LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

- математические исследования и проекты
- естественнонаучные исследования и проекты
- литературоведческие исследования и проекты
- лингвистические исследование и проекты
Я - автор (авторские художественные произведения)
Современные информационные технологии: компьютерный дизайн
Современный город: сценарии развития:
- история, культура, быт, краеведение
- экономика, политика, экология
Современные межкультурные коммуникации
Современный образ жизни (здоровье, спорт, психология)
Стилистика и дизайн: современные тенденции
Школа: контуры будущего
Искусство - образы времени (проекты и исследования в области искусства)
Искусство и авторский мир
Социокультурные общественные инициативы Школы
Фестиваль молодежных досуговых программ "Моя родина - Россия"
Фестиваль молодежной фантазийной моды
Фестиваль молодёжных СМИ городов ЗАТО
Молодёжный фестиваль игровых и театрализованных программ "ШОУ-мания"
Фестиваль юных дизайнеров

2. Программа обеспечивает процессы индивидуализации образования в условиях массовой школы благодаря:
* разработанным механизмам гуманитарного сопровождения проектно-исследовательской и авторской деятельности учащихся на основе пробно-продуктивных форм при освоении проектно-исследовательской позиции,
* и системе повышения квалификации для руководителей и педагогов по проблемам технологий гуманитарного сопровождения детских творческих работ, развития проектно-исследовательской культуры деятельности.
Сложилась определённая система образовательных событий в течение года, которая является отражением программы сопровождения образовательной инициативы. Система включает этапы, на каждом из которых решается определенная образовательная задача и, соответственно этой задаче, в течение года выстраивается серия рефлексивных и проектно-аналитических семинаров для организаторов проектной, исследовательской авторской деятельности учащихся.
этапы
образовательная задача этапа
(годовой цикл образовательных событий программы)
проблемы гуманитарного сопровождения
(цикл педагогических семинаров ПК)
I этап
(сентябрь-октябрь)
школьные "Ярмарки идей":
инициация проектных, исследовательских, авторских идей
проблемы проявления индивидуальных и групповых интересов как источника образовательной инициативы.
II этап
(ноябрь)
Городской "Фестиваль творческих идей":
развитие замысла (планирование действий, ресурсов, методов осуществления идеи) проектной, исследовательской, авторской деятельности
проблемы перехода от интереса к замыслу как деятельностной единице образовательной инициативы.
III этап
(декабрь-февраль)
методологические семинары, тематические консультации специалистов:
развитие методологической культуры проектной, исследовательской, авторской деятельности
проблемы реализации замысла с точки зрения культуры деятельности и освоение нового опыта деятельности
IV этап
(март)
предзащита:
развитие культуры оформления и предъявления результатов работы для слушателей (экспертов, партнеров, инвесторов и т.п.)
проблемы содержательной коммуникации, культура презентации, диалога, дискуссии, экспертизы
V этап
(апрель)
Открытый городской молодежный форум
работа секций молодежного форума: экспертный анализ результатов проектной, исследовательской, авторской деятельности; формирование перспектив развития образовательной инициативы

проблемы выявления личностной перспективы, социокультурной значимости и результативности образовательной инициативы.
в течение года
опыт участия во внешних образовательных событиях: конкурсах, фестивалях, конференциях областного, межрегионального, всероссийского уровня и его анализ

Система (годовой цикл) повышения квалификации для школ города и региона по программам "Технологии инициативной организации образования" и "Разработка программ гуманитарного сопровождения образовательной инициативы" - с 2002 г. включает следующие профессионально-творческие группы:
o педагогов-руководителей творческих работ учащихся (проектных, исследовательских работ, авторских произведений),
o педагогов - экспертов и консультантов творческой деятельности учащихся,
o организаторов инициативного образовательного пространства в школе и школьных координаторов общегородской программы сопровождения молодежных образовательных инициатив.

3. В контексте программы оформились принципы и организационно-управленические механизмы и формы инициативной организации образовательного пространства школы, которые соорганизованы со структурой школьной практики (система "урок" - "класс" - "дополнительное образование") и являются основой организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в старшей школе.
Основой инициативной организации образовательного пространства стали принципы, в контексте которых разработаны новые способы, методики и формы педагогической работы. Инициативная организация образовательного пространства:
во-первых, основывается на личном интересе, способствует его проявлению, развитию; это должно быть пространство инициации, выбора, свободы, осознания, выстраивания карты движения, перевода интереса в замысел проекта, исследования, авторского творения; пространство риска и проб, свободное от жёсткой критики, наполненное конструктивизмом;
во-вторых, это место освоения разных культурных способов деятельности; приобретения методологической и предметной грамотности в области исследовательской, проектной, авторской культуры; освоения командных способов деятельности. Это позволяет не останавливаться на первоначальном интересе, который в случае неподкреплённости, имеет тенденцию исчезать. Его развитие, превращение в деятельность - реальный проект, исследование, авторское произведение - становится реальной возможностью самореализации, самопрезентации на культурном языке, т.е. языке доступном другим;
в-третьих - это пространство открывающее перспективы, создающее условия для формирования образа будущего через вхождение в различные социокультурные программы, в профессиональные и иные сообщества, проектирование собственного образовательного и социального движения.
Сравнительная характеристика организационно-управленческих условий
Инициативное образовательное пространство
Традиционное учебное пространство
"инициативные группы" (в том числе и разновозрастные), "индивидуальные инициативы"
"класс" как единица образовательного процесса в школьной организации
"полипозиционность" в рамках партнерской, деловой, дискуссионной коммуникации
"учебная" коммуникация в системе "учитель-ученик"
"циклограмма" осуществления "культурных проб":
проектной, исследовательской, авторской деятельности (идея - замысел - реализация - презентация - экспертиза результатов)
"учебный план"
"расписание"
осуществления учебной деятельности
"экспертное обсуждение", "консультативное сопровождение"
"экспертная оценка"
"оценка-отметка"
"отчет"

4. Проектирование инициативных образовательных пространств включило в себя работу с такими базовыми единицами системе школьной практики, как урок - работа с классом и воспитательная система - дополнительное образование.
В результате оформились следующие направления управления этими процессами:

I. Урок как инициативное образовательное пространство
1. Методики активных форм обучения на уроке.
2. Методики развития методологической культуры проектно-исследовательской деятельности.
3. Методики развития культуры представления результата на уроке.
4. Анализ гуманитарных эффектов и результатов работы с образовательной инициативой на уроке:
- подходы к анализу и самоанализу урока
- особенности организации мониторинга компетенций учащихся
5. Организация сопровождения творческих работ по предмету.
II. Дополнительное образование как инициативное образовательное пространство
1. Особенности организации коммуникативной среды сопровождения образовательной инициативы.
2. Разработка моделей и сценариев образовательных событий.
3. Сопровождение творческой работы учащегося:
- методики поиска, оценки и выбора идей проектно-исследовательских работ
- методики развития замысла творческой работы
- методики развития методологической культуры деятельности
- методики развития культуры представления и экспертизы результатов проектно-исследовательской деятельности
4. Анализ гуманитарных эффектов и результатов инициативной организации дополнительного образования.

III. Работа с классом и воспитательная система школы как инициативное образовательное пространство
1. Методики проявления образовательной инициативы классных коллективов
2. Методики развития культуры деятельности (проектной, исследовательской, авторской)
3. Методики развития культуры представления результата
4. Анализ гуманитарных эффектов и результатов инициативной организации воспитательного пространства в школе.

IV. Управление изменениями в образовании.
1. Проектирование инициативных образовательных пространств: анализ ресурсов школьной практики
2. Содержание образования и принципы инициативной организации образования
3. Проблемы и условия соорганизации инициативных и академических пространств школьной практики.

5. Важнейшим механизмом инициативной организации образовательного пространства в программе является экспертная оценка результатов деятельности. Экспертиза предполагает обсуждение не столько итогов, ошибок, сколько перспектив и возможных новых задач и направлений дальнейшей работы.
Общие критерии экспертной оценки (четыре основных типа) направлены на поддержку и развитие образовательной инициативы:
а) представленность позиции автора, личная заинтересованность, актуальность работы для автора,
б) видение перспектив работы (личных, социальных и т.п.), анализ применимости результатов,
в) культура деятельности (методологические особенности проектной, исследовательской, авторской деятельности),
г) коммуникативная культура (презентация, диалог, деловое общение и др.).
Содержательная оценка творческих работ учащихся на этапе молодежного форума предполагает дипломы по номинациям в одном из аспектов:
* Высокая методологическая культура работы.
* Активная и глубокая личная позиция в работе.
* Социокультурная и экономическая перспективность и значимость работы
Наряду с этим могут определиться работы, награжденные дипломами: за активное отношение к результатам; оригинальная работа; успешный дебют; особая социальная значимость; за чувство стиля; за командность; за грамотное исполнение, мастерство; за лучшую презентацию; за реализацию идеи Форума, секции и др.
6. Разработана особая модель организации дополнительного образования, ориентированная на поддержку образовательной инициативы учащихся и решения задач предпрофильной подготовки и профильного обучения - модель школы-лаборатории
Школа-лаборатория, как структурная единица профильного образования решает следующие задачи:
* организация сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся, обеспечивает работу спецкурсов, взаимодействие школы с "внешней средой", выявление и исследование образовательных и социальных эффектов деятельности по программе,
* организация образовательных пространств Молодежного форума на основании принципов построения полипозиционной, партнерской, рефлексивной коммуникации;
* формирование системы платных образовательных услуг, удовлетворяющей образовательные запросы учащихся и родителей и создающей условия для выстраивания индивидуальной образовательной траектории;
Каждое направление программы, представляющее определенную сферу деятельности, обеспечено специалистами различных организаций и предприятий города и области - консультантами и экспертами.

7. Разработка Программы гуманитарного сопровождения образовательной инициативы позволила оформить критерии оценки качества программы:
* образовательный, развивающий характер событий образовательной программы,
* полипозиционный и культуропорождающий характер коммуникации,
* проективный характер экспертных суждений и оценок,
* пробно-поисковые, моделирующие формы освоения типов деятельности,
* освоенность проектной, исследовательской, авторской типов деятельности.
* обеспеченность связи с представителями различных групп регионального сообщества (образование, наука, бизнес, власть, институты гражданского общества),
* условия и возможности для выстраивания индивидуальной образовательной программы учащихся,
* массовость участия молодежи и взрослых,
* сетевой характер взаимодействия в организации событий,
* ресурсная поддержка (инвестиционная привлекательность).



СВЕДЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВЕ РАЗРАБОТЧИКОВ

Руководитель Программы: ЯКУБОВСКАЯ Татьяна Владимировна, научный руководитель Северской гимназии, ст.преподаватель каф. управления образованием ФП Томского государственного университета, программный руководитель Учебного центра "Тренинг-фирма" ТГУ.
Коллектив разработчиков:

1. ШУЛЯЕВА Светлана Петровна


директор Северской гимназии.
Председатель организационного комитета Форума
2. МИРОШНИКОВА Ирина Сергеевна
3. СИНЬКЕВИЧ Светлана Викторовна

заместители директора Северской гимназии
Координаторы Открытого молодежного форума.
4. Ковалева Ольга Ивановна
5. Кручинина Кира Юрьевна
6. Сеина Александра Михайловна
7. Гурова Наталья Викторовна
8. Куренкова Виктория Александровна

Руководители школ-лабораторий дополнительного образования Северской гимназии
Организаторы школ-лабораторий дополнительного образования Северской гимназии, участие в организации проектных семинаров для педагогов, ведущие секций, авторы публикаций по проблемам организации образовательных событий Молодежного форума.
9. Матвеева Зоя Николаевна
10. Губина Елена Владимировна
11. Ермакова Людмила Николаевна
12. Карпенко Светлана Станиславовна

Заместители директора по УВР Северской гимназии
Проектировщики-исследователи типов содержания образования.
Организаторы проектных семинаров для педагогов, ведущие секций, авторы публикаций по проблемам организации образовательных событий Молодежного форума
13. Сидорова Елена Валерьевна
Директор Детской художественной школы г.Северска
Организация проектных семинаров для педагогов, проектирование инициативных форм и разработка содержания художественно-эстетического образования



??

??

??

??




7



<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign