LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

школьников (7-10 лет), подростков (11-15 лет) и старшеклассников
(15-17 лет).
В дошкольном возрасте преобладает интерес к сказочным
фантастическим сюжетам, к игровым ситуациям. Телепередачи для
этой возрастной группы в доступной, яркой, запоминающейся
форме рассказывают малышам об окружающем мире, учат считать и
писать.
Так в эфире телерадиокомпании «Инфосервис» города
Когалым ежедневно транслируется детская десятиминутная
передача «Медвежонок-когалымчонок». Она адресована детям
дошкольного и младшего школьного возраста. Главный герой
передачи – кукла. Большой медведь, управляемый ведущим,
встречается с детьми, приходит на предприятия, гостит в детских
садах города и доступным, понятным для детей языком
рассказывает об интересных событиях, встречах, о том, как живут и
чем увлекаются дети. В передаче часто проводятся конкурсы, в
которых дети принимают активное участие. Передача
сопровождается демонстрацией мультфильма. Среди детей города
Радужный популярна телепередача под названием «Чудо-Чадо», она
выходит в эфир ежедневно. В городе Советский в эфире ТК
«Радуга» выходит также ежедневная утренняя передача для
маленьких телезрителей «Ушки с подушки».
В подростковом возрасте доминируют познавательные
интересы – заметен процесс дифференциации по интересам. В
передачах для юношества находит отражение информация, которой
нет в школьной программе – о науке, технике, литературе,
искусстве, бизнесе, спорте, любви, моде, шоу-бизнесе. Из передачи
«Фишка» (ТРК «Юганск» г. Нефтеюганск) подростки и
старшеклассники узнают о молодежных новостях, о юных талантах
города и региона, о клубах по месту жительства, об увлечениях
молодежи. Нередко транслируются интервью с гостями города -
популярными артистами. В рамках программы проводятся конкурсы
и интересные городские акции такие, как «Фестиваль современной
музыки-2004», «Фишке – год!», «Телефон от МагаФон», «Моя
комната», «Валентинка и т.д.» При молодежной программе
действует Фан-клуб. Передача «Фишка» сотрудничает с
62
волонтерским движением города, со Студенческим Советом и
Комитетом молодежи города Нефтеюганска.
Большинство телепередач, предназначенных для юной
аудитории занимательны, они создаются по принципу «развлекая –
поучай». Игровые элементы, которые обязательны для дошкольного
возраста, часто используются и в передачах для старшеклассников.
Популярны в детской и молодежной аудитории телевизионные
викторины, конкурсы. Телевидение использует игру как форму
передач.
При создании программы «Дерзкие и красивые» (ТК «Радуга»
г.Советский) используются постановочные элементы, присутствует
юмор. Ее героями становятся жители Советского района от 5 до 25
лет, а сюжеты носят воспитательно-развлекательный характер.
По аналогии с градацией информации в печатной прессе,
предложенной Я.Н. Засурским, информацию телепередач можно
поделить на универсально-тематические и моно-тематические.
Универсально-тематические отражают все сферы жизни общества,
а моно-тематические отдают предпочтение отдельным темам:
образованию, культуре, искусству, литературе, природе, экологии,
досугу1. Примером моно-тематической детской передачи может
служить передача «Академия профессий» телерадиокомпании
города Пыть-Ях, где отдано предпочтение теме огромного мира
профессий.
В телепередачах для старшеклассников необходимо
учитывать их потребность в самовыражении, в проявлении
индивидуальности детей. Молодежные телепередачи в большей
части носят универсально-тематический характер. Так журналисты
телерадиокомпании города Пыть-Ях готовят ежемесячную
сорокаминутную программу «Мы молодые». Молодежная
программа «Нежный возраст» телерадиокомпании Сургутского
района готовится силами детско-юношеской студии при ТРК
«Север». В ней поднимаются проблемы молодёжи, находят
отражение темы, интересующие молодежь. Программа освещает
работу детских и молодёжных общественных организаций и
движений, созданных на территории Сургутского района.
Хронометраж программы – 26 минут. В еженедельной молодежной
программе «Наше время» (ТРК «Инфосервис» г. Когалым) ведущий
встречается с молодежью, рассказывает об увлечениях молодых,
мечтах, повседневных занятиях. Хронометраж программы – 15
минут.
В апреле 2004 года нами проведено социологическое
исследование на тему: «Отношение горожан к местному
1
Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов /Под ред.
Я.Н.Засурского.
-М.:Аспект Пресс, 2001.-155 с.
63
телевидению». В исследовании приняли участие 500 жителей г.
Урая. Из них женщин - 68 %, мужчин - 32%.
В числе многих проблем исследовались также вопросы
отношения горожан к молодежным телепередачам. Исследования,
отраженные в таб.1, показали, что при всей выраженности
развлекательного начала в направленности и жизненных
ориентациях молодежи северных городов столь невысокий процент
(44,2 %) свидетельствует о том, то качество развлекательных
программ, выпускаемых местными ТРК, значительно уступает
развлекательным программам центральных каналов.

Тематические предпочтения зрителей местных ТРК,%
Таблица 1
Тематика ТВ программ Из 100%
респондентов
Новости 88,4
Криминальные происшествия 77,2
Развлекательные программы 44,2
Социальные программы 22,0
Общественно-политические 11,4
программы
Спортивные передачи 1,7

Изучение потребностей в программах для молодежи показало,
что наибольший процент удовлетворенности количеством и
качеством местного молодежного телевещания зафиксирован в
возрастном диапазоне 25-35 лет, в то время как тинэйджеры (72%) и
их родители – люди в возрасте 35-45 лет (80%) – считают, что таких
программ недостаточно (табл. 2).

Потребность в программах для молодежи, %
Таблица 2
Возраст Достаточно Недостаточно Затрудняюсь
ответить
17-20 0 72 28
20-25 11 45 44
25-35 43 43 74
35-45 20 80 0

В программной политике большинства местных телекомпаний
автономного округа отведено значительное эфирное время
программам для детей или с участием детей. Не случайно
номинация «Программа для детей» всегда присутствует в перечне
64
номинаций Международного фестиваля телевизионных программ и
телевизионных фильмов «Золотой бубен», который ежегодно
проводится в городе Ханты- Мансийске. Программа для детей на
каналах местного телевидения, как правило, ежедневная.
Традиционно сценарий передач содержит тематическую часть и
мультфильм. Схема построения детских программ часто аналогична
той, которая в течение многих лет успешно применяется на
центральных каналах («Спокойной ночи, малыши»). Детская
программа занимает от 15 до 25 минут эфирного времени в день.
Тематическая часть программы носит или развлекательный, а чаще
поучительный характер. В конце телепередачи транслируются
мультфильмы, которые с нетерпением ждут дети.
Существует тесная взаимосвязь авторов программ и детской
зрительской и родительской аудиторией. Больше всего писем от
телезрителей приходит именно в редакцию детских программ. Дети
– самые благодарные и активные зрители. Они легко отзываются на
призывы принять участие в конкурсах, любят присылать рисунки
или поделки в редакцию программы. В программе местного
телеканала ведущий имеет возможность показать все рисунки и
поделки, присланные в студию, а дети могут увидеть по
телевидению свою работу. Этот факт создает атмосферу праздника в
семье ребенка и несет немалый воспитательный эффект. Ведущий
программы обязательно подчеркивает значимость рисунка или
поделки и благодарит участника, называя имя и фамилию ребенка.
Детские передачи одни из самых рейтинговых. Их смотрят и дети, и
их родители. Победители конкурсов приглашаются для участия в
программе, а нередко, учитывая небольшие расстояния территорий
малых северных городов, приглашаются в студию еще до окончания
передачи. Особенностью детских программ, как на местных
телеканалах, так и на канале окружной телекомпании «Югра»
является популяризация мультфильмов отечественного
производства («Ну, погоди», «Снежная королева», «Бременские
музыканты», «Простоквашино» и т.д.). Этот подход к подбору
мультфильмов одобрен зрителями. Положительной стороной в
работе авторов передач для детей и молодежи является присутствие
в передачах социальной рекламы (против наркотиков, указание
телефонов доверия, предстоящих культурно-спортивных
мероприятий, расписаний работы кружков, секций, клубов).
Наличие в эфире местных телекомпаний передач для детей и
молодежи – это, несомненно, позитивный момент в работе ТРК.
Дальнейшим шагом в развитии этого направления работы должно
стать усиление качества передач.
Особой осторожности требуют игровые и документальные
передачи для детской аудитории, где сцены насилия, которые
совершаются «обаятельными» персонажами, несут в себе скрытое
65
одобрение и могут восприниматься, как модели для подражания1, -
это отмечает Сергей Александрович Муратов- член Академии
Российского телевидения, доктор филологических наук, профессор
факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, создатель
множества документальных фильмов и телевизионных программ, в
том числе автор популярного КВН.
Учитывая многослойность юношеской аудитории, в качестве
рекомендации хотелось бы обратить внимание журналистов на
создание передач для детей-инвалидов. Это новое направление в
работе журналистики.
В автономном округе живут люди 123 национальностей,
детские передачи на национальном языке – тоже неосвоенный
формат работы.
Оправдывает себя практика привлечения к созданию
телепередач самих молодых людей. Эффект доверия сверстнику
играет решающую роль в привлечении молодежной аудитории.
Почувствовав близость тематики передачи, зритель быстро идет на
контакт с авторами и часто становится соавтором.
Телевизионная журналистика для детей и юношества, как и
журналистика в целом, является особым социальным институтом и
выполняет по отношению к обществу многие важные функции. В
содружестве с различными социальными институтами, телевидение
способно оказывать существенную помощь в воспитании и
просвещении детей, подростков и молодежи.

О влиянии средств массовой информации на культуру
молодежи.
Босамыкина Ольга, учащаяся 11 кл. средней общеобразовательной
школы п. Красноленинский Ханты-Мансийского района.

Эту тему я выбрала не случайно. Мне она близка. Около двух
лет я сотрудничаю с газетой «Наш район Ханты-Мансийский», мне
интересна профессия журналиста, его работа. Поэтому в ближайшем
будущем я хочу связать свою жизнь именно со СМИ. Мне кажется,
что для этого я должна изучить профессию более глубоко и узнать о
ее проблемах. Пока я остановилась на одной из них, которую и
раскрываю в своей работе - влияния СМИ на молодежь. Не знаю
можно ли называть это проблемой. По моему – да. Утверждать, что
все СМИ оказывают отрицательное влияние на нас, молодежь,
нельзя. Но многие согласятся со мной, что далеко не вся
информация, которую мы получаем из разных источников, может
дать нам что-то полезное. Население нашего поселка насчитывает
1
Телевизионное общение в кадре и за кадром: Учебное пособие для студентов вузов
обучающихся по направлению и специальности «Журналистика»/ С.А.Муратов. -М.: Аспект
Пресс, 2003.-159с.
66
едва ли тысячу человек, но их мнения не менее интересны. На
вопросы отвечали сорок три ученика нашей школы из средних и
старших классов. Мнение взрослых выразили 12 педагогов школы и
18 родителей учащихся, большинство из которых – работники
участковой больницы и администрации поселка. Общее количество
их составило 30 человек.
Мнения по этому вопросу разделились. Никого не надо
убеждать в том, что многие явления современного телевидения не
могут нести положительные моменты в воспитание молодежи.
Например, реклама спиртных напитков. Вряд ли она сможет научить
кого-то чему-то хорошему. Боевики, фильмы ужасов – разве можно
считать это хорошим примером? Не будем забывать о том, что
малыши тоже имеют возможность смотреть на кровопролитие,
убийства. Взрослое население задается вопросом, почему в обществе
повышается подростковая преступность и жестокость? Если
посмотреть мультфильмы, многие телевизионные программы, то
поймешь, откуда берутся криминальные элементы, почему смерть
человека становится обычным явлением, а убийство перестает быть
страшным и вызывает в душе подростка желание испробовать свои
способности. Когда с ранних лет наблюдаешь, как роботы
истребляют друг друга якобы во имя спасения, то позднее уже
невозможно увидеть прозрачной черты между добром и злом.
На мой взгляд, ситуация в этом вопросе меняется сегодня в
лучшую сторону. Это мнение основано на проведенных мною
исследованиях среди старшеклассников нашей школы.
Такие передачи, как «Умники и умницы», «Диалоги о
животных», отечественные мультфильмы и т. д. просматриваются
большинством ребят среднего и старшего звена. Правда, лишь
небольшое количество ребят регулярно смотрят такую программу
как «Умники и умницы». Ситуация объясняется тем, что некоторые
ребята с удовольствием наблюдают за тем, как их сверстники
отвечают на вопросы и становятся победителями, но для многих из
них вопросы, звучащие на программе, сложны для обыкновенного
ученика и поэтому не всегда интересны. Некоторые считают эту
передачу скучной, нудной и т.п., но их не так уж много. Проведя
анкетирование среди учащихся нашей школы, я увидела, что
большой популярностью пользуются такие телевизионные проекты,
как «Фабрика звезд» и «Народный артист». На вопрос почему, мне
сказали, что именно смотря эти передачи, понимаешь, что и у
простых ребят, не имеющих влиятельных мам и пап, тоже есть
возможность занять свое место в шоу-бизнесе.
Что касается печатных изданий, хочу сказать, молодежь
читает то, что им ближе. Результаты анкетирования доказали это.
Газета «Наш район» оказалась наиболее популярной, ведь там

67
освещают жизнь соседних территорий, где живут друзья или просто
знакомые. Узнать о том, что у них происходит всегда интересно.
Еще бы мне хотелось подробнее остановиться на выводах,
которые я сделала, работая над данной темой. Во-первых, СМИ
имеет огромное влияние на формирование личности. Об этом я
говорила в начале. Следовательно, они должны осознавать эту
ответственность и продумывать каждый свой шаг. Во-вторых, СМИ
должны давать возможность найти свое призвание, как молодежи
больших городов, так и сельской местности. В-третьих, СМИ будут
ближе к молодежи тогда, когда в них будет работать сама молодежь.
Хотя некоторые родители и не совсем доверяют своим детям,
большинство подростков уверены в своих силах. Так что в
ближайшем будущем надеются на создание собственного
телевизионного проекта. Тогда и посмотрим, что из этого получится.
Таким образом, я озвучила одну из проблем СМИ. Но она
далеко не единственная. Продолжая работать над проектом, я
поговорила с работниками почты, с целью выявления наиболее
распространенных печатных изданий у жителей поселка в целом и
молодежи в частности. Здесь вырисовывается довольно печальная
картина. В последнее время жители стали выписывать меньше газет
и журналов. Почему? Ответ сводиться к финансам. Издания
повышаются в цене и семье со средним достатком не по силам
подписываться на все, что хочется. Например, стоимость подписки
на окружную газету «Новости Югры» близится к 500 рублям.
Естественно, что не каждый может себе это позволить. Что же
говорить о глянцевых молодежных изданиях, стоимость которых
всегда была выше газет.
В сегодняшнем выступлении я попыталась озвучить две
проблемы, на мой взгляд, достаточно крупные, и донести до вас их
суть. Мои исследования не такие глубинные, как хотелось бы.
Причина заключается в моей неопытности и ограничением
литературы по данному вопросу. Но, тем не менее, вы со мной
согласитесь, что эти проблемы есть. Главное, чтобы каждый
работник СМИ понимал, что он несет огромную ответственность,
готовя программы или статьи, и быть внутри цензором. Тогда мы
сможем воспитать настоящих граждан своей страны со здоровой
психикой и правильными взглядами на жизнь, а не моральных
уродов, которые видят счастье в очередной банке пива и проводят
бесполезно проживают свою жизнь, нередко осложняя ее другим.

Информационное влияние на молодежь на примере
Интернета.
Ранинен Алёна, студентка Югорского государственного
университета

68
Современное общество принято считать информационным,
так как его важнейшими ценностями являются информация и
коммуникативное взаимодействие. СМИ, мнения лидеров
молодежных культур, круг общения, становятся такими же важными
факторами воспитания молодежи, как воспитание, полученное от
родителей, в школе, ВУЗе. Поэтому так важно исследовать и изучать
виды и качество поступающей информации, типологии
коммуникации, степень её влияния на молодежь, на становление
полноценной личности.
Именно молодежь, со специфическими особенностями её
культуры необходимо оградить от негативного влияния некоторых
источников массовой информации (кабельное и спутниковое
телевидение, радио, Интернет, печатная пресса), которые вносят
свой негативный вклад в формирование жизненных установок
юного поколения. С появлением глобальных компьютерных сетей
происходит формирование принципиально нового канала
коммуникации, обладающего возможностями, недостижимыми для
традиционного канала коммуникации – СМИ.
Развитие средств массовой информации, дающее широкие
возможности воздействия (вплоть до манипулирования) на массовое
сознание, включает страны мира в неизбежную глобализацию
информационных процессов. Вместо диалога различных этносов,
различных культур, необходимого для выживания человечества, мы
можем получить еще один источник расслоения общества.
Доступность практически любой информации самым
широким слоям населения способствует формированию в
самосознании человека своего собственного образа, выровненного
(уравненного) в возможностях со всеми посредством обмена
различного рода информацией. Молодежь как активный
потребитель информации через Интернет часто становится
объектом манипулирования как на индивидуальном, так и на
коллективном уровне. Поэтому важно контролировать огромные
потоки информации, которые воздействуют на современного
молодого человека, часто дезориентируя его в социальном
пространстве.
Необходимо направлять информационные потоки на
формирование у молодых людей положительных качеств,
направленных на его личностную реализацию и эффективное
взаимодействие в социальном пространстве.
Стремительно возрастает эффективность использования
всемирной сети как инструмента для агитации и пропаганды. В
сетевом обществе меняются принципы не только материальной, но
и духовной жизни, преобразуется психология, менталитет и все
прежние философские представления о мире, времени и

69
пространстве, что придает социальной практике фрагментарный
характер, формируя релятивизм.
В то же время, как следствие революции информационных
технологий, появилась новая социальная структура – сетевое
общество – и новая, уже не массовая, культура реальной
виртуальности: это система, в которой сама реальность полностью
погружена в установку виртуальных образов; внешние отображения
внутреннего мира находятся не просто на экране, через который
передается опыт, но сами становятся опытом.
Что привлекает молодых людей в общении с помощью
Интернета? Многие авторы выделяют следующие особенности:
анонимность, снижение психологического и социального риска в
процессе общения, аффективная раскрепощенность,
ненормативность, добровольность и желательность контактов,
затрудненность эмоционального компонента общения и стойкое
стремление к эмоциональному наполнению текста, стремление к
нетипичному, ненормативному поведению. Работа с персональным
компьютером накладывает отпечаток на характер мыслительной
деятельности пользователей при решении задач, оказывает влияние
на ход многих психических процессов.
В исследовании мотивации пользователей Интернета
отмечается, что следует говорить о деятельности человека в
Интернете как новом виде психической реальности, новом виде
деятельности, который сочетает в себе свойства различных
традиционно выделяемых в психологии видов деятельности
(познавательной, коммуникативной, игровой, творческой).
Среди пользователей Интернета можно выделить различные
типы. В зависимости от типа ведущей мотивации можно разделить
пользователей с выраженной коммуникативной мотивацией и
пользователей, мотивация которых связана с различными
вариантами личностного самоутверждения (аффилиация,
самооценка, достижение статуса и авторитета, компетентная
помощь, социальное самовыражение).
Не случайно исследователи зафиксировали в современном
развитии общественных процессов тенденцию, которую обозначили
как демассификация масс-медиа. Она проявляется в том, что
сегодня уже не массы людей получают одну и ту же информацию, а
небольшие группы населения обмениваются созданными ими
образами. Появилось кабельное и спутниковое телевидение,
Интернет, новые специализированные журналы, мини-журналы,
развивается корпоративная пресса. Сейчас общество не получает

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign