LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* обновление содержания, форм, структуры психологической службы ДОУ, деятельность которой направлена на оказание превентивной и оперативной помощи детям, их родителям, педагогам в преодолении психологических трудностей, защиту прав ребенка;
Идея педагогической поддержки разворачивается через:
* переход к системе взаимодействия, характеризующейся внутренней и внешней открытостью, где каждый готов к диалоговому общению, к работе в команде;
* систему медико-психолого-педагогических консилиумов, где обсуждаются нормы и ценности поддержки и пути их реализации в педагогической деятельности.
В ДОУ целенаправленно ведется работа с детьми, нуждающимися в медико-психолого-педагогической поддержке. По особому расписанию дети занимаются с логопедом, психологом, врачом-офтальмологом, работают на компьютерах в развивающем режиме.
В ДОУ работают кружки: "Юный эколог" руководитель О.С. Бутикова, "Калинка" (детский оркестр) музыкальный руководитель Т.Н. Шипулина, "Соловушка" (обучение пению) музыкальный руководитель С.Г. Гайно, "Муравьишка" (ИЗО деятельность) руководитель О.Н. Бурыкина, "Эрудит" (обучение основам компьютерной грамотности) руководитель М.В. Филимоненко, "Мерилин" (английский язык) руководитель И.Ю. Откидач; баскетбольная спортивная секция (руководитель инструктор по физической культуре Т.В. Курилова), что обеспечивает развитие творческих начал личности.
Большую роль в осуществлении образовательной программы ДОУ играют родители детей. Нашими полноправными партнерами становятся те родители, которые ожидают от детского сада уважения личности ребенка, разностороннего развития его способностей, умений, навыков, создания условий для сохранения психического и физического здоровья.
Программа работы с родителями является весомой частью образовательной программы в целом.
Детско-взрослое взаимодействие обеспечивается деятельностью родительских клубов: "К здоровью без лекарств", "Ваш семейный психолог", "Большие проблемы маленького ребенка" и др.

2.4. Основные образовательные результаты.
1. Развитие образовательного потенциала ДОУ в условиях его деятельности как открытой воспитательной системы.
2. Выход на новые сферы социального взаимодействия, повышение эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства.
3. Сотрудники ДОУ, родители ориентированны на личностное развитие ребенка.
4. ДОУ обеспечивает медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка в образовательном процессе и равный старт социального, познавательного, физического, эстетического развития всех детей.
5. Личностное развитие ребенка происходит за счет обогащения детского кругозора в условиях деятельности ДОУ как открытой воспитательной системы, детского творчества. При этом расширение кругозора, развитие детского творчества имеют определенную возрастную динамику. Динамика задается специальной организацией воспитательно-образовательного процесса.
6. Повышение качества здоровья и жизнестойкости субъектов образовательного процесса.
7. Создание нового поколения программ, технологий физического воспитания дошкольников, подготовка и выпуск учебно-методических пособий.
8. Создание эффективной системы управления образовательным процессом.


III. Содержание и организация образовательного процесса в ДОУ.

3.1. Основы целостного педагогического процесса ДОУ.
Образовательно-воспитательный процесс в ДОУ строится на основе базисной программы "Истоки" / под ред. Л.А. Парамоновой/, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Данная программа предусматривает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее полное и целостное развитие ребенка с рождения (с 1,5 лет - в дошкольном учреждении) до поступления в школу. Наряду с базисной программой в рамках дополнительного образования (секционная, кружковая работа) используется ряд парциальных программ: "Юный эколог" С.Николаева (кружок "Юный эколог" руководитель О.С. Бутикова), "Ладушки" И. Каплунова, И. Новосельцева (кружок "Калинка" музыкальный руководитель Т.Н. Шипулина), "Музыкальное развитие детей" О.П. Радынова (кружок "Соловушка" музыкальный руководитель С.Г. Гайно).
Основываясь на требованиях базисной программы, в ДОУ реализуется программа ассоциации "Компьютер и детство", которая способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные игры вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно одобряемые знания и умения. Развивают у современных детей основы информационной культуры с учетом возрастных и психологических особенностей. Организация занятий в компьютерно-игровом комплексе обеспечивает охрану их психического и физического здоровья.
В связи с недостаточным, на наш взгляд, освещением в программе "Истоки" /под ред. Л.А. Парамоновой/ направления работы по восстановлению приемственности в восприятии и освоении традиций отечественной культуры, по формированию основ национального самосознания и любви к Отечеству в образовательно-воспитательном процессе ДОУ наряду с базисной используется программа "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры" О.Л. Князевой.
В ДОУ осуществляется коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Эта работа осуществляется учителем-логопедом Н.В. Емельяновой на основе программы "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада" (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)
Инновационная деятельность дошкольного учреждения обеспечивается программой "Играйте на здоровье" Л.Н. Волошина, Л.В. Новичкова, Т.В. Курилова.
Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни осуществляется на основе программы Н.Н. Авдееевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной "Безопасность", рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ.
Весь спектр используемых программ обеспечивает комплексный подход к организации целостного педагогического процесса (Таблица № 2)

Таблица № 2.
Комплексные программы
Исходные данные программы
Использование в образовательном процессе
Характеристика программы
"Истоки"
Т.И.Арнаутова, Т.В.Антонова,
Е.П. Арнаутова и др., научн. ред.
Л.А. Парамонова и др.- М.: Просвещение, 2003. - 335 с.

основная
Программа задает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее полное и целостное развитие ребенка. Данная программа содержит как базисность, основу развития детей, так и вариант ее реализации, открывающие возможности для широкого творчества педагога. Программа, являясь комплексной, предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Программа направлена на обеспечение определенного уровня развития детей каждого психологического возраста и обеспечивает равный старт развития для всех детей.
Парциальные программы
"Компьютер и детство" программы ассоциации М.- 1993.
Основная
Программа направлена на формирование у детей интереса к компьютерам, развитие у детей предпосылок теоретического уровня мышления, рефлексии способов действия. В ходе деятельности за компьютером дети учатся ставить и решать игровые, изобразительные и познавательные задачи, знакомятся с особенностями компьютера, способами управления событиями на экране.
"Ладушки"
И. Каплунова, И. Новосельцева.-
С. -Петербург:
Изд-во "Композитор", 2000.

дополнительное образование, инд. работа с детьми, кружок "Калинка" музыкальный руководитель
Т.Н. Шипулина
Программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет. Предлагаемый материал дает возможность музыкальным руководителям превратить каждое занятие в маленький праздник.
"Безопасность"
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.. Уч. пособие по ОБЖ детей ст. дошк. Возраста.- СПб.: "ДЕТСТВОПРЕСС",2004.-144 с.
основная
Учебное пособие включает программу для дошкольных образовательных учреждений и систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых и направлены на формирование основ безопасности жизнедеятельности, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с предметами, безопасного поведения на улице.
"Юный эколог"
С. Николаева

дополнительное образование кружок "Юный эколог" руководитель О.С. Бутикова
Предложенный в программе материал направлен на обогащение учебно-воспитательного процесса эффективными приемами, нацеленными на активизацию мышления детей и на усвоение ими в занимательной форме наиболее сложных понятий экологии. В пособии изложен курс занятий по экологическому воспитанию дошкольников, предложен список рекомендуемой литературы, перечень объектов наблюдения, подробное описание устройства уголка природы. Описание занятий даны по форме: цели, наглядные пособия, приемы.
"Приобщение детей к истокам русской национальной культуры"
О.Л. Князева
основная
В программе представлена система работы по восстановлению преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры, по формированию основ национального самосознания и любви к Отечеству при повышении уровня взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей. В программе четко прослеживается взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом
"Музыкальное развитие детей"
О.П. Радынова. - М.: Гуманит. Изд. Центр
дополнительное образование, индивидуальная работа с детьми, кружок "Соловушка" музыкальный руководитель С.Г.Гайно
В книге обобщены последние достижения науки и практики в области музыкального развития детей, обоснованы положения о необходимости формирования основ музыкальной культуры начиная с дошкольного возраста. В пособии предложены примерные конспекты бесед, предложен нотным материал, а также комплект аудиокассет "Музыкальные шедевры" с музыкальными произведениями для занятий с детьми.
Программы коррекционного обучения
"Подготовка к школе детей с общим недоразви-тием речи в условиях специального детского сада"
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина - М.: Изд-во "Альфа", 1993. - 86 с.

основная
В программе освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованны основные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика корреционно-воспитательного процесса. Программа включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательные занятий по периодам обучения
"Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения" /под ред. М.И. Земцовой - М.: Просвещение, 1978. - 92 с.

основная
В программе представлены некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушениях зрения, а так же коррекционно- педагогическая работа с детьми с амблиопией и косоглазием.
Программы, обеспечивающие инновационную деятельность
"Играйте на здоровье"
Л.Н.Волошина, Л.В.Новичкова, Т.В.Курилова
основная
Программа базируется на использовании игр с элементами спорта, направлена на развитие двигательных способностей и личности ребенка. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения.

3.2. Инновационная образовательная деятельность.
Ведущая идея программы "Играйте на здоровье" для детей 3-4 лет - вызвать устойчивый интерес малышей к играм с элементами спорта и на этой основе создать предпосылки для физического совершенствования ребенка.
Следуя важнейшему постулату психофизиологии в разделе "Обучение" мы выбрали для этого игровую форму занятий, так как игра является врожденной потребностью детского организма. По содержанию и методике проведения игровые занятия отличаются от традиционных тем, что для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач подбираются подвижные игры соответствующего содержания. Игра является и формой организации и методом проведения физкультурного занятия.
Такая форма проведения создает благоприятные условия для овладения элементарными умениями игры футбол, хоккей, городки и др. Мотивы игры придают смысл двигательной деятельности, они близки и доступны ребенку, захватывают его, связаны с конкретностью формы, в какой происходит овладение движением. Игровая форма физкультурных занятий помогает ребенку установить связь между мотивом и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.
Культура движений ребенка 3-4 лет начинается с обогащения его двигательного опыта, поэтому физкультурные занятия строятся на играх с разнообразными видами двигательной деятельности. Чем больше видов и способов действий с мячом, ракеткой, битой, обручем и их сочетаний в арсенале малыша, тем осознаннее и быстрее его деятельность, тем активнее его взаимодействие со сверстниками, успешнее ориентировка в окружающей обстановке.
В содержании игровых физкультурных занятий мы включали подвижные игры общеразвивающего характера, направленные на формирование основных движений и комплексное развитие двигательных способностей. Значительное место в предлагаемых занятиях занимают игры с элементами спорта, доступные и полезные малышам. При этом в каждом занятии детально отрабатываются игровые упражнения, которые обеспечивают формирование элементарных приемов игры в футбол, настольный теннис, баскетбол, хоккей, действий на лыжах, санках. Каждое разучиваемое в игровой форме движение базируется на предыдущем двигательном опыте ребенка.
Создавая условия для самостоятельного приобретения детьми двигательного опыта, озадачивая малышей необходимостью познания, новизной действий и предметно - развивающей среды мы включили в занятия специальные игры на развитие двигательного творчества и психических процессов. Очень полезны детям игры: "Какого мяча нет?", "Нарисуем пальчиком, какие бывают мячи", "Выложим из городков солнышко с добрыми глазами", "У кого городок?", "Ловкие пальчики" и многие, многие другие.
Схема построения игровых физкультурных занятий традиционна. Занятие состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные задачи решаются путем соответствующего им подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема физических нагрузок.
Наличие перспективного плана по каждому разделу программы "Играйте на здоровье" обеспечивает прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности. Повторение занятий позволяет закреплять освоенные двигательные действия.
Во вводной части занятия используются специальные приемы создания игровой мотивации: детям надо городки поселить в свой домик, клюшке найти ее подружку - шайбу, с ракетками - зонтиками надо выручить из беды солнечные лучики, мячам помочь размяться, так как бока у них залежались в коробке.
Создание игровой мотивации способствует увлеченному выполнению детьми физических упражнений. Интерес детей вызывает воображаемая ситуация, представленная в образной, яркой форме, связанная с необычными условиями. Так теннисная ракетка превращается в руль, и начинается удивительное путешествие в город мячей. Здесь живут самые разные мячи: большие, маленькие, волейбольные, футбольные, баскетбольные, теннисные. Дети по-новому воспринимают инвентарь для игр с элементами спорта, овладевают возможными вариантами действий с ним, пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ употребления предметов.
Игры первой части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти, мышления, разминку мышц, повышают функциональные возможности организма.
Основная часть занятий по программе вариативна. Есть занятия, где планируются общеразвивающие упражнения с использованием инвентаря (ракеток, клюшек, бит, городков). Есть занятия, где комплекс обшеразвивающих упражнений проводится в игровой или в имитационной форме, по карточкам-заданиям. На карточках в схемах последовательно представлены двигательные действия, которые должны выполнить дети. Основная часть занятия включает также серию игр, направленных на овладение основными движениями и простейшими элементами техники спортивных игр, развитие двигательных способностей. В заключительной части планируются психокоррекционные игры
Таким образом, на занятиях решается доминирующая задача - воспитание интереса к играм с элементами спорта.
Известно, что развитие двигательной активности происходит гетерохронно. В частности 3 год жизни является сенситивным для переместительных движений. Выполнение таких движений в любых условиях создает предпосылки к частичному освоению в дальнейшем базовых движений спортивных игр и упражнений.
Четвертый год жизни является сенситивным для развития координации движений. Если запоздать и не тренировать это качество, то на критическом 5 году, когда интенсивно развивается мышечно-суставной аппарат, ребенок будет с трудом овладевать новыми движениями, требующими проявления интеллектуальных функций.
Отбор игр с элементами спорта для занятий во 2 младшей и средней группе строится с учетом этих положений, а также с учетом особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления младшего дошкольника. Широкое использование предметных опор и зрительных ориентиров исключает выполнение детьми однообразных движений, обеспечивает частую смену работы и отдыха.
Посредством изменения условий игры, предложения более сложных двигательных заданий, увеличения дозировки выполнения упражнений в процессе игры дифференцируется мера участия и активности ребенка.
В программу занятий включены игры с элементами соревнования. Но соревнование носит индивидуальный характер: кто быстрее, кто выше, кто забьет мяч в ворота. При организации таких соревнований используется фронтальный или поточный способ организации. Дети выполняют задание либо все вместе (подпрыгивание, ползание, бег), либо друг за другом (бег между клюшками, удары мяча по воротам).
Обучение двигательным действиям и применение их должны проходить в разных условиях, поэтому игровые занятия проводятся как в спортивном зале, так и на открытых площадках. Это дает простор для мобилизации и развития двигательных способностей, интеллектуальных качеств ребенка.
С целью исследования эффективности воздействия игровой программы и технологии на двигательное развитие детей 3-4 лет было проведено тестирование. Сравнительный анализ полученных результатов за 2003 - 2004 учебный год показывает значительный прирост скоростно-силовых (37%), координационных (32%) способностей, что свидетельствует об эффективности апробируемой программы.
Из 6 тестов мы имеем динамику роста показателей свыше 15% , что является (по шкале Усакова В.И.) показателем не только естественного роста результатов, но и целенаправленного воздействия экспериментальной программы на развитие двигательных способностей.
Как и в прошлом году оказался незначительным прирост показателей в челночном беге.
Сравнительный анализ полученных результатов за весь период эксперимента будет проводиться по плану в 2004 году. На данном этапе мы предлагаем передачу программы и технологии для корректировки и апробации в другие дошкольные учреждения города Белгорода и Белгородской области.
Для этого подготовлено и выпущено в издательстве "Гном и Д" пособие "Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет", где представлена авторская программа и технология. 28 мая на базе МДОУ № 69 планируется проведение семинара инструкторов по физической культуре г. Белгорода по проблеме эксперимента за отчетный год. Вопросы результативности экспериментальной работы обсуждались на педагогическом совете "Формирование активности и самостоятельности воспитанников в овладении основами ЗОЖ", педагогических консилиумах "Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе", издан приказ по ДОУ "Об объявлении 2004-2005 учебного года годом здоровья в ДОУ и семье".
В целом перечисленные мероприятия обеспечили медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ходе эксперимента.
С целью организации взаимодействия ДОУ и семьи в развитии двигательной сферы ребенка были проведены совместные спортивные развлечения "Зимняя олимпиада", Спортивный калейдоскоп", представлены родителям 14 занятий по экспериментальной программе. К участию в последовательной работе были привлечены студенты БелГУ и БПК.
По экспериментальной тематике выполнено 8 курсовых и 3 дипломных работы.
За отчетный период с целью пропаганды и апробации результатов исследования проведено 38 открытых занятий для слушателей Белгородского регионального ИПК и ПС.
Анкетирование слушателей показало, что педагогическая общественность высоко оценивает инновационную деятельность ДОУ.
Таким образом, анализ результатов экспериментальной работы за 2003 - 2004 учебный год позволяет сделать следующие выводы:
* управлять процессом развития двигательных способностей ребенка через использование игр с элементами спорта возможно при наличии единства целей, задач, содержания, организационных форм, средств и методов обучения, то есть программы и технологии, основанных на личностно-деятельностном подходе;
* в ходе экспериментальной работы выявлено, что программа "Играйте на здоровье" оказалась более результативной в развитии двигательных способностей младших дошкольников, чем существующие воспитательно-образовательные программы в ДОУ;
* реализация образовательного, оздоровительного, воспитательного направлений экспериментальной программы, комплексное развитие двигательных способностей повышают устойчивость дошкольников к заболеваниям, способствуют гармоническому психическому и физическому развитию ребенка;
* технология, основанная на игровых формах и методах развития двигательных способностей, дает положительные результаты при условиях: формирования у детей эффективной системы мотивов и стимулов к овладению содержанием программы через игровые формы занятий, реализации индивидуально-дифференцированного подхода в развитии двигательных способностей, обеспечения оптимальных нагрузок, соответствующих функциональным возможностям растущего детского организма.
* разработанная программа подготовки и переподготовки воспитателей, инструкторов по физической культуре ДОУ "Физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях" дает возможность вскрыть дополнительные резервы в управлении процессом развития двигательных способностей детей, подготовить педагогов к активной творческой деятельности на основе развития внутренних предпосылок к самоопределению и самосовершенствованию.

























































































































































































































































3.3. Формы организации образовательного процесса.
Педагогический процесс ДОУ представляет собой целостную систему (см. таблицу № 4), которая охватывает все основные направления развития ребенка, а так же предусматривает систему мер по охране и укреплению его здоровья (см. таблицу № 3)
Таблица № 3
Формы организации деятельности
Разделы программы
Игра
Социальное развитие
Физическое развитие
Развитие речи
Эстетическое развитие
Познавательное
развития


Изо деятельн.
Музыкальное воспитание
Природа и ребенок
ОБЖ
Культура быта
Математика
Конструирован
Начало грамоты

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign