LINEBURG


страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БЕЛГОРОДА













НА 2005-2010 ГОДЫ


МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД" № 69 "СКАЗКА"





















АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

1. Кокунько Лариса Яковлевна - заведующая МДОУ "ЦРР - детский сад" № 69 "Сказка", отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ.
2. Малыхина Светлана Алексеевна - старший воспитатель МДОУ № 69;
3. Чепелева Елена Ивановна - психолог МДОУ № 69;
4. Рябуха Нина Вадимовна - врач-педиатр детской поликлиники №4;
5. Курилова Татьяна Владимировна - инструктор по физической культуре МДОУ № 69;

Научный руководитель: Волошина Людмила Николаевна - кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе БПК, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии БелГУ, научный руководитель экспериментальной работы МДОУ № 69, отличник народного просвещения.






























СОДЕРЖАНИЕ







































I. Характеристика образовательной деятельности

I. Характеристика образовательной деятельности МДОУ № 69.

1.1. Информация о ДОУ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад" № 69 "Сказка" сдан в эксплуатацию в 1981 году, раннее находился в ведомстве Белгородского витаминного комбината им. 50-летия СССР, с 01.11.1994 года переведен на баланс управления образования администрации г. Белгорода. Деятельность МДОУ по осуществлению дошкольного образования, дополнительных образовательных услуг платного и бесплатного характера регламентируется лицензией Г 766342 регистрационный номер 39 от 01.09 2000 г выданной управлением образования администрации г. Белгорода.
ДОУ является учебной базой по подготовке и переподготовки кадров Белгородского педагогического колледжа и Белгородского регионального института ПК и ПС.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад" №69 "Сказка" представляет весь спектр образовательных услуг дошкольного воспитания. Медико-педагогические условия, развивающая среда позволяют осуществлять полноценное физическое, личностное и интеллектуальное развитие ребенка, обеспечивают сохранение и укрепление здоровья детей.
Детский сад осуществляет свою деятельность по трем направлениям:
* ДОУ - физкультурно-оздоровительный центр,
* ДОУ - открытая воспитательная система,
* Учебно-воспитательный комплекс "ДОУ - педагогический колледж".
Созданная в МДОУ авторская Концепция и программа развития воспитательно-образовательной системы и перспективная программа развития отмечены дипломом II степени на I Всероссийском конкурсе воспитательных систем в 2001 году. Дошкольное образовательное учреждение становилось победителем областного конкурса "Детский сад года" (1995, 2001) на протяжении ряда лет (с 1996 г.) МДОУ является лауреатом Всероссийского конкурса "Детский сад года". По итогам социально-экономического развития образования среди дошкольных образовательных учреждений г. Белгорода за 2003 год коллектив МДОУ № 69 награжден Дипломом I степени; в 2004 году МДОУ награждено Дипломом участника международного семинара-конференции "Эврика - Авангард - 2004" за высокие достижения в учебно-воспитательном процессе.
В дошкольном учреждении действует 10 групп, из них: 1 группа раннего возраста, 1 логопедическая группа, 3 группы для детей с нарушением зрения, 2 разновозрастные группы.
В МДОУ работают 33 педагога, из них 19 человек (59%) педагогического коллектива имеют высшее образование. В настоящее время 15 % педагогического состава (5 человек) обучаются в БелГУ. Заведующая ДОУ Л.Я. Кокунько имеет высокое звание "Заслуженный учитель РФ", 5 педагогов имеют звание "Почетный работник".
Данные по количественному и качественному составу педагогических работников ДОУ приведены в таблице № 1.
Данные по количественному, качественному составу и стажу работы
педагогических работников МДОУ №69
Таблица № 1.
Категория работников
Общая численность педагогических работников
В том числе
пенсионного возраста
Из общей численности работников имеют образование
Из общей численности работников

законченное высшее
незаконченное высшее
среднее специальное
имеют стаж педагогической работы


всего
из них педагоги-ческое
До 2 лет
от 2
до 5 лет
от 5до 10 лет
от 10 до 20 лет
свыше 20 лет
Педагоги-ческие работники
33
5
20
-
13
11
1
2
6
8
16
Воспитатели
20
2
13
-
7
5
1
1
3
3
12
Логопед
1
1
1
-
-
-
-
-
-
-
1
Учитель- дефектолог
1
1
1
-
-
-
-
-
-
-
1
Педагог-психолог
1
-
-
-
1
1
-
-
1
-
-
Методист компьютерно-игрового комп.
1
-
-
-
1
1
-
-
-
1
-
Руководитель изобразительн. Деятельности
1
-
-
-
1
1
-
-
1
-
-
Инструктор по физической культуре
2
-
2
-
-
-
-
-
-
1
1
Работники аппарата управления
1
1
1
-
-
-
-
-
-
-
1
Методическая служба
2
-
1
-
1
1
-
-
1
-
-


1.2. Анализ образовательной деятельности ДОУ.
Творчество и стремление к инновациям - это наиболее точная характеристика, определяющая стиль работы педагогического коллектива ДОУ. Высокий образовательный потенциал воспитателей, профессиональная компетентность, оптимальное сочетание опытных и молодых педагогов, наличие комфортных условий в ДОУ позволяют успешно реализовать воспитательно-образовательные программы "Истоки" /науч. ред. Л.А. Парамонова/, "Играйте на здоровье" /Л.Н. Волошина, Л.В.Новичкова, Т.В. Курилова/.
На основе программ нового поколения, сотрудничества с семьей, широкого взаимодействия с институтами детства, использования эколого-природного и социокультурного окружения педагогический коллектив на протяжении последних лет добивается высоких результатов в воспитании и развитии детей.
Работа педагогов, освобожденных специалистов с детьми осуществляется на основе координации деятельности, используются современные педагогические технологии и формы организации образовательного процесса.
Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья. Педагоги создают на занятиях и в других формах обучения эмоционально-насыщенную атмосферу, наполняя их сказочными сюжетами и персонажами, импровизациями, что позволяет преодолеть учебно-дисциплинарные приемы. Занятия в основном проводятся по подгруппам и индивидуально. Чтобы избежать перегруженности режима учебной деятельности, в практику работы внедряются комплексные формы проведения занятий: КИК и изодеятельность, КИК - формирование элементарных математических представлений, КИК - обучение грамоте и др. Использование компьютерно- игрового комплекса позволило значительно повысить уровень интеллектуального развития детей. По результатам диагностики "Готовность детей к обучению в школе" высокий уровень логического мышления, умения обобщать, классифицировать показали 67% детей старших, подготовительных групп. У этих детей хорошие знания об окружающем мире, они полно и точно называют признаки предметов и явлений. Дети анализируют, сравнивают, используют модели в различных видах деятельности, понимают и принимают учебные задания, используют наблюдения как способ познания окружающего мира, устанавливают причинно-следственные связи, противоречия, 76% выпускников имеют хорошо развитую речь. После посещения логопедической группы у 94,3% детей значительно улучшаются показатели звукопроизношения, грамматического строя речи. Дети способны выражать мысли полными и неполными предложениями, короткими текстами.
Диагностика уровня математического развития детей показывает, что высокий уровень усвоения программы имеет 23,9% детей, средний 69%, низкий 7,1% детей.
Экологическое воспитание дошкольников осуществляется на основе технологий и рекомендаций С. Николаевой, данные в программе "Юный эколог"
Воспитатели используют активные методы обучения: проблемно-поисковые ситуации, детское экспериментирование. Выпускники детского сада знают, из чего состоит природа, умеют устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.
Диагностика и тестирование определяют цели и направления индивидуальной работы с детьми, которая находит свое отражение в календарных планах воспитателей, работе психолога, логопеда, темах консультаций для родителей.
Однако, на сегодня еще существует проблема объединения аналитической и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Не всегда оптимально выбираются средства и педагогические технологии для повышения эффективности педагогического процесса.
Особое внимание на протяжении многих лет педагогический коллектив уделяет оздоровлению детей. В ДОУ созданы условия для физического и психического комфорта дошкольников. В группах созданы свои технологии по укреплению здоровья детей, найдены оптимальные системы закаливания. Удовлетворяется естественная потребность детей в движении. 61% времени пребывания ребенка в детском саду отводится активной двигательной деятельности. В ДОУ функционирует физкультурно-оздоровительный комплекс: бассейн, сауна, фитобар, спелеокамера, физиопроцедурный, ортоптические кабинеты. С детьми работают: врач - педиатр, врач - терапевт, врач - офтальмолог, медсестра бассейна, физиомедсестра, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, массажист.
Целенаправленная работа по укреплению здоровья детей: чистка зубов, полоскание горла, солевое закаливание, самомассаж, витаминотерапия, физиотерапия, посещение детьми солевой комнаты, сауны, бассейна повлияли на снижение общего показателя заболеваемости.
2002 - 12,5 2003 - 10,2 2004 - 8,5
Следует отметить положительные результаты оздоровления детей диспансерной группы. Сократилось (до 1,4%) количество детей посещающих специализированную и подготовительную (до 9,7%) группу на занятиях физической культурой. Положительные рузультуты дает лечение зрения - 89,7% детей уходят в школу с улучшением зрения.
К сожалению, на фоне снижения заболеваемости, ее уровень по-прежнему остается высоким.
На наш взгляд, проблемным является формирование мотивов и ценностей здорового образа жизни у каждого ребенка, так как все мероприятия по укреплению здоровья осуществляются по инициативе взрослого, дети старшего дошкольного возраста недостаточно самостоятельны в выполнении правил ЗОЖ. Актуальным становится обеспечение целостного подхода к формированию здоровья детей и развитию двигательных способностей, исходя из определения, что здоровье - это не только физическое, но и социально-психическое благополучие.
Художественно-эстетическое развитие детей осуществляется на занятиях лепкой, рисованием, конструированием, музыкальных. Эти занятия интересны нетрадиционны. Так на занятиях по изо деятельности используются художественные материалы, сангина, мелки, фломастеры, гуашевые, акварельные краски, карандаши. В коллективных и индивидуальных работах дети создают оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов. По итогам занятий организуются творческие выставки детских работ, воспитанники детского сада участники и лауреаты Всероссийских конкурсов "Понарошкин мир".
В логопедической группе, старших созданы благоприятные условия для театрализованных игр, совместно с воспитателями для малышей и родителей готовятся спектакли, в которых дети участвуют в создании декораций и костюмов.
Стало традицией проведение разнообразных праздников, досугов, частыми гостями дошкольников бывают кукольный, драматический театр.
В качестве проблемы в художественно-эстетическом развитии мы можем назвать отсутствие сколько-нибудь значимой интеграции искусств. Интегрированные занятия еще не заняли прочное место в системе работы специалистов ДОУ.
Большинству педагогов присуще личностно-ориентированное сотрудничество, позиция педагогов ориентирована на интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
В ДОУ создана доброжелательная психологическая атмосфера. О чем свидетельствует результаты тестирования психолога.
Опросы родителей, беседы со старшими дошкольниками показывают, что дети с желанием ходят в детский сад, положительно относятся к воспитателям и другим сотрудникам ДОУ, имеют возможность удовлетворять свои познавательные интересы, включится в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками.
По результатам анкетирования родители дали следующую оценку работы учреждения: высокую - 86,1%, хорошую - 10,4%, удовлетворительную - 3,5%.
Перспективой деятельности ДОУ должно стать полное удовлетворение образовательных потребностей семьи, создание целостной системы медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе, дальнейшее обогащение физического, познавательного, социального, эстетического развития, формирование базисных основ личности на основе организации различных видов деятельности, гибкого отбора содержания образования и педагогических технологий.
Успех решения имеющихся проблем и намеченных перспектив во многом определяется: во-первых, активизацией лично-субъективной позиции педагога, так как не все педагоги ДОУ оказались включенными в инновационные процессы; во-вторых, аналитикой и экспертизой деятельности ДОУ в экспериментальном режиме, в третьих, созданием психолого-педагогических и социально-экономических условий, обеспечивающих и поддерживающих образовательную инновационную деятельность.

1.3. Характеристика инновационной деятельности ДОУ.
На протяжении 10 лет дошкольное учреждение является экспериментальной площадкой управления образования администрации г. Белгорода (приказ № 995 от 25.09.2001г.). Педагогическим коллективом ДОУ под руководством кандидата педагогических наук Волошиной Л.Н. завершается разработка проблемы воздействия игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей дошкольников, аспектов обучения элементам этих игр с учетом уровня развития каждого ребенка, а также конкретных природных и климатических условий региона.
Создан комплекс авторских игровых программ и технологий физического воспитания и духовного оздоровления дошкольников. Дано их теоретико-методическое обоснование, проведена экспериментальная проверка эффективности.
Предложен ряд оригинальных подходов к решению проблемы развития двигательных способностей дошкольников посредством использования игр с элементами спорта, а именно:
* система тематического планирования занятий с учетом природных условий;
* новый подход в использовании игр-эстафет, снижающий психо-эмоциональную нагрузку и повышающий двигательную активность детей;
* комплекс индивидуальных карточек-заданий, содержащий элементы самоконтроля.
Наш опыт и предшествующие этапы экспериментальной работы опровергают устоявшиеся в теории и методике физического воспитания положения, что игры с элементами спорта доступны детям лишь с 5-6 лет.
На наш взгляд должно быть расширено понятие соответствия между возрастными особенностями и возможностями детей. Мы имеем ввиду, что установка на опережающее формирование содержания и методики-
,0-+ применения элементов спортивных игр может быть использована для обогащения двигательного развития, постепенного преодоления возрастных ограничений, казавшихся в прошлом незыблемыми.
Таким образом, ведущая идея эксперимента отличается новизной и звучит так:
"Обучение детей 3-5 лет адаптированным для этого возраста играм с элементами спорта предъявляет ребенку требования, адекватные его возможностям, и в определенной степени обеспечивает амплификацию двигательного развития, создает условия полноценного и гармоничного развития личности".










II. Идеология, ценности, принципы, содержательные ориентиры образовательной программы.

2.1. Концептуальные основы программы.
Образовательная программа ДОУ - структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, под которым мы подразумеваем динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.
Цель данного документа - решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ, социальной ситуацией развития и программой экспериментальной деятельности.
Образовательная программа Центра развития ребенка обеспечивает:
* построение целостного педагогического процесса;
* обогащение физического, познавательного, социального, эстетического, речевого развития детей, формирование базисных основ личности;
* гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;
* развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей;
* организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности (игра, театрализованная деятельность, хореография), построенных на содержательном общении, диалоге;
* право выбора самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.
В настоящее время педагогическим коллективом ведется разработка инновационных игровых программ и технологий физического воспитания, обеспечивающих развитие двигательных способностей и личности ребенка. Программа инновационной образовательной деятельности поддерживает целостность образовательного процесса в ДОУ, позволяет инновационной деятельности быть продуктивной и конструктивной.
Ведущая идея программы - развитие личности ребенка в единстве образования, воспитания и здоровьесбережения.
Образовательная программа базируется на таких ключевых позициях педагогической философии, как
* личностно-ориентированное;
* природо- и культуросообразное образование.
В сфере воспитания главное направление - поиск механизмов создания и деятельности различных воспитывающих микросред, которые выстраиваются на основе здоровьесбережения и обеспечивают амплификацию развития с учетом ведущей деятельности возраста.
Теоретико-методической базой образовательной программы являются:
* современная теория личности и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубиёнштейн и др.);
* системный и культурологический подходы (В.К. Бальсевич,
М.В. Виленский, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников);
* теоретические положения организации и построения системы физического воспитания дошкольников (Ю.Ф. Змановский,
А.Д. Глазырина, Ю.А. Чернышенко, В.И. Лях).

2.2. Цели и задачи программы.
Важнейшим условием эффективности образовательной программы является определение ее ценностных ориентиров.
Цели программы:
* создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, амплификация развития;
* создание общности пространства детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности возраста;
* развитие каждого ребенка, как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
* оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка.
Задачи инновационной образовательной деятельности:
1. Создание условий, где каждый ребенок сможет развивать свои личностные качества, свою субъективность, способность не просто к выбору из суммы внешне положительных возможностей, но и к созданию собственного пространства возможностей.
2. Активизация личностно-субъективной позиции педагога, создание новых личностно-профессиональных установок по отношению к ребенку, готовность к поиску и импровизации.
3. Формирование здоровьесберегающего воспитательного пространства.
4. Моделирование личностно-персонофицированных программ
физического воспитания и развития ребенка.
5. Использование образовательных технологий, способствующих
физическому и психическому развитию детей, сохранению их
здоровья.
6. Разработка форм целесообразно организуемого педагогического партнерства (детский сад - социум - семья).
7. Создание предпосылок для развития творческих способностей детей во всех видах деятельности.
8. Развитие системы медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе.
9. Мониторинг новых образовательных эффектов аналитика и экспертиза деятельности ДОУ в инновационном режиме.

2.3. Принципы реализации программы.
Первое фундаментальное основание, на которое опирается образовательная программа - принцип деятельности. Она деятельностна, по способу реализации и по результатам. Результатом реализации программ инновационной образовательной деятельности ДОУ является возникновение и укоренение в образовательном пространстве игровых программ и технологий физического воспитания, создание модели формирования здоровьесберегающего воспитательного пространства, индивидуальных программ физического воспитания и развития ребенка.
Важнейшим результатом является сам процесс инновационной образовательной деятельности ДОУ в сфере физического воспитания дошкольников.
Наличие специально организованной в инновационном проекте рефлексивной аналитики собственной деятельности является как принципом, так и основанием собственной деятельности, инструментом непрерывной коррекции и перепрограммирования образовательной программы. Так как инновационная деятельность ДОУ по созданию игровых программ и технологий физического воспитания дошкольников подходит к логическому завершению, перспективу инновационной деятельности мы видим в разработке региональной модели формирования здоровьесберегающего воспитательного пространства ДОУ.
Программа ДОУ учитывает также принцип гуманизации: утверждение норм уважения, доброжелательности, исключение принуждения и насилия над личностью ребенка и строится на принципе самоценности дошкольного возраста, предполагающем полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста; нацеленность на развитие его способностей; опору на достижение предыдущего этапа развития, создающего предпосылку для успешного перехода ребенка на следующую ступень образования.
В работе с родителями реализуется принцип открытости педагогического процесса. Принцип открытости базируется на деятельностной взаимооценке и предполагает изменение взаимоотношений между участниками процесса, так как разрушает возможность руководства и координации "сверху вниз". Открытая система самоструктурируется при участии ее составляющих. Открытость осуществляется на разных уровнях:
- внутри ДОУ (модели, позволяющие выбирать родителям и детям дополнительные образовательные услуги);
- выбор в городе, социуме мест для образования дошкольников (музей, библиотека, театры).
Основной задачей реализации принципа открытости является изменение образовательного пространства детского сада. В нем должно быть комфортно и интересно детям, их родителям, педагогам. В конечном итоге реализация данного принципа ставит педагога в позицию саморазвития.
Взаимодействие с самыми различными учреждениями, профессиональными сообществами (актерами, сотрудниками музеев, тренерами, библиотекарями), социальными институтами обеспечивает создание культуры личности ребенка, создание "факторов культуры" в том числе и педагогической.
В качестве одного из направлений реализации личностно-ориентрованной педагогики ДОУ разрабатывается идея педагогической поддержки. Педагогическая поддержка рассматривается как деятельность по оказанию помощи ребенку в личностном самодвижении в процессе дошкольного образования, оптимизации процесса саморазвития каждого ребенка и предоставлении возможности для реализации его активности и творчества. Научная проблематика педагогической поддержки лежит в снятии противоречия взаимодействия процессов социализации и индивидуализации личности в образовании. Педагогическая поддержка обеспечивает систему средств, способствующих осознанию растущим человеком своего интеллектуального, нравственного и творческого отличия от других.
Педагогическая поддержка реализуется через оказание превентивной и оперативной помощи участникам образовательного процесса через проектный способ организации образовательного пространства, через психолого-педагогическое и управленческое обеспечение процессов самоактуализации личности ребенка и педагогов.
В ходе создания модели педагогической поддержки в ДОУ происходит:
* поиск новых технологий, обеспечивающих субъективную позицию и процесс индивидуализации в образовании;

страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign