LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

другим.


Оказание информационных услуг подросткам и молодежи
из семей переселенцев в респ. Германия.
Кестерман Мария – зам. директора регионального отделения по
вопросам интеграции иностранцев г. Унна Германия.

Молодежная социальная работа в Германии основана на
инновационной, плюралистической и динамической помощи
молодежи. Работа с детьми и молодежью рассчитана на молодых
людей до 27 лет, она проводится, как правило, во время досуга,
каникул детей и подростков, определяется принципом
добровольности участия и должна руководствоваться интересами и
44
желаниями молодежи. Акценты в работе делаются на внешкольное
образование молодежи, спортивных, игровых и развлекательных
мероприятиях, организацию юношеского отдыха и проведение
консультаций. Молодежная работа рассчитана и на молодых
рабочих (молодых специалистов), школьников и семьи с учетом их
особенностей.
Более половины работы по оказанию помощи молодежи
организуют негосударственные объединения, включающие в себя
молодежные организации, благотворительные учреждения, церкви,
союзы, организации, юридические объединения и группы
самопомощи. Для выполнения задач, вытекающих из Закона о
помощи детям и молодежи, все районы и города обязаны учредить
ведомства по делам молодежи, которые осуществляют текущую
работу, в то время как комиссия по оказанию помощи детям решает
основополагающие задачи обеспечения деятельности и
планирования, оказывает финансовую поддержку молодежным
организациям.
Мероприятия в рамках работы с молодежью пользуются
высоким общественным авторитетом и имеют важное значение для
того, чтобы молодые люди могли учиться нести демократическую
ответственность и занимать активную позицию в обществе.
Направления молодежной работы:
• Социальная молодежная работа.
Ведется с молодыми людьми, нуждающимися в повышенной
степени поддержки в интересах компенсации социального
ущемления или преодоления индивидуальных недостатков.
Подросткам предлагается социально-педагогическое содействие,
способствующее их школьной, профессиональной подготовке,
трудоустройству и социальной интеграции.
Данная работа направлена и на молодых переселенцев,
иммигрантов, беженцев, а также юношей и девушек, живущих вне
семьи, в молодежном общежитии.
• Поддержка семьи.
Закон о помощи детям и молодежи предусматривает
укрепление воспитательной силы семьи. В рамках реализации
данного направления ведется организация семейного досуга и
отдыха, обеспечивается по необходимости присмотр за детьми,
ведется консультирование и предоставляются образовательные
услуги, программы побуждают к самопомощи и соседской помощи.
• Служба молодежной судебной помощи.
Оказывает информационные и социальные услуги молодым
людям, совершившим правонарушение, оказывает влияние на
рассматриваемое в суде дело, помогает суду принять решение


45
оптимальное и не имеющее вреда для дальнейшего развития
молодого человека.
Служба молодежной судебной помощи – это педагогическая
основа судебного следствия.
• Уличная социальная работа.
Данное направление ориентировано на молодых людей,
которых нельзя охватить имеющимися предложениями помощи.
Социальные работники сами выходят к подросткам на улицы и
площади. Действия социального работника направлены на то чтобы
снизить деструктивное влияние группы на социальное становление
подростка, помочь справится с кризисной ситуацией, подсказать
места для проведения досуга, предоставить консультационную
психологическую или юридическую помощь.
• Антинаркотическая деятельность.
В системе помощи по вопросам наркомании консультирование
для ищущих совета молодых людей и их родителей является первой
ступенью. Консультационные пункты по вопросам наркомании
регулярно предлагают: консультирование и амбулаторную помощь;
поддержку мотивации и совместную подготовку к соответствующей
длительной терапии; амбулаторное сопровождение после
прохождения терапии.
Особое значение имеет предупреждение наркомании. Наряду с
просвещением об опасности наркомании, конкретными задачами
являются сенсибилизация и повышение квалификации
мультипликаторов, побуждение к созданию условий для обмена
опытом и практического проведения индивидуальной
профилактики.
• Телефоны доверия.
Уже более 25 лет детские и молодежные телефоны доверия
служат в Германии в качестве первоначального предложения по
консультированию детей, молодежи и семей в кризисных ситуациях,
для предупреждения нападения на детей и неблагополучного их
развития. Цель данных учреждений – поддержка детей и молодежи
для того, чтобы они смогли сами управлять своей жизнью,
противостоять наркотикам, стремиться к решению своих проблем
без применения насилия, признать диалог между поколениями.
Консультирование является анонимным и без ограничения
тематики. С согласия звонящих им предлагается дальнейшее
психолого-социальное или социально-педагогическое
сопровождение решения проблемы или может быть дано
направление в какой-либо специализированный центр. В коллективе
на добровольных началах работают психологи, социальные педагоги
и другие специалисты.


46
В попытке сравнения деятельности по оказанию помощи
молодежи в России и в Германии, можно отметить, что много как
различий, так и сходства в отношении проблем молодежи, видов
оказания помощи. Они вытекают из политических и социальных
различий обеих стран. Работа по оказанию услуг молодежи требует
активной и постоянной поддержки со стороны государства,
общественности; это то направление, которое позволит воспитать из
наших детей сознательных и полноценных граждан современного
общества.

Информационные предпочтения читающей молодежи в
Ханты-Мансийском автономном округе (опыт работы окружной
библиотеки).
Шершова Елена Феликсовна – заведующая абонементом
государственной библиотеки Югры.

Я, наверное, не открою Америки, сказав, что информационные
ресурсы являются необходимым условием эффективной
жизнедеятельности общества. К числу наиболее значимых
государственных информационных ресурсов можно отнести
библиотечные ресурсы. Библиотека всегда была и остается
собирателем, накопителем, хранителем и проводником информации.
Современная ситуация характеризуется огромным информационным
потоком, наличием множества источников получения информации.
Для выявления информационных потребностей жителей
Ханты-Мансийска и возможности их удовлетворения по заказу
ГБЮ в 2004 году было проведено социологическое исследование
«Уровень информационных потребностей жителей Ханты-
Мансийска».
Опрошенные респонденты в качестве источников получения
информации назвали прессу, телевидение, Интернет. Библиотека как
источник информации заняла в этом списке 4-е место.
Социальная инфраструктура Ханты-Мансийска достаточно
развита, и включает в себя значительное количество библиотечных
ресурсов, сосредоточенных в 35 библиотеках различных учреждений
и ведомств.
Информационный потенциал этих библиотек составляет на
сегодняшний период около 698 тыс. экземпляров изданий. ГБЮ или
как мы привыкли именовать ее «окружная» – самая крупная
библиотека в городе, в которой сосредоточена 5-я часть сводного
библиотечного фонда и составляет 127 тыс. книг, объем хранения
периодики – 400 наименований текущих газет и журналов.
Пользователями библиотек города по итогам 2003 года стали
37 тыс. читателей. Услугами окружной библиотеки пользуется
сегодня более 11 тыс. человек, что составляет 32% от
47
общегородского числа пользователей. Ежедневно читальные залы и
абонементы окружной библиотеки посещает в среднем 316 человек.
На каждого читателя приходится 11 книг.
Читательская аудитория представлена всеми возрастными
группами, но наибольший процент 58,3 составляет молодежь от 15
до 24 лет, именуемая в отчетных документах «юношество».
Как показывают результаты анализа возрастного состава
читательской аудитории ГБЮ, социологические исследования по
проблемам информированности молодежи, проведенные на
территории Югры, так и результаты исследований Российской
Государственной юношеской библиотеки – на сегодняшнем рынке
информации молодежь является одной из самых активных групп
потребителей.
И это не случайно. В последние годы столица Югры, как и вся
Россия, испытывает настоящий образовательный бум: открываются
новые высшие и средне-специальные заведения, на сегодняшний
день в нашем городе их насчитывается около 15.
Проанализировав мотивацию обращения молодежи к
информационным ресурсам непосредственно окружной библиотеки
можно констатировать, что в основном она направлена на
удовлетворение образовательных потребностей.
Структуру этих информационных потребностей определяют, в
основном, материалы гуманитарной тематики, особенно по
экономике, истории, праву, философии, страноведению,
лингвистике, психологии, политологии. Это связано как с
престижностью в современном обществе определенных профессий и
учебных заведений, так и с гуманитаризацией образования.
Библиотечная практика показывает, что студенты и учащиеся
всегда были читателями публичных библиотек, как бы хорошо не
были сформированы фонды учебных заведений.
Поэтому окружная библиотека при поддержке комитета по
информационным ресурсам администрации Губернатора округа,
выступила инициатором по созданию единого информационного
пространства города, что подразумевает контакты и координацию с
учебными заведениями, их библиотеками для более качественного и
полного удовлетворения образовательных информационных
потребностей. Итогом этой совместной работы должно стать
изменение качества информационных ресурсов библиотек.
С ростом объема информации в современном обществе, ее
печатные источники не теряют своей востребованности (не смотря
на то, что это прогнозировалось), но в тоже время они органично
дополняются электронными ресурсами, которыми располагает и
наша библиотека.


48
Именно молодежь, в силу своего менталитета, наиболее
активно пользуется ими для удовлетворения своих информационных
потребностей.
Так, 85% посетителей мультимедийного зала в нашей
библиотеке составляют молодые люди от 14 до 24 лет. Причем,
именно электронные ресурсы в большей степени удовлетворяют
досуговые и так называемые «правовые» интересы юношества,
которые занимают 2 и 3 места в градации информационных
потребностей молодежи.
Наиболее популярные среди молодых страницы Интернета:
• Правительственный сайт автономного округа
• Городской сайт
• Познавательные сайты: «Мир образования», «Институт
устойчивых сообществ».
• Электронные библиотеки: «Библиотека Максима
Машкова», «Электронная библиотека книг, справочников, журналов
и словарей».
• Спортивные сайты: «Все новости бокса», «Сайт
европейского футбола», «Олимпийский канал».
• Развлекательные каналы.
Кроме того, молодые люди активно работают с
законодательными базами «Консультант +», «Гарант», «Кодекс».
Таким образом, результаты социологических и
культурологических исследований, опыт работы окружной
библиотеки демонстрируют широту информационных потребностей
молодежи, рост значимости образовательного и вообще
информационного чтения, за счет уменьшения «общекультурного» и
«эстетического».
Исторически сложилось так, что отличительной чертой
публичной библиотеки была и остается общедоступность,
приоритетным направлением работы, целью своего существования в
обществе было и остается воспитание у читающей публики
культуры чтения, эстетических вкусов. Поэтому в 2005 году ГБЮ
запланировала открыть в своих стенах Центр чтения, целью
создания которого будет воспитание не просто потребителей
информации, а людей способных по достоинству оценить книгу.
Ведь согласитесь, «человек читающий» это звучит гордо!


Из опыта работы библиотеки г. Нягань по оказанию
профориентационной и психологической помощи молодежи.
Дудукалова Галина Михайловна - заведующая центром
профориентации и психологической поддержки молодежи
библиотеки г. Нягань
49
Работа с молодежью в библиотеках нашего города направлена
на обеспечение реализации прав, на равные возможности получения
информации, образования, приобщения к достижениям мировой и
отечественной культуры, что способствует социализации личности.
Среди направлений работы с молодежью следует отметить ряд
проектов:
• «Я в этом мире», направленного на познание молодым
человеком самого себя, определения своего места в
социуме;
• «Я выбираю жизнь», сюда входит цикл мероприятий о
здоровом образе жизни;
• «Родительский ликбез», информ-проект для молодых
родителей по проблемам воспитания;
• «Ориентир в мире информации», курс формирования
информационной культуры личности.
Всестороннюю помощь в образовании, саморазвитии,
самоопределении оказывает Отдел гуманитарного развития
молодежи Центральной городской библиотеки по направлениям:
«Литература», «Искусство», «Для души и пользы ради».
Но одним из приоритетных направлений работы с молодежью
в нашей системе является профессиональная ориентация, которая
осуществляется Центром профориентации и психологической
поддержки молодежи Центральной городской библиотеки.
Центр образован 1 февраля 2001 года и работает по программе
«Поиск. Призвание. Профессия».
Основная цель программы: профессиональная ориентация и
психологическая поддержка молодежи в условиях современного
рынка труда.
Задачи:
• Организация информационного пространства,
позволяющая получить максимум сведений о мире
профессий, их рынке в регионе
• Расширение представления о мире современных
профессий, их содержании и востребованности
• Организация консультативного и информационного
обслуживания учащихся в помощь выбору профессии и
учебного заведения
• Оказание психологической помощи выпускникам при
подготовке к выпускным экзаменам.
Деятельность Центра осуществляется в трех направлениях:
• информационное и библиотечно-библиографическое
• психологическое
• методическое
50
и охватывает следующие группы:
• подростки
• юношество
• молодежь
• родители.
Работа с подростками начинается с 8 класса и проходит в
рамках уроков самопознания «Такое многоликое Я…», основной
задачей которых является формирование у ребенка представления о
своих возможностях, интересах, склонностях, способностях и
повышение групповой сплоченности.
Учащиеся 9-х классов занимаются в тренинг-классе
«Психологическая подготовка к выпускным экзаменам». Занятия
рассчитаны на тренировку внимания и памяти, снятие физического и
психоэмоционального напряжения во время экзаменов.
Клуб «Путь к успеху» для учащихся 11-х классов
ориентирован на изучение основ информационной культуры,
знакомство с правилами сдачи единого государственного экзамена,
всероссийского централизованного тестирования.
Клуб «Диалог» ориентирует юношество на сознательную
работу над собой.
Помимо работы с группами центр ведет массовое
информирование:
• Ярмарки учебных мест, где проходит знакомство с
учебной базой города, правилами приема в учебные заведения,
встречи с представителями учебных заведений.
• Дни абитуриента, цель которых дать возможность
подростку задуматься над содержанием профессии, помочь
принять самостоятельное решение.
• Дни профессии направлены на информирование
молодежи о какой-либо профессии.
• Профориентационные дни в школах города проводятся
совместно с городским центром занятости населения и
помогают старшеклассникам ориентироваться в выборе
профессии и учебного заведения в городе, округе, России.
Приемлема и такая форма работы, как дни открытых дверей,
дни информации, профориентационные часы.
Удачной формой групповой работы с учащимися стало
проведение деловых игр по профориентации. Например:
• «Профессия на букву» - расширяет знания о мире
профессий
• «Самая-самая» - дает возможность по-новому взглянуть
на мир профессий
• «День из жизни» - показывает типическое и
специфическое в профессиональной жизни того или иного
51
специалиста, снимает «ореол» с так называемых «модных
профессий», объясняет суть неизвестных профессий
• «Подарок», «Автопортрет» - учит соотносить внешние
характеристики людей с различными профессиями.
Профориентационные игры дают возможность в
непосредственной форме объяснить их участникам особенности
различных профессий.
Наличие в Центре психолога позволяет на основании общих
методик и компьютерного тестирования оценить общие и
специальные способности, а также предоставить информацию о том,
какие профессии пользуются спросом на рынке труда и какие
возможности имеются для профессиональной подготовки по каждой
из этих профессий.
Проводимые тренинги способствуют самоанализу,
самоконтролю, самонаблюдению и знакомству с познавательными
психологическими процессами: вниманием, памятью, мышлением,
темпераментом, характером, интеллектом.
Молодежь обращается в Центр и за решением личностных
проблем (конфликты с родителями, друзьями, учителями).
Ежегодно совместно с Комитетом образования и науки
проводятся социологические исследования «Профессиональные
предпочтения выпускников школ и рынок труда: проблемы
социальной адаптации». Посредством таких исследований
изучаются и анализируются:
• профессиональные предпочтения выпускников
образовательных учреждений
• соответствие предлагаемым вакансиям на рынке труда в
регионе и городе
• востребованность специальностей, предоставляемых
учебными заведениями, базирующимися на территории
города.
Данное направление деятельности, с одной стороны, позволяет
прогнозировать спрос на ту или иную специальность и, с другой
стороны, помогает выпускникам школ ориентироваться в
профессиональном выборе.
В работе используются и малые формы, такие как: мини-
опросы, мини-анкетирования, блиц-опросы, – позволяющие
оперативно собрать информацию по интересующей проблеме
(образование, ЕГЭ, формы обучения).
Осуществляется и издательская деятельность в помощь
выбору профессии и учебного заведения. В 2001 году впервые в
городе был выпущен справочник «Куда пойти учиться в нашем
городе». В связи с изменениями, произошедшими в системе
профессиональной подготовки, а также в связи с потребностью в
52
информации об учебных заведениях близлежащих населенных
пунктов был издан второй выпуск справочника «Учебные заведения
Левобережья», который включил в себя информацию об учебных
заведениях Нягани, Советского, Югорска. Справочники об учебных
заведениях города переиздаются ежегодно с изменениями и
дополнениями.
С учетом потребностей молодежи издаются путеводители
серии «Мир профессий». Выпущены путеводители о профессиях в
сфере бизнеса, о юридических профессиях, о профессиях, связанных
с окружающей средой, о профессии врача, о новейших профессиях
XXI века, о филологических профессиях. Особенностью данного
издания является то, что информация о профессии сопровождается
сведениями об учебных заведениях, в которых можно получить
данную специальность (Ханты-Мансийск, Тюменская область,
Уральский округ).
Выпускаются также памятки, памятки-рекомендации,
буклеты. Одни из них содержат практические советы, связанные со
сдачей экзаменов, с выбором профессии; другие учат правильно
общаться, знакомят с навыками поведения в нестандартных
ситуациях, помогают в решении психологических проблем.
Выпущены следующие издания: буклеты-шутки «Ваш
профессиональный гороскоп», «Кто родился в…», памятки

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign