LINEBURG


страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Администрация Екатеринбурга
Управление образования





ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Екатеринбурга
на 2000-2003 годы







Екатеринбург
Издательство Дома учителя
2000

ББК 74.04(235.55)
П 78
Программа утверждена Постановлением Главы г. Екатеринбурга
№ 777 от 26.07.2000

Руководитель разработки и реализации Программы -
Тамара Александровна Непомнящая, начальник Управления образования администрации г. Екатеринбурга, заслуженный учитель РФ
Основной состав авторов-разработчиков Программы:
Алевтина Александровна Симонова, канд. пед. наук, доцент, чл.-корр. МАНПО, зав. кафедрой теории и практики управления в образовании УрГПУ;
Наталья Николаевна Давыдова, канд. техн. наук, доцент, зам. начальника Управления образования администрации г. Екатеринбурга;
Андрей Олегович Ивонин, зам. директора по информационно-методической работе МКОУ "Екатеринбургский Дом учителя"
В разработке аналитических материалов, отдельных направлений Программы, комплексно-целевых программ и локальных проектов приняли участие:
Сергеева Т.М. - начальник Управления образования администрации Верх-Исетского района; Гузенко Н.С. - начальник Управления образования администрации Железнодорожного района; Порунов А.И. - начальник Управления образования администрации Кировского района; Паненко Л.В. - начальник Управления образования администрации Ленинского района, заслуженный учитель РФ; Козлов В.Ю. - начальник Управления образования администрации Октябрьского района; Малявина С.П. - начальник отдела образования Управления образования и культуры администрации Орджоникидзевского района; Мустаева Н.Г. - начальник Управления образования администрации Чкаловского района; специалисты Управления образования администрации г. Екатеринбурга, органов управления образованием районов, работники образовательных учреждений города
Рецензенты:
Белкин А.С., профессор, д-р. пед. наук, академик АСПН, директор Департамента психолого-педагогического образования УрГПУ;
Игошев Б.М., профессор, канд. пед. наук, 1-й проректор - проректор по научной работе УрГПУ;
Камышов В.М., профессор, д-р. экон. наук, академик АИН РФ, ректор УрГЭУ;
Красовский Н.Н., профессор, д-р. физ.-мат. наук, академик РАН, советник РАН;
Меренков А.В., профессор, д-р. филос. наук, академик АВШ, зав. каф. социологии УрГУ, директор гимназии "Оптимум";
Шашкин С.Ю., профессор, д-р. физ.-мат. наук, проректор Академии государственной службы при Президенте РФ

П 78
Программа развития системы образования Екатеринбурга
на 2000-2003 годы. - Екатеринбург: Издательство Дома учителя. - 59 с.
ISBN 5-9213-0012-8
Программа развития системы образования г. Екатеринбурга на 2000-2003 годы является организационной основой муниципальной политики в области образования и обеспечивает ее реализацию.
Для работников системы образования г. Екатеринбурга.

ISBN 5-9213-0012-8
(c) Управление образования администрации Екатеринбурга, 2000
(c) Издательство Дома учителя, 2000
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2003 ГОДЫ
Наименование программы
Программа развития системы образования Екатеринбурга
на 2000- 2003 годы
Заказчик-координатор
Администрация г. Екатеринбурга
Городская Дума
Ответственный исполнитель
Управление образования администрации г. Екатеринбурга
Цель
программы
Обеспечение развития системы образования г. Екатеринбурга в интересах его граждан, общества и государства

Направления программы
Развитие правовых механизмов реализации государственной политики в сфере образования как гаранта обеспечения общедоступности общего образования, обязательности основного общего образования, повышения качества образования
Создание организационно-содержательных условий для стандартизации образования как правового механизма развития содержания образования
Развитие сети образовательных учреждений города для повышения адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников)
Совершенствование социально-педагогического пространства города и защита его от воздействий, неадекватных гуманистическим целям и ценностям культуры
Развитие единого информационного пространства образовательной системы города как условие успешной интеграции образовательной системы города в отечественные и международные системы образования
Развитие механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала системы образования
Активизация социальной политики в сфере образования с целью обеспечения государственных гарантий равных возможностей в образовании
Повышение роли экономических механизмов для обеспечения развития системы образования города
Сроки
реализации
2000-2003 гг.
Система организации контроля за исполнением мероприятий
Результаты поэтапного выполнения мероприятий Программы рассматриваются на коллегиях Администрации города, Управления образования и заседаниях Городской Думы
Объемы и источники финансирования
Объем финансирования определяется ежегодно при утверждении городского бюджета
Источники финансирования: бюджет Управления образования администрации г.Екатеринбурга, бюджеты районов, статьи бюджета смежных служб и ведомств, дополнительное целевое финансирование, обеспечивающее выполнение мероприятий Программы
Ожидаемые конечные результаты
Сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства
Соответствие качества результата образования целям и задачам образования каждого уровня
Развитие сети образовательных учреждений для реализации образовательных потребностей всех субъектов системы образования
Формирование воспитывающей среды с учетом специфики социокультурной обстановки города
Создание системы управления, эффективно и результативно обеспечивающей вариативность и дифференциацию образовательного пространства на основе принципов единства и целостности
Механизм
реализации
Программа реализуется через программные мероприятия, комплексно-целевые программы и локальные проекты

Программа развития системы образования Екатеринбурга на 2000-2003 годы в соответствии с российским и областным законодательством об образовании является организационной основой муниципальной политики в области образования, которая определяет стратегию выбора приоритетных направлений развития системы образования и обеспечивает ее реализацию.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в редакции от 20 июля 2000 г.), Федеральной программой развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", Программой действия Правительства Свердловской области по выполнению программы Губернатора Свердловской области от 21 декабря 1991 г. № 1443-ПП, Постановлением Правительства Свердловской области от 18 мая 2000 г. № 393ПП "Об утверждении мероприятий по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 г., Народной программой Главы города Екатеринбурга А.М. Чернецкого по наказам жителей города.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Изменение условий, в которых происходят функционирование и развитие системы образования города, становление нового педагогического мышления, требует уточнения ценностных ориентиров развития системы образования.
Такими ориентирами сегодня можно считать:
- реализацию прав личности в сфере образования, возможность получения образования по выбору (права выбора образовательного учреждения, профессии и специальности, права на сохранение национального языка и т.д.);
- индивидуально-личностный подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноуровневость предлагаемых и предоставляемых первичным клиентам системы образования образовательных услуг;
- ответственность субъектов системы образования, предоставляющих образовательные услуги, за качество результата педагогической деятельности перед потребителями;
- социальную защиту учащихся путем предоставления качественного образования, обеспечивающего максимально эффективную адаптацию личности в обществе;
- развитие такой системы ценностей субъектов образовательного процесса, которая будет адекватна современному состоянию цивилизации и требованиям к уровню образованности развивающейся личности.
Определив ценностные ориентиры городского педагогического сообщества, можно выделить основные приоритеты Программы:
- Создание возможностей для каждого гражданина развивать свой потенциал, обеспечивать условия для воспитания и саморазвития личности в детстве и на протяжении всей жизни, обеспечивать практическую жизненную направленность образования как условия адаптации выпускников к социальной действительности, гарантию их жизненного успеха, создавать благоприятную образовательную среду как для одаренных детей, так и для детей и подростков с ограниченными физическими и психическими возможностями.
- Формирование системы правовых отношений в образовании, более полно реализующих права образовательного учреждения как юридического лица и права всех участников образовательного процесса, обеспечивая тем самым условия для поддержания высокого качества образования.
- Создание достойных условий существования и профессиональной деятельности для работников образования, их социальной защищенности. Безусловным должно быть приведение заработной платы работников образования в соответствие с параметрами реального прожиточного минимума.
- Принятие системы мер, направленных на предотвращение ухудшения здоровья детей и подростков (программа "Здоровье екатеринбургского школьника").
- Сохранение системы дополнительного образования как сферы развития творческих способностей детей и как комфортной среды, противостоящей негативному влиянию "улицы".
- Поэтапное изменение системы технологического оснащения образовательного процесса.
- Сохранение единого образовательного пространства города, включающего все образовательные учреждения и процессы, все культурные возможности для горожан.
- Осуществление информирования горожан о процессах, происходящих в сфере образования, о принимаемых решениях, тенденциях и перспективах. Создание механизма принятия решений в сфере образования с учетом общественного мнения и мнения профессионального сообщества.
Цель Программы: обеспечение развития системы образования Екатеринбурга в интересах его граждан, общества и государства.
В этой связи основными задачами Программы являются:
- развитие правовых механизмов реализации государственной политики в сфере образования как гаранта качества образования;
- стандартизация образования как правовой механизм развития содержания образования;
- развитие сети образовательных учреждений города для повышения адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников);
- совершенствование социально-педагогического пространства города и защита его от воздействий, неадекватных гуманистическим целям и ценностям культуры;
- развитие единого информационного пространства образовательной системы города как условие успешной интеграции образовательной системы города в отечественные и международные системы образования;
- развитие механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала системы образования;
- активизация социальной политики в сфере образования с целью обеспечения государственных гарантий равных возможностей в образовании;
- повышение роли экономических механизмов для обеспечения функционирования и развития системы образования города.
Главным результатом Программы должно стать повышение степени гарантированности прав граждан на получение полноценного образования посредством перевода системы образования на правовой уровень функционирования, гарантирующий реализацию принципов государственной образовательной политики, обозначенных в федеральном и областном законодательстве.
Результатами реализации программных мероприятий должны стать:
- соответствие качества результата образования целям и задачам образования каждого уровня;
- развитие сети образовательных учреждений (ОУ) для реализации образовательных потребностей всех субъектов системы образования;
- формирование воспитывающей среды с учетом специфики социокультурной обстановки города;
- создание системы управления образованием, эффективно и результативно обеспечивающей дифференциацию образовательного пространства на основе принципов единства и целостности.
Ожидаемый социальный эффект:
- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование;
- достижение социальной компетентности обучающимся (выпускником) как гарантия его социальной защищенности, развития личной инициативы и гражданской ответственности;
- повышение уровня правового самосознания и правовой ответственности граждан-субъектов системы образования в вопросах образования и образовательной политики;
- развитие образовательных потребностей граждан, формирование социального запроса на качество образования, отвечающего уровню развития общества;
- увеличение адаптивных возможностей системы образования в условиях социально-экономического развития города;
- развитие средствами образования гражданской ответственности и форм гражданской коммуникации;
- расширение гарантий прав обучающихся на выбор основных и дополнительных образовательных программ;
- создание условий, не допускающих возникновения, поддержки и роста социальной напряженности и асоциальных проявлений;
- социальная интеграция и адаптация средствами образования детей с проблемами в развитии, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, выпускников учреждений государственного воспитания;
- совершенствование системы непрерывного образования;
- организация подготовки и издания учебной и методической литературы;
- развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;
- развитие полноправного партнерства системы образования г. Екатеринбурга с системами образования Союза Российских городов.
Необходимым условием реализации Программы являются стабильность текущего бюджетного финансирования и достаточные финансовые условия для реализации целевых проектов.
Заказчиками Программы развития системы образования г. Екатеринбурга являются Администрация города и Городская Дума.
Ответственность за реализацию Программы возлагается на Управление образования администрации г. Екатеринбурга (Управление образования).
Ответственность за результаты конкретной деятельности, предусмотренной Программой, дифференцируется в зависимости от уровня компетенции субъектов городской образовательной системы.
1. Обеспечение реализации и развития образовательных программ
1.1. Дошкольное детство
Стратегия развития дошкольного образования, как составной части периода детства в Программе, направлена на сохранение и преобразование системы дошкольного образования в соответствии с новыми требованиями к образованию, с потребностями города и населения.
Обновление образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) с учетом принципов гуманизации и регионализации предполагает:
- использование программ, обеспечивающих единое образовательное пространство города;
- сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ, установление преемственности в деятельности детских поликлиник, женских консультаций, ДОУ и ОУ;
- инновационный подход в процессе развития содержания дошкольного образования;
- комплексное использование фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы.
Цель управления развитием системы образования периода детства на предстоящий период - приведение системы дошкольного воспитания в соответствие с новыми требованиями к образованию детей дошкольного возраста, с потребностями города и населения.
Задачи развития системы образования периода детства (дошкольный период):
- продолжение работы по концептуальному переосмыслению всеми субъектами системы образования в период дошкольного детства необходимости перевода ее в новое качество на основе ГОСа;
- продолжение работы по созданию необходимых нормативно-правовых, программно-методических, информационных, кадровых, организационно-содержательных, материально-технических, экспертных условий для развития системы образования периода дошкольного детства;
- стабилизация дошкольных образовательных учреждений и выявление предпосылок для формирования гибкой системы, учитывающей потребности и возможности каждого ребенка;
- поддержка инновационных процессов, способствующих разработке, экспериментальной проверке концепций и образовательных программ нового поколения;
- активизация психолого-педагогического просвещения родителей.
Ожидаемые результаты:
- развитие и функционирование дошкольных образовательных учреждений различных видов и категорий в соответствии с потребностями населения города;
- реализация новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей;
- обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;
- расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения.
1.2. Общее образование
Основные направления развития общего образования:
- сохранение, поддержка и развитие муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения;
- совершенствование педагогических технологий, организационно-содержательных условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;
- развитие гуманитарной, экологической и практической направленности общего образования;
- совершенствование системы профессиональной ориентации;
- развитие возможностей для образования одаренных обучающихся с учетом их индивидуальности;
- постоянное формирование у учащихся представления о культуре здоровья как части общей культуры;
- осознание здорового образа жизни как актуального веления времени;
- участие в разработке новых программ обучения на основе дифференцированного подхода, активных методов обучения;
- усиление внимания к осуществлению непрерывного образования, в том числе в области физической культуры;
- продолжение адаптации системы работы в образовательных учреждениях к местным условиям.
Цель управления развитием основного общего образования - создание организационно-содержательных условий, обеспечивающих формирование у каждого выпускника основной школы готовности и способности осуществить осознанный выбор своего жизненного пути.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- создать условия для осознанного выбора учащимися своего дальнейшего жизненного пути: выбор формы получения дальнейшего образования, оснований формирования системы нравственных ценностей, адекватных уровню развития конкретной личности и требованиям социума, правовой культуры;
- реализовывать подходы к индивидуально-ориентированному образованию, соответствующему психологическим, физиологическим и другим особенностям учащихся;
- определить дифференцированные результаты образования на уровне выпускника основной школы в условиях разных типов образовательных учреждений;
- привести в соответствие возможности основной школы целям и задачам
ГОСа Свердловской области этой ступени образования;
- сформировать систему профессиональных ценностей и технологий работы педагога с детьми и подростками, адекватную целям и задачам основной школы;
- активизировать потенциал общественных организаций и других сообществ детей в решении задач основной школы;
- оказать помощь семье в укреплении ее роли в воспитании подростков.
Цель среднего (полного) образования - развитие комплекса условий, обеспечивающих выпускникам необходимый и достаточный уровень образованности (социальной компетентности) для успешной адаптации в условиях сложного жизненного пространства крупного города.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- определить характерные черты и особенности отдельных образовательных учреждений, адекватных запросам конкретных потребителей образовательных услуг;
- обеспечить субъектность средней школы в рамках процесса стандартизации образования;
- определить результат образования выпускника средней школы и разработать и внедрить в практику работы школ систем оценки и мониторинга уровня образованности;
- способствовать формированию комплекса условий для поэтапного перевода системы образования на 12-летний срок обучения;
- создать условия для решения проблем преемственности учебных программ ОУ и программ для абитуриентов, поступающих в вузы города.
Ожидаемые результаты:
- создание условий для введения в действие Федерального закона "Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования" и полного комплекса федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, в том числе и специальных;
- создание условий для качественного обновления содержания образования;
- структуризация сети образовательных учреждений, сокращение количества учреждений, работающих в две смены, прекращение их работы в три смены;
- увеличение количества общеобразовательных учреждений, классов для способных и одаренных обучающихся.
1.3. Специальное коррекционное образование
Цели управления развитием специального коррекционного образования:
- создание условий, гарантирующих детям с проблемами в развитии получение образования, позволяющего им успешно адаптироваться в обществе;
- создание оптимальной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений для удовлетворения потребностей в образовании детей с проблемами в развитии (регулирование сети МОУ и ДОУ по принципам вариативности, разноуровневости, адаптивности).
Необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование нормативно-правовых основ управления системой специальных (коррекционных) школ, классов и групп в ДОУ;
- систематическое прогнозирование развития оптимальной сети специальных (коррекционных) учреждений, классов и групп в ДОУ;
- приведение содержания специального (коррекционного) образования в соответствие с требованиями региональной политики в сфере образования;
- разработка системы воспитательной работы, дополнительного образования и социализации детей с проблемами в развитии;
- обеспечение взаимодействия между специалистами РОУО, председателями психолого-медико-педагогических комиссий, руководителями специальных (коррекционных) ОУ всех типов и видов, центров коррекции и реабилитации с целью координации деятельности по реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
- создание условий для переподготовки профессиональных кадров в области специального (коррекционного) образования.
Ожидаемые результаты:
- создание условий для введения в действие Федерального закона "Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования" и полного комплекса федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, в том числе и специальных;
- создание системы воспитательной работы, дополнительного образования и социализации детей с проблемами в развитии;
- подготовка и издание методических материалов, распространение опыта работы специальных (коррекционных) учреждений.
1.4. Дополнительное образование
Цель развития системы дополнительного образования - создание условий для достижения социально-необходимого и личностно-значимого уровня образованности детей, подростков и молодежи на основе их интересов и потребностей через оптимальное использование возможностей дополнительного образования.
Исходя из поставленной цели, задачи состоят в следующем:
- обеспечение развития вариативной системы дополнительного образования, адекватной запросам и особенностям социума;
- создание условий для развития правовой культуры субъектов системы дополнительного образования;
- создание оптимальных условий для выявления и развития индивидуальных и социально-значимых потребностей, склонностей и интересов детей, подростков и молодежи посредством развития содержания и форм организации УДО;
- обеспечение интеграции общего и дополнительного образования на основе стандартов;
- повышение уровня информационной культуры субъектов системы дополнительного образования;
- развитие форм семейного досуга в дополнительном образовании;
- активизация работы со средствами массовой информации по вопросам воспитания, социализации и дополнительного образования;
- организация работы по постоянному обновлению содержания образования и повышению квалификации работников системы дополнительного образования.
Ожидаемые результаты:
- удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
- расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг учреждений дополнительного образования;
- обеспечение целевого финансирования учреждений дополнительного образования детей согласно нормативам из бюджетов всех уровней;
- подготовка и издание методических материалов, распространение опыта работы учреждений дополнительного образования.
1.5. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Приоритетной целью системы государственного воспитания на период до 2003 года является развитие системы через создание комплекса условий(нормативных, кадровых, информационных, материальных и др.), обеспечивающих полноценную социализацию и интеграцию в общество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные направления деятельности:
- координация деятельности муниципальных органов управления образованием по вопросам профилактики социального сиротства;
- создание эффективной системы контроля за реализацией прав и дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- реализация функций государственного опекуна для достижения воспитанниками результата образования;
- создание условий для последовательной интеграции системы государственного воспитания в городское социокультурное пространство;
- развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, патронатное воспитание и др.);
- расширение возможностей для свободного творчества, развития духовного потенциала детей, социализации и социальной адаптации воспитанников к жизни в современных условиях, совершенствование системы трудовой подготовки на базе подсобных хозяйств и производственных участков;
- создание механизмов социального и межведомственного партнерства с целью реализации прав детей-сирот на образование;
- создание условий для достижения выдающихся результатов воспитанниками детских домов и их государственная и общественная поддержка;
- развитие кадрового потенциала руководителей и педагогических работников системы государственного воспитания;
- закрепление и поддержка выпускников учреждений педагогического образования в системе государственного воспитания.
Ожидаемые результаты:
- выполнение норм законодательства об образовании по предоставлению государственных и социальных гарантий обучающимся;
- развитие социальной инфраструктуры образовательных учреждений государственного воспитания;
- создание условий для введения в действие нормативно-правовых актов, усиливающих защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях;
- создание условий для полноценного и льготного(бесплатного) питания обучающихся;
- защита обучающихся от образцов игр и игрушек, отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье, не отвечающих требованиям психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз;
- обеспечение нуждающихся категорий учащихся государственных и муниципальных учреждений местами в школах-интернатах на льготных условиях оплаты;
- обеспечение условий отдыха и санитарно-курортного лечения обучающихся с компенсацией части затрат из различных фондов в соответствии с действующим законодательством.
1.6. Государственные и социальные гарантии обучающимся
Основные направления развития в области государственных и социальных гарантий обучающимся:
- обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное образование и дополнительное образование детей;
- предоставление возможности выбора образовательных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение обучающихся;
- обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно;
- предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения ( муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения), транспортом;
- разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
- выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социально-культурной инфрастуктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся в соответствии с законодательством об образовании;
- совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогических работников, обучающихся и их родителей.
Ожидаемые результаты:
- выполнение обучающимся норм законодательства об образовании в части государственных и социальных гарантий;
- развитие социальной инфраструктуры образовательных учреждений и других организаций системы образования;
- введение в действие и контроль за исполнением нормативных правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся;
- создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни.
2. Обеспечение ресурсами системы образования города
2.1. Обеспечение системы образования кадрами
Основные задачи Программы - обеспечение принципа непрерывности образования педагогов, развития профессионального потенциала системы образования, создание организационно-содержательных условий для обеспечения города педагогическими кадрами, обладающими профессиональной компетентностью как предпосылкой личностно-ориентированного образования.
Основные направления развития обеспечения системы образования кадрами:
- развитие системы подготовки и переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников системы образования;
- разработка механизма прогнозирования потребностей в педагогических и других работниках образовательных учреждений всех типов и видов;
- разработка механизмов межведомственного сотрудничества в подготовке и переподготовке педагогических работников;
- разработка и реализация мер финансовой и социальной поддержки педагогических работников;
- повышение эффективности системы аттестации педагогических и руководящих кадров системы образования;
- совершенствование правовой основы трудовых отношений в системе образования;
- внедрение в образовательную практику новых технологий подготовки и переподготовки педагогов, способных работать в изменяющихся условиях вариативного образования, с учетом индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- осуществление информатизации образования, внедрение прогрессивных коммуникационных технологий, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, повысить его социально-педагогическую и экономическую эффективность;
- научно-информационное обеспечение деятельности по реализации образовательной политики на территории Свердловской области;
- активизация профессиональных коммуникаций (проведение Педагогических чтений, научно-практических конференций, круглых столов, конкурса "Учитель года", создание городских методических объединений и консультативных советов учителей-предметников);
- развитие и подготовка резерва руководителей.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение образовательных учреждений всех типов и видов педагогическими работниками необходимой квалификации;
- обеспечение занятости педагогических и других работников системы образования;
- создание научно-методической базы для работы с кадрами;
- мониторинг обеспечения кадрами системы образования;
- предотвращение оттока педагогических работников из системы образования;
- повышение квалификации педагогических работников, в том числе через системы послевузовского образования;
- повышение профессионального мастерства и качества труда работников системы образования.
2.2. Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений
Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления образовательного процесса.
Основные направления развития:
- сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;
- постепенный переход на новые нормативы и механизмы оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, лабораторным и научным оборудованием, приборами, вычислительной, информационной и множительной техникой, печатной учебно-методической продукцией с использованием новых форм хозяйствования согласно Федеральной программе развития системы образования;
- последовательное укрепление и рациональное использование материально-технической базы образовательных учреждений, введение жестких мер экономии фонда заработной платы и энергоресурсов (поэтапное введение энергопаспортов, установка приборов учета тепла в 54 образовательных учреждениях);
- пересмотр нормативов финансирования с учетом реальных затрат УО в действующих ценах, разработка нормативов финансирования для различных типов и видов ОУ (в частности, для реабилитационных центров, классов для детей с ЗПР, образовательных учреждений повышенного статуса и др.) в соответствии с реальными потребностями;
- усиление контроля за расходованием бюджетных средств районными органами образования путем внедрения нормативов финансирования для различных типов и видов ОУ;
- разработка нормативно-методической базы для работы с внебюджетными средствами, обучение руководителей ОУ, усиление контрольных функций Управления образования по направлению оказания платных дополнительных образовательных услуг;
- создание в районах и городе специализированных учреждений по эксплуатации и аварийному ремонту учреждений образования по типу организаций жилищно-коммунального хозяйства города для уменьшения затрат на эксплуатацию зданий и сооружений учреждений образования;
- ежегодное принятие Городской Думой Программы реконструкции и капитального ремонта аварийных и ветхих школ города;
- разработка городских программ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений образования города, на 2000-2003 годы.
Ожидаемые результаты:
- развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
- создание здоровых и безопасных условий труда и учебы;
- увеличение числа подготовленных зданий и сооружений к осуществлению реализуемых ими задач;
- постепенный переход к обучению в одну смену;
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе интернатов для детей-сирот;
- расширение возможностей финансирования образования за счет привлечения денежных средств из не запрещенных законом источников.
2.3. Развитие системы управления образованием
Совершенствование системы управления образованием -важное условие реализации Программы. Основное направление деятельности Управления образования - проведение на территории города единой образовательной политики, направленной на обеспечение права граждан на получение общедоступного и качественного образования и обеспечение эффективного функционирования и развития образовательного комплекса города.
Цель управления развитием системы образования города - развитие комплекса условий, обеспечивающих ответственность всех субъектов системы образования за достижение образованности (социальной компетенции) граждан.
В свете вышеизложенного в планируемый период Управление образования предполагает решение следующих основных задач:
- разработка комплексных программ и проектов развития подсистем образования города и их реализация;
- формирование комплекса условий для поэтапного перевода системы общего образования на 12-летнее обучение;
- развитие комплекса условий, обеспечивающих способность каждого педагога к практической реализации государственных образовательных стандартов;
- реализация кадровой политики в сфере образования, обеспечивающей получение гражданами общедоступного и качественного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам и образовательному уровню населения;
- взаимодействие с предприятиями, организациями и учреждениями города независимо от их ведомственной подчиненности по вопросам развития образовательной системы города;
- координация и стимулирование деятельности районных органов управления образованием по всем вопросам функционирования и развития образовательного комплекса города.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение конституционных прав личности на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;
- сохранение единого городского образовательного пространства;
- реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;
- функционирование государственной и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, включая лицензирование, аттестацию, государственную аккредитацию;
- создание условий для повышения объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
- создание условий для осуществления образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности учреждений и организаций системы образования; обеспечение экономии бюджетных средств.
2.4. Финансовое обеспечение программы
Общие финансовые расходы, необходимые для развития системы образования и реализации инновационных мероприятий Программы (комплексно-целевые программы и локальные проекты), рассчитываются исходя из нормативов, заложенных в законодательстве об образовании в части финансирования системы образования и мер по обеспечению государственных гарантий участникам образовательного процесса.
Средства бюджетного финансирования, выделяемые системе образования города в настоящий период, не позволяют полностью финансировать расходы на социально защищенные статьи и не обеспечивают покрытие значительной части затрат на питание, оплату коммунальных услуг, текущее содержание существующих зданий и сооружений. Средств на развитие учреждений, укрепление их материально-технической базы в бюджете практически нет. Выделяемое финансирование не позволяет выполнять положения законодательства об образовании по обеспечению образовательного процесса на уровне современных требований, государственных гарантий обучающимся и работникам системы образования, реализации социальных норм и нормативов.
Финансовое обеспечение системы образования и мероприятий Программы необходимо осуществлять в следующих направлениях:
- обеспечение стабильного финансирования по изложенному механизму с осуществлением оптимизации и повышения эффективности использования выделяемых системе образования бюджетных средств;
- ежегодное принятие плана мероприятий по целевому финансированию Программы развития из консолидированного бюджета города;
- создание условий для привлечения в систему образования дополнительных внебюджетных источников финансирования без снижения норм и нормативов, а также абсолютных размеров бюджетных средств.
Объемы инвестиций и других расходов на осуществление Программы могут ежегодно уточняться исходя из возможностей консолидированного городского бюджета и других источников финансирования.
2.5. Управление процессом реализации Программы
Предлагаемая Программа является инструментом управленческой деятельности, направленной как на людей, так и на сами образовательные учреждения.
Программа развития образования города построена в логике теории и методологии управления проектами и рассматривается как совокупность комплексных целевых программ и локальных проектов, объединенных едиными концептуальными подходами, общими целями и ресурсами.
Согласованность действий всех заинтересованных сторон по реализации программы обеспечивается деятельностью коллегии Управления образования.
Управление процессом реализации Программы развития образования города предусматривает:
- осмысление назначения Программы всеми участниками образовательного процесса;
- последовательный анализ способности Программы и каждого проекта стимулировать, организовывать и обеспечивать развитие образования города;
- постоянную экспертизу программ и проектов, определение социальной значимости и экономической доступности предполагаемых результатов;
- обоснованность необходимых затрат на реализацию программ и проектов;
- определение возможных источников финансирования, стимулирования инвестиционных проектов;
- создание условий, необходимых для реализации программ и проектов;
- подбор и организацию труда исполнителей;
- создание необходимой управленческой (нормативно-правовой и ресурсно-кадровой) базы Программы;
- организацию поэтапного ресурсного обеспечения принятых к реализации проектов;
- выявление отклонений от заявленных целей, анализ причин их возникновения, внесение необходимых корректив.
3. Основные направления развития системы образования
3.1. Развитие системы общего образования
Задачи
Содержание деятельности
Сроки
Ответственные
Обеспечение гарантированного функционирования и развития единого образовательного пространства
Создание условий и управленческих механизмов для функционирования и развития нормативно-правовой и информационной базы управления образованием
Разработка и принятие ежегодных планов мероприятий по целевому финансированию Программы развития системы образования Екатеринбурга
2000-2003
Управление образования, РОУО
Обеспечение условий развития правовой культуры общественности, граждан - субъектов системы образования (педагогов, родителей, учащихся)
Формирование правовой культуры субъектов системы образования через:
- проведение родительских конференций и других форм работы с родителями;
- организацию различных форм педагогического взаимодействия, в том числе дискуссионных круглых столов, семинаров и мастер-классов по проблеме;
- организацию различных форм ученического самоуправления как на уровне ОУ, так и на уровне районных и городских структур(освещение проблемы на педагогических чтениях, проведение городских и районных семинаров, подготовка и проведение Фестиваля форм ученического самоуправления;
- формирование системы правового просвещения и обучения педагогов, учащихся и их родителей нормам правового поведения путем: повышения квалификации педагогов по данному направлению; совершенствования учебных дисциплин области "Обществознание"; организации лектория для родителей и учащихся; проведения городских семинаров по обмену опытом; вынесения проблемы на педагогические чтения и другие формы работы
Формирование информационных потоков: СМИ, журнал "Екатеринбургская школа", Информационные сборники Управления образования, Информационные дни Управления образования
2000-2003



2002








2000-2003







2000-2003
Управление образования, РОУО, Совет директоров, Ассоциации педагогов, ОУ, родительские комитеты,
УрГПУ, УрГУ
Выстраивание эффективной системы правового регулирования
Разработка нормативных актов, определяющих механизмы реализации законодательных актов в сфере образования на основе федеральных и областных законов: "Об образовании", "Об образовании в Свердловской области", "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", "О физической культуре, спорте и туризме в РФ", "О профилактике наркомании", "О защите прав ребенка", "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" и др.:
- о порядке аттестации муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов г. Екатеринбурга;
- о приеме в первый класс;
- о приеме в десятый класс;
- о дополнительных платных образовательных услугах;

страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign