LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

будущему абитуриенту «Я хочу работать в библиотеке», «Я б в
экологию пошел», буклет «Учимся общаться», памятки-
рекомендации «Ни пуха ни пера, или советы накануне экзамена»,
«Как научиться учиться в ВУЗе» (определения таким основным
понятиям, как: экзамен, реферат, доклад, лекция, коллоквиум, зачет,
консультация, практика, семинар), инструкция к применению «Не
отступать и не сдаваться», информационный лист «Моя профессия –
мой выбор».
Для удовлетворения информационных потребностей
формируются тематические папки: «Как получить виртуальный
диплом», «Хочешь быть деловым? Будь им!» (об экономическом
образовании), «Абитуриент и армия», «О профессиях»,
«Образование за рубежом»; составляются дайджесты и пресс-
подборки «ВУЗ рассказывает о себе», «Образование и карьера»,
«Профессия – защищать Отечество».
В Центре собраны и ежегодно обновляются справочники для
поступающих в ВУЗы России, Уральского федерального округа,
Пермского края, Тюменской области, ХМАО; профориентационная
литература и литература по психологии.
Ведется работа по накоплению информ-банка на электронных
носителях «ВУЗы нашего округа», «ВУЗы России», «Учебные
заведения города». В случае необходимости для поиска нужной
информации используется Интернет.
53
Центр ведет активную методическую деятельность,
сотрудничает со всеми структурами города, занимающимися
профориентацией. За время существования профцентра были
проведены:
• региональный семинар «Профессиональная ориентация
и психологическая поддержка молодежи в условиях
современного рынка труда»,
• круглый стол «Сектор профориентации как новая форма
обслуживания молодежи: проблемы и перспективы»,
• мастер-класс на Первой научно-практической
конференции педагогов-психологов образовательных
учреждений,
• II городская научно-практическая конференция
«Организация психолого-педагогического
сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном
процессе в условиях модернизации образования».
Следует отметить, что такой Центр является единственным в
округе. В 2002 году работа Центра была отмечена дипломом II
степени ежегодной коллективной премией «Событие» Департамента
культуры и искусства ХМАО.
В 2003 году доклад о деятельности центра был представлен на
X Международной конференции «Библиотеки и ассоциации в
меняющемся мире: новые технологии и новые формы
сотрудничества».
В практику деятельности библиотеки входит такая форма
работы как молодежные форумы, которые дают возможность
поднимать проблемы, интересующие молодежь города, совместно
искать пути их решения.
Как правило, на такие мероприятия приглашаются работники
администрации, представители Думы, руководители учебных и
досуговых учреждений, – то есть люди, оказывающие влияние на
молодежную политику в городе.
Форумы проводятся силами двух Центров – Публичным
центром правовой информации и профцентром.
Прошли форумы по следующим темам: «Молодежь нашего
города. Какая она? Чем живет? К чему стремится?» и «Образование
в XXI веке».
Исходя из результатов внутренних исследований, различных
мониторингов, опросов, мы установили, что работа с молодежью в
выбранном нами направлении востребована в нашем городе и будет
продолжаться и развиваться.




54
Организация городского молодежного информационного
центра «Алинт» в г. Пыть-Ях.
Лакисова Ирина Павловна- заместитель председателя Комитета по
делам молодёжи спорту и туризму администрации г. Пыть-Ях.

Информационные технологии – новая формирующаяся наука
третьего тысячелетия, но уже сегодня можно говорить о том, что
применение информационных технологий в значительной степени
может повысить эффективность нашей жизни, производственных и
прочих систем управления.
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-
Югры, администрацией города Пыть-Ях уделяется большое
внимание развитию информационного направления в сфере
реализации Государственной молодёжной политики на
муниципальном уровне. Каждая средняя общеобразовательная
школа, каждое средне-специальное и высшее учебное заведения
имеют современные компьютерные классы. В нашем городе активно
действуют компьютерные клубы «Паутина» при Комитете по
образованию и «Стратегия» при городском обществе воинов-
интернационалистов.
Более шести лет в Пыть-Яхе плодотворно работал и был
востребован молодёжью компьютерный клуб «Бит» при Комитете
по делам молодёжи, спорту и туризму. Около пятнадцати тысяч
молодых человек воспользовались услугами этого учреждения.
Фактически в городе нет ни одного человека, не знающего, что
такое «БИТ».
С 1998 года клуб работал по следующим направлениям:
1. Обучение основам использования компьютерной техники.
2. Обучение работе с всемирной сетью Интернет.
3. Организация досуга: проведение соревнований, городских
чемпионатов по компьютерным играм, предоставление орг. техники
горожанам для игровой деятельности, работы с сетью Интернет.
Кроме того, сотрудники клуба «Бит» консультировали
посетителей по вопросам приобретения и использования
компьютерной техники и коммуникационных устройств, ремонту
домашних компьютеров, качестве новых программных продуктов.
К концу 2003 года компьютерный клуб «Бит» по сути уже
перестал быть «клубом», он являлся Центром «компьютерной
мысли» Пыть-Яха. Коллектив клуба, во главе с руководителем
Забугой Василием Александровичем, вышел с предложением о
создании на базе компьютерного клуба «Бит» Городского
Молодёжного Информационного Центра «Алинт».
Идея нашла поддержку председателя Комитета по делам
молодёжи, спорту и туризму Ямашева И.П., Главы города Пыть-Ях
Веснина В.М., и началась работа по воплощению этой идеи в жизнь:
55
- Департаментом по собственности администрации г. Пыть-Ях
было найдено и передано Комитету по делам молодёжи, спорту и
туризму помещение под размещение будущего Центра
- Руководителем компьютерного клуба «Бит» разработан
проект создания Городского Молодёжного Информационного
Центра «Алинт» на базе имеющегося клуба.
Нужно сказать, что большим стимулом в решении вопроса
создания такого Центра в нашем муниципальном образовании
явился конкурс вариативных программ и проектов по реализации
программы «Молодёжь Ханты-Мансийского автономного округа»
на 2003-2005 годы.
Проект Забуги Василия Александровича был направлен в
Окружной Комитет по молодёжной политике для участия в этом
конкурсе, и по решению Экспертного Совета был удостоен гранта
третьей степени в номинации «Организация и развитие молодежных
информационно-аналитических центров» в размере ста тысяч
рублей.
Кроме того, огромную поддержку этот проект получил от
Комитета по информационным ресурсам Правительства Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры: для создания Центра
выделен класс, состоящий из тринадцати рабочих мест,
оборудованных компьютерами, локальной сетью и сервером.
На сегодняшний день проделана следующая работа по
созданию Городского молодёжного информационного центра
«Алинт»:
- выполнен косметический ремонт в помещениях будущего
Центра (игровой зал, два учебных класса, серверная),
- приобретена мебель для игрового и одного учебного класса:
компьютерные столы, кресла, книжные шкафы,
- имеются 15 компьютеров, локальная сеть и сервер сети, 2
принтера,
- подготовлена необходимая документация: Распоряжение
главы города Пыть-Ях о реорганизации компьютерного клуба «Бит»
в Городской Молодёжный Информационный Центр «Алинт»,
Положение о Центре, Должностные инструкции работников и т.д.
- с 1 января будет введено новое штатное расписание Центра:
директор, методист, 3 программиста,
2. Городской Молодёжный Информационный Центр «Алинт».
2.1. Цели и задачи.
Перед Городским молодёжным информационным центром
стоят следующие цели:
- Создание в городе Пыть-Ях единого информационного
пространства, позволяющего молодёжи находить ответы на
интересующие её вопросы в таких областях, как профориентация,

56
трудоустройство, отдых, здоровье, обмен знаниями, повышение
квалификации;
- Организация досуга молодежи;
- Обучение основам использования компьютерной
техники.
Основные задачи:
- обеспечение условий для развития и защиты
конституционных прав граждан на информацию, удовлетворение
их информационных потребностей;
- формирование информационных баз данных по
вопросам, представляющим интерес, как для молодёжи, так и для
структур, работающих с молодёжью;
- расширение и укрепление информационных связей
между общественными структурами, укрепление доверия,
общественного согласия и повышение заинтересованности в
коллективных действиях;
- обеспечение полноты, точности, достоверности и
своевременности предоставления информации молодёжи;
- обеспечение сбора, обработки и анализа информации о
состоянии молодёжной среды.
2.2. Направления работы Центра
- информационно-технологическое,
- культурно-досуговое,
- образовательное.
Информационно-технологическое направление.
1. Создание городской электронной библиотеки (ГЭБ)
2. Предоставление любых Интернет-услуг физическим и
юридическим лицам
3. Создание справочно-информационной службы
4. Реализация плана «Окружной банк вакантных мест»
(ОКВМ)
5. Организация студии создания компьютерной музыки и
3Д-мультимедии.
6. Реализация автоматизированных, рекламных проектов
для молодежных, общественных и учебных структур города и
округа.
Культурно-досуговое направление.
1. Проведение конференций, презентаций,
информационных лекций, интеллектуальных олимпиад среди
ВУЗов, колледжей и школ.
2. Проведение соревнований по компьютерным играм.
3. Создание молодёжного печатного издания (брошюра,
газета)
Образовательное направление.
Обучение:
57
• навыкам работы с компьютерной техникой и
программным обеспечением.
• навыкам работы с сетевым и коммуникационным
оборудованием.
• навыкам создания графики и компьютерного 3Д-
моделирования.
• навыкам создания Интернет-страниц и веб-дизайна.
• навыкам работы во всемирной компьютерной сети
Интернет
3. Ожидаемый результат.

Деятельность создаваемого Городского Молодёжного
Информационного Центра окажет большое влияние на широкие
слои населения города Пыть-Ях, неотъемлемой частью которого,
является молодежь. Выполняя объединяющую функцию для многих
людей, Центр будет своеобразным проводником к миру новых,
прогрессивных идей и технологий. Взрослые жители города получат
мощную информационную поддержку от своих детей, обучающихся
в Информационном Центре по разнообразным направлениям.
Учебные заведения приобретут подготовленных юношей и девушек
для полноценного взращивания «армии» профессиональных
специалистов в разных областях производства. А наше общество
пополнится мыслящими людьми, способными задавать вопросы и
находить на них ответы, ставить перед собой задачи и успешно
решать их.

Информационно-методический центр школы, как средство
формирования информационной культуры учащихся.
Терентьева Галина Геннадьевна – методист Морткинской
муниципальной средней общеобразовательной школы Кондинского
района

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной
взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого
использования и постоянного развития и усложнения технологий,
фундаментальное значение имеет информатизация сферы
образования. Содержание и качество образования, его доступность,
соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени
определяют состояние интеллектуального потенциала современного
общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе
использования информационных и телекоммуникационных
технологий становится важнейшим национальным приоритетом, это
определяет положение России в мировом сообществе. Признак
информационного общества — утверждение культа знаний, осознание
58
того, что ни одну серьезную экономическую, социальную,
техническую задачу нельзя успешно решить без переработки
значительных объемов информации. Человек сегодняшнего дня
немыслим без постоянного взаимодействия с гигантским потоком
информации. Между тем, одним из препятствий доступа к
информации является низкая информационная грамотность или
культура пользователей.
"Информационная культура" рассматривается нами как умение
индивидуума ориентироваться и в традиционных, и в
нетрадиционных источниках информации, способность определять,
что такое информация, где ее можно искать и находить, как ее можно
извлекать, обрабатывать и самое главное, как ее можно использовать.
Перед современной общеобразовательной школой стоит
важнейшая задача сформировать у молодого гражданина XXI века не
только предметную компетентность, но и социальную, одной из
составляющих которой является информационная культура, которая
позволит ему легко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни,
к ускоряющемуся потоку информации.
Существенную роль при этом призван сыграть
информационный центр школы, который позволит решить несколько
задач: создаст единое информационное и образовательное
пространство школы, создаст условия для формирования
информационной культуры всех субъектов образовательного
процесса и обеспечит занятость молодёжи.
В связи с этим творческой группой учителей и учащихся нашей
школы был разработан проект «Информационный центр школы как
средство формирования информационной культуры»
Цель проекта: формирование информационной культуры
учащихся через занятость в деятельности структурных подразделений
информационного центра. Для достижения данной цели
предусмотрены следующие задачи:
1. Формирование информационно-технологической
инфраструктуры центра, включая:
- компьютерный центр;
- медиатеку;
- пресс-центр;
- телестудию;
- радиоузел.
2. Использование информационных и
телекоммуникационных технологий в учебном процессе и во
внеурочной исследовательской деятельности, включая:
создание и внедрение в учебный процесс современных
электронных средств его поддержки и развития, наряду с
традиционными учебными материалами;
разработку средств информационно-технологической
59
поддержки и развития учебного процесса:
подготовку педагогических, административных и
инженерно-технических кадров, способных эффективно использовать
в учебном процессе новейшие информационные технологии;
подготовку информационного материала по запросам
учащихся, педагогов, родителей;
3. Обеспечение занятости детей и подростков в учебное и
каникулярное время через осознание социально — личностной
значимости развития собственной информационной грамотности.
Механизм реализации проекта.
Учащиеся 7-11 классов формируются в группы (подструктуры)
в зависимости от индивидуальных потребностей. Каждый школьник
может в течение года работать в определенном центре по
собственному выбору или овладеть определенными умениями,
работая во всех центрах. Занятия проводятся во вторую смену. С
учетом высокой позитивной мотивации организуются развивающие
теоретические и практические занятия в медиатеке, компьютерном
центре, телестудии, пресс-центре.
При планировании и организации работы наряду с
традиционными, применяются индивидуальная, фронтальная,
групповая и коллективная форма работы. Для развития речевой
грамотности, ораторского мастерства, коммуникативности
применяются новые, эффективные формы работы - деловая игра,
психологические тренинги, конкурсы ораторов. Для расширения
сферы деятельности организуются экскурсии на телевидение, в
типографию, в редакцию газеты «Кондинский вестник», в
компьютерный центр районного центра п. Междуреченский.
Основной вид деятельности - проектная работа. Проектная
технология, как никакая другая позволяет органично сочетать
теоретические знания и их практическое воплощение, максимально
активизируя самостоятельную деятельность учащихся на всех этапах
работы.
Актуальность создания такого центра для нашей школы
объясняется наличием определенных проблем, решение которых
возможно на базе центра.
На учащихся обрушивается большой поток информации,
поступающей из различных источников. При этом находить нужную
информацию, обрабатывать, систематизировать, классифицировать и
использовать ее может не каждый школьник. Научить этому можно не
только на уроках информатики, но и в специально созданной
структуре – компьютерном центре. Компьютер при этом в ряду
средств учебной деятельности - принципиально новое
информационное устройство, благодаря своей способности
принимать, хранить, перерабатывать и выводить информацию во
всевозможных формах (текст, звук, графика, видео).
60
Компьютерный центр функционирует в нашей школе уже 3
года, и мы имеем ряд образовательных продуктов, созданных как
учащимися, так и педагогами.
Информация, поступающая к школьнику, не всегда высокого
качества и содержания. Ребенок - активный потребитель любой
информации и не всегда понимает скрытый смысл сообщения, мотивы
и механизмы его создания. Развитию способности критически
мыслить, анализировать содержание информации и правильно
отбирать ее, умению грамотно излагать свои мысли, корректировать и
редактировать тексты, ставить проблемные вопросы и. как результат,
отражать это все в прессе призван пресс-центр школы.
Работа в центре формирует речевую, филологическую
грамотность и развивает коммуникабельность.
Созданная нами телестудия является одним из элементов
школьного самоуправления. Она стоит в одном ряду со школьной
газетой и радиосетью и выполняет примерно те же функции, но, в
отличие от них, может не только рассказывать, но и показывать
информацию, борьбу и накал страстей, живые лица. Это намного
интереснее и информация скорее находит своего адресата
В связи с тем, что в школе отсутствует система оперативного
оповещения, создание школьного радиоузла может стать не только
средством оперативного оповещения, но и позволит развивать
информационную культуру учащихся посредством разработки и
трансляции различных учебных, познавательных программ.
Появление в школьной библиотеке новых форм услуг
(проведение поисковой, исследовательской работы учащимися,
использование учебных компакт-дисков, поступивших
целенаправленно и разработанных учащимися и педагогами) с
включением нетрадиционных средств информации (компьютером)
вносит изменения в ее деятельность и организацию, превращая
библиотеку в медиатеку.
Кроме этого, информационный центр способствует занятости
школьников по включению их в активный познавательный отдых во
внеурочное время и летние каникулы.

Детская и молодежная тематика в телепередачах ТРК
малых городов автономного округа.
Габидуллина Эльза Фрусмановна, начальник отдела по работе
со СМИ Комитета по средствам массовой информации и
полиграфии Ханты-Мансийского автономного округа

Детская и молодежная журналистика – это самостоятельное
звено в системе средств массовой информации автономного округа.
Она является одновременно и источником познавательной
информации и средством коммуникации, позволяющим детям
61
общаться друг с другом. Особенность этого вида журналистики
выражена в четко определенной возрастной ориентации на
аудиторию.
Поскольку в детском возрасте духовное и умственное
развитие происходит стремительно, телевизионные передачи строго
дифференцируются с учетом конкретной возрастной группы.
При создании телепередач принимается во внимание мнение
психологов о том, что детская и юношеская аудитории условно
делятся на четыре группы: дошкольников (3-6 лет), младших

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign