, обеспечение прав граждан на получение качественного образования в условиях постоянного дефицита ресурсов;
- делегирование ответственности за ход и результат развития образования все большему числу субъектов образовательной деятельности, что ведет к вовлечению в управление развитием системы образования города все большего числа участников этого процесса.
Анализ системы образования г. Екатеринбурга осуществлялся с позиций определения представленных тенденций, принципов, функций, результатов городской системы образования. Оценка востребованности обществом этих результатов позволила выявить специфические черты и противоречия в развитии системы образования города, разрешить которые необходимо в планируемый период.
2. Образовательная ситуация в г. Екатеринбурге: экономический, демографический, педагогический, социокультурный аспекты и перспективы развития образования
Были выбраны следующие направления анализа состояния системы образования города:
- Характеристика системы образования.
- Система образования как субъект муниципального образования г. Екатеринбурга.
- Система образования города как субъект региональной системы образования.
- Система управления образованием в городе как субъект системы образования.
Содержательными критериями эффективности функционирования и развития системы образования являются выявленные выше тенденции развития системы образования.
Технологические критерии эффективности функционирования и развития системы образования включают: целевое назначение, внутреннее развитие системы образования, сопоставимость.
Целевое назначение: динамика качества образовательных услуг; удовлетворенность населения; рост спроса на образовательные услуги, предоставляемые системой образования; тенденции развития участников образовательных процессов (учреждения, кадры, обучающиеся).
Внутреннее развитие системы образования: тенденции развития всех подсистем и элементов системы образования; функционирование системы образования как целостной, открытой и развивающейся; интеграция подсистем.
Сопоставимость: соответствие принципам и направлениям развития мировой, федеральной, региональной систем образования; сравнение со схожими системами образования других муниципальных образований и сравнение с предыдущими состояниями системы образования города Екатеринбурга.
Объект анализа: образовательные учреждения, субъекты образовательного процесса, ресурсы и содержание образования.
Аналитический материал сгруппирован по объектам анализа системы образования.
2.1. Городское образовательное пространство
Городское образовательное пространство должно быть не просто сферой, обеспечивающей обучение и воспитание личности; сегодня это должна быть сфера многообразных и высококачественных образовательных услуг, где формируются основы стабилизации и развития всего социального комплекса города.
Стратегическая цель социальной политики г. Екатеринбурга определена как обеспечение расширенного воспроизводства всей системы существующих социальных отношений, их регулирование и контроль. Социальная политика направлена на обеспечение максимально возможного уровня жизни всех категорий населения, прежде всего детей; создание нормальных условий воспроизводства населения; ослабление социальной напряженности; нейтрализацию социальных, профессиональных, национальных и других конфликтов. Принят ряд мер по усилению адресности государственной поддержки детей из многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, по социальной защите интересов детей.
Одной из основных задач социальной политики города является обеспечение доступности для всего населения необходимого набора образовательных услуг. Определился новый перечень образовательных учреждений, предлагаемый детям до 18 лет и их родителям, постоянно обновляется банк новых образовательных программ, учебников и пособий, общественное признание получила педагогическая инноватика. Развитие образовательной системы в городе осуществляется на основе признания права личности на свободный выбор уровня, типа, вида, формы образования. Сегодня это проявляется в многообразии образовательных учреждений, широком спектре предлагаемых ими программ, в появлении новых форм образования и способов его получения (табл.1, 2, 3 прил. 2).
Образовательный комплекс города представлен множеством образовательных учреждений общего, профессионального, дополнительного образования, оказывающих населению широкий спектр образовательных услуг. Для детей и подростков в городе функционирует 706 образовательных учреждений, в том числе - 373 дошкольных образовательных учреждения, 239 общеобразовательных учреждений, 59 учреждений дополнительного образования. Здесь работает более 28 500 специалистов. Всего из муниципального бюджета финансируется 546 образовательных учреждений. В городе 31 учреждение начального профессионального образования, где обучается около 12 600 человек, 36 учреждений среднего профессионального образования (37 000 человек), 16 государственных вузов, в которых обучается более 90 000 студентов. Идет процесс получения муниципальными общеобразовательными учреждениями (ОУ, ДОУ и УДО) статуса юридического лица, прохождения государственной регистрации, лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Учреждения дошкольного образования проходят лицензирование, разрабатывается модель их аттестации. В предстоящем году, в соответствии с Законом "Об образовании в Свердловской области" и нормативными актами областного правительства предстоит переход на комплексную аттестацию и категорирование образовательных учреждений. Эти процессы наиболее активно идут в ОУ и ДОУ и менее развиты в УДО города. Вступившие в силу новые законодательные и нормативные акты федерального и областного уровней в сфере образования потребуют дальнейших изменений в деятельности органов управления образованием на муниципальном уровне.
Городская образовательная политика сегодня ориентирована на объединение и координацию разрозненных усилий разных субъектов образования, формирование межведомственной коалиции, способной к оперативному и осуществляемому в интересах города управлению ситуацией в сфере городского образования. Необходимо превратить образование в механизм решения социокультурных проблем города (табл. 4 прил. 2), что характеризует приоритеты развития городской системы образования в этом направлении.
В центре внимания городской образовательной политики остается ребенок, так как его развитие, психическое и физическое здоровье, эффективная и успешная социализация - залог будущего развития города. Своевременное решение проблем образования на управленческом уровне позволило в целом сохранить образовательную систему и обеспечить ее развитие.
Инфраструктура городской сети образовательных учреждений достаточно разнообразна, что создает необходимые предпосылки для оказания широкого спектра образовательных услуг, но отсутствие системы мониторинга состояния и степени соответствия запросам горожан не позволяет реально оценить качество образования молодого поколения екатеринбуржцев.
Создание целостного образовательного городского пространства предполагает решение ряда задач:
- приведение системы образования в соответствие с современной социокультурной ситуацией, формирование рынка образовательных услуг, совершенствование инфраструктуры образования на муниципальном и территориальном уровнях;
- повышение социального статуса, общественной и личной ценности образования, связанной с жизненным и профессиональным самоопределением выпускников школ;
- непрерывное обновление содержания образования, методов, форм, технологий и стиля в соответствии с меняющейся социальной ситуацией;
- существенное повышение педагогической культуры, профессионализма, конкурентной способности учителя;
- обеспечение охраны детства, социальной защиты учителей и учащихся, забота об их физическом и психическом здоровье;
- экономическое обеспечение жизнедеятельности образования за счет дополнительной финансовой помощи из внебюджетных средств.
2.2. Здоровье детей и подростков
Образование несет ответственность не только за духовное, но и за физическое развитие детей и подростков, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. По данным статистических исследований, в последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов, до 90% обучающихся имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За период обучения в школе число здоровых детей снижается в 4-5 раз. Особенно удручает тот факт, что нация теряет интеллект - у 31,5 % подростков отмечаются психические расстройства, у 33% - психопатия. Ведущими формами патологии детей Екатеринбурга являются болезни нервной системы, костно-мышечной системы, болезни органов пищеварения.
На первом месте у дошкольников и третьем месте у школьников по распространенности - болезни нервной системы и органов чувств.
Ведущее место в структуре этой патологии принадлежит близорукости. По результатам углубленных медосмотров процент близоруких детей за время пребывания в ДОУ увеличивается с 2,4 до 5,1%, а к 9 классу возрастает до 15,3%.
На первом месте у школьников и третьем месте у дошкольников - болезни костно-мышечной системы. Основными причинами, формирующими эту патологию, являются:
- отсутствие мебели, отвечающей антропометрическим характеристикам. До 15 % мебели в образовательных учреждениях города не отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм;
- гиподинамия, связанная с недостатками в организации физкультурно-оздоровительной работы (сокращены ставки руководителей физического воспитания в ДОУ, 37% школ имеют спортивную зону с неполным набором спортплощадок или не имеют ее вообще, 22% школ имеют спортивные залы, не отвечающие санитарным требованиям по площадям, не хватает спортивного инвентаря, свернута работа специальных медицинских спортивных групп, ослаблен контроль со стороны администрации школ за качеством уроков физической культуры и организацией физкультурно-оздоровительной работы в целом, в результате у 27% учащихся слабо сформированы основные двигательные качества);
- нерациональное питание (анализ фактического питания екатеринбургских детей выявил низкое содержание в рационах таких важных микроэлементов, как кальций, дефицит которого составил 24,1%, фосфор 7,7%, а ведь именно эти микроэлементы являются основой нормального развития костной ткани).
На втором месте у школьников и на третьем месте у дошкольников - болезни органов пищеварения. Основными причинами этих заболеваний являются:
- нерациональное питание: преобладание в рационах детей углеродистой пищи, превышающей физиологическую потребность на 180%, недостаток белков животного происхождения и витаминов;
- несоблюдение режима питания: по результатам оценки фактического питания налицо отсутствие завтрака дома, недостаток времени для приема пищи в школе, процент охвата организованным питанием в школах составляет 42%, а с учетом буфетной продукции - не более 62%.
Только в 1999 году зарегистрирован рост хронической патологии по новообразованиям - на 25,5%; по болезням органов дыхания - на 21%; по болезням костно-мышечной системы - на 11%; по болезням эндокринной системы - на 8,8%; по болезням крови и кроветворных органов - на 5,5%; по болезням органов пищеварения - на 2%.
Наблюдается рост заболеваний, обусловленных аллергизацией детского организма, что связано, среди прочих условий, с загрязнением внутренней среды детских и подростковых учреждений фенолом и формальдегидом: по результатам проведенных замеров воздушной среды образовательных учреждений выявлен рост загрязненности по сравнению с 1997 годом в 1,8 раза. Основными источниками выделения этих вредных для здоровья химических веществ являются: мебель из ДСП, в процессе старения которой при несоблюдении санитарных требований усиливается миграция в воздух вредных химических веществ, и современные полимерные строительные материалы.
Существует множество причин, обусловливающих создавшуюся ситуацию, в том числе социально-экономических, экологических и педагогических. К педагогическим факторам следует отнести такие, как:
- стрессовая тактика авторитарной педагогики, не изжитая полностью в образовательных учреждениях города;
- необоснованная интенсификация учебного процесса;
- несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических, психолого-педагогических и санитарных требований к организации учебного процесса;
- недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, развития и охраны здоровья детей.
В этой связи важной задачей системы образования является реализация бережного отношения к здоровью учащихся, активизация деятельности по его поддержанию и укреплению, формирование позиции здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Охрана здоровья учащихся является приоритетным направлением в деятельности Управления образования, городской Администрации. В 2000 году заканчивается разработка городской межведомственной программы "Здоровье екатеринбургского школьника", в которой определен комплекс мер по формированию у учащихся ценностей здорового образа жизни; предусмотрены их организационное, финансовое и кадровое обеспечение, а также механизмы общественной поддержки реализации программы. Разработаны научно-методические и организационные основы мониторинга состояния здоровья обучающихся, информационного и медицинского обеспечения профилактической работы на всех уровнях образования. С 2001 года в городе будет действовать система мониторинга уровня физической подготовки учащихся.
При проведении аттестации образовательных учреждений в программу включены показатели здоровья учащихся.
Особое направление работы - летний отдых и оздоровление детей. Несмотря на трудности финансового характера, количество детей, имеющих возможность отдохнуть и укрепить здоровье в летних лагерях, возрастает (табл. 5 прил. 2). В 1999 году организованными формами оздоровления, труда и отдыха были охвачены 115 250 человек. Летом 1999 года работало 40 загородных лагерей, в них отдохнули 30 958 детей (в 1997 г. - 29236 чел.), в 184 городских лагерях оздоровлены 25 676 человек (в 1997 г. - 11 727). В области и за ее пределами работали и отдыхали 3 720 человек. Различными видами трудоустройства была обеспечена занятость 19 500 школьников. Краткосрочные, нестационарные программы помогли организовать досуг 35 370 детей и подростков. При этом нужно учитывать, что в последние годы изменилась структура финансирования оздоровительной кампании, произошло резкое сокращение средств, отпускаемых из областного бюджета на финансирование оздоровительной кампании.
В сложившейся ситуации физическая культура и спорт выполняют в образовательных учреждениях города особые функции. Предполагается, что в процессе занятий физической культурой и спортом у учащихся формируется целесообразное отношение к собственному здоровью, возникает осознание необходимости его сохранения и укрепления, происходит усвоение приемов и методов и способов развития двигательных (кондиционных и координационных) способностей, воспитывается привычка к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Образовательные учреждения с учетом условий и интересов обучающихся внедряют новые образовательные и учебные программы, которые способствуют:
- увеличению количества часов физкультуры за счет часов школьного компонента;
- привлечению тренерско-преподавательских кадров спортивных школ для занятий со школьниками;
- ведению занятий коррекционных групп с детьми, имеющими отклонения в здоровье;
- ежегодному обследованию в городском физическом диспансере;
- использованию муниципальных спортсооружений для занятий физической культурой.
Основой уроков физической культуры в школе является общая физическая подготовка, направленная на повышение функциональных возможностей организма, которая обязательно должна учитывать гетерохронность физического развития и критические периоды, связанные с возрастом учащихся.
Положительно, что спортивно-массовая работа среди учащихся носит действительно массовый, организованный характер. В городе пятнадцать МДЮСШ, в которых в 1999 году занималось около 8475 детей и подростков. Динамика сети и контингента спортивных школ города представлена в табл. 6 прил. 2.
Финальные городские соревнования проходят по 29 видам спорта, в них принимают участие более 5 000 школьников. На спортивных базах ОУ функционируют спортивные секции и кружки, в которых занимается более 21 000 школьников, в общеобразовательных школах проводятся смотры-конкурсы на лучшую организацию спортивно-оздоровительной работы. Регулярно проводятся методические семинары, совещания преподавателей физкультуры.
Однако в целом эта работа не носит комплексного характера, не ориентирована на формирование по большому счету "культуры здоровья" детей и подростков. В связи с ухудшением состояния здоровья школьников стоит вопрос об увеличении количества часов на образовательную область "Физическая культура". В ОУ не хватает спортивных и тренажерных залов, многие из имеющихся требуют частичного или капитального ремонта. Полностью отсутствует финансирование на приобретение спортивного инвентаря и оборудования, спортивной формы. В ОУ города всего 15 лыжных баз, 11 бассейнов. В недостаточном количестве в ОУ приходят молодые специалисты. Старение педагогических кадров накладывает свой отпечаток на качество учебно-воспитательного процесса. Остро стоит проблема организации в одном из вузов города постоянно действующих курсов повышения квалификации педагогов, учитывающих потребности учителей физической культуры, тренеров-преподавателей, руководителей ОУ.
2.3. Кадры
Ключевая фигура сферы образования - педагог. От профессионального уровня педагогического корпуса, качества подготовки педагогов зависят перспективы образования. Сегодня в масштабах страны сложилось противоречие между высокой общественной значимостью функции учителя, с одной стороны, и способами, формами и размерами материального и морального стимулирования его труда, с другой.
В настоящее время заработная плата педагогов значительно отстает от средней по промышленности, что делает профессию учителя неконкурентоспособной на рынке труда. Но в отличие от педагогов Свердловской области педагоги Екатеринбурга получают заработную плату вовремя с учетом аттестационных коэффициентов.
Несмотря на эти трудности, городская система образования сохраняет высокий кадровый потенциал. В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях работает 8 752 чел, из них педагогов - 3 480. Кроме того, 4 170 работников занято в ведомственных ДОУ, 1747 из них - педагоги. В общеобразовательных школах и школах-интернатах работает 28 714 человек, в том числе - 13 259 педагогов, воспитателей, руководителей кружков. В учреждениях дополнительного образования (Дворцах и домах творчества учащихся, спортшколах) - 2 722 педагога и тренера. Общее количество педагогов общеобразовательной школы неуклонно возрастает. При этом сохраняется тенденция уменьшения числа вакансий учителей-предметников в общеобразовательных учреждениях (табл. 7 прил. 2).
Налицо тенденция сохранения дефицита учителей иностранного языка, частично русского языка и литературы, истории, ИЗО и физкультуры.
Сохраняется тенденция старения педагогических кадров (пятая часть всех педагогов - пенсионеры), так как приток выпускников вузов в систему образования затруднен из-за отсутствия у последних категории и, как следствие, невозможностью обеспечить себе существование и общим по городу сокращением числа вакансий.
Целью аттестации педагогических и руководящих работников ОУ являются мотивация деятельности педагогов, выявление профессиональной педагогической элиты. Речь идет о стимулировании роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитии творческой инициативы, обеспечении социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты труда.
Задачами аттестации являются целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников, установление соответствия между качеством и оплатой труда.
Сравнительные результаты прохождения педагогами города аттестации представлены в табл.8 прил. 2.
Существующая система аттестации педагогических кадров не позволяет в полной мере стимулировать повышение квалификации в соответствии с потребностями населения Екатеринбурга в образовательных услугах, что требует от органов управления образованием продолжения работы в этом направлении. С 2000 года городская система образования вступает в период повторной аттестации педагогов. Это требует увеличения финансовых затрат, связанных с проведением курсов повышения квалификации, квалификационных испытаний, разработкой и тиражированием нормативно-правовой и методической документации (табл. 9,10 прил. 2).
В связи с введением ГОСа НРК сегодня существует острая потребность в изменении содержания образования, учебно-информационно-методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса. С целью развития образовательной системы города как целостного культурно-образовательного пространства, включающего в себя все элементы городского социума, в 2000 году планируется открыть Центр развития образования.
В его первостепенные задачи будут входить выполнение социального заказа на переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров, научно-методическое и информационное обеспечение изменения содержания образования, организация системы мониторинга качества образования.
Решение многих профессиональных задач оказывается эффективнее, когда специалисты имеют возможность и обсудить проблемы, и влиять на принятие решения. В период с 1996 по 1999 год начали работу Экспертный совет по новым информационным технологиям, Центр новых информационных технологий, Лаборатория гуманной педагогики, экспертные группы по различным проблемам и направлениям, ассоциации педагогов-предметников города и городские экспертные советы по проблемам преподавания отдельных дисциплин. Плодотворной оказывается такая форма организации профессиональной коммуникации, как Педагогические чтения, в подготовке и проведении которых участвуют тысячи учителей, методические, проблемные объединения на уровне города.
Анализ опыта проведения педагогических чтений в городе показывает, что активность участия в педагогических чтениях администраций образовательных учреждений и педагогов возрастала. Если в 1995 году в первых педагогических чтениях принимало участие 49 авторов, то в 1999 году заслушано уже 394 доклада. Налицо явный рост авторитета педагогических чтений в образовательной системе города (табл. 11 прил. 2).
Стремясь к максимальной открытости и доступности информации по проблемам образования, Управление образования уделяет большое внимание вопросам взаимодействия с городской общественностью, библиотеками города (им. Белинского, МОБ города, библиотека Главы города и др.), со средствами массовой информации. Для педагогической общественности проводятся научно-практические конференции, дискуссионные круглые столы разного уровня. Сюда можно отнести выпуск специальных изданий, выступления по радио и телевидению, "горячий телефон", информационные дни для жителей города, индивидуальные консультации. Ежемесячно к справочно-информационным материалам Дома учителя обращается более 400 человек. Управление образования постоянно привлекает педагогов и руководителей городского образования к участию в законотворческих процессах на областном и федеральном уровнях.
Таким образом, состояние системы образования педагога характеризуется тем, что в городе созданы условия, которые, с одной стороны, обеспечивают, а с другой, востребуют его новый уровень:
- вводится региональный ГОС НРК организации и содержания образования;
- налицо реальная вариативность ОУ, обусловливающая личный профессиональный выбор;
В то же время в системе непрерывного образования педагогических кадров имеются и
недостатки:
- фактический уровень профессиональной компетентности педагогов не соответствует требованиям новой парадигмы образования;
- существующая традиционная система образования педагога не отвечает ценностно-целевым ориентациям в образовании;
- "массовый" характер системы переподготовки и повышения квалификации не отвечает индивидуальным потребностям педагогов в повышении своей квалификации;
- отсутствие системы подготовки педагогических кадров, адекватной целям и задачам введения ГОСа;
- существующая система аттестации не является комплексной системой стимулирования процесса непрерывного профессионального роста педагога.
2.4. Материально-финансовое обеспечение
Спецификой материальной базы системы образования является то, что она непосредственно связана не с материальным производством, а с образовательным учебным и экспериментально-исследовательским процессом, результатом которого являются образовательные и частично научные услуги. Поэтому своеобразен состав основных фондов. Особыми их разновидностями являются учебное оборудование, мебель, пособия, учебники, технические средства обучения (табл.1 прил. 1)
В отличие от промышленности в системе образования большую долю занимает пассивная часть основных фондов: здания, сооружения, склады и т.д. Необходимо отметить, что с интенсификацией научно-технического прогресса закономерно возрастает доля активной части основных фондов, что должно вести к увеличению библиотечных фондов, внедрению в образовательный процесс и экспериментальные исследования современных приборов, компьютерной техники и другого оборудования. Выявление актуальных показателей развития структуры материально-технической базы является важным индикатором реальных возможностей образовательных учреждений, определения путей укрепления и развития учебно-материальной базы образования. Это является основой для совершенствования методов планирования и финансирования затрат на пополнение материальных ресурсов и на капитальные вложения в сферу образования.
Доля затрат на образование в муниципальном бюджете сохраняется на протяжении последних лет на уровне 21-25 %. Несмотря на отмену в 1998 году 30%-ного секвестирования нормативов минимальной бюджетной обеспеченности Свердловской области, принятых в 1996 году, бюджет городской системы образования 1999 и 2000 годов рассчитывается по нормативам 1996 года, то есть без учета инфляционных процессов, произошедших в стране с 1996 года. В 1999, как и в 1997 году, финансирование статей 12 "Приобретение оборудования" и 16 "Капитальный ремонт" было явно недостаточным, но даже эти средства были взяты за счет уменьшения ассигнований на оплату коммунальных услуг, что привело к росту задолженности сферы образования за тепло и электроснабжение (долг за коммунальные услуги и капитальный ремонт по городу на 01.01.2000 составил 58,6 млн р.). Систематическое недофинансирование этих статей приводит к ветшанию материальной базы образования. Сегодня в городе 34 образовательных учреждения постройки 30-60-х годов ветхие, часть из них имеет деревянные перекрытия, все они требуют срочного капитального ремонта. В 131 учреждении, образования требуется проведение выборочного капитального ремонта (в том числе требуется капитальный ремонт кровли - в 130, отопления - в 130, электроснабжения в - 78, водоснабжения - 124, канализации - в 121 учреждениях образования города и т п.). При формировании бюджета 1999 год Городской Думой и Главой города были выделены средства на финансирование городской программы капитального ремонта и реконструкции ветхих и аварийных школ на сумму 16 млн рублей сверх нормативов финансирования сферы образования, что позволило поставить на капитальный ремонт шесть школ. Но работы по этой программе не были выполнены в полном объеме, так как не все районы смогли профинансировать эти сверхнормативные расходы. Начиная с 1997 года во многих школах города косметический и текущий ремонты проводятся только за счет средств родителей.
Таблица 1
Структура и актуальные показатели развития материально-технической базы (МТБ) городской системы образования на 2000-2003 годы
Материально-техническая база
Показатели развития
Основные фонды -
средство производства образовательных услуг;
Оборотные фонды -
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы с коротким сроком потребления

Пассивная часть фондов
1. Здания образовательных учреждений, мастерских, лабораторий
2. Электроэнергия, коммунальные услуги
3. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы
4. Здания вспомогательных служб, склады, общежития, столовые, медицинские блоки, ремонтные службы и оборудование, необходимое для функционирования вспомогательных служб
5. Транспортные средства и топливо
1. Объем капитального строительства.
2. Количество ученических мест в образовательных учреждениях, в т.ч. в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах
3. Количество мест в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей
4. Количество мест в центрах реабилитации и адаптации
5. Количество зданий, имеющих большой физический износ и находящихся в аварийном состоянии
6. Процент износа оборудования, необходимого для функционирования вспомогательных служб
С развитием научно-технического прогресса возрастает доля активной части основных фондов, непосредственно связанных с образовательным процессом и исследовательской деятельностью преподавателей
Активная часть фондов
6. Учебное оборудование, технические средства обучения
7. Компьютерная и телекоммуникационная техника; расходные материалы (актуальны в связи с активным процессом информатизации)
8. Оборудование мастерских и лабораторий; реактивы, химикаты, в т.ч. электронные программы, моделирующие процессы
9. Библиотечный фонд (в т.ч. на электронных носителях)
10. Школьная мебель
11. Канцтовары и другие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы
7. Доля учебных кабинетов и спортивных залов, оснащенных в соответствии с СанПиНами
8. Доля оснащенных кабинетов, укомплектованных в соответствии с образовательными программами образовательных учреждений
9. Количество компьютерных классов; оснащенность компьютерной техникой процесса управления и информационно-методической работы образовательных учреждений
10. Наличие телекоммуникационного оборудования
11. Обеспеченность образовательного процесса учебно-методическими материалами на электронных носителях, интерактивными учебными пособиями, в т.ч. на CD носителях
12. Гарантированность обеспечения полным комплектом бесплатной учебной литературы неблагополучных социальных категорий граждан
13. Обеспеченность методическими пособиями, издаваемыми в составе новых учебно-методических комплектов в т.ч. изданиями периодической педагогической печати

Остается острой проблема нехватки школьных зданий и ученических мест. И в 1999/2000 учебном году половина учащихся обучается во вторую смену (коэффициент сменности - 1,5). В ряде школ сохранится трехсменный режим работы. Дефицит мест ОУ города составляет 51 614.
В 2000-2003 гг. крайне необходимо строительство новых школ:
в Орджоникидзевском районе (ул. Кузнецова);
в Октябрьском районе (ул. Саввы Белых);
в Чкаловском районе (2 школы - в Ботаническом микрорайоне);
в Верх-Исетском районе (строительство нового здания Языкового лицея №2).
Требуется строительство пристроев в 16 школах для размещения спортивных залов, в 14 - для перевода школьных столовых и пищеблоков из приспособленных для этих целей помещений, в 5 школах - для ведения учебного процесса.
Необходимы выделение и ремонт помещений для учреждений, предусмотренных "Программой развития сети учреждений, центров и служб по реабилитации и адаптации несовершеннолетних в г. Екатеринбурге до 2000 года":
- специализированного приюта для разных категорий несовершеннолетних, в том числе - для девочек и несовершеннолетних мам;
- малокомплектного детского дома, что позволит разгрузить центры реабилитации и приюты в Чкаловском, Железнодорожном и Верх-Исетском районах.
Тяжелое положение и с обеспеченностью образовательных учреждений материально-техническими ресурсами : требует замены 3125 комплектов школьной мебели, ОУ города в среднем на 62% обеспечены спортоборудованием и инвентарем, на 60% учебными наглядными пособиями, в школах города 134 компьютерных класса, в которых находится 1485 компьютеров, причем 40% парка машин морально устарело.
Выявленные проблемы в развитии материальной базы отрасли образования являются следствием не только ограниченного бюджетного финансирования, но и неблагоприятной инвестиционной ситуации. Ошибочно рассматривать инвестиции в образовательную сферу как непроизводительные затраты, которые необходимо всемерно сокращать. Эти затраты выступают в качестве средства развития человеческих способностей и повышения эффективности общественного производства, поэтому значимость модернизации материально-технической базы системы образования аналогична развитию материального производства за счет различных инвестиционных источников.
2.5. Сотрудничество и внешние связи
Постоянно расширяются международные контакты Управления образования, районов, отдельных образовательных учреждений. В 1996-99 годах продолжалась работа по проектам "Интернет в образовании, культуре, здравоохранении", "Центр менеджмента", взаимодействие по программе ISSEP (Институт "Открытое общество").
Подписание Главой города соглашения с Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса) позволило на паритетных началах финансировать получение грантов учителями города и участие школьников в региональных и всероссийских олимпиадах и научно-практических конференциях.
Велись постоянная организация обмена специалистами в области образования, учителями иностранных языков, студентами и учащимися; организация языковой стажировки учителей иностранных языков и языковой практики учащихся за рубежом; проведение для педагогов города семинаров по проблемам лингвистики, обучения иностранному языку специалистами из США, Англии, Франции, Германии, Австрии; установление и развитие прямых международных контактов между образовательными учреждениями города и учреждениями образования ближнего и дальнего зарубежья; сотрудничества в области культуры и спорта.
Продолжается сотрудничество с Центрами иностранных языков (французским и английским) в Екатеринбурге, с Американским информационным центром, Британским Советом, Ассоциацией "Друзья Франции" и другими организациями по развитию международных связей.
2.6. Дошкольное детство
Потребности в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных услугах периода детства детерминированы социально-демографическими показателями. Начавшийся в 90-х годах спад рождаемости обусловил тенденцию сокращения численности возрастной группы детей до 7 лет.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign